Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 08.04.2002] О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 20.07.2001 "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                         от 8 апреля 2002 года
   
                                                      Дело N 75-Г02-6
   
       Судебная коллегия   по   гражданским   делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Манохиной Г.В.,
       судей                                           Еременко Т.И.,
                                                         Маслова А.М.
   
       рассмотрела  в открытом  судебном  заседании  от 8 апреля 2002
   года  дело  по  заявлению прокурора Республики Карелия о признании
   отдельных положений Закона Республики Карелия "О выборах депутатов
   Законодательного   Собрания  Республики  Карелия"  противоречащими
   Федеральному  закону  "Об  основных гарантиях избирательных прав и
   права  на  участие  в референдуме граждан Российской Федерации" по
   кассационной  жалобе  законодательного собрания Республики Карелия
   на  решение  Верховного Суда Республики Карелия от 15 февраля 2002
   года, которым постановлено: заявление прокурора Республики Карелия
   удовлетворить частично.
       Признать положения подпункта "з" п. 1 ст. 18 Закона республики
   Карелия  "О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики
   Карелия"    и   подпункта    "и"   указанной   нормы,   в   части,
   предусматривающей,  что  членами  избирательных  комиссий с правом
   решающего  голоса  не  могут  быть  лица,  подвергнутые в судебном
   порядке  административному  взысканию  за  нарушения избирательных
   прав граждан, противоречащими п.  1 ст. 24 Федерального закона "Об
   основных   гарантиях  избирательных  прав  и права  на  участие  в
   референдуме граждан Российской Федерации".
       Положения  пункта  12  ст.  34  Закона РК "О выборах депутатов
   Законодательного   Собрания   Республики   Карелия",    в   части,
   предусматривающей  установление  срока  оплаты эфирного времени до
   дня  закона  "Об  основных гарантиях избирательных прав и права на
   участие  в референдуме граждан Российской Федерации".  В остальной
   части требований отказать.
       Указанные  положения  Закона  Республики  Карелия  "О  выборах
   депутатов  Законодательного  Собрания Республики Карелия" признать
   недействующими  и не  подлежащими  применению  со  дня  вступления
   решения суда в законную силу.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного  Суда Российской Федерации
   Т.И.   Еременко,   заключение   помощника  Генерального  прокурора
   Российской   Федерации   М.М.   Гермашевой,   полагавшей   решение
   подлежащим   оставлению   без  изменения,   Судебная  коллегия  по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       Законом    Республики    Карелия    "О    выборах    депутатов
   Законодательного собрания РК" от 20 июля 2001 года (с изменениями,
   внесенными  3 декабря 2001 года),  принятым Палатой Представителей
   Законодательного Собрания Республики Карелия, установлены гарантии
   реализации   конституционного   права   граждан   избирать  и быть
   избранными   депутатами   Законодательного   Собрания   Республики
   Карелия.
       Прокурор  Республики  Карелия  обратился  в суд с заявлением о
   признании  подпунктов  "з",  "и" пункта 1 ст.  18 и п.  12 ст.  34
   Закона Республики Карелия противоречащими соответственно ст.  24 и
   п.   2   ст.   39   Федерального  закона  "Об  основных  гарантиях
   избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". В
   обоснование своих требований прокурор указывает, что п.  1 ст.  24
   Федерального    закона    устанавливает   исчерпывающий   перечень
   обстоятельств, указывающих, кто не может быть членом избирательной
   комиссии  с правом  решающего  голоса.  Закон  РК расширяет данный
   список  и указывает,  что  членами избирательных комиссий не могут
   быть:  лица,  выведенные  из  состава комиссии по решению суда,  и
   лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, либо подвергнутые
   в   судебном  порядке  административному  взысканию  за  нарушение
   избирательных прав граждан.
       Пункт 12 ст.  34 Закона РК,  который устанавливает, что оплата
   стоимости эфирного времени в полном объеме должна быть произведена
   зарегистрированным   кандидатом  до  дня  предоставления  эфирного
   времени.  В  случае  нарушения  указанного  условия предоставление
   эфирного времени не допускается  противоречит положениям п.  2 ст.
   39 Федерального закона, предоставления эфирного времени. По мнению
   прокурора,    указанные    положения   Закона   РК   устанавливают
   дополнительные   ограничения   избирательных  прав  граждан,   что
   противоречит п.  3 ст. 1 Федерального закона. В судебном заседании
   прокурор поддержал свое заявление.
       Представители  Палаты Представителей Законодательного Собрания
   Республики  Карелия  с заявлением  прокурора Республики Карелия не
   согласились  и пояснили,  что  закон Республики Карелия был принят
   исходя из положений законопроекта закона РФ,  который уже принят в
   первом чтении.
       Представитель  председателя  Правительства  Республики Карелия
   заявление   прокурора   считает  необоснованным,   так  как  закон
   Республики Карелия не противоречит федеральному закону.
       Представитель  Центральной  избирательной  комиссии Республики
   Карелия    утверждал,    что    заявление    прокурора    является
   необоснованным,  и пояснил,  что п.  5 ст.  24 Федерального закона
   предусматривает,   что   член   избирательной   комиссии  с правом
   решающего голоса освобождается от обязанностей члена избирательной
   комиссии   в  случае  вступления  в законную  силу  обвинительного
   приговора,  следовательно,  положения  ст.  18  закона  Республики
   Карелия,   который   предусматривает,   что  членом  избирательной
   комиссии  не  могут  быть лица,  имеющие неснятую или непогашенную
   судимость,  не противоречит Федеральному закону.  Положения п.  12
   ст.  34  Закона  Республики  Карелия  не противоречат Федеральному
   закону, а конкретизируют его.
       По делу постановлено указанное выше решение.
       Законодательное    Собрание    Республики    Карелия    подало
   кассационную  жалобу,  в которой просит решение отменить и принять
   новое, которым отказать в удовлетворении заявления.  Полагает, что
   суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные
   нарушения  норм  процессуального  права,  дал  неправильную оценку
   доводам заявления.
       Проверив  материалы дела,  обсудив доводы кассационной жалобы,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
   Федерации находит решение подлежащим оставлению без изменения.
       Разрешая  спор,  суд исходил из того,  что положения подпункта
   "з" пункта 1 ст.  18 Закона Республики Карелия, предусматривающие,
   что  членом избирательной комиссии не могут быть лица,  выведенные
   из  состава  комиссии  по решению,  суда и положения подпункта "и"
   указанной  нормы  (в  части,  устанавливающей ограничения для лиц,
   подвергнутых  в судебном  порядке  административному  взысканию за
   нарушение   избирательных   прав  граждан)  противоречат  ст.   24
   Федерального   закона,   которая   устанавливает   статус   членов
   избирательной комиссии, в п.  1 данной нормы указано, кто не может
   быть членом избирательной комиссии с правом решающего голоса.
       Список  лиц,  которые  не  могут  быть  членами  избирательной
   комиссии, в законе субъекта более расширен, т.е.  закон Республики
   Карелия  устанавливает  дополнительные  ограничения  избирательных
   прав, что противоречит положениям п.  3 ст.  1 Федерального закона
   "Об  основных  гарантиях  избирательных  прав и права на участие в
   референдуме граждан РФ", предусматривающий, что законами субъектов
   РФ  могут  устанавливаться  дополнительные  гарантии избирательных
   прав  и права  на  участие  в референдуме граждан РФ,  дополняющие
   гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
       Суд   пришел  к выводу  о том,   что  требования  прокурора  о
   признании  противоречащими Федеральному закону положений подпункта
   "и" п.  1 ст.  18 Закона Республики Карелия в части,  указывающей,
   что  членами  избирательных  комиссий с правом решающего голоса не
   могут быть лица,  имеющие неснятую или непогашенную судимость,  не
   могут   быть   удовлетворены,   поскольку   данные   положения  не
   противоречат ст.  24 Федерального закона, несмотря на то, что в п.
   1  ст.  24  Федерального  закона  не  указано,  что лица,  имеющие
   неснятую   и  непогашенную   судимость,   не  могут  быть  членами
   избирательной  комиссии  с правом  решающего  голоса,  так  как  в
   соответствии с п.  5 ст. 24 Федерального закона член избирательной
   комиссии  с правом  решающего голоса освобождается от обязанностей
   члена  комиссии в случае вступления в законную силу обвинительного
   приговора суда в отношении члена избирательной комиссии.
       Дав анализ указанным нормам, суд пришел к выводу о том, что из
   смысла указанной нормы следует,  что лицо,  имеющее непогашенную и
   неснятую судимость,  не может быть членом избирательной комиссии с
   правом    решающего    голоса,    поэтому   закон   субъекта   РФ,
   предусматривающий, что членом избирательной комиссии не могут быть
   лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, не противоречит
   ст. 24 Федерального закона.
       Вместе   с тем  суд  правильно  пришел  к выводу  о том,   что
   положения  пункта  12 ст.  34 Закона Республики Карелия,  в части,
   устанавливающей срок оплаты эфирного времени до дня предоставления
   эфира,  противоречат положениям п.  2 ст.  39 Федерального закона,
   согласно которому оплата должна быть произведена до предоставления
   эфира, т.е.  не ограничивает сроком. Исходя из того, что положения
   данной нормы закона субъекта РФ в оспариваемой части устанавливают
   дополнительные    ограничения    для    кандидатов    в   депутаты
   Законодательного    Собрания    Республики   Карелия   по   оплате
   предоставления  эфирного  времени,  суд правильно указал,  что они
   противоречат п. 3 ст. 1 Федерального закона.
       Однако  оснований для признания всего пункта 12 ст.  34 Закона
   Республики Карелия противоречащим п.  2 ст. 39 Федерального закона
   не установлено, поскольку из смысла указанной нормы следует, что в
   случае,  если оплата до предоставления эфира не будет произведена,
   то  эфирное  время  не  предоставляется.  Пункт  12 ст.  34 Закона
   Республики   Карелия   конкретизирует,   что   в случае  нарушения
   указанного условия предоставление эфирного времени не допускается,
   поэтому  данное  положение  закона  субъекта  РФ  не  противоречит
   Федеральному закону.
       Суд правильно пришел к выводу о том, что доводы представителей
   Законодательного    Собрания,    Председателя    Правительства   и
   Центральной  избирательной  комиссии  в той  части,  что положения
   закона  Республики Карелия приняты в соответствии с законопроектом
   нового  федерального  закона  "Об основных гарантиях избирательных
   прав...", который будет принят в ближайшее время, не могут служить
   основанием   для   отказа  в удовлетворении  заявления  прокурора,
   поскольку  на  день  рассмотрения  дела  в суде  закон не принят и
   положения  закона  субъекта  РФ,   указанные  выше,   противоречат
   действующему    Федеральному   закону   "Об   основных   гарантиях
   избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".
       Кассационная  жалоба не содержит доводов,  свидетельствующих о
   том,   что   суд   постановил   решение   с нарушением  требований
   материального   либо   процессуального  права.   Все  доводы  были
   проверены  судом  и по  ним  высказана  правовая позиция в решении
   суда.  Ссылка  на проект закона не может быть принята во внимание,
   поскольку  суд  руководствуется действующим на время возникновения
   правоотношений законом.
       Руководствуясь  ст.   305  ГПК  РСФСР,  Судебная  коллегия  по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Верховного суда Республики Карелия от 15 февраля 2002
   года    оставить    без    изменения,    а   кассационную   жалобу
   Законодательного Собрания Республики Карелия - без удовлетворения.
   
                                                Председательствующий:
                                                         Г.В.МАНОХИНА
   
                                                               Судьи:
                                                         Т.И.ЕРЕМЕНКО
                                                           А.М.МАСЛОВ
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
Разное