Законы России
 
Навигация
Ссылки по теме
Популярное в сети
 

ПРИКАЗ ГТК РФ ОТ 07.05.97 N 242 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ВРЕМЕННОГО РАЗРЕШЕНИЯ ГОСАТОМНАДЗОРА РОССИИ РУКОВОДСТВА ПО ТАМОЖЕННОМУ КОНТРОЛЮ ДЕЛЯЩИХСЯ И РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
   момент  проведения  измерений  свидетельство   о   метрологической
   поверке.   Работники,   привлекаемые   к   работе,  должны  пройти
   необходимую  техническую  подготовку  и  иметь  допуск  на   право
   самостоятельной работы.
       Приборы для  проведения  первичного  радиационного   контроля.
   Первичный   радиационный  контроль  всех  пересекающих  таможенную
   границу  объектов  проводится  с  помощью  постоянно   действующих
   специализированных   автоматических   стационарных   систем   типа
   "Янтарь",  СРПС-2,  которые  должны  быть   оснащены   детекторами
   нейтронного и гамма - излучения,  расположенными,  как правило, по
   обеим сторонам контролируемого объекта,  а по возможности,  и  над
   ним,  а  также звуковой и (или) световой сигнализацией.  Указанные
   системы могут  иметь  специальные  устройства  обработки  сигналов
   датчиков  для  оперативной  первичной  идентификации радиационного
   груза и,  в частности,  для информирования о возможном  наличии  в
   обследуемом объекте ДРМ.
       При отсутствии  или   выходе   из   строя   специализированных
   автоматических   систем   первичный  радиационный  контроль  можно
   проводить переносными приборами, используемыми для дополнительного
   радиационного контроля.
       Приборы для проведения дополнительного радиационного контроля.
   В  качестве  таковых  используются переносные приборы типа РХГ-01,
   РМ-1401 или МКС-01Р  в  поисковом  режиме  и  в  режиме  измерения
   радиометр   МКС-01Р   с  различными  датчиками  для  каждого  вида
   излучений (Приложение 7).
       Допускается использовать   для  этих  целей  также  переносные
   радиометры типа СРП-68,  СРП-88Н,  а также любые гамма - дозиметры
   (РМ-1203, ДРГ-01Т, ДРГ-01Т1, ДБГ-06Т и т.п.).
       Приборы для проведения идентификации радиационного груза.  При
   решении   вопроса  о  природном  или  искусственном  происхождении
   радиационного груза используют переносной сцинтилляционный NaI(T1)
   гамма   -   спектрометр,   а  для  более  детального  исследования
   изотопного состава и  количественных  характеристик  радиационного
   груза  -  переносные  ППД  гамма  -  спектрометры.  Предварительно
   проводят  калибровку  используемых  спектрометров  по  энергии   и
   эффективности,   используя   метрологически   аттестованный  набор
   образцовых  спектрометрических  источников.  Методические   основы
   идентификации   нуклидного  состава  активности  с  использованием
   переносного гамма - спектрометра изложены в Приложении 8.
   
          6.9. Порядок представления информации в вышестоящие
            таможенные органы о незаконных перемещениях ДРМ
             через таможенную границу Российской Федерации
   
       6.9.1. О каждом случае обнаружения незаконного перемещения ДРМ
   через   таможенную   границу  Российской  Федерации  либо  попытки
   такового таможенный пост в течение двух  часов  сообщает  таможне,
   которая   в   течение   четырех   часов   сообщает   службе  ТКДРМ
   регионального таможенного управления,  которое докладывает об этом
   в РИТТУ (в Службу ТКДРМ ГТК России).
       Каждое срабатывание   звуковой   или   световой   сигнализации
   стационарной   системы   радиационного   контроля  или  переносной
   аппаратуры  регистрируется  в  специальном  журнале,   в   котором
   отражаются  сведения,  необходимые  для  таможенных  целей,  в том
   числе:  дата обнаружения ДРМ, таможня (таможенный пост), в которой
   они обнаружены,  наименование (характеристики) груза, транспортное
   средство,  код  ТН  ВЭД,  номер  ГТД  или  факт   ее   отсутствия,
   отправитель,  получатель,  мощность  дозы  гамма  -  излучения  на
   поверхности груза,  тип измерительного  прибора,  заводской  номер
   прибора, принятые меры.
       6.9.2. Сведения о состоянии технических средств ТКДРМ и мерах,
   принятых  при  обнаружении незаконных перемещений через таможенную
   границу  ДРМ  либо  попыток  таковых,   таможни   представляют   в
   региональные таможенные управления ежемесячно.
       6.9.3. Обобщенные сведения  о  состоянии  технических  средств
   ТКДРМ  и  мерах,  принятых  при обнаружении незаконных перемещений
   через таможенную границу ДРМ либо  попыток  таковых,  региональные
   таможенные управления представляют в РИТТУ ежеквартально.
   
            7. Меры, принимаемые при обнаружении таможенных
          правонарушений, допущенных при перемещении ДРМ через
                таможенную границу Российской Федерации
   
       7.1. Действия должностных  лиц  таможенных  органов  в  случае
   обнаружения  нарушений  таможенных  правил  (НТП),  допущенных при
   перемещении ДРМ через  таможенную  границу  Российской  Федерации,
   признаков контрабанды или иных преступлений, производство дознания
   по которым отнесено к компетенции таможенных органов, определяются
   действующим законодательством (ТК Российской Федерации,  раздел  4
   Типового порядка  таможенного оформления  и  таможенного  контроля
   товаров  и  транспортных  средств,  перемещаемых  через таможенную
   границу Российской Федерации (приложение 1 к Приказу ГТК России от
   04.04.96 N 203) с учетом следующих особенностей.
       7.2. Составление  протокола  об  НТП  при  их  обнаружении   в
   процессе   таможенного   оформления  и  таможенного  контроля  ДРМ
   осуществляется  с  участием  специалистов  службы  ТКДРМ,   отдела
   таможенных расследований и отдела дознания таможенного органа.
       7.3. При     необходимости     изъятия     ДРМ,     являющихся
   непосредственными  объектами нарушения таможенных правил,  а также
   иных   указанных  в ст.  337   ТК  Российской  Федерации  товаров,
   транспортных средств,  документов,  средств идентификации и других
   предметов,  имеющих  повышенное  радиационное  излучение  (далее в
   названном пункте - товар),  или наложения на них ареста необходимо
   обеспечить надлежащие условия их хранения.
       Порядок хранения  таких  товаров  определяется   степенью   их
   потенциальной опасности,  типом упаковки, способом транспортировки
   и наличием условий в месте их изъятия или ареста  для  безопасного
   хранения.
       Безопасное хранение конкретным  таможенным  органом  указанных
   товаров   можно   обеспечить   только   при  наличии  в  зоне  его
   деятельности специально оборудованных складов временного хранения.
   При  их отсутствии вопрос о выборе места и обеспечения необходимых
   условий для хранения этих товаров решается совместно с  таможенным
   органом,   которому   дано  право  таможенного  оформления  ДРМ  в
   конкретном регионе,  с привлечением при необходимости местной  или
   региональной комиссий.  В этом случае товар, который был изъят или
   на   который   был   наложен   арест,   передается   на   хранение
   специализированной    организации,   осуществляющей   хранение   и
   транспортировку  радиационных  грузов  и  имеющей  соответствующую
   лицензию  Госатомнадзора  России  (предприятия  системы  "Изотоп",
   "Радон" и др.).  Передачу  товара  специализированной  организации
   оформляют  актом  приемки  -  передачи.  При  необходимости  в нем
   оговаривают особые условия перевозки и хранения указанного товара.
       В процессе  передачи  должна быть обеспечена надлежащая охрана
   товара  силами  отделов  охраны  таможни  либо  привлекаемых   сил
   подразделений органов МВД России.
       При этом указанные организации  должны  обеспечить  физическую
   защиту ядерных материалов,  радиоактивных веществ,  радиоизотопных
   приборов    и    принять    надлежащие    меры    по    исключению
   несанкционированного   доступа   к   ним,   их  хищений,  утери  и
   повреждений.
       7.4. К  проведению  проверок любой информации о допущенных при
   перемещении   ДРМ   нарушениях   таможенных   правил,   полученной
   должностными   лицами   в   процессе   таможенного   оформления  и
   таможенного контроля, должны привлекаться сотрудники службы ТКДРМ.
       7.5. Дела об НТП, допущенных при перемещении ДРМ, заведенные в
   отношении юридических  лиц,  подлежат  постановке  на  контроль  в
   Региональном   таможенном   управлении  по  борьбе  с  таможенными
   правонарушениями в соответствии с порядком, определенным указанием
   ГТК России от 20.11.96 N 01-14/1280.
   
             8. Планирование мероприятий на случай аварий,
                            связанных с ДРМ
   
                  8.1. Особенности радиационных аварий
                          и аварийных ситуаций
   
       8.1.1. Радиационные аварийные ситуации и меры по их ликвидации
       К радиационным  аварийным  ситуациям  относятся   все   случаи
   незаконного  перемещения  радиационных  грузов  через границу либо
   попытки такового, в том числе:
       - провоз радиоактивных материалов под видом нерадиоактивных;
       - провоз  ДРМ   в   количестве,   превышающем   заявленное   в
   декларации;
       - провоз других радиоактивных материалов вместо заявленных.
       Сюда же можно отнести случаи провоза радиационных грузов:
       - по которым не получено разрешения на ввоз или вывоз;
       - имеющих  мощность  дозы и уровень радиоактивного загрязнения
   на поверхности упаковок,  а также мощность дозы на  контролируемых
   расстояниях  от  радиационного  груза,  превышающие  установленные
   Правилами пределы;
       - без принятых знаков маркировки.
       К радиационным аварийным ситуациям можно также отнести  случаи
   перемещения    воздушным    транспортом   упаковок   радиоактивных
   материалов,  содержащих жидкие  самовоспламеняющиеся  вещества,  и
   упаковок, подлежащих в процессе перевозки оперативному контролю, а
   также случаи провоза высокоактивных веществ, например, облученного
   ядерного топлива.
       Во всех указанных случаях вводится в действие план  "Аварийная
   ситуация", который предусматривает:
       - отвод транспортного  средства  с  обнаруженным  радиационным
   грузом   в   специальное,   изолированное  и  охраняемое  место  с
   обеспечением мер безопасности для окружающих лиц и проведение  там
   детального радиационного обследования радиационного груза;
       - извещение заинтересованных лиц и организаций об инциденте;
       - сбор  местной  комиссии  с  привлечением  при  необходимости
   компетентных   специалистов    для    углубленного    обследования
   радиационного груза и принятия согласованных решений.
       В случаях, когда обнаруженные нарушения Правил при перемещении
   радиационного груза через таможенную границу не создают угрозы для
   здоровья  сопровождающих  и  контролирующих  груз  лиц,  а   также
   окружающего населения, то о происшедшем сообщается территориальным
   органам Госатомнадзора России,  Минатома России и МВД России. Если
   создалась  угроза  облучения людей или оно уже произошло,  об этом
   сообщается  также  и  органам  Минздрава  России  и  МЧС   России.
   Дальнейшие  работы  по  устранению  возникшей  аварийной  ситуации
   осуществляются  совместно  с  представителями  органов   указанных
   министерств и ведомств.
       8.1.2. Радиационные  аварии  и  планирование  противоаварийных
   мероприятий
       Радиационной аварией    является    потеря    контроля     над
   радиоактивным   источником,   вследствие   чего  возникает  угроза
   здоровью перемещающих его и (или) окружающих лиц.
       При незаконном перемещении через границу ДРМ могут происходить
   специфические радиационные аварии, к которым следует отнести:
       - выбрасывание  малогабаритного  радиационного груза в связи с
   угрозой его обнаружения  в  окружающую  местность,  в  водоемы,  в
   канализацию, в другие выводящие системы, в проходящий транспорт, в
   различные товары и т.д.;
       - утечку  радиоактивных  материалов из приспособленного или не
   приспособленного для их перевозки контейнера из-за  нарушения  его
   целостности;
       - облучение  персонала  перевозчика,  сотрудников  таможенного
   органа и других лиц в дозах, превышающих установленные пределы;
       - регистрируемые лучевые поражения у  лиц,  перемещающих  ДРМ,
   или окружающих их лиц.
       При возникновении радиационных аварий,  связанных с незаконным
   перемещением  ДРМ  через границу,  так же,  как и при транспортных
   радиационных авариях,  в  зоне  таможенного  контроля  вводятся  в
   действие   планы   противоаварийных   мероприятий   (должны   быть
   утверждены  начальниками  таможен,  через  которые  осуществляется
   перевозка ДРМ) на случай возникновения в зоне таможенного контроля
   радиационной   аварии.    При    планировании    мероприятий    по
   предотвращению,   локализации  и  ликвидации  радиационных  аварий
   необходимо   учитывать    и    использовать    обязательные    для
   грузоотправителя    и    перевозчика    ДРМ    собственные   планы
   предотвращения и  ликвидации  радиационных  аварий  и  обеспечения
   готовности на случай аварии. Такие планы целесообразно запрашивать
   у перевозчика для  проверки  его  готовности  к  предотвращению  и
   ликвидации  возможных  аварий  с  транспортируемым  грузом  и  для
   последующей корректировки собственных планов. Транспортные аварии,
   связанные с ДРМ, приводят к облучению людей, а также к загрязнению
   близлежащих участков местности радиоактивными веществами.
       Основой плана противоаварийных мероприятий является правильная
   оценка возможных последствий аварии,  на которые влияют  следующие
   факторы: тип упаковки; физическая и химическая форма содержащегося
   в упаковке вещества и его радиотоксичность;  количество (суммарная
   активность)   радиоактивного   содержимого;   степень   разрушения
   упаковки и выхода радиоактивного вещества.
       По возможным  последствиям  радиационные  аварии  с ДРМ бывают
   различными (Приложение 11):  от малоопасных с относительно высокой
   вероятностью   их   возникновения   до   весьма   опасных  аварий,
   вероятность   возникновения   которых   обычно   мала.    Причиной
   малоопасных  аварий  могут  быть  УКТ всех типов для ДРМ,  опасных
   аварий в основном упаковки типа В,  поскольку в  других  упаковках
   радиоактивные  вещества  содержатся в форме или в количествах,  не
   создающих значительной радиационной опасности  для  населения  или
   для  окружающей среды.  Однако каждая из упомянутых аварий может в
   определенных условиях представлять большую опасность для  здоровья
   лиц, непосредственно контактирующих с данным радиационным грузом.
       При подготовке   планов   аварийных   мероприятий   необходимо
   учитывать возможные нарушения целостности упаковок,  происшедшие в
   результате  сильного  удара,  пожара  (может  привести  к   потере
   биологической защиты и (или) разгерметизации упаковки), дефектов в
   самой  упаковке,  снижающих  ее  надежность  даже  в  относительно
   нормальных ситуациях.
   
                   8.2. Последствия аварий, связанных
                      с различными типами упаковок
   
       8.2.1. Аварии с радиоактивными веществами
       Возможные аварии,   связанные   с   перевозкой  незначительных
   количеств радиоактивных веществ,  на которые  не  распространяются
   требования   об  обязательности  использования  для  их  перевозки
   упаковок  типа  А,  являются,   как   правило,   малоопасными.   В
   большинстве  подобных  случаев  нет  необходимости в осуществлении
   особых защитных мер.
       В случае нарушения герметизации одной упаковки типа А и утечки
   из нее радиоактивных веществ может возникнуть опасность  для  лиц,
   находящихся в непосредственной близости от нее.  При одновременном
   разрушении  нескольких  упаковок  типа   А   и   утечке   из   них
   радиоактивных   веществ  авария  может  представлять  значительную
   опасность для окружающих лиц.
       Значительно большую  угрозу  как  для  здоровья  людей,  так и
   загрязнения зоны  таможенного  контроля  и  окружающей  территории
   может  создать  авария  с упаковками типа В,  в которых активность
   содержащихся радиоактивных веществ может составлять от  нескольких
   гигабеккерелей  до  нескольких  миллионов гигабеккерелей (в случае
   отработавшего топлива). В этом случае необходимо как можно быстрее
   принять  меры  по  определению масштабов аварии,  ее локализации и
   установлению контроля над ситуацией.
       Размеры зоны  загрязнения в значительной мере зависят от формы
   радиоактивных веществ и их способности к распространению. Порошки,
   жидкости, газы легче распространяются на значительные расстояния и
   потому более опасны,  чем крупные твердые предметы.  В то же время
   последние  являются  источниками  мощных локальных загрязнений при
   разгерметизации упаковок,  а в некоторых  случаях  (например,  при
   пожарах)  и  сильного рассеяния радиоактивных веществ в окружающей
   среде.
       Радиационные аварии,   связанные   с  веществом,  способным  к
   рассеянию,   приводят   к   радиоактивному   загрязнению   больших
   территорий,  людей,  транспорта,  дорог и грунта, а также являются
   источниками дополнительной потенциальной опасности,  обусловленной
   наличием    горючих    веществ,    сопровождающих    радиоактивное
   загрязнение.
       8.2.2. Аварии с делящимися веществами
       Последствия аварий, связанных с делящимися веществами, зависят
   от активности,  характера деления и количества веществ, а также от
   условий  аварии.  При  аварии  этого  вида  существует  опасность,
   связанная с критичностью.
       Последствия радиационных  аварий,   связанных   с   делящимися
   веществами,  кроме  аварий,  связанных с критичностью,  аналогичны
   описанным выше. Например, при разрушении контейнера с необлученным
   ядерным  топливом  радиационная опасность не очень значительна,  а
   при разрушении контейнера с  облученным  ядерным  топливом  весьма
   значительна,   вследствие   чего   необходимо  как  можно  быстрее
   принимать надлежащие меры.
       8.2.3. Другие опасности, связанные с радиоактивными веществами
       Помимо  указанных  выше,  радиоактивные вещества могут иметь и
   другие  опасные  свойства,  в определенных условиях более опасные,
   чем   радиация.   Так,    например,   гексафторид   урана    (UF )
                                                                   6
   характеризуется  весьма  высокой химической токсичностью.  При его
   контакте   с влагой  образуется  фтористый водород  (HF)  - весьма
   опасный газ,  представляющий угрозу для жизни и здоровья людей при
   концентрации во вдыхаемом воздухе выше ПДК - 0,5 мг/м3.
       Торий и уран в виде металла в определенных условиях способны к
   самовоспламенению.  То  же  можно  сказать  о сжатых радиоактивных
   газах,  радиоактивных окислителях (азотнокислый уранил или  торий)
   или едких растворах радиоактивных веществ.
   
                 8.3. План противоаварийных мероприятий
   
       В план противоаварийных мероприятий,  разрабатываемый с учетом
   широкого диапазона аварий должны входить:
       - система оповещения организаций,  соответствующих должностных
   лиц и населения при радиационных авариях;
       - система  первой медицинской и противорадиационной помощи при
   возникновении аварии;
       - система    возможной   локализации   и   начала   ликвидации
   радиационной аварии,  включающая уровни вмешательства по облучению
   и загрязнению;
       - обязанности организаций  и  лиц,  участвующих  в  реализации
   противоаварийных мероприятий;
       - защитные меры в отношении работников  таможенных  органов  и
   населения.
       О возникшей  радиационно  -   транспортной   аварии   в   зоне
   таможенного  контроля  извещается руководство ГТК России,  а также
   руководство пограничной службы  данного  района  (если  таможенные
   посты расположены в приграничной зоне).
       При радиационной   аварии   в    зоне    таможенного    поста,
   расположенного  в  непосредственной  близости от таможенного поста
   соседней страны,  руководство последнего  извещают  о  происшедшем
   (после  согласования  этого  вопроса  с  руководством  пограничной
   службы и ГТК России) в следующих случаях:
       - радиационная  авария  представляет  опасность  для  соседней
   страны;
       - необходима   помощь   сопредельной   стороны   в  ликвидации
   радиационной аварии (на основании Международной конвенции о помощи
   в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации, Вена,
   МАГАТЭ, 1986);
       - целесообразно  совместное  планирование  противорадиационных
   мероприятий;
       - приостанавливается   функционирование   таможенного   поста,
   вследствие чего  нарушается  перемещение  товаров  и  транспортных
   средств через границу.
       В связи с этим сотрудникам таможенного поста желательно  знать
   о  техническом  оснащении и технических возможностях радиационного
   контроля и  противорадиационной  защиты  близлежащего  таможенного
   поста соседней страны.
   
               8.4. Мероприятия при радиационных авариях
   
       В случае    возникновения    радиационных    аварий    следует
   предпринимать следующие первоочередные меры:
       - спасение  людей  и предоставление срочной медицинской помощи
   пострадавшим;
       - борьба   с   огнем   и   другими   возможными  последствиями
   радиационных аварий;
       - борьба  с  любыми радиационными опасностями и предотвращение
   распространения радиоактивного загрязнения;
       - организация радиационного и индивидуального дозиметрического
   контроля;
       - дезактивация персонала;
       - дезактивация транспортной  магистрали,  других  загрязненных
   участков и прилегающей местности.
       Ответственность за принятие решений и их реализацию  в  случае
   радиационной   аварии   несут   несколько  сторон.  Основную  долю
   ответственности за обеспечение надлежащих условий для  эффективной
   борьбы    с    транспортными    радиационными    авариями    несут
   грузоотправитель  и  перевозчик.  Перевозчик  должен  предоставить
   информацию   относительно  опасности  радиационного  груза  и  при
   необходимости  направить  оснащенную  и  подготовленную  аварийную
   бригаду на место аварии.
       Осуществление действий в  случае  любой  аварии,  связанной  с
   радиоактивными   веществами,   можно   разделить   на  три  этапа:
   начальный, борьбы с аварией и послеаварийный.
       8.4.1. Начальный этап
       При возникновении (или обнаружении) радиационных аварий в зоне
   таможенного   контроля   таможенный   орган  имеет  право  обязать
   перевозчика и грузоотправителя принять меры по  ее  локализации  и
   ликвидации, а также должен обратиться к местным (при необходимости
   к центральным) органам власти, которые могут получить рекомендации
   экспертов,  а также соответствующие технические средства. Наиболее
   предпочтительным является наличие договоров о  консультационной  и
   технической  помощи  с  местными экспертами в области радиационной
   защиты.  Такое  положение  должно  быть  предусмотрено  в   планах
   противоаварийных мероприятий.
       В течение первых минут после возникновения  (или  обнаружения)
   аварии  необходимо  предпринять  действия по спасению жизни людей,
   оказанию  помощи  раненым,  предотвращению  или  тушению  пожаров,
   принять решение по выбору дальнейших мер для предотвращения угрозы
   для жизни людей,  имущества или окружающей среды.  В этих условиях
   спасение  людей  и  борьба  с  пожарами,  предотвращение взрывов и
   выделения токсических веществ являются безусловно первоочередными.
       Для тех, кто первым появляется на месте аварии, легкодоступной
   информацией  является  визуальная,   которая   позволяет   принять
   правильное решение о необходимых первоочередных действиях.  Прежде
   всего должен быть предотвращен  доступ  посторонних  лиц  к  месту
   аварии.   Необходимо   также   обеспечить   достаточное  свободное
   пространство вокруг места аварии,  перекрыв  в  пределах  квартала
   подъезды к нему транспорта и подходы людей.  Присутствие населения
   должно быть  исключено  как  минимум  в  пределах  100  -  200  м.
   Возможно,  дальнейшая оценка покажет, что эти меры излишни, однако
   до получения ясной картины их целесообразно предпринять.  Для того
   чтобы  свести к минимуму распространение загрязнения,  в указанную
   изолированную  зону  допускаются  только   лица,   участвующие   в
   спасательных работах, в том числе и в действиях по спасению людей.
   Необходимо записать фамилии и  адреса  лиц,  находившихся  в  зоне
   аварии  или  в  непосредственной  близости  от  нее,  поскольку  в
   дальнейшем  может   возникнуть   необходимость   их   вызова   для
   радиометрического контроля.
       В процессе первичной оценки аварии  должно  быть  установлено:
   имеются ли радиоактивные вещества; насколько сохранена целостность
   грузовых контейнеров  и  упаковок;  какова  в  целом  радиационная
   обстановка.
       Определение наличия    радиоактивных    веществ.    Источником
   информации  по упаковкам радиоактивных веществ служат маркировка и
   (или) этикетки с наружной стороны упаковки, перевозочные документы
   и знаки на транспортном средстве (для определенных перевозок). При
   отсутствии  опознавательных  знаков   (могут   быть   потеряны   в
   результате аварии) характерные контейнеры, такие как металлические
   ящики или баллоны, бочки или контейнеры с сильной защитой, следует
   рассматривать  в  качестве упаковок,  содержащих радиоактивные или
   другие опасные вещества.
       Для установления,   имеются   ли   радиоактивные   вещества  в
   упаковках,   используют   дозиметрические    приборы.    Поскольку
   чувствительность  приборов  в  большой  степени  зависит  от  типа
   излучения,  информацию, собранную на этом этапе, рассматривают как
   ориентировочную,  без  количественных показателей.  Количественную
   оценку радиационной опасности должны  проводить  квалифицированные
   сотрудники, используя соответствующие приборы.
       Проверка целостности   грузовых   контейнеров   и    упаковок.
   Информацию  о  целостности  упаковок  может дать визуальный осмотр
   груза, который ведется после осуществления первоочередных мер.
       Внешнее повреждение  контейнера  или упаковки с радиоактивными
   веществами еще не означает, что был нарушен внутренний упаковочный
   комплект,  содержащий радиоактивное вещество. Тем не менее внешнее
   повреждение  является  сигналом  к  тщательной  проверке  упаковки
   квалифицированными   сотрудниками,  имеющими  в  распоряжении  все
   необходимые  средства.  Видимая   утечка   жидкости,   газов   или
   порошкообразных  веществ  свидетельствует  о нарушении целостности
   упаковки,  и  все  оказавшиеся  вне   упаковки   вещества   должны
   рассматриваться как представляющие опасность до рассмотрения этого
   обстоятельства компетентными сотрудниками.
       Оценка радиационной опасности.  Правильная оценка радиационной
   обстановки на месте аварии требует глубоких знаний и опыта  работы
   с радиоактивными веществами и специальными приборами. Однако, если
   у обученных сотрудников так называемого первого  эшелона  контакта
   (таможенные   органы,  милиция,  пожарные,  аварийная  медицинская
   служба)   имеются   приборы    дозиметрического    контроля,    то
   предварительная    информация   относительно   уровней   радиации,
   состояния защиты  и  степени  выхода  радиоактивного  вещества  из
   упаковки может быть получена уже на этом этапе.
       Работники таможенной службы, а также других служб, участвующие
   в  ликвидации  аварии,  должны  пройти  специальную  подготовку по
   эксплуатации  таких  приборов.  Кроме  того,  они   должны   знать
   допустимые  пределы уровня радиации упаковок в условиях нормальных
   перевозок и пределы доз,  безопасных для указанных  лиц.  Исходная
   информация  нужна для определения степени радиационной опасности и
   для   предотвращения   необоснованного    облучения    сотрудников
   таможенных   органов   и   других  лиц,  контактирующих  с  данным
   радиационным грузом.  Оперативная  информация  потребуется  и  для
   медицинского персонала,  оказывающего помощь пострадавшим во время
   аварии.
       8.4.2. Этап ликвидации аварии
       В процессе планирования  противоаварийных  мероприятий  должно
   быть  предусмотрено  надежное  взаимодействие  с  опытным,  хорошо
   подготовленным и оснащенным  персоналом  специальных  радиационных
   учреждений,  в  которых  имеются  службы  радиационной гигиены или
   радиационной   безопасности,   способных   проводить   необходимый
   дозиметрический  контроль,  оценку  фактической опасности и давать
   рекомендации по защитным мерам.
       Главной целью  дозиметрического  контроля  является  получение
   своевременной и достоверной информации,  на основе  которой  могут
   быть   приняты   правильные   решения   о   начале   защитных  или
   восстановительных   действий.   Необходимая   информация    должна
   содержать данные:
       - об уровне излучения радиационного груза и уровне  локального
   радиоактивного загрязнения;
       - об    аэрозольной    радиоактивности     и     радиоактивной
   загрязненности вокруг места аварии;
       - о  дозах  облучения  лиц,   контактировавших   с   аварийным
   радиационным грузом.
       Порядок и методика контроля, типы приборов, которые необходимо
   использовать,   зависят  от  характера  обследуемых  радиоактивных
   веществ и от типа проводимых измерений.  В некоторых случаях может
   потребоваться передвижная радиометрическая лаборатория.
       На основе   результатов   измерений   специалист   в   области
   радиационной  защиты  (например,  руководитель  бригады)  проводит
   оценку радиационной опасности и  дает  рекомендации.  На  практике
   целесообразно  использовать карту или зарисовку плана места аварии
   и нанести на нее результаты измерений.  Специалист по радиационной
   защите  проводит  инструктаж  аварийного персонала для обеспечения
   безопасных условий работы в пределах зоны аварии.  По его указанию
   аварийный  персонал  может  провести  индивидуальную  дозиметрию и
   дезактивацию,  а также оказать  помощь  по  установлению  связи  с
   местным населением и средствами информации.
       На основе  оценки  аварийной  ситуации  начальник  таможенного
   органа  принимает решение о дальнейших восстановительных действиях
   и действиях с упаковкой.  При наличии делящегося вещества возможно
   потребуется  особо  рассмотреть вопрос об обеспечении безопасности
   по критичности.
       При высвобождении  радиоактивных  веществ  в процессе аварии и
   распространении  их  на  окружающей  территории  может  возникнуть
   необходимость    в    эвакуации   людей   из   определенных   зон.
   Соответствующее решение и порядок дальнейших действий принимают на
   основе заключения экспертов.  Решение об эвакуации,  обусловленное
   опасностью  от   воздействия   других   опасных   веществ,   может
   приниматься независимо от рекомендаций по радиационной защите.
       При радиационных транспортных авариях,  когда поля излучения и
   радиоактивное  загрязнение  могут  возникнуть вследствие нарушения
   целостности упаковки или контейнера, следует предпринять следующие
   защитные меры:
       - контроль доступа в зону аварии;
       - защитные действия в пределах зоны аварии;
       - индивидуальные защитные меры;
       - укрытие и эвакуацию;
       - дезактивацию людей;
       - дезактивацию в зоне аварийного загрязнения.
       Контроль доступа  в  зону  аварии.  Доступ   в   зону   аварии
   закрывается.   Кроме  блокирования  транспортных  подходов,  место
   аварии ограждают,  используя любой имеющийся  в  наличии  материал
   (жесткие  ограждения,  веревки  и ленты).  На границах зоны аварии
   выставляют знаки, предупреждающие о радиационной опасности.
       Доступ на  огражденную  площадку  или территорию и выход с нее
   должны осуществляться только через установленный пропускной пункт,
   который  располагают  по  возможности  с  наветренной стороны.  На
   пункте осуществляют радиационный контроль людей, а также товаров и
   транспортных средств,  оборудования и материалов. Пункт является и
   местом  сбора  аварийного  персонала.  При   необходимости   около
   пропускного    пункта    организовывают    пункт   предварительной
   дезактивации людей,  выходящих из зоны радиоактивного загрязнения.
   Движение через загрязненную зону должно быть закрыто.
       Защитные действия в пределах зоны аварии.  Аварийный персонал,
   работающий  в  пределах  ограждений или блокированной зоны,  может
   подвергаться различным опасностям.  Работу  в  блокированной  зоне
   желательно проводить как можно быстрее.  Людей, получивших ранения
   и  нуждающихся  в  госпитализации,  следует  быстро  доставить   в
   медицинские  учреждения  с  информацией  о возможном радиоактивном
   загрязнении.  Медицинское   учреждение,   в   которое   доставляют
   пострадавших,  следует  заранее об этом проинформировать как можно
   быстрее по радио или телефону.
       Эвакуированные или  выведенные  из  зоны  радиационной  аварии
   люди,  не  имеющие  серьезных  ранений,   должны   на   безопасном
   расстоянии   с   наветренной   стороны  от  места  аварии  ожидать
   прохождения дозиметрического контроля.
       Упаковки или контейнеры с радиоактивными веществами, которые в
   результате аварии были выброшены с транспортного  средства,  также
   следует  оградить до прибытия квалифицированных сотрудников для их
   проверки и проведения дозиметрического контроля.
       Воду, использованную    для    тушения   пожара   при   утечке
   радиоактивных  веществ  из  контейнеров  или   упаковок,   следует
   удерживать  в  пределах  блокированной  зоны  с  помощью  временно
   возведенных преград.
       Перемещение из    зоны   транспортных   средств,   материалов,
   оборудования и других  предметов  без  радиометрического  контроля
   недопустимо.
       В зоне,  где имеется подозрение на радиоактивное  загрязнение,
   запрещается прием пищи, воды и курение.
       Для того чтобы свести к минимуму поступление в организм  через
   органы   дыхания   радиоактивных  газов  и  аэрозолей,  аварийному
   персоналу следует подходить к месту аварии с наветренной  стороны.
   Для  укрытия оказавшихся вне упаковок веществ и для предотвращения
   их  распространения  ветром  или  с  дождем   можно   использовать
   пластиковую пленку или брезент.
       Индивидуальные защитные меры. Основные из них следующие:
       - сведение к минимуму время нахождения в поле радиации;
       - нахождение  на  максимальном  расстоянии  от  радиоактивного
   источника излучения;
       - использование имеющихся средств защиты и экранов;
       - при   работе   вблизи  аварийного  контейнера  использование
   защитных   респираторов   для   снижения   возможности    вдыхания
   радиоактивных веществ;
       - использование перчаток и защитной одежды  с  последующей  ее
   дезактивацией    для    ограничения   возможности   радиоактивного
   загрязнения кожи и поступления радиоактивных веществ в организм.
       Сотрудники бригад   пожаротушения   обычно   хорошо   оснащены
   защитной  одеждой,  а   также   респираторами   типа   "Лепесток",
   используемыми в повседневной работе.  Следует отметить,  что такие
   респираторы   достаточно   хорошо   защищают   от    радиоактивных
   загрязнений  и  поступления  в  организм  радиоактивных аэрозолей,
   однако они не защищают от внешнего гамма- и нейтронного излучения.
       Каждый член аварийной группы должен иметь средства ИДК, обучен
   действиям в зоне радиационной  аварии,  проинструктирован  и  дать
   добровольное   письменное   согласие   на   участие  в  ликвидации
   радиационной аварии.
       Укрытие и   эвакуация.   В  том  случае,  когда  радиоактивные
   вещества,  способные рассеиваться,  переносятся паром или  ветром,
   может  возникнуть  необходимость  в  помещении  людей  в  укрытие,
   расположенное с наветренной стороны от источника загрязнения  и  в
   некоторой степени защищающее от проникающего излучения.
       Эвакуация людей  из  зоны,  находящейся  под  угрозой  выброса
   радиоактивных веществ, является крайней защитной мерой и требуется
   в редких случаях.
       Дезактивация людей.  Лицам,  подвергшимся  загрязнению  или  с
   предполагаемым загрязнением,  следует пройти первичную  санитарную
   обработку  (дезактивацию)  на  месте  аварии.  При  снятии верхней
   одежды и обуви большая часть  радиоактивных  загрязнений  с  людей
   будет  удалена.  Для  полной  очистки  кожных покровов потребуется
   мытье под душем,  сначала  холодной  водой,  а  затем  горячей.  В
   дальнейшем  следует  пройти тщательный радиометрический контроль и
   дезактивацию специальным препаратом "Защита".
       При возможности следует обеспечивать смену загрязненной одежды
   на  месте  аварии.  Загрязненную  одежду  следует   собирать   для
   дальнейшей стирки или уничтожения.
       8.4.3. Послеаварийный этап
       Объявление о  завершении  аварии  должны давать местные органы
   власти.  Предварительно необходимо убедиться в отсутствии  в  зоне
   аварии  опасности  и осуществлении всех необходимых мер для защиты
   людей и окружающей среды от дальнейшего загрязнения и для сведения
   к минимуму облучения.  Объявление о ликвидации радиационной аварии
   следует давать в средствах массовой информации.
   
               9. Возможные уровни облучения сотрудников
             таможенных органов при проведении таможенного
                  контроля ДРМ и принципы отнесения их
                    к одной из групп согласно НРБ-96
   
           9.1. Оценка уровней возможного внешнего облучения
   
       Сотрудники таможенных органов,  проводящие досмотр  (контроль)
   радиационных грузов, перемещаемых через таможенную границу России,
   подвергаются  радиоактивному   облучению.   Для   обеспечения   их
   радиационной  безопасности  следует  соблюдать  следующие основные
   условия:
       - выполнять   как  можно  быстрее  формальности,  связанные  с
   таможенным контролем;
       - не  прибегать к внутреннему досмотру упаковки с радиационным
   грузом,  если его характер  и  описание  можно  установить  и  они
   удовлетворяют   действующим   требованиям  и  если  нет  основания
   полагать о попытке незаконного перемещения ДРМ;
       - проводить    квалифицированными   сотрудниками   необходимый
   радиационный  контроль  в   местах,   оснащенных   соответствующим
   оборудованием и приспособленных для принятия мер предосторожности,
   связанных с радиационной защитой;
       - при    обнаружении    заметного   повреждения   упаковки   с
   радиационным  грузом  или  течи  из   нее   немедленно   известить
   квалифицированного специалиста местной комиссии,  предоставить ему
   необходимую информацию и выполнять его указания до  прибытия  всех
   членов комиссии; никто не должен находиться около упаковки (обычно
   достаточно расстояния 3 м) или дотрагиваться до  нее  без  крайней
   необходимости;
       - вскрывать любую упаковку с радиационным  грузом  только  при
   крайней  необходимости  силами квалифицированных сотрудников после
   установления контакта с грузополучателем,  грузоотправителем (если
   это  возможно) и представителем компетентного органа в местной или
   региональной комиссии с соблюдением всех необходимых защитных мер,
   позволяющих  предотвратить  радиоактивное  загрязнение  окружающей
   среды и необоснованное облучение сотрудников таможенного органа  и
   населения;
       - транспортные  средства,  содержащие  поврежденные   упаковки
   (местами  сильно  помятые,  со  следами  разрывов  или  протечки),
   помещать в надежном изолированном месте;  при этом для обеспечения
   безопасности  исключить  доступ  людей  в  достаточно  большую  по
   площади  зону  вокруг  транспортных  средств  с  установлением  на
   границах   предупреждающих   знаков  до  окончательного  выяснения
   степени   радиационной   опасности   упаковки    квалифицированным
   полномочным специалистом компетентного органа;
       - радиационные   грузы   хранить   (временно)   в   специально
   оборудованных  местах  (раздел  7)  с  ограничением доступа к ним,
   чтобы годовые дозы облучения  сотрудников  в  местах  хранения  не
   превышали  0,5 бэр/год  (5 мЗв/год),  а  населения  -  0,1 бэр/год
   (1 мЗв/год).
       Для контроля  доз  облучения  сотрудники  таможенного  органа,
   проводящие досмотр радиационных грузов,  должны иметь  технические
   средства ИДК, позволяющие определять индивидуальные дозы облучения
   за месяц (или за  какой-либо  другой  период  времени).  Показания
   дозиметров  всех  сотрудников,  проводящих  радиационный контроль,
   следует  снимать  один  раз  в  месяц  и  результаты  заносить   в
   специальный   журнал.  При  возникновении  радиационных  аварий  и
   аварийных  ситуаций,  которые  могут  привести   к   значительному
   облучению сотрудников таможенного органа, показания индивидуальных
   дозиметров снимают дополнительно,  после  каждого  облучения.  При
   ликвидации последствий радиационных аварий и аварийных ситуаций на
   территории  таможенного  органа  привлекаемые   к   этим   работам
   сотрудники  должны,  кроме  штатных средств ИДК,  иметь сигнальные
   дозиметры  для  оперативного   контроля   внешнего   облучения   и
   соответственно своевременного выхода из аварийной зоны.
       Для оценки доз возможного  облучения  сотрудников  таможенного
   органа,  проводящих досмотр радиационных грузов,  для планирования
   допустимой  годовой  загрузки  и  необходимой   численности   этих
   сотрудников,  а  также  защитных  мероприятий следует использовать
   следующий расчетный метод.
       Годовая доза   возможного   внешнего   облучения    D    (мЗв)
                                                            ext
   определяется соотношением:
   
              m
       D   =  S  Pi x Ni x Ti,
        ext  i=1
   
       где: Pi   -   мощность  дозы  в  месте  нахождения  сотрудника
   таможенного органа,  осуществляющего  радиационный  контроль,  для
   радиационных  грузов i-го типа,  мЗв/ч (для получения максимальных
   доз  возможного   облучения   следует   в   расчете   использовать
   максимально  допустимую  мощность дозы на поверхности упаковки для
   данного типа грузов);  Ni -  среднее  число  упаковок  i-го  типа,
   досматриваемых  сотрудником  в  течение  года;  Ti - среднее время
   проведения  измерений  при  осуществлении  контроля   радиационных
   грузов  i-го  типа,  ч;  M  -  число  различных типов радиационных
   грузов.
       Для примера   оценим   максимально  возможные  дозы  облучения
   сотрудников при следующих исходных данных:  M = 2,  P = 200 мбэр/ч
                                                        1
   
   (2 мЗв/ч), P = 0,5 мбэр/ч (5 мкЗв/ч), N = 30, N = 100, T = 0,2 ч,
               2                          1       2        1
   
   T  = 0,3 ч.
    2
   
       D    = 200  x 30 x 0,2 + 0,5 x  100  x  0,3  =  1200  +  15  =
        ext
   
   1215 мбэр/год = 1,2 бэр/год (12 мЗв/год).
   
       Как видно из приведенного примера,  максимальное значение дозы
   облучения сотрудников  таможенного органа, проводящих радиационный
   контроль, достаточно велико и соответствует дозам  для  облучаемых
   лиц группы "А"  (согласно  НРБ-96).   Следовательно,  общее  время
   (N T ) нахождения сотрудника вблизи упаковок с радиационным грузом
     1 1
   III категории  при  заданных  выше  исходных  данных   не   должно
   превышать 10 ч в год.
       В этом случае для соблюдения установленных для  персонала  доз
   необходимо   ограничивать   либо   число   контролируемых   каждым
   сотрудником в течение года упаковок с  радиационным  грузом,  либо
   время  проведения радиационного контроля каждой из упаковок,  либо
   расстояние от поверхности упаковки до места,  на котором находится
   сотрудник во время его проведения.  В целом, согласно Федеральному
   закону "О радиационной безопасности населения" (Приложение  11)  и
   НРБ-96,   предельная  эффективная  доза  облучения  для  персонала
   (группа  А)  составляет  20  мЗв  в  год  в   среднем   за   любые
   последовательные 5 лет, но не более 50 мЗв в год.
   
          9.2. Оценка уровней возможного внутреннего облучения
   
       9.2.1. Радиационный контроль в закрытых помещениях
       В данной  ситуации  наиболее   вероятным   путем   поступления
   радиоактивных  веществ  в  организм сотрудников таможенного органа
   является  ингаляция  этих  веществ  с  вдыхаемым  воздухом.   Роль
   ингаляции  в  формировании  дозы внутреннего облучения существенно
   выше,  чем поступление этих веществ через  кожу  или  желудочно  -
   кишечный    тракт.   Возможность   загрязнения   кожных   покровов
   сотрудников  и  попадания  радиоактивных  веществ  в  желудочно  -
   кишечный    тракт    можно   резко   ограничить   при   соблюдении
   соответствующих требований техники безопасности и личной гигиены.
       Максимально возможные потенциальные дозы внутреннего облучения
   сотрудников в процессе радиационного контроля  следует  определять
   на основе следующих допущений:
       - нефиксированное   (снимаемое)    загрязнение    поверхностей
   упаковок  и  связок  находится  на  уровне  предельно допустимых в
   соответствии с Правилами МАГАТЭ значений -  4  Бк/см2  для  бета-,
   гамма   -   излучателей,   а  также  альфа  -  излучателей  низкой
   токсичности, и 0,4 Бк/см2 для других альфа - излучателей;
       - поток   радиационных  грузов,  проходящих  через  таможенный
   орган, таков, что на его досмотр затрачивается  в общей  сложности
   5 полных   рабочих   дней   в  течение  года,  а  остальное  время
   затрачивается на грузы,  признаваемые после проведения таможенного
   контроля   нерадиационными;  в  целом  за  этот  период  вдыхается
   примерно 50 м3 воздуха,  с которым радионуклиды могут поступать  в
   организм работающего;
       - насыщенность   производственного   помещения   радиационными
   грузами  во  время  проведения радиационного контроля такова,  что
   соотношение значений площади поверхностей  загрязненных  грузов  и
   внутренних   рабочих   поверхностей   помещения   и   оборудования
   составляет не более 0,1;
       - максимально   возможное   соотношение   между  концентрацией
   радиоактивных  аэрозолей  в  воздухе  и   уровнем   радиоактивного
   загрязнения наружных поверхностей грузов равно 3.0 x 10E-6 смE-1.
       С учетом указанных допущений годовое поступление радионуклидов
   в   организм  человека  составит  600  Бк  для  бета,  -  гамма  -
   излучателей,  а также альфа - излучателей низкой токсичности, и 60
   Бк   для   других  альфа  -  излучателей.  Чтобы  оценить  годовую
   эффективную дозу внутреннего облучения,  нужно полученные значения
   умножить на соответствующий дозовый коэффициент (табл. 9.2.1).
   
                                                        Таблица 9.2.1
   
        ЗНАЧЕНИЯ ДОЗОВЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ ДЛЯ РАСЧЕТА МАКСИМАЛЬНОЙ
            ОЖИДАЕМОЙ ЭФФЕКТИВНОЙ ДОЗЫ ВНУТРЕННЕГО ОБЛУЧЕНИЯ
               ПРИ ИНГАЛЯЦИОННОМ ПОСТУПЛЕНИИ РАДИОНУКЛИДА
   
   ------------------------T----------------------------------------¬
   ¦      Радионуклид      ¦ Дозовый коэффициент (мбэр/Бк (мЗв/Бк)) ¦
   +-----------------------+----------------------------------------+
   ¦   Уран-233            ¦            3,7 (0,037)                 ¦
   ¦   Уран-235            ¦            3,3 (0,033)                 ¦
   ¦   Плутоний-238        ¦            6,3 (0,063)                 ¦
   ¦   Плутоний-239, 240   ¦            6,9 (0,069)                 ¦

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное