Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ОБЗОР СУДЕБНОЙ И РЕГИСТРАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ ПАСПОРТНО-ВИЗОВЫХ СЛУЖБ, А ТАКЖЕ ОТДЕЛОВ ВИЗ И РЕГИСТРАЦИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПОРЯДОК И ПРОЦЕДУРУ РЕГИСТРАЦИИ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ, А ТАКЖЕ БЕЖЕНЦЕВ, ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА" ОТ 27.07.2003

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
   жилым   помещением,  если  эти  граждане  являются  или  признаются
   членами  семьи собственника (нанимателя). В соответствии с  Законом
   РФ  "О  праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения,
   выбор   места   пребывания  и  жительства  в  пределах   Российской
   Федерации"  граждане  Российской Федерации  имеют  право  на  выбор
   места жительства.
       Комментарий. Решение суда принято в соответствии с  действующим
   законодательством.
       Амосова  обратилась  в  суд  с жалобой  на  действия  ПВС  ОВД,
   выразившиеся   в  отказе  в  регистрации  по  месту  жительства   в
   квартиру,   которая  ей  была  предоставлена   сыном   Амосовым   в
   Московской  области. Амосова до переезда по месту  жительства  сына
   проживала  в  Астраханской  области в  жилом  доме  без  каких-либо
   коммунально-бытовых удобств. В силу преклонного возраста  не  могла
   более  самостоятельно проживать в доме без удобств, в связи  с  чем
   вынуждена  была переехать к сыну, где проживает в настоящее  время.
   Городской   суд   05.03.2002   вынес   решение,   которым   признал
   незаконными  действия  ПВС  ОВД в отказе  в  регистрации  по  месту
   жительства Амосовой, обязал ПВС зарегистрировать Амосову  по  месту
   жительства.
       При  этом суд указал, что в соответствии с Законом РФ "О  праве
   граждан  Российской Федерации на свободу передвижения, выбор  места
   пребывания  и жительства в пределах Российской Федерации"  граждане
   Российской   Федерации  имеют  право  на  выбор  места  жительства.
   Гражданин   Российской  Федерации,  изменивший  место   жительства,
   обязан  не  позднее  семи  дней  со дня  прибытия  на  новое  место
   жительства  обратиться  к  должностному  лицу,  ответственному   за
   регистрацию,  с  заявлением  по  установленной  форме.   При   этом
   предъявляются:   паспорт   или  иной   заменяющий   его   документ,
   удостоверяющий    личность   гражданина;    документ,    являющийся
   основанием  для  вселения  гражданина  в  жилое  помещение  (ордер,
   договор,   заявление   лица,   предоставившего   гражданину   жилое
   помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная  копия.
   Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина  по
   месту  жительства  не  позднее трех дней  со  дня  предъявления  им
   документов  на регистрацию. Заявительница вселилась  в  квартиру  с
   согласия нанимателя квартиры и членов его семьи.
       Комментарий. Решение суда принято в соответствии с  действующим
   законодательством.
       Ермилов обратился с жалобой на постановление главы района и ПВС
   района,  содержащее  отказ в регистрации  на  жилую  площадь  своих
   близких   родственников.  Городской  суд  06.07.2001  счел   жалобу
   подлежащей удовлетворению.
       Суд  в  решении  указал,  что согласно ст.  27  Конституции  РФ
   каждый,  кто законно находится на территории Российской  Федерации,
   имеет  право  свободно передвигаться, выбирать место  пребывания  и
   жительства.  Ермилов Ю.Е. местом своего жительства избрал  квартиру
   в  с.  Ивановское. Все совершеннолетние члены семьи, проживающие  в
   данной  квартире, дали свое согласие на его регистрацию в ней.  При
   таких  данных отказ ПВС ОВД и администрации района, по мнению суда,
   не основан на законе.
       Комментарий.   Решение  суда  правомерно.  В   соответствии   с
   действующим  законодательством в городах органами  регистрационного
   учета  граждан  по  месту пребывания и жительства  являются  органы
   внутренних дел. В соответствии со ст. 6 Закона РФ "О праве  граждан
   Российской   Федерации   на  свободу  передвижения,   выбор   места
   пребывания  и  жительства  в пределах Российской  Федерации"  орган
   регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по  месту
   жительства  не  позднее 3 дней со дня предъявления  им  документов,
   дающих  право  на регистрацию. Направление документов  Ермилова  на
   рассмотрение  в  администрацию  города  противоречит  закону,  т.к.
   городская   администрация  не  является  органом   регистрационного
   учета.  Вселение Ермилова к родственникам произошло в  соответствии
   с  требованиями  ст. 54 ЖК РСФСР, и отказ ПВС зарегистрировать  его
   по  спорному  адресу  является нарушением  конституционных  прав  и
   свобод Ермилова.
       Кстати, необходимо отметить, что Московским областным судом  по
   первой  инстанции  20.04.2001 было принято к рассмотрению  дело  по
   заявлению    правозащитной   организации   "Восход"   о   признании
   недействительным  Положения  о  комиссии  Администрации  Московской
   области по рассмотрению вопросов регистрации и снятия граждан РФ  с
   регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства  в
   пределах    Московской   области,   утвержденного    постановлением
   Губернатора Московской области от 23.01.1997 N 8-ПГ. Сославшись  на
   несоответствие   оспариваемого   Положения   Конституции    РФ    и
   федеральному   законодательству,   заявитель   указал,   что   этот
   нормативный  акт  был  направлен на  установление  правовой  основы
   деятельности   Администрации  Московской  области  по  рассмотрению
   вопросов  регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного  учета
   в  Московской области. Согласно п. 1 указанного Положения  комиссия
   была   образована   в   целях  единообразного   применения   правил
   регистрации    граждан,    рассмотрения   обращений    предприятий,
   учреждений  и организаций, а также отдельных граждан, не  согласных
   с    решениями    по   вопросам   регистрации   органов    местного
   самоуправления  и органов внутренних дел. В период нахождения  дела
   в  суде постановлением Губернатора Московской области от 30.07.2001
   N  223-ПГ "О признании утратившим силу пункта первого постановления
   Губернатора  Московской области от 23.01.1997 N 8-ПГ"  оспариваемый
   пункт Положения был отменен.
       Однако  при  органах местного самоуправления некоторых  районов
   области комиссии по вопросам регистрации граждан существуют, но  их
   решения по поводу регистрации носят рекомендательный характер.
   
         2.3. Регистрация по месту жительства лиц, посторонних
           собственнику жилья или основному квартиросъемщику
   
       Несмотря  на  то  что  в  ст.  8 Закона  РФ  "О  праве  граждан
   Российской   Федерации   на  свободу  передвижения,   выбор   места
   пребывания  и  жительства  в  пределах  Российской  Федерации"  дан
   исчерпывающий  перечень  оснований  ограничения  права  граждан  на
   свободу  передвижения,  выбор  места пребывания  и  жительства,  по
   мнению  Московского областного суда, регистрация  лиц,  посторонних
   собственнику   или   нанимателю  жилого   помещения,   может   быть
   произведена  лишь  при  условии, что имеется  договоренность  между
   последними  и  вселяемым  лицом или  лицами  о  пользовании  каждой
   семьей  отдельным  жилым помещением дома или  квартиры,  т.е.  если
   определен порядок пользования квартирой, или договор найма и т.д.
       Мнение  ПВУ  ГУВД  МО  по данному поводу изложено  ранее,  т.е.
   нельзя   вводить   дополнительные   ограничения   регистрации   без
   соответствующего закона.
       Копыловы,  прибывшие из г. Томска, просили суд  признать  отказ
   паспортно-визовой службы ОВД в регистрации их по  месту  жительства
   в  квартире, принадлежащей семье Андрюшиных, незаконным  и  обязать
   ПВС   их   зарегистрировать,  ссылаясь  на  то,  что  они  намерены
   проживать  в  городе  Пущино,  все  совершеннолетние  члены   семьи
   нанимателя  Андрюшиной  дали согласие на их  регистрацию.  Отказ  в
   регистрации  нарушает  их  право на свободу  передвижения  и  выбор
   места   жительства.   Городской  суд  23.01.2001   признал   жалобу
   обоснованной.
       Суд   указал,  что  заявители  являются  гражданами  Российской
   Федерации,   желают   проживать  в  Московской  области,   квартира
   находится   в   муниципальной  собственности,   наниматель   и   ее
   совершеннолетний  сын дали свое согласие на регистрацию  заявителей
   по   указанному   адресу,   но  ПВС  ОВД  отказала   заявителям   в
   регистрации,  ссылаясь  на  то,  что  решение  указанного   вопроса
   находится  в  компетенции  комиссии  по  регистрации  граждан   при
   администрации города. В соответствии со ст. 1 Закона  РФ  "О  праве
   граждан  Российской Федерации на свободу передвижения, выбор  места
   пребывания  и  жительства в пределах Российской  Федерации"  каждый
   гражданин    Российской   Федерации   имеет   право   на    свободу
   передвижения,  выбор  места  пребывания  и  жительства  в  пределах
   Российской  Федерации.  В  соответствии  со  ст.  6  Закона   орган
   регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по  месту
   жительства  не позднее трех дней со дня предъявления им  документов
   на  регистрацию.  Удовлетворяя жалобу, суд  исходит  из  того,  что
   заявители  имеют  право  на  свободу  передвижения  и  выбор  места
   жительства   в   пределах  Российской  Федерации,   отказ   ПВС   в
   регистрации заявителям по месту жительства не основан на  законе  и
   нарушает права заявителей, гарантированные Конституцией РФ.
       Комментарий.  Утверждения ПВС о том,  что  данной  регистрацией
   занимается   комиссия  по  регистрации  граждан  при  администрации
   города,  не  могут  служить основанием для отказа в  удовлетворении
   жалобы,  поскольку  решения таких комиссий  носят  рекомендательный
   характер,   вопросы   регистрации  граждан   относятся   только   к
   компетенции паспортно-визовых служб.
       Щербакова  обратилась  с жалобой на действия  паспортно-визовой
   службы   ОВД  и  просила  обязать  зарегистрировать  ее  по   месту
   жительства  вместе с ребенком, ссылаясь на то, что дом  принадлежит
   на  праве  собственности  шести  совладельцам,  каждый  из  которых
   владеет   своей   долей,  никакого  реального   раздела   дома   не
   существует,  но  порядок  пользования  домом  сложился.   Одна   из
   собственников  -  Грибкова, которой принадлежит 24/100  доли  дома,
   умерла.   Ее   долю  официально  ее  муж  Грибков  не   оформил   и
   собственником  дома не значится. Все лица, в том числе  и  Грибков,
   не  возражают,  если она будет зарегистрирована  в  доме,  так  как
   фактически   там   проживает  с  конца  2000  года.   Представитель
   паспортно-визовой  службы  ОВД  жалобу  не  признал,  пояснил,  что
   согласие  на  регистрацию  по  месту жительства  подписал  Грибков,
   который  собственником  дома не является,  так  как  официально  не
   оформил  наследство после умершей его жены Грибковой А.В., в  связи
   с  чем  регистрация  по  месту жительства гражданина  без  согласия
   одного  из  собственников является нарушением п. 1.11 постановления
   Правительства  Московской  области  от  28.11.2000  N   947-147/37.
   Городской суд 26.10.2001 признал жалобу необоснованной.
       Разрешая требования, суд указал, что в соответствии с  п.  1.11
   Правил  регистрации  и снятия граждан с регистрационного  учета  по
   месту  жительства  и  по  месту пребывания в  Москве  и  Московской
   области  оформление  регистрации  по  месту  жительства  на   жилую
   площадь,  находящуюся в собственности, осуществляется с письменного
   согласия  всех  сособственников, а при недостижении  согласия  -  в
   порядке,  установленном судом. Указанный дом  находится  в  долевой
   собственности,   реально  не  разделен,  поэтому  для   регистрации
   Щербаковой  в доме необходимо получить согласие всех собственников.
   В  данном  случае одна собственница - Грибкова, которой принадлежит
   24/100  доли дома, умерла, а ее муж Грибков официально в наследство
   не  вступил и формально собственником не является, поэтому не может
   как  собственник давать согласие на регистрацию Щербаковой  в  этом
   доме.  У  Щербаковой  в  собственности  есть  своя  квартира  в  г.
   Высоковске, куда она умышленно не регистрируется.
       Комментарий.  С  решением суда согласиться трудно.  В  Правилах
   регистрации  и  снятия граждан с регистрационного  учета  по  месту
   жительства  и по месту пребывания в Москве и Московской области  от
   30.03.1999   и   внесенных  в  них  изменениях  постановлением   от
   28.11.2000  N  947-147/37, на которые ссылаются  суд  и  паспортно-
   визовая  служба,  нет п. 1.11, а также какого-либо другого  пункта,
   регламентирующего   регистрацию   граждан   на    жилую    площадь,
   находящуюся  в собственности нескольких лиц. Пункт 1.11  имеется  в
   Методических  рекомендациях УПВС ГУВД  МО  и  касается  регистрации
   собственника   на   жилую   площадь,   находящуюся   в   совместной
   собственности.  В  соответствии с п. 3 приложения  к  постановлению
   Правительства   Москвы  и  Правительства  Московской   области   от
   30.03.1999  N  241-28  при регистрации граждан  на  жилую  площадь,
   находящуюся  в  собственности нескольких  лиц,  требуется  согласие
   всех  собственников.  В данном случае по справке  бюро  технической
   инвентаризации  сособственников  шестеро.  Пятеро   из   них   дали
   согласие на регистрацию Щербаковой с ребенком в спорном доме.  Одна
   собственница - Грибкова такого согласия дать не могла, т.к.  умерла
   до  того,  как  Щербакова обратилась с заявлением о  регистрации  в
   паспортно-визовую службу. Свидетельство о смерти  Грибковой  в  ПВС
   было представлено. Таким образом, на момент обращения Щербаковой  с
   заявлением  о  регистрации в паспортно-визовую службу реально  было
   пять  совладельцев  спорного дома, каждый из которых  выразил  свое
   согласие   на   регистрацию   семьи   Щербаковой,   что   полностью
   соответствует  указанному выше п. 3 приложения  к  постановлению  N
   241-28.  Действующее законодательство ставит регистрацию  по  месту
   жительства  в  зависимость  от  согласия  тех  совладельцев  жилого
   помещения,  которые таковыми являются на момент  обращения  лица  с
   заявлением  о  регистрации по месту жительства, а не  тех,  которые
   могут  стать  собственниками  в  будущем,  в  т.ч.  после  открытия
   наследства.  Это  не  противоречит  правам  собственников,  т.к.  в
   соответствии  с Конституцией РФ и ст. 3 Закона РФ "О праве  граждан
   Российской   Федерации   на  свободу  передвижения,   выбор   места
   пребывания   и   жительства   в  пределах   Российской   Федерации"
   регистрация  или  отсутствие таковой не  могут  служить  основанием
   ограничения или условием реализации прав и свобод граждан,  в  т.ч.
   права   на  жилище.  Сама  по  себе  регистрация  не  порождает   у
   Щербаковой  и ее ребенка права на жилую площадь в спорном  доме.  В
   соответствии со ст. 54 ЖК РСФСР право пользования жилым  помещением
   возникает  у  гражданина с момента вселения в  жилое  помещение  на
   правах  члена  семьи.  Данное вселение, как следует  из  материалов
   дела,  произошло  с согласия всех совладельцев дома  в  конце  2000
   года,  именно  с  того момента у Щербаковой и ее  ребенка  возникло
   право   пользоваться   жилым   помещением,   и   осуществление   ее
   регистрации  по  месту  жительства в указанный  дом  никаких  новых
   имущественных прав не породит. Суд правильно отметил,  что  Грибков
   на  момент  обращения гр. Щербаковой с заявлением о регистрации  по
   месту  жительства формально собственником данного дома не  является
   и  не  должен давать согласие на ее регистрацию, но суд поставил  в
   зависимость  возможность регистрации Щербаковой с семьей  от  сбора
   документов и вступления Грибкова в наследство, что нельзя  признать
   правильным.    Административные   отношения   по   регистрации    и
   имущественные    отношения    по    поводу    пользования     домом
   регламентируются разными отраслями права. Наличие  у  Щербаковой  в
   собственности  другого  жилья не должно рассматриваться  судом  как
   обстоятельство, имеющее значение для данного дела.
   
             2.4. Регистрация на жилую площадь, полученную
            на основании договоров найма, поднайма, аренды
   
       Согласно  Закону  РФ "О праве граждан Российской  Федерации  на
   свободу  передвижения,  выбор  места  пребывания  и  жительства   в
   пределах   Российской  Федерации"  регистрационный   учет   граждан
   Российской  Федерации по месту пребывания и по месту  жительства  в
   пределах   Российской  Федерации  вводится  в   целях   обеспечения
   необходимых   условий   для   реализации   гражданином   Российской
   Федерации  его  прав и свобод, а также исполнения  им  обязанностей
   перед   другими  гражданами,  государством  и  обществом.  Граждане
   Российской  Федерации обязаны регистрироваться по месту  пребывания
   и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
       Регистрация или отсутствие таковой не могут служить  основанием
   ограничения   или  условием  реализации  прав  и  свобод   граждан,
   предусмотренных   Конституцией   Российской   Федерации,   законами
   Российской Федерации, Конституциями и законами республик в  составе
   Российской Федерации. Регистрация носит уведомительный характер.
       При решении вопросов о праве граждан РФ на регистрацию по месту
   жительства в жилые помещения, в которые они вселяются на  основании
   договоров   найма,   поднайма,  коммерческого   найма,   необходимо
   учитывать  ранее  изложенные положения закона,  т.е.  принимать  во
   внимание,  что,  несмотря на то что проживание  лиц  ограничивается
   сроком   договора,   они  вправе  быть  зарегистрированы   в   этих
   помещениях, которые являются их местом жительства.
       Права  на  жилое  помещение  у нанимателей  или  поднанимателей
   ограничены   сроками   договора,   и   никаких   других   прав   на
   предоставленное  жилое помещение у таких лиц не возникает.  Однако,
   по  мнению  Московского  областного суда,  при  этом  первоначально
   стороны договора, т.е. собственник или наниматель, или
   наниматели или поднаниматели, должны в договоре определить  порядок
   пользования  жильем,  если  домом или  квартирой  будет  продолжать
   пользоваться   сам   собственник   или   наниматель.    В    случае
   предоставления нанимателям или поднанимателям для проживания  всего
   дома или квартиры определение пользования жильем не требуется.
       В дополнение ПВУ ГУВД МО полагает, что в таком случае положение
   о   том,   что  наниматели  или  поднаниматели  должны  в  договоре
   определить  порядок  пользования жильем, если домом  или  квартирой
   будет  продолжать  пользоваться  сам  собственник  или  наниматель,
   необходимо  закрепить  в  качестве  обязательного  условия   такого
   договора. Сама ПВС не имеет права требовать этого от граждан.
       Юдины  обратились в суд с жалобой на постановление главы района
   от  15.03.2002,  которым им было отказано в  регистрации  по  месту
   жительства  в д. Колычево. Заявители выразили желание проживать  по
   указанному  адресу,  АОЗТ "Колычево" открыло на  их  имя  отдельный
   лицевой  счет  на квартиру, принадлежащую АОЗТ, до  15.01.2002  они
   были  временно  зарегистрированы на указанной жилой  площади,  т.е.
   согласие  собственника жилого помещения на их регистрацию  имеется.
   Городской  суд  02.04.2002 счел заявленные  требования  подлежащими
   удовлетворению.
       Суд  пришел  к  выводу о том, что разрешение  органов  местного
   самоуправления  на  регистрацию граждан не требуется.  Заявители  с
   1997  года  проживают  по адресу в д. Колычево.  Квартира  им  была
   предоставлена  по  договору  АОЗТ  "Колычево",  на  их  имя  открыт
   лицевой  счет.  До  15.01.2002  на указанной  жилой  площади  семья
   Юдиных   была   зарегистрирована   временно.   Заявители   являются
   гражданами   Российской  Федерации.  АОЗТ  "Колычево"   дает   свое
   согласие  на  регистрацию  семьи Юдиных по  вышеуказанному  адресу.
   Однако  постановлением главы района от 15.03.2002 N 537-п  им  было
   отказано  в регистрации по выбранному месту жительства  в  связи  с
   отсутствием  договора социального найма. В соответствии  со  ст.  4
   Закона   РФ  "О  праве  граждан  Российской  Федерации  на  свободу
   передвижения,  выбор  места  пребывания  и  жительства  в  пределах
   Российской  Федерации" и п. 2 Правил регистрации и  снятия  граждан
   Российской  Федерации с регистрационного учета по месту  жительства
   в  пределах  Российской Федерации, органами регистрационного  учета
   граждан  РФ  по  месту  пребывания и по месту  жительства  являются
   органы  внутренних  дел,  следовательно,  заявление  о  регистрации
   Юдиных  по  месту  жительства  должно быть  рассмотрено  паспортно-
   визовой службой района, а не администрацией района.
       Комментарий.  Принимая решение по данному делу,  суд  правильно
   указал,  что  в  соответствии со ст. 4 Закона РФ "О  праве  граждан
   Российской   Федерации   на  свободу  передвижения,   выбор   места
   пребывания  и жительства в пределах Российской Федерации"  органами
   регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и  жительства
   являются   органы  внутренних  дел,  следовательно,   заявление   о
   регистрации   Юдиных  должно  быть  рассмотрено   паспортно-визовой
   службой  района, что рассмотрение вопросов регистрации не относится
   к компетенции главы района.
       В  случае  если бы по данному делу отказ был получен от  ПВС  и
   действия  последнего  обжаловались, то, рассматривая  данное  дело,
   суд   должен   был   проверить  и  указать  в   решении   следующие
   обстоятельства: на законных ли основаниях семья Юдиных вселилась  в
   указанную  квартиру, находится ли данная квартира на  балансе  АОЗТ
   "Колычево"  и  управомочено  ли  данное  АОЗТ  распределять   жилую
   площадь,  в  чьей собственности находится данная квартира,  с  кем,
   исходя  их  статуса  данной  квартиры,  должен  был  быть  заключен
   договор  найма.  В  случае  если  лица  поселены  в  квартиру   как
   нуждающиеся    в    улучшении   жилищных   условий    в    порядке,
   предусмотренном  для предоставления жилья, и договор  коммерческого
   найма  с  ними  не заключался, вселившись, они несли обязанности  и
   пользовались  правами нанимателя, ордер на занимаемую ими  квартиру
   им  не  был  выдан по независящим от них причинам, то не  исключено
   признание  за  такими  лицами  как  нанимателями  права  на   жилую
   площадь.
       В  соответствии со ст. 6 Закона РФ "О праве граждан  Российской
   Федерации  на  свободу  передвижения,  выбор  места  пребывания   и
   жительства  в  пределах Российской Федерации" гражданин  Российской
   Федерации,  изменивший  место жительства, обязан  не  позднее  семи
   дней  со  дня  прибытия  на  новое место  жительства  обратиться  к
   должностному  лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением  по
   установленной  форме. В связи с чем заявители должны  были  бы  при
   этом   предъявить  в  т.ч.  документ,  являющийся  основанием   для
   вселения  гражданина  в жилое помещение, т.е.  ордер  при  договоре
   социального  найма,  или  договор социального  найма,  или  договор
   коммерческого   найма,  а  также  заявление  лица,  предоставившего
   гражданину жилое помещение, или иной документ.
       Представляемый  для  регистрации документ  зависит  от  статуса
   жилого   помещения  и  от  того,  в  чьей  собственности  указанная
   квартира  находится. Если такой документ на регистрацию представлен
   не  был,  то  ПВС  должна была бы отказать в регистрации  по  месту
   жительства.   В   случае   если  бы   Юдиным   было   бы   отказано
   управомоченными   лицами   в  выдаче  им   документа,   являющегося
   основанием для вселения в данную квартиру, то это не лишило  бы  их
   права обратиться в суд с иском о защите нарушенного права.
       Довнар и Адысева обратились в суд с жалобой на отказ начальника
   паспортно-визовой службы ОВД в регистрации, ссылаясь на то, что  на
   основании   договора   аренды   от   02.08.2001,   заключенного   с
   собственником  квартиры  Глазыриной, они и  их  семьи  имеют  право
   проживать  в квартире в п. Ржавки, в которой они проживают  с  1994
   года.  Решением городского суда от 23.10.2001 требования заявителей
   удовлетворены.  Суд  обязал  начальника  ПВС  ОВД  зарегистрировать
   сроком  на  три  года,  т.е.  на период  действия  договора  аренды
   квартиры, Довнар и Адысеву в квартире N 7 в п. Ржавки.
       Комментарий. Заключенные ранее, т.е. до вступления 01.03.1996 в
   силу  части  второй Гражданского кодекса РФ, договоры аренды  жилых
   помещений с гражданами сохраняют силу на срок действия договора,  а
   с   01.03.1996   заключать  договоры  аренды  жилых   помещений   с
   гражданами   нельзя.  ГК  РФ  предусмотрено  заключение   договоров
   коммерческого найма.
       Необходимо  отметить, что сроком на три года возможно  оформить
   только регистрацию по месту пребывания. Ограничение регистрации  по
   месту  жительства на какой-то срок действующим законодательством  о
   регистрации граждан не предусмотрено.
       Суду следовало учесть, что заявители имеют право на регистрацию
   по  месту  жительства,  которая по истечении срока  договора  будет
   прекращена,   т.к.  их  проживание  на  жилой  площади  обусловлено
   договорными отношениями. Согласно ст. 3 Закона РФ "О праве  граждан
   Российской   Федерации   на  свободу  передвижения,   выбор   места
   пребывания   и   жительства   в  пределах   Российской   Федерации"
   регистрация  или  отсутствие таковой не  могут  служить  основанием
   ограничения  или условием реализации прав и свобод граждан.  Однако
   граждане  Российской  Федерации обязаны регистрироваться  по  месту
   пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
       Щербаков  обратился  в суд с жалобой на действия  администрации
   района  и  ПВС УВД, ссылаясь за то, что 27.02.2001 им и  его  сыном
   Щербаковым  подписан  договор с Хлыбовой о  передаче  в  бессрочное
   пользование   квартиры.  В  регистрации  по  месту  жительства   по
   указанному  адресу  ему  было отказано.  Городской  суд  31.05.2001
   постановил решение, которым жалобу признал обоснованной.
       При этом суд указал, что согласно Правилам регистрации и снятия
   граждан  Российской  Федерации с регистрационного  учета  по  месту
   пребывания  и  по  месту жительства в Москве и  Московской  области
   собственник  жилого  помещения вправе зарегистрировать  граждан  по
   месту их жительства на своей жилплощади.
       Комментарий.    Решение    суда   соответствует    действующему
   законодательству.   Однако  необходимо  учесть,   что   договор   о
   пользовании  чужим  имуществом всегда  срочный.  Поэтому  в  данном
   случае   правильнее  утверждать,  что  стороны  заключили   договор
   пользования жилой площадью без указания срока.
       Пуклиновы обратились в суд с жалобой на действия начальника ЖЭУ
   ЗАО  "МКЗ", которыми им отказано в принятии документов, необходимых
   для  регистрации  по месту жительства, и в самой регистрации  в  п.
   Михнево  вместе  с несовершеннолетним ребенком, сославшись  на  то,
   что  в  указанную  квартиру они поселились  на  основании  договора
   аренды,  заключенного 02.03.1995 между Пуклиновым и ТОО  ППСК  ТЭЦ-
   25,   проживают   в   указанной  квартире  постоянно,   отказом   в
   регистрации по месту жительства нарушены их права. Указав, что  ЖЭУ
   ЗАО  "МКЗ"  осуществляет  эксплуатацию и  контроль  за  соблюдением
   правил  пользования указанным жилым помещением,  Пуклиновы  просили
   признать    действия   начальника   ЖЭУ   ЗАО   "МКЗ"   Харитонова,
   уклоняющегося   от   принятия   документов,   представленных    для
   регистрации,  незаконными  и  обязать  его  зарегистрировать  их  в
   квартире.  Начальник ЖЭУ ЗАО "МКЗ" с доводами жалобы не согласился,
   пояснив,  что собственником квартиры является ППСК ТЭЦ-25,  который
   не  наделил  его  полномочиями  самостоятельно  решать  вопросы   о
   принятии  документов  на  регистрацию в принадлежащее  собственнику
   жилье.  Городской  суд  02.07.2001 постановил  решение,  которым  в
   удовлетворении требований отказал.
       Как   указал   суд,   между  сторонами  был  заключен   договор
   имущественного найма. Объем жилищных прав и обязанностей  Пуклинова
   обусловлен  договором  аренды,  по  условиям  договора  аренды   за
   арендатором  не было предусмотрено права на прописку  (регистрацию)
   в  занимаемое  жилое  помещение. Заявители  не  заключали  договора
   социального  найма жилого помещения, и их требования о  регистрации
   по  месту  жительства  не  имеют  законных  оснований.  Собственник
   спорного  жилого  помещения согласия на регистрацию  Пуклиновых  не
   дает.  Пуклиновы  зарегистрированы по другим  адресам.  Собственник
   жилого  помещения  ППСК ТЭЦ-25 не наделил Харитонова  -  начальника
   ЖЭУ  ЗАО  "МКЗ"  полномочиями  по регистрации  в  жилые  помещения,
   принадлежащие  ТЭЦ-25 на праве собственности,  поэтому  требования,
   предъявленные к Харитонову, необоснованны.
       Комментарий.  Заключенные  ранее, 01.03.1996,  договоры  аренды
   жилых  помещений с участием граждан сохраняют силу на срок действия
   договора,  с  01.03.1996  нельзя заключать  договоры  аренды  жилых
   помещений  с  гражданами, но можно заключать договор  коммерческого
   найма.  Между ТОО ППСК ТЭЦ-25 и Пуклиновым 02.03.1995 был  заключен
   договор   аренды,  согласно  которому  арендодатель   предоставляет
   Пуклинову  и  членам  его  семьи  жилое  помещение  для  проживания
   арендатора  и  членов его семьи за договорную  плату  во  временное
   пользование.  Как  следует  из дела,  Пуклинов  в  ПВС  по  вопросу
   регистрации  не  обращался.  Им оспаривались  действия  конкретного
   лица  по отказу в принятии документов на регистрацию. Из материалов
   дела   сложно   определить,  должен  ли  принимать   документы   на
   регистрацию  непосредственно  начальник  ЖЭУ  или  это   входит   в
   обязанность паспортиста, но с согласия начальника ЖЭУ,  в  связи  с
   чем  его  действия  обжаловались. В  любом  случае  суду  следовало
   учесть,  что  проживание  лица  на  основании  договора  аренды  не
   исключает  его  регистрацию по месту проживания,  т.к.  регистрация
   или  отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или
   условием  реализации  прав и свобод граждан  Российской  Федерации.
   Однако  граждане  Российской Федерации обязаны регистрироваться  по
   месту  пребывания  и  по  месту жительства  в  пределах  Российской
   Федерации.   По  истечении  срока  договора  аренды,   заключенного
   01.03.1995, регистрация Пуклиновых по месту жительства  может  быть
   прекращена.
   
          2.5. Регистрация военнослужащих по месту дислокации
                           войсковых частей
   
       На  практике  немало  споров  вызывают  вопросы,  связанные   с
   регистрацией по месту жительства военнослужащих и членов их семей.
       В   соответствии  со  ст.  15  п.  3  Закона  РФ   "О   статусе
   военнослужащих"  от  27.05.1998 N 76-ФЗ военнослужащие,  проходящие
   военную  службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на  новое
   место  военной службы военнослужащих, до получения жилых  помещений
   по    нормам,   установленным   федеральными   законами   и   иными
   нормативными  правовыми актами Российской Федерации, регистрируются
   по  месту  жительства,  в т.ч. по их просьбе  по  адресам  воинских
   частей.
       Подразделения   паспортно-визовой  службы  Московской   области
   подчас  отказывают военнослужащим в такой регистрации, ссылаясь  на
   то,  что  в  соответствии  с  Правилами  регистрации  и  снятия   с
   регистрационного  учета  граждан  Российской  Федерации  по   месту
   пребывания  и  по  месту жительства в Москве и  Московской  области
   регистрация по месту дислокации воинских частей возможна только  по
   месту  пребывания.  В  соответствии с п. 3.3 Правил  регистрации  и
   снятия  с  регистрационного учета граждан Российской  Федерации  по
   месту  пребывания  и  по  месту жительства в  Москве  и  Московской
   области   по   месту   жительства   регистрировались   только    те
   военнослужащие  с  членами  семей,  которые  были   назначены   для
   прохождения службы в Москве и Московской области в качестве  первых
   лиц     ряда    военных    ведомств,    остальные    военнослужащие
   регистрировались   по   месту  пребывания   на   срок   заключенных
   контрактов.
       Кроме     того,     паспортно-визовая    служба    регистрирует
   военнослужащих  с  членами  семьи  по  месту  жительства  по  месту
   дислокации воинских частей только при условии письменного  согласия
   командира войсковой части на регистрацию, а также при условии,  что
   члены семьи вписаны в личное дело военнослужащего.
       Суды  с  подобными  отказами  ПВС  правомерно  не  соглашаются,
   ссылаясь на общую норму Закона РФ "О статусе военнослужащих"  и  на
   недопустимость  принятия решения о регистрации по месту  жительства
   в  зависимости  от  должности военнослужащего и лица,  подписавшего
   приказ   о   его  назначении  на  службу,  а  также   от   согласия
   командования войсковой части и внесения членов семьи в личное  дело
   военнослужащего,  т.к.  Закон  РФ  "О  статусе  военнослужащих"   в
   качестве  основания  к регистрации предусматривает  только  желание
   военнослужащего.   Никакие   другие  ограничения   законодательными
   актами  не  предусмотрены.  В  то  же  время  необходимо  учитывать
   положение  п.  3  ст.  15  Закона РФ  "О  статусе  военнослужащих",
   согласно   которому   военнослужащие   регистрируются   по    месту
   жительства  по их просьбе по адресам воинских частей, по служебному
   жилому  помещению, пригодному для проживания, или общежитию.  Таким
   образом,  регистрация должна производиться по какому-то конкретному
   помещению,  расположенному на территории воинской  части.  Суды  же
   удовлетворяют  требования военнослужащих о регистрации  по  адресам
   воинских частей, а не конкретных жилых помещений, расположенных  на
   территории частей.
       Уточняющее  мнение  ПВУ ГУВД МО по этому положению  сводится  к
   следующему.  В соответствии с абзацам 4 п. 23 Правил регистрации  и
   снятия  граждан  Российской Федерации с регистрационного  учета  по
   месту  пребывания  и  по  месту жительства  в  пределах  Российской
   Федерации   военнослужащие,  поступившие  на  военную   службу   по
   контракту,   и   члены  их  семей  до  получения  жилых   помещений
   регистрируются органами регистрационного учета по месту  дислокации
   воинских  частей  в  установленном порядке.  На  основании  п.  5.3
   Инструкции  о  применении  Правил  регистрации  и  снятия   граждан
   Российской  Федерации с регистрационного учета по месту  пребывания
   и   по   месту   жительства   в   пределах   Российской   Федерации
   военнослужащие,  поступившие на военную  службу  по  контракту,  до
   получения  жилых  помещений  могут быть зарегистрированы  по  месту
   дислокации  воинских  частей  в  соответствии  с  Инструкцией.  Под
   словосочетанием  "в  установленном порядке"  и  "в  соответствии  с
   Инструкцией"  понимается осуществление регистрации  по  конкретному
   адресу,   например  по  адресу  воинской  части,  при  обязательном
   наличии  на  территории  данной воинской части  какого-либо  жилого
   помещения,  приобретшего  данный  статус  в  установленном  законом
   порядке. Осуществление регистрации как по месту жительства,  так  и
   по   месту   пребывания   лишь   при   наличии   жилого   помещения
   устанавливается  ст.  2  Закона  РФ  "О  праве  граждан  Российской
   Федерации  на  свободу  передвижения,  выбор  места  пребывания   и
   жительства  в  пределах  Российской  Федерации"  и  дублируется   в
   указанных   выше  подзаконных  нормативных  правовых   актах.   При
   отсутствии  пригодных  для  проживания  помещений  регистрация   не
   осуществляется,   так   как  регистрация   -   это   документальное
   подтверждение   фактического   (а   не   формального)    проживания
   (пребывания) гражданина в конкретном жилом помещении.  Кроме  того,
   регистрация  военнослужащих,  поступивших  на  военную  службу   по
   контракту по месту дислокации воинских частей, осуществляется  лишь
   до  получения ими жилых помещений, которые в соответствии с абзацем
   2  ч.  1  ст.  15  Закона  РФ  "О  статусе  военнослужащих"  должны
   предоставляться не позднее трехмесячного срока со дня  прибытия  на
   новое  место службы. При этом в соответствии с абзацем 1 ч.  3  ст.
   15  Закона  РФ  "О статусе военнослужащих" указанным военнослужащим
   до  получения  жилых  помещений  должны  предоставляться  служебные
   жилые   помещения,   пригодные  для  временного   проживания,   или
   общежития. При представлении документов, являющихся основанием  для
   вселения  граждан  в  жилые  помещения, находящиеся  на  территории
   воинской  части,  военнослужащие  регистрируются  в  них  по  месту
   жительства или по месту пребывания.
       Далее  в  соответствии  с  п. 3 ст.  2  Закона  РФ  "О  статусе
   военнослужащих" N 76-ФЗ от 27.05.1998 с последующими изменениями  и
   дополнениями  членами  семей  военнослужащих,  имеющими  право   на
   регистрацию  вместе  с военнослужащим по месту дислокации  воинской
   части, признаются: супруг (супруга), несовершеннолетние дети,  дети
   старше  18  лет, ставшие инвалидами до достижения ими  возраста  18
   лет,  дети  в  возрасте  до 23 лет, обучающиеся  в  образовательных
   учреждениях   по   очной  форме  обучения,  лица,  находящиеся   на
   иждивении военнослужащих.
       В случае если лица из числа военнослужащих увольняются из рядов
   Вооруженных  сил, переходят на гражданскую службу,  их  регистрация
   по  месту  жительства автоматически не прекращается. Основания  для
   снятия  их  с регистрационного учета по месту жительства  по  месту
   дислокации   воинской  части  такие  же,  как  и   для   снятия   с
   регистрационного   учета   из  жилого  помещения.   Эти   основания
   перечислены  в  ст. 7 Закона Российской Федерации "О праве  граждан
   Российской   Федерации   на  свободу  передвижения,   выбор   места
   пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
       Тимофеев  обратился  с жалобой на отказ начальника  паспортного
   стола  ОВД в регистрации по месту жительства при воинской  части  и
   указал,  что начальник паспортного стола отделения милиции  отказал
   ему  в регистрации по месту жительства при воинской части 7576, где
   он  проходит  службу, несмотря на то что все необходимые  документы
   им  оформлены и имеется ходатайство командира части на  регистрацию
   по  месту  дислокации части. Далее Тимофеев С.В.  пояснил,  что  он
   имеет  воинское  звание лейтенант, прибыл к месту службы  в/ч  7576
   вместе    с    семьей   после   окончания   Челябинского   военного
   автомобильного института и до настоящего времени не может  оформить
   место  своего  проживания  вместе с  членами  семьи  при  в/ч  7576
   городской  суд  05.03.2002 вынес решение, которым жалобу  Тимофеева
   признал обоснованной.
       Или  другой  пример. Стратиенко обратился в суд  с  жалобой  на
   действия  ПВС  УВД, ссылаясь на то, что он 10.08.2001  назначен  на
   должность  адъюнкта  очной формы подготовки в/ч  75360.  В  списках
   данной  войсковой части заявитель состоит с 18.10.2001. По прибытии
   к  месту  службы он обратился в ПВС УВД с заявлением о  регистрации
   по  месту дислокации войсковой части. Однако ему в регистрации было
   отказано.  Городской  суд  27.03.2002 постановил  решение,  которым
   признал жалобу обоснованной.
       В  последнем  случае суд в решении указал, что  регистрация  по
   адресу  войсковой  части  следует отнести к  самостоятельному  виду
   регистрации. По мнению суда, регистрация по адресу войсковой  части
   равнозначна  регистрации  по месту жительства.  Ссылка  ПВС  УВД  в
   отказе  на  п.  3.3  Правил регистрации и снятия с регистрационного
   учета  граждан Российской Федерации по месту пребывания и по  месту
   жительства    в   Москве   и   Московской   области,   утвержденных
   постановлением  Правительства  Москвы  и  Правительства  Московской
   области   от   30   марта  1999  года,  не  может   быть   признана
   обоснованной,  т.к.  указанный пункт не предусматривал  регистрации
   по  адресам войсковых частей военнослужащих и членов их  семей,  но
   Судебной  коллегией  по  гражданским делам  Московского  городского
   суда от 20.02.2001 он был признан недействительным.
       Комментарий.  Суды  удовлетворили требования  военнослужащих  о
   регистрации  по  адресам воинских частей,  а  не  конкретных  жилых
   помещений,  расположенных на территории частей. С  доводом  суда  о
   том,   что   пункт  Правил  признан  незаконным  решением  Судебной
   коллегии   Московского  городского  суда,  а  поэтому  не  подлежит
   применению, нельзя согласиться, т.к. в российской правовой  системе
   решение  суда  источником  права не  является,  это  означает,  что
   решение  суда не создает нормативную норму. Указанный пункт  Правил
   мог   быть   отменен  органом,  его  принявшим,   после   вынесения
   указанного  решения  суда в порядке исполнения  решения,  и  только
   после этого он не будет подлежать применению.
   
         2.6. Регистрация в жилых помещениях закрытых военных
          городков и закрытых административно-территориальных
                              образований
   
       В  соответствии со ст. 8 Закона РФ "О праве граждан  Российской
   Федерации  на  свободу  передвижения,  выбор  места  пребывания   и
   жительства  в  пределах  Российской  Федерации"  право  граждан  на
   свободу  передвижения, выбор места пребывания  и  жительства  может
   быть  ограничено,  в  частности, в закрытых военных  городках  и  в
   закрытых   административно-территориальных  образованиях,  перечень
   которых устанавливается законом.
       В п. 7 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации
   с  регистрационного  учета  по  месту  пребывания  и  жительства  в
   пределах    Российской   Федерации,   утвержденных   постановлением
   Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, с последующими изменениями  и
   дополнениями  также  предусмотрено,  что  регистрация   граждан   в
   закрытых     военных     городках,    закрытых     административно-
   территориальных  образованиях осуществляется с учетом  ограничений,
   устанавливаемых  федеральным  законом  (в  редакции   постановления
   Правительства РФ от 23.04.1996 N 512).
       В   Законе   РФ   "О  закрытом  административно-территориальном
   образовании"   от   14.07.1992   с   изменениями   от   28.11.1996,
   31.07.1998,  02.04.1999, 31.12.1999, 30.12.2001  дан  исчерпывающий
   перечень  таких  образований. На территории Московской  области  их
   всего три: город Краснознаменск, пос. Восход, пос. Молодежный.
       В  соответствии  со ст. 15 Закона РФ "О статусе военнослужащих"
   от  27.05.1998 в редакции от 28.06.2002 к закрытым военным городкам
   относятся  расположенные  в  населенных  пунктах  военные   городки
   воинских  частей,  имеющие  систему пропусков,  а  также  отдельные
   обособленные  военные  городки воинских частей,  расположенные  вне
   населенных  пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются
   Правительством  Российской Федерации по представлению  Министерства
   обороны    Российской   Федерации   (иного   федерального    органа
   исполнительной власти, в котором федеральным законом  предусмотрена
   военная служба).
       Распоряжением  Правительства  РФ  от  01.06.2000  N   752-р   с
   изменениями  от  02.08.2001,  09.11.2001,  18.01.2002,   09.07.2002
   утвержден  перечень  закрытых военных  городков,  имеющих  жилищный
   фонд. По Московской области это следующие территории:
   
              ---------------------------------T--------¬
              ¦Место дислокации                ¦Номер   ¦
              ¦                                ¦военного¦
              ¦                                ¦городка ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Балашихинский район, пос. Заря  ¦190-Б   ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Балашихинский район, пос. Заря  ¦413     ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Балашихинский район,            ¦417     ¦
              ¦пос. Северный                   ¦        ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Балашихинский район,            ¦418     ¦
              ¦пос. Северный                   ¦        ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Дмитровский район, п/о Дом      ¦25      ¦
              ¦отдыха "Горки"                  ¦        ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Дмитровский район, п/о Дядьково ¦511     ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Дмитровский район, ст. Икша     ¦044     ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Дмитровский район, ст. Трудовая ¦27      ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Домодедовский район, п/о        ¦537     ¦
              ¦Барыбино                        ¦        ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Домодедовский район,            ¦14      ¦
              ¦п/о Бронницы-2                  ¦        ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Домодедовский район,            ¦1       ¦
              ¦пос. Введенское                 ¦        ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Домодедовский район,            ¦15      ¦
              ¦п/о Воробьево-1                 ¦        ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Егорьевский район, пос. Починки ¦5Б      ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Звенигородский район, д. Ягунино¦1       ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Коломенский район, пос. Карасево¦27      ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Красногорский район,            ¦880     ¦
              ¦дер. Воронки                    ¦        ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Красногорский район,            ¦3       ¦
              ¦ пос. Нахабино                  ¦        ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Красногорский район,            ¦4       ¦
              ¦пос. Нахабино                   ¦        ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Красногорский район,            ¦8/1     ¦
              ¦пос. Николо-Урюпино             ¦        ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Красногорский район,            ¦79/1б   ¦
              ¦пос. Новый                      ¦        ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Ленинский район, п/о Ватутинки-1¦1/4     ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Ленинский район, п/о Коммунарка ¦339     ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Ленинский район, п/о Петровское ¦12      ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Лотошинский район, п/о Званово  ¦041     ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Луховицкий район, пос. Белоомут ¦1/11    ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Луховицкий район, г. Луховицы-3 ¦3       ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Луховицкий район, п/о Матыра    ¦045     ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Можайский район,                ¦038     ¦
              ¦пос. Сокольниково               ¦        ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Мытищинский район, п/о Марфино  ¦80/2    ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Наро-Фоминский район,           ¦33      ¦
              ¦п/о Селятино                    ¦        ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Ногинский район, дер. Ивашово   ¦415     ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Ногинский район, п/о Ямкино     ¦1       ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Одинцовский район, пос. Барвиха ¦762     ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Одинцовский район, пос. Бутынь  ¦34      ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Одинцовский район, пос. Кубинка ¦7       ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Одинцовский район, пос. Кубинка ¦413     ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Одинцовский район,              ¦5/1     ¦
              ¦пос. Кубинка-1                  ¦        ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Одинцовский район,              ¦120     ¦
              ¦пос. Кубинка-2                  ¦        ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Одинцовский район,              ¦8       ¦
              ¦пос. Кубинка-8                  ¦        ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Одинцовский район,              ¦247     ¦
              ¦пос Кубинка-10                  ¦        ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Одинцовский район, п/о Часцы    ¦12      ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Одинцовский район, п/о Часцы    ¦317     ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Подольский район, г. Климовск   ¦1-6     ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Подольский район, п/о Лесное    ¦3       ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Подольский район, п/о Приволье  ¦17      ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Пушкинский район,               ¦20      ¦
              ¦пос. Зверосовхоз                ¦        ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Пушкинский район, дер. Назарово ¦47      ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Пушкинский район, г. Софрино-1  ¦2311    ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Пушкинский район, пос. Тарасовка¦15      ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Раменский район, дер. Бритово   ¦13      ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Раменский район, дер. Зюзино    ¦674     ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Раменский район, пос. Ивановка  ¦19      ¦
              +--------------------------------+--------+
              ¦Раменский район, дер. Литвиново ¦43      ¦
              +--------------------------------+--------+

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное