ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 20 июня 2007 г. N ВКПИ07-42
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе председательствующего - судьи Верховного Суда Российской
Федерации генерал-майора юстиции Шалякина А.С., при секретаре
капитане юстиции Старкове Д.М. участием старшего военного
прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции
Богателии В.И., заявителя Б. и третьих лиц на его стороне, не
заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,
главы городского поселения Загорянский Щелковского района
Московской области Озерова Н.Н. и представителя данного
должностного лица по доверенности Андриянова С.Н., представителей
Правительства Российской Федерации и Министра обороны Российской
Федерации полковника Сергеева В.А., подполковников юстиции
Смирнова В.П. и Бондаренко К.П., рассмотрев в открытом судебном
заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании
недействующим распоряжения Правительства Российской Федерации от 1
июня 2000 года N 752-р в части включения в Перечень имеющих
жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской
Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ
России, военного городка N 18/1 (п/о Загорянское Щелковского
района Московской области),
установила:
1 июня 2000 года распоряжением Правительства Российской
Федерации N 752-р утвержден Перечень имеющих жилищный фонд
закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации,
Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России. К их
числу отнесен и военный городок N 18/1 (п/о Загорянское
Щелковского района Московской области).
Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с
заявлением, в котором просит признать недействующим вышеуказанное
распоряжение Правительства Российской Федерации в части отнесения
военного городка N 18/1 (п/о Загорянское Щелковского района
Московской области), к числу имеющих жилищный фонд закрытых
военных городков.
Несмотря на то, что указанный военный городок является
обособленным, на его территории отсутствуют какие-либо военные
объекты, что, по мнению заявителя, не отвечает статусу режимности.
Пропускная система введена командованием лишь в 2004 году и
только для того, чтобы данный городок формально соответствовал
статусу закрытого.
Оспариваемое им Постановление Правительства РФ в указанной
части лишило его права распоряжаться своей квартирой в данном
городке по своему усмотрению, чем, полагает заявитель, нарушены
его конституционные права (ст. ст. 2, 6, 15, 17, 18, 27 и 35
Конституции Российской Федерации).
В судебном заседании заявитель Б. свои требования поддержал и
просил суд признать незаконным пункт в распоряжении Правительства
Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р в части включения
в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков
Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы
Российской Федерации и органов ФСБ России, военного городка N 18/1
(п/о Загорянское).
Представители Правительства Российской Федерации и Министра
обороны Российской Федерации Сергеев В.А., Смирнов В.П. и
Бондаренко К.П. требования заявителя не признали и пояснили, что
Правительство РФ, утверждая Перечень имеющих жилищный фонд
закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и включив в него
военный городок N 18/1 (п/о Загорянское Щелковского района
Московской области), действовало в пределах своей компетенции.
Данное распоряжение Правительства РФ направлено на закрепление
за Министерством обороны РФ жилой площади военных городков для
обеспечения военнослужащих и других лиц, имеющих связь с военным
ведомством, жилыми помещениями в целях поддержания боевой
готовности воинских частей и подразделений, и права заявителя не
ущемляет.
Заслушав объяснения заявителя Б. и выступления на его стороне
третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно
предмета спора, главы городского поселения Загорянский Щелковского
района Московской области Озерова Н.Н. и представителя данного
должностного лица по доверенности Андриянова С.Н., объяснения
представителей Правительства Российской Федерации и Министра
обороны Российской Федерации Сергеева В.А., Смирнова В.П. и
Бондаренко К.П., исследовав материалы дела, и выслушав заключение
прокурора полковника юстиции Богателии В.И., полагавшего признать
требования заявителя необоснованными, Верховный Суд Российской
Федерации находит заявление Б. не подлежащим удовлетворению по
следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998
года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к закрытым военным
городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные
городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также
отдельные обособленные военные городки воинских частей,
расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных
городков утверждаются Правительством Российской Федерации по
представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного
федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным
законом предусмотрена военная служба).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня
2000 года N 752-р, по представлению Министерства обороны
Российской Федерации, то есть с соблюдением требований
Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе
военнослужащих", был утвержден Перечень имеющих жилой фонд
закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации,
Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, в
который был включен и военный городок N 18/1 (п/о Загорянское
Щелковского района Московской области).
При этом, Правительство Российской Федерации, утверждая
Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков
Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы
Российской Федерации и органов ФСБ России, действовало в пределах
своей компетенции и в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального
закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Наделение военных городков особым статусом - закрытых военных
городков направлено на закрепление жилой площади этих городков за
военным ведомством для обеспечения военнослужащих и других лиц,
имеющих связь с военным ведомством, жилыми помещениями в целях
поддержания боевой готовности воинских частей и подразделений.
К тому же, данный городок в полной мере отвечает установленным
для закрытого военного городка требованиям, что не оспаривается в
жалобе и самим заявителем.
Он является отдельным и обособленным и в нем имеется
пропускной режим.
Введение в нем пропускной системы лишь в 2004 году указывает
только на то, что воинские должностные лица военного гарнизона
своевременно не приняли необходимых мер для приведения территории
данного городка в соответствие с предъявляемым к ней требованиям.
То обстоятельство, что, в нем отсутствуют военные объекты, не
свидетельствует о том, что этот городок не является отдельным и
обособленным, поскольку, как указано выше, целью утверждения
Перечня закрытых военных городков является закрепление за военным
ведомством создаваемого им жилого фонда.
С учетом изложенного Верховный Суд РФ считает, что обжалуемое
распоряжение Правительства Российской Федерации, в части отнесения
п. Загорянское Щелковского района Московской области к закрытым
военным городкам, издано в соответствии с требованиями
действующего законодательства и не ущемляет права заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, Военная коллегия
Верховного Суда Российской Федерации
решила:
в удовлетворении заявления Б. о признании недействующим
распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000
года N 752-р в части включения в Перечень имеющих жилищный фонд
закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации,
Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России,
военного городка N 18/1 (п/о Загорянское Щелковского района
Московской области) отказать.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено
кассационное представление в течение 10 дней в Кассационную
коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.С.ШАЛЯКИН
|