Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N КАС02-217 ОТ 27.06.2002 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 12.12.1995 N 1222 "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" ОТКАЗАНО НЕПРАВОМЕРНО, ТАК КАК ОСПАРИВАЕМОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ НЕ ПРИВЕДЕНО В СООТВЕТСТВИЕ С ПРИНЯТЫМ ПОЗДНЕЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                    от 27 июня 2002 г. N КАС02-217
   
       Кассационная  коллегия Верховного Суда Российской  Федерации  в
   составе:
   
       председательствующего                             Федина А.И.,
       членов коллегии                                  Кнышева В.П.,
                                                           Кебы Ю.Г.,
       с участием прокурора                            Федотовой А.В.
   
       рассмотрела в открытом судебном заседании от 27 июня 2002  года
   гражданское   дело   по  жалобе  Ж.  о  признании  недействительным
   Постановления  Правительства Российской  Федерации  от  12  декабря
   1995  года  N  1222  "О лицензировании международной  туристической
   деятельности" по кассационной жалобе Ж. на решение Верховного  Суда
   РФ   от  22  февраля  2002  года,  которым  заявителю  отказано   в
   удовлетворении заявленного требования.
       Заслушав  доклад судьи Верховного Суда РФ А.И. Федина, выслушав
   заключение   прокурора  А.В.  Федотовой,  полагавшей   кассационную
   жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
   
                              установила:
   
       Правительство Российской Федерации Постановлением от 12 декабря
   1995   года   N   1222   утвердило   Положение   о   лицензировании
   международной туристической деятельности.
       Ж.  обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой  о
   признании  недействительным указанного Постановления  Правительства
   РФ,  ссылаясь на то, что лицензирование международной туристической
   деятельности  законом  не  предусмотрено, оспариваемый  нормативный
   правовой  акт  не  соответствует  действующему  законодательству  и
   нарушает  его гражданские права и охраняемые законом интересы,  так
   как  он  был привлечен к уголовной ответственности за осуществление
   международной  туристической  деятельности  с  нарушением   условий
   лицензирования.
       Верховный Суд Российской Федерации постановил приведенное  выше
   решение.
       В  кассационной  жалобе Ж. ставит вопрос  об  отмене  судебного
   решения,  ссылаясь  на  ошибочность  выводов  суда  о  соответствии
   оспоренных положений акта закону и об отсутствии нарушения  прав  и
   законных интересов заявителя действием этого акта.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Кассационная  коллегия полагает решение суда подлежащим  отмене  по
   следующим основаниям.
       В  соответствии с ч. 1 ст. 115 Конституции Российской Федерации
   деятельность  Правительства Российской Федерации осуществляется  на
   основании   и  во  исполнение  Конституции  Российской   Федерации,
   федеральных  законов,  нормативных  указов  Президента   Российской
   Федерации.
       Лицензирование отдельных видов деятельности является институтом
   гражданского  права  и в соответствии с п. "о" ст.  71  Конституции
   Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации.
       Статьей    49   Гражданского   кодекса   Российской   Федерации
   предусмотрено,   что   перечень  видов   деятельности,   подлежащих
   лицензированию, устанавливается законом.
       Правительство Российской Федерации Постановлением от 12 декабря
   1995   года   N   1222   утвердило   Положение   о   лицензировании
   международной туристической деятельности.
       Данное  Положение  регулирует порядок и условия  лицензирования
   международной     туристической    деятельности,     осуществляемой
   российскими  и  расположенными на территории  Российской  Федерации
   иностранными   организациями  независимо  от   их   организационно-
   правовой   формы,   а  также  физическими  лицами,  осуществляющими
   предпринимательскую   деятельность  без  образования   юридического
   лица.
       В   соответствии  с  пунктом  2  Положения  под   международной
   туристической  деятельностью понимается прием иностранных  туристов
   на  территории  Российской  Федерации  и  направление  туристов  за
   рубеж.
       Закон   "Об   основах  туристской  деятельности  в   Российской
   Федерации"  от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ, определяющий  принципы
   государственной  политики, направленной  на  установление  правовых
   основ единого туристского рынка в Российской Федерации, в статье  5
   вводит  лицензирование  и  стандартизацию  лишь  туроператорской  и
   турагентской деятельности, а также объектов туристской индустрии.
       Таким   образом,   оспариваемым  Постановлением   Правительства
   Российской    Федерации   введено   лицензирование    международной
   туристической  деятельности,  которое  не  предусмотрено   принятым
   позднее Федеральным законом.
       Содержащиеся  в  других  законах и нормативных  правовых  актах
   нормы,    регулирующие   туристскую   деятельность,    не    должны
   противоречить  указанному Федеральному закону  (ст.  2),  поскольку
   Постановление   Правительства   РФ   N   1222   от   12.12.1995   в
   соответствие,  как предусмотрено его статьей 22, не приведено,  оно
   не  подлежит применению в части, противоречащей нормам Федерального
   закона.
       Вывод  суда  о том, что определение международной туристической
   деятельности согласно Постановлению Правительства РФ от 12  декабря
   1995  года N 1222 включает прием иностранных туристов на территории
   Российской   Федерации  и  направление  туристов  за   рубеж,   что
   охватывается     понятиями    туроператорской    и     турагентской
   деятельности,  нельзя  признать  обоснованным,  поскольку  введение
   лицензирования     международной     туристической     деятельности
   предполагает    для    обладателя   лицензий    на    осуществление
   туроператорской    и   турагентской   деятельности    необходимости
   получения  дополнительной, не предусмотренной федеральным  законом,
   лицензии   на   право  осуществления  международной   туристической
   деятельности.
       Ссылка суда на ст. 4 Соглашения между Правительством Российской
   Федерации   и   Правительством  Китайской  Народной  Республики   о
   безвизовых групповых туристических поездках, заключенного в  Москве
   29   февраля  2000  г.,  которой  предусмотрено,  что  осуществлять
   безвизовый  групповой  туризм имеют право  туристские  организации,
   имеющие  лицензию  на  международную туристическую  деятельность  и
   занимающиеся  такой  деятельностью не  менее  трех  лет,  не  может
   служить   основанием   для   признания  оспоренного   Постановления
   Правительства    РФ    законным,   поскольку   положения    данного
   международного   Соглашения   распространяются   на    граждан    и
   организации   лишь  государств  -  участников  данного   Соглашения
   (данное  положение касается и некоторых других Соглашений  с  иными
   государствами),  а  в отношении других стран в  такой  редакции  не
   действуют.
       По  изложенным мотивам решение Верховного Суда РФ не может быть
   признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
       В  то же время Кассационная коллегия учитывает, что в настоящее
   время  Постановление  Правительства РФ от 12 декабря  1995  года  N
   1222  "О  лицензировании международной туристической  деятельности"
   утратило   силу   в  связи  с  вступлением  в  силу   Постановления
   Правительства  Российской  Федерации  от  08.05.2002  N   302   "Об
   изменении   и   признании   утратившими  силу   некоторых   решений
   Правительства   Российской  Федерации  по  вопросам  лицензирования
   отдельных видов деятельности".
       По  смыслу  Закона Российской Федерации "Об обжаловании  в  суд
   действий  и решений, нарушающих права и свободы граждан" и  ст.  13
   Гражданского  кодекса  Российской  Федерации  в  суде  могут   быть
   оспорены   лишь  такие  правовые  акты,  которые   на   момент   их
   обжалования    являются   действующими   и   влекущими    нарушение
   гражданских прав и свобод.
       При   таких  обстоятельствах  отсутствует  предмет   спора,   и
   производство  по делу подлежит прекращению на основании  п.  1  ст.
   219 ГПК РСФСР.
       Руководствуясь  п.  3 ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная  коллегия
   Верховного Суда РФ
   
                              определила:
   
       решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 февраля 2002
   года отменить. Производство по делу прекратить.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
Разное