УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 21 сентября 2007 г. N 22-12/091498
(Извлечение)
Управление ФНС России по г. Москве <...> сообщает следующее.
1. Согласно Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О
применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) организации и индивидуальные
предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или)
расчеты с использованием платежных карт, обязаны применять
контрольно-кассовую технику (ККТ), включенную в Государственный
реестр.
В соответствии со статьей 5 Закона N 54-ФЗ организации и
индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны выдавать
покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных
расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент
оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Закон N 54-ФЗ не освобождает организации и индивидуальных
предпринимателей от применения контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов в случае оплаты товаров
(услуг, работ) до их предоставления покупателю (клиенту).
2. В соответствии с пунктом 3 Положения об осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт без применения контрольно-кассовой техники,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от
31.03.2005 N 171 (в ред. постановлений Правительства Российской
Федерации от 05.12.2006 N 743, от 27.08.2007 N 542), формы бланков
строгой отчетности утверждаются Минфином России.
Министерство финансов Российской Федерации приказом от
09.07.2007 N 60н для оказания услуг в сфере туризма утвердило
форму бланка строгой отчетности "Туристская путевка" и признало
утратившим силу письмо Минфина России от 10.04.96 N 16-00-30-19 об
утверждении формы бланка строгой отчетности ТУР-1 "Туристская
путевка".
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ организации и
индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком,
определяемым Правительством Российской Федерации, могут
осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с
использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания
услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков
строгой отчетности.
3. В случае получения организацией, осуществляющей туристскую
деятельность, частичной оплаты (предоплаты) наличными денежными
средствами (с использованием платежных карт) за оказание
туристских услуг применение контрольно-кассовой техники
обязательно. При окончательном расчете за предоставляемые услуги
на сумму аванса, проведенного через ККТ, производится возврат
денежных средств с оформлением соответствующих документов и
выписывается бланк строгой отчетности "Туристская путевка" на
полную стоимость услуги.
Такой же позиции относительно применения ККТ в случае
получения аванса за оказание туристских услуг придерживается
Минфин России (письмо от 08.12.2005 N 03-01-20/5-231), Президиум
Высшего Арбитражного Суда РФ (постановление от 21.03.2006 N
13854/05).
Действия организации неправомерны, если в подтверждение
полученной предоплаты оформляется приходный кассовый ордер, форма
которого не утверждена Минфином России в качестве документа
строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку при ведении
наличных денежных расчетов с покупателем (клиентом, заказчиком).
Данное нарушение является основанием для привлечения
налогоплательщика к административной ответственности за
осуществление денежных расчетов без применения в установленных
законом случаях ККТ в соответствии со статьей 14.5 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель
руководителя Управления
Федеральной налоговой службы
по г. Москве
Т.А. Пыхтина
|