ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июля 2001 г. N КАС01-246
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего А.И. Федина,
членов коллегии В.И. Нечаева,
Ю.Г. Кебы,
с участием прокурора А.В. Федотовой
рассмотрела в открытом судебном заседании от 26 июля 2001 г.
гражданское дело по жалобе Семенова Р.П. на п. 37 Положения о
медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и на п.
п. 1, 2 и 4 Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам,
доставляемым в медицинские вытрезвители, утвержденных Приказом МВД
СССР от 30 мая 1985 г. N 106, по кассационной жалобе Министерства
внутренних дел РФ и кассационному протесту прокурора Генеральной
прокуратуры РФ на решение Верховного Суда РФ от 25 мая 2001 года,
которым жалоба удовлетворена частично: признаны незаконными пункты
2 и 4 Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам,
доставляемым в медицинский вытрезвитель, утвержденной Приказом МВД
СССР от 30 мая 1985 г. N 106, а в остальной части жалоба оставлена
без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И.,
объяснения представителей МВД РФ Быченковой И.В., Бойцова М.Н. и
Нечаева И.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения
Семенова Р.П., возражавшего против удовлетворения кассационных
жалобы и протеста, выслушав заключение прокурора Федотовой А.В.,
поддержавшей доводы протеста, Кассационная коллегия
установила:
Приказом МВД СССР от 30 мая 1985 г. N 106 утверждено Положение
о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и
Инструкция по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в
медицинские вытрезвители.
Семенов Р.П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с
жалобой о признании незаконными п. 37 Положения о медицинском
вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и пунктов 1, 2, 4
Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в
медицинские вытрезвители, ссылаясь на то, что они не соответствуют
требованиям федерального закона и нарушают его право быть
освидетельствованным врачом-наркологом.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе МВД России и в кассационном протесте
прокурор Генеральной прокуратуры РФ Гончарова Н.Ю. ставит вопрос
об отмене судебного решения в части признания незаконными п. п. 2
и 4 Инструкции, полагая выводы суда о несоответствии их закону
ошибочными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалобы и
протеста, Кассационная коллегия находит судебное решение
подлежащим отмене в части признания незаконными п. п. 2 и 4
Инструкции по следующим основаниям.
Согласно п. 37 Положения о медицинском вытрезвителе при
горрайоргане внутренних дел доставленные на вытрезвление
осматриваются фельдшером и дежурным в присутствии понятых одного
пола с доставляемым. Осмотр и оказание медицинской помощи лицам,
доставленным на вытрезвление, производятся фельдшером в
соответствии с Инструкцией по оказанию медицинской помощи лицам,
доставляемым в медицинские вытрезвители.
Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 г. N
1027-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О милиции"
Совету Министров РСФСР поручалось осуществить меры по передаче в
ведение других органов обязанностей милиции по организации работы
медицинских вытрезвителей.
Во исполнение Постановления Верховного Совета РСФСР от 18
апреля 1991 г. "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О
милиции" Правительство Российской Федерации издало Постановление N
723 от 17 сентября 1992 г., в соответствии с которым на Минздрав
России возложены обязанности по руководству работой медицинских
вытрезвителей и установлено, что до внесения соответствующих
изменений в действующее законодательство и решения всех
организационных вопросов, связанных с передачей обязанностей
милиции другим органам, Министерство внутренних дел России
продолжает выполнять функции, указанные в пункте 2 Постановления
Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в
действие Закона РСФСР "О милиции".
В настоящее время МВД России продолжает выполнять обязанности
по руководству работой медвытрезвителей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря
2000 г. N 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности"
утверждена структура милиции общественной безопасности, в которую
входят медицинские вытрезвители при органах внутренних дел до
решения вопроса о передаче обязанностей по руководству работой
медицинских вытрезвителей Минздраву России.
Согласно п. 11 ст. 11 Закона РСФСР "О милиции" милиции для
выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право
доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части органов
внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся
в общественных местах в состоянии опьянения и утративших
способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в
окружающей обстановке либо могущих причинить вред окружающим или
себе.
Пунктом 37 Положения о медицинском вытрезвителе при
горрайоргане внутренних дел предусмотрен осмотр и оказание
медицинской помощи лицам, доставленным на вытрезвление фельдшером.
Инструкция по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в
медицинские вытрезвители, в пункте 1 устанавливает, что
медицинский осмотр состоит из:
- тщательного осмотра состояния кожных покровов;
- определения частоты и других характеристик пульса;
- измерения артериального давления;
- выслушивания сердца и легких;
- пальпации живота;
- определения психического и неврологического статусов.
Приведенные пункты Положения и Инструкции суд признал
соответствующими требованиям законодательства об охране здоровья
граждан и не нарушающими прав и свобод граждан.
В указанной части решение Верховного Суда РФ в кассационном
порядке не обжаловано.
Пункт 2 Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам,
доставляемым в медицинские вытрезвители, предусматривает, что на
основании изучения психического, неврологического, соматического
состояния лиц, доставленных в медицинский вытрезвитель, фельдшер
устанавливает наличие алкогольной или наркотической интоксикации,
различных отравлений, повреждений, заболеваний внутренних органов
и согласно пункту 4 вышеназванной Инструкции при отсутствии у лица
медицинских противопоказаний к помещению на вытрезвление фельдшер
определяет степень его алкогольного опьянения и принимает решение
о возможности помещения данного лица на вытрезвление.
Признавая незаконными приведенные пункты Инструкции, Верховный
Суд РФ сослался на ст. 44 Федерального закона "О наркотических
средствах и психотропных веществах", предусматривающую медицинское
освидетельствование лиц, находящихся в состоянии наркотического
опьянения, в специально уполномоченных на то органами управления
здравоохранения учреждениях здравоохранения.
Между тем при разрешении спора в указанной части суд применил
норму закона, не подлежащую применению, поскольку оспоренные
заявителем пункты 2 и 4 Инструкции регулируют не вопрос о
медицинском освидетельствовании лица, в отношении которого имеются
достаточные основания полагать, что оно больно наркопатией,
находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило
наркотическое средство или психотропное вещество без назначения
врача (ст. 44 указанного Закона), а лишь вопрос об установлении
фельдшером наличия алкогольной или наркотической интоксикации,
различных отравлений, повреждений, заболеваний внутренних органов
и при отсутствии у лица медицинских противопоказаний к помещению
на вытрезвление об определении степени его (лица) алкогольного
опьянения и принятии решения о возможности помещения данного лица
на вытрезвление.
Кроме того, в медвытрезвители в соответствии с действующим
законодательством могут доставляться лишь лица, находящиеся в
общественных местах в состоянии опьянения и утратившие способность
передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке либо
могущие причинить вред окружающим или себе, а находящиеся в жилище
- по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть
основания полагать, что поведение указанных лиц представляет
опасность для их здоровья, жизни и имущества (пункт 11 ст. 11
Закона РФ "О милиции"; пункты 1 и 18 Положения о медицинском
вытрезвителе).
Согласно же пунктам 26 и 39 Положения о медицинском
вытрезвителе доставка лиц, находящихся в состоянии наркотического
опьянения, в медвытрезвитель категорически запрещена.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции ошибочно
руководствовался при разрешении спора ст. 44 Федерального закона
"О наркотических средствах и психотропных веществах", которая не
применима к рассматриваемому вопросу, поскольку обязанность
фельдшера установить наличие наркотической интоксикации имеет
своей целью лишь выявить противопоказания к помещению лица в
медвытрезвитель и не имеет отношения к регулированию вопросов в
области оказания наркологической помощи больным наркоманией.
Признавая незаконными пункты 2 и 4 Инструкции, суд первой
инстанции также ошибочно руководствовался пунктом 19 ст. 11 Закона
РФ "О милиции".
Основания для помещения лица в медицинский вытрезвитель
предусмотрены п. 11 ст. 11 данного Закона, и именно этой нормой
следовало суду руководствоваться при разрешении спора.
Пунктом же 19 ст. 11 Закона РФ "О милиции" (которому, по мнению
суда первой инстанции, противоречат п. п. 2 и 4 Инструкции)
предусмотрена необходимость направления в медицинские учреждения
для установления факта алкогольного опьянения иных категорий лиц,
подозреваемых в совершении правонарушений, если результат
освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения
факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о
правонарушении.
Как указано выше, освидетельствование на предмет установления
состояния алкогольного опьянения и показаний к помещению лица в
медвытрезвитель проводится фельдшером медвытрезвителя совершенно в
иных (не предусмотренных п. 19 ст. 11 Закона РФ "О милиции")
целях.
Оспоренные заявителем пункты 2 и 4 не противоречат требованиям
закона и не нарушают права и свободы граждан.
При этом Кассационная коллегия учитывает и наличие вступившего
в законную силу решения Верховного Суда РФ от 2 апреля 1999 года
по жалобе Ландо А.С., которым признан необоснованным довод
заявителя о том, что закон вообще не предусматривает деятельность
медицинских вытрезвителей, а якобы предписывает доставлять лиц,
находящихся в состоянии опьянения, в медицинские учреждения либо
дежурные части милиции.
По изложенным мотивам вынесенное по делу судебное решение в
части признания незаконными пунктов 2 и 4 Инструкции не может быть
признано законным и подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела,
установлены на основании имеющихся материалов, а при применении к
возникшему спору суд применил норму закона, не подлежащую
применению, неправильно истолковав ее, и не применил норму закона,
подлежащую применению, Кассационная коллегия находит возможным, не
передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об
отказе в удовлетворении жалобы заявителя на пункты 2 и 4
Инструкции.
Руководствуясь п. 4 ст. 305, п. 4 ст. 306 и п. п. 1, 2 и 3 ст.
307 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 25 мая 2001
года в части признания незаконными пунктов 2 и 4 Инструкции по
оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинский
вытрезвитель, утвержденной Приказом МВД СССР от 30 мая 1985 г. N
106, отменить.
Вынести новое решение в указанной части, которым Семенову
Радимиру Петровичу отказать в удовлетворении жалобы на пункты 2 и
4 Инструкции.
В остальной части решение Верховного Суда РФ от 25 мая 2001
года оставить без изменения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
В.И.НЕЧАЕВ
Ю.Г.КЕБА
|