ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2006 г. N 696
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ
В СФЕРЕ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ
И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ,
ВЫПОЛНЯЕМЫХ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении контроля в
сфере правовой охраны и использования результатов научно-
исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального
бюджета.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 ноября 2006 г. N 696
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ
И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ,
ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ
ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ ЗА СЧЕТ
СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет полномочия, функции и порядок
деятельности по осуществлению контроля в сфере правовой охраны и
использования результатов научно-исследовательских, опытно-
конструкторских и технологических работ гражданского назначения,
выполняемых за счет средств федерального бюджета (далее -
результаты научно-технической деятельности).
Настоящее Положение не распространяется на контроль в области
результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ военного, специального и двойного
назначения, а также результатов научно-технической деятельности в
агропромышленном комплексе, животноводстве и растениеводстве.
2. Контроль в сфере правовой охраны и использования результатов
научно-технической деятельности осуществляется в целях реализации
государственной политики в области создания и использования
результатов научно-технической деятельности в гражданском обороте
и обеспечения защиты прав Российской Федерации, российских
физических и юридических лиц на созданные результаты научно-
технической деятельности.
3. Контроль в сфере правовой охраны и использования результатов
научно-технической деятельности осуществляется Федеральной службой
по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам во
взаимодействии с государственными заказчиками и академиями наук,
имеющими государственный статус.
К осуществлению контроля в сфере правовой охраны и
использования результатов научно-технической деятельности
привлекаются представители государственных заказчиков и академий
наук, имеющих государственный статус, а также могут привлекаться и
иные специалисты в указанной сфере.
4. При осуществлении контроля Федеральная служба по
интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными законами, актами
Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации, международными договорами Российской Федерации,
нормативными правовыми актами Министерства образования и науки
Российской Федерации.
5. В соответствии с настоящим Положением к числу контролируемых
относятся:
а) организации, распоряжающиеся правами Российской Федерации на
результаты научно-технической деятельности;
б) организации - исполнители государственного контракта на
выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ для федеральных государственных нужд;
в) академии наук, имеющие государственный статус, и федеральные
государственные учреждения, выполняющие научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы для федеральных
государственных нужд, финансируемые за счет средств федерального
бюджета по смете доходов и расходов.
6. Объектом контроля является деятельность организаций,
указанных в пункте 5 настоящего Положения, в части, касающейся:
а) обеспечения правовой охраны результатов научно-технической
деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета;
б) распределения и закрепления прав на результаты научно-
технической деятельности, созданные за счет средств федерального
бюджета;
в) обеспечения прав и интересов Российской Федерации на
результаты научно-технической деятельности, созданные в рамках
государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ для федеральных
государственных нужд, а также по смете доходов и расходов;
г) обеспечения учета результатов научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ для федеральных
государственных нужд в рамках государственного учета результатов
научно-технической деятельности, а также в рамках внутреннего
управленческого учета организации-правообладателя и организации -
исполнителя работ;
д) организации использования прав на результаты научно-
технической деятельности.
7. При осуществлении контроля за деятельностью организаций,
указанных в пункте 5 настоящего Положения, используются следующие
показатели:
а) наличие в государственном контракте и иных договорах на
выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ для федеральных государственных нужд
положений о распределении прав на результаты научно-технической
деятельности и обязанностей в отношении прав интеллектуальной
собственности;
б) обеспечение правовой охраны созданных охраноспособных
результатов научно-технической деятельности;
в) соответствие объема правовой охраны результатов научно-
исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
для федеральных государственных нужд условиям контракта на
выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ для федеральных государственных нужд;
г) исполнение условий государственного контракта на выполнение
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических
работ для федеральных государственных нужд в части распределения,
закрепления и правовой охраны полученных результатов научно-
технической деятельности;
д) исполнение условий государственного контракта на выполнение
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических
работ для федеральных государственных нужд в части использования
полученных результатов научно-технической деятельности;
е) ведение государственного учета результатов научно-
технической деятельности, а также внутреннего управленческого
учета организации-правообладателя и организации-исполнителя;
ж) использование результатов научно-технической деятельности, в
том числе объектов интеллектуальной собственности, в собственном
производстве организации-правообладателя либо в рамках
лицензионных договоров и договоров уступки прав.
II. Организация осуществления контроля
8. Контроль за деятельностью организаций, указанных в пункте 5
настоящего Положения, в сфере правовой охраны и использования
результатов научно-технической деятельности, вовлекаемых в
гражданский оборот и созданных за счет средств федерального
бюджета, осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.
План проведения проверок составляется в соответствии с планом
работ Федеральной службы по интеллектуальной собственности,
патентам и товарным знакам. Основанием для проведения проверки
является приказ руководителя Федеральной службы по
интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.
Включение организаций в план проведения проверок производится с
учетом данных, содержащихся в едином реестре результатов научно-
технической деятельности (далее - реестр) и государственных
реестрах объектов интеллектуальной собственности Федеральной
службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным
знакам. Выписка из указанного плана, уведомляющая о проведении
проверки, направляется соответствующему федеральному органу
исполнительной власти, в ведомственном подчинении которого
находится проверяемая организация, не менее чем за 30 дней до даты
проведения проверки.
Продолжительность проверки, осуществляемой непосредственно в
контролируемой организации, не должна превышать 2 недели. В
исключительных случаях, связанных со значительным объемом работ,
на основании мотивированного предложения должностного лица,
осуществляющего руководство проведением проверки, руководителем
Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и
товарным знакам может быть продлен срок проведения проверки не
более чем на 2 недели. Плановая проверка в отношении одной
контролируемой организации может быть осуществлена не более чем 1
раз в 2 года.
9. Плановая проверка включает осуществление комплекса работ в
соответствии с утвержденными приказом вопросами проверки,
контрольными показателями и ее программой, которая утверждается
руководителем Федеральной службы по интеллектуальной
собственности, патентам и товарным знакам и которой
устанавливается вид (способ) проверки, этапы ее осуществления и
содержание.
Внеплановая проверка осуществляется с целью контроля исполнения
предписаний Федеральной службы по интеллектуальной собственности,
патентам и товарным знакам об устранении выявленных нарушений и в
иных случаях, установленных федеральными законами, актами
Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации.
На основании приказа об осуществлении проверки в адрес
проверяемой организации направляется уведомление о предстоящем
осуществлении проверки с указанием вопросов проверки и сроков ее
осуществления, а также программа проверки.
10. Исходными данными для осуществления контроля за
использованием результатов научно-технической деятельности в
гражданском обороте являются следующие сведения:
а) заключенные государственные контракты (договоры) на
выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ
для федеральных государственных нужд, стоимость работ по
полученным результатам научно-технической деятельности и
распределение прав на них, условия и порядок использования прав на
эти результаты в целях обеспечения федеральных государственных
нужд и в гражданском обороте, а также иные договоры на выполнение
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических
работ для федеральных государственных нужд, финансирование которых
осуществляется по сметам доходов и расходов;
б) факт учета созданных результатов научно-технической
деятельности в базе данных заказчиков;
в) факт регистрации учтенных в базах данных заказчиков
результатов научно-технической деятельности и прав на них в
реестре;
г) использование прав на результаты научно-технической
деятельности, в том числе стоимостная оценка этих прав и включение
их в имущественный комплекс организаций;
д) использование в ходе выполнения научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ для федеральных
государственных нужд ранее полученных результатов научно-
технической деятельности и права на них;
е) лицензионные договоры на использование результатов научно-
технической деятельности в Российской Федерации и за рубежом.
11. В целях получения исходных данных для осуществления
контроля в сфере правовой охраны и использования результатов
научно-технической деятельности Федеральная служба по
интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам имеет
право:
а) использовать данные государственных реестров объектов
интеллектуальной собственности Федеральной службы по
интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;
б) требовать от организаций, указанных в пункте 5 настоящего
Положения, предоставления сведений, указанных в пункте 12
настоящего Положения;
в) использовать данные реестра и баз данных заказчиков научно-
исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
для федеральных государственных нужд.
12. Проверке при осуществлении контроля подлежат следующие
документы:
а) государственные контракты, в том числе прилагаемая
документация (например, техническое задание, соглашение о правах
на результаты научно-технической деятельности, соглашение об
использовании полученных результатов и др.);
б) материалы заявок на выдачу патентов, свидетельств;
в) официально опубликованные заявки и патенты (описания к
патентам);
г) отчеты о проведении патентных исследований;
д) отчеты о научно-исследовательских, опытно-конструкторских
работах для федеральных государственных нужд;
е) лицензионные договоры;
ж) договоры уступки прав;
з) договоры о международном научно-техническом сотрудничестве;
и) инвентаризационные описи, ведомости и акты инвентаризации;
к) акты использования;
л) акты сдачи-приемки;
м) документы бухгалтерского учета;
н) формы статистического наблюдения;
о) документы, свидетельствующие об отнесении информации о
проверяемых результатах научно-технической деятельности к
коммерческой тайне;
п) отчеты или акты об оценке стоимости прав на проверяемые
результаты научно-технической деятельности, на объекты
интеллектуальной собственности или секреты производства (ноу-хау)
и др.
13. Организации, указанные в пункте 5 настоящего Положения,
обязаны предоставлять документы, указанные в пункте 12 настоящего
Положения, по запросам Федеральной службы по интеллектуальной
собственности, патентам и товарным знакам при осуществлении ею
контроля.
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам
и товарным знакам осуществляет контроль в соответствии с
требованием законодательства Российской Федерации о
государственной тайне и о коммерческой тайне.
III. Результаты проверки
14. Федеральная служба по интеллектуальной собственности,
патентам и товарным знакам по итогам проверки составляет акт о ее
результатах. В акте в случае выявленных нарушений указываются:
а) нарушения нормативных правовых актов;
б) нарушения положений заключенных государственных контрактов и
иных договоров;
в) факты нарушения прав Российской Федерации, российских
юридических и физических лиц при закреплении и распределении прав
на результаты научно-технической деятельности и др.
15. Для устранения выявленных Федеральной службой по
интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
отклонений и нарушений в адрес проверяемой организации
направляется соответствующее предписание, а также может быть
направлено уведомление о выявленном нарушении, отклонении в
деятельности проверяемой организации соответствующему федеральному
органу исполнительной власти, в ведомственном подчинении которого
находится проверяемая организация.
16. В случае невыполнения предписаний Федеральной службы по
интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам в
установленные сроки проверяемые организации и их должностные лица
могут быть привлечены к ответственности в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
|