Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
02.08.2016
USD
65.96
EUR
73.65
CNY
9.93
JPY
0.64
GBP
87.29
TRY
22.17
PLN
16.92
 

[РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N ГКПИ2002-129 ОТ 18.03.2002] В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ПРАВИЛ РЫБОЛОВСТВА В ВОДОЕМАХ ВОЛЖСКО КАМСКОГО БАССЕЙНА, УТВЕРЖДЕННЫХ ПРИКАЗОМ ГОСКОМИТЕТА РФ ПО РЫБОЛОВСТВУ И ГОСКОМИТЕТА РФ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ 18.05.2000 N 153/381, ОТКАЗАНО, ТАК КАК ОСПАРИВАЕМЫЕ ПРАВИЛА УТВЕРЖДЕНЫ КОМПЕТЕНТНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, СООТВЕТСТВУЮТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
                  от 18 марта 2002 г. N ГКПИ2002-129
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего - судьи
       Верховного Суда РФ                           Романенкова Н.С.,
       при секретаре                                Терентьевой С.В.,
       с участием прокурора                            Любимовой И.Б.
   
       рассмотрел  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению    Алдущинкова    Бориса    Дмитриевича    о   признании
   недействительными  Правил  рыболовства в водоемах Волжско-Камского
   бассейна,    утвержденных   Приказом   Государственного   комитета
   Российской  Федерации  по  рыболовству и Государственного комитета
   Российской  Федерации по охране окружающей среды от 18 мая 2000 г.
   N 153/381,
   
                              установил:
   
       Алдущинков Б.Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации
   с  заявлением  о признании  недействительными Правил рыболовства в
   водоемах   Волжско-Камского   бассейна,    утвержденных   Приказом
   Госкомрыболовства России и Госкомэкологии России от 18 мая 2000 г.
   N 153/381,  ссылаясь на то,  что оспариваемый нормативный правовой
   акт    издан   с  превышением   полномочий   федеральных   органов
   исполнительной     власти,     не    соответствует    действующему
   законодательству  и нарушает его права на благоприятную окружающую
   среду.
       В  судебном  заседании  Верховного  Суда  РФ  Алдущинков  Б.Д.
   поддержал   заявленные  требования  и пояснил,   что  в результате
   применения  Правил  он  не  в состоянии  ловить  рыбу и заниматься
   активным отдыхом.
       Представители  заинтересованных  лиц  Госкомрыболовства России
   Изюмова Е.А., Маньков В.Б., Минюста России Жданова Т.Н.  возражали
   против  удовлетворения заявленных требований и пояснили суду,  что
   Правила  рыболовства в водоемах Волжско-Камского бассейна изданы в
   пределах   полномочий   государственных   органов,   соответствуют
   действующему  законодательству  и не  нарушают  прав  и охраняемых
   законом интересов граждан.
       Оспариваемые  Правила зарегистрированы Минюстом России 30 июня
   2000 г., регистрационный N 2296.
       Министерство  природных  ресурсов  Российской  Федерации о дне
   слушания дела извещено,  просило суд рассмотреть дело в отсутствие
   его представителя.
       Выслушав объяснения заявителя Алдущинкова Б.Д., представителей
   заинтересованных   лиц  Госкомрыболовства  России  Изюмовой  Е.А.,
   Манькова В.Б.,  Минюста России Ждановой Т.И., исследовав материалы
   дела  и заслушав  заключение  прокурора Генеральной прокуратуры РФ
   Любимовой И.Б., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению,
   Верховный  Суд  Российской  Федерации  не  находит  оснований  для
   удовлетворения заявленных требований.
       Согласно  ст.  13  ГК  РФ в случаях,  предусмотренных законом,
   нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам
   и  нарушающий  гражданские  права  и охраняемые  законом  интересы
   гражданина  или  юридического  лица,   может  быть  признан  судом
   недействительным.
       Приказом  Государственного  комитета  Российской  Федерации по
   рыболовству  и Государственного  комитета  Российской Федерации по
   охране  окружающей  среды от 18  мая 2000 г.  N 153/381 утверждены
   Правила рыболовства в водоемах Волжско-Камского бассейна.
       Настоящие  Правила  регулируют  вопросы,  связанные с охраной,
   воспроизводством     и    рациональным    использованием    водных
   биологических ресурсов и экологическим состоянием водных объектов,
   являющихся    рыбохозяйственными   водоемами,    и   их   действие
   распространяется  на организации всех форм собственности,  а также
   на  физических лиц,  которые по роду своей деятельности занимаются
   использованием  водных  биологических ресурсов,  включая их добычу
   (вылов), обработку и реализацию.
       В соответствии со ст. 40 Федерального закона "О животном мире"
   правила,  сроки  и перечни  орудий  и способов  добывания объектов
   животного   мира,   разрешенных   к  применению,   разрабатываются
   соответствующими   специально   уполномоченными   государственными
   органами   по   охране,   контролю  и регулированию  использования
   объектов   животного   мира  и среды  их  обитания  и утверждаются
   Правительством  Российской  Федерации  или  органом исполнительной
   власти субъекта Российской Федерации.
       Как  пояснил  в суде  представитель  Госкомрыболовства  России
   Маньков  В.Б.,  Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1999
   г.  N  147 "Вопросы Государственного комитета Российской Федерации
   по   рыболовству"   в ведение  Комитета  как  федерального  органа
   исполнительной власти переданы функции в области рыбохозяйственной
   деятельности,  возложенные  ранее на Минсельхозпрод России,  в том
   числе,  по  утверждению в установленном порядке правил рыболовства
   (п. 44 Постановления Правительства РФ от 11 октября 1998 г. N 1090
   "Об  утверждении  Положения  о Министерстве  сельского хозяйства и
   продовольствия Российской Федерации").
       Федеральный закон "О животном мире" в статье 42 устанавливает,
   что    отношения    в   области   рыболовства   и  охраны   водных
   беспозвоночных,    рыб   и  морских   млекопитающих   регулируются
   соответствующими  законами  и иными  нормативными правовыми актами
   Российской  Федерации,   а  также  законами  и иными  нормативными
   правовыми актами субъектов Российской Федерации.
       Действие   Правил   рыболовства   в водоемах  Волжско-Камского
   бассейна  распространяется на реки Волга (до плотины Волжской ГЭС,
   г.    Волгоград)    и   Кама   с  притоками,    на   водохранилища
   Волжско-Камского  бассейна - Иваньковское,  Угличское,  Рыбинское,
   Горьковское,  Чебоксарское,  Боткинское,  Камское,  Нижне-Камское,
   Куйбышевское,     Саратовское,     Волгоградское     и   на    все
   рыбохозяйственные водоемы, расположенные в указанном бассейне.
       Исходя из вышеизложенного,  суд считает, что Госкомрыболовство
   России   и Госкомэкология  России  в пределах  предоставленных  им
   полномочий  издали Правила рыболовства в водоемах Волжско-Камского
   бассейна.
       Данные  федеральные  органы исполнительной власти осуществляют
   государственный  контроль  за  использованием  и охраной животного
   мира  и среды  его  обитания  и не  совмещают  свою деятельность с
   деятельностью  по  использованию  объектов  животного  мира,   что
   соответствует  основному  принципу  государственного  управления в
   области  охраны  и устойчивого  использования  объектов  животного
   мира.
       Оспариваемые Правила изданы в целях сохранения и рационального
   использования рыбных запасов в водоемах Волжско-Камского бассейна,
   на  основании  рекомендаций научно-исследовательских организаций и
   по согласованию с Межведомственной Ихтиологической Комиссией.
       Согласно ст. 20 ФЗ "О животном мире" обязательной мерой охраны
   животного  мира является государственная экологическая экспертиза,
   осуществляемая   в  соответствии   с законодательством  Российской
   Федерации и предшествующая принятию органами исполнительной власти
   Российской  Федерации  и органами  исполнительной власти субъектов
   Российской  Федерации хозяйственного решения,  способного повлиять
   на объекты животного мира и среду их обитания.
       Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат
   удобрения,  пестициды  и биостимуляторы  роста  растений,  а также
   материалы,  обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов
   животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридизации
   этих объектов.
       Из  объяснений представителя Госкомрыболовства России Манькова
   В.Б.  следует,  что  Правительство РФ ежегодно устанавливает общие
   допустимые   уловы   водных   биологических   ресурсов,    которые
   разрабатываются  с учетом заключения государственной экологической
   экспертизы.   Правила  регулируют  вопросы,  связанные  с охраной,
   воспроизводством     и    рациональным    использованием    водных
   биологических ресурсов и экологическим состоянием водных объектов,
   и   при   их  принятии  проведение  государственной  экологической
   экспертизы не требуется.
       Федеральный  закон  "Об  экологической экспертизе" в статье 11
   предусматривает    обязательную    государственную   экологическую
   экспертизу    проектов   правовых   актов   Российской   Федерации
   нормативного и ненормативного характера,  реализация которых может
   привести к негативным воздействиям на окружающую среду.
       Правила,     утвержденные    Госкомрыболовством    России    и
   Госкомэкологии  России,  к  таким объектам  не  относятся,  объемы
   (лимиты,   квоты)   рыболовства   в  Волжско-Камском  бассейне  не
   устанавливают.
       Ссылки заявителя на ст.  11 Закона РСФСР "Об охране окружающей
   среды"  (в настоящее время Федеральный закон "Об охране окружающей
   среды"  от  10  января 2002 г.  N 7-ФЗ) являются несостоятельными,
   т.к.   Правила  изданы  в соответствии  с Федеральным  законом  "О
   животном  мире"  и не  нарушают  прав  заявителя  на благоприятную
   окружающую среду.
       Пунктом   15.4   Правил  разрешается  применение  пелагических
   тралов.  Количество  тралов,  сроки  лова и конкретные промысловые
   участки   устанавливаются   органами   охраны   по   рекомендациям
   научно-промысловых советов и научно-исследовательских организаций.
       Минимально   допустимые   размеры  шага  ячеи  в орудиях  лова
   определены   в п.   15.6.1  Правил  для  сетей  ставных  для  лова
   крупночастиковых видов рыб:
       - в Волгоградском водохранилище - 65 мм;
       - в Рыбинском,  Горьковском, Камском, Боткинском, Нижнекамском
   водохранилищах - 60 мм;
       -  в Иваньковском,   Угличском,   Куйбышевском,   Чебоксарском
   водохранилищах - 55 мм;
       - в Саратовском водохранилище - 50 мм.
       По объяснениям представителя Госкомрыболовства России Манькова
   В.Б.,  разрешение   применения  пелагических  тралов,   минимально
   допустимые   размеры   шага  ячеи  в орудиях  лова  разработаны  в
   соответствии        с       рекомендациями        Государственного
   научно-исследовательского  института  озерного  и речного  рыбного
   хозяйства.  Размер  ячеи  в различных  орудиях лова по сравнению с
   Правилами      рыболовства     в    рыбохозяйственных     водоемах
   Волжско-Камского  бассейна, утвержденными Приказом Минрыбхоза СССР
   от 18 декабря 1968 г. N 401, не претерпел значительных изменений.
       Применяемые  в сетях размеры ячеи позволяют вести рациональное
   неистощительное использование водных биоресурсов.
       Продолжительность  запретного  периода на лов охраняемых видов
   рыб в период весеннего нереста - 40 дней (п.  15.7 Правил), данный
   срок  позволяет  обеспечить  естественное  воспроизводство  водных
   биоресурсов.   Пелагические   тралы   применяются   в ограниченном
   количестве.
       Пунктом  15.11  Правил  предусмотрено,  что  органы  охраны по
   рекомендациям         научно-промысловых         советов         и
   научно-исследовательских  организаций  могут  разрешать применение
   специализированных   орудий   лова   (батальные   сети,    плавные
   крупноячейные  сети,  тралы для лова тюльки,  ловушки,  орудия для
   электролова   рыбы  серийного  производства  и др.)  на  отдельных
   участках   водоемов   в  определенные   сроки.   Указанные  работы
   осуществляются под контролем органов охраны. Применение орудий для
   электролова  рыбы  не  означает,  что  разрешается  добыча  рыбы с
   применением  электротока.  Добыча  рыбы с применением врзывчатых и
   отравляющих  веществ,  электротока,  колющих орудий лова,  а также
   огнестрельного   и пневматического  оружия  запрещается  (п.   6.8
   Правил).
       Указанные  выше  пункты  Правил устанавливают сроки,  орудия и
   способы   лова   при   рыбохозяйственном  использовании  водоемов,
   утверждены  компетентными  органами  государственной  власти  и не
   нарушают прав заявителя на окружающую среду.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст.  191,  192,
   197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       заявление    Алдущинкова   Бориса   Дмитриевича   о  признании
   недействительными  Правил  рыболовства в водоемах Волжско-Камского
   бассейна,    утвержденных   Приказом   Государственного   комитета
   Российской  Федерации  по  рыболовству и Государственного комитета
   Российской  Федерации по охране окружающей среды от 18 мая 2000 г.
   N 153/381, оставить без удовлетворения.
       Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную
   коллегию  Верховного  Суда  Российской Федерации в течение 10 дней
   после вынесения судом решения в окончательной форме.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
02.08.2016
USD
65.96
EUR
73.65
CNY
9.93
JPY
0.64
GBP
87.29
TRY
22.17
PLN
16.92
Разное