Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 18.12.2003 N 475-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА АБУЧЕВА ПАВЛА СЕРГЕЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ПУНКТА 14 СТАТЬИ 15 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


               КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                     от 18 декабря 2003 г. N 475-О
                                   
                  ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
              ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА АБУЧЕВА ПАВЛА СЕРГЕЕВИЧА
           НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ
                ПУНКТА 14 СТАТЬИ 15 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
                      "О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
   
       Конституционный Суд Российской Федерации в составе  заместителя
   Председателя  В.Г.  Стрекозова, судей М.В. Баглая,  Г.А.  Гаджиева,
   Ю.М.  Данилова,  Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М.  Казанцева,  А.Л.
   Кононова,  Л.О.  Красавчиковой,  Ю.Д.  Рудкина,  А.Я.  Сливы,  Б.С.
   Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
       рассмотрев  по  требованию гражданина  П.С.  Абучева  вопрос  о
   возможности   принятия  его  жалобы  к  рассмотрению  в   заседании
   Конституционного Суда Российской Федерации,
   
                              установил:
   
       1.  В  своей жалобе в Конституционный Суд Российской  Федерации
   гражданин  П.С.  Абучев  оспаривает  конституционность  пункта   14
   статьи  15  Федерального  закона от 27 мая  1998  года  "О  статусе
   военнослужащих",  согласно которому военнослужащие,  имеющие  общую
   продолжительность военной службы 10 лет и более, при  увольнении  с
   военной  службы  по достижении ими предельного возраста  пребывания
   на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-
   штатными  мероприятиями  и  члены  их  семей  при  перемене   места
   жительства  не позднее чем в трехмесячный срок со дня  прибытия  на
   избранное   место   жительства  обеспечиваются  органами   местного
   самоуправления жилыми помещениями по установленным  нормам,  в  том
   числе   за   счет   государственных   жилищных   сертификатов    на
   приобретение  и строительство жилья, обеспечиваемых  средствами  из
   федерального    бюджета,    а    также   внебюджетных    источников
   финансирования.  Право  на  обеспечение жилой  площадью  на  данных
   условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы  о
   сдаче  жилых  помещений Министерству обороны  Российской  Федерации
   (иному   федеральному  органу  исполнительной  власти,  в   котором
   федеральным  законом  предусмотрена  военная  служба)  и  снятии  с
   регистрационного учета по прежнему месту жительства  представляются
   указанными  гражданами и совместно проживающими с ними  членами  их
   семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
       Как  следует  из  жалобы и приложенных к ней  материалов,  отец
   заявителя С. У-Г. Абучев проходил военную службу в Республике  Коми
   и  проживал  вместе со своей семьей из пяти человек,  в  том  числе
   заявителем,  в  городе Печора. При увольнении с  военной  службы  в
   связи с проведением организационно-штатных мероприятий он избрал  в
   качестве   постоянного  места  жительства  Ярославскую  область   и
   реализовал  предоставленное ему статьей 15 Федерального  закона  "О
   статусе   военнослужащих"   право  на  обеспечение   жильем   путем
   получения  государственного  жилищного  сертификата,  приобретя   в
   общую  долевую  собственность всех членов семьи квартиру  в  городе
   Ярославле,  которую  впоследствии продал и  продолжал  проживать  в
   прежней квартире в городе Печора.
       Поскольку  С.У-Г.  Абучев, П.С. Абучев и его несовершеннолетний
   брат   отказались  освободить  занимаемую  ими  квартиру  в  городе
   Печора, военный прокурор Воркутинского гарнизона обратился в суд  с
   иском  о  выселении  их  из указанного жилого  помещения.  Решением
   Печорского  городского  суда от 6 декабря  2002  года,  оставленным
   Верховным  Судом Республики Коми без изменения, иск  прокурора  был
   удовлетворен.
       По  мнению заявителя, пункт 14 статьи 15 Федерального закона "О
   статусе      военнослужащих"     допускает     такое     толкование
   правоприменительными  органами содержащихся  в  нем  норм,  которое
   позволяет  выселять из жилых помещений членов семей военнослужащих,
   в  том  числе  несовершеннолетних, не  изъявлявших  желание  менять
   место  жительства, а потому противоречит статьям 4  (часть  2),  17
   (часть 1), 18, 27 (часть 1), 35 (части 2 и 3), 38 (части 1 и  2)  и
   40 Конституции Российской Федерации.
       Секретариат   Конституционного  Суда  Российской  Федерации   в
   порядке   части  второй  статьи  40  Федерального  конституционного
   закона   "О   Конституционном  Суде  Российской  Федерации"   ранее
   уведомлял  П.С.  Абучева  о том, что его  жалоба  не  соответствует
   требованиям названного Закона.
       2.    Конституционный   Суд   Российской   Федерации,    изучив
   представленные материалы, не находит оснований для принятия  данной
   жалобы к рассмотрению.
       По   смыслу  статьи  59  Конституции  Российской  Федерации  во
   взаимосвязи  с  ее  статьями 32 (часть  4)  и  37  военная  служба,
   посредством  которой  военнослужащие  реализуют  право   на   труд,
   представляет  собой особый вид федеральной государственной  службы,
   непосредственно   связанный  с  защитой   Отечества,   обеспечением
   обороны   и  безопасности  государства.  Это  обусловливает   право
   законодателя  устанавливать определенные гарантии,  соответствующие
   статусу военнослужащего.
       Во  исполнение указанных конституционных положений  Федеральным
   законом   "О  статусе  военнослужащих"  определен  особый   порядок
   реализации   военнослужащими  права  на   жилище,   в   том   числе
   определяющий  специальные условия для реализации этого  права  теми
   из них, кто ко времени увольнения с военной службы не был по каким-
   либо  причинам  обеспечен  жилым  помещением  или  изъявил  желание
   переехать   в  другую  местность.  При  этом  в  целях  недопущения
   нарушения  жилищных  прав  указанных  граждан  оспариваемой  нормой
   устанавливается,   что   документы   о   сдаче   жилого   помещения
   Министерству   обороны  Российской  Федерации  (иному  федеральному
   органу   исполнительной  власти,  в  котором  федеральным   законом
   предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета  по
   прежнему  месту  жительства ими представляются лишь  при  получении
   жилой площади по избранному месту жительства.
       Таким  образом,  содержание статьи 15  Федерального  закона  "О
   статусе  военнослужащих",  в том числе в  части,  предусматривающей
   сдачу  указанными  гражданами  документов  об  освобождении  жилого
   помещения  и  снятии  с регистрационного учета  по  прежнему  месту
   жительства,   по   своему  содержанию  направлено  на   обеспечение
   реализации  военнослужащими и лицами, уволенными с военной  службы,
   права  на  жилище, т.е. на защиту их социального  положения,  и  не
   может  рассматриваться  как  нарушающее  конституционные  права  на
   свободу  передвижения, выбор места пребывания и жительства и  право
   на жилище.
       Как   следует  из  жалобы,  П.С.  Абучев  подвергает   сомнению
   правомерность решения о выдаче его отцу государственного  жилищного
   сертификата  для  приобретения  или  строительства  жилья  без  его
   письменного  согласия, а также законность и обоснованность  решения
   суда о выселении его, его отца и брата из квартиры, занимаемой  ими
   в  городе  Печора. Однако разрешение указанных вопросов  связано  с
   установлением  и  проверкой фактических  обстоятельств  дела  и  не
   входит  в  компетенцию Конституционного Суда Российской  Федерации,
   определенную  статьей  125  Конституции  Российской   Федерации   и
   статьей  3  Федерального конституционного закона "О Конституционном
   Суде  Российской  Федерации", а является прерогативой  судов  общей
   юрисдикции.
       Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40,
   пунктами  1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи  79  и
   статьями   96   и  97  Федерального  конституционного   закона   "О
   Конституционном  Суде  Российской Федерации",  Конституционный  Суд
   Российской Федерации
   
                              определил:
   
       1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Абучева
   Павла   Сергеевича,   поскольку   она   не   отвечает   требованиям
   Федерального   конституционного  закона  "О  Конституционном   Суде
   Российской  Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается
   допустимой,  а  также  поскольку  разрешение  поставленного  в  ней
   вопроса      Конституционному     Суду     Российской     Федерации
   неподведомственно.
       2.  Определение Конституционного Суда Российской  Федерации  по
   данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
   
                                              Заместитель Председателя
                                                 Конституционного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                         В.Г.СТРЕКОЗОВ
   
                                                       Судья-секретарь
                                                 Конституционного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                           Ю.М.ДАНИЛОВ
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
Разное