Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

НАПРАВЛЕНИЕ 511100 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ. СТЕПЕНЬ МАГИСТР ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (УТВ. МИНОБРАЗОВАНИЕМ РФ 10.03.2000)

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                                                             Утверждаю
                                                           Заместитель
                                                  Министра образования
                                                  Российской Федерации
                                                          В.Д.ШАДРИКОВ
                                                    10 марта 2000 года
   
                                                 Номер государственной
                                                           регистрации
                                                            110 ЕН/МАГ
   
                                                              Вводится
                                                 с момента утверждения
   
               ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
                 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
                                   
          НАПРАВЛЕНИЕ 511100 - ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
                                   
            СТЕПЕНЬ - МАГИСТР ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
   
                  1. Общая характеристика направления
                511100 - Экология и природопользование
   
       1.1.  Направление утверждено Приказом Министерства  образования
   Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
       1.2.    Степень    выпускника    -    магистр    экологии     и
   природопользования.
       Нормативный  срок  освоения основной образовательной  программы
   магистра по направлению 511100 - Экология и природопользование  при
   очной  форме  обучения - 6 лет. Основная образовательная  программа
   подготовки  магистра состоит из программы подготовки  бакалавра  по
   направлению  511100  -  Экология и природопользование  (4  года)  и
   специализированной подготовки магистра (2 года).
       1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
       Магистр  по  направлению 511100 - Экология и природопользование
   должен  быть  широко  эрудирован, должен  обладать  фундаментальной
   научной    базой,   владеть   методологией   научного   творчества,
   современными  геоинформационными технологиями, методами  получения,
   обработки  и  хранения научной информации, быть готовым  к  научно-
   исследовательской  и  проектно-производственной   работе,   а   при
   условии  освоения  соответствующей  образовательно-профессиональной
   программы педагогического профиля - к педагогической деятельности.
       Магистр экологии и природопользования может занимать должности,
   требующие    высшего    профессионального   образования    согласно
   действующему   законодательству  Российской   Федерации:   эколога,
   младшего  научного  сотрудника  (по  рекомендации  вуза),  инженера
   (должность  по Общероссийскому классификатору должностей  служащих,
   разработанных Минтруда РФ по состоянию на 10.06.1999 (М.,  1999,  N
   22446)),   экономиста  (N  27728),  экономиста-природопользователя,
   инженера   по   охране   окружающей  среды  (N   22656),   стажера-
   исследователя  в  области экологии, геохимика (N  20603),  научного
   редактора (N 26039), инженера-исследователя (N 22488) и др.
       При    условии    освоения   соответствующей    образовательно-
   профессиональной   программы   педагогического   профиля    магистр
   экологии    и    природопользования   может   занимать   должности,
   относящиеся  к  педагогической  деятельности  в  вузах,  колледжах,
   общеобразовательных    учреждениях    и    учреждениях     среднего
   профессионального образования (должности преподавателя -  N  25814,
   N 25813, N 25812).
       1.4. Возможности продолжения образования.
       Магистр   подготовлен  к  обучению  в  аспирантуре  по  научным
   специальностям:  25.00.36  -  Геоэкология,  а  также   по   научным
   специальностям,   родственным  данному  направлению:   25.00.23   -
   Физическая  география  и биогеография, география  почв  и  геохимия
   ландшафта,  25.00.24  -  Экономическая, социальная  и  политическая
   география,  25.00.25  - Геоморфология и эволюционная  география,  и
   другим смежным специальностям.
       1.5.  Перечень аннотированных магистерских программ (проблемное
   поле направления подготовки).
       511101 - Геоэкология
       Исследование  и  решение научных и прикладных задач  в  области
   глобальных   антропогенных   изменений   географической    оболочки
   (экосферы)   и  ее  составляющих  -  геосистем  различного   уровня
   (континентального, регионального, локального); геосферы  Земли;  их
   антропогенное   преобразование   и  соответствующие   экологические
   проблемы   (преобразование  и  деградация   ландшафтов,   изменения
   климата  и  их последствия, водные и водно-экологические  проблемы,
   снижение   биологического   разнообразия,   экологические   вопросы
   урбанизации, трансформация прибрежных областей и др.);  взаимосвязь
   естественных, социальных, экономических и политических  факторов  и
   проблем  геоэкологии;  понятие  об  экологической  экономике  и  ее
   взаимосвязь  с  геоэкологией; оценка состояния окружающей  среды  и
   прогноз  ее  изменений; геоинформационные системы  и  базы  данных;
   компьютерный        анализ       информации;       геоэкологическое
   картографирование;    международные    междисциплинарные    научные
   программы; перспективы глобального мониторинга.
       511102 - Природопользование
       Понятие о природопользовании; природопользование в системе форм
   взаимодействия   общества   с   природной   средой;   антропогенное
   преобразование   природной  среды  и  системы   природопользования;
   эколого-географическая  экспертиза и оценка  воздействия  различных
   видов  хозяйственной деятельности на окружающую  среду;  мониторинг
   окружающей   среды;   управление  природопользованием;   разработка
   территориальных  схем охраны окружающей среды; организация  решения
   региональных  проблем  природопользования;  экологические  проблемы
   рационального освоения недр (недропользования); оценочные модели  и
   карты  природных  условий и ресурсов; определение  экономической  и
   социальной  эффективности природопользования; экологическое  право;
   менеджмент  и маркетинг в природопользовании; технические  средства
   и    оборудование,    применяемые   при    ландшафтно-экологическом
   мониторинге и проведении экспертиз.
       511103 - Общая экология
       Актуальные  проблемы современной экологии;  эволюция  биосферы;
   биология   популяций   и  сообществ;  частная  экология   (экология
   растений,    животных,    бактерий);   экологическая    физиология;
   экологическая  биология  развития;  элементы  патологии  клетки   и
   организма;  биоиндикация  и биотестирование;  теоретические  основы
   оценки  качества природной среды по параметрам клетки и  организма;
   мутагенные  и  тератогенные факторы техносферы, методы  их  оценки;
   экологический  мониторинг;  роль  биологических  методов  в   ОВОС;
   методы  полевых  исследований  и камеральной  обработки  материала;
   моделирование    и    компьютерный   анализ    экосистем;    основы
   экологической  экспертизы; актуальные проблемы  экологии  человека:
   медицинские   и  социальные  аспекты;  менеджмент  и  маркетинг   в
   экологии;    экологическое    право,   международные    соглашения,
   зарубежный  опыт,  опыт  и  перспективы охраны  природы  в  России;
   заповедное дело.
       511104 - Экономика природопользования
       Значение и роль экологического фактора в развитии экономических
   систем;   оптимальное   распределение  и  использование   природных
   ресурсов   и  максимальное  сохранение  и  приумножение   элементов
   окружающей среды; техногенный тип экономического развития; эколого-
   экономические   проблемы,   связанные   с   изменением    состояния
   окружающей  среды  и  использованием природных ресурсов;  концепция
   устойчивого  развития,  экологизация экономики;  макроэкономические
   аспекты  экологизации экономики; внешние эффекты (экстерналии),  их
   экономический        учет;       экономическая        эффективность
   природопользования;  возможности государственного  регулирования  и
   рыночных   инструментов   для  рационализации   природопользования;
   экономический механизм природопользования.
       511105 - Управление природопользованием
       Теоретические  основы  управления  природопользованием  и   его
   отраслевая  специфика; соотношение экономических и административных
   рычагов    управления,    прямое    и    косвенное    экологическое
   регулирование;    исторические    аспекты    развития    управления
   природопользованием  в  России  и в  зарубежных  странах;  основные
   функциональные     подсистемы    управления    природопользованием:
   прогнозирование,   планирование,  принятие  решений,   контроль   и
   регулирование; организационная структура управления;  отраслевой  и
   территориальный    подход    к    экологическому     регулированию;
   пространственная    организация   управления   природопользованием,
   территориальные  уровни:  глобальный,  национальный,  региональный,
   локальный;  территориальное экологическое проектирование;  правовые
   основы  и  социальные  факторы  управления  природопользованием  на
   различных    территориальных    уровнях;    технические    средства
   управления;    научные   проблемы   совершенствования    управления
   природопользованием.
       511106 - Глобальные экологические проблемы
       Глобальные  изменения  природной  среды:  факторы,  наблюдаемые
   изменения,  системные взаимосвязи, индикаторы и  индексы  состояния
   среды;   тенденции  и  прогнозы  дальнейших  изменений;   изменения
   климата,  их последствия; антропогенное преобразование и деградация
   ландшафтов;   водные   и  водно-экологические  проблемы;   снижение
   биологического  разнообразия;  экологические  аспекты  урбанизации;
   антропогенная     трансформация    прибрежных    областей;     роль
   естественных,  социальных, экономических  и  политических  факторов
   глобальных  изменений, их взаимосвязанность;  взаимоотношения  типа
   "нагрузка  -  состояние  -  воздействие -  реакция";  международные
   междисциплинарные,  комплексные  научные  программы  (Международная
   геосферно-биосферная  программа, Всемирная  программа  исследований
   климата,  Программа  исследований  социальных  аспектов  глобальных
   изменений); перспективы системы глобального мониторинга.
       511107 - Социальная экология
       Исторические корни и философские основания социальной экологии;
   взаимодействие   человека  (общества)   и   природы   в   различных
   социальных,  этнических и культурных системах в  контексте  истории
   природопользования;   экологические   потребности   людей   и    их
   идентификация;   эволюция  представлений   о   ценности   природных
   (экологических)   благ;   эстетическая  оценка   природной   среды;
   экологический  риск  и  основные  группы  реципиентов   (население,
   природное    наследие,    культурные    и    духовные    ценности);
   продолжительность жизни и здоровье, их взаимосвязь с  экологической
   ситуацией;  оценка  экологического  риска  в  социальной  экологии;
   социально-экологические     конфликты,     их      прогнозирование,
   предупреждение   и  урегулирование;  экологическая   культура,   ее
   носители  и  атрибуты; роль литературы, искусства в наследовании  и
   воспитании  экологической  культуры; место  социальной  экологии  в
   экологическом регулировании и социальном управлении.
       511108 - Охрана природы
       Охрана   природы  и  окружающей  человека  среды,  рациональное
   использование   природных  ресурсов,  сохранение   ландшафтного   и
   биологического  разнообразия; функционирование  экосистем,  влияние
   роста   народонаселения   и   усиления  воздействия   человека   на
   естественный  растительный покров и животный  мир,  почвы,  воздух,
   водоемы;  загрязнение  окружающей  среды  экотоксикантами;  риск  и
   экономические  последствия  загрязнения;  оценка  ресурсов   биоты;
   переработка    отходов    промышленного   и   сельскохозяйственного
   производства:  использование  энергетических  ресурсов,  отторжение
   земель  под дорожное, городское, промышленное строительство; борьба
   с  вредителями  сельского  и  лесного  хозяйства,  с  биологическим
   загрязнением   водоемов,  почв  и  продуктов  питания;   охраняемые
   объекты  природы,  заповедное дело; составление и ведение  "Красных
   книг";  охрана  геологической среды обитания;  разработка  правовой
   базы  охраны  природы; международные соглашения  в  области  охраны
   природы;  Всемирная  стратегия охраны природы;  Международный  союз
   охраны   природы;  программы  ООН  и  ЮНЕП  по  окружающей   среде;
   концепции  устойчивого развития, охраны ландшафтов и биологического
   разнообразия.
       511109 - Природное и культурное наследие
       Природное  наследие  в  системе ценностей окружающей  природной
   среды; идентификация ценности природного наследия, его структура  и
   география;  взаимозависимость и взаимообусловленность природного  и
   культурного  наследия;  наследие и  развитие,  место  природного  и
   культурного  наследия в концепциях устойчивого  развития  России  и
   зарубежных  стран; экологические и социальные функции природного  и
   культурного   наследия;  территории  наследия,   особо   охраняемые
   природные  и  историко-культурные территории и их  регламентация  в
   отечественном     и    зарубежном    законодательствах;     факторы
   экологического   риска   наследию  и   их   оценка;   экологический
   мониторинг объектов наследия; экономический и социальный  ущерб  от
   утраты  природного  и  культурного  наследия;  охрана  наследия   в
   региональной, национальной и глобальной экологической и  культурной
   политике;  правовые  основы и организационная структура  управления
   наследием на различных территориальных уровнях.
       511110  -  Международное сотрудничество в  области  экологии  и
   природопользования
       Глобальные   изменения  окружающей   среды   и   роль   в   них
   естественных,  социальных, экономических и  политических  факторов.
   Необходимость   и   неизбежность   международного   сотрудничества;
   геоэкологические  проблемы глобального и универсального  характера;
   соответствующее    различие    в    подходах    к    международному
   сотрудничеству;  Международные правовые инструменты  и  их  роль  в
   решении   проблем   геоэкологии  и  природопользования   (всемирные
   конвенции  по  изменению климата, защите озонового слоя,  борьбе  с
   опустыниванием,  биологическому разнообразию, торговле  исчезающими
   видами  животных  и  растений,  охране  морских  животных  и  пр.);
   региональные  конвенции  и  соглашения  в  области  геоэкологии   и
   природопользования;   геоэкологические  последствия   международных
   долгов  и глобализации торговли; Организация Объединенных  Наций  и
   международные  специализированные  организации  системы   ООН,   их
   деятельность    и    роль    в    международном    геоэкологическом
   сотрудничестве;  международные  неправительственные   экологические
   организации;  современные  тенденции развития  системы  глобального
   мониторинга;  международные междисциплинарные научные  программы  в
   области глобальных изменений.
       511111 - Экологическая экспертиза
       Концепция   устойчивого  развития  и  приоритеты  рационального
   природопользования;   фундаментальные   закономерности   структуры,
   динамики  и  эволюции природных и природно-антропогенных ландшафтов
   и   геосистем;   геотехнические   системы;   виды   неблагоприятных
   воздействий  на окружающую среду; экологический риск, его  формы  и
   виды.    Нормативные    основы   управления    природопользованием;
   нормативные  основы экологического проектирования;  ОВОС  различных
   видов   хозяйственной   и  иной  деятельности   человека;   система
   оценивания;  государственная экологическая экспертиза,  нормативная
   и  методическая  основа; природоохранные нормы, правила,  стандарты
   качества    природной   среды;   виды   экспертиз;   послепроектный
   экологический аудит и управление природопользованием.
       511112 - Экологический мониторинг
       Разработка   систем   экологического   мониторинга   литосферы,
   гидросферы,    атмосферы,   биосферы   и   его    функционирование;
   закономерности  структуры и пространственно-временной  изменчивости
   окружающей  среды; методы анализа и контроля компонентов окружающей
   среды;  оценка  состояния;  моделирование  природных  процессов   и
   антропогенного  воздействия  на  окружающую  среду,  информационное
   обеспечение;  системы  наблюдений для локального,  регионального  и
   глобального  мониторинга; измерительный комплекс,  применяемый  для
   проведения  наблюдений за физическими, химическими и биологическими
   параметрами,  частота и пространственная дискретность  в  различных
   видах  мониторинга;  статистические  методы  обработки  информации;
   применение   методов   моделирования;  информационные   технологии,
   использование ГИС.
       511113 - Экология человека
       Экологическая   потенция  человека  как  биологического   вида;
   экология    человечества:    естественные    пределы    численности
   человеческой  популяции,  биопродуктивность  и  ресурсы   биосферы;
   физиологическая экология человека; механизмы, уровни и  возможности
   адаптации  человека к природной среде; расы и экотипы;  современные
   техногенные   экосистемы   и  здоровье  человека;   методы   оценки
   экологического   риска;  обеспечение  экологической   безопасности;
   эндемические   заболевания;  ландшафтная  эпидемиология;   генофонд
   человека  и  агрессивные  факторы среды; концепция  здоровья;  виды
   патологических  состояний, связанные с химическими,  физическими  и
   психологическими  факторами техногенной среды; биологические  ритмы
   человека   и  космические  циклы;  элементы  социальной   экологии:
   биосфера   и   история   цивилизации,   демографические   проблемы;
   современная  цивилизация;  ресурсы  биосферы;  человек  в  урбо-  и
   агроэкосистемах.  Проблемы  синергетического  воздействия  факторов
   техногенной  среды  на  организм  и  личность  человека;   проблемы
   биоэтики;   возможность   коррекции   негативных   воздействий   на
   природную и социальную среду.
       511114 - Радиоэкология
       Основы  радиационной экологии; излучения и  эволюция  биосферы;
   современная  радиационная среда; виды электромагнитных загрязнений;
   особенности  проведения  и  миграции радионуклидов  в  экосистемах;
   радиационный  мониторинг; физика ионизирующих и неионизирующих  ЭМ-
   излучений   на  живые  клетки  и  организмы:  первичные   процессы,
   отдаленные   эффекты;  проблемы  радиационной   генетики;   физико-
   химические  основы  дозиметрии; биологическая дозиметрия;  проблемы
   радиационной    безопасности,    развитие    атомной    энергетики;
   использование  источников  ЭМ-излучений  в  медицине   и   народном
   хозяйстве;   реабилитация  населения  и  территорий,   загрязненных
   радионуклидами.
       511115 - Менеджмент и маркетинг в экологии
       Основы   экологического   менеджмента   и   маркетинга;    роль
   государственной  политики и экономических  санкций  в  оздоровлении
   природной  среды;  экологическая политика  и  проблемы  устойчивого
   развития;   основы  организации  и  управления  природоохранной   и
   ресурсосберегающей   деятельностью;   методология    экологического
   менеджмента  и  маркетинга; экологизация технологий  и  безотходные
   производства;  экономическая эффективность использования  природных
   ресурсов;   методы   расчетов  экономического  ущерба   разрушающих
   природу     производственных    процессов;    методы    определения
   экологического   риска;   экономические   санкции   к   нарушителям
   природоохранного          законодательства;           экологическое
   предпринимательство.
       511116 - Математическое моделирование экосистем
       Основы  экологии; понятие об экосистемах, динамика  и  развитие
   экосистем;  основные  принципы и актуальные проблемы  моделирования
   экосистем;  математические модели популяций; модели региональных  и
   локальных   экосистем;   геоинформационные  системы;   компьютерная
   обработка  данных мониторинга; модели глобального развития;  модели
   массопереноса  в природных средах; математические модели  экосистем
   как основа экологического прогноза; эколого-экономические модели.
       511117 - Экологическая безопасность
       Понятие  об  экологической безопасности; факторы экологического
   риска  и  его реципиенты; естественные и антропогенно обусловленные
   факторы   риска;   оценка  экологического  риска;   распространение
   экологического    риска,   современная   экологическая    ситуация,
   экологические   бедствия  и  катастрофы;  геологические   риски   и
   катастрофы;  их  социальные и экономические последствия;  география
   экологического   неблагополучия;  основные  сектора   экологической
   безопасности:  радиационная безопасность, питьевая вода,  санитария
   и     эпидемиология,     экотоксикология,     продукты     питания,
   электромагнитные излучения, наведенная сейсмичность,  дегумификация
   почв,  изменения климата, озоновый слой атмосферы, крупномасштабные
   преобразования  природы; основы государственной  политики  в  сфере
   экологической   безопасности,  отечественный  и  зарубежный   опыт;
   законодательное  и  нормативно-правовое  обеспечение  экологической
   безопасности   в   Российской   Федерации;   управление   в   сфере
   экологической  безопасности,  его  научно-техническое  обеспечение;
   международные учреждения, федеральные и местные органы  обеспечения
   экологической    безопасности;   экологическая    безопасность    в
   национальной  и региональной политике; предупреждение экологических
   бедствий  и  катастроф,  реабилитация экологически  неблагоприятных
   территорий,    компенсации    жертвам    экологических    бедствий,
   экологическое страхование.
       511118 - Урбоэкология
       Человек  и его место в природе; численность населения, темпы  и
   факторы    ее    динамики,   городское   и   сельское    население,
   закономерности   размещения   населения;   основы   демографии    и
   урбанистики;  расселение населения, его факторы  и  закономерности;
   природно-экологические   факторы  и  предпосылки   расселения,   их
   проявление   в   историческом  контексте;  городское   и   сельское
   расселение,  оценка  экологической ситуации  в  местах  проживания;
   экологические  проблемы  городов и пути их  решения;  экологические
   проблемы   сельской   местности  и  пути   их   решения;   основные
   направления  экологизации  расселения  и  образа  жизни  населения;
   системы  расселения,  планировочная  структура  региона  и  города,
   функциональное   зонирование  территорий;  факторы   экологического
   риска для населения, его предупреждение и компенсация; рекреация  в
   системе  жизнеобеспечения населения; территориальное проектирование
   в   решении   проблем   урбоэкологии,  основные   виды   и   стадии
   проектирования,  районная  планировка,  ландшафтное   планирование,
   генеральные  планы поселений; нормативно-правовая  регламентация  в
   сфере  урбоэкологии;  экономическое  стимулирование  удовлетворения
   экологических потребностей населения.
       511119 - Ландшафтное планирование
       Понятие  о  ландшафтном планировании, его  место  в  управлении
   природопользованием,  цели,  задачи и функции,  методы  реализации,
   сочетание  директивных  и  индикативных элементов;  фундаментальные
   основы   науки  о  ландшафте,  геофизика,  геохимия  и  биогеохимия
   ландшафта;  теоретическое и прикладное ландшафтоведение;  типология
   ландшафтов;     основные     ландшафтно-типологические     единицы;
   естественные   и   культурные   ландшафты;   сельские,   аквальные,
   техногенные,      городские      (селитебные,      садово-парковые,
   промышленные),   переходные   и   смешанные   ландшафты;   динамика
   ландшафтов,  естественные  и антропогенные  факторы  их  нарушений;
   охрана   ландшафтов,   рекультивация   и   регенерация   нарушенных
   территорий;  биологическое и ландшафтное разнообразие; природное  и
   культурное  наследие, его охрана и использование; особо  охраняемые
   природные   и   историко-культурные  территории;  картографирование
   ландшафтов,  ландшафтное  и  природно-хозяйственное  районирование;
   эстетика  ландшафтов,  ландшафтная архитектура,  оценка  социально-
   экологических  функций ландшафтов; ландшафтное планирование  и  его
   связь  с районной планировкой, генпланами поселений, схемами охраны
   природы  и  другими видами планировочной документации;  ландшафтное
   планирование  в  городах,  природных зонах  и  сельской  местности;
   ландшафтное  планирование в зарубежных странах; земельное,  лесное,
   водное,  природоохранное  и  градостроительное  законодательство  в
   области   недропользования   РФ;   нормативно-правовые   основы   и
   предпосылки   ландшафтного  планирования  в  России;  специфика   и
   функции ландшафтного планирования в переходный период.
       511120 - Экологическое образование
       Междисциплинарный  характер экологического  образования;  место
   экологического  образования  в общей структуре  образования  в  РФ;
   значение   экологического  образования  в   решении   экологических
   проблем  и  обеспечения сбалансированного природопользования;  роль
   экологического   императива   в   общей   системе   гуманистических
   ценностей   человечества;  концепция  непрерывного   экологического
   образования  по  экологии и охране окружающей среды; переподготовка
   кадров;  структура содержания экологического образования в  средней
   и   высшей  школах:  многопредметный,  однопредметный  и  смешанный
   подходы   (модели);  соотношение  обязательного  и  необязательного
   (факультативного) компонентов; школьное и внешкольное  образование;
   дополнительные    виды    экологического   образования;    методики
   преподавания   экологии  и  охраны  окружающей  среды;   разработка
   конкретных  примеров, практических занятий, полевых экскурсий,  тем
   для  самостоятельных  работ  учащихся; соотношение  национальных  и
   интернациональных   ценностей  в  решении  экологических   проблем;
   правозащитный    аспект    экологического    образования;    анализ
   соотносительной роли антропоцентризма и биоцентризма в  современном
   образовании.
       511121    -   Дистанционное   зондирование   и   географические
   информационные системы
       Основы  картографии  и  картографического метода  исследования;
   тематическое      картографирование,     основы      дистанционного
   зондирования;   тематическое  дешифрирование  снимков;   теория   и
   практика  цифровой  обработки  изображений;  основы  геоинформатики
   создания  ГИС;  основы спутникового позиционирования;  компьютерные
   сети;  применение  методов  дистанционного  зондирования,  цифровой
   обработки   снимков   и   ГИС-технологий.  Основы   картографии   и
   картографического      метода      исследования;       тематическое
   картографирование,     основы     дистанционного      зондирования;
   тематическое  дешифрирование снимков; теория  и  практика  цифровой
   обработки  изображений; основы геоинформатики создания ГИС;  основы
   спутникового   позиционирования;  компьютерные   сети;   применение
   методов  дистанционного зондирования, цифровой обработки снимков  и
   ГИС-технологий для использования в экологических исследованиях и  в
   области управления и охраны окружающей среды.
   
      2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения
           программы специализированной подготовки магистра,
                     и условия конкурсного отбора
   
       2.1.   Лица,   желающие  освоить  программу  специализированной
   подготовки   магистра,   должны   иметь   высшее   профессиональное
   образование   определенной   ступени,   подтвержденное   документом
   государственного образца.
       2.2.  Лица, имеющие диплом бакалавра по направлениям  511100  -
   Экология  и природопользование, 510900 - Гидрометеорология,  511100
   -  Экология и природопользование, 511400 - География и картография,
   а  также специалиста по специальностям 013100 - Экология, 013400  -
   Природопользование,  013600  -  Геоэкология,  012500  -  География,
   012600  -  Метеорология, 012700 - Гидрология, 012800 - Океанология,
   зачисляются   на  специализированную  магистерскую  подготовку   на
   конкурсной  основе.  Условия конкурсного отбора определяются  вузом
   на   основе  Государственного  образовательного  стандарта  высшего
   профессионального  образования бакалавра по  направлению  511100  -
   Экология и природопользование.
       2.3.   Лица,   желающие  освоить  программу  специализированной
   подготовки  магистра по данному направлению, но не имеющие  высшего
   профессионального    образования   по   направлениям    подготовки,
   указанным  в  п. 2.2, допускаются к конкурсу для сдачи экзаменов  в
   объеме  подготовки бакалавра по данному направлению. Для выполнения
   данного  требования  Научно-методический  совет  по  экологии   УМО
   университетов разрабатывает программу вступительного экзамена.
   
                    3. Общие требования к основной
             образовательной программе подготовки магистра
         по направлению 511100 - Экология и природопользование
   
       3.1.  Основная  образовательная программа магистра  экологии  и
   природопользования   разрабатывается   на   основании    настоящего
   Государственного  стандарта  и  включает  в  себя   учебный   план,
   программы дисциплин, программы учебных и производственных  (научно-
   исследовательской  и  научно-педагогической)  практик  и  программы
   научно-исследовательской работы.
       3.2.  Требования  к обязательному минимуму содержания  основной
   образовательной  программы  магистра  географии,  к   условиям   ее
   реализации    и   сроки   ее   освоения   определяются    настоящим
   Государственным образовательным стандартом.
       3.3.  Основная  образовательная  программа  магистра  географии
   состоит  из основной образовательной программы подготовки бакалавра
   географии  и  программы специализированной подготовки,  которая,  в
   свою  очередь,  формируется из дисциплин  федерального  компонента,
   дисциплин    национально-регионального   (вузовского)   компонента,
   дисциплин  по  выбору  студента и научно-исследовательской  работы.
   Дисциплина  и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно
   должны  дополнять  дисциплины, указанные в  федеральном  компоненте
   цикла.
       3.4.  Основная  образовательная программа магистра  экологии  и
   природопользования должна иметь следующую структуру:
       в соответствии с программой подготовки бакалавра:
       -  цикл  ГСЭ  -  общие  гуманитарные и  социально-экономические
   дисциплины;
       -   цикл   ЕН   -  общие  математические  и  естественнонаучные
   дисциплины;
       - цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
       - СД - специальные дисциплины;
       - ФТД - факультативные дисциплины;
       - ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
       в соответствии с программой специализированной подготовки:
       -   цикл   ДНМ   -  дисциплины  направления  специализированной
   подготовки;
       - цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
       -  НИРМ  -  научная (научно-исследовательская и  (или)  научно-
   педагогическая) работа магистра;
       - ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
       3.5.     Содержание    регионального    компонента     основной
   образовательной  программы подготовки магистра должно  обеспечивать
   подготовку    выпускника   в   соответствии   с    квалификационной
   характеристикой,     установленной    настоящим     Государственным
   образовательным стандартом.
   
           4. Требования к обязательному минимуму содержания
      основной образовательной программы магистра по направлению
                511100 - Экология и природопользование
   
   -----------T------------------------------------------T----------¬
   ¦  Индекс  ¦   Наименование дисциплин и их основные   ¦  Всего   ¦
   ¦          ¦                 разделы                  ¦  часов   ¦
   +----------+------------------------------------------+----------+
   ¦Требования к обязательному минимуму содержания       ¦Суммарный ¦
   ¦основной образовательной программы подготовки        ¦объем     ¦
   ¦бакалавра по данному направлению определены в        ¦часов     ¦
   ¦Государственном образовательном стандарте высшего    ¦теорети-  ¦
   ¦профессионального образования подготовки бакалавра   ¦ческого   ¦
   ¦по направлению 511100 - Экология и природопользование¦обучения и¦
   ¦                                                     ¦практик   ¦
   ¦                                                     ¦ГОС       ¦
   ¦                                                     ¦бакалавра ¦
   +-----------------------------------------------------+----------+
   ¦Итого часов подготовки бакалавра                     ¦8316      ¦
   +----------T------------------------------------------+----------+
   ¦ДНМ.00    ¦Дисциплины направления                    ¦1392      ¦
   +----------+------------------------------------------+----------+
   ¦          ¦Федеральный компонент                     ¦700       ¦
   +----------+------------------------------------------+----------+
   ¦ДНМ.01    ¦Философские проблемы естествознания       ¦100       ¦
   ¦          ¦Основные идеи современной науки; структура¦          ¦
   ¦          ¦научного знания; особенности методов      ¦          ¦
   ¦          ¦научного познания; закономерности развития¦          ¦
   ¦          ¦науки; наука и общество; проблема         ¦          ¦
   ¦          ¦целостности и единства организации        ¦          ¦
   ¦          ¦геосистем (нуклеарных систем); соотношение¦          ¦
   ¦          ¦глобального, регионального, локального;   ¦          ¦
   ¦          ¦общего, особенного, частного; диалектика  ¦          ¦
   ¦          ¦биосферы и ноосферы; философия восприятия ¦          ¦
   ¦          ¦природы и ландшафта; философия устойчивого¦          ¦
   ¦          ¦развития                                  ¦          ¦
   +----------+------------------------------------------+----------+
   ¦ДНМ.02    ¦Современные проблемы экологии и           ¦100       ¦
   ¦          ¦природопользования                        ¦          ¦
   ¦          ¦Несущая способность биосферы; основные    ¦          ¦
   ¦          ¦законы общей экологии; сохранение         ¦          ¦
   ¦          ¦биоразнообразия; рост численности         ¦          ¦
   ¦          ¦человечества; обеспеченность развития     ¦          ¦
   ¦          ¦человечества ресурсами; стратегии         ¦          ¦
   ¦          ¦ресурсопотребления, в том числе           ¦          ¦
   ¦          ¦энергопотребления; возможные пути решения ¦          ¦
   ¦          ¦продовольственной проблемы; основные      ¦          ¦
   ¦          ¦причины и пути загрязнения окружающей     ¦          ¦
   ¦          ¦среды; способы предотвращения негативных  ¦          ¦
   ¦          ¦эффектов антропогенного воздействия на    ¦          ¦
   ¦          ¦природу и здоровье людей:                 ¦          ¦
   ¦          ¦технологические, экономические,           ¦          ¦
   ¦          ¦законодательные, управленческие,          ¦          ¦
   ¦          ¦образовательные, информационные           ¦          ¦
   +----------+------------------------------------------+----------+
   ¦ДНМ.04    ¦Компьютерные технологии в экологии и      ¦250       ¦
   ¦          ¦природопользовании                        ¦          ¦
   ¦          ¦Сетевые технологии сбора и распространения¦          ¦
   ¦          ¦экологической информации, усвоение данных ¦          ¦
   ¦          ¦в прогностических моделях, пакеты         ¦          ¦
   ¦          ¦обработки и графического представления,   ¦          ¦
   ¦          ¦работа с геоинформационными системами и   ¦          ¦
   ¦          ¦специализированными базами данных,        ¦          ¦
   ¦          ¦создание обучающих программ               ¦          ¦
   +----------+------------------------------------------+----------+
   ¦ДНМ.05    ¦Иностранный язык                          ¦250       ¦
   +----------+------------------------------------------+----------+
   ¦          ¦Региональный (вузовский) компонент        ¦542       ¦
   +----------+------------------------------------------+----------+
   ¦          ¦Дисциплины по выбору студента             ¦150       ¦
   +----------+------------------------------------------+----------+
   ¦СДМ.00    ¦Специальные дисциплины                    ¦900       ¦
   +----------+------------------------------------------+----------+
   ¦СДМ.01    ¦Состав и содержание специальных дисциплин ¦          ¦
   ¦и т.д.    ¦определяются требованиями специализации   ¦          ¦
   ¦          ¦магистра при реализации конкретной        ¦          ¦
   ¦          ¦магистерской программы                    ¦          ¦
   +----------+------------------------------------------+----------+
   ¦ДВМ.00    ¦Дисциплины по выбору студента             ¦300       ¦
   +----------+------------------------------------------+----------+
   ¦НИРМ.00   ¦Научно-исследовательская работа           ¦1964      ¦
   +----------+------------------------------------------+----------+
   ¦НИРМ.01   ¦Научно-исследовательская работа в семестре¦432       ¦
   +----------+------------------------------------------+----------+
   ¦НИРМ.02   ¦Научно-исследовательская практика         ¦432       ¦
   +----------+------------------------------------------+----------+
   ¦НИРМ.03   ¦Научно-педагогическая практика            ¦216       ¦
   +----------+------------------------------------------+----------+
   ¦НИРМ.04   ¦Подготовка магистерской диссертации       ¦884       ¦
   +----------+------------------------------------------+----------+
   ¦Итого часов специализированной подготовки магистра   ¦4256      ¦
   +-----------------------------------------------------+----------+
   ¦Общий объем часов подготовки магистра                ¦12572     ¦
   L-----------------------------------------------------+-----------
   
               5. Срок освоения основной образовательной
             программы подготовки магистра по направлению
                511100 - Экология и природопользование
   
       5.1.   Срок   освоения   основной   образовательной   программы
   подготовки  магистра  при  очной  форме  обучения  составляет   312
   недель, в том числе:
       образовательная программа бакалавра               - 208 недель
       специализированная программа подготовки
       магистра                                          - 104 недели
       из них:
       теоретическое обучение и экзаменационные сессии   - 52 недели
       научно-исследовательская работа в семестре,
       научно-исследовательская и научно-педагогическая
       практика                                          - 20 недель
       подготовка магистерской диссертации               - 18 недель
       итоговая государственная аттестация и защита
       выпускной квалификационной работы                 - 2 недели
       каникулы (включая 4 недели последипломного
       отпуска)                                          - 12 недель.
       5.2.   Сроки   освоения   основной  образовательной   программы
   подготовки  магистра экологии и природопользования по  очно-заочной
   (вечерней)  и  заочной формам обучения, а также в случае  сочетания
   различных  форм обучения увеличиваются на полтора года относительно
   нормативного    срока,    установленного    п.    1.2    настоящего
   Государственного  образовательного  стандарта,  в  том   числе   по
   программе бакалавра - на один год.
       5.3.    Максимальный    объем   учебной    нагрузки    студента
   устанавливается 54 часов в неделю, включая все виды его  аудиторной
   и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
       5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
   в   виду  сокращенного  срока  теоретического  обучения  и  большой
   длительности  практик  не  должен превышать  в  среднем  за  период
   теоретического   обучения   32   часов   в   неделю,   за    период
   специализированной  подготовки магистра - 14 часов  в  неделю.  При
   этом  в  указанный  объем не входят полевые практики,  обязательные
   практические   занятия  по  физической  культуре   и   занятия   по
   факультативным дисциплинам.
       5.5.   При   очно-заочной  (вечерней)  форме   обучения   объем
   аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
       5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
   возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов  в
   год.
       5.7.  Общий  объем каникулярного времени в учебном году  должен
   составлять  6 - 10 недель, в том числе не менее 2 недель  в  зимний
   период.
   
           6. Требования к разработке и условиям реализации
        основной образовательной программы подготовки магистра
         по направлению 511100 - Экология и природопользование
   
       6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
   магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
       6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает  и
   утверждает основную образовательную программу подготовки  магистра,
   реализуемую  вузом на основе настоящего образовательного  стандарта
   магистра.
       Дисциплины   по  выбору  студента  являются  обязательными,   а
   факультативные   дисциплины,   предусматриваемые   учебным   планом
   высшего  учебного заведения, не являются обязательными для изучения
   студентом.
       Курсовые  работы  (проекты)  рассматриваются  как  вид  учебной
   работы  по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых  на
   ее изучение.
       По всем дисциплинам, включенным в учебный план высшего учебного
   заведения,  должна  выставляться итоговая оценка (отлично,  хорошо,
   удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
       В  период  действия  данного  документа  перечень  магистерских
   программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
       Требования    к   научно-исследовательской   части    программы
   предусматривают:
       - умение формулировать цели и задачи исследования;
       - опыт составления плана исследования;
       -  опыт  библиографической  работы с  привлечением  современных
   информационных технологий;
       -    умение    выбрать    необходимые   методы    исследования,
   модифицировать  существующие и разработать новые методы  исходя  из
   задач конкретного исследования;
       - опыт обработки полученных результатов, анализа и осмысливания
   их с учетом данных, имеющихся в научной литературе;
       -  умение представлять итоги проделанной работы в виде отчетов,
   рефератов,   статей,  оформленных  в  соответствии   с   имеющимися
   требованиями,  с привлечением современных средств редактирования  и
   печати;
       -  проведение исследований на основе использования  современных
   источников  картографической информации, использования компьютерных
   сетей INTERNET.
       6.1.2.  При разработке своей основной образовательной программы
   высшее учебное заведение имеет право:
       -   изменять  объем  часов,  отводимых  на  освоение   учебного
   материала для циклов дисциплин, - в пределах 10%;
       -  предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий
   физической культурой в объеме 2 - 4 часа в неделю;
       -  осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов
   по  программам,  составленным  на основе  результатов  исследований
   научных  школ  вуза,  учитывающих региональную  и  профессиональную
   специфику,    при   условии   реализации   содержания    дисциплин,
   определяемых настоящим документом.
       6.2.  Требования к условиям реализации основной образовательной
   программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
       Обучение   в  магистратуре  осуществляется  в  соответствии   с
   индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным  с
   участием  научного руководителя магистранта и научного руководителя
   магистерской    программы    с   учетом   пожеланий    магистранта.
   Индивидуальный   учебный  план  магистранта  утверждается   деканом
   факультета.
       6.3. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
       Реализация основной образовательной программы магистра экологии
   и    природопользования   должна   обеспечиваться   педагогическими
   кадрами,  имеющими  высшее  образование,  соответствующее   профилю
   преподаваемой  дисциплины; из них 2/3 должны иметь степень  доктора
   или  кандидата наук, иметь опыт практической работы,  знать  основы
   компьютерных   технологий,   систематически   заниматься    научно-
   исследовательской   и   научно-методической  деятельностью,   иметь
   монографии,   учебники,   учебные   пособия   или   публикации    в
   рецензируемых  журналах. Обучение должно проводиться  на  кафедрах,
   возглавляемых доктором наук или профессором.
       6.4.  Требования  к  учебно-методическому обеспечению  учебного
   процесса:
       -  все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-
   методической документацией по всем видам учебных занятий;
       -  вуз  предоставляет  обучающемуся в магистратуре  возможность
   пользоваться  научными  журналами,  издающимися  в  России;  в  том
   числе:  Известия  Российской Академии наук, серия географическая  и
   биологическая; Известия Русского географического общества;  Вестник
   Московского  университета,  серии  география,  геология,  биология;
   География   и   природные  ресурсы;  Вестник   Санкт-Петербургского
   университета, серии геология и география;
       - вуз обеспечивает возможность пользоваться учебно-методической
   литературой  в  размере  0,5  экземпляра  на  одного  обучающегося:
   новейшей  учебно-методической  и  монографической  литературой   по
   теории   и   методологии  науки,  основным  направлениям   развития
   географической   науки,  геоинформационных  технологий,   а   также
   широким    перечнем   географических   и   смежных   с   географией
   (биологических, геологических, экологических, экономических и  др.)
   журналов, периодических изданий, в том числе зарубежных;
       -  вуз  обеспечивает возможность доступа обучающихся к: наборам
   общегеографических карт, включая карты топографические;  комплектам
   тематических карт по основным направлениям географической  науки  и
   др.   наук  о  Земле;  комплексным  научно-справочным,  учебным   и
   популярным   атласам  России,  ее  регионов  и   мира;   материалам
   аэрокосмического   зондирования   (снимки,   фотокарты   и    др.);
   программному  обеспечению для геоинформационного  картографирования
   и  обработки изображений (стандартные программные пакеты); к фондам
   научных библиотек.
       6.5. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
   процесса.
       Высшее  учебное заведение, реализующее основную образовательную
   программу   специалиста,  должно  быть  обеспечено  для  проведения
   учебного  процесса современной инструментальной и приборной  базой,
   компьютерной  аппаратурой и лицензионным программным  обеспечением,
   включая:
       -  материально-техническую базу, обеспечивающую проведение всех
   видов   аудиторной,  лабораторной,  практической,   экспедиционной,
   дисциплинарной, междисциплинарной, научно-исследовательской  работы
   студентов,    предусмотренных   примерным    учебным    планом    и
   соответствующих действующим санитарно-техническим нормам;
       - Интернет-серверы;
       - множительную технику;
       - стационарные и полевые геохимические лаборатории;
       - лабораторную базу;
       -  компьютерные  классы,  оснащенные  соответствующей  техникой
   (компьютеры,  цифрователи, сканеры, печатающие устройства  и  др.),
   обеспечивающие геоинформационное картографирование.
       6.6. Требования к организации практик.
       Практики  должны  проводиться  в  научных,  проектных,  научно-
   производственных, производственных учреждениях и в  высших  учебных
   заведениях,  в составе которых работают профессиональные  географы.
   Материально-техническое    обеспечение    должно    соответствовать
   современному уровню.
       Практики магистров должны соответствовать основным направлениям
   научных исследований. Они могут включать:
       -  преподавательскую деятельность в высших, средних  и  средних
   специальных  учебных  заведениях  географического,  экономического,
   регионального (любого уровня), экологического профиля и  смежных  с
   ними;
       -   научно-исследовательскую  работу  в  экспедициях,   полевых
   стационарах академических институтов, высших учебных заведений;
       -  научно-производственную работу в организациях и учреждениях,
   занятых     комплексной     оценкой     территории,     разработкой
   территориальных  планов развития регионов и  принятием  решений  по
   развитию  и  размещению  производительных  сил,  решением   проблем
   политического, экономического и социального плана и др.;
       -   работу  в  административно-управленческих  и  хозяйственных
   структурах всех уровней;
       -  научно-исследовательскую и производственную  деятельность  в
   учреждениях широкого экономического и экологического профиля;
       -   работу   в  международных  организациях  экономического   и
   экологического профиля.
       Научно-методический  совет  по  географии   УМО   университетов
   рекомендует  вузу  обеспечить  на  факультативной  основе  освоение
   дополнительной квалификации педагогического профиля в  соответствии
   с  утвержденной государственными требованиями к минимуму содержания
   и  уровню профессиональной подготовки выпускников вузов для ведения
   педагогической деятельности.
   
              7. Требования к уровню подготовки магистра
         по направлению 511100 - Экология и природопользование
   
       7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.
       7.1.1.   Общие   требования   к  уровню   подготовки   магистра
   определяются содержанием аналогичного раздела требований  к  уровню
   подготовки     бакалавра     и     требованиями,     обусловленными
   специализированной  подготовкой.  Требования  к  уровню  подготовки
   бакалавра   изложены  в  п.  7  Государственного   образовательного
   стандарта   высшего  профессионального  образования  бакалавра   по
   направлению 511100 - Экология и природопользование.
       7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой
   магистра, включают:
       -  владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и
   научно-педагогической деятельности на базе широкого  образования  в
   соответствующем направлении;
       -  умение  формулировать и решать задачи,  возникающие  в  ходе
   научно-исследовательской  и педагогической  деятельности,  на  базе
   углубленных профессиональных знаний;
       -   владение   необходимыми   методами   исследований;   умение
   модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя  из
   задач конкретного исследования;
       -  опыт  обработки полученных результатов, анализа и осмысления
   их с учетом имеющихся литературных данных;
       -  опыт  библиографической  работы с  привлечением  современных
   информационных технологий;
       -  опыт представления итогов проделанной работы в виде отчетов,
   рефератов,   статей,  оформленных  в  соответствии   с   имеющимися
   требованиями,  с привлечением современных средств редактирования  и
   печати;
       -   умение   анализировать   пространственно-временные   связи,
   характерные для геосфер Земли;
       -   знание   истории   становления   и   развития   философско-
   методологических основ экологии и природопользования;
       -  понимание основных проблем и современных тенденций  развития
   экологической  науки и производств; знание истории возникновения  и
   развития   экологии  и  природопользования;  основных   понятий   и
   категорий;  системы  экологических  наук;  истории  идей   и   роли
   выдающихся ученых в развитии экологии и природопользования;  умение
   оценить  вклад российских ученых в формирование общемировой системы
   наук об окружающей среде;
       -  представления о строении геосфер Земли и их составляющих; их
   взаимодействии    и    эволюции,   о   факторах    пространственной
   дифференциации экосистем, об общих законах круговоротов вещества  и
   потоков  энергии,  знание  закона  о  периодической  географической
   зональности,  понимание  структуры и  динамики  геосфер  Земли,  их
   единство;
       -   знания   основных  принципов,  законов  и   закономерностей
   пространственно-временной  организации   геосистем   локального   и
   регионального  уровней,  их  основных  типологий  и  классификаций,
   закономерностей развития природно-антропогенных геосистем;
       -  знание  принципов  и  методов  комплексного,  отраслевого  и
   прикладного    экологического   исследования;   умение    создавать
   таксономические    системы   районирования   и   осуществлять    их
   картографирование;
       - знание учения об ареалах, проблемы систематики, классификации
   и  районирования  экосистем, умение создавать  системы  прикладного
   районирования;
       -  владение  общенаучными  методами  исследований  и  творчески
   применять  их  при  проведении  экологических  изысканий;   владеть
   методами   полевых  (экспедиционных,  стационарных)  и  камеральных
   работ;
       - владение навыками организации полевых исследований.
       7.1.3. Специальные требования. Требования к подготовке магистра
   по   научно-исследовательской  части  программы  специализированной
   подготовки    определяются   вузом.   УМО    может    дополнительно
   рекомендовать  требования,  обеспечивающие  возможность  выпускника
   выполнять    определенные   виды   профессиональной   деятельности,
   отражающие содержание специализированной подготовки.
       7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.
       7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра экологии  и
   природопользования   включает  защиту  выпускной   квалификационной
   работы и государственный экзамен.
       Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения
   практической и теоретической подготовленности магистра  экологии  и
   природопользования    к    выполнению    профессиональных    задач,
   установленных     настоящим     Государственным     образовательным
   стандартом,   и   продолжению   образования   в   аспирантуре    по
   географическим   специальностям   в   соответствии   с    п.    1.4
   вышеупомянутого стандарта.
       По   желанию   студентов  вуз  может  проводить  дополнительные
   государственные экзамены по дисциплинам, которые входят в  перечень
   приемных   экзаменов   в  аспирантуру  по  научным   специальностям
   25.00.36   -   Геоэкология,  а  также  по  научным  специальностям,
   родственным данному направлению: 25.00.23 - Физическая география  и
   биогеография,  география  почв  и геохимия  ландшафта,  25.00.24  -
   Экономическая,  социальная  и политическая  география,  25.00.25  -
   Геоморфология   и   эволюционная  география,   и   другим   смежным
   специальностям.
       Оценки,   полученные   студентами   на   всех   государственных
   экзаменах,    могут   быть   засчитаны   в   качестве   результатов
   вступительных  экзаменов  в аспирантуру  по  перечисленным  научным
   специальностям.
       Аттестационные   испытания,   входящие   в   состав    итоговой
   государственной    аттестации    выпускника,    должны    полностью
   соответствовать   основной   образовательной   программе    высшего
   профессионального   образования,  которую  он   освоил   за   время
   обучения.
       7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра.
       Магистерская  диссертация  должна  быть  представлена  в  форме
   рукописи.
       Требования   к  содержанию,  объему  и  структуре  магистерской
   диссертации  определяются высшим учебным  заведением  на  основании
   Положения   об  итоговой  государственной  аттестации   выпускников
   высших  учебных  заведений, утвержденного  Минобразованием  России,
   Государственного  образовательного стандарта по направлению  511100
   - Экология и природопользование и методических рекомендаций Научно-
   методического   совета   по  экологии  УМО  университетов.   Время,
   отводимое  на  подготовку магистерской диссертации,  составляет  не
   менее двадцати недель.
       7.2.3. Требования к государственному экзамену магистра экологии
   и природопользования.
       Порядок  проведения  и программа государственного  экзамена  по
   направлению  511100  -  Экология и природопользование  определяются
   вузом  на  основании  методических рекомендаций  и  соответствующей
   примерной  программы, разработанных Научно-методическим советом  по
   экологии  УМО  университетов, Положения об итоговой государственной
   аттестации  выпускников  высших  учебных  заведений,  утвержденного
   Минобразованием   России,   и   Государственного   образовательного
   стандарта по направлению 511100 - Экология и природопользование.
       Уровень  требований, предъявляемый на государственных экзаменах
   в    магистратуре,   должен   соответствовать   уровню   требований
   вступительных  экзаменов в аспирантуру или  кандидатских  экзаменов
   по  непрофилирующим дисциплинам для научных специальностей 25.00.36
   -  Геоэкология,  а  также  по  научным специальностям,  родственным
   данному   направлению:   25.00.23   -   Физическая   география    и
   биогеография,  география  почв  и геохимия  ландшафта,  25.00.24  -
   Экономическая,  социальная  и политическая  география,  25.00.25  -
   Геоморфология   и   эволюционная  география,   и   другим   смежным
   специальностям.
   
       Составители:
       Научно-методический   совет  по  экологии  Учебно-методического
   объединения университетов России.
       Государственный      образовательный      стандарт      высшего
   профессионального образования по направлению 511100  -  Экология  и
   природопользование   одобрен   на  заседании   Научно-методического
   совета  по  экологии Учебно-методического объединения университетов
   17 ноября 1999 г., протокол N 4-эко.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
Разное