МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИ„1¤7„1¤7СОЦИАЛЬНОГ„1¤7РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ„1¤7
ФЕДЕРАЛЬНА„1¤7СЛУЖБА ПО НАДЗОР„1¤7„1¤7СФЕР„1¤7ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ „1¤7БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 12 ок„1¤7бр„1¤72007 „1¤7 N 0100/10281-07-32
„1¤7КОНТРОЛЕ ЗА СОБЛЮДЕНИЕ„1¤7ПРАВИЛ
ПРОДАЖ„1¤7ТОВАРО„1¤7ДИСТАНЦИОННЫ„1¤7СПОСОБОМ
Федеральна„1¤7 служба по надзор„1¤7„1¤7сфер„1¤7защиты прав потребителей
„1¤7 благополуч„1¤7 человека доводи„1¤7до сведен„1¤7, чт„1¤7„1¤7соответствии „1¤7
Законо„1¤7 Российской Федераци„1¤7 "„1¤7 защите прав потребителей"
Правительством Российской Федераци„1¤7Постановлением от 27 сент„1¤7„1¤7
2007 „1¤7 N 612 утверждены Правил„1¤7продаж„1¤7товаро„1¤7дистанционны„1¤7
способом (дале„1¤7- Правил„1¤7.
Несмот„1¤7 на то, чт„1¤7ране„1¤7 посл„1¤7введен„1¤7 „1¤7Зако„1¤7Российской
Федераци„1¤7 "„1¤7 защите прав потребителей" статьи 26.1 "Дистанционны„1¤7
способ продаж„1¤7 товаро„1¤7, Федеральна„1¤7 служба по надзор„1¤7„1¤7сфер„1¤7
защиты прав потребителей „1¤7благополуч„1¤7 человека свои„1¤7письмо„1¤7от
08.04.2005 N 0100/2569-05-32 "„1¤7 пресечении правонарушений пр„1¤7
дистанционно„1¤7 способ„1¤7 продаж„1¤7 товаро„1¤7 уж„1¤7 обращала внимание
территориальны„1¤7 органо„1¤7 Роспотребнадзора на необходимост„1¤7
повышени„1¤7 эффективност„1¤7надзорны„1¤7меропр„1¤7ти„1¤7„1¤7указанно„1¤7сегменте
потребительского рынк„1¤7 их результативность не соответствовал„1¤7то„1¤7
актуальности, котору„1¤7 проблема защиты прав потребителей приобрел„1¤7
„1¤7 услови„1¤7 активн„1¤7 развивающихс„1¤7„1¤7вс„1¤7боле„1¤7вход„1¤7их „1¤7практику
повседневной жизн„1¤7 коммуникативны„1¤7отношени„1¤7 основанных „1¤7первую
очеред„1¤7 на современны„1¤7 информационных технолог„1¤7„1¤7 Поэтом„1¤7 „1¤7
прин„1¤7ие„1¤7 новы„1¤7 Правил, подробно регламентирующих отношени„1¤7межд„1¤7
продавцо„1¤7 „1¤7 покупателе„1¤7 пр„1¤7 продаж„1¤7 товаро„1¤7 дистанционны„1¤7
способом, включа„1¤7 вопрос„1¤7 оказан„1¤7 св„1¤7анны„1¤7 „1¤7 этим услу„1¤7
Управлен„1¤7„1¤7 Роспотребнадзора по субъекта„1¤7 Российской Федераци„1¤7
следуе„1¤7 придат„1¤7 указанно„1¤7работе боле„1¤7системны„1¤7характер „1¤7це„1¤7„1¤7
обеспечени„1¤7 не только скорейшего приведен„1¤7 де„1¤7ельности субъекто„1¤7
хо„1¤7йственно„1¤7 де„1¤7ельности, осуществ„1¤7ющих дистанционну„1¤7продаж„1¤7
товаро„1¤7 „1¤7 соответствие „1¤7 требован„1¤7ми внов„1¤7 прин„1¤7ог„1¤7
нормативного правовог„1¤7 акта, но „1¤7боле„1¤7действенного пресечен„1¤7
нарушени„1¤7 прав конкретных потребителей „1¤7 ходе рассмотрен„1¤7 их
жало„1¤7„1¤7обращени„1¤7
„1¤7 этой св„1¤7„1¤7 „1¤7 це„1¤7„1¤7 формирован„1¤7 единообразно„1¤7
правоприменительно„1¤7 практики „1¤7 деле осуществлени„1¤7 контро„1¤7 „1¤7
надзор„1¤7 за соблюдение„1¤7 хо„1¤7йствующими субъектами об„1¤7ательных
требований, пред„1¤7вл„1¤7мы„1¤7 „1¤7 организаци„1¤7 де„1¤7ельности по
дистанционно„1¤7 продаж„1¤7 товаро„1¤7 территориальны„1¤7 органа„1¤7
Роспотребнадзора необходимо обратить внимание на нижеследующе„1¤7
1. „1¤7 соответствии „1¤7 „1¤7 8 Правил продавец до заключен„1¤7
договора рознично„1¤7 купл„1¤7продаж„1¤7об„1¤7ан обеспечить предоставление
необходимо„1¤7 информации „1¤7объеме, предусмотренно„1¤7указанно„1¤7нормой,
котора„1¤7 „1¤7 контекст„1¤7 соответствующи„1¤7 требований ст. 8 „1¤7ст. 10
Закона Российской Федераци„1¤7 "„1¤7 защите прав потребителей" должна
доводить„1¤7 „1¤7 нагл„1¤7но„1¤7 „1¤7 доступно„1¤7 форм„1¤7 „1¤7 описании товара,
содержащем„1¤7 „1¤7 каталога„1¤7 проспектах, буклетах, на фотоснимка„1¤7
либо визуальных носите„1¤7„1¤7 соответствующе„1¤7 информации,
распростра„1¤7емой средствами св„1¤7„1¤7 ил„1¤7доводить„1¤7 иным„1¤7способам„1¤7
обеспечивающим„1¤7полное соблюдение указанны„1¤7требований.
2. Об„1¤7анност„1¤7 продавца по доведени„1¤7 до потребител„1¤7 „1¤7
письменной форм„1¤7 информации, предусмотренно„1¤7 „1¤7 9 Правил,
реализуетс„1¤7им только „1¤7момент доставки товара.
3. Пунк„1¤7 19 Правил не допускае„1¤7передачу потребител„1¤7товаро„1¤7
не соответствующи„1¤7 предварительно„1¤7 договоренности, если така„1¤7
передача сопровождает„1¤7 требование„1¤7 об об„1¤7ательной оплате
товаро„1¤7
На практике такого рода факт„1¤7 имею„1¤7мест„1¤7быть пр„1¤7продаж„1¤7
товаро„1¤7 „1¤7 использованием почтовой св„1¤7„1¤7 когд„1¤7потребител„1¤7пр„1¤7
получени„1¤7 заказанног„1¤7 товара, упакованного „1¤7бандерол„1¤7 посылк„1¤7„1¤7
„1¤7„1¤7, „1¤7 отделени„1¤7 св„1¤7„1¤7 предлагают производит„1¤7доплат„1¤7 посл„1¤7
чего пр„1¤7вскрытии почтовог„1¤7отправлени„1¤7вы„1¤7„1¤7ет„1¤7, чт„1¤7присланные
товары потребителем (полность„1¤7ил„1¤7частично) не заказывались.
Несоблюдение продавцами вышеназванны„1¤7 пункто„1¤7 Правил може„1¤7
служит„1¤7 основанием дл„1¤7 их привлечени„1¤7 „1¤7 административной
ответственност„1¤7 по „1¤7 1 ст. 14.8 КоАП РФ (нарушени„1¤7 прав„1¤7
потребител„1¤7 на получени„1¤7 необходимо„1¤7 „1¤7достоверно„1¤7информации „1¤7
реализуемо„1¤7 товаре, изготовителе, продавце), по ст. 14.7 КоАП РФ
(введение „1¤7 заблуждени„1¤7 относительно потребительски„1¤7 свойст„1¤7„1¤7
качества товара), „1¤7„1¤7последне„1¤7случае - по „1¤7 2 ст. 14.8 КоАП РФ
(включени„1¤7 „1¤7 догово„1¤7 рознично„1¤7купл„1¤7продаж„1¤7услови„1¤7 ущем„1¤7ющих
прав„1¤7потребителей).
Пр„1¤7 этом „1¤7 любо„1¤7 случае несоблюдение продавцами этих ил„1¤7
каки„1¤7либо иных пункто„1¤7 Правил дает основани„1¤7дл„1¤7применен„1¤7 „1¤7
виновном„1¤7 лицу ст. 14.15 КоАП РФ "Нарушени„1¤7 правил продаж„1¤7
отдельны„1¤7видо„1¤7товаро„1¤7.
Следуе„1¤7 имет„1¤7 такж„1¤7 „1¤7 виду, чт„1¤7 продаж„1¤7 товаро„1¤7 вн„1¤7
стационарных мест торговли непосредственн„1¤7 по мест„1¤7нахожден„1¤7
потребител„1¤7 „1¤7„1¤7ет„1¤7 одни„1¤7 из услови„1¤7 дистанционного способ„1¤7
продаж„1¤7 товаро„1¤7 чт„1¤7може„1¤7быть сопр„1¤7ен„1¤7„1¤7введение„1¤7потребител„1¤7
„1¤7 заблуждени„1¤7 „1¤7 то„1¤7 числ„1¤7 чере„1¤7 представителей продавца -
участников процесса исполнен„1¤7 договора купл„1¤7продаж„1¤7
осуществ„1¤7ющих, „1¤7частност„1¤7 доставку „1¤7передачу товара, „1¤7св„1¤7„1¤7„1¤7
че„1¤7 подпункт „1¤7 „1¤7 9 Правил предусматривае„1¤7об„1¤7анност„1¤7продавца
предоставл„1¤7„1¤7 потребител„1¤7 сред„1¤7 прочег„1¤7 сведен„1¤7 „1¤7 конкретном
лице, которо„1¤7буде„1¤7выполн„1¤7„1¤7соответствующу„1¤7работу (услугу).
„1¤7 этой св„1¤7„1¤7 пр„1¤7 осуществлени„1¤7 меропр„1¤7ти„1¤7 по контролю,
св„1¤7анны„1¤7 „1¤7защито„1¤7нарушенных прав потребителей, следуе„1¤7обращать
внимание на соблюдение продавцо„1¤7 требований, пред„1¤7вл„1¤7мы„1¤7
вышеуказанны„1¤7пункто„1¤7Правил, „1¤7полном объеме.
Такж„1¤7 необходимо отметить, чт„1¤7 „1¤7 5 Правил введен„1¤7
ограничени„1¤7 согласно которы„1¤7не допускаетс„1¤7дистанционна„1¤7продаж„1¤7
алкогольно„1¤7 продукци„1¤7 „1¤7такж„1¤7иных товаро„1¤7 свободна„1¤7реализац„1¤7
которы„1¤7 запрещен„1¤7 ил„1¤7 ограничена законодательство„1¤7 Российской
Федераци„1¤7
„1¤7 учетом данног„1¤7обст„1¤7тельства следуе„1¤7 „1¤7частност„1¤7 имет„1¤7„1¤7
виду, чт„1¤7 ограничени„1¤7 введенны„1¤7 данным пункто„1¤7 Правил, такж„1¤7
распростра„1¤7ют„1¤7 „1¤7 цело„1¤7 „1¤7 на продаж„1¤7 табачной продукци„1¤7
поскольк„1¤7 регулировани„1¤7 де„1¤7ельности по их рознично„1¤7 продаж„1¤7
осуществ„1¤7ет„1¤7 Федеральны„1¤7 законо„1¤7 от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об
ограничени„1¤7курени„1¤7табака".
Соответствующи„1¤7 нарушени„1¤7 положени„1¤7 пункта 5 Правил могу„1¤7
сред„1¤7 прочег„1¤7 опреде„1¤7ть состав административног„1¤7правонарушен„1¤7,
предусмотренного ст. 14.2 КоАП РФ.
„1¤7 ходе рассмотрен„1¤7 обращени„1¤7гражда„1¤7„1¤7жалобами на нарушени„1¤7
их потребительски„1¤7 прав пр„1¤7 продаж„1¤7 дистанционны„1¤7 способом
технически сложны„1¤7товаро„1¤7следуе„1¤7особое внимание обращать на то,
чт„1¤7 продавец на„1¤7ду „1¤7 исполнение„1¤7 об„1¤7анност„1¤7 предусмотренно„1¤7
абзаце„1¤7 4 „1¤7 25 Правил, должен согласно „1¤7 3 Правил сообщить
потребител„1¤7 „1¤7 необходимост„1¤7 использовани„1¤7 квалифицированны„1¤7
специалистов по подключени„1¤7 наладк„1¤7 „1¤7 пуск„1¤7 „1¤7 эксплуатацию
технически сложны„1¤7 товаро„1¤7 которы„1¤7по технически„1¤7требован„1¤7„1¤7не
могу„1¤7 быть пущены „1¤7 эксплуатацию бе„1¤7 участи„1¤7 соответствующи„1¤7
специалистов.
Пр„1¤7 установлении подобных фактов несоблюдение продавцо„1¤7
указанного требован„1¤7 Правил може„1¤7 опреде„1¤7ть дл„1¤7 него состав
административног„1¤7 правонарушен„1¤7, предусмотренного не только ст.
14.15 КоАП РФ, но „1¤7„1¤7 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
„1¤7 цело„1¤7 же следуе„1¤7 учитыват„1¤7 чт„1¤7 Правил„1¤7продаж„1¤7товаро„1¤7
дистанционны„1¤7 способом не примен„1¤7тс„1¤7 „1¤7 продаж„1¤7 товаро„1¤7 „1¤7
использованием автомато„1¤7 „1¤7 „1¤7отношени„1¤7выполнен„1¤7 рабо„1¤7(услу„1¤7,
не св„1¤7анны„1¤7„1¤7продажей товаро„1¤7дистанционны„1¤7способом.
Приним„1¤7 во внимание вс„1¤7 вышеизложенное, „1¤7 такж„1¤7 то, чт„1¤7
согласно „1¤7 37 Правил контроль за их соблюдение„1¤7возложен на
Федеральну„1¤7 службу по надзор„1¤7„1¤7сфер„1¤7защиты прав потребителей „1¤7
благополуч„1¤7 человека, территориальны„1¤7 органа„1¤7 Роспотребнадзора
необходимо:
1. Осуществит„1¤7 „1¤7IV квартале 2007 года проведение меропр„1¤7ти„1¤7
по контролю за соблюдение„1¤7 со сторон„1¤7хо„1¤7йствующи„1¤7субъекто„1¤7
осуществ„1¤7ющих продаж„1¤7 товаро„1¤7 по договору рознично„1¤7
купл„1¤7продаж„1¤7 заключаемому на основани„1¤7ознакомлен„1¤7 покупате„1¤7 „1¤7
предложенным продавцо„1¤7описание„1¤7товара, содержащим„1¤7 „1¤7каталога„1¤7
проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимка„1¤7 ил„1¤7
посредство„1¤7 средст„1¤7 св„1¤7„1¤7 ил„1¤7 иным„1¤7 способам„1¤7 исключающими
возможност„1¤7 непосредственног„1¤7 ознакомлен„1¤7 покупате„1¤7 „1¤7товаро„1¤7
ил„1¤7 образцом товара пр„1¤7 заключении такого договора,
соответствующи„1¤7 требований Правил продаж„1¤7 товаро„1¤7дистанционны„1¤7
способом, утвержденных Постановлением Правительств„1¤7 Российской
Федераци„1¤7от 27.09.2007 N 612;
2. Пр„1¤7 планировании меропр„1¤7ти„1¤7по контролю предусмотрет„1¤7их
проведение „1¤7 первую очеред„1¤7„1¤7отношени„1¤7хо„1¤7йствующи„1¤7субъекто„1¤7
осуществ„1¤7ющих продаж„1¤7 товаро„1¤7дистанционны„1¤7способом посредство„1¤7
размещен„1¤7 соответствующи„1¤7 предложени„1¤7 „1¤7 сети региональног„1¤7
(местного, кабельного) телевещани„1¤7„1¤7„1¤7сети Интернет (вс„1¤7ог„1¤7рода
"телемагазины", "магазины TV-shop", "магазины на диване" „1¤7„1¤7„1¤7);
3. Пр„1¤7 вы„1¤7лени„1¤7 нарушени„1¤7 соответствующи„1¤7 требований
действующего законодательства, „1¤7 такж„1¤7 нарушени„1¤7 прав
потребителей, которы„1¤7 могу„1¤7 носить системны„1¤7характер, „1¤7рамках
компетенци„1¤7 Роспотребнадзора принимат„1¤7 не только меры
административног„1¤7 воздействи„1¤7 но „1¤7 пред„1¤7вл„1¤7„1¤7 иски „1¤7суды „1¤7
признани„1¤7 действий продавца противоправным„1¤7 „1¤7 отношени„1¤7
неопределенног„1¤7круг„1¤7потребителей;
4. Пр„1¤7 рассмотрении жало„1¤7„1¤7обращени„1¤7гражда„1¤7 „1¤7такж„1¤7„1¤7ходе
решени„1¤7 вопрос„1¤7 „1¤7 возбуждени„1¤7 дела об административном
правонарушении „1¤7 проведении административног„1¤7 расследовани„1¤7 „1¤7
отношени„1¤7 того ил„1¤7 иног„1¤7 виновног„1¤7 лица исходить из того, чт„1¤7
требован„1¤7 потребителей имущественного характер„1¤7согласно ст. 11
Гражданского кодекс„1¤7 Российской Федераци„1¤7 подлежат рассмотрению
только „1¤7рамках гражданского судопроизводства „1¤7„1¤7административном
по„1¤7дк„1¤7 рассматриватьс„1¤7 не должны, „1¤7че„1¤7следуе„1¤7„1¤7установленны„1¤7
срок„1¤7проинформировать потребител„1¤7
5. „1¤7 це„1¤7„1¤7 профилактической работы, направленной на
предупреждение „1¤7 пресечение нарушени„1¤7 прав потребителей пр„1¤7
дистанционно„1¤7 продаж„1¤7 товаро„1¤7 организовать „1¤7средства„1¤7массовой
информации регу„1¤7рное информирование потребителей „1¤7
соответствующи„1¤7 новаци„1¤7 законодательства „1¤7 защите прав
потребителей, св„1¤7анны„1¤7 „1¤7 утверждением Правительством Российской
Федераци„1¤7 Постановлени„1¤7 от 27 сент„1¤7„1¤7 2007 „1¤7 N 612 "Об
утверждени„1¤7Правил продаж„1¤7товаро„1¤7дистанционны„1¤7способом".
Обобщенную информацию „1¤7проделанно„1¤7работе следуе„1¤7представит„1¤7
„1¤7 Управление защиты прав потребителей Роспотребнадзора до 15
„1¤7ва„1¤7 2008 года по форм„1¤7 котора„1¤7буде„1¤7доведена дополнительн„1¤7
Руководитель
„1¤7„1¤7ОНИЩЕНКО
|