Стр. 1
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 2005 г. N 180-ПП
О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ
"КУЛЬТУРА МОСКВЫ (2005-2007 ГГ.)"
В целях решения задач комплексного социально-экономического
развития города в соответствии с основными направлениями
государственной политики в сфере культуры, определенными
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря
2000 г. N 955 "О федеральной целевой программе "Культура России
(2001-2005 годы)", и в соответствии с Законом города Москвы от 11
июля 2001 г. N 34 "О государственных целевых программах в городе
Москве" Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить городскую целевую комплексную программу "Культура
Москвы (2005-2007 гг.)" (далее - Программа) согласно приложению.
2. Определить основными задачами реализации Программы
устойчивое развитие отрасли культуры и расширение культурного
пространства города за счет развития творческих инициатив,
укрепления материально-технической базы учреждений культуры и
творческих коллективов, организации их взаимодействия с
общественными и творческими организациями, действующими в сфере
культуры и искусства.
Нацелить деятельность исполнителей и участников программных
мероприятий на решение актуальных проблем города:
- гражданско-патриотическое воспитание;
- воспитание культуры межнациональных отношений;
- развитие системы художественного и эстетического воспитания
детей;
- обеспечение доступности культурных ценностей;
- организация системы социально-культурной реабилитации
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями;
- пропаганда здорового образа жизни, профилактика наркомании и
алкоголизма;
- профилактика беспризорности и безнадзорности среди детей и
подростков.
3. Возложить на Комитет по культуре города Москвы функции
государственного заказчика - координатора работы по выполнению
мероприятий Программы. Обеспечить взаимоувязанность ее положений с
федеральной целевой программой "Культура России (2001-2005 годы)",
Генеральным планом развития Москвы до 2020 года, а также целевыми
программами структурных подразделений Правительства Москвы,
участвующих в реализации социальной политики города.
4. Возложить функции государственных заказчиков Программы в
части, их касающейся, на Департамент образования города Москвы,
Департамент социальной защиты населения города Москвы, Департамент
экономической политики и развития города Москвы, Комитет по делам
семьи и молодежи города Москвы, Комитет физической культуры и
спорта города Москвы, Комитет общественных связей города Москвы,
Комитет межрегиональных связей и национальной политики города
Москвы в целях обеспечения безусловного выполнения Программы.
Государственным заказчикам представлять в Комитет по культуре
города Москвы информацию о ходе выполнения мероприятий Программы
за каждое полугодие (1 августа и 1 февраля) с указанием финансовых
затрат.
5. Определить статус Программы как базового документа для
разработки планов, программ и проектов социально-экономического
развития административных округов и города в целом в части
развития сферы культуры и искусства.
6. Считать Целевую комплексную программу развития публичных
библиотек города Москвы как информационных интеллект-центров на
2004-2006 годы, утвержденную постановлением Правительства Москвы
от 8 июня 2004 г. N 389-ПП, подпрограммой в составе городской
целевой комплексной программы "Культура Москвы (2005-2007 гг.)".
7. Комитету общественных связей города Москвы, Комитету по
делам семьи и молодежи города Москвы в ходе реализации Программы
организовать взаимодействие учреждений культуры и общественных
организаций города, в том числе профсоюзов, ветеранских
организаций, национальных объединений, в воспитательной работе с
детьми и молодежью и поддержку негосударственных организаций,
действующих в сфере культуры.
8. Префектурам административных округов города Москвы внести
изменения в программы социально-экономического развития округов,
руководствуясь задачами, приоритетными направлениями работы и
мероприятиями в сфере культуры, предусмотренными Программой,
исходя из возможностей средств целевого бюджетного фонда развития
территорий города Москвы в пределах годовых лимитов,
предусмотренных на эти цели в 2005-2007 гг.
9. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 30
ноября 2004 г. N 824-ПП "О выводе сторонних организаций с
территорий парков культуры и отдыха "Сокольники", "Измайлово" и
"Фили" префектурам Восточного и Западного административных округов
города Москвы совместно с Департаментом имущества города Москвы,
Комитетом по культуре города Москвы и дирекциями государственных
учреждений культуры (парки культуры и отдыха) активизировать в
2005 году работу по выводу сторонних непрофильных предприятий и
организаций с территорий парков культуры и отдыха города Москвы.
10. Комитету по культуре города Москвы осуществлять
финансирование мероприятий Программы за счет и в пределах средств,
предусмотренных в бюджете города Москвы на соответствующий год.
11. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы организовать
работу по информационному обеспечению Программы в городских
средствах массовой информации.
12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову
Л.И.
О ходе выполнения постановления докладывать Мэру Москвы
ежегодно в I квартале.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 5 апреля 2005 г. N 180-ПП
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
"КУЛЬТУРА МОСКВЫ (2005-2007 ГГ.)"
Паспорт
городской целевой комплексной программы
"Культура Москвы (2005-2007 гг.)"
----------------------T----------------------------------------------------------------¬
¦Наименование ¦Городская целевая комплексная программа "Культура Москвы ¦
¦Программы ¦(2005-2007 гг.)" ¦
+---------------------+----------------------------------------------------------------+
¦Дата принятия ¦Распоряжение Правительства Москвы от 27.12.2004 N 2619-РП ¦
¦правового акта о ¦"О Плане работы Правительства Москвы на первое полугодие ¦
¦разработке Программы ¦2005 года" ¦
+---------------------+----------------------------------------------------------------+
¦Государственный ¦Комитет по культуре города Москвы ¦
¦заказчик - ¦ ¦
¦координатор ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+---------------------+----------------------------------------------------------------+
¦Государственные ¦Департаменты: образования, социальной защиты населения, ¦
¦заказчики ¦экономической политики и развития города Москвы; Комитеты: ¦
¦ ¦по делам семьи и молодежи, физической культуры и спорта, ¦
¦ ¦общественных связей, межрегиональных связей и национальной ¦
¦ ¦политики города Москвы ¦
+---------------------+----------------------------------------------------------------+
¦Основные ¦- структурные подразделения Комитета по культуре города ¦
¦разработчики ¦Москвы; ¦
¦Программы ¦- Институт социально-политических исследований Российской ¦
¦ ¦академии наук; ¦
¦ ¦- Единый научно-методический центр Комитета по культуре ¦
¦ ¦города Москвы ООО; ¦
¦ ¦- "Экокультура" ¦
+---------------------+----------------------------------------------------------------+
¦Цель Программы ¦Основной целью Программы являются оптимизация и ¦
¦ ¦модернизация культурной сферы столицы, ее творческое и ¦
¦ ¦технологическое совершенствование, повышение роли культуры ¦
¦ ¦в воспитании, просвещении и в обеспечении досуга жителей ¦
¦ ¦столицы ¦
+---------------------+----------------------------------------------------------------+
¦Задачи Программы ¦- совершенствование форм государственной поддержки ¦
¦ ¦творческой деятельности, создание благоприятных условий для ¦
¦ ¦развития и реализации имеющегося потенциала творческих сил ¦
¦ ¦столицы; ¦
¦ ¦- комплексная модернизация и создание инфраструктуры ¦
¦ ¦учреждений культуры города с целью повышения культурного ¦
¦ ¦уровня и разнообразия услуг в досуговой сфере. Развитие ¦
¦ ¦многофункциональных культурных центров на базе ¦
¦ ¦"классических" учреждений культуры; ¦
¦ ¦- устранение неравномерности развития социально-культурной ¦
¦ ¦инфраструктуры в округах и районах города. Приоритетное ¦
¦ ¦развитие социально-культурной инфраструктуры в новых, ¦
¦ ¦особенно отдаленных от центральной части города, жилых ¦
¦ ¦массивах; ¦
¦ ¦- обеспечение приоритетного развития учреждений культуры и ¦
¦ ¦досуга, ориентированных на работу с подростками и ¦
¦ ¦молодежью. Разработка и создание системы новых учреждений - ¦
¦ ¦молодежных многофункциональных центров клубного типа; ¦
¦ ¦- повышение уровня взаимодействия учреждений и организаций ¦
¦ ¦культуры в создании и реализации совместных творческих ¦
¦ ¦проектов, а также эффективное использование возможностей ¦
¦ ¦современной информационно-коммуникативной среды для ¦
¦ ¦проведения культурной политики города; ¦
¦ ¦- организация и поддержка в условиях многонационального ¦
¦ ¦мегаполиса различных форм межнационального культурного ¦
¦ ¦обмена и сотрудничества, обеспечивающих рост ¦
¦ ¦взаимопонимания и взаимоуважения жителей города различных ¦
¦ ¦наций и народностей; ¦
¦ ¦- наращивание межрегиональных и международных культурных ¦
¦ ¦связей Москвы в целом и прямых партнерских связей отдельных ¦
¦ ¦творческих коллективов и учреждений культуры; ¦
¦ ¦- дальнейшее развитие материально-технической и финансовой ¦
¦ ¦базы учреждений культуры города ¦
+---------------------+----------------------------------------------------------------+
¦Сроки и этапы ¦2005-2007 годы ¦
¦выполнения Программы ¦ ¦
+---------------------+----------------------------------------------------------------+
¦Перечень разделов и ¦1. Развитие учреждений культуры города и совершенствование ¦
¦основных мероприятий ¦их деятельности. Система мероприятий Комитета по культуре ¦
¦ ¦города Москвы по всем типам учреждений культуры и видам ¦
¦ ¦деятельности. ¦
¦ ¦2. Взаимодействие Комитета по культуре города Москвы со ¦
¦ ¦структурными подразделениями Комплекса социальной сферы ¦
¦ ¦города Москвы, Комплекса развития научно-производственного ¦
¦ ¦потенциала города Москвы, межрегиональных и общественных ¦
¦ ¦отношений и с Московским городским профессиональным союзом ¦
¦ ¦работников культуры. Система совместных мероприятий ¦
¦ ¦структурных подразделений Комплекса социальной сферы города ¦
¦ ¦Москвы и подразделений Комплекса развития научно- ¦
¦ ¦производственного потенциала города Москвы, межрегиональных ¦
¦ ¦и общественных отношений с Комитетом по культуре города ¦
¦ ¦Москвы. ¦
¦ ¦3. Укрепление и развитие материально-технической базы ¦
¦ ¦учреждений культуры. Система мероприятий по укреплению и ¦
¦ ¦развитию материально-технической базы учреждений культуры, ¦
¦ ¦включая информатизацию отрасли и оснащение ¦
¦ ¦специализированным оборудованием ¦
+---------------------+----------------------------------------------------------------+
¦Исполнители разделов ¦Комитет по культуре города Москвы, подразделения Комплекса ¦
¦и основных ¦социальной сферы города Москвы, подразделения Комплекса ¦
¦мероприятий ¦развития научно-производственного потенциала города Москвы, ¦
¦ ¦межрегиональных и общественных отношений, учреждения и ¦
¦ ¦организации культуры города Москвы, префектуры ¦
¦ ¦административных округов города Москвы, научные и ¦
¦ ¦образовательные организации, творческие союзы и деятели ¦
¦ ¦искусств ¦
+---------------------+----------------------------------------------------------------+
¦Объемы и источники ¦Объем бюджетного финансирования, необходимый для реализации ¦
¦финансирования ¦Программы, уточняется ежегодно при формировании бюджета на ¦
¦Программы ¦очередной финансовый год исходя из возможностей бюджета ¦
¦ ¦города Москвы и его доходной части. ¦
¦ ¦Впервые в Программе рассматривается возможность финансирования ¦
¦ ¦реализации мероприятий в период 2005-2007 годов по трем ¦
¦ ¦вариантам: базовому, реалистическому, оптимистическому. ¦
¦ ¦При этом предусматриваются наращивания и стабилизации ¦
¦ ¦внебюджетной составляющей в структуре общего бюджета учреждений ¦
¦ ¦культуры в размере до 30%. ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ---------------T---------------------------------------------¬ ¦
¦ ¦ ¦Сроки по ¦Объемы финансирования Программы, млн. руб., ¦ ¦
¦ ¦ ¦годам ¦по вариантам ¦ ¦
¦ ¦ ¦ +------------T--------------T-----------------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦базовый ¦реалистический¦оптимистический ¦ ¦
¦ ¦ +--------------+------------+--------------+-----------------+ ¦
¦ ¦ ¦2005-2007 гг. ¦ 49056,8¦ 54344,1¦ 63432,8¦ ¦
¦ ¦ +--------------+------------+--------------+-----------------+ ¦
¦ ¦ ¦В том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ +--------------+------------+--------------+-----------------+ ¦
¦ ¦ ¦2005 ¦ 14421,4¦ 15086,5¦ 15086,5¦ ¦
¦ ¦ +--------------+------------+--------------+-----------------+ ¦
¦ ¦ ¦2006 ¦ 16272,5¦ 18085,9¦ 21382,7¦ ¦
¦ ¦ +--------------+------------+--------------+-----------------+ ¦
¦ ¦ ¦2007 ¦ 18363,9¦ 21171,7¦ 26963,6¦ ¦
¦ ¦ L--------------+------------+--------------+------------------ ¦
+---------------------+----------------------------------------------------------------+
¦Ожидаемые результаты ¦1. Повышение художественного и профессионального уровня, ¦
¦выполнения Программы ¦разнообразия культурной среды города за счет ¦
¦ ¦государственной поддержки творческих сил в театральной и ¦
¦ ¦концертно-гастрольной, музейно-выставочной, а также в ¦
¦ ¦сфере художественного образования, кинематографии, охраны ¦
¦ ¦художественного наследия и др. ¦
¦ ¦2. Совершенствование и модернизация деятельности учреждений ¦
¦ ¦сферы культуры (музеев, выставочных залов, библиотек, ¦
¦ ¦клубов, парков культуры и отдыха, кинотеатров), мобилизация ¦
¦ ¦их резервов за счет внедрения новых коммуникативных, ¦
¦ ¦информационных и управленческих технологий, а также ¦
¦ ¦укрепления сотрудничества с общественными объединениями и ¦
¦ ¦творческими союзами. ¦
¦ ¦3. Создание на основе действующих учреждений культуры ¦
¦ ¦многофункциональных культурных центров с развитой ¦
¦ ¦инфраструктурой за счет освоения современных форм ¦
¦ ¦культурно-досуговой деятельности и внедрения современных ¦
¦ ¦учреждений культуры - молодежных многофункциональных ¦
¦ ¦центров. ¦
¦ ¦4. Достижение инновационного развития и расширения ¦
¦ ¦культурной среды города за счет укрепления культурных ¦
¦ ¦традиций и введения новаций в культурную жизнь Москвы. ¦
¦ ¦5. Обеспечение доступности учреждений культуры, культурных ¦
¦ ¦благ для всех категорий населения путем равномерного ¦
¦ ¦развития социально-культурной инфраструктуры во всех ¦
¦ ¦районах города, а также за счет льготного и бесплатного ¦
¦ ¦посещения культурных учреждений учащимися, создания ¦
¦ ¦необходимых условий для лиц с ограниченными возможностями. ¦
¦ ¦6. Формирование позитивного образа Москвы, повышение ее ¦
¦ ¦международного авторитета за счет интеграции культуры ¦
¦ ¦города в мировое и общероссийское культурное пространство. ¦
¦ ¦7. Гармонизация межнациональных отношений на основе ¦
¦ ¦взаимодействия и взаимообмена культур жителей ¦
¦ ¦многонационального мегаполиса. ¦
¦ ¦8. Достижение нового качественного уровня в кадровом, ¦
¦ ¦социальном, правовом и научно-методическом обеспечении, ¦
¦ ¦рост социальной защищенности работников отрасли, повышение ¦
¦ ¦престижа работы в учреждениях культуры города. ¦
¦ ¦9. Устойчивое функционирование и развитие учреждений ¦
¦ ¦культуры города за счет планомерного укрепления ¦
¦ ¦материально-технической базы, в том числе за счет ввода ¦
¦ ¦дополнительных площадей учреждений культуры в количестве ¦
¦ ¦95416,6 (базовый вариант), 106510,5 (реалистический ¦
¦ ¦вариант), 221899,2 кв. м (оптимистический вариант). Кроме ¦
¦ ¦того, за счет проведения капитального ремонта: при базовом ¦
¦ ¦варианте - 48 объектов культуры, при реалистическом - 51 ¦
¦ ¦объект культуры, при оптимистическом варианте - 110 ¦
¦ ¦объектов культуры ¦
L---------------------+-----------------------------------------------------------------
Введение
Настоящая Программа является основным базовым документом для
разработки планов, программ и проектов социально-экономического
развития административных округов и города Москвы в целом в части
развития сферы культуры и искусства на период 2005-2007 гг.
При создании Программы применен программно-целевой метод,
направленный на развитие культуры Москвы в период продолжающихся
качественных социально-экономических реформ. Система мероприятий
Программы отражает преемственность с выполненной городской целевой
комплексной программой "Культура Москвы (2002-2004 гг.)" и
согласована с действующими городскими и федеральными целевыми
программами.
Пути решения проблем культурной сферы, предложенные в
Программе, учитывают опыт реализации государственной культурной
политики в 2002-2004 годах, а также основаны на результатах
фундаментальных комплексных научных исследований, проведенных
Единым научно-методическим центром Комитета по культуре города
Москвы совместно с Институтом социально-политических исследований
Российской академии наук в 2002-2004 гг., среди которых:
"Социальная сфера города в оценках населения столицы", "Москвичи о
повышении своего образовательного, культурного уровня и
организации досуга", "Москвичи о состоянии публичных библиотек
города", "Мнение москвичей о театрах, театральном искусстве:
состояние и тенденции развития", "Влияние средств массовой
информации на формирование культурных запросов молодежи в Москве",
"Молодежь и преступность", "Профилактика негативных явлений в
молодежной среде средствами культуры и искусства", "Молодые
москвичи об историко-культурных, патриотических и
интернациональных традициях столицы", "Экология сознания,
духовности и культуры", "Молодежь и музыка", "Клуб - вчера,
сегодня и завтра", "Клуб - центр культурных традиций и инноваций",
"Москвичи о символике Москвы и России". Информационно-
аналитическими источниками Программы являются материалы
Московского городского комитета государственной статистики,
подразделений Комплекса социальной сферы Правительства Москвы,
ГИВЦ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской
Федерации, Единого научно-методического центра Комитета по
культуре города Москвы, Института социально-политических
исследований Российской академии наук, официальная информация
органов государственной власти, учреждений культуры, общественных
объединений и творческих союзов.
Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
1.1. Обоснование применения программных методов
для модернизации и целевой поддержки сферы культуры
города Москвы
Опыт культурного строительства в современных условиях и большой
культурный потенциал столицы обуславливают необходимость
систематической комплексной модернизации и целевой поддержки
развития сферы культуры города. Инструментом осуществления
стратегических и оперативных мер по реализации культурной политики
Правительства Москвы должна стать городская целевая комплексная
программа "Культура Москвы (2005-2007 гг.)".
Многообразие учреждений культуры и сфер их деятельности,
составляющих отрасль культуры Москвы, необходимость решать стоящие
перед ней проблемы в тесном взаимодействии с органами власти всех
уровней, с государственными и негосударственными учреждениями,
общественными организациями и творческими союзами обуславливают
необходимость решения поставленных задач программными методами в
рамках городской целевой программы. Полноценное достижение
конкретных и перспективных целей в развитии такого сложного
комплекса как культура Москвы возможно только при наличии
среднесрочного стратегического плана - программы комплексного
развития.
1.2. Основные итоги реализации программы
"Культура Москвы (2002-2004 гг.)"
Происходящие в России с начала 90-х годов политические,
экономические и социальные процессы привели к частичному изменению
культурных ориентиров у части молодежи, к потере в определенной
степени традиционных культурных ценностей полиэтнического
московского мегаполиса.
Преодоление этих тенденций стало намечаться в последние 2-3
года. Значительная роль в этом принадлежит разработке и успешной
реализации городской целевой комплексной программы "Культура
Москвы (2002-2004 гг.)", утвержденной постановлением Правительства
Москвы от 02.07.2002 N 487-ПП.
В ходе реализации программы удалось на основе целевого, научно
обоснованного, адресного подхода обеспечить согласование
направленности функционирования учреждений культуры с работой всей
социальной сферы города Москвы. Особенностью программы "Культура
Москвы (2002-2004 гг.)" стало активное взаимодействие Комитета по
культуре города Москвы со структурными подразделениями Комплекса
социальной сферы города Москвы и с Московским городским
профессиональным союзом работников культуры, творческими союзами и
деятелями искусств.
Необходимо отметить, что практически вся система программных
мероприятий, отраженная в бюджетных показателях, установленных
Правительством Москвы на развитие культуры, в 2002-2004 годах
выполнена.
За отчетный период существенно выросла доступность культурных
ценностей и услуг для населения. Как показали результаты
социологических исследований, значение этого факта получило
положительную оценку в общественном сознании горожан.
Так, в настоящее время подавляющее большинство москвичей
считает, что в Москве есть все возможности для повышения
культурного уровня <1> (см. диаграмму 1).
-----------------------------------
<1> Социологическое исследование "Москвичи о возможностях
повышения своего образовательного, культурного уровня и
организации досуга", ЕНМЦ Комитета по культуре города Москвы, М.,
2003.
Приводится диаграмма 1 "Есть ли в Москве все возможности для
повышения культурного уровня?".
------------T----------¬
¦Нет - 26% ¦Да - 74% ¦
L-----------+-----------
О положительных результатах реализации программы "Культура
Москвы (2002-2004 гг.)" свидетельствует и динамика мнений
москвичей относительно общей культурной ситуации в столице. Если в
2002 г. положительную оценку деятельности городских органов власти
в сфере культуры давали лишь 54% жителей столицы, то в 2004 г. -
уже 62%, а среди молодежи - 73%.
Выполнение системы программных мероприятий учреждениями
культуры разных типов позволило достичь определенных успехов в
приобщении к культуре самых разных социальных групп москвичей.
В сфере театрального искусства период реализации предшествующей
программы характеризуется возрастанием интереса москвичей к этому
жанру искусства. На московской театральной сцене появилось немало
новых талантливых постановок, характеризующихся оригинальностью
драматургии, режиссерских решений и исполнительского мастерства.
Было выпущено 283 премьерных спектакля. Общее число зрителей
составило более 12 млн. чел., что на 11% больше, чем за предыдущие
три года.
Впервые в городе Москве осуществлялось бюджетное финансирование
не только репертуарных театров, но и независимых творческих
коллективов различных организационно-правовых форм и видов
собственности (на конкурсной основе).
Развитию театрального искусства в Москве способствовали уже
получившие признание и новые фестивальные и конкурсные проекты, в
частности, "Золотая маска", Международный театральный фестиваль
имени А.П. Чехова, Пасхальный фестиваль, театральный проект
"Открытая сцена" и др.
Музеи и выставочные залы Москвы за истекший период развивали
новые формы работы с населением города и гостями столицы.
Пополнялись новыми, в том числе уникальными, экспонатами музейные
фонды.
В выставочных залах города демонстрировались произведения
художников из многих стран ближнего и дальнего зарубежья, регионов
России.
Всего в Москве за три года прошло более 1200 выставок, которые
посетили свыше 10 млн. человек.
Ярким событием в жизни города стало проведение Дней
исторического и культурного наследия.
Была продолжена работа по совершенствованию деятельности
библиотек, расширению книжного фонда, расширению работы с
населением. Как хорошее и удовлетворительное оценивают состояние
публичных библиотек 75% экспертов <2>.
-----------------------------------
<2> Социологическое исследование "О состоянии публичных
библиотек в Москве", ЕНМЦ, ИСПИ РАН, М., 2004.
Принципиально новый подход к работе с населением характеризует
разработанную и принятую Программу развития на базе библиотек
комплексных интеллект-центров.
Активно развивалась работа в клубах и Домах культуры. За
истекший период в клубных учреждениях работало свыше 5600
формирований, было проведено около 50 тыс. культурно-досуговых
мероприятий, которые посетили 1,5 млн. человек.
Наиболее доступными, демократичными, посещаемыми всеми
категориями населения объектами социально-культурной
инфраструктуры оставались парки культуры и отдыха. За три истекших
года их посетило более 30 млн. человек, что на 12% больше, чем в
предыдущий период. С целью оптимизации развития парков столицы в
новых условиях в 2004 году была разработана Концепция комплексного
развития "Парки Москвы".
За отчетный период 82 государственных муниципальных кинотеатра
посетило около 9 млн. чел. Валовой сбор от кинопроката составил
более 8 млн. руб. Основным стратегическим направлением в ходе
реализации программы в области кинофикации и кинопроката являлось
повышение уровня государственного регулирования в этой сфере,
увеличение численности фильмов отечественного производства. В
результате этой работы количество отечественных фильмов на
московском экране возросло с 5% в 2002 году до 14% в 2004 году.
В ходе выполнения мероприятий программы в городских
образовательных учреждениях - детских музыкальных школах, школах
искусств, средних специальных учебных заведениях удалось сохранить
устойчивый рост числа учащихся, повысить качество образования за
счет новых методик и привлечения квалифицированных кадров.
В сотрудничестве с таможенными и правоохранительными органами
был усилен контроль за вывозом и ввозом культурных ценностей через
границу Российской Федерации.
Устанавливались памятники и мемориальные доски выдающимся
деятелям истории, культуры и искусства в Москве, других регионах
России и за рубежом при широком участии общественности, органов
местного самоуправления.
В области межрегионального и международного сотрудничества
решались задачи по сохранению статуса Москвы как крупнейшего
российского и мирового культурного центра.
Было проведено 52 культурные программы в рамках Дней Москвы в
зарубежных и российских городах и Дней зарубежных и российских
городов в Москве. На базе прямых связей между учреждениями
культуры Москвы и городов-партнеров проведено 165 международных и
межрегиональных мероприятий.
Общественно значимые массовые культурные мероприятия успешно
формировали культурный облик столицы, консолидировали сознание
москвичей, внесли существенный вклад в решение актуальных
государственных социально-политических проблем. О масштабах этой
деятельности свидетельствуют следующие цифры: всего за истекший
период в той или иной степени в них приняли участие 28 млн.
москвичей, более 50 тыс. профессиональных артистов и участников
народных коллективов. Режиссерами, сценаристами и постановщиками
было создано около 300 оригинальных творческих проектов.
Особое внимание и широкий отклик у москвичей нашли мероприятия,
посвященные Дню города, Рождественские праздники, мероприятия,
связанные с подготовкой к 60-летию Победы в Великой Отечественной
войне, Днем России, молодежные программы патриотической
направленности, акции, пропагандирующие здоровый образ жизни.
Важнейшими показателями по объектам культуры являются как
количественные характеристики (посещаемость <3> и др.), так и
качественные - привлекательность для москвичей, а также
художественный и интеллектуальный уровень предлагаемого
культурного продукта.
-----------------------------------
<3> Данные Москомстата по посещаемости в целом по всем
возрастным группам. Исследования ЕНМЦ Комитета по культуре города
Москвы и Института социально-политических исследований РАН
проводились в молодежной аудитории.
Динамика спроса на культурный продукт - рост посещаемости
учреждений культуры города Москвы в 2002-2004 годах при
незначительном росте числа бюджетных учреждений культуры
приводится в таблице N 1.
Таблица N 1
ПОСЕЩАЕМОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
(млн. чел.)
-------------------------------------------T-----T-----T-----¬
¦Наименование типа учреждений культуры ¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦
+------------------------------------------+-----+-----+-----+
¦Театры ¦ 3,3 ¦ 3,4 ¦ 3,5 ¦
+------------------------------------------+-----+-----+-----+
¦Музеи и выставочные залы ¦ 3,1 ¦ 3,2 ¦ 4,25¦
+------------------------------------------+-----+-----+-----+
¦Библиотеки ¦17,2 ¦17,5 ¦17,9 ¦
+------------------------------------------+-----+-----+-----+
¦Парки культуры и отдыха ¦10,5 ¦12,0 ¦13,4 ¦
+------------------------------------------+-----+-----+-----+
¦Кинотеатры ¦ 2,9 ¦ 3,84¦ 5,0 ¦
+------------------------------------------+-----+-----+-----+
¦Учреждения культуры клубного типа (Дворцы ¦ 0,53¦ 0,69¦ 0,84¦
¦культуры, Дома культуры, клубы и прочие ¦ ¦ ¦ ¦
¦учреждения) ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------------------------+-----+-----+------
Достижению данных позитивных сдвигов способствовал целый ряд
мер, предусмотренных программой. Прежде всего, это увеличение
численности посетителей, получивших возможность бесплатно или на
льготных условиях пользоваться культурными благами в театрах,
музеях, выставочных залах, клубах по интересам, интеллект-центрах,
парках культуры и отдыха и т.п. Сумма государственной компенсации
для предоставления этих льгот в 2002-2004 годах составила более 40
млн. руб., что позволило воспользоваться ими 1,1 млн. москвичей.
Ориентация на приобщение подрастающего поколения к культурным
достижениям, взятая театрами, музеями и выставочными залами, нашла
реальное отражение в неуклонном увеличении этой категории
посетителей (таблица N 2).
Таблица N 2
ДОСТУПНОСТЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОДУКТА -
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА БЕСПЛАТНОЙ
(ЛЬГОТНОЙ) ОСНОВЕ
(тыс. чел.)
-------------------------------------T------T-----T------¬
¦Наименование учреждений культуры ¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦
+------------------------------------+------+-----+------+
¦Театры (учащиеся) ¦ 161,5¦203,1¦ 245,2¦
+------------------------------------+------+-----+------+
¦Музеи и выставочные залы (учащиеся) ¦ 119,9¦121,6¦ 127,5¦
L------------------------------------+------+-----+-------
Основные положения данной программы органически сочетались с
содержанием федеральных и городских комплексных программ,
затрагивавших проблемы сферы культуры, были ориентированы на
решение наиболее актуальных общегосударственных и городских
проблем, в том числе на воспитание гражданственности и
патриотизма, противодействие негативному влиянию массовой
культуры, на борьбу с такими явлениями, как правовой нигилизм,
пьянство, наркомания и т.п., что придало системный характер
деятельности учреждений культуры и досуга столицы, повысило ее
эффективность, укрепило влияние органов власти Москвы на городскую
сферу культуры и т.д.
Реальное расширение возможностей для культурного досуга горожан
разного уровня обеспеченности отражают результаты мониторинговых
социологических опросов 2001-2004 годов, приведенные на диаграмме
2.
Приводится диаграмма 2.
Ориентация на обеспечение доступности культурных ценностей всем
социальным слоям москвичей получила отражение в ценовой политике
учреждений культуры. Доступность конкретной услуги для
потенциального потребителя зависит от ее востребованности и уровня
цены на нее. При этом устанавливаемые московскими учреждениями
культуры цены почти всегда ниже, чем они были бы в чисто рыночных
условиях, т.е. без поддержки государства. Общий объем платных
услуг, предоставляемых населению учреждениями культуры и досуга
города в период 2002-2004 гг., ежегодно повышался и достиг в 2004
году максимального уровня - 1737,2 млн. руб.
Положительная тенденция наметилась в материальной поддержке
кадрового состава учреждений культуры, который является важнейшим
условием развития отрасли. Согласно постановлениям Правительства
Москвы от 18.12.2001 N 1157-ПП и от 02.09.2003 N 734-ПП "О
повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по
оплате труда работников организаций бюджетной сферы" за период
2002-2004 гг. средняя заработная плата работников подведомственных
учреждений культуры ежегодно увеличивалась (таблица N 3): в 2002
г. - на 44%, в 2003 г. - на 32%, в 2004 г. - на 43,2%.
Таблица N 3
РОСТ СРЕДНЕМЕСЯЧНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ
ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
-----T----------------------T-----------------------T---------------¬
¦N ¦Наименование ¦Среднемесячная ¦Проценты (%) ¦
¦п/п ¦учреждения ¦заработная плата (руб.)¦роста зарплаты ¦
¦ ¦ +-----------T-----------+к 2003 году ¦
¦ ¦ ¦за 2003 год¦за 2004 год¦ ¦
+----+----------------------+-----------+-----------+---------------+
¦1. ¦Театры ¦ 5900¦ 8727¦ 147,9¦
+----+----------------------+-----------+-----------+---------------+
¦2. ¦Музеи ¦ 5020¦ 6844¦ 136,3¦
+----+----------------------+-----------+-----------+---------------+
¦3. ¦Парки культуры и ¦ 5749¦ 9108¦ 158,4¦
¦ ¦отдыха ¦ ¦ ¦ ¦
+----+----------------------+-----------+-----------+---------------+
¦4. ¦Библиотеки ¦ 2938¦ 4492¦ 152,9¦
+----+----------------------+-----------+-----------+---------------+
¦5. ¦Дома культуры и клубы ¦ 2288¦ 3309¦ 144,6¦
+----+----------------------+-----------+-----------+---------------+
¦6. ¦Выставочные залы ¦ 2216¦ 3015¦ 136,0¦
¦ ¦округов ¦ ¦ ¦ ¦
+----+----------------------+-----------+-----------+---------------+
¦7. ¦Музыкальные школы ¦ 3994¦ 5338¦ 133,7¦
+----+----------------------+-----------+-----------+---------------+
¦ ¦Итого по культуре ¦ 4680¦ 6631¦ 141,7¦
+----+----------------------+-----------+-----------+---------------+
¦ ¦Кинотеатры ¦ 4423¦ 6455¦ 145,9¦
+----+----------------------+-----------+-----------+---------------+
¦ ¦Всего по Комитету ¦ 4701¦ 6734¦ 143,2¦
L----+----------------------+-----------+-----------+----------------
Учитывая низкий уровень среднемесячной заработной платы
работников библиотек, в целях дальнейшей социальной поддержки и
оказания им дополнительной адресной помощи решением Правительства
Москвы с 1 октября 2003 года библиотекарям установлены городские
доплаты до уровня прожиточного минимума. В результате заработная
плата библиотекарей системы Комитета по культуре города Москвы по
сравнению с 2002 годом увеличилась на 87%.
Комитет по культуре города Москвы обеспечил реализацию и
своевременное финансирование обязательств Правительства Москвы по
Московскому трехстороннему соглашению и Соглашению между
Министерством труда и социального развития Российской Федерации и
Правительством Москвы на 2004 год по установлению минимума оплаты
труда для работников подведомственных учреждений культуры: с 1 мая
2004 года - 2000 руб., с 1 октября 2004 года - 2500 руб.
1.3. Результаты реализации системы программных мероприятий
по укреплению материально-технической базы
культуры за 2002-2004 гг.
Благодаря усилиям Правительства Москвы, Комплекса социальной
сферы города Москвы, совместной работе Комитета по культуре города
Москвы и подведомственных ему учреждений и организаций с другими
структурными подразделениями Правительства Москвы были сделаны
существенные шаги в развитии отрасли по направлениям:
строительство и реконструкция объектов культуры (А), капитальный
ремонт (Б), техническое переоснащение объектов культуры (В).
А. Строительство и реконструкция
Основным направлением бюджетных капиталовложений в развитие
отрасли являлась адресная инвестиционная программа строительства и
реконструкции объектов культуры.
По театрам и концертным залам:
- завершены строительство Московского международного Дома
музыки в составе культурного центра "Красные Холмы", Московского
театра "Луны", реконструкция Московского театра под руководством
А. Джигарханяна, "Ведогонь-театра" в г. Зеленограде;
- продолжались строительство и реконструкция: Московского
академического театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-
Данченко, Московского театра "ET CETERA" под руководством А.
Калягина, МТКЦ под руководством А. Градского, МТФЦ под
руководством Л. Рюминой.
По музеям и выставочным залам:
- завершена реконструкция картинной галереи И. Глазунова,
завершено строительство нового здания галереи А. Шилова;
- продолжались работы по строительству фондохранилища
Дарвиновского музея, комплексной реконструкции и реставрации
Московского планетария, объектам Государственного музея-
заповедника "Коломенское";
- развернута реконструкция Центрального выставочного зала
"Манеж".
По библиотекам:
- осуществлен ввод библиотеки-фонда "Русское зарубежье", второй
очереди библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева; завершена
реконструкция библиотеки искусств им. А. Боголюбова.
По кинотеатрам:
- в 2004 году введены в эксплуатацию 3 детских кинотеатра,
подготовлены к сдаче еще 2 детских кинотеатра, организована работа
по подготовке проектной документации на реконструкцию 14
кинотеатров, входящих в состав ГУП "Московское кино".
По детским музыкальным школам и школам искусств:
- завершены реконструкция здания детской художественной школы N
2 и строительство нового здания Детской музыкальной школы им. В.В.
Андреева в Северо-Западном административном округе города Москвы;
- начата реконструкция с расширением площадей детской школы
искусств N 13 в Митино (Северо-Западный административный округ
города Москвы), завершена разработка проектной документации на
строительство детской музыкальной школы в Зеленограде;
- выпущены постановления Правительства Москвы о реконструкции
ДШИ им. С. Рихтера (Южный административный округ города Москвы),
ДШИ им. Римского-Корсакова (Восточный административный округ
города Москвы).
По клубным учреждениям:
- выпущено постановление Правительства Москвы о реконструкции
Государственного дома культуры "Гармония" (Южный административный
округ города Москвы), принято решение о строительстве в Юго-
Восточном округе многофункционального культурно-спортивного и
общественно-делового центра на территории парка 850-летия Москвы
за счет внебюджетных источников.
По Московскому зоопарку:
- завершена реконструкция павильона "Слоновник".
По объектам монументального искусства:
- установлены памятники: В.И. Сурикову, Б. Окуджаве, Ф.
Нансену, А. Навои, Е.Ф. Гнесиной, испанским добровольцам, погибшим
в России в годы Великой Отечественной войны, воинам-
интернационалистам, бюст К.К. Рокоссовского; памятные знаки -
доблести российских моряков-черноморцев, жертвам террористического
акта на Дубровке и др., а также 27 мемориальных досок.
Основная доля капитальных вложений в объекты отрасли
приходилась на городской бюджет. Общий объем средств, выделенных
из городского бюджета, за указанный период составил 11,1 млрд.
рублей.
В 2002-2004 гг. объемы бюджетного финансирования строительства
и реконструкции отрасли превышали плановые показатели программы и
составили 101,1% от предусмотренных программой.
В связи с удорожанием стоимости работ, материалов и
оборудования претерпели корректировку стоимостные показатели
общего объема работ по объектам, что привело к переносу сроков
ввода ряда объектов на последующие годы.
По объективным причинам не представилось возможным реализовать
все инвестиционные намерения о строительстве и реконструкции
объектов культуры, по которым были приняты постановления
Правительства города Москвы. Вместе с тем с привлечением сторонних
инвестиций удалось осуществить реконструкцию зданий Московского
театра "Современник", в ходе реализации Программы восстановления и
реконструкции государственного парка культуры и отдыха "Таганский"
была проведена реконструкция физкультурно-оздоровительного
комплекса на его территории. В рамках комплексной застройки
микрорайонов получены новые помещения под размещение библиотеки N
12 им. Н.Ф. Погодина (Центральный административный округ города
Москвы) и детской школы искусств "Старт" (Центральный
административный округ города Москвы), а также здание детской
музыкальной школы N 49 им. В.В. Андреева (Северо-Западный
административный округ города Москвы).
Б. Капитальный ремонт
Продолжался капитальный ремонт зданий:
- театров: имени Моссовета, на Малой Бронной, "У Никитских
ворот", имени Пушкина;
- музеев: "Кусково", "Останкино", Маяковского, истории города
Москвы, Высоцкого, Цветаевой, "Бородинская панорама" и др.
Выполнен большой объем работ по подготовке к открытию
|