ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 25 июля 2007 г. N ГКПИ07-648
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре Якиной К.А.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению общества с ограниченной ответственностью "Карди" о
признании недействующим пункта 2 Правил разработки и согласования
планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий от 28 декабря 2004 года N 621,
установил:
согласно пункту 2 Правил разработки и согласования планов по
предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на
территории Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий от 28 декабря 2004 года N 621, настоящие Правила
устанавливают общие требования к планированию мероприятий по
предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и
чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и
нефтепродуктов (далее - ЧС(Н)), а также определяют порядок
согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации
разливов нефти и нефтепродуктов (далее - Планы) и соответствующих
им календарных планов оперативных мероприятий при угрозе или
возникновении ЧС(Н) (далее - Календарные планы) для функциональных
и территориальных подсистем единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и
организаций, независимо от форм собственности, осуществляющих
разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку,
транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов,
включая администрацию портов (далее - организации).
ООО "Карди" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с
заявлением о признании пункта 2 Правил недействующим, ссылаясь на
то, что федеральными законами и постановлениями Правительства
Российской Федерации, во исполнение которых был издан Приказ N
621, обязанность иметь план по предупреждению и ликвидации
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов предусмотрена только для
организаций, имеющих опасные производственные объекты, в
противоречие с этими нормативными актами оспариваемая норма
расширяет границы применения требований по разработке указанных
планов, распространяя действие Правил на организации,
эксплуатирующие суда, осуществляющие транспортировку нефти и
нефтепродуктов, вследствие чего создаются препятствия для
осуществления нормальной экономической деятельности таких
организаций, каковой и является ООО "Карди".
В судебном заседании представители заявителя Божко В.В.,
Катунин Д.П., Червяков Р.В. поддержали вышеизложенные требования,
дополнительно указав на то, что оспариваемая норма распространяет
действие Правил и на организации, осуществляющие использование
нефти и нефтепродуктов, то есть на организации, не упомянутые ни в
одном нормативном правовом акте большей юридической силы.
Представители Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий Карчков А.М., Подлесская Т.И. и
Министерства юстиции Российской Федерации Мокрова Е.А. возражали
против заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемое
нормативное положение основано на нормах федерального закона и
постановлений Правительства Российской Федерации.
Обсудив доводы представителей заявителя и представителей
заинтересованных лиц, проанализировав оспариваемый пункт Правил,
заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской
Федерации Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении заявления
отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований
для удовлетворения заявленных требований.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера" (в редакции от 18.12.2006), определяющий
общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в
этой области, устанавливает, формулируя основные принципы, что
планирование и осуществление мероприятий по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом
экономических, природных и иных характеристик, особенностей
территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных
ситуаций (статья 7), вменяет в обязанности организаций планировать
необходимые меры в области защиты работников организаций и
подведомственных объектов производственного и социального
назначения от чрезвычайных ситуаций (статья 14).
В статье 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О
промышленной безопасности опасных производственных объектов" (в
редакции от 18.12.2006) установлена обязанность организации,
эксплуатирующей опасный производственный объект, планировать и
осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий
аварий на опасном производственном объекте. При этом в подпункте
"в" пункта 1 Приложения 1 к категории опасных производственных
объектов отнесены объекты, на которых получаются, используются,
перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются горючие
вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а
также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть
после его удаления.
Правительство Российской Федерации в пределах своей
компетенции, основанной на положениях статей 3, 10, 12, 13
Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, статей 4, 5
Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ, издало ряд
постановлений, в которых, в частности, определило порядок
организации и функционирования единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, принципы
формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных
разливов нефти и нефтепродуктов, правила организации мероприятий
по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на
территории Российской Федерации.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий (МЧС России), согласно Положению о нем, утвержденному
Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868,
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции, в том числе по нормативно-правовому регулированию в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.
Реализуя свои полномочия, МЧС России утвердило Правила,
отдельные положения которых оспариваются заявителем, установившие
общие требования к планированию мероприятий по предупреждению и
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных
ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов,
определило порядок согласования и утверждения планов по
предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Правила зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской
Федерации 14.04.2005, регистрационный N 6514, опубликованы в
Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной
власти 25.04.2005, N 17.
Распространение действия этих Правил на организации,
независимо от форм собственности, осуществляющие разведку
месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку,
хранение и использование нефти и нефтепродуктов, включая
администрацию портов, не является произвольным, основано на нормах
вышеназванных Федеральных законов, устанавливающих обязанность
организаций планировать мероприятия по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, и принятых в их развитие
постановлений Правительства Российской Федерации.
Пунктом 6 Основных требований к разработке планов по
предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов, утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 (в редакции
Постановления от 15.04.2002, N 240), прямо предусмотрено, что
планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов на региональном уровне разрабатываются
организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу
нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и
нефтепродуктов; указано на полномочие МЧС России определять
требования к разработке и согласованию планов по предупреждению и
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории
Российской Федерации.
Обязанность организаций, осуществляющих разведку
месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку
и хранение нефти и нефтепродуктов, что непосредственно связано с
эксплуатацией опасных производственных объектов, указанных в
подпункте "в" пункта 1 Приложения 1 к Федеральному закону от 21
июля 1997 г. N 116-ФЗ, вытекает из взаимосвязанных положений
пунктов 1 и 2 Правил организации мероприятий по предупреждению и
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории
Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. N 240.
Положением о лицензировании перевозок морским транспортом
грузов, утвержденным Постановлением Правительства Российской
Федерации от 13 августа 2006 г. N 490, к лицензионным требованиям
и условиям, предъявляемым при осуществлении перевозок грузов,
отнесено наличие у лицензиата (соискателя лицензии) плана по
предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов (подпункт "г" пункта 4).
В пункте 23 Положения о единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря
2003 г. N 794 (в редакции от 03.10.2006) во исполнение
Федерального закона "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",
предусмотрено осуществление мероприятий по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы на
основе, в том числе планов организаций.
Довод представителей заявителя о необоснованном
распространении действия Правил на организации, осуществляющие
использование нефти и нефтепродуктов, не соответствует подпункту
"в" пункта 1 Приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г.
N 116-ФЗ, подпункту "а" пункта 1 Положения о лицензировании
деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных
объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской
Федерации от 14 августа 2002 г. N 595 (в редакции от 26.01.2007),
относящим к опасным (пожароопасным) производственным объектам
объекты, на которых используются горючие жидкости.
Кроме того, ООО "Карди" осуществляет деятельность, связанную с
транспортировкой, а не использованием нефти и нефтепродуктов,
вследствие чего включение в оспариваемую норму термина
"использование" не затрагивает его прав и свобод.
Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав
и законных интересов заявителя, не противоречат федеральному
закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую
юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в
удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд
Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления общества с ограниченной
ответственностью "Карди" отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его
принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ
|