ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2003 г. N 645/40
О КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛА В МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ ДО 2010 ГОДА
В соответствии с распоряжением Губернатора Московской области
от 05.03.2003 N 177-РГ "О создании рабочей группы" и в целях
развития социальной сферы села в Московской области Правительство
Московской области постановляет:
Одобрить прилагаемую Концепцию социального развития села в
Московской области до 2010 года.
И.о. Губернатора Московской области
А.Б. Пантелеев
Приложение
к постановлению Правительства
Московской области
от 10 ноября 2003 г. N 645/40
КОНЦЕПЦИЯ
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ДО 2010 ГОДА
1. Общие положения
Концепция социального развития села в Московской области (далее
- Концепция) разработана в соответствии с Законом Московской
области "О Концепции, прогнозах и государственных программах
социально-экономического развития Московской области" и с учетом
основных положений Концепции социально-экономического развития
Московской области на 1997-2005 годы.
Целью настоящей Концепции является определение основных
направлений социально-экономического развития сельских поселений,
расположенных в Московской области (далее - сельские поселения), а
именно: создание правовых, институциональных, организационных
условий для значительного улучшения уровня жизни населения,
проживающего в сельской местности Московской области, развития
социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения
Географической особенностью Московской области является то, что
она граничит с одним из крупнейших мегаполисов Российской
Федерации - городом Москвой, в связи с чем сельскохозяйственные
товаропроизводители, осуществляющие свою деятельность в Московской
области (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители), имеют
огромный рынок сбыта производимой ими продукции.
За последние годы в Московской области удалось остановить
падение производства сельскохозяйственной продукции. Более того,
за период с 1999 по 2001 год отмечается рост производства
указанной продукции по основным показателям.
По итогам первого полугодия 2003 года производство скота и
птицы достигло 77,6 тыс. тонн (в убойном весе), что составляет 115
процентов по отношению к тому же периоду 2002 года. Производство
молока достигло 537,3 тыс. тонн, что соответственно составляет 103
процента к уровню 2002 года. По объемам производства молока
Московская область занимает первое место, а по производству мяса -
третье место среди субъектов Российской Федерации, входящих в
состав Центрального федерального округа.
Для обеспечения роста производства конкурентоспособной,
высококачественной и разнообразной сельскохозяйственной продукции
в современных условиях необходимо обеспечить не только механизацию
и модернизацию указанного производства, но также необходимо
наличие высококвалифицированных работников.
Привлечение для работы в сфере сельского хозяйства необходимых
специалистов возможно лишь при обеспечении должного уровня оплаты
их труда и развития социально-бытовой инфраструктуры сельских
поселений.
В настоящее время средняя заработная плата работников сельского
хозяйства в Московской области составляет 4865 руб. и выросла по
сравнению с тем же периодом 2002 года на 30,4 процента.
Однако вследствие общего ухудшения финансового положения
отраслей сельскохозяйственного производства недостаточное внимание
уделяется развитию социально-бытовой и инженерной инфраструктуры
сельских поселений. В результате во многих сельских поселениях
сокращается количество образовательных учреждений,
физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, учреждений
здравоохранения и культуры. Быстро ухудшается демографическая
ситуация.
Для решения указанных задач необходимо разделить сельские
поселения на несколько категорий, различающихся по количеству
постоянно проживающего в них населения.
Из 6230 сельских поселений, в которых проживает 1371,5 тыс.
человек, в 350 сельских поселениях отсутствует постоянно
проживающее население, в 1551 - постоянно проживают до 10 человек;
в 2046 - постоянно проживают от 11 до 50 человек, в 708 -
постоянно проживают от 51 до 100 человек, в 1575 - постоянно
проживают более 100 человек.
Указанная дифференциация позволит наиболее эффективно
определить, какое количество и какие объекты социальной сферы
необходимы для соответствующих сельских поселений.
3. Основные направления социального развития села
в Московской области
Здравоохранение
Для обеспечения сельского населения услугами учреждений
здравоохранения необходимо:
- совершенствование материально-технической базы
лечебно-профилактических учреждений здравоохранения;
- совершенствование организации первичной медико-санитарной
помощи сельскому населению на основе внедрения принципов общей
врачебной практики;
- укомплектование учреждений здравоохранения специалистами
общей врачебной практики, патронажной службы;
- совершенствование консультативной, диагностической и лечебной
помощи на основе создания выездных (мобильных) формирований,
центров, отделений общей врачебной практики;
- развитие профилактической направленности системы сельского
здравоохранения путем реализации областных целевых программ.
Образование и культура
В сельских поселениях на территории Московской области работают
около 1800 библиотек и учреждений культуры клубного типа, 17
музеев, более 80 детских школ искусств и музыкальных школ, более
300 киноустановок.
В целях формирования единого культурного пространства в
Московской области должен быть обеспечен приоритет развития
различных направлений в сферах образования и культуры в сельской
местности, для чего необходимо:
1. Обеспечение реализации конституционного права каждого
гражданина на участие в культурной жизни и пользование
учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, а также
реализации принципа общедоступности образования, а именно:
- укрепление материально-технической базы учреждений
образования и культуры;
- создание новых моделей сельских культурных комплексов;
- сохранение и развитие сети образовательных учреждений в
сельских поселениях, в том числе учреждений дополнительного
образования в сфере культуры;
- разработка мероприятий по материальному стимулированию
работников образования и культуры;
- создание условий для привлечения внебюджетных финансовых
ресурсов в сфере культуры и образования, в том числе развитие
меценатства и спонсорства.
2. Сохранение и развитие культурного и исторического наследия,
традиций народной культуры, а именно:
- внедрение современных технологий в учреждениях культуры и
образования;
- внедрение и модернизация технических систем безопасности в
муниципальных музеях;
- развитие традиционных форм самодеятельного художественного и
научно-технического творчества, народных промыслов, ремесел.
3. Дальнейшее приобщение сельского населения к ценностям
российской и зарубежной культуры, лучшим образцам классического и
зарубежного искусства, а именно:
- расширение и совершенствование театрального и концертного
обслуживания сельского населения;
- развитие кинообслуживания;
- выявление художественно одаренных детей и молодежи,
обеспечение условий для их образования и творческого развития;
- поддержка учебно-показательных мероприятий в сфере
самодеятельного творчества и системе дополнительного образования
(конкурсов, фестивалей, выставок).
4. Создание гибких форм дошкольного, дополнительного,
начального, профессионального образования в сельской местности.
Физическая культура и спорт
В сельских поселениях, расположенных на территории бывших
центральных усадеб, где в настоящее время постоянно проживают от
500 человек, целесообразно построить физкультурно-оздоровительные
комплексы. В сельских поселениях, где проживают от 300 до 500
человек, предполагается строительство спортивного ядра (футбольное
поле, волейбольная, баскетбольная площадки). Кроме того,
необходимо возобновить деятельность уже имеющихся спортивных
залов, в том числе в общеобразовательных школах, находящихся в
сельских поселениях.
Социальная защита
В сельских поселениях, где проживают до 300 человек, население
должно обслуживаться "приходящими" социальными работниками.
Целесообразно рассмотреть вопрос об открытии домов-интернатов
малой вместимости с обеспечением их техническими средствами
реабилитации и оборудованием в целях создания для пожилых граждан
необходимых условий, в том числе оборудованием соответствующих
помещений пандусами, противоскользящими покрытиями, поручнями,
перилами и другими специальными приспособлениями.
Необходимы организация и внедрение новых форм социального
обслуживания населения, проживающего в сельской местности
(мобильных (передвижных) центров социального обслуживания,
отделений дневного и временного проживания).
Строительный комплекс
Необходимо формирование финансовых, организационных и правовых
механизмов приобретения и строительства жилья в сельских
поселениях, включая механизмы ипотечного кредитования.
Создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных
финансовых средств в жилищное строительство в сельской местности.
Повышение уровня газификации сетевым газом сельских поселений в
Московской области.
Внедрение экономичных энергосберегающих технологий
строительства и эксплуатации газовых сетей.
Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности.
Коммунальное хозяйство
Обеспечение бесперебойного снабжения электроэнергией сельского
населения и других потребителей, расположенных в сельской
местности, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
Предполагается осуществление комплекса мероприятий, необходимых
для:
- постепенного перевода сельских поселений на централизованное
водоснабжение и централизованный сброс сточных вод;
- улучшения качества питьевой воды и обеспечения ее
бесперебойного поступления;
- развития электрических сетей в сельской местности;
- строительства и реконструкции систем водоснабжения.
|