Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
16.08.2016
USD
64.21
EUR
71.73
CNY
9.67
JPY
0.64
GBP
82.94
TRY
21.72
PLN
16.8
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 07.02.2003 ПО ЗАПРОСУ КАЛУЖСКОГО РАЙОННОГО СУДА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 245 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


               КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 7 февраля 2003 года
                                   
                 ПО ЗАПРОСУ КАЛУЖСКОГО РАЙОННОГО СУДА
            КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
                ПУНКТА 1 СТАТЬИ 245 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
   М.В.  Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М.
   Данилова,   Л.М.   Жарковой,  Г.А.  Жилина,  В.Д.  Зорькина,   С.М.
   Казанцева,   В.О.   Лучина,  Н.В.  Селезнева,  А.Я.   Сливы,   В.Г.
   Стрекозова,  О.И.  Тиунова,  О.С. Хохряковой,  Б.С.  Эбзеева,  В.Г.
   Ярославцева,
       заслушав   в   пленарном   заседании  заключение   судьи   О.С.
   Хохряковой,   проводившей  на  основании  статьи  41   Федерального
   конституционного   закона   "О  Конституционном   Суде   Российской
   Федерации"  предварительное изучение запроса  Калужского  районного
   суда Калужской области,
   
                              установил:
   
       1.   Калужское   региональное   отделение   Фонда   социального
   страхования   Российской   Федерации   отказало   гражданам    Т.С.
   Харитоновой, В.А. Кукрешу и Г.И. Владимирцеву в выплате пособий  по
   временной нетрудоспособности на том основании, что в силу пункта  1
   статьи   245  Налогового  кодекса  Российской  Федерации  они   как
   адвокаты  не  уплачивают  единый социальный  налог  в  части  суммы
   налога,  зачисляемой  в  Фонд  социального  страхования  Российской
   Федерации, а потому обеспечению пособиями за счет средств Фонда  не
   подлежат.
       Калужский   районный  суд  Калужской  области,  в  производстве
   которого  находится  дело по иску указанных  граждан  к  Калужскому
   региональному  отделению Фонда социального  страхования  Российской
   Федерации,  придя  к  выводу о том, что подлежащий  применению  при
   разрешении  данного  дела  пункт 1 статьи  245  Налогового  кодекса
   Российской   Федерации  не  соответствует  Конституции   Российской
   Федерации,  приостановил производство и обратился в Конституционный
   Суд    Российской   Федерации   с   запросом   о    проверке    его
   конституционности.
       По   мнению  заявителя,  оспариваемая  норма,  как  исключающая
   адвокатов из числа плательщиков единого социального налога в  части
   суммы   налога,   зачисляемой   в  Фонд   социального   страхования
   Российской  Федерации, и фактически устанавливающая для них  запрет
   на  уплату  данного  налога  в  добровольном  порядке,  лишает  эту
   категорию  граждан  права  на  социальное  обеспечение   в   случае
   временной  нетрудоспособности и тем самым  противоречит  статье  39
   (часть 1) Конституции Российской Федерации.
       2.   Согласно  статье  39  (часть  1)  Конституции   Российской
   Федерации   каждому   гарантируется   социальное   обеспечение   по
   возрасту,  в  случае болезни, инвалидности, потери  кормильца,  для
   воспитания   детей   и  в  иных  случаях,  установленных   законом.
   Закрепляя  право на социальное обеспечение, Конституция  Российской
   Федерации   вместе   с  тем  не  регулирует   условия   и   порядок
   предоставления   конкретных   видов   такого   обеспечения   и   не
   определяет,   с   использованием  какого   организационно-правового
   механизма оно реализуется, - в силу статей 39 (часть 2), 71  (пункт
   "в"),  72  (пункты "б", "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции
   Российской Федерации эти вопросы решаются законодателем.
       В  настоящее  время  пособия  по  временной  нетрудоспособности
   предоставляются по системе обязательного социального страхования  и
   выплачиваются   за  счет  средств  Фонда  социального   страхования
   Российской  Федерации,  а  право на их  получение  имеют  лица,  на
   которых  распространяется  государственное  социальное  страхование
   (обязательное  социальное страхование) (пункты 6 и  8  Положения  о
   Фонде  социального страхования Российской Федерации,  утвержденного
   Постановлением  Правительства Российской Федерации  от  12  февраля
   1994  г.  N  101;  пункты  2 и 6 Положения  о  порядке  обеспечения
   пособиями     по    государственному    социальному    страхованию,
   утвержденного  Постановлением Президиума ВЦСПС от  12  ноября  1984
   года  в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС
   от  23  февраля  1984  г.  N  191 "О пособиях  по  государственному
   социальному страхованию").
       Федеральным   законом  от  16  июля  1999  года   "Об   основах
   обязательного    социального    страхования"    установлено,    что
   обязательное  социальное страхование направлено на компенсацию  или
   минимизацию   последствий   изменения   материального    и    (или)
   социального   положения   работающих   граждан,   а   в    случаях,
   предусмотренных  законодательством  Российской  Федерации,  -  иных
   категорий  граждан вследствие признания их безработными,  трудового
   увечья  или  профессионального заболевания, инвалидности,  болезни,
   травмы,   беременности   и  родов,  потери   кормильца,   а   также
   наступления  старости, необходимости получения медицинской  помощи,
   санаторно-курортного  лечения  и  наступления  иных   установленных
   законодательством   Российской   Федерации   социальных   страховых
   рисков,  подлежащих  обязательному социальному  страхованию  (части
   вторая и третья статьи 1).
       Названный  Федеральный закон предоставляет право на обеспечение
   по  обязательному социальному страхованию самозанятым гражданам,  в
   том  числе адвокатам, при условии уплаты ими (или за них) страховых
   взносов  на  обязательное социальное страхование в  соответствии  с
   законодательством Российской Федерации (часть четвертая  статьи  1,
   абзац четвертый пункта 2 статьи 6, подпункт 5 пункта 1 статьи  9  и
   подпункт   7   пункта  1  статьи  11).  Уплата  страховых   взносов
   выступает,   таким   образом,  необходимым  условием   приобретения
   данного  права этой категорией граждан (правообразующим юридическим
   фактом),  что  предполагает регламентацию механизма его  реализации
   применительно   к   конкретным  видам   обязательного   социального
   страхования  (определение  тарифов страховых  взносов,  порядка  их
   уплаты, размеров гарантируемых страховых выплат и т.д.).
       Поскольку   адвокаты  как  самозанятые  граждане   осуществляют
   свободно    избранную   ими   деятельность   на   основе    частной
   собственности  и  на  свой страх и риск, законодатель  -  с  учетом
   названных  особенностей правового статуса этих лиц -  не  возлагает
   на  государство  обязанность  уплачивать  за  них  суммы  страховых
   взносов на обязательное социальное страхование. Освобождение же  их
   от   уплаты   страховых   взносов  и  одновременно   предоставление
   обеспечения  по  обязательному социальному  страхованию,  в  данном
   случае  -  пособий  за  счет средств Фонда социального  страхования
   Российской  Федерации, означало бы переложение  бремени  участия  в
   образовании   средств  Фонда  на  другие  категории  граждан,   что
   противоречило бы конституционному принципу справедливости, а  также
   требованию  статьи  17 (часть 3) Конституции Российской  Федерации,
   согласно  которой осуществление прав и свобод человека и гражданина
   не должно нарушать права и свободы других лиц.
       Такой  вывод  вытекает  из  правовой позиции,  сформулированной
   Конституционным   Судом   Российской   Федерации    при    проверке
   конституционности  законоположений, предусматривающих  обязательную
   уплату  индивидуальными  предпринимателями,  занимающимися  частной
   практикой  нотариусами, главами крестьянских (фермерских)  хозяйств
   и  адвокатами  страховых взносов в фонды обязательного медицинского
   страхования   (Постановление   Конституционного   Суда   Российской
   Федерации   от   23   декабря  1999  года  по   делу   о   проверке
   конституционности   отдельных  положений  Федеральных   законов   о
   тарифах  страховых взносов в Пенсионный фонд Российской  Федерации,
   Фонд  социального страхования Российской Федерации, Государственный
   фонд    занятости   населения   Российской   Федерации   и    фонды
   обязательного медицинского страхования на 1999 и 1998 годы).
       3.  В  соответствии  с Налоговым кодексом Российской  Федерации
   адвокаты  признаются  плательщиками  единого  социального   налога,
   предназначенного для мобилизации средств для реализации  гражданами
   права   на  государственное  пенсионное  и  социальное  обеспечение
   (страхование) и медицинскую помощь (статья 234 и подпункт 2  пункта
   1  статьи 235), при этом они не исчисляют и не уплачивают указанный
   налог  в  части  суммы, зачисляемой в Фонд социального  страхования
   Российской Федерации (пункт 1 статьи 245).
       До  вступления в силу главы 24 (Единый социальный налог)  части
   второй  Налогового кодекса Российской Федерации, т.е. до  1  января
   2001   года,   адвокаты   подлежали  государственному   социальному
   страхованию   наравне  с  гражданами,  работающими   по   трудовому
   договору;  назначение  и  выплата им  пособий  по  государственному
   социальному  страхованию  производилась  на  общих  основаниях,   а
   взносы   на   государственное  социальное   страхование   адвокатов
   уплачивались  коллегиями адвокатов (статьи 20  и  29  Положения  об
   адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 года).
       Исключив  адвокатов  из числа плательщиков единого  социального
   налога  в  части  суммы  налога,  зачисляемой  в  Фонд  социального
   страхования   Российской  Федерации,  законодатель  -   исходя   из
   принципа   всеобщности   конституционного   права   на   социальное
   обеспечение  и ответственности государства за соблюдение  и  защиту
   данного  права  -  был  обязан  одновременно  установить  для  этой
   категории   граждан  иное  правовое  регулирование,  с  тем   чтобы
   освобождение  от  обязанности уплачивать взносы в Фонд  социального
   страхования  Российской  Федерации не  приводило  к  лишению  их  в
   случаях   временной  нетрудоспособности  возможности   пользоваться
   государственными  гарантиями  социальной  защиты,  предоставляемыми
   гражданам по системе обязательного социального страхования.  Однако
   такое регулирование своевременно осуществлено не было, при том  что
   Федеральным   законом   от  31  мая  2002  года   "Об   адвокатской
   деятельности  и  адвокатуре  в  Российской  Федерации"   социальное
   обеспечение,  предусмотренное для граждан  Конституцией  Российской
   Федерации, было гарантировано каждому адвокату (пункт 4 статьи 3).
       Этот  пробел восполнен в Федеральном законе от 31 декабря  2002
   года   "Об   обеспечении  пособиями  по  обязательному  социальному
   страхованию  граждан, работающих в организациях и у  индивидуальных
   предпринимателей,  применяющих  специальные  налоговые  режимы,   и
   некоторых  других категорий граждан", который вступил в  силу  с  1
   января  2003  года.  Согласно части третьей его статьи  3  адвокаты
   вправе  добровольно  вступать  в  правоотношения  по  обязательному
   социальному  страхованию  на  случай временной  нетрудоспособности,
   осуществляя  за  себя уплату страховых взносов в  Фонд  социального
   страхования  Российской Федерации по тарифу 3,5 процента  налоговой
   базы  (определяемой для них в соответствии с главой 24 части второй
   Налогового    кодекса   Российской   Федерации)   и   в    порядке,
   установленном частью четвертой той же статьи.
       4.  Таким  образом,  в настоящее время адвокаты  самостоятельно
   решают  вопрос  о  вступлении  в  правоотношения  по  обязательному
   социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности,  и,
   следовательно,   оспариваемое  положение  пункта   1   статьи   245
   Налогового  кодекса  Российской Федерации не может  рассматриваться
   как  нарушающее их конституционное право на социальное  обеспечение
   при наступлении указанного социального риска.
       Вместе с тем в Федеральном законе "Об обеспечении пособиями  по
   обязательному   социальному  страхованию  граждан,   работающих   в
   организациях  и  у  индивидуальных  предпринимателей,   применяющих
   специальные   налоговые  режимы,  и  некоторых   других   категорий
   граждан"  отсутствуют  нормы, которые устанавливали  бы  порядок  и
   условия    обеспечения    адвокатов    пособиями    по    временной
   нетрудоспособности в переходный к новому регулированию период (с  1
   января  2001  года  по  1  января 2003 года),  а  потому  право  на
   получение   соответствующих   выплат   по   системе   обязательного
   социального  страхования  в  случае  временной  нетрудоспособности,
   наступившей  в  течение  указанного  периода,  не  может  быть  ими
   реализовано.  Разрешение  этого вопроса  составляет  исключительную
   компетенцию  законодателя, который вправе как предусмотреть  особые
   компенсационные механизмы для такого рода переходных ситуаций,  так
   и  исходить из существующего, основанного на Конституции Российской
   Федерации порядка восстановления нарушенных прав.
       Исходя  из  изложенного и руководствуясь пунктами 1 и  2  части
   первой   статьи   43  и  частью  первой  статьи   79   Федерального
   конституционного   закона   "О  Конституционном   Суде   Российской
   Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
   
                              определил:
   
       1.  Отказать  в  принятии  к  рассмотрению  запроса  Калужского
   районного   суда  Калужской  области,  поскольку  он  не   отвечает
   требованиям     Федерального     конституционного     закона     "О
   Конституционном  Суде  Российской  Федерации",  в  соответствии   с
   которыми  обращение  признается допустимым, и поскольку  разрешение
   поставленного  в  нем  вопроса  Конституционному  Суду   Российской
   Федерации неподведомственно.
       2.  Определение Конституционного Суда Российской  Федерации  по
   данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
   
                                                          Председатель
                                                 Конституционного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                            М.В.БАГЛАЙ
   
                                                       Судья-секретарь
                                                 Конституционного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                           Ю.М.ДАНИЛОВ
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
16.08.2016
USD
64.21
EUR
71.73
CNY
9.67
JPY
0.64
GBP
82.94
TRY
21.72
PLN
16.8
Разное