ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 22 мая 2007 г. N 355
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ПРОВЕРКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ
УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ
ОТХОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
Приказываю:
Утвердить и ввести в действие с 25 июля 2007 г. прилагаемые
Методические указания по проверке выполнения Основных правил учета
и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в
организации (РД-07-08-2007).
Руководитель
К.Б.ПУЛИКОВСКИЙ
Утверждены
Приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 22 мая 2007 г. N 355
Введены в действие
с 25 июля 2007 года
РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОВЕРКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ
РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
РД-07-08-2007
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Методические указания по проверке выполнения Основных
правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов в организации (далее - Методические указания) разработаны
в соответствии с Положением о Федеральной службе по
экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004
г. N 401.
2. Методические указания распространяют свое действие и
являются обязательными для работников центрального аппарата и
межрегиональных территориальных округов по надзору за ядерной и
радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору (далее - Служба), на которых
возлагаются организация и непосредственное выполнение проверок,
предусмотренных настоящим документом.
3. Методические указания конкретизируют требования к
работникам центрального аппарата и территориальных органов Службы
(на этапе подготовки к проведению инспекции и на этапе проведения
инспекции деятельности организаций) по проверке учета и контроля
РВ и РАО в организации.
4. В названиях глав Методических указаний приведены в кавычках
наименования соответствующих разделов Основных правил учета и
контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в
организации НП-067-05, (далее - Правила) <1>.
--------------------------------
<1> В Методических указаниях приведены номера пунктов Правил,
подлежащих проверке.
5. Перечень сокращений, используемых в Методических указаниях,
и их расшифровка приведены в Приложении N 1.
6. Термины, используемые в Методических указаниях, и их
определения приведены в Приложении N 2.
II. ПРОВЕРКА ТРЕБОВАНИЙ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В РАЗДЕЛЕ 2 "ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ"
7. С целью проверки применения принципов учета и контроля РВ и
РАО на практике работникам центрального аппарата и территориальных
органов Службы необходимо:
По п. 2.2:
Проверить, что принципы учета и контроля, изложенные в
подпунктах 2.2.1 - 2.2.8, с надлежащей полнотой отражены в
соответствующих документах (инструкциях) организации, по этим
вопросам ведется инструктаж работников. Проверку практического
применения указанных принципов необходимо провести путем
выборочной или полной проверки оперативного учета и отчетности.
По п. 2.2.3:
Определить факт наличия РВ и РАО во время инвентаризации путем
проведения измерений.
Проверить наличие методик выполнения измерений (далее - МВИ),
аттестованных в установленном порядке для определения факта
наличия РВ и РАО и зарегистрированных в Федеральном реестре
методик выполнения измерений;
По п. п. 2.2.4 - 2.2.6:
Проверить наличие разработанной с учетом характера
деятельности организации системы учетных и отчетных документов
(журналы, накладные, требования и т.д.), в соответствии с которой:
- учетные документы содержат данные по каждому виду РВ и РАО,
включая количество РВ и РАО в организации и изменения количеств РВ
и РАО в организации;
- исправление ошибочно сделанных записей в учетной
документации (учетных данных) производится внесением новой записи
за новым номером с сохранением ошибочно сделанной записи с
отметкой ее как ошибочной, а не исправлением записи;
- исправление отчетных данных осуществляется только путем
представления новых отчетных документов.
По п. п. 2.2.7 - 2.2.8:
Проверить наличие и реализацию документально закрепленного
порядка, обеспечивающего:
- своевременную регистрацию РВ и РАО;
- проведение внутреннего административного контроля с целью
своевременного выявления и незамедлительного исправления ошибок
при проведении учета и устранения причин их возникновения.
По п. п. 2.3 - 2.5:
Проверить наличие документов, устанавливающих порядок учета и
проверки наличия РВ и РАО на основе отнесения их к соответствующим
группам, предусмотренным Правилами, т.е.:
- к группе ЗРИ с активностью, превышающей значения,
установленные приложением N 1 к Правилам;
- к группе ОРИ на основе одного радионуклида или смесей
радионуклидов с удельной активностью, превышающей значения,
установленные приложением N 1 к Правилам;
- к ядерным материалам и тритию (кроме ядерных материалов,
находящихся в ЗРИ), в количествах, подлежащих учету в системе
учета и контроля РВ и РАО и не подлежащих учету в системе учета и
контроля ядерных материалов.
- к другим группам, перечисленным в соответствующих подпунктах
пунктов 2.3 - 2.5 Правил.
Необходимо учитывать, что инспектируемая организация может
иметь широкий спектр РВ и РАО, а также ядерные материалы и,
соответственно, может иметь две системы учета и контроля - ядерных
материалов и радиоактивных веществ. И наоборот, может иметь узкую
номенклатуру РВ (например, единственный ЗРИ в составе
технологической или медицинской облучательной установки). С учетом
этого должен строиться круг проверяемых вопросов.
Специальный вопрос, который может представлять особую
сложность - проверка достоверности "пограничных" количественных
критериев, в этом случае искусственно может занижаться количество
ядерных материалов, чтобы они не подпадали под государственный
учет и контроль ядерных материалов как ядерные материалы.
Формула для пересчета активности радиоактивного вещества в его
массу приведена в Приложении N 3.
8. Проверка наличия ЗРИ технически трудно осуществима. В
большинстве случаев невозможно провести визуальную идентификацию
самого ЗРИ по соображениям радиационной безопасности. Основное
внимание должно быть уделено косвенным методам подтверждения
наличия ЗРИ, включая использование УИВ.
III. ПРОВЕРКА ТРЕБОВАНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В РАЗДЕЛЕ 3
"ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕТУ И КОНТРОЛЮ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ"
9. По п. 3.1.1 необходимо:
Проверить:
- что в организации имеется организационно-распорядительный
документ о создании структурного подразделения, осуществляющего
учет и контроль РВ и РАО;
- что в положении о структурном подразделении, осуществляющем
учет и контроль РВ и РАО, отражены его функции по предоставлению
информации в систему государственного учета и контроля РВ и РАО;
- наличие приказов организации о назначении в подразделениях
организации, осуществляющих обращение с РВ и РАО, должностных лиц,
ответственных за учет и контроль РВ и РАО в подразделениях;
- что в должностных инструкциях ответственных за учет и
контроль РВ и РАО в подразделениях отражены их обязанности по
своевременному предоставлению информации в структурное
подразделение, осуществляющее учет и контроль РВ и РАО.
10. По п. 3.1.5 необходимо проверить, что в организации
имеется инструкция по учету и контролю РВ и РАО, утвержденная
руководителем организации, и ее срок действия не истек. В ней
должны быть определены:
- организация работ по учету и контролю РВ и РАО, структура и
состав работников (персонала), занятых учетом и контролем РВ и
РАО;
- применяемые в организации методики и средства измерений для
учета и контроля РВ и РАО;
- необходимость и порядок применения УИВ к РВ и РАО;
- перечень и формы учетных и отчетных документов;
- порядок административного контроля выполнения в организации
требований к учету и контролю РВ и РАО;
- порядок расследования нарушений в учете и контроле РВ и РАО;
- порядок подготовки и допуска работников (персонала) к
работам по учету и контролю РВ и РАО;
- сроки составления СНК в организации;
- порядок проведения инвентаризаций;
- процедуры оценки потерь РВ и РАО.
11. По п. 3.1.6 необходимо проверить, что в организации,
имеющей несколько подразделений, осуществляющих деятельность с РВ
и РАО, имеются инструкции о порядке учета и контроля РВ и РАО в
этих подразделениях, утвержденные руководителем организации, и их
срок действия не истек. В инструкции по учету и контролю РВ и РАО
в подразделении должны быть определены:
- применяемые в подразделении методики и средства измерений;
- необходимость и порядок применения УИВ к РВ и РАО;
- процедуры учета и контроля РВ и РАО, применяемые в данном
подразделении.
12. По п. 3.1.7 необходимо проверить наличие приказов о
назначении ответственных лиц за РВ и ответственных за РАО в
подразделениях, осуществляющих деятельность с РВ и РАО
(кладовщиков, ответственных хранителей и т.д.).
13. По п. 3.1.8 необходимо проверить, что передача РВ от
ответственного лица другим лицам, а также с одной технологической
операции на другую или между сменами оформляется документально
(т.е. регистрируется в учетных документах).
14. По п. 3.1.9 необходимо проверить, что передача РАО
ответственными лицами с одной технологической операции на другую,
перемещение РАО из одного пункта хранения в другой пункт хранения,
а также между подразделениями оформляется документально (т.е.
регистрируется в учетных документах).
15. По п. 3.1.10 необходимо проверить, что в организации:
- потери РВ и РАО измеряются или определяются с помощью
расчетных методик, основанных на результатах предварительных
измерений или экспериментальных исследований;
- списание потерь оформляется документально и регистрируется
для РВ в приходно-расходном журнале, а для РАО - в журнале учета.
16. По п. 3.2.1 необходимо проверить, что в организации
ставятся на учет РВ и РАО с оформлением установленной в
организации учетной документации (паспортов, записей в журналах,
отдельных журналах учета РАО и т.д.) при:
- производстве (образовании);
- получении от другой организации;
- поступлении на склад готовой продукции ОРИ и ЗРИ;
- переработке РАО (на каждую установку или комплекс
переработки РАО должен быть заведен отдельный журнал учета РАО).
Необходимо проверить, что сведения, фиксируемые в учетной
документации, соответствуют требованиям, приведенным в приложениях
3 - 9 к Правилам.
17. По п. 3.2.2 необходимо проверить, что в организации в
соответствующих документах (РДЭО, положениях, инструкциях,
приказах и т.п.) установлен порядок снятия с учета РВ:
- при завершении операции, связанной с расходованием РВ,
разрешенной условиями действия лицензии Службы;
- при расходовании РВ со сбросами (выбросами);
- если имели место потери РВ;
- если в результате радиоактивного распада РВ по своим
характеристикам не подпадают под требования раздела 2.3 Правил;
- при переводе РВ в категорию ядерных материалов;
- при переводе РВ в категорию РАО;
- при передаче РВ другой организации.
18. По п. 3.2.3 необходимо проверить, что в организации в
соответствующих документах (РДЭО, положениях, инструкциях,
приказах и т.п.) установлен и соблюдается порядок:
- снятия с учета как РВ ЗРИ с истекшим назначенным сроком
службы с переводом их в категорию РАО и с соответствующими
записями в приходно-расходном журнале учета РВ и в журнале учета
РАО с оформлением соответствующего акта;
- продления назначенного срока службы ЗРИ с записью в
приходно-расходном журнале учета РВ.
19. По п. 3.3.2.1 необходимо проверить факт установки УИВ в
местах доступа в помещения, камеры, боксы, на контейнеры и другое
оборудование, где имеются РВ и РАО, а также на учетные единицы.
Следует обратить внимание на то, что алюминиевые,
пластмассовые и свинцовые пломбы, устанавливаемые с помощью
пломбира, не являются устройствами индикации вмешательства, так
как не имеют индивидуального номера или другого идентификатора.
Устройства индикации вмешательства должны соответствовать
требованиям национальных стандартов:
- ГОСТ Р 51912-2002 "Устройства пломбировочные. Классификация";
- ГОСТ Р 51913-2002 "Устройства запорно-пломбировочные для
транспорта и контейнеров общего и специального назначения. Общие
технические требования";
- ГОСТ Р 52077-2003 "Пломбы индикаторные. Общие технические
требования";
- ГОСТ Р 52259-2004 "Устройства пломбировочные электронные.
Общие технические требования".
20. По п. 3.3.2.2 необходимо проверить фактическую частоту
проверок работоспособности и состояния УИВ и документальную
регистрацию результатов таких проверок.
21. По п. 3.3.2.3 необходимо проверить наличие программы
использования УИВ, в которой должны быть определены:
- процедуры получения, приемки, хранения, установки/снятия,
проверки подлинности и уничтожения снятых или недоброкачественных
УИВ;
- порядок отчетности и отчетные формы по применению УИВ;
- обязанности персонала по применению УИВ;
Программа применения устройств индикации вмешательства в
организации должна учитывать требования национального стандарта
ГОСТ Р 52326-2005 "Устройства пломбировочные. Учет, контроль и
утилизация".
22. По п. 3.4.1 необходимо проверить, что в организации
разработана программа измерений, утвержденная руководителем
организации, и ее срок действия не истек. Указанная программа
должна пересматриваться не реже одного раза в 5 лет. В ней должны
быть предусмотрены:
- перечни методик выполнения измерений;
- перечни технических средств;
- перечни процедур пробоотбора;
- сведения о периодичности проведения измерений, требуемой
точности измерений;
- сведения о сроках и форме представления результатов
измерений.
23. По п. 3.4.2 необходимо проверить наличие МВИ и их
надлежащее оформление. Построение, содержание и изложение
документов, регламентирующих МВИ, должны соответствовать
требованиям ГОСТ Р 8.563-96 "ГСИ. Методики выполнения измерений",
ГОСТ Р 8.594-2002 "Метрологическое обеспечение радиационного
контроля. Основные положения" и ОСТ 95 924-88 "ОСОЕИ. Требования к
построению, содержанию, изложению и оформлению методик анализа
проб веществ и материалов".
24. По п. 3.4.3 необходимо проверить наличие метрологической
аттестации МВИ, выполненной в соответствии с ГОСТ Р 8.315-97 "ГСИ.
Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов.
Основные положения" и ОСТ 95 10430-90 "Порядок проведения
метрологической аттестации методик анализа и методик выполнения
измерений свойств веществ и материалов".
25. По п. 3.4.4 необходимо проверить, что образцы для
градуировки средств измерений и проверки правильности результатов
измерений (т.е. радионуклидные источники ионизирующего излучения):
- метрологически аттестованы в соответствии с требованиями
ГОСТ 8.315-97 "Стандартные образцы состава и свойств веществ и
материалов";
- имеют установленного образца свидетельства об аттестации с
указанием их наименования, типа, аттестуемой величины и ее
погрешности.
26. По п. 3.4.5 необходимо проверить наличие перечня средств
измерений и соответствие его содержания требованиям п. 3.4.5
Правил (наименование технического средства, его тип, заводской
номер).
27. По п. 3.4.6 необходимо проверить порядок поверки средств
измерений в организации и наличие не просроченных клейм поверки на
средствах измерения, включенных в Перечень средств измерений,
используемых в системе измерений РВ и РАО.
28. По п. 3.4.7 необходимо проверить наличие программы
контроля качества измерений и что контроль качества измерений в
рамках системы государственного учета и контроля РВ и РАО
осуществляется в соответствие с этой программой.
29. По п. 3.5.1 необходимо проверить отправку
организацией-отправителем в адрес организации-получателя
сопроводительной документации, а также паспортов на ЗРИ, ОРИ, РАО.
30. По п. 3.5.2 необходимо проверить соответствие данных о
контейнерах с РВ и РАО, указанных в сопроводительных документах на
РВ и РАО, требованиям п. 3.5.2 Правил (типы и идентификаторы
печатей/пломб, брутто-массы контейнеров и другие необходимые
данные).
31. По п. 3.5.3 необходимо проверить, что при отправлении РВ и
(или) РАО организация-отправитель в течение одного рабочего дня
сняла их с учета и осуществила в течение трех рабочих дней
отправку паспортов (формуляров, сертификатов) на них (если они не
были отправлены с грузом) организации-получателю.
32. По п. 3.5.4 необходимо проверить наличие записи об
отправлении РВ и/или РАО в приходно-расходном журнале учета РВ или
в журнале учета РАО организации-отправителя.
33. По п. 3.5.5 необходимо проверить документы, в которых
регистрируются результаты следующих действий:
- внешний осмотр и проверка количества и целостности тары,
соответствие идентификаторов и мест их размещения данным
сопроводительных документов;
- проверка количества, типа и целостности УИВ, примененных к
транспортному средству и/или к таре с РВ и РАО, соответствие мест
их установки и идентификаторов данным сопроводительных документов;
- подтверждающие измерения массы-брутто контейнеров с РВ и
РАО, параметров РВ и РАО по методике согласованной с организацией
отправителем.
Кроме того, в ходе инспекций по проверке процедур передач
ядерных материалов следует проверить:
- своевременность (в течение 3 рабочих дней) постановки на
учет РВ и РАО;
- соответствие выполняемых персоналом процедур передачи
порядку, установленному в организации.
34. По п. 3.5.6 необходимо проверить своевременность
окончательной приемки и постановки на учет РВ и (или) РАО (не
позднее 10 суток после получения РВ и/или РАО и паспортов,
формуляров, сертификатов).
35. По п. 3.5.7 необходимо проверить документы, в которых
регистрируются результаты следующих действий:
- внешнего осмотра и проверки количества и целостности учетных
единиц (контейнеров), соответствия идентификаторов и мест их
размещения данным сопроводительных документов;
- фактического проведения подтверждающих измерений РВ и РАО.
Вид и объем подтверждающих измерений должны отвечать
требованиям, установленным документами организации.
Кроме того, должны регулярно проводиться инспекции по проверке
данных входного/выходного контроля с использованием средств
измерений, имеющихся в распоряжении организации и/или Службы.
36. По п. 3.5.8 необходимо проверить наличие документально
оформленных данных, полученных в результате измерений, и
соответствие их требованиям п. 3.5.8 Правил (сведения о средствах
и методах измерений, результаты измерений, типы и идентификаторы
УИВ, дата выполнения измерений и фамилии лиц, выполнявших
измерения).
37. По п. 3.5.9 необходимо проверить наличие записей в
приходно-расходном журнале учета РВ и РАО о постановке на учет,
сделанных на основании результатов входного контроля.
38. По п. 3.5.10 необходимо проверить, что в организации, в
соответствующих документах установлен и соблюдается порядок
подготовки и направления в орган управления системы
государственного учета и контроля на региональном уровне, в орган
управления системы государственного учета и контроля на
ведомственном уровне, в Федеральное агентство по атомной энергии и
в Службу информации о выявлении организацией-получателем при
сопоставлении с данными организации-отправителя утраты, хищения,
несанкционированного использования, или обнаружения недостачи
(излишка) РВ и/или РАО в течение 24 ч с момента установления
вышеуказанных фактов.
39. По п. 3.5.11 необходимо проверить, что информация о
несанкционированном использовании РВ и РАО содержит:
- описание обстоятельств, события и/или серии событий,
связанных с РВ и/или РАО, в отношении которых имело место
несанкционированное действие;
- идентификацию и определение РВ и/или РАО;
- исходные данные для определения количественных характеристик
РВ и/или РАО;
- принятые меры и программу последующих действий для
разрешения возникших проблем.
40. По п. 3.6.1.2 необходимо проверить - проведение в
организации первичной инвентаризации РВ и РАО при ее регистрации в
системе государственного учета и контроля РВ и РАО.
41. По п. 3.6.1.3 необходимо проверить в организации:
- проведение ежегодной инвентаризации РВ;
- проведение один раз в пять лет инвентаризации РАО.
42. По п. 3.6.1.4 необходимо проверить, что в организации, в
соответствующих документах установлен и соблюдается порядок
проведения внеочередной инвентаризации РВ и РАО в случае изменения
организационно-правовой формы организации, ее ликвидации или
реорганизации, полного прекращения работ с РВ и РАО, установления
факта хищения, несанкционированного воздействия на пункты (места)
нахождения или хранения РВ и РАО, после ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций, а также в иных случаях по решению
руководителя организации.
43. По п. 3.6.2.1 необходимо проверить, что руководителем
организации издан приказ о проведении ФИ, в котором определены
инвентаризационная комиссия, сроки подготовки и проведения
инвентаризации, а также время, после которого запрещаются любые
перемещения РВ и РАО на период инвентаризации без разрешения
председателя инвентаризационной комиссии, включая отправку и
получение РВ и РАО (кроме непрерывных технологических процессов
образования и переработки РАО).
44. По п. 3.6.2.2 необходимо проверить наличие в организации
перечня документов, необходимых для проведения инвентаризации. В
перечень должны входить:
- документы, определяющие правила и процедуры проведения
инвентаризации (инструкции и методики);
- учетные документы РВ и РАО;
- список наличного количества РВ и РАО;
- отчетные документы по предыдущей инвентаризации РВ и РАО;
- документы перевода РВ и РАО в другую физическую форму,
документы перевода РВ в категорию РАО;
- документы на передачу РВ и РАО;
- документы о расходовании РВ.
45. По п. 3.6.2.3 необходимо проверить, что перед
инвентаризацией в организации проведена соответствующая подготовка
- учетные единицы были приведены в состояние, удобное для проверки
их наличия, целостности и идентификационных номеров.
46. По п. 3.6.2.4 необходимо проверить, что во время
инвентаризации:
- было проведено измерение фактического количества и состава
всех РВ и РАО с анализом полученных результатов измерений и их
документальному подтверждению;
- было проведено определение фактического наличного количества
РВ и РАО (только для организаций - изготовителей РВ);
- был сформирован список наличного количества РВ и РАО по
учетным данным;
- была осуществлена проверка соответствия РВ, РАО и пунктов их
хранения паспортным данным.
47. По п. 3.6.2.5 необходимо проверить, что в ходе
инвентаризации были выполнены подтверждающие измерения,
соответствующие требованиям п. 3.6.2.5 Правил. Совокупность
подтверждающих измерений должна подтвердить отсутствие недостачи
или излишка РВ и РАО.
Для неразборных учетных единиц должны выполняться проверки:
- соответствия типа учетных единиц и идентификаторов учетных
единиц паспортным данным;
- целостности учетных единиц;
- наличия ионизирующего излучения от учетных единиц.
Для разборных учетных единиц должны выполняться проверки:
- соответствия типа учетных единиц и идентификаторов учетных
единиц паспортным данным;
- целостности учетных единиц;
- соответствия типа и состояние УИВ;
- веса брутто учетных единиц, объема жидких РАО или твердых
РАО в учетной единице;
- наличия ионизирующего излучения от учетных единиц.
48. По п. 3.6.2.6 необходимо проверить, что по результатам
инвентаризации был оформлен отчетный документ - акт инвентаризации
РВ и (или) РАО, соответствующий требованиям п. 3.6.2.6 Правил
(рекомендуемая форма акта приведена в приложении 10 к Правилам).
Необходимо проверить, что в акте отражены:
- результаты проверки ведения учетной и отчетной документации,
проверки наличия учетных единиц РВ и (или) РАО и условий их
хранения;
- основные результаты инвентаризации в соответствии с
процедурами инвентаризации согласно пункту 3.6.2.4;
- все выявленные нарушения и недостатки в учете и контроле РВ
и РАО, а также принятые в ходе инвентаризации меры по их
устранению;
- предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков
в учете и контроле РВ и РАО.
49. По п. 3.6.2.7 необходимо проверить, что в организации, в
соответствующих документах установлен и соблюдается порядок
подготовки и направления в течение 24 часов с момента установления
фактов утраты, хищения, несанкционированного использования или
обнаружения недостачи (излишка) РВ и/или РАО информации в орган
управления системы государственного учета и контроля на
региональном уровне, в орган управления системы государственного
учета и контроля на ведомственном уровне, в Федеральное агентство
по атомной энергии и в Службу.
50. По п. 3.6.2.8 необходимо проверить, что информация о
несанкционированном использовании РВ и РАО содержит:
- описание обстоятельств, события и/или серии событий,
связанных с РВ и/или РАО, в отношении которого имело место
несанкционированное действие;
- идентификацию и определение РВ и/или РАО;
- исходные данные для определения количественных характеристик
РВ и/или РАО;
- принятые меры и программу последующих действий для
разрешения возникших проблем.
51. По п. 3.7.1 необходимо проверить, что в организации
разработана система учетных документов, которые содержат данные
обо всех подлежащих учету РВ и РАО, включая количество РВ и РАО и
изменения РВ и РАО в организации. Необходимо проверить, что
учетные документы отвечают требованиям установленным в приложениях
3 - 9 к Правилам.
52. По п. 3.7.2 необходимо проверить, что в организации в
систему учетных документов входят:
- подлинники сопроводительных документов;
- паспорта на ЗРИ, ОРИ и РАО;
- подлинники учетных документов (приходно-расходные журналы
учета РВ, журналы учета РАО);
- электронные базы данных;
- паспорта на хранилища;
- результаты экспертных оценок.
53. По п. 3.7.3 необходимо проверить, что в организации
разработана система, обеспечивающая хранение учетных документов в
соответствии с требованиями п. 3.7.3 Правил.
54. По п. 3.7.4 необходимо проверить, что в организации
разработана система отчетных документов, отвечающая требованиям
Приказов Министерства Российской Федерации по атомной энергии:
- "Об утверждении форм представления оперативной информации по
учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в
системе государственного учета и контроля" от 24.07.2000 N 449;
- "О введении в действие форм федерального государственного
статистического наблюдения N 2-тп (радиоактивные вещества) и N
2-тп (радиоактивность) и утверждении рекомендаций по их
заполнению" от 11.11.2002 N 538.
55. По п. 3.7.5 необходимо проверить, что отчетные документы
организации направляются в установленные сроки в информационные
центры системы государственного учета и контроля РВ и РАО
(ведомственный, региональный, федеральный).
56. По п. 3.7.6 необходимо проверить отчетные документы
организации, которые направляются в Службу по запросу.
IV. ПРОВЕРКА ТРЕБОВАНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В РАЗДЕЛЕ 10
"ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТНИКАМ (ПЕРСОНАЛУ), ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ УЧЕТ
И КОНТРОЛЬ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ"
57. По п. 4.1 необходимо проверить, что:
- в организации определен порядок обучения по выполнению
процедур по учету и контролю РВ и РАО и прохождения периодической
проверки знаний для работников (персонала), осуществляющих учет и
контроль РВ и РАО и имеющих необходимую квалификацию;
- работники (персонал), осуществляющие учет и контроль РВ и
РАО, проходят обучение по выполнению соответствующих процедур и
периодическую проверку знаний.
58. По п. 4.2 необходимо проверить, что:
- периодичность проведения переподготовки или повышение
квалификации для работников, ответственных за ведение учета и
контроля РВ и РАО в организации, устанавливается руководителем
организации и не превышает одного раза в пять лет.
Приложение N 1
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ИХ РАСШИФРОВКА
ЗРИ - закрытый радионуклидный источник
ОРИ - открытый радионуклидный источник
ОТВС - облученная тепловыделяющая сборка
РАО - радиоактивные отходы
РВ - радиоактивное вещество
РДЭО - руководящий документ эксплуатирующий организации
СНК - список наличного количества РВ и РАО
УИВ - устройство индикации вмешательства
ОЯТ - отработавшее ядерное топливо
ТУК - транспортный упаковочный комплект
Приложение N 2
ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем документе используются следующие термины и
определения:
Закрытый радионуклидный источник - источник излучения,
устройство которого исключает поступление содержащихся в нем
радионуклидов в окружающую среду в условиях применения и износа,
на которые он рассчитан.
Инвентаризация радиоактивных веществ и радиоактивных отходов -
определение фактически наличного количества РВ и РАО в организации
с последующей сверкой с данными учетных документов.
Контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов -
контроль за наличием и перемещением РВ и РАО, включающий контроль
доступа к РВ и РАО, оборудованию и информации, наблюдение за РВ и
РАО, проверку санкционированного размещения и перемещения РВ и
РАО.
Облученная тепловыделяющая сборка - облученная в ядерном
реакторе и извлеченная из него тепловыделяющая сборка, содержащая
отработавшее ядерное топливо.
Открытый радионуклидный источник - источник излучения, при
использовании которого возможно поступление содержащихся в нем
радионуклидов в окружающую среду.
Отработавшее ядерное топливо - ядерное топливо, облученное в
активной зоне ядерного реактора и окончательно удаленное из нее.
Подтверждающие измерения - измерения, результаты которых
используются для подтверждения всех или некоторых характеристик РВ
и РАО.
Радиоактивное вещество - вещество в любом агрегатном
состоянии, содержащее радионуклиды с активностью, на которые
распространяются Основные правила учета и контроля радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов в организации (НП-067-05).
Радионуклид - нуклид, обладающий радиоактивностью.
Список наличного количества радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов - перечень наличных РВ и РАО с указанием их
количеств, составленный на основании учетных данных.
Упаковочный комплект (транспортный упаковочный комплект) -
совокупность компонентов, необходимых для размещения и удержания
радиоактивного содержимого.
Устройство индикации вмешательства - техническое устройство,
имеющее индивидуальный номер или другой идентификатор, защищенное
от возможности снятия и повторного использования без нарушения его
целостности или изменения одного (нескольких) поддающихся
регистрации параметров и предназначенное для обнаружения
несанкционированного доступа к учетной единице.
Учет радиоактивных веществ и радиоактивных отходов -
определение наличного количества РВ и РАО, составление,
регистрация и ведение учетных и отчетных документов.
Учетная единица радиоактивных веществ или радиоактивных
отходов (учетная единица) - поддающийся идентификации предмет,
содержащий РВ или РАО, характеристики которого регистрируются
документом и (или) отдельной записью (строкой) в учетных
документах РВ или РАО, целостность которого остается неизменной в
течение определенного периода времени.
Учетные данные - характеристики РВ и РАО, используемые в
учетных документах.
Учетные документы - документы, содержащие данные о наличии,
количестве, составе, местонахождении и состоянии РВ и РАО.
Фактически наличное количество радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов - измеренное или иначе определенное в
соответствии с установленными организацией процедурами количество
РВ и РАО, фактически имеющееся в наличии в данное время в
организации.
Приложение N 3
МЕТОДИКА
ПЕРЕСЧЕТА АКТИВНОСТИ РАДИОАКТИВНОГО ВЕЩЕСТВА В ЕГО МАССУ
Пересчет активности радиоактивного вещества в его массу
проводится по следующей формуле:
0,693N
А = ------,
Т
1/2
где:
А - активность удельная (распад/сек. - Бк.);
N - число радиоактивных атомов;
Т - период полураспада (сек.) таблица 1.
1/2
-
А
m = -- N,
Na
-
А - атомная масса (г/моль);
m - масса;
23 -1
Na - число Авогадро Na = 6,022 х 10 моль .
-
А х А х Т
1/2
m = --------------------.
23
0,693 х 6,022 х 10
Таблица 1
----T-------------------------------T----------------------------¬
¦ N ¦ Ядерный материал ¦ Период полураспада <1> ¦
¦п/п¦ ¦ (годы) ¦
+---+-------------------------------+----------------------------+
¦1 ¦Плутоний-238 ¦86,69 ¦
+---+-------------------------------+----------------------------+
¦ ¦Плутоний-239 ¦241113 ¦
+---+-------------------------------+----------------------------+
¦ ¦Плутоний-240 ¦6569 ¦
+---+-------------------------------+----------------------------+
¦ ¦ ¦ 5 ¦
¦2 ¦Уран-233 ¦1,5927 х 10 ¦
+---+-------------------------------+----------------------------+
¦ ¦ ¦ 8 ¦
¦ ¦Уран-235 ¦7,098 х 10 ¦
+---+-------------------------------+----------------------------+
¦ ¦ ¦ 9 ¦
¦ ¦Уран-238 ¦4,4683 х 10 ¦
+---+-------------------------------+----------------------------+
¦ ¦ ¦ 6 ¦
¦4 ¦Нептуний-237 ¦2,14 х 10 ¦
+---+-------------------------------+----------------------------+
¦6 ¦Америций-241 ¦132,2 ¦
+---+-------------------------------+----------------------------+
¦7 ¦Америций-243 ¦7348 ¦
+---+-------------------------------+----------------------------+
¦8 ¦Калифорний-252 ¦2,368 ¦
+---+-------------------------------+----------------------------+
¦ ¦ ¦ 10 ¦
¦ ¦Тритий-232 ¦1,405 х 10 ¦
+---+-------------------------------+----------------------------+
¦12 ¦Тритий ¦12,33 ¦
L---+-------------------------------+-----------------------------
--------------------------------
<1> Н.Н. Гусев, П.Д. Дмитриев. Радиоактивные цепочки.
Справочник. Энергоатомиздат, 1988.
Пример расчета массы:
Расчет массы урана 238 с активностью 1,86 + 5 Бк.
9
Т = 4,47 х 10 лет.
1/2
-
А = 238 г/моль.
-1 5 9
1,86 сек. х 10 х 238 г/моль х 4,47 х 10 х 365 х 24 х 3600 сек.
m = ------------------------------------------------------------------ = 15 г.
23 -1
0,693 х 6,022 х 10 моль
|