ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 августа 2001 года
Дело N 5-Г01-80
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Нечаева В.И.,
судей Кебы Ю.Г.,
Харланова А.В.
рассмотрела в судебном заседании 3 августа 2001 г.
кассационную жалобу Седых-Бондаренко Ю.П. на решение Московского
городского суда от 4 июня 2001 г., которым отказано в его
требовании о назначении даты проведения муниципальных выборов в г.
Москве.
Заслушав доклад судьи Нечаева В.И., объяснение
Седых-Бондаренко Ю.П., а также объяснения представителя Московской
городской думы Красинской О.С. и представителя Мэра г. Москвы
Гвоздевой Д.С., исследовав материалы дела, коллегия
установила:
Седых-Бондаренко Ю.П. обратился в Московский городской суд с
жалобой на нарушение конституционных прав граждан избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления, в которой просил
назначить дату проведения муниципальных выборов в г. Москве.
Заявление обосновано тем, что в г. Москве и районах города до
настоящего времени не сформированы городские органы местного
самоуправления и органы местного самоуправления районов.
Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В
кассационной жалобе Седых-Бондаренко Ю.П. просит отменить решение
суда, считая его неправильным. Обсудив доводы кассационной жалобы,
коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Город Москва является столицей Российской Федерации, в связи с
чем имеет особый статус. В соответствии со ст. 2 Федерального
закона "О статусе столицы Российской Федерации" под статусом
столицы Российской Федерации понимается правовое положение города
Москвы, обусловленное установленными настоящим Законом
особенностями прав и обязанностей федеральных органов
государственной власти Российской Федерации и органов
государственной власти города Москвы в связи с осуществлением
городом Москвой функций столицы Российской Федерации. Территория
города Москвы может включать в себя территории районов в городе
(муниципальных районов), других административно-территориальных
единиц, а также внутригородские территории административного
управления (ст. 13 Закона).
Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" в
городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в
соответствии с их уставами и законами могут не создаваться
выборные городские органы местного самоуправления городов Москвы и
Санкт-Петербурга. Поэтому, исходя из содержания приведенных
правовых норм, суд обоснованно отказал в удовлетворении требования
Седых-Бондаренко Ю.П. о назначении даты проведения выборов в
городские органы местного самоуправления г. Москвы.
Обоснованно отказано и в удовлетворении требования о
назначении даты проведения выборов в органы местного
самоуправления районов г. Москвы. При этом был отвергнут довод
заявителя о том, что в г. Москве не сформированы районные органы
местного самоуправления и выборы в них не проводились.
Как видно из материалов дела, Московской городской думой был
принят закон г. Москвы "О выборах депутатов Московской городской
думы, Мэра и вице-мэра г. Москвы и советников районного собрания в
городе Москве" от 7 июля 1999 г., которым был определен порядок
организации и проведения выборов советников районного собрания в
г. Москве на основе всеобщего равного и прямого избирательного
права при тайном голосовании. На основании этого закона в г.
Москве были проведены 19 декабря 1999 г. выборы в советники
районного собрания в районах г. Москвы. Советники районного
собрания избирались на четыре года жителями района - гражданами
Российской Федерации, постоянно проживающими в г. Москве,
обладающими активным избирательным правом на основе всеобщего
равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Районное собрание является представительным органом населения
района. Председателем районного собрания является глава районной
управы. Наличие в районах г. Москвы представительного органа
населения, порядок его формирования, а также полномочия этого
органа в решении вопросов местного значения отвечает требованиям
п. 2 ст. 6 и ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Что касается просьбы заявителя к суду обратиться в
Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке
конституционности ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" и
Устава г. Москвы, то она могла быть удовлетворена лишь в том
случае, если бы суд при рассмотрении дела пришел к выводу о
несоответствии Конституции Российской Федерации этих нормативных
актов (ст. 101 Федерального закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации").
Руководствуясь ст. ст. 304, 305, 311 Гражданского
процессуального кодекса РСФСР, коллегия
определила:
оставить решение Московского городского суда от 4 июня 2001 г.
без изменения, кассационную жалобу Седых-Бондаренко Ю.П. - без
удовлетворения.
Председательствующий:
В.И.НЕЧАЕВ
Судьи:
Ю.Г.КЕБА
А.В.ХАРЛАНОВ
|