ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 24 мая 2005 г. N 21-3-05/35@
О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО ВОДНОМУ НАЛОГУ
Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо Управления ФНС
России по Санкт-Петербургу от 22.04.2005 N 06-04/8609 по вопросу о
порядке представления налоговой декларации по водному налогу
налогоплательщиками, осуществляющими водопользование на территории
одного или нескольких административных районов города, являющегося
субъектом Российской Федерации, и при этом состоящими на учете в
разных налоговых органах данного города, в том числе не по месту
водопользования, и сообщает.
В соответствии со статьей 333.14 главы 25.2 "Водный налог"
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК) водный налог
уплачивается по местонахождению объекта налогообложения, то есть
по месту осуществления водопользования, признаваемого объектом
налогообложения. Согласно статье 333.15 НК налоговая декларация
представляется налогоплательщиком в налоговый орган также по
местонахождению объекта налогообложения (по месту
водопользования).
При этом главой 25.2 НК не установлено, каким уровнем
административно-территориального деления определяется
местонахождение объекта налогообложения водным налогом.
Ввиду изложенного ФНС России считает целесообразным при решении
поставленного УФНС вопроса исходить из следующего.
Водный налог статьей 13 НК отнесен к федеральным налогам и в
соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации
от 31.07.1998 N 145-ФЗ (далее - БК) полностью (по нормативу 100
процентов) зачисляется в доход федерального бюджета.
В связи с этим, по мнению ФНС России, содержание норм статей
333.14 и 333.15 НК обусловлено целями налогового контроля, который
целесообразно осуществлять именно по месту водопользования во
взаимодействии с лицензирующими органами в области водопользования
и органами в области управления использованием и охраной водного
фонда (территориальные органы Федерального агентства водных
ресурсов), имеющими согласно статье 73 Водного кодекса Российской
Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ (далее - ВК) региональную
структуру.
Учитывая изложенное, а также то, что водный налог в силу статьи
50 БК не является источником формирования бюджетов муниципальных
образований городов, ФНС России считает, что в целях рациональной
организации работы территориальных налоговых органов налоговый
контроль по водному налогу в отношении налогоплательщиков,
осуществляющих водопользование на территории одного или нескольких
административных районов города и состоящих на учете в разных
налоговых органах данного города, в том числе не по месту
водопользования, целесообразно проводить в части водопользования,
осуществляемого на территории этого города, централизованно в
каком-либо одном из налоговых органов по месту учета
налогоплательщика, предпочтительно - в налоговом органе по месту
учета налогоплательщика как по месту его нахождения, а в отношении
налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших, - в
соответствующей межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим
налогоплательщикам по городу.
Соответственно, при указанной организации налогового контроля
налоговая декларация по водному налогу в рассматриваемом случае
должна представляться в части соответствующего водопользования
налогоплательщиком в налоговый орган города, на учете в котором
состоит налогоплательщик по месту своего нахождения (если
налогоплательщик зарегистрирован на территории города), или в один
из налоговых органов по месту водопользования, в котором данный
налогоплательщик состоит на учете по иному основанию.
Налогоплательщикам, отнесенным к категории крупнейших, в
рассматриваемом случае следует представлять налоговую декларацию
по водному налогу в соответствующую межрайонную инспекцию ФНС
России по крупнейшим налогоплательщикам города.
В связи с упоминанием в запросе УФНС о неурегулированности
главой 25.2 НК вопроса постановки налогоплательщиков на учет в
налоговых органах в качестве налогоплательщиков водного налога
обращаем внимание, что специальное водопользование, по определению
статьи 86 ВК, осуществляется с применением сооружений, технических
средств и устройств, которые (например, артезианские скважины или
иные водозаборные сооружения) являются объектами недвижимого
имущества и, как правило, располагаются по месту нахождения либо
самой организации, либо ее обособленного подразделения. Таким
образом, в любом из указанных случаев имеется основание для
постановки налогоплательщика водного налога на учет в налоговом
органе по месту водопользования в соответствии со статьей 83 НК.
Главный государственный советник
налоговой службы
В.В.Гусев
|