Законы России
 
Навигация
Ссылки по теме
Популярное в сети
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 09.03.2004 N КАС04-72 О ГРАЖДАНСКОМ ДЕЛЕ ПО ЗАЯВЛЕНИЮ СВЕРДЛОВСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИИ (ЛДПР)"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                     от 9 марта 2004 г. N КАС04-72
   
       Кассационная  коллегия Верховного Суда Российской  Федерации  в
   составе:
   
       председательствующего                             А.И. Федина,
       членов коллегии                                  Н.К. Толчеева
                                                      и В.И. Нечаева,
       с участием прокурора                            А.В. Федотовой
   
       рассмотрела в открытом судебном заседании от 9 марта 2004  года
   гражданское   дело   по   заявлению   Свердловского   регионального
   отделения  политической  партии "Либерально-демократическая  партия
   России  (ЛДПР)"  об отмене Постановления Центральной  избирательной
   комиссии   РФ  от  20  февраля  2004  г.  N  90/747-4   "О   жалобе
   избирательного  блока  "Союз бюджетников  Урала"  на  Постановление
   избирательной комиссии Свердловской области от 10 февраля  2004  г.
   N  82" по кассационной жалобе Свердловского регионального отделения
   политической партии ЛДПР на решение Верховного Суда РФ от  1  марта
   2004   года,   которым  в  удовлетворении  заявленного   требования
   отказано.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Федина   А.И.,  объяснения  представителя  избирательной   комиссии
   Свердловской    области   Буртова   И.А.,   поддержавшего    доводы
   кассационной    жалобы,   объяснения   представителя    Центральной
   избирательной   комиссии  РФ  Гришиной  И.Е.,  возражавшей   против
   удовлетворения  кассационной жалобы, выслушав заключение  прокурора
   Федотовой  А.В.,  полагавшей  кассационную  жалобу  необоснованной,
   Кассационная коллегия
   
                              установила:
   
       Постановлением  Центральной избирательной  комиссии  Российской
   Федерации  от  20 февраля 2004 г. N 90/747-4 отменено Постановление
   избирательной комиссии Свердловской области от 10 февраля  2004  г.
   N  82  "Об  отказе  в  регистрации  списка  кандидатов  в  депутаты
   Областной  Думы  Законодательного  Собрания  Свердловской  области,
   выдвинутого  избирательным  блоком  "Союз  бюджетников   Урала"   и
   постановлено  зарегистрировать заверенный  избирательной  комиссией
   Свердловской  области список кандидатов в депутаты  Областной  Думы
   Законодательного   Собрания   Свердловской   области,    выдвинутый
   избирательным  блоком  "Союз бюджетников  Урала"  в  количестве  12
   кандидатов.
       Свердловское региональное отделение политической партии  "ЛДПР"
   обратилось  в  Верховный  Суд  РФ с заявлением  об  отмене  данного
   Постановления ЦИК России, сославшись на несоответствие  его  закону
   и нарушение избирательных прав заявителя.
       Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
       В   кассационной  жалобе  Свердловское  региональное  отделение
   политической  партии  "ЛДПР"  ставит  вопрос  об  отмене  судебного
   решения,  ссылаясь  на неправильное применение  норм  материального
   закона.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Кассационная  коллегия  не  находит оснований  к  отмене  судебного
   решения.
       В  соответствии с п. 24 ст. 38 Федерального закона "Об основных
   гарантиях  избирательных  прав и права  на  участие  в  референдуме
   граждан   Российской   Федерации"  перечень  оснований   отказа   в
   регистрации  кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата  из
   списка   кандидатов  по  решению  комиссии,  отказа  в   проведении
   референдума,  установленный пунктом 23 настоящей  статьи,  является
   исчерпывающим.
       Как  следует  из  копии  Постановления  избирательной  комиссии
   Свердловской  области от 10 февраля 2004 г. N  82,  основанием  для
   отказа  в  регистрации списка кандидатов в депутаты Областной  Думы
   Законодательного   Собрания   Свердловской   области,   выдвинутого
   избирательным  блоком  "Союз бюджетников  Урала",  послужило  якобы
   имевшее   место   несоблюдение  требований  к   выдвижению   списка
   кандидатов,  предусмотренных Федеральным  законом  "О  политических
   партиях",  пп.  "б"  пункта  23  ст.  38  Федерального  закона  "Об
   основных   гарантиях   избирательных  прав..."   (в   Постановлении
   избирательной комиссии Свердловской области ошибочно указан  п.  22
   ст.  38  Закона).  В  частности, областная  избирательная  комиссия
   указывала  в  своем  Постановлении на принятие решений  о  создании
   блока   партиями  и  выдвижении  списка  кандидатов  с   нарушением
   требований   Федерального   закона  "О  политических   партиях"   и
   Избирательного кодекса Свердловской области.
       Согласно   приведенной  выше  норме  Федерального  закона   "Об
   основных  гарантиях избирательных прав..." основанием для отказа  в
   регистрации  списка  кандидатов, выдвинутых  избирательным  блоком,
   может  служить несоблюдение требований к выдвижению такого  списка,
   предусмотренных  Федеральным  законом  "О  политических   партиях",
   статья   25   которого   определяет,  что  решения   о   выдвижении
   политической  партией списка кандидатов принимаются в  соответствии
   с  уставом  политической  партии  большинством  голосов  делегатов,
   присутствующих   на  съезде  партии;  решения  принимаются   тайным
   голосованием.
       Как   правильно  указал  суд  в  решении,  никаких  достоверных
   доказательств,   которые   бы   свидетельствовали   о   том,    что
   политическая партия "Союз людей за образование и науку"  22  января
   2004  года  съезда  не  проводила и  решение  большинством  голосов
   делегатов, присутствующих на съезде партии, не принималось.
       Из  материалов  дела усматривается, что избирательная  комиссия
   Свердловской  области направляла документы о  проведении  съезда  и
   листы  регистрации участников съезда политической партии "СЛОН"  на
   почерковедческую  экспертизу,  на  основании  результатов   которой
   пришла к выводу о подделке избирательных документов.
       Между  тем ни Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ,  ни
   Закон  Свердловской  области  от 29  апреля  2003  г.  N  10-03  не
   наделяют   избирательную  комиссию  субъекта  Российской  Федерации
   полномочиями проверять достоверность подписей делегатов  партийного
   съезда.
       Более   того,   действующим   избирательным   законодательством
   предусмотрен  конкретный перечень документов, которые  должны  быть
   представлены  в  избирательную комиссию при выдвижении  кандидатов,
   списков  кандидатов и для решения вопроса о регистрации  их.  Среди
   таких   документов   не  указаны  документы  (в  частности,   листы
   регистрации   участников  съезда  политических  партий   и   другие
   документы),     направленные     избирательной     комиссией     на
   почерковедческую (графологическую) экспертизу.
       При таких обстоятельствах Верховный Суд РФ пришел к правильному
   выводу  о  превышении избирательной комиссией Свердловской  области
   полномочий   по   проверке   документов   (в   том   числе   и   не
   предусмотренных  законом),  представленных  по  предложению   самой
   избирательной  комиссии, а следовательно, и  к  правильному  выводу
   суда  о  законности оспоренного Постановления ЦИК России об  отмене
   решения   избирательной   комиссии   Свердловской   области   и   о
   регистрации  списка  кандидатов в депутаты от избирательного  блока
   "Союз бюджетников Урала".
       Кроме  того, отказывая в удовлетворении заявленного требования,
   Верховный Суд РФ правомерно согласился с выводом ЦИК России о  том,
   что   несвоевременное  извещение  Комиссии  о   проведении   съезда
   входящей  в избирательный блок политической партии "Союз  людей  за
   образование  и науку" и делегирование на учредительную  конференцию
   избирательного  блока  лиц,  не  являющихся  членами   политических
   партий,   входящих   в   избирательный   блок,   не   предусмотрены
   законодательством  в  качестве  основания  отказа   в   регистрации
   списков   кандидатов.  Согласно  п.  24  ст.  38  ФЗ  "Об  основных
   гарантиях  избирательных  прав и права  на  участие  в  референдуме
   граждан   Российской   Федерации"  перечень  оснований   отказа   в
   регистрации  списка кандидатов, установленный пунктом 23  настоящей
   статьи, является исчерпывающим.
       Обоснованно  не  согласился Верховный Суд РФ и  с  утверждением
   избирательной комиссии Свердловской области о том, что  в  принятии
   решений  о  создании блоков с другими политическими партиями  и  по
   выдвижению   кандидатов  в  депутаты,  списков   кандидатов   могут
   участвовать лишь члены политических партий.
       В  соответствии  со  статьей  3  ФЗ  "О  политических  партиях"
   политическая  партия  - это общественное объединение,  созданное  в
   целях  участия  граждан Российской Федерации в  политической  жизни
   общества  посредством  формирования  и  выражения  их  политической
   воли,  участия в общественных и политических акциях,  в  выборах  и
   референдумах,  а  также в целях представления интересов  граждан  в
   органах государственной власти и органах местного самоуправления.
       Деятельность  политических  партий  основывается  на  принципах
   добровольности,   равноправия,   самоуправления,    законности    и
   гласности.
       Согласно   протоколу  конференции  избирательного   объединения
   "Региональное    отделение    Свердловской    области    Российской
   политической  партии  "Созидание" от  22  января  2004  г.  принято
   решение о вхождении указанного объединения в избирательный  блок  с
   избирательным  объединением "Политическая  партия  "Союз  людей  за
   образование и науку". На указанной конференции избраны делегаты  от
   избирательного  объединения  "Региональное  отделение  Свердловской
   области    Российской    политической   партии    "Созидание"    на
   учредительную   конференцию   по  принятию   решения   о   создании
   избирательного  блока  и  выдвижения от имени  этого  блока  списка
   кандидатов  в  депутаты  Областной Думы  Законодательного  Собрания
   Свердловской области.
       Устав Российской политической партии "Созидание" в пунктах 7.5,
   7.7   предусматривает,  что  конференция  регионального   отделения
   правомочна,  если  в  ее  работе принимает участие  более  половины
   избранных делегатов, все решения принимаются большинством голосов.
       Политическая  партия  вправе создавать объединения  и  союзы  с
   другими  политическими партиями и иными общественными объединениями
   без  образования юридического лица, при этом вопрос о делегировании
   представителей  политической  партии на  учредительную  конференцию
   принимается в соответствии с уставом политической партии.
       Устав   РПП   "Созидание"  не  содержит  запрета  региональному
   отделению   партии   делегировать  на   учредительную   конференцию
   избирательного  блока  лиц,  не  являющихся  членами   политической
   партии.
       С  учетом  изложенных мотивов Кассационная  коллегия  не  может
   согласиться  с доводом кассационной жалобы о том, что при  принятии
   решения  об  отказе  в регистрации списка кандидатов  избирательная
   комиссия  Свердловской области якобы не вышла за пределы  имеющихся
   у нее полномочий по проверке порядка выдвижения списка кандидатов.
       Ни  на  чем не основано и утверждение в кассационной  жалобе  о
   том,  что  вступившими  в  законную силу  постановлениями  Судебной
   коллегии   по   гражданским   делам  Верховного   Суда   РФ   якобы
   признавались законными аналогичные действия избирательной  комиссии
   области по проверке порядка выдвижения списка кандидатов.
       Правомерными  признавались действия избирательных  комиссий  по
   получению  от специалистов соответствующих заключений  в  отношении
   подписей  избирателей  и  других  лиц  в  подписных  листах.  Такое
   полномочие избирательной комиссии по проверке подписей в  подписных
   листах  предусмотрено самой ст. 38 Федерального закона "Об основных
   гарантиях избирательных прав...".
       По   изложенным   мотивам  кассационная  жалоба   не   подлежит
   удовлетворению.
       Принимая   настоящее   Постановление,   Кассационная   коллегия
   учитывает  и  то  обстоятельство, что оспоренное Постановление  ЦИК
   России  само  по  себе не затрагивает (и, следовательно,  не  может
   нарушать)    избирательные   права   Свердловского    регионального
   отделения политической партии "ЛДПР".
       Руководствуясь ст. ст. 360 и 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия
   
                              определила:
   
       решение  Верховного Суда РФ от 1 марта 2004 года  оставить  без
   изменения, а кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
   
                                                  Председательствующий
                                                             А.И.ФЕДИН
   
                                                        Члены коллегии
                                                           Н.К.ТОЛЧЕЕВ
                                                            В.И.НЕЧАЕВ
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное