МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 18 октября 2007 г. N ММ-6-08/792@
О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА
МИНФИНА РОССИИ от 27.09.2007 N 03-02-07/2-162/2
Федеральная налоговая служба с учетом разъяснений положений
статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации, изложенных в
письме Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138, направляет
для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов
Российской Федерации от 27.09.2007 N 03-02-07/2-162/2, не
являющееся нормативным правовым актом и содержащее позицию Минфина
России по вопросу налогообложения доходов, полученных бюджетными
учреждениями от сдачи в аренду имущества, находящегося в
федеральной собственности и переданного им в оперативное
управление, а также по вопросу обращения взыскания налога с
бюджетных счетов в банках.
М.П.МОКРЕЦОВ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 сентября 2007 г. N 03-02-07/2-162/2
Министерство финансов Российской Федерации направляет для
руководства и использования в работе копию письма от 25 сентября
2007 г. N 03-02-07/2-162/1 (не приводится), подготовленного в
связи с неоднократными обращениями Всероссийского института
научной и технической информации Российской академии наук (ВИНИТИ
РАН) с просьбой отложить обеспечительные меры, применяемые ИФНС
России N 43 по г. Москве в отношении ВИНИТИ РАН, а также взыскание
налога на прибыль организаций, начисленного за 2004 - 2005 годы по
доходу, полученному от сдачи в аренду недвижимого имущества,
находящегося в федеральной собственности, до рассмотрения дела по
существу и решения данного вопроса в установленном порядке, а
также до разработки во исполнение поручения Правительства
Российской Федерации от 8 июня 2007 г. N АЖ-П13-2770 механизма,
обеспечивающего реализацию положений бюджетного законодательства
Российской Федерации и законодательства о налогах и сборах в части
налогообложения доходов, получаемых бюджетными учреждениями от
сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности
и переданного им в оперативное управление.
Вместе с тем полагаем необходимым обратить внимание на
следующее.
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ внесены
принципиальные изменения в часть первую Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении обеспечения
исполнения организациями, которым открыты лицевые счета в органах
Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и
ведение лицевых счетов), обязанности по уплате налогов, сборов,
соответствующих пеней и штрафов и взыскания с этих организаций
указанных платежей. Такие меры в отношении организаций, которым
открыты лицевые счета, могут применяться только в судебном
порядке.
Указанным Федеральным законом были исключены из статьи 46
Кодекса положения о недопустимости обращения взыскания налога с
бюджетных счетов в банках (пункт 5 статьи 46 Кодекса в редакции до
вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2006 г. N
137-ФЗ).
Одновременно в статью 45 (пункты 2 и 8) Кодекса внесены
изменения, направленные на определение перечня оснований, при
наличии которых взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов
производится в судебном порядке. Такой порядок взыскания указанных
платежей является исключением из общих правил взыскания этих
платежей, установленных статьями 46 - 48 Кодекса.
Поскольку в отношении организаций, которым открыты лицевые
счета в силу пункта 2 статьи 45 Кодекса, взыскание налогов,
сборов, пеней и штрафов может производиться только в судебном
порядке, руководители (заместители руководителей) налоговых
органов не вправе принимать решения о взыскании этих платежей с
таких организаций в порядке, установленном статьями 46 и 47
Кодекса.
В случае неуплаты или неполной уплаты налогов, сборов,
соответствующих пеней и штрафов указанными организациями налоговые
органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании
недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения (подпункт 14
пункта 1 статьи 31 Кодекса).
В соответствии с пунктом 3 статьи 105 Кодекса взыскание
налоговых санкций с организаций, которым открыты лицевые счета,
производится в порядке, установленном бюджетным законодательством
Российской Федерации, на основании вступивших в законную силу
решений судов.
Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение
взыскания на средства федерального бюджета по денежным
обязательствам федеральных бюджетных учреждений, осуществляется в
соответствии со статьями 242.1 и 242.3 Бюджетного кодекса
Российской Федерации.
Согласно разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации, данному арбитражным судам в связи с
возникшими в судебной практике вопросами, касающимися рассмотрения
арбитражными судами дел о взыскании сумм обязательных платежей и
санкций с бюджетных учреждений, а также дел о привлечении данных
организаций к административной ответственности (пункт 1
Постановления от 17 мая 2007 г. N 31), в судебном порядке
осуществляется взыскание с бюджетных учреждений задолженности по
налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения,
поскольку применение к данным организациям установленной статьями
46 и 47 Кодекса внесудебной процедуры взыскания по решению
налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45
Кодекса.
Кроме того, сообщается, что в Министерстве в настоящее время
разрабатывается механизм, обеспечивающий реализацию положений
бюджетного законодательства Российской Федераций и
законодательства о налогах и сборах в части налогообложения
доходов, получаемых бюджетными учреждениями от сдачи в аренду
имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного
им в оперативное управление. Впредь до разработки такого механизма
затруднено исполнение бюджетными учреждениями самостоятельно своей
обязанности по уплате налога на прибыль организаций по указанным
доходам.
Налоговые органы, действуя в пределах своей компетенции,
должны исполнять обязанности, предусмотренные Кодексом и иными
федеральными законами (пункт 3 статьи 30, пункты 1 и 2 статьи 32
Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны действовать в
строгом соответствии с Кодексом и иными федеральными законами, а
также реализовывать в пределах своей компетенции права и
обязанности налоговых органов (пункты 1 и 2 статьи 33 Кодекса).
Просьба обеспечить доведение позиции Министерства по
вышеуказанным вопросам до сведения территориальных налоговых
органов, а также принять меры, направленные на обеспечение
соблюдения должностными лицами налоговых органов норм Налогового
кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов.
С.Д.ШАТАЛОВ
|