Стр. 1
23 января 2003 года N 2-оз
------------------------------------------------------------------
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОДЕЙСТВИЕ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2002-2003 ГОДЫ"
(Принят Законодательным собранием Ленинградской
области 24 декабря 2002 года)
Статья 1.
Утвердить прилагаемую региональную целевую программу
"Содействие занятости населения Ленинградской области на 2002-2003
годы".
Статья 2.
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Губернатор
Ленинградской области В.Сердюков
Санкт-Петербург,
23 января 2003 года
N 2-оз
УТВЕРЖДЕНА
областным законом
от 23.01.2003 N 2-оз
(приложение)
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002-2003 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОДЕЙСТВИЕ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2002-2003 ГОДЫ"
---------------T--------------------------------------------------
|Наименование |Региональная целевая программа "Содействие|
|программы |занятости населения Ленинградской области на|
| |2002-2003 годы" (далее - Программа) |
+--------------+-------------------------------------------------+
|Основания для|Статья 15 Закона Российской Федерации "О|
|разработки |занятости населения в Российской Федерации" от 19|
|Программы |апреля 1991 года N 1032-1 (с последующими|
| |изменениями и дополнениями), |
| |распоряжение Губернатора Ленинградской области от|
| |27 июля 2001 года N 351-рг "О разработке|
| |областной и муниципальных программ содействия|
| |занятости населения Ленинградской области на|
| |2002-2003 годы" |
+--------------+-------------------------------------------------+
|Государствен- |Министерство труда и социального развития|
|ный заказчик |Российской Федерации |
+--------------+-------------------------------------------------+
|Основные |Департамент федеральной государственной службы|
|разработчики |занятости населения по Ленинградской области,|
|Программы |рабочая группа из представителей комитетов|
| |Правительства Ленинградской области,|
| |межправительственных организаций, образованная|
| |постановлением Губернатора Ленинградской области|
| |от 27 июля 2001 года N 351-рг |
+--------------+-------------------------------------------------+
|Цели и задачи|Создание условий для развития эффективного|
|Программы |цивилизованного рынка труда, оперативно|
| |обеспечивающего граждан, ищущих работу,|
| |подходящей работой, позволяющей за счет|
| |собственных доходов обеспечивать более высокий|
| |уровень потребления, а работодателей -|
| |необходимой рабочей силой. |
| |Для достижения указанной цели предусматривается|
| |решение следующих задач: |
| |улучшение информационного обеспечения политики|
| |содействия занятости; |
| |совершенствование кадрового потенциала с учетом|
| |потребностей рынка труда, системы|
| |профессиональной подготовки, повышения|
| |квалификации и переподготовки безработных|
| |граждан; |
| |повышение эффективности активных мер на рынке|
| |труда, координация деятельности областных органов|
| |власти и муниципальных органов управления в|
| |решении задач по развитию направлений и объемов|
| |занятости населения, обеспечивающих более высокий|
| |уровень жизни |
+--------------+-------------------------------------------------+
|Сроки реализа-|2002-2003 годы |
|ции Программы | |
+--------------+-------------------------------------------------+
|Объемы и|Программа финансируется из федерального бюджета и|
|источники |областного бюджета. Объемы финансирования указаны|
|финансирования|в разделе 6 Программы |
+--------------+-------------------------------------------------+
|Ожидаемые |Реализация Программы в течение 2002-2003 годов|
|конечные |позволит: |
|результаты |сдерживать развитие безработицы, обеспечивая|
|реализации |среднегодовой уровень регистрируемой безработицы|
|Программы |в 2002 году в пределах 1,7 процента, в 2003 году|
| |- 1,6 процента; |
| |провести профориентационную работу более чем с 67|
| |тысячами граждан в 2002 году и с 56 тысячами|
| |граждан в 2003 году, |
| |предоставить возможность получения необходимых|
| |для последующего трудоустройства профессиональных|
| |навыков и знаний 3500 безработным гражданам в|
| |2002 году, 3700 - в 2003 году; |
| |организовать в 2002 году 144 ярмарки вакансий, в|
| |2003 году - 200 ярмарок; |
| |оказать консультационные услуги по вопросам|
| |трудоустройства 102,3 тысячи человек ежегодно;|
| |обеспечить поступление в службу занятости не|
| |менее 70 тысяч вакансий ежегодно; |
| |оказать содействия в трудоустройстве 39 тысячам|
| |человек ежегодно. Из общего числа|
| |предусматривается ежегодно оказывать содействие в|
| |трудоустройстве следующим категориям граждан,|
| |особо нуждающимся в социальной защите: |
| |17320 женщинам, |
| |длительно (более года) неработающим - 4880|
| |гражданам, |
| |освобожденным из мест лишения свободы - 265|
| |гражданам, инвалидам и лицам предпенсионного|
| |возраста в 2002 году - 511, в 2003 - 467|
| |гражданам, |
| |уволенным с военной службы и членам их семей в|
| |2002 году - 409, в 2003 году - 379 гражданам, |
| |50 беженцам и вынужденным переселенцам, |
| |обеспечить в 2002 году участие в общественных|
| |работах 914 гражданам, во временных работах -|
| |2500 гражданам, в 2003 году - 3000 и 2500|
| |гражданам соответственно, |
| |трудоустроить на временные рабочие места в 2002|
| |году 2500 несовершеннолетних граждан, в 2003 году|
| |- до 15 тысяч, |
| |поддержать предпринимательскую инициативу в 2002|
| |году - 611 и в 2003 году - 800 гражданам, |
| |выплатить пособие по безработице в 2002 году|
| |11088 безработным гражданам, в 2003 году - 13000,|
| |выплатить стипендию за время обучения 3500|
| |безработным гражданам в 2002 году и 3700 - в 2003|
| |году, |
| |оказать материальную помощь 175 безработным|
| |гражданам, утратившим право на пособие, в 2002|
| |году и 400 - в 2003 году, |
| |предоставить возможность выхода на досрочную|
| |пенсию 233 безработным в 2002 году и 500 - в 2003|
| |году |
+--------------+-------------------------------------------------+
|Основной |Департамент федеральной государственной службы|
|исполнитель |занятости населения по Ленинградской области |
|Программы | |
+--------------+-------------------------------------------------+
|Система |Контроль за реализацией Программы осуществляют|
|организации |Департамент федеральной государственной службы|
|контроля за|занятости населения по Ленинградской области,|
|выполнением |вице-губернатор Ленинградской области -|
|Программы |председатель комитета по экономике и инвестициям |
L--------------+--------------------------------------------------
Список сокращений, употребляемых в Программе
ФГСЗН - федеральная государственная служба занятости
населения
ЦЗН - центры занятости населения
МЦЗН - межрайонный центр занятости населения
ВОГ - Всероссийское общество глухих
ВОС - Всероссийское общество слепых
ВОИ - Всероссийское общество инвалидов
ЛенВО - Ленинградский военный округ
ЛенВМБ - Ленинградская военно-морская база
СЗОВВ МВД - Северо-Западный округ внутренних войск
Министерства
РФ внутренних дел Российской Федерации
СЗРУ ФПС РФ - Северо-Западное региональное управление
федеральной пограничной службы Российской
Федерации
Введение
Региональная целевая программа "Содействие занятости
населения Ленинградской области на 2002-2003 годы" (далее -
Программа) разработана в соответствии со статьей 15 Закона
Российской Федерации "О занятости населения в Российской
Федерации" от 19 апреля 1991 года N 1032-1 (с последующими
изменениями и дополнениями) и распоряжением Губернатора
Ленинградской области от 27 июля 2001 года N 351-рг "О разработке
областной и муниципальных программ содействия занятости населения
Ленинградской области на 2002-2003 годы".
Программа разработана с учетом проекта контрольных
показателей по объемам финансирования и численности участников
мероприятий содействия занятости населения, а также по социальной
поддержке безработных граждан, указанных в письме первого
заместителя министра труда Российской Федерации от 25 сентября
2001 года N 6840-ВР.
При формировании плана мероприятий учитывались результаты
анализа и прогноза ситуации в сфере занятости на рынке труда
Ленинградской области в целом, а также на рынках труда в
муниципальных образованиях области.
Основанием для оценки развития ситуации в области послужили
соответствующие аналитические и прогнозные материалы,
представленные комитетом по экономике и инвестициям и комитетом по
труду и социальной защите населения Правительства Ленинградской
области.
Включенные в Программу мероприятия по активной политике
содействия занятости населения, в том числе по содействию
занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите,
базируются на опыте реализации программы содействия занятости
населения Ленинградской области на 1999-2001 годы.
В соответствии с Соглашением о намерениях по совместной
реализации и финансировании мероприятий Программы содействия
занятости населения в 2002-2005 годах, подписании Министром труда
Российской Федерации А.П.Починком и Губернатором Ленинградской
области В.П.Сердюковым 12 апреля 2001 года, Программа
предусматривает финансирование в 2002 году из федерального бюджета
в сумме 227,2 миллиона рублей.
Мероприятия Программы будут реализованы путем реализации 29
муниципальных программ содействия занятости населения.
1. Анализ и прогноз ситуации в сфере занятости и на рынке
труда
1.1. Изменения в сфере занятости в 2000-2001 годах
Одним из ключевых моментов для анализа и прогноза ситуации на
рынке труда является оценка текущего состояния и перспектив
развития занятости населения Ленинградской области.
Основой правильной оценки может служить исчерпывающая база
данных.
Служба занятости по роду своей деятельности все теснее
взаимодействует с работодателями и наряду с другой информацией
аккумулирует сведения о численности работающих во всех
организациях независимо от форм собственности и хозяйствования.
Полученные данные, не являясь статистическими, отражают занятость
населения по отраслям и секторам экономики по области в целом
(приложение 1).
В 2000-2001 годах социально-экономическое положение
Ленинградской области по сравнению с предыдущими годами несколько
улучшилось. Наметившийся подъем в некоторых отраслях экономики
отразился на росте числа предприятий и росте численности
работающих на них.
К началу 2000 года число предприятий составляло 26217 единиц.
К началу 2001 года число предприятий увеличилось до 27693 единиц
(возросло на 1476 единиц, или на 5,6 процента).
Среднесписочная численность работников предприятий на
1 января 2000 года составляла 613,9 тысячи человек, на 1 января
2001 года - 633,5 тысячи человек.
В период 2000-2001 годов более половины предприятий
представляли частный сектор, их доля к началу 2001 года составила
69,8 процента. На предприятиях частного сектора работало в начале
2001 года 39,8 процента занятого населения Ленинградской области.
В меньшей степени были представлены предприятия и организации
государственной и муниципальных форм собственности. Доля таких
предприятий в начале 2000 года составила 12,4 процента, в начале
2001 года - 11,9 процента при увеличении их абсолютного количества
с 3258 до 3292 единиц. Несмотря на то что форма собственности
только каждого восьмого предприятия являлась государственной и
муниципальной, в период 2000-2001 годов на них работали около 40
процентов всех занятых в экономике области.
Произошло сокращение доли предприятий и организаций со
смешанной формой собственности с 9,4 процента в начале 2000 года
до 8 процентов в начале 2001 года, доля занятых на этих
предприятиях снизилась до 18,7 процента.
Сократилось число совместных предприятий (с 420 до 288
единиц), их доля в общей численности предприятий уменьшилась с 1,6
до 1 процента, а доля занятых на этих предприятиях - с 1,3 до 1,2
процента.
На протяжении 2000-2001 годов основная доля занятых
приходится на отрасли материального производства - около 65
процентов от общего числа занятых в экономике области.
Распределение занятых по секторам экономики изменилось
незначительно.
В структуре занятости по-прежнему доминирует отрасль
"промышленность", в которой занято около 24 процентов работающего
населения, около 11 процентов занято в сельском хозяйстве,
примерно столько же - в торговле.
В непроизводственных отраслях основное число занятых
приходится на отрасль "образование" - около 9 процентов, на
отрасли "здравоохранение", "физическая культура и спорт",
"социальное обеспечение" - 7 процентов, "жилищно-коммунальное
хозяйство" - около 7 процентов.
1.2. Спрос на рабочую силу в 2000-2001 годах
Банк вакансий Ленинградской области в течение последних лет
развивался бурными темпами. Если в начале 2000 года в нем были
представлены сведения о 6879 вакансиях, то в конце 2000 года - в
1,5 раза больше - 10575 единиц, а на 1 ноября 2001 года в банке
вакансий были данные о 16777 свободных рабочих местах, то есть в
1,6 раза больше, чем в начале года (приложение 2).
В связи со значительными положительными сдвигами в экономике
области, увеличением числа предприятий, вышедших на рынок труда со
своими требованиями, за прошедшие годы сформировались некоторые
характерные черты рынка предлагаемых рабочих мест.
Модернизация технологических процессов и оборудования для
выпуска конкурентоспособной продукции определила появление новых,
ранее не востребованных профессий и специальностей. В начале 2000
года банк вакансий насчитывал около 670 специальностей, к ноябрю
2001 года он значительно пополнился, причем в основном за счет
должностей служащих, и составил около 970 специальностей.
Совершенствование производства заставляет работодателей выходить
на рынок труда в поисках более квалифицированных рабочих и
инженерных кадров.
Квалифицированные рабочие уверенно доминируют на рынке спроса
рабочей силы в 2001 году. Это, в первую очередь, слесари различных
профилей, водители, электро- и газосварщики, машинисты и операторы
различных промышленных установок, большая группа станочников
различных специальностей. Если в начале 2000 года в банке вакансий
насчитывалось около 70 единиц инженерных должностей, то в конце
октября 2001 года - уже более 200.
В связи с расширением сети медицинских учреждений в области
значительно увеличилась потребность во врачах узкой специализации.
В начале 2000 года требовалось около 80 врачей, на 1 ноября 2001
года - 258 врачей по 23 специальностям.
За 2000-2001 годы в области возросло внимание к сфере
образования, повысилось качество образования. В связи со
строительством новых, ремонтом и переоборудованием старых
учреждений народного образования в 1,6 раза по сравнению с началом
2000 года увеличилось требуемое число педагогов.
Значительно расширился круг требуемых служащих для различных
учреждений культуры, таких как руководители различных
художественных студий, инструкторы по спорту, библиотечные
работники.
Получившая развитие сфера банковских услуг требует
специалистов ранее малоизвестных профессий с высоким уровнем
образования.
Оценка развития банка вакансий за 2000-2001 годы заставляет
сделать вывод, что процесс несоответствия рынка труда и рынка
предложения рабочих мест все более углубляется и уже не может быть
объяснен только завышенными требованиями работодателей или слишком
низкой оплатой труда. Значительная часть рабочих мест, требующих
высокой квалификации, особенно в строительстве, оплачивается в
несколько раз выше, чем уровень средней заработной платы по
области.
Экономика области продолжает развиваться, соответственно
потребность в квалифицированных кадрах будет возрастать. За 10
месяцев 2001 года через службу занятости области прошло 93830
вакансий. Это позволяет прогнозировать в 2002 и 2003 годах не
менее 70000 вакансий, проходящих через органы службы занятости.
1.3. Динамика общей и регистрируемой безработицы в 2000-2001
годах
В 2000-2001 годы ситуация с безработицей в Ленинградской
области значительно не менялась. С начала до середины 2000 года
происходило снижение как общей, так и регистрируемой безработицы.
Уровень регистрируемой безработицы с начала до середины 2001
года снизился с 2,3 до 1,3 процента (в 1,8 раза).
По состоянию на 1 января 2000 года уровень безработицы имел
значение от 0,4 процента в городе Сертолове до 7,7 процента в
Тихвинском районе при среднеобластном показателе 2,3 процента.
В конце 2000 года уровень безработицы имел значение от 0,3
процента в городе Сертолове до 4,7 процента в Подпорожском районе
при среднеобластном показателе 1,3 процента. В 15 из 29
муниципальных образований Ленинградской области уровень
безработицы был ниже или равен 1 проценту.
В начале 2000 года на учете в службе занятости населения
состояло 17586 безработных. Реализация в 2000 году Программы
занятости населения, предусматривавшей комплекс активных мер на
рынке труда, обеспечила сокращение безработицы. К концу 2000 года
число безработных сократилось до 10596 человек, или в 1,7 раза. В
начале 2001 года численность безработных нарастала незначительно и
к концу первого полугодия возросла на 195 человек и достигла
10791. Структура безработицы в 2000-2001 годы представлена в
приложении 3.
Численность безработных по муниципальным образованиям в конце
первого полугодия колебалась от 25 человек в Колтушской волости до
1552 человек в Тихвинском районе.
Средняя продолжительность безработицы в целом по
Ленинградской области снизилась с 1 января 2000 года до 1 июля
2001 года с 7,2 до 5,6 месяца.
1.4. Прогноз развития рынка труда на 2002-2003 годы
Анализ ситуации на рынке труда Ленинградской области за
последние два года показал, что в условиях положительных тенденций
в развитии экономики интерес жителей области к услугам,
оказываемым службой занятости населения, продолжает оставаться
достаточно высоким.
В 2001 году по сравнению с 2000 годом число ищущих работу,
зарегистрированных в службе занятости населения, возросло на 8,8
тысячи человек, или на 11,8 процента (с 74,9 до 83,7 тысячи
человек); получивших консультации - на 37,2 тысячи человек, или на
32,4 процента (с 115,1 до 152,3 тысячи человек).
Прогнозируется, что тенденция к увеличению будет характерна
для развития регистрируемого предложения рабочей силы и в 2002
году.
Первые два месяца 2002 года подтверждают данные прогноза.
Численность обратившихся в службу занятости населения по сравнению
с январем-февралем 2001 года увеличилась на 3,6 тысячи человек,
или на 16 процентов, численность безработных - на 2,9 тысячи
человек, или на 19,5 процента.
По прогнозным оценкам, в 2002-2003 годах в развитии ситуации
на рынке труда Ленинградской области сохранятся основные
тенденции, характерные для 2001 года.
Наблюдающийся постепенный переход к более цивилизованному
развитию рынка труда от политики сдерживания безработицы к
активным мерам воздействия на рынок труда и его регулированию
сохранит в 2002-2003 годах рост числа обращающихся в службу
занятости и числа официально зарегистрированных безработных.
На расширение объема регистрируемого рынка труда в 2002-2003
годах будут влиять следующие причины:
увеличение экономической активности населения Ленинградской
области;
увеличение численности и доли населения в трудоспособном
возрасте от общей численности населения за счет вступления на
рынок труда молодежи 1985-1986 годов рождения, когда в
Ленинградской области наблюдалась самая высокая рождаемость
(23,4-24,2 тысячи человек);
интенсивное движение кадров на предприятиях и в организациях
области;
постепенное увеличение доли регистрируемого рынка труда в
общем объеме рынка труда Ленинградской области (в 2001 году этот
показатель составил 17 процентов; по предварительным оценкам, в
2002 году он достигнет 25-30 процентов и будет расти в 2003 году);
дальнейшее улучшение центрами занятости населения методов
обслуживания населения, особенно проживающего в сельской
местности;
осуществление своевременной и в полном объеме материальной
поддержки безработных (начиная с 2001 года);
возможности получения населением услуг по переобучению,
освоению вторых профессий, повышению квалификации, получению
бесплатных профориентационных и психологических услуг;
перспективы достаточно быстрого трудоустройства при широком и
постоянно обновляющемся "банке вакансий" (в 2001 году трудоустроен
каждый второй ищущий работу);
возможности для подростков в возрасте 14-17 лет найти работу
в условиях высокой конкуренции на рынке труда.
Кроме того, на рост числа участников рынка труда будут
оказывать влияние следующие процессы: дальнейшее совершенствование
экономики, реформирование Вооруженных Сил, амнистирование граждан,
находящихся в заключении.
Учитывая не только указанные, но и иные факторы, на 2002-2003
годы прогнозируется увеличение масштабов общего и регистрируемого
рынков труда Ленинградской области (приложение 4).
Поиском работы согласно прогнозу в Ленинградской области в
2002 году будут заняты 135,5 тысячи человек. Самостоятельно решить
проблему трудоустройства, вероятно, сможет каждый третий из общего
числа ищущих работу (всего - 46,4 тысячи человек).
Общее количество лиц, которые в 2002 году обратятся в службу
занятости за содействием в трудоустройстве, может достигнуть 89,1
тысячи человек.
Число зарегистрированных безработных (с учетом состоявших на
учете в начале года) может составить в 2002 году 39,5 тысячи
человек.
К концу 2002 года на учете в службе занятости может состоять
14,4 тысячи безработных, уровень безработицы не превысит 1,7
процента.
На 2003 год прогнозируется увеличение числа граждан на общем
рынке труда до 141,4 тысячи человек, самостоятельно будут заняты
поиском работы не более 47,2 тысячи человек. Общее количество лиц,
которые выйдут на регистрируемый рынок труда, может составить в
соответствии с прогнозом 94,2 тысячи человек.
Численность зарегистрированных службой занятости безработных
прогнозируется в двух вариантах. По первому варианту
прогнозируется сохранение благоприятных экономических условий и
увеличение спроса на рабочую силу. Число зарегистрированных
безработных (с учетом состоявших на учете в начале года) может
составить 42 тысячи человек.
По второму варианту прогнозируется стабилизация экономики с
сохранением существующего числа рабочих мест и увеличением числа
зарегистрированных безработных до 44 тысяч человек.
Социальный состав безработных, с которыми по прогнозу
предстоит работать службе занятости населения, может быть
следующим:
(тысяч человек)
----------------------------------------T----T---------------------
| Категории безработных |2002| 2003 год |
| |год +----------T---------+
| | |1 вариант |2 вариант|
+---------------------------------------+----+----------+---------+
|Всего, из них |39,5| 42,0 | 44,0 |
|высвобожденных | 4,4| 3,3 | 3,5 |
|уволенных по причине текучести кадров |19,5| 18,5 | 19,4 |
|молодежи (до 30 лет) | 9,8| 13,3 | 13,9 |
|женщин |25,2| 26,4 | 27,7 |
|инвалидов | 1,5| 2,2 | 2,3 |
|уволенных из рядов Вооруженных Сил | 0,7| 0,7 | 0,8 |
|освобожденных из мест лишения свободы | 0,5| 0,4 | 0,4 |
|проживающих в сельской местности |11,6| 12,3 | 12,9 |
|не имеющих профессии | 0,9| 1,0 | 1,1 |
|не приступавших к трудовой деятельности| 1,1| 1,2 | 1,3 |
|выпускников общеобразовательных школ | 0,3| 0,3 | 0,3 |
|граждан с периодом безработицы более 6| | | |
|месяцев |13,5| 14,4 | 15,1 |
|лиц, имеющих длительный (более одного| | | |
|года) перерыв в работе | 3,9| 4,1 | 4,3 |
L---------------------------------------+----+----------+----------
По первому варианту прогнозируется трудоустроить 45 тысяч
человек, что может поддержать достаточную стабильность ситуации на
рынке труда Ленинградской области и сохранить уровень безработицы
к концу 2003 года не выше 1,8 процента при численности безработных
15,3 тысячи человек.
По второму варианту прогнозируется трудоустроить 43 тысячи
человек. Уровень безработицы к концу 2003 года может иметь
значение 1,9 процента при численности состоящих на учете
безработных 16,1 тысячи человек.
2. Ключевые проблемы на рынке труда
В 2000-2001 годах рынок труда Ленинградской области имел
стабильный характер. Численность безработных за 2000 год составила
41993 человека, за 9 месяцев 2001 года - 29311 человек. За 2000
год уровень безработицы снизился с 2,3 процента до 1,3 процента и
за 9 месяцев 2001 года оставался практически неизменным.
Объективной причиной стабильности рынка труда является
неуклонно возрастающий банк вакансий, возросший с 6879 единиц по
состоянию на 1 января 2000 года до 16777 единиц на 1 ноября 2001
года, то есть в 2,4 раза.
Но анализ состояния сферы занятости и развития рынка труда
выявляет ряд ключевых проблем, над решением которых предстоит
работать как Департаменту ФГСЗН по Ленинградской области, так и
областным, а также муниципальным органам власти и управления.
К числу таких проблем относятся:
1. Повсеместная, но неравномерно распределенная по территории
области несбалансированность спроса и предложения рабочей силы.
Остаются значительными размеры дифференциации муниципальных,
сельских и городских рынков труда по условиям обеспечения
занятости, уровню безработицы и составу безработных граждан.
2. Потребности основных участников рынка труда (граждан,
ищущих работу и работодателей) в услугах по профессиональной
ориентации и психологической поддержке значительно превышают
возможности службы занятости в их удовлетворении. Решение этой
проблемы имеет особо важное значение в условиях пополнения рынка
труда гражданами молодежного возраста, впервые решающими задачу
выбора профессии или специальности.
3. Сохранение достигнутых высоких результатов в подготовке
квалифицированных кадров из числа безработных граждан и дальнейшее
развитие гибкой социально ориентированной системы
профессионального обучения с учетом спроса на рынке труда и
многоканальности финансирования в условиях дефицита федеральных
средств.
4. Повышение роли службы занятости в качестве координатора
процессов на рынке труда, создание условий, при которых ищущие
работу граждане и работодатели находят оптимальный вариант решения
своих проблем при посредничестве службы занятости.
5. Предоставление социально слабо защищенным участникам рынка
труда возможности реализовать свой профессиональный и
интеллектуальный потенциал путем создания условий для достижения
равных прав и возможностей в сфере занятости.
3. Цели и задачи программных мероприятий
Целью программных мероприятий является создание условий для
развития эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно
обеспечивающего граждан, ищущих работу, подходящей работой,
позволяющей за счет собственных доходов обеспечивать более высокий
уровень потребления, а работодателей - необходимой рабочей силой.
Для достижения указанной цели предусматривается решение
следующих задач:
1. Повышение эффективности предоставляемых услуг по
трудоустройству и сокращение длительности безработицы.
2. Улучшение информационного обеспечения политики содействия
занятости.
3. Развитие кадрового потенциала путем совершенствования
системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и
переподготовки безработных граждан, незанятого и работающего
населения с учетом спроса на рынке труда.
4. Повышение эффективности активных мер на рынке труда путем
предоставления большему числу безработных услуг по социальной
адаптации, профессиональной ориентации, психологической поддержке,
привлечения к общественным и временным работам.
5. Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере
занятости населения.
6. Координация деятельности областных органов власти и
администраций муниципальных образований в решении задач по
развитию направлений и увеличению объемов занятости населения,
обеспечивающих более высокий уровень жизни.
4. Основные направления мероприятий Программы
4.1. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка
населения
В 2000-2001 годах Департамент ФГСЗН по Ленинградской области
проводил целенаправленную работу по оказанию населению полного
спектра услуг по профессиональной ориентации и психологической
поддержке.
Основные усилия при этом были сосредоточены на повышении
качества оказываемых услуг и их эффективного влияния на повышение
конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда. Особое
внимание уделялось наиболее сложным категориям клиентов службы
занятости, длительно безработным гражданам, молодежи, инвалидам,
гражданам, уволенным с военной службы и членам их семей.
Содержание и объемы услуг по профессиональной ориентации и
психологической поддержке населения Ленинградской области за
указанный период характеризуются следующими данными:
------------------------------------T--------------------------------
|1. Виды, содержание услуг |Объемы услуг (охвачено человек)|
| +----------T----------T---------+
| | первая | вторая | первая |
| | половина | половина |половина |
| |2000 года |2000 года |2001 года|
+-----------------------------------+----------+----------+---------+
|Всего, в том числе | 37252 | 32304 | 49454 |
|по профессиональному информированию| 25906 | 23872 | 35157 |
|по профессиональному консультирова-| 9166 | 6777 | 11776 |
|нию | | | |
|по психологической поддержке | 2180 | 1655 | 2521 |
+-----------------------------------+----------+----------+---------+
|2. Категории граждан, получивших|Объемы услуг (охвачено человек)|
| услуги +----------T----------T---------+
| | первая | вторая | первая |
| | половина | половина |половина |
| |2000 года |2000 года |2001 года|
+-----------------------------------+----------+----------+---------+
|ищущие работу | 7721 | 10224 | 16405 |
|безработные | 14333 | 14681 | 15753 |
|учащиеся | 14505 | 5585 | 15868 |
|работодатели | 693 | 1814 | 1428 |
|женщины | 18602 | 12900 | 25023 |
|молодежь | 16363 | 17453 | 18718 |
|инвалиды | 584 | 564 | 892 |
|бывшие военнослужащие | 212 | 222 | 229 |
|длительно безработные | 2622 | 4773 | 6053 |
|безработные, направленные на про-| | | |
|фессиональное обучение | 1592 | 1810 | 1125 |
L-----------------------------------+----------+----------+----------
Анализ состояния работы по оказанию профориентационных услуг
населению Ленинградской области показывает тенденцию к увеличению
числа граждан, получающих услуги по профессиональной ориентации в
службе занятости. Как видно из анализа ситуации на рынке труда эта
тенденция обусловлена тем, что служба занятости является
практически единственным участником рынка труда, который оказывает
населению подобного вида услуги.
Изучение ситуации на рынке труда позволяет сделать вывод о
том, что потребности его участников (работников и работодателей) в
услугах по профессиональной ориентации и психологической поддержке
существенно превышают возможности службы занятости в их
удовлетворении. Это делает настоятельно необходимым и актуальным
решение задачи координации усилий различных органов и ведомств,
совершенствования сложившейся в настоящий момент в Ленинградской
области государственной системы профессиональной ориентации и
психологической поддержки населения.
В 2002-2003 годах актуальными задачами работы по
профессиональной ориентации и психологической поддержке населения
области будут:
дальнейшее совершенствование организационной структуры,
координация усилий в рамках межведомственного сотрудничества по
вопросам профориентации различных категорий граждан;
усиление превентивного характера профориентационной работы,
прежде всего с учащейся молодежью, гражданами, увольняемыми с
военной службы, лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, а
также занятыми работниками, желающими сменить работу или
предполагаемыми к высвобождению с предприятий;
расширение масштабов работы по профессиональной ориентации и
психологической поддержке категорий граждан, особо нуждающихся в
такого вида услугах: прежде всего - инвалидов, имеющих показания к
трудовой деятельности, длительно безработных граждан, граждан,
переживших экстремальные ситуации (участники боевых действий в
Республике Афганистан, антитеррористической операции в Чеченской
Республике, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской
атомной электростанции, вынужденные переселенцы и тому подобные).
Ожидаемые результаты:
повышение конкурентоспособности безработных граждан на рынке
труда;
повышение мотивации к труду, к рабочим специальностям, прежде
всего, молодежи;
оказание услуг по профессиональной ориентации 67320 гражданам
в 2002 году и 56000 граждан - в 2003 году;
оптимизация структуры государственной системы
профессиональной ориентации и психологической поддержки населения
Ленинградской области;
укрепление и развитие социального партнерства на рынке труда
Ленинградской области по вопросам профессиональной ориентации и
психологической поддержки участников рынка труда.
Предполагаемое финансирование в 2002 году - 904,0 тысячи
рублей из средств федерального бюджета.
4.2. Организация профессионального обучения
Деятельность службы занятости населения в 2001 году по
профессиональному обучению безработных граждан и незанятого
населения осуществлялась в соответствии с Мероприятиями по
содействию занятости населения Ленинградской области на 2001 год и
была ориентирована на реализацию с целью повышения качества
рабочей силы, увеличения объемов профессионального обучения.
Плановое задание 2001 года по направлению на профессиональное
обучение безработных граждан выполнено на 100 процентов (3500
человек). В 2000 году плановое задание по направлению безработных
граждан на профессиональное обучение было выполнено на 80,3
процента (3948 человек).
Доля безработных граждан, направленных на обучение в 2000
году, в общей численности безработных граждан, состоящих на учете
в службе занятости, составила 9,4 процента, в 2001 году этот
показатель возрос до 13,8 процента.
Необходимо отметить стабильно высокую эффективность
профессионального обучения безработных граждан в Ленинградской
области. В 2001 году данный показатель остался на уровне 2000 года
и составил 97,7 процента.
Особое внимание службой занятости уделялось работе с
категориями граждан, особо нуждающихся в социальной защите:
инвалидами, бывшими военнослужащими, несовершеннолетними. Для
повышения их конкурентоспособности на рынке труда реализованы
различные целевые программы профессионального обучения.
С целью повышения качества профессионального обучения
безработных граждан в 2001 году был проведен конкурсный отбор
учебных заведений профессионального образования Санкт-Петербурга и
Ленинградской области. Созданный автоматизированный банк учебных
заведений и профессий предоставляет безработным гражданам
возможность пройти обучение более чем по 130 профессиям
(специальностям).
Для организации обучения безработных граждан активно
используется учебная база местных учреждений профессионального
образования Ленинградской области с учетом максимально возможного
приближения их к месту проживания. Около 70 процентов от числа
безработных граждан, прошедших обучение, обучалось на базе учебных
заведений области.
Функции выполнения работ и оказания услуг по организации
профессионального обучения безработных граждан в учебных
заведениях Санкт-Петербурга и размещению обучающихся в общежития
Санкт-Петербурга возложены на Учебно-методический центр
Департамента ФГСЗН по Ленинградской области.
В 2002-2003 году мероприятия, предусмотренные разделом 5
Программы, будут направлены на решение задач профессионального
обучения безработных граждан, базируясь на следующих основных
принципах:
удовлетворение потребности безработных граждан и незанятого
населения в профессиональном обучении в целях обеспечения
занятости в соответствии с социальным заказом на подготовку
квалифицированных кадров с учетом потребностей рынка труда;
участие в развитии системы непрерывного образования граждан,
включая внутрипроизводственное (внутрифирменное) обучение
персонала, расширение возможностей переобучения, опережающего
обучения работников, находящихся под риском увольнения;
многоканальность источников финансирования и оптимизация
затрат на оказание услуг по профессиональному обучению;
тесное взаимодействие службы занятости населения в области
профессионального обучения с различными социальными партнерами;
преемственность обучения граждан с имеющимся у них
образовательным потенциалом и навыками трудовой деятельности.
В 2002-2003 году деятельность службы занятости в части
профессионального обучения безработных граждан будет строиться на
основе программно-целевого метода управления профессиональным
обучением, повышения качества и эффективности адресной социальной
поддержки безработных граждан и незанятого населения, нуждающихся
в профессиональном обучении, путем:
формирования социального заказа на профессиональное обучение
граждан из числа безработной и ищущей работу молодежи;
участия в определении объемов и профилей подготовки рабочих и
специалистов в профессиональных учебных заведениях различного
уровня;
дальнейшего развития гибкой социально ориентированной системы
профессионального обучения безработных граждан с учетом рынка
труда;
повышения качества и эффективности обучения через
совершенствование практики отбора учебных заведений и учебных
программ для обучения безработных граждан, совершенствования
учебно-методических и организационных форм работы, включая целевое
переобучение по заявкам работодателей;
внедрение профессиональных стандартов, требований к
профессиям (специальностям), их взаимосвязь с государственными
образовательными стандартами.
Ожидаемые результаты:
повышение конкурентоспособности безработных граждан с целью
последующего трудоустройства;
профессиональное обучение 3500 безработных граждан в 2002
году и 3700 - в 2003 году;
укрепление и развитие взаимодействия службы занятости
населения с различными социальными партнерами, способствующими
повышению эффективности профессионального обучения безработных
граждан.
Предполагаемое финансирование в 2002 году - 10000 тысяч
рублей из средств федерального бюджета.
|