Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В Г. МОСКВЕ ОТ 11.03.2005 О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2004 ГОДУ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

           УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ
                                   
                                ДОКЛАД
                         от 11 марта 2005 года
                                   
           О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА
          В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД
               И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2004 ГОДУ
   
                               Введение
   
       Настоящий доклад подготовлен в соответствии с частью 4 статьи 9
   Закона   города   Москвы  от  3  октября  2001  года   N   43   "Об
   Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве" и направляется  в
   Московскую городскую Думу и Мэру Москвы.
       В  основу доклада положены итоги обобщений и анализа письменных
   и  устных обращений граждан, материалы и информация, полученные  из
   префектур  административных  округов города  Москвы,  отраслевых  и
   функциональных   органов  исполнительной  власти   города   Москвы,
   органов  местного  самоуправления,  сведения,  полученные  в   ходе
   участия   в  совещаниях  и  конференциях,  на  которых  обсуждались
   вопросы  защиты прав и интересов семьи и детей, посещения различных
   государственных   учреждений   для   несовершеннолетних,   в    чьи
   обязанности  входит  защита прав и интересов  ребенка,  официальные
   статистические данные по городу Москве.
       Работа Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве (далее
   -  Уполномоченный)  и  сотрудников его аппарата  за  прошедший  год
   показала,  что  в  2004  году  наладилось  конструктивное   деловое
   взаимодействие  с  органами исполнительной  власти  города  Москвы,
   органами   местного   самоуправления,   государственными   детскими
   учреждениями,  что  позволило  защитить  и  восстановить  права   в
   социальной,  жилищной, образовательной, медицинской и  иных  сферах
   многих  детей,  оказавшихся в трудной жизненной ситуации.  Остается
   тесным  сотрудничество Уполномоченного в деле защиты прав  детей  с
   негосударственными правозащитными организациями.
       В  2004  году  от таких организаций поступило 19  обращений  по
   различным  проблемам,  по  всем  оказана  необходимая  помощь.   От
   руководителей  государственных  детских  учреждений  поступило   40
   обращений,  20 - от депутатов Московской городской Думы,  18  -  от
   руководителей   Департаментов   образования,   социальной    защиты
   населения,  жилищной  политики  и жилищного  фонда  города  Москвы,
   окружных управлений образования, 5 - из Прокуратуры города  Москвы,
   12  - из Правительства Москвы, 2 - из районных судов города Москвы,
   21 - от руководителей муниципалитетов.
       Уполномоченным  направлено  около  3000  запросов,   обращений,
   ходатайств  в  отраслевые  и функциональные  органы  исполнительной
   власти   города   Москвы,  органы  исполнительной   власти   других
   субъектов  Российской  Федерации, органы  местного  самоуправления,
   органы прокуратуры, суды, организации и учреждения.
       Помимо  вопросов, касающихся конкретной судьбы того  или  иного
   ребенка,  Уполномоченным  направлено  62  обращения  в  федеральные
   органы   законодательной  и  исполнительной  власти  и   в   органы
   законодательной и исполнительной власти города Москвы по  вопросам,
   касающимся защиты отдельных категорий детей.
       Уполномоченный  и  сотрудники его аппарата  принимали  активное
   участие   в  проведении  парламентских  слушаний,  работе  "круглых
   столов",  проводимых  Государственной  Думой  и  Советом  Федерации
   Федерального Собрания Российской Федерации, в заседаниях  комитетов
   Государственной  Думы  и  Совета  Федерации,  комиссий   Московской
   городской  Думы,  Правительства  Москвы,  работе  коллегий  органов
   исполнительной   власти  города  Москвы,  конференциях   и   других
   совещаниях,   проводимых  Департаментами  образования,   социальной
   защиты  населения  города  Москвы,  Прокуратурой  города  Москвы  и
   другими ведомствами.
       К   сожалению,  сегодня  в  России  государство   не   признает
   приоритетными   проблемы   защиты   прав   детей,    поскольку    в
   законодательных инициативах федеральных органов власти, принятых  в
   2004  году, и в пресловутом Федеральном законе N 122-ФЗ "О внесении
   изменений  в законодательные акты Российской Федерации и  признании
   утратившими   силу   некоторых  законодательных  актов   Российской
   Федерации  в  связи  с  принятием Федеральных законов  "О  внесении
   изменений  и  дополнений в Федеральный закон  "Об  общих  принципах
   организации  законодательных  (представительных)  и  исполнительных
   органов  государственной власти субъектов Российской  Федерации"  и
   "Об   общих   принципах  организации  местного   самоуправления   в
   Российской  Федерации"  (далее - Федеральный  закон  N  122-ФЗ)  не
   только не учитываются интересы детей, но и прослеживается отказ  от
   какого-либо   значимого   участия  указанных   органов   в   защите
   материнства  и детства, которая установлена статьей 38  Конституции
   Российской    Федерации.   Поэтому   в   большинстве    действующих
   федеральных   законов  такое  значимое  и  основанное   на   нормах
   Конституции  Российской  Федерации  понятие,  как  "государственная
   гарантия"   заменено  модным  сегодня,  но  менее   государственно-
   ответственным  понятием  "государственная  поддержка".  Федеральные
   органы  государственной  власти приняли  решения,  направленные  на
   существенные  ограничения важнейших конституционных прав  детей  на
   образование,   жилище,  охрану  здоровья  и   медицинскую   помощь,
   социальное обеспечение, отдых.
       Еще  три  года  назад в условиях захлестнувших  страну  детской
   беспризорности   и   безнадзорности   государством   были   приняты
   адекватные  меры  по  снижению  уровня  этих  негативных   явлений.
   Сейчас,  с  принятием нового Жилищного кодекса Российской Федерации
   (далее  -  Жилищный  кодекс), внесением изменений  в  часть  первую
   Гражданского  кодекса Российской Федерации (далее - ГК  РФ),  можно
   ожидать очередного роста беспризорности, сравнимого по масштабам  с
   беспризорностью  после  Великой  Отечественной  войны.  И  это  все
   происходит  в год празднования 60-й годовщины Победы над  фашизмом!
   Совершенно  непростительно для государства то,  что  непродуманные,
   необоснованные, не принятые обществом реформы значительно  понизили
   уровень защиты прав детей, то есть будущего России.
       Мэром Москвы, Правительством Москвы, Московской городской Думой
   приняты    меры,   направленные   на   сдерживание   разрушительных
   последствий  принятия  Федерального  закона  N  122-ФЗ,   лишившего
   значительную  часть  населения, в том  числе  детей,  льгот,  ранее
   имевшихся  и  гарантированных  Конституцией  Российской  Федерации.
   Москву  никак  нельзя  назвать регионом, где меры  по  охране  прав
   детей действуют по остаточному принципу.
       Деятельность  Правительства Москвы в 2004 году была  направлена
   на  улучшение положения семей с детьми, обеспечение охраны здоровья
   матери и ребенка, усиление помощи семье в воспитании детей.
       Соответствующие  ведомства Комплекса  социальной  сферы  города
   Москвы  проводили  работу  в области защиты  и  реализации  прав  и
   интересов   детей,   обеспечения  их   выживания   и   развития   в
   соответствии  с  государственной социальной  политикой,  отвечающей
   положениям международных правовых актов, в частности Конвенции  ООН
   о правах ребенка.
       В  городе Москве реализуются конкретные программы по социальной
   защите  семьи, женщин и детей; постоянно совершенствуется  механизм
   обеспечения   государственных  гарантий  семьям,   имеющим   детей;
   вырабатываются  концептуальные подходы к  адресному  предоставлению
   льгот  и социальных гарантий, действует система льгот и компенсаций
   для  отдельных категорий семей (молодых, многодетных, студенческих,
   неполных, с детьми-инвалидами и прочих), для детей, оставшихся  без
   попечения родителей.
       Приняты   Законы  города  Москвы  "О  ежемесячном  пособии   на
   ребенка",   "О  мерах  социальной  поддержки  отдельных   категорий
   жителей  города  Москвы",  "О порядке и  размере  выплаты  денежных
   средств    на    содержание   детей,   находящихся    под    опекой
   (попечительством)",  Комплексная программа  мер  социальной  защиты
   жителей  города Москвы на 2004 год, большинство мероприятий которой
   посвящено  детям, постановление Правительства Москвы "О ежемесячной
   компенсационной выплате отдельным категориям детей, оставшихся  без
   попечения родителей" и другие.
       На  заседании Правительства Москвы 6 апреля 2004 года заслушана
   и  утверждена  программа "Молодежь Москвы"  на  2004-2006  годы,  в
   соответствии с которой разработан и принят Закон города  Москвы  от
   28  января  2004 года N 4 "О молодежи", регулирующий  осуществление
   государственной молодежной политики в городе Москве и  установивший
   значительные  суммы выплат молодым московским семьям  при  рождении
   детей. Принято постановление Правительства Москвы от 6 апреля  2004
   года   N  199-ПП  "О  порядке  назначения  выплаты  дополнительного
   единовременного  пособия  в  связи  с  рождением  ребенка   молодым
   семьям".
       В   течение   всего  года  своевременно  и  в   полном   объеме
   выплачивались  пенсии,  пособия  и  городские  социальные  выплаты,
   предоставлялось  бесплатное  питание  в  школах,   а   также   были
   сохранены   льготы  для  отдельных  категорий  граждан   по   ранее
   действующему законодательству и решениям Правительства Москвы.
       Принятые меры позволили стабилизировать социальную обстановку в
   городе.
       Заслуживает  внимания  деятельность  исполнительной  власти  по
   развитию сети центров и отделений социальной помощи семье  и  детям
   системы  Департамента  социальной защиты  населения  города  Москвы
   (далее - Департамент социальной защиты населения).
       Различные   виды  социальных  услуг  населению   оказывают   15
   многопрофильных,  многофункциональных  центров   и   50   отделений
   социальной  помощи  семье и детям. В 2004  году  ими  были  оказаны
   услуги  364,8  тыс.  человек, из них 218,1 тыс. несовершеннолетних.
   Осуществлялся  социальный патронаж над 25,9  тыс.  семей  различных
   категорий,  нуждающихся  в социальной поддержке  и  помощи,  в  том
   числе 2,9 тыс. семей "группы риска".
       На  социальном патронаже в центрах и отделениях также находятся
   лица  из  числа  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения
   родителей,   в  возрасте  от  18  до  23  лет  (1440  человек).   В
   соответствии  с постановлением Правительства Москвы от  31  августа
   1999  года  N  797 "О мерах по социальной поддержке и  защите  прав
   детей-сирот   и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,   -
   выпускников   детских   домов   и   школ-интернатов"    (далее    -
   постановление    Правительства    Москвы    N    797)    выпускники
   обеспечиваются  жилой  площадью.  Благодаря  постоянной  заботе   о
   подопечных  специалистов  центров  и  отделений  социальной  помощи
   семье  и  детям,  а также ГУП "Моссоцгарантия" ни  один  выпускник,
   получивший   от   города   квартиру  по   договору   безвозмездного
   пользования, не лишился ее, не стал жертвой мошенников.
       В  большинстве административных округов города Москвы сложилась
   система  работы  префектур как координационно-методических  органов
   по охране прав детей во всех сферах их жизнедеятельности.
       Одновременно    с   планами   и   программами,    утвержденными
   Правительством  Москвы,  в  административных  округах   реализуются
   окружные  программы,  направленные на  улучшение  положения  детей,
   увеличение     сети    учреждений,    обеспечивающих    социальную,
   психологическую,  медицинскую помощь  семьям  с  детьми,  досуговую
   занятость несовершеннолетних, занятия спортом и прочее.
       Особое     внимание     уделяется    первичной     профилактике
   безнадзорности,   преступности,   алкоголизма   и    СПИДа    среди
   несовершеннолетних. В семи административных округах  города  Москвы
   в  течение  года  совместно  с межрайонными  центрами  "Дети  улиц"
   осуществлялось  социальное  сопровождение  определенной   категории
   подростков,    с    ними    проводилась    постоянная    социально-
   психологическая,  профориентационная  работа,  а  также  работа  по
   оказанию   помощи  детям  и  родителям,  оказавшимся  в   кризисной
   ситуации, профилактике и предупреждению девиантного поведения.
       В  ЮЗАО  города  Москвы реализуется межведомственная  программа
   "Дети   Юго-Запада   начала  XXI  века",  одним   из   приоритетных
   направлений  которой  является создание  здоровьесберегающей  среды
   обучения детей и подростков в образовательных учреждениях.  В  2004
   году  количество  школ,  содействующих укреплению  здоровья  детей,
   увеличилось с 12 до 21.
       В САО города Москвы в полном объеме выполнена целевая программа
   "Совершенствование  организации питания в  учреждениях  образования
   Северного административного округа на период с 2001 по 2004 годы".
       Одним  из  приоритетных  направлений в  деятельности  префектур
   Северо-Западного,  Западного, Северо-Восточного  и  Зеленоградского
   административных  округов города Москвы является работа  по  защите
   прав  и  законных  интересов детей, направленная на  предупреждение
   социального сиротства.
       На  территориях  указанных  округов  отработано  взаимодействие
   органов   и   учреждений  системы  профилактики  безнадзорности   и
   правонарушений   несовершеннолетних,  проводится   работа   по   ее
   совершенствованию,  особое  внимание уделяется  семьям  социального
   риска.
       Координация совместных действий дает положительные результаты.
       Органами   опеки   и  попечительства  совместно   с   районными
   комиссиями  по  делам  несовершеннолетних и  защите  их  прав  СВАО
   города  Москвы  было рассмотрено 1775 материалов дел на  родителей,
   которые  уклоняются  от  выполнения обязанностей  по  воспитанию  и
   содержанию   своих   детей,  относящихся  к  "группе   риска".   По
   результатам  рассмотрения в суды поданы иски о лишении родительских
   прав  на  476  родителей, с остальными проводится  профилактическая
   работа, оказывается необходимая помощь.
       В  Зеленоградском  административном округе города  Москвы  была
   разработана   и   утверждена  префектом  окружная  межведомственная
   программа  "Защита прав детей" на 2002-2004 годы,  главной  задачей
   которой  является  предупреждение  социального  сиротства.   Данная
   программа   обеспечивает  защиту  и  реализацию  прав  и   законных
   интересов  детей,  вовлекает гражданское общество  в  решение  этой
   важной   проблемы,   формирует   эффективные   государственные    и
   общественные механизмы защиты прав детей.
       Широкое вовлечение общественности, в том числе родительской,  в
   целях  защиты и реализации прав детей на образование, отдых, спорт,
   досуг  и занятость, подход к организации совместной деятельности  с
   общественными    организациями   как   к    одному    из    средств
   профилактической  работы используют префектуры  Центрального,  Юго-
   Западного,   Северного,  Юго-Восточного  административных   округов
   города Москвы.
       Префектуры  административных округов отмечают, что  привлечению
   родительской  общественности к участию в  решении  проблем  детства
   помогает  и  реализация  концепции программы  "Солнечный  круг"  по
   оказанию  психологической, педагогической,  социальной  и  правовой
   помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
       Заметно активизировалась деятельность по широкому использованию
   окружных  и  районных  средств  массовой  информации  в  работе   с
   населением.  Так, в СЗАО города Москвы через окружные  СМИ  ведется
   разъяснительная  работа о приоритетности семейных  форм  устройства
   детей-сирот   и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей.   В
   общественном  сознании  укрепляется мнение,  что  семья  в  большей
   мере,  чем  сиротское  учреждение,  может  поддержать  ребенка,  на
   должном  уровне  заняться его воспитанием, помочь социализироваться
   в  обществе.  В  результате  все  больше  граждан,  желающих  взять
   ребенка  на  воспитание  в  семью,  обращаются  в  органы  опеки  и
   попечительства.
       В   ЮАО  города  Москвы  издаются  специализированные  печатные
   издания,   разрабатываются  концепции  телевизионных  передач   для
   трансляции  на кабельном телевидении, материалы которых  направлены
   на   пропаганду   здорового  образа  жизни,  разъяснение   прав   и
   обязанностей   несовершеннолетних  и  их  законных  представителей,
   оказание  помощи подросткам в вопросах профессиональной  ориентации
   и трудоустройства.
       В    ЦАО    города   Москвы   для   профилактики   экстремизма,
   антинаркотической пропаганды, пропаганды здорового образа  жизни  в
   части   решения  проблем  детского  алкоголизма,  табакокурения   и
   прочего   как   целостное   информационное   пространство   активно
   используются  окружные и районные СМИ. В данном  округе  в  течение
   ряда  лет активно используется одна из наиболее перспективных  форм
   семейного  устройства детей, оставшихся без попечения родителей,  -
   патронатное воспитание.
       Рядом  префектур  на основе анализа работы  по  защите  прав  и
   законных  интересов  детей в 2004 году внесены дельные  предложения
   по  вопросам  усиления профилактической работы  с  неблагополучными
   семьями,    решению   проблем   безнадзорности   и   беспризорности
   несовершеннолетних,  необходимости  совершенствования  действующего
   законодательства, другим вопросам защиты прав детей.
       В  2004 году к Уполномоченному поступило 914 обращений и  жалоб
   (в  2003 году - 794). Из них 281 (30,7%) принято Уполномоченным  на
   личном  приеме,  293  (32,1%)  принято сотрудниками  аппарата,  199
   (21,8%)  поступило  по почте, 141 (15,4%) представлено  в  приемную
   аппарата.
       Уполномоченным   проведено   43  личных   еженедельных   приема
   населения,  на  которых  побывал 351 человек,  в  70  случаях  даны
   подробные разъяснения действующего законодательства.
       Уполномоченный  по собственной инициативе 67 раз  вмешивался  в
   ситуации нарушения прав детей.
       В   2004  году  специалисты  аппарата  Уполномоченного  приняли
   участие  в  39  судебных процессах: в четырех  из  них  в  качестве
   истца,  в  35  -  в  качестве  государственного  органа  для   дачи
   заключения  по делу. Уполномоченным были представлены 3  письменные
   позиции  по  делу  в  районные суды, 1 -  в  президиум  Московского
   городского  суда. Дано 39 заключений по делам, затрагивающим  права
   и  законные  интересы детей, в районные суды,  15  -  в  Московский
   городской суд, 3 - в Верховный Суд Российской Федерации.
       Анализ  статистических данных свидетельствует, что в 2004  году
   не  произошло  существенных  изменений  по  составу  заявителей   и
   характеру  обращений  к  Уполномоченному по сравнению  с  2002-2003
   годами.
       Состав заявителей:
       - 56,6% - родители;
       - 17,0% - иные родственники несовершеннолетних;
       - 9,9% - опекуны и попечители;
       - 2,8% - выпускники детских домов и школ-интернатов;
       -  2,5%  -  специалисты по охране прав детей  органов  опеки  и
   попечительства;
       - 2,3% - несовершеннолетние;
       - 2,0% - руководители и сотрудники детских учреждений;
       -   1,4%   -  дети-сироты  и  дети,  оставшиеся  без  попечения
   родителей;
       - 1,1% - представители общественных организаций;
       - 4,4% - иные лица.
       Причины обращения к Уполномоченному:
       -  46,7% - жалобы на нарушения жилищных прав (вопросы улучшения
   жилищных  условий;  сделки с жильем; нарушение порядка  ордерования
   общежитий;  непризнание за детьми права на жилое помещение;  защита
   жилищных  прав  лиц  из числа детей-сирот и детей,  оставшихся  без
   попечения родителей; выселения при сносе домов);
       -  12,5%  -  жалобы  на необоснованные отказы в  паспортизации,
   нарушения  прав  в  вопросах  предоставления  гражданства,  тяжелое
   материальное положение семей и т.д.;
       -  10,4%  -  жалобы на нарушения права ребенка на проживание  с
   родителями,  воспитание и заботу с их стороны,  а  также  права  на
   общение   с   родителями   и  другими  родственниками   (споры   об
   определении места жительства ребенка, нарушение права на общение  с
   ребенком,  участие в его воспитании отдельно проживающего родителя,
   а также других родственников);
       -  9,2%  -  жалобы  на уклонение родителей от выполнения  своих
   обязанностей,  злоупотребление  родителями  родительскими   правами
   (незаконное  ухудшение качества жизни детей, жестокое обращение,  в
   том   числе   и   психическое   насилие;   совершение   умышленного
   преступления в отношении другого родителя);
       -  8,6%  -  жалобы на нарушение имущественных прав ребенка  (на
   получение  алиментов,  пенсии по случаю потери  кормильца,  выплаты
   денежных    средств    для    детей,   находящихся    под    опекой
   (попечительством), вопросы наследства);
       -  8,4%  -  жалобы  на нарушение права на жизнь,  безопасность,
   неприкосновенность  личности,  уважение  человеческого  достоинства
   детей, охрану их здоровья (насилие по отношению к детям в семьях  и
   в  образовательных учреждениях всех видов; содержание и  воспитание
   детей  в социально неблагополучных или экологически неблагоприятных
   условиях; нарушение прав детей-инвалидов);
       -   4,2%   -  жалобы  на  нарушения  прав  детей-сирот,  детей,
   оставшихся  без  попечения родителей, а также  выпускников  детских
   домов и приравненных к ним лиц.
       В ряде случаев (12%) обращения затрагивали нарушения нескольких
   различных прав несовершеннолетних.
       Анализ  поступивших обращений свидетельствует о том, что  права
   детей  в  значительном количестве случаев нарушают их родители,  то
   есть  лица, на которых в соответствии с законодательством в  первую
   очередь   возложена  обязанность  по  защите   прав   и   интересов
   несовершеннолетних,  заботе  о здоровье,  физическом,  психическом,
   духовном  и  нравственном  развитии своих  детей  (40,1%  случаев).
   Такое  положение не может не настораживать и говорит об  отсутствии
   как  надлежащего  спроса  с родителей за воспитание  детей,  так  и
   ответственности за нарушение родителями своих обязанностей.
       Среди государственных органов и учреждений, нарушающих права  и
   законные  интересы детей или не оказывающих необходимого содействия
   в  защите и восстановлении этих прав, лидируют подотчетные  органам
   исполнительной  власти учреждения - 24,5% случаев, органы  опеки  и
   попечительства - 17,7%, органы внутренних дел - 6,5%, суды -  3,7%,
   органы прокуратуры - 1%, иные органы и учреждения - 6,2%.
       Уполномоченному  и  сотрудникам его аппарата  удалось  добиться
   конкретных  положительных результатов по 24,5% обращений,  принятых
   к  рассмотрению.  В  38,3% случаев заявителям письменно  или  устно
   разъяснены способы и средства защиты прав ребенка.
       По  состоянию на 1 января 2005 года на контроле Уполномоченного
   осталось   258   обращений  и  жалоб,  или  28%  от  общего   числа
   поступивших в 2004 году.
       За  2004  год по телефону сотрудниками аппарата Уполномоченного
   дано 938 консультаций, 633 человека приняты на приемах.
       Основное  число  консультаций дано по жилищным вопросам  -  476
   (50,7%),  по  вопросам лишения родительских прав - 10, по  вопросам
   деятельности органов опеки и попечительства - 172, по  вопросам  об
   участии в воспитании ребенка отдельно проживающего родителя  -  43,
   по  вопросам  охраны здоровья детей - 23, по вопросам  следствия  и
   дознания, а также действий работников милиции - 55.
       Нередко  сотрудникам  аппарата Уполномоченного  удается  решать
   вопросы  устройства  детей, установления их правового  статуса,  не
   вступая  в переписку, просто по телефону, что значительно  экономит
   время и нередко приводит к положительному результату.
       Так,  27 февраля 2004 года по телефону обратился гражданин  М.,
   который  рассказал, что его недавно умерший сын  сожительствовал  с
   гражданкой Р., у них 6 мая 2002 года родился ребенок. Мать  бросила
   ребенка,  и  он  по акту о подкидывании, составленному  17  декабря
   2002  года  ОВД района Ивановское, был помещен в дом ребенка  N  6.
   Заявитель   считает  данного  ребенка  своим  внуком,  просит   его
   перевести  в  дом  ребенка N 15, который находится  ближе  к  месту
   жительства  заявителя, чтобы он смог его навещать.  Однако  перевод
   затруднен  тем, что муниципалитет "Ивановское" отказывается  издать
   распоряжение  о  помещении ребенка в детское учреждение  на  полное
   государственное обеспечение. На запрос главного врача дома  ребенка
   исполняющий  обязанности  руководителя  муниципального  образования
   О.А.  Василенко ответил, что им необходимо обратиться в орган опеки
   и  попечительства, на территории которого расположен  дом  ребенка,
   по    месту    фактического    нахождения    мальчика,    поскольку
   государственная   регистрация   рождения   несовершеннолетнего   Р.
   произведена    4   декабря   2003   года   в   период    нахождения
   несовершеннолетнего    в    доме   ребенка.    До    этого    между
   муниципалитетами  "Замоскворечье"  и  "Ивановское"  шла  длительная
   дискуссия о том, кто должен выносить такое распоряжение.  И  только
   после вмешательства сотрудников аппарата Уполномоченного, опять  же
   по   телефону,   муниципалитетом  "Замоскворечье"   было   вынесено
   соответствующее  распоряжение  о  помещении  мальчика   на   полное
   государственное обеспечение и он переведен в дом ребенка N 15.
       В   аппарат  Уполномоченного  поступило  обращение  сотрудников
   следственного     изолятора,    расположенного    на     территории
   муниципалитета "Печатники", с просьбой оказать помощь в  устройстве
   ребенка,  рожденного  1  сентября 2004  года  в  данном  учреждении
   несовершеннолетней  В-вой  Н., которая  направляется  по  приговору
   суда  в  места  лишения  свободы,  однако  от  воспитания  сына  не
   отказывается.   Начальник  изолятора  обращался   к   руководителям
   муниципалитетов   "Печатники"  и   "Басманный",   где   В-ва   была
   зарегистрирована,  с  просьбой принять меры к временному  помещению
   ребенка  в детское учреждение. Муниципалитет "Печатники" отказал  в
   помощи,  заявив,  что это не их вина, что учреждение  находится  на
   территории   муниципалитета.  Работники   следственного   изолятора
   вынуждены были сами, не имея никакого опыта и полномочий,  получать
   свидетельство   о  рождении  ребенка,  заниматься   вопросами   его
   устройства   и   регистрации   по  месту   жительства   матери.   В
   муниципалитете  "Басманный"  сотрудник  изолятора  в  течение   дня
   просидел  в  ожидании  распоряжения  о  помещении  ребенка  в   дом
   ребенка,  которое  было  выдано только после  настойчивых  уговоров
   работников аппарата Уполномоченного.
       В   ходе   консультаций  по  телефону  поступает  разнообразная
   информация о допускаемых нарушениях прав детей. Например,  2  марта
   2004  года позвонила мать ребенка, который посещает детский  сад  N
   1610,  и  рассказала, что она и ее муж являются инвалидами,  причем
   один  из  них в официальном порядке признан безработным,  вместе  с
   тем  с  них  ежемесячно  взыскивается плата за  посещение  ребенком
   детского  сада  в сумме 350-400 рублей. Позвонившая интересовалась,
   есть  ли  у них какие-либо льготы по оплате дошкольного учреждения.
   Женщине  дано  разъяснение,  что  в  соответствии  с  распоряжением
   Правительства  Москвы  от  10 декабря 2001  года  N  458-РП  плата,
   взимаемая   с   родителей   за  содержание   детей   в   дошкольных
   учреждениях,  установлена в размере 150 рублей в  месяц,  при  этом
   данная  категория родителей имеет право на скидку  в  размере  50%.
   Непонятно,  почему  не  могли  это объяснить  родителям  сотрудники
   детского сада.
       Тревожным  является и то обстоятельство, что  многие  граждане,
   обратившиеся  за консультацией по телефону, боятся  назвать  номера
   общеобразовательных школ, сообщить свои фамилии, хотя  рассказывают
   о  фактах  нарушений  прав  их детей на  образование.  Характерными
   являются  звонки  о  том,  что  по  тем  или  иным  причинам  детей
   отказываются   принимать  в  10-й  класс  и   родители   вынужденно
   переводят  их  в  другие  школы, однако  обращаться  с  письменными
   заявлениями  боятся, небезосновательно полагая, что  это  отразится
   на их детях.
       Прошедший  год  работы Уполномоченного показал, что  не  только
   несовершенство  действующего законодательства,  но  и  бездействие,
   формальный  подход  к  выполнению  своих  обязанностей,  равнодушие
   работников  различных  государственных и  муниципальных  органов  и
   учреждений  приводят к многочисленным нарушениям  прав  и  законных
   интересов  детей  во  всех  сферах  их  жизнедеятельности.  Нередко
   работники  указанных  органов начинают выполнять  свои  обязанности
   только  после  вмешательства Уполномоченного, а ведь  именно  в  их
   руках  находится  судьба наиболее социально незащищенных  детей,  в
   частности  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
   У  этих детей нередко нет никого, кто бы мог выступить в защиту  их
   прав,  и им остается надеяться не только на профессионализм,  но  и
   на  простое  человеческое участие со стороны тех,  кому  их  судьба
   вверена законом.
       Так, к Уполномоченному обратилась Ольга И., 1985 года рождения,
   мать  которой,  злоупотребив своими родительскими правами,  в  1995
   году    продала    квартиру,   собственниками   которой    являлись
   заявительница,  ее  мать  и старшая сестра.  Взамен  квартиры  мать
   приобрела себе в собственность дом в Калужской области. Девочку  же
   мать  лишила  и  собственности,  и  регистрации  в  городе  Москве,
   поскольку,  сняв  ее  с регистрационного учета  по  прежнему  месту
   жительства,  на  новом  -  в  Калужской  области  -  так  ее  и  не
   зарегистрировала.  В  Калужской  области  Ольга  И.  прожила  всего
   неделю,  после чего мать выбросила ее на улицу, как ненужную  вещь.
   Девочка  была вынуждена вернуться в Москву. С 10 лет она  скиталась
   по  знакомым  и  родственникам, некоторое время  жила  на  конюшне.
   Решением  Люблинского  районного  суда  от  25  февраля  2005  года
   установлен  тот  факт,  что Ольга И. в несовершеннолетнем  возрасте
   осталась   без  попечения  родителей.  В  результате   Оля   сможет
   воспользоваться  дополнительными  государственными   гарантиями   в
   реализации  прав  на  жилище,  образование,  медицинскую  помощь  и
   прочее,  предусмотренных  для лиц из  числа  детей-сирот  и  детей,
   оставшихся без попечения родителей.
       При  рассмотрении обращений большинством органов исполнительной
   власти   и  органов  местного  самоуправления,  правоохранительными
   органами  допускается  неоправданная  волокита,  что  не  позволяет
   своевременно  и  оперативно реагировать  на  допущенные  нарушения.
   Зачастую  при  рассмотрении  жалоб и  заявлений  сотрудники  многих
   учреждений  проявляют не только незнание Законов города Москвы  "Об
   Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве" и "Об  обращениях
   граждан", но и просто безразличие к обратившимся людям.
       Еще   в  июне  2003  года,  а  затем  в  апреле  2004  года   к
   Уполномоченному обратилась М-ва О.В. Она сообщила,  что  12  апреля
   2003   года   ее  сын  Станислав,  1998  года  рождения,  подвергся
   нападению  неизвестного  мужчины, был избит  им,  что  подтверждено
   выпиской  из  истории  болезни, данной детской городской  больницей
   им.  Н.Ф.  Филатова,  куда  ребенок  поступил  в  этот  же  день  с
   диагнозом:   сотрясение  головного  мозга,   множественные   ушибы,
   ссадины,  гематома  головы и левого бедра. Заявительница  сообщила,
   что  инспектор подразделения по делам несовершеннолетних  (далее  -
   ПДН)  ОВД  района  Бирюлево  Восточное  Савельева  Е.П.,  установив
   виновного,  не  принимает  никаких мер для  возбуждения  уголовного
   дела.  В  связи  с этим обращением было направлено  письмо  на  имя
   Нагатинского межрайонного прокурора Артюхова Э.Э. Поскольку  ответа
   не  последовало,  было  направлено три напоминания,  которые  также
   остались  без  внимания.  При таких обстоятельствах  Уполномоченный
   был  вынужден направить письмо в Прокуратуру города Москвы,  откуда
   30  апреля 2004 года получен ответ, что по заявлению М-вой О.В. ОВД
   района  Бирюлево  Восточное  неоднократно  принимались  решения  об
   отказе  в  возбуждении  уголовного дела, которые  затем  отменялись
   Нагатинским  межрайонным  прокурором,  и  материал  возвращался  на
   дополнительную  проверку.  В  связи с  нарушениями  норм  Уголовно-
   процессуального кодекса Российской Федерации (далее  -  УПК  РФ)  и
   допущенной   волокитой   внесено  представление,   по   результатам
   которого  должностные лица ОВД района Бирюлево Восточное привлечены
   к   дисциплинарной  ответственности.  На  просьбу  Уполномоченного,
   направленную в Прокуратуру города Москвы, в июле 2004 года  получен
   ответ  заместителя Прокурора города Москвы о том,  что  12  августа
   2004   года   ОВД   района   Бирюлево  Восточное   вновь   вынесено
   постановление  об отказе в возбуждении уголовного дела  в  связи  с
   отсутствием  в  действиях  К-на  С.М.  (лицо  установлено)  состава
   преступления.  Данное решение 13 августа 2004 года  вновь  отменено
   Нагатинской  межрайонной  прокуратурой, и  материал  возвращен  для
   дополнительной проверки. И вновь поставлен вопрос о  привлечении  к
   дисциплинарной ответственности должностных лиц ОВД. Таким  образом,
   более  одного года и четырех месяцев ОВД района Бирюлево  Восточное
   проводится    проверка,    выносятся    необоснованные     решения,
   наказываются должностные лица, а "воз и ныне там".
       Аналогичные  примеры можно привести и по другим  учреждениям  и
   ведомствам.
   
          Проблемы устройства детей-сирот и детей, оставшихся
     без попечения родителей, в детские государственные учреждения
   
       Особенно  острым для города Москвы в настоящее  время  является
   вопрос  устройства в государственные детские учреждения для  детей-
   сирот    и    детей,    оставшихся   без    попечения    родителей,
   несовершеннолетних  в возрасте 13-17 лет, с которыми,  естественно,
   имеются  сложности, поскольку дети уже, как правило, "запущены"  во
   всех  отношениях  и  принимать  к  ним  меры  педагогического   или
   психологического  воспитания крайне затруднительно.  Вместе  с  тем
   данная  проблема  не  снимает  с  Департамента  образования  города
   Москвы  (далее  -  Департамент образования) никакой ответственности
   за их дальнейшее устройство.
       К     Уполномоченному    обратилась    заместитель     префекта
   Зеленоградского  административного округа  города  Москвы  Забелина
   Т.Н.  в  связи с отказом Департамента образования в выдаче  путевок
   детям  16-17  лет, содержащимся в приюте "Крюково", по  причине  их
   возраста.  При  этом  в отказе содержится ссылка  на  представление
   Прокуратуры  города  Москвы  от 24 февраля  2004  года,  в  котором
   отмечалась  переполненность учреждений. Из чего следует  лишь  один
   вывод,  что нормы Семейного кодекса Российской Федерации  (далее  -
   Семейный  кодекс),  федеральное законодательство  и  законы  города
   Москвы  Департаменту образования не указ и вместо  решения  вопроса
   по существу можно просто прикрыться представлением прокуратуры.
       О    создавшемся   положении   Уполномоченный   проинформировал
   Прокуратуру  города  Москвы, которой была проведена  проверка  всех
   приютов  и  центров, находящихся в ведении Департамента  социальной
   защиты  населения.  Установлено, что в этих учреждениях  содержатся
   59   несовершеннолетних,  правовой  статус  которых  определен,   и
   подготовлены   документы   для   получения   путевок   в    детские
   государственные учреждения. Вместе с тем Департаментом  образования
   в   нарушение  статьи  123  Семейного  кодекса  необходимых  мер  к
   устройству  детей  не  принимается. В  связи  с  этим  Прокуратурой
   города  Москвы  внесено  представление в  Правительство  Москвы,  в
   соответствии  с  которым  дано поручение Департаменту  образования.
   Оттуда   поступил   ответ  о  том,  что  приняты  следующие   меры:
   подготовлено   обращение   в  Правительство   Москвы   с   просьбой
   рассмотреть  вопрос  о возможности открытия центра  постинтернатной
   адаптации  или  аналогичного учреждения,  в  котором  могли  бы  не
   только  временно проживать, но и получать юридическую,  медицинскую
   и  другие  виды  помощи выпускники сиротских учреждений,  ожидающие
   получение  жилья; решается вопрос об открытии дополнительных  групп
   в  профессиональных училищах для детей данной категории; начальнику
   отдела   социальной   защиты   детей,  оставшихся   без   попечения
   родителей,  строго  указано  на  недопустимость  подобных   фактов;
   работа  по  комплектованию образовательных  учреждений  для  детей-
   сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  взята  на
   контроль.  Однако, как впоследствии выяснилось,  вся  эта  "работа"
   была проведена Департаментом образования исключительно на бумаге.
       Кроме  того,  в связи с поступающими заявлениями  о  нарушениях
   прав  воспитанников  Прокуратурой города Москвы проведена  проверка
   деятельности  школы-интерната  N  24  для  детей-сирот   и   детей,
   оставшихся  без  попечения родителей, в  ходе  которой  также  было
   установлено,    что    Городская    медико-психолого-педагогическая
   комиссия  еще  в  ноябре 2003 года рекомендовала  12  воспитанникам
   интерната   обучение  по  программе  школы  VII  вида,   однако   в
   соответствующие учебные заведения на момент проверки (февраль  2004
   года)  они  не были переведены. Помимо этих детей в школе-интернате
   обучаются    дети-инвалиды    с    такими    заболеваниями,     как
   прогрессирующий  кифосколиоз, атрофия зрительного нерва,  нарушения
   ритма  сердца,  перевод  которых  в  специализированные  учреждения
   невозможен,  поскольку таковых в городе не существует.  Отсутствуют
   также  учреждения  для слепых и слабовидящих детей-сирот  и  детей,
   оставшихся  без  попечения родителей, в связи с  чем  своевременный
   перевод их в образовательные учреждения не обеспечивается.
       К  Уполномоченному обратился главный врач дома ребенка N  19  в
   связи  с  отказом  Департамента образования в  выдаче  путевок  для
   перевода  воспитанников Полины Г. и Николая Д. - детей с  сохранным
   интеллектом,   но   имеющих  физические  недостатки   развития,   в
   учреждение  системы  образования на основании заключения  Городской
   медико-психолого-педагогической комиссии. Отказ  также  мотивирован
   отсутствием таких учреждений в городе.
       В   связи   с   этим  Уполномоченным  было  направлено   письмо
   руководству Департамента образования, на которое получен  ответ  за
   подписью  заместителя  руководителя Департамента  о  том,  что  ими
   согласован вопрос о переводе для дальнейшего наблюдения и  обучения
   данных  детей  в  соответствии  с их  интеллектом  в  детский  дом-
   интернат  N  28 Департамента социальной защиты населения,  то  есть
   учреждение для глубоко умственно отсталых детей.
       Между  тем заместитель руководителя Департамента образования  и
   не  мог решать данный вопрос, поскольку в его компетенцию не входит
   выдача   путевок   в  учреждения  Департамента  социальной   защиты
   населения.
       Представляется, что желание некоторых должностных лиц не решать
   имеющуюся  проблему,  а  попросту  перевести  детей  куда-нибудь  и
   забыть  об их существовании нельзя назвать государственной  заботой
   об  этих детях. Такая ситуация противоречит Конвенции ООН о  правах
   ребенка, действующему федеральному законодательству.
       По сообщению главного врача детской психиатрической больницы  N
   6,  за  2002-2004  годы  Городской  медико-психолого-педагогической
   комиссией  при  больнице  было обследовано 11  воспитанников  домов
   ребенка   -  детей  с  сохранным  интеллектом,  но  которые   имели
   физические  недостатки  (нарушения  опорно-двигательного  аппарата,
   глубокое  нарушение слуха, сниженное зрение, ДЦП) и также нуждались
   в  переводе в учреждения системы образования. Существующая практика
   направления таких детей в Дмитровский и Сергиево-Посадский  детские
   дома  Московской области не является выходом из положения и  должна
   быть  срочно  разрешена  на уровне органов  государственной  власти
   города Москвы.
       В   большинстве  регионов  Российской  Федерации  действует  74
   учреждения  для  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения
   родителей,  с  физическими недостатками и сохранным интеллектом,  в
   которых обучается 8499 детей.
   
                О реализации прав детей на образование
   
       Одним   из  приоритетов  среди  социальных  запросов  населения
   является получение доступного образования.
       В   целях   реализации  Законов  города  Москвы   "О   развитии
   образования  в  городе  Москве", "Об  общем  образовании  в  городе
   Москве",  городской  целевой  программы  "Модернизация  московского
   образования   ("Столичное   образование-3")"   совместные    усилия
   специалистов  различных  ведомств  были  направлены  на   улучшение
   качества   образования,  обеспечение  права  каждого   ребенка   на
   образование.
       На   сегодняшний  день  в  городе  создана  многофункциональная
   система  дошкольного  воспитания,  обеспечивающая  широкий   спектр
   педагогических   услуг   с  учетом  возрастных   и   индивидуальных
   особенностей детей, потребностей семьи и общества в целом.  В  1822
   дошкольных   образовательных   учреждениях   системы   Департамента
   образования воспитываются 223,2 тыс. детей в возрасте от 6  месяцев
   до 7 лет.
       В  последние  годы с учетом сложившейся в Москве экономической,
   социальной  и  демографической ситуации большое внимание  уделялось
   развитию    новых    форм   дошкольного   образования    -    групп
   кратковременного пребывания для детей с 8 месяцев до  6  лет  (2003
   год  -  317  групп,  2004  год - 516). В соответствии  с  запросами
   родителей,  имеющих  ненормированный график  работы,  в  дошкольных
   образовательных  учреждениях открыты группы  с  четырнадцатичасовым
   режимом функционирования. Увеличивается количество групп для  детей
   раннего возраста (2003 год - 1806 групп, 2004 год - 1895).
       В  общеобразовательных учреждениях в форме  семейного  обучения
   получали  общее  образование 1110 детей,  не  посещающих  школу  по
   состоянию  здоровья  либо  другим причинам;  в  вечерних  школах  и
   вечерних классах обучалось 13134 человека.
       В  помощь родителям, не имеющим возможности уделять необходимое
   внимание своим детям во внеучебное время, была организована  работа
   248  школ,  работающих в режиме полного дня; 1424 школ  с  группами
   продленного дня, которые посещали более 200 тыс. детей.
       Развивается  система дополнительного образования для  различных
   возрастных  и  социальных групп детей (142  учреждения,  в  которых
   обучается свыше 300 тыс. детей и подростков).
       Безусловно, последовательная политика Правительства  Москвы  по
   всемерной  поддержке образования и его приоритетности,  доступность
   и  развитая сеть различных типов и видов образовательных учреждений
   позволяют  не только обучать, воспитывать и развивать детей,  но  и
   помогают     решать    проблемы    их    занятости,    профилактики
   безнадзорности,  правонарушений  и  других  асоциальных  проявлений
   среди подростков.
       Одним  из  основных  направлений  деятельности  образовательных
   учреждений в 2004 году оставалось сохранение и укрепление  здоровья
   детей,  которое реализуется в рамках окружных программ и  городской
   программы  "Здоровье  детей Москвы" на 2003-2005  годы.  Для  детей
   дошкольного возраста, имеющих проблемы со здоровьем и развитием,  в
   системе  образования работают 265 детских садов.  Важнейшие  задачи
   по  укреплению и сохранению здоровья детей с ослабленным  здоровьем
   решают 65 образовательных учреждений "Школа здоровья" (2003  год  -
   5  школ).  В  рамках  международной программы  школ,  содействующих
   здоровью,  работают  197 образовательных учреждений  города.  В  83
   образовательных учреждениях (в 2003 году их было лишь  30)  открыты
   центры  содействия сохранению и укреплению здоровья  обучающихся  и
   воспитанников как структурные подразделения этих учреждений.
       В  городе создана многопрофильная сеть учреждений начального  и
   среднего  профессионального образования, где в том числе  обучаются
   дети-сироты  и  дети,  оставшиеся  без  попечения  родителей,   для
   которых система профобразования является базой социализации.
       Сложившаяся    образовательно-реабилитационная    среда    этих
   учреждений   позволяет   через   профессиональное   образование   и
   социально-трудовую   адаптацию  осуществлять   реальное   включение
   молодежи в трудовую деятельность.
       В  2004  году  сделан серьезный шаг по дальнейшему  развитию  и
   совершенствованию системы профессионального образования  -  принято
   постановление Правительства Москвы от 19 октября 2004 года  N  724-
   ПП   "Об  участии  органов  исполнительной  власти  города  Москвы,
   объединений  профсоюзов  и  работодателей  в  развитии   учреждений
   начального  и  среднего  профессионального  образования  с   учетом
   потребности экономики города в квалифицированных рабочих кадрах".
       Вместе   с   тем   обращения,  поступившие  в   2004   году   к
   Уполномоченному,  а также результаты проведенных  проверок  выявили
   ряд      нарушений     прав     несовершеннолетних     учреждениями
   профессионального образования.
       В 2004 году сотрудники аппарата Уполномоченного приняли участие
   в  организованной  Прокуратурой города Москвы  проверке  исполнения
   законодательства    о   начальном   и   среднем    профессиональном
   образовании, в ходе которой выявлены массовые нарушения,  связанные
   с  ущемлением  прав  граждан  на получение  начального  и  среднего
   профессионального   образования   в   государственных   учреждениях
   города.
       Статьей 26 Всеобщей декларации прав человека провозглашено, что
   профессиональное    и   техническое   образование    должно    быть
   общедоступным   и   бесплатным.  Между  тем  эти   права   граждан,
   закрепленные в статье 43 Конституции Российской Федерации и  статье
   5  Закона  Российской Федерации от 10 июля 1992 года N  3266-1  "Об
   образовании",    не   обеспечиваются.   Более    того,    нарастает
   коммерциализация профессионального образования, в связи с  чем  все
   более сужается его доступность.
       Вопреки  требованиям  статьи 16 указанного  Закона  в  правилах
   приема   в   некоторые  образовательные  учреждения  начального   и
   среднего       профессионального       образования       содержатся
   дискриминационные ограничения, такие как регистрация лишь в  городе
   Москве  и  Московской области, тестирование, конкурс  аттестатов  и
   другие формы отбора.
       Во  многих  правилах  приема  в эти  учреждения  не  содержатся
   положения об условиях приема, порядке и причинах отчисления.
       Вопреки  требованиям  статей 5, 45 и  50  указанного  Закона  в
   городе  Москве получила распространение практика введения  денежных
   поборов,  незаконных  штрафов, взимания  платы  за  образовательные
   услуги,   оказываемые  в  рамках  государственных   образовательных
   стандартов.    Правилами    внутреннего   распорядка    Московского
   государственного  колледжа  информационных  технологий,   например,
   установлено,  что восстановление на повторное обучение  отчисленных
   по  неуспеваемости  осуществляется только на  коммерческой  основе.
   Также установлена плата за пересдачу студентом экзамена, зачета  на
   повышенную  оценку  вне  рамок расписания, выполнение  обязательных
   лабораторных,  практических, контрольных работ, программ  практики,
   пропущенных  по неуважительным причинам. В Техникуме автомобильного
   транспорта  и  предпринимательства  при  поступлении  учащихся   на
   отделение     начального    профессионального    образования     по
   специальности   "Автомеханик"   и   "Повар-кондитер"   не    только
   проводилось  тестирование,  но еще  и  взималась  за  это  плата  в
   размере  60 рублей. Со студентов спортивно-педагогического колледжа
   взималась  плата  за бланки студенческих билетов и выдачу  зачетных
   книжек.
       Согласно статье 50 Закона Российской Федерации "Об образовании"
   обучающиеся  должны обеспечиваться стипендиями. Однако в  нарушение
   Федерального  закона  от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ  "О  минимальном
   размере   оплаты   труда"   стипендии  в  подавляющем   большинстве
   учреждений    начального    профессионального    образования     не
   выплачивались   в  течение  нескольких  лет  или  выплачивались   в
   заниженном  размере,  и  это при том, что, по  данным  Департамента
   образования,  70%  учащихся данных учреждений  составляют  дети  из
   малообеспеченных  и неполных семей. Кроме того, в этих  учреждениях
   обучались  1386  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения
   родителей,  которые также лишены были законного права на  получение
   стипендий.
       Вместе  с  тем  на  запрос Уполномоченного  первый  заместитель
   руководителя   Департамента  образования  сообщил,   что   учащиеся
   профессиональных училищ получают стипендию в размере 140 рублей,  а
   дети-сироты  и  дети,  оставшиеся без попечения  родителей,  как  и
   положено по закону, повышенную - в размере 210 рублей.
       В  профессиональном  училище N 89, где обучались  435  человек,
   никто  стипендию  не получал, так как Департамент образования  в  I
   квартале  2004  года не выделил денежные средства на  эти  цели.  В
   смете  расходов  профессионального училища  на  2004  год  в  графе
   "Стипендии" значилось 0 рублей.
       В  смете  расходов профессионального училища N 206 на 2004  год
   были   заложены  следующие  статьи:  оплата  труда  государственных
   служащих,  начисления на оплату труда, продукты питания,  стипендии
   детям-сиротам, прочие трансферты. В этом учреждении обучается  трое
   учащихся  в  возрасте от 18 до 23 лет, имеющих статус  детей-сирот.
   Причем  эти дети как оставшиеся без попечения родителей учитываются
   только   после   достижения  возраста  18  лет,  и   стипендии   им
   выплачивались почему-то в размере 70 рублей.
       Факты  невыплаты  стипендий выявлены в подавляющем  большинстве
   профессиональных  училищ,  а с учащихся, оставшихся  без  попечения

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное