ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2004 г. N 31
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
В соответствии с распоряжением Правительства Российской
Федерации от 21 апреля 2003 года N 494-р и в целях обеспечения
развития, рационального использования и охраны минерально-сырьевых
ресурсов Ленинградской области, предотвращения негативного
воздействия добычи полезных ископаемых на окружающую природную
среду Правительство Ленинградской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики
Ленинградской области в сфере использования минерального сырья и
недропользования.
2. Комитету по природным ресурсам и охране окружающей среды
Ленинградской области организовать работу по реализации Основ
государственной политики Ленинградской области в сфере
использования минерального сырья и недропользования.
3. Рекомендовать Главному управлению природных ресурсов и
охраны окружающей среды МПР России по Санкт-Петербургу и
Ленинградской области и другим контрольно-надзорным органам при
принятии решений в сфере недропользования учитывать положения
Основ государственной политики Ленинградской области в сфере
использования минерального сырья и недропользования.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-
губернатора Ленинградской области - председателя комитета по
экономике и инвестициям Дваса Г.В.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 26.02.2004 N 31
(приложение)
ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ
И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ленинградская область обладает значительным минерально-сырьевым
потенциалом и является одним из ведущих в Российской Федерации
регионов по добыче минерального сырья, используемого в
строительной индустрии и для производства минеральных и
органических удобрений.
В то же время развитие и использование минерально-сырьевых
ресурсов сдерживается из-за ряда серьезных проблем, связанных с
несовершенством нормативно-правовой базы, регулирующей
предоставление участков недр, с недостаточной бюджетной и
экономической эффективностью использования минерально-сырьевой
базы.
Проведение Правительством Ленинградской области более
эффективной государственной политики в сфере недропользования
является важным условием обеспечения устойчивого экономического
развития региона, структурной перестройки и модернизации его
экономики, последовательного повышения уровня жизни населения.
Настоящий документ определяет цели, принципы и задачи
государственного регулирования в сфере недропользования,
направления совершенствования системы управления минерально-
сырьевым комплексом и государственным фондом недр Ленинградской
области.
Решение поставленных задач осуществляется в соответствии с
Планом мероприятий по реализации Основ государственной политики
Ленинградской области в сфере использования минерального сырья и
недропользования (прилагается).
1. Цели и принципы государственной политики Ленинградской
области в сфере использования минерального сырья и
недропользования
1.1. Основными целями государственной политики Ленинградской
области в сфере использования минерального сырья и
недропользования являются:
а) обеспечение воспроизводства и эффективного освоения
минерально-сырьевой базы в интересах устойчивого экономического
развития Ленинградской области;
б) организация рационального и комплексного использования
минерально-сырьевых ресурсов Ленинградской области;
в) участие в мероприятиях Правительства Российской Федерации по
защите геополитических интересов России, в том числе на мировом
рынке минерального сырья.
1.2. Государственная политика Ленинградской области в сфере
использования минерального сырья и недропользования основывается
на следующих принципах:
а) реализация государственной политики Ленинградской области в
сфере использования минерального сырья и недропользования
осуществляется в координации с государственной политикой на
федеральном уровне;
б) сохранение государственной собственности на недра
Ленинградской области и содержащиеся в них минерально-сырьевые
ресурсы;
в) регулирование развития и использования минерально-сырьевого
комплекса Ленинградской области в соответствии с долгосрочной
государственной стратегией, среднесрочными и краткосрочными
федеральными и региональными целевыми программами развития и
использования минерально-сырьевой базы;
г) переход от заявительной внеконкурсной системы предоставления
лицензий на право пользования недрами к состязательной
(аукционной, конкурсной) системе на основе утвержденных
среднесрочных программ лицензирования, подготовленных совместно с
муниципальными образованиями и территориальными органами
специально уполномоченных государственных органов в сфере
недропользования федерального уровня;
д) формирование перечней участков недр федерального, областного
и местного значения, а также областного фонда резервных
месторождений полезных ископаемых Ленинградской области для
будущих поколений;
е) участие в совершенствовании системы налогов и платежей,
связанных с пользованием недрами, в создании благоприятных
экономических условий для функционирования минерально-сырьевого
комплекса России в целом и Ленинградской области в частности, в
поддержании его конкурентоспособности на мировом рынке;
ж) обеспечение четкого разграничения полномочий между
Российской Федерацией и Ленинградской областью в сфере
использования и охраны недр;
з) стимулирование перехода предприятий добывающей и
перерабатывающей отраслей Ленинградской области на
ресурсосберегающие и экологически безопасные технологии,
рациональное и комплексное использование минерального сырья при
его добыче и переработке.
2. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере
использования минерального сырья и недропользования
Для реализации государственной политики Ленинградской области в
сфере использования минерального сырья и недропользования
необходимо обеспечить активное участие государственных органов
исполнительной и представительной власти Ленинградской области в
совершенствовании федерального законодательства о недрах по
следующим приоритетным направлениям правового регулирования:
а) четкое распределение между Российской Федерацией и
субъектами Российской Федерации полномочий в сфере управления
недропользованием;
б) разработка новых и корректировка действующих нормативных
правовых актов Ленинградской области, соответствующих современным
экономическим условиям;
в) закрепление в лицензиях, лицензионных соглашениях и
договорах на пользование участками недр Ленинградской области
юридически точных обязательств недропользователя по этапам и
срокам освоения месторождений, по выполнению объемов и видов
работ, связанных с пользованием недрами и охраной окружающей
среды, нарушение которых является основанием для досрочного
прекращения права пользования недрами, для применения
экономических и административных санкций к недропользователям;
г) обеспечение гарантий соблюдения интересов государства и
недропользователя.
3. Совершенствование системы управления государственным фондом
недр Ленинградской области
В целях совершенствования управления государственным фондом
недр Ленинградской области необходимо обеспечить:
а) четкое распределение исполнительно-распорядительных и
контрольных функций между федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти Ленинградской области на
основе разграничения государственного фонда недр Ленинградской
области на участки федерального, областного и местного значения;
б) разработку государственной политики Ленинградской области в
сфере использования минерального сырья на длительную перспективу
(20, 30, 50 лет);
в) своевременное и регулярное финансирование утвержденных
региональных целевых программ использования и развития минерально-
сырьевой базы Ленинградской области за счет средств федерального и
областного бюджетов, а также привлекаемых инвестиций;
г) усиление государственного контроля за геологическим
изучением и использованием недр;
д) разработку мер по повышению экономической ответственности
недропользователя за невыполнение инвестиционных обязательств и
неэффективное использование предоставленного в пользование участка
недр;
е) использование различных форм государственной поддержки
предприятий минерально-сырьевого комплекса Ленинградской области.
Приложение
к Основам государственной политики
Ленинградской области в сфере
использования минерального
сырья и недропользования
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
----T-------------------------T-----------------T-----------------------------¬
¦ N ¦ Мероприятия ¦Сроки реализации ¦ Ответственные исполнители ¦
¦п/п¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+-----------------+-----------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+---+-------------------------+-----------------+-----------------------------+
¦ 1. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере использования ¦
¦ минерального сырья и недропользования ¦
+---T-------------------------T-----------------T-----------------------------+
¦1 ¦Подготовка предложений к¦по мере поступле-¦комитет по природным ресурсам¦
¦ ¦проекту новой редакции¦ния проектов фе-¦и охране окружающей среды Ле-¦
¦ ¦Федерального закона "О¦деральных законов¦нинградской области при учас-¦
¦ ¦недрах", к проектам дру-¦ ¦тии постоянной комиссии по¦
¦ ¦гих федеральных законов в¦ ¦экологической безопасности и¦
¦ ¦сфере недропользования ¦ ¦природопользованию Законода-¦
¦ ¦ ¦ ¦тельного собрания Ленинградс-¦
¦ ¦ ¦ ¦кой области ¦
+---+-------------------------+-----------------+-----------------------------+
¦2 ¦Разработка проекта облас-¦не позднее шести¦комитет по природным ресурсам¦
¦ ¦тного закона "О порядке¦месяцев после¦и охране окружающей среды Ле-¦
¦ ¦предоставления участков¦принятия новой¦нинградской области, комитет¦
¦ ¦недр общераспространенных¦редакции Феде-¦по строительству Ленинградс-¦
¦ ¦полезных ископаемых для¦рального закона¦кой области ¦
¦ ¦геологического изучения и¦"О недрах" или¦ ¦
¦ ¦разработки месторождений¦иного нормативно-¦ ¦
¦ ¦на территории Ленинградс-¦го правового ак-¦ ¦
¦ ¦кой области" ¦та, регулирующего¦ ¦
¦ ¦ ¦указанный вопрос ¦ ¦
+---+-------------------------+-----------------+-----------------------------+
¦3 ¦Утверждение перечня обще-¦декабрь 2004 года¦комитет по природным ресурсам¦
¦ ¦распространенных полезных¦ ¦и охране окружающей среды Ле-¦
¦ ¦ископаемых Ленинградской¦ ¦нинградской области совместно¦
¦ ¦области ¦ ¦с Главным управлением природ-¦
¦ ¦ ¦ ¦ных ресурсов и охраны окружа-¦
¦ ¦ ¦ ¦ющей среды МПР России по¦
¦ ¦ ¦ ¦Санкт-Петербургу и Ленинград-¦
¦ ¦ ¦ ¦ской области ¦
+---+-------------------------+-----------------+-----------------------------+
¦4 ¦Подготовка инструкции по¦июнь 2005 года ¦комитет по природным ресурсам¦
¦ ¦оформлению горных отводов¦ ¦и охране окружающей среды Ле-¦
¦ ¦для разработки общерас-¦ ¦нинградской области с участи-¦
¦ ¦пространенных полезных¦ ¦ем Северо-Западного управле-¦
¦ ¦ископаемых (без примене-¦ ¦ния Госгортехнадзора и муни-¦
¦ ¦ния буровзрывных техноло-¦ ¦ципальных образований области¦
¦ ¦гий добычи) ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+-----------------+-----------------------------+
¦5 ¦Разработка экономических,¦ ¦комитет по природным ресурсам¦
¦ ¦правовых и организацион-¦ ¦и охране окружающей среды Ле-¦
¦ ¦ных мер, стимулирующих¦ ¦нинградской области совместно¦
¦ ¦привлечение инвестиций: ¦ ¦с комитетом по экономике и¦
¦ ¦а) для поиска и разведки¦июнь 2005 года ¦инвестициям, комитетом по¦
¦ ¦месторождений полезных¦ ¦строительству, комитетом по¦
¦ ¦ископаемых, востребован-¦ ¦развитию малого, среднего¦
¦ ¦ных на рынке; ¦ ¦бизнеса и потребительского¦
¦ ¦б) для перехода на новые¦ноябрь 2004 года ¦рынка, Главным управлением¦
¦ ¦технологии добычи и пере-¦ ¦природных ресурсов и охраны¦
¦ ¦работки минерального¦ ¦окружающей среды МПР России¦
¦ ¦сырья; ¦ ¦по Санкт-Петербургу и Ленин-¦
¦ ¦в) для утилизации отходов¦декабрь 2004 года¦градской области ¦
¦ ¦добывающей промышленности¦ ¦ ¦
¦ ¦г) для развития малого и¦ ¦ ¦
¦ ¦среднего предприниматель-¦ ¦ ¦
¦ ¦ства в сфере недропользо-¦ ¦ ¦
¦ ¦вания ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+-----------------+-----------------------------+
¦ 2. Совершенствование системы управления государственным фондом недр ¦
¦ Ленинградской области ¦
+---T-------------------------T-----------------T-----------------------------+
¦6 ¦Разработка проекта и ис-¦с августа 2004¦комитет по природным ресурсам¦
¦ ¦полнение после принятия¦года по 2010 год ¦и охране окружающей среды Ле-¦
¦ ¦областного закона "О ре-¦ ¦нинградской области совместно¦
¦ ¦гиональной целевой прог-¦ ¦с Главным управлением природ-¦
¦ ¦рамме "Развитие и исполь-¦ ¦ных ресурсов и охраны окружа-¦
¦ ¦зование минерально-сырье-¦ ¦ющей среды МПР России по¦
¦ ¦вой базы Ленинградской¦ ¦Санкт-Петербургу и Ленинград-¦
¦ ¦области на период до 2010¦ ¦ской области ¦
¦ ¦года" в рамках Федераль-¦ ¦ ¦
¦ ¦ной целевой программы¦ ¦ ¦
¦ ¦"Экология и природные¦ ¦ ¦
¦ ¦ресурсы России (2002-2010¦ ¦ ¦
¦ ¦годы)" ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+-----------------+-----------------------------+
¦7 ¦Разработка проекта прог-¦с августа 2004¦комитет по природным ресурсам¦
¦ ¦раммы лицензирования об-¦года по 2007 год ¦и охране окружающей среды Ле-¦
¦ ¦щераспространенных полез-¦ ¦нинградской области совместно¦
¦ ¦ных ископаемых на период¦ ¦с Главным управлением природ-¦
¦ ¦до 2007 года и реализация¦ ¦ных ресурсов и охраны окружа-¦
¦ ¦программы после утвержде-¦ ¦ющей среды МПР России по¦
¦ ¦ния ¦ ¦Санкт-Петербургу и Ленинград-¦
¦ ¦ ¦ ¦ской области ¦
+---+-------------------------+-----------------+-----------------------------+
¦8 ¦Разработка проекта прог-¦с декабря 2005¦комитет по природным ресурсам¦
¦ ¦раммы рекультивации учас-¦года по 2007 год ¦и охране окружающей среды Ле-¦
¦ ¦тков недр, нарушенных не-¦ ¦нинградской области совместно¦
¦ ¦санкционированной добычей¦ ¦с муниципальными образования-¦
¦ ¦полезных ископаемых, на¦ ¦ми ¦
¦ ¦период до 2007 года и ее¦ ¦ ¦
¦ ¦реализация после утверж-¦ ¦ ¦
¦ ¦дения ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+-----------------+-----------------------------+
¦9 ¦Образование в структуре¦декабрь 2005 го-¦аппарат Губернатора и Прави-¦
¦ ¦Правительства Ленинградс-¦да, в случае зак-¦тельства Ленинградской облас-¦
¦ ¦кой области подразделе-¦лючения соглаше-¦ти ¦
¦ ¦ния, уполномоченного¦ния между Прави-¦ ¦
¦ ¦осуществлять в части, от-¦тельством Ленин-¦ ¦
¦ ¦носящейся к общераспрост-¦градской области¦ ¦
¦ ¦раненным полезным ископа-¦и федеральным¦ ¦
¦ ¦емым, организационное¦уполномоченным ¦ ¦
¦ ¦обеспечение государствен-¦органом управле-¦ ¦
¦ ¦ной системы лицензирова-¦ния государствен-¦ ¦
¦ ¦ния, создание и ведение¦ным фондом недр о¦ ¦
¦ ¦фонда геологической ин-¦делегировании от-¦ ¦
¦ ¦формации, государственную¦дельных государс-¦ ¦
¦ ¦экспертизу о разведанных¦твенных полномо-¦ ¦
¦ ¦запасах, составление тер-¦чий Правительству¦ ¦
¦ ¦риториального баланса за-¦Ленинградской об-¦ ¦
¦ ¦пасов и ведение террито-¦ласти ¦ ¦
¦ ¦риального кадастра место-¦ ¦ ¦
¦ ¦рождений и проявлений,¦ ¦ ¦
¦ ¦геолого-экономический мо-¦ ¦ ¦
¦ ¦ниторинг ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+-----------------+-----------------------------+
¦10 ¦Создание: ¦декабрь 2004 года¦комитет по строительству Ле-¦
¦ ¦а) секции горнопромышлен-¦ ¦нинградской области ¦
¦ ¦ников при союзе строи-¦ ¦ ¦
¦ ¦тельных организаций Ле-¦ ¦ ¦
¦ ¦нинградской области "Лен-¦ ¦ ¦
¦ ¦облсоюзстрой"; ¦ ¦ ¦
¦ ¦б) ассоциации предприятий¦август 2005 года ¦комитет по развитию малого,¦
¦ ¦малого и среднего пред-¦ ¦среднего бизнеса и¦
¦ ¦принимательства в сфере¦ ¦потребительского рынка¦
¦ ¦недропользования ¦ ¦Ленинградской области ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------------------+-----------------+------------------------------
|