УСТАВНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2005 г. N 077-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ СООТВЕТСТВИЯ УСТАВУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ОТ 10 ИЮЛЯ 2000 ГОДА N 334-33 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, ЛИЦАХ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, И ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНКИ ОЛЬГИ СЕМЕНОВНЫ САВВАТЕЕВОЙ
Уставный суд Санкт-Петербурга в составе председателя Уставного
суда Санкт-Петербурга Н.М.Кропачева, судей О.В.Герасиной,
Н.Ф.Гуцан, Л.В.Кулешовой, А.И.Осоцкого,
с участием представителя Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга О.И.Трусковой, представителя Губернатора Санкт-
Петербурга А.В.Митяниной,
руководствуясь пунктом 1 статьи 50 Устава Санкт-Петербурга,
пунктом "а" статьи 3, статьями 30, 78, 79, 80, 82 Закона Санкт-
Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке
соответствия Уставу Санкт-Петербурга отдельных положений Закона
Санкт-Петербурга от 10 июля 2000 года N 334-33 "О государственной
службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные
должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-
Петербурга".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки
О.С.Савватеевой о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга
отдельных положений пунктов 1 и 6 статьи 30 Закона Санкт-
Петербурга от 10 июля 2000 года N 334-33 "О государственной службе
Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности
Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Санкт-
Петербурга, а именно его пункту 1 статьи 3, отдельные положения
пунктов 1 и 6 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга от 10 июля 2000
года N 334-33 "О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах,
замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и
государственных служащих Санкт-Петербурга".
Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.М.Кропачева, выступления
представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
О.И.Трусковой, представителя Губернатора Санкт-Петербурга
А.В.Митяниной; исследовав представленные документы и иные
материалы дела, Уставный суд Санкт-Петербурга установил:
1. 24 апреля 2003 года в Уставный суд Санкт-Петербурга
поступила жалоба гражданки О.С.Савватеевой о проверке соответствия
Уставу Санкт-Петербурга положений пунктов 1 и 6 статьи 30 Закона
Санкт-Петербурга от 10 июля 2000 года N 334-33 "О государственной
службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные
должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-
Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 334-33).
8 октября 2003 года в Уставный суд Санкт-Петербурга поступило
дополнение к жалобе о проверке соответствия Уставу Санкт-
Петербурга положений пунктов 1 и 6 статьи 30 Закона Санкт-
Петербурга N 334-33, в котором заявитель уточняет свою правовую
позицию, а также предъявляет дополнительные требования в части
проверки на соответствие Уставу Санкт-Петербурга нормативных
положений пунктов 5.5 и 5.6 Положения о порядке установления,
выплаты и перерасчета ежемесячных доплат к пенсии неработающим
лицам, замещавшим государственные должности Санкт-Петербурга и
должности государственной службы Санкт-Петербурга, утвержденного
постановлением губернатора Санкт-Петербурга от 30 июля 2001 года N
12 "Об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и
перерасчета ежемесячных доплат к пенсии лицам, замещавшим
государственные должности Санкт-Петербурга и должности
государственной службы Санкт-Петербурга, и Положения о Комиссии по
установлению ежемесячных доплат к пенсии при губернаторе Санкт-
Петербурга".
Уставный суд Санкт-Петербурга считает, что дополнительные
требования в части проверки соответствия Уставу Санкт-Петербурга
пунктов 5.5 и 5.6 указанного Положения не могут быть рассмотрены
Уставным судом Санкт-Петербурга в настоящем деле, поскольку данное
требование поступило после принятия к рассмотрению Уставным судом
Санкт-Петербурга жалобы о проверке соответствия Уставу Санкт-
Петербурга положений пунктов 1 и 6 статьи 30 Закона Санкт-
Петербурга N 334-33.
Согласно доводам заявителя право государственных служащих Санкт-
Петербурга на пенсионное обеспечение с учетом стажа
государственной службы возникло со дня вступления в силу
Федерального закона от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ "Об основах
государственной службы Российской Федерации" (далее - Федеральный
закон N 119-ФЗ), то есть с 31 июля 1995 года. Положениями пункта 1
статьи 30 Закона Санкт-Петербурга N 334-33 установлена дата начала
получения ежемесячных доплат к государственной пенсии за стаж
государственной службы для всех государственных служащих Санкт-
Петербурга независимо от момента увольнения с государственной
службы, а именно: 1 января 2001 года. В результате до 2001 года
государственные служащие Санкт-Петербурга были лишены пенсионного
обеспечения, гарантированного Федеральным законом N 119-ФЗ, что
ставит их в неравное положение с федеральными государственными
служащими, реализующими это право с 1995 года. Следовательно,
полагает заявитель, оспариваемые положения нарушают принцип
равенства всех граждан перед законом и судом (часть 1 статьи 19
Конституции Российской Федерации) и предписания частей 2 и 3
статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым в
Российской Федерации не могут издаваться законы, отменяющие или
умаляющие права и свободы человека и гражданина, и, таким образом,
не соответствуют положениям пункта 1 статьи 3 Устава Санкт-
Петербурга, гарантирующим в Санкт-Петербурге права и свободы
человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской
Федерации.
Кроме того, по мнению заявителя, положения пункта 1 статьи 30
Закона Санкт-Петербурга N 334-33, устанавливающие в качестве
обязательного условия для получения ежемесячных доплат к
государственной пенсии неработающим лицам, замещавшим должности
государственной службы Санкт-Петербурга, факт постоянного
проживания на территории Российской Федерации, нарушают принцип
равенства прав и свобод человека и гражданина, гарантированный
положениями пункта 1 статьи 3 Устава Санкт-Петербурга в
соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Заявитель также указывает, что положения пункта 6 статьи 30
Закона Санкт-Петербурга N 334-33, в соответствии с которыми
порядок и сроки установления, перерасчета, приостановления,
возобновления, прекращения выплаты ежемесячных доплат к
государственной пенсии лицам, замещавшим должность государственной
службы Санкт-Петербурга, определяются Губернатором Санкт-
Петербурга, не соответствуют Уставу Санкт-Петербурга. По мнению
заявителя, полномочия Губернатора Санкт-Петербурга определены
Уставом Санкт-Петербурга в полном объеме и полномочиями по
осуществлению правового регулирования вопросов совместного ведения
Российской Федерации и Санкт-Петербурга Губернатор Санкт-
Петербурга не наделен.
По мнению представителя Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга О.И.Трусковой, оспариваемые гражданкой О.С.Савватеевой
положения Закона Санкт-Петербурга N 334-33 не противоречат Уставу
Санкт-Петербурга, так как были приняты Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга в рамках компетенции по принятию законов Санкт-
Петербурга по предметам совместного ведения Российской Федерации и
Санкт-Петербурга и предметам ведения Санкт-Петербурга,
предоставленной статьей 30 Устава Санкт-Петербурга.
В судебном заседании представителем Губернатора Санкт-
Петербурга А.В.Митяниной была высказана позиция, согласно которой
производство по делу в части проверки соответствия Уставу Санкт-
Петербурга положений пункта 1 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга N
334-33 подлежит прекращению, поскольку оспариваемая заявителем
норма в редакции, действовавшей на момент подачи заявителем
жалобы, в дальнейшем утратила силу. Положения пункта 6 статьи 30
Закона Санкт-Петербурга N 334-33, по мнению представителя
Губернатора Санкт-Петербурга, не противоречат Уставу Санкт-
Петербурга.
Положения пункта 1 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга N 334-33
на момент подачи заявителем жалобы в Уставный суд Санкт-Петербурга
действовали в редакции с изменениями, внесенными Законом Санкт-
Петербурга от 28 октября 2002 года N 472-48 "О внесении изменения
в Закон Санкт-Петербурга "О государственной службе Санкт-
Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-
Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга".
Изменения, внесенные в пункт 1 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга N
334-33 Законом Санкт-Петербурга от 7 июля 2003 года N 376-46 "О
внесении изменения в Закон Санкт-Петербурга "О государственной
службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные
должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-
Петербурга" в части исключения слов "после вступления в силу
настоящего Закона" и Законом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2004
года N 164-26 "О внесении изменения в Закон Санкт-Петербурга "О
государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих
государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных
служащих Санкт-Петербурга" в части исключения слова
"неработающие", не повлекли за собой исключение и утрату
юридической силы оспариваемых заявителем положений. Следовательно,
оспариваемые положения пункта 1 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга
N 334-333 действуют, и отсутствуют основания для прекращения
производства по делу.
Уставный суд Санкт-Петербурга приходит к выводу, что
обнаруживается неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли
Уставу Санкт-Петербурга положения пункта 1 статьи 30 Закона Санкт-
Петербурга N 334-33 в части слов "с 1 января 2001 года" и в части,
устанавливающей в качестве обязательного условия для получения
ежемесячных доплат к государственной пенсии лицам, замещавшим
должности государственной службы Санкт-Петербурга, факт
постоянного проживания на территории Российской Федерации, а также
в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Санкт-Петербурга
положения пункта 6 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга N 334-33.
Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 63 Закона Санкт-
Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" Уставный суд Санкт-
Петербурга принимает постановления только по предмету, указанному
в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность
которой подвергается сомнению. Уставный суд Санкт-Петербурга
принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл
рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и
иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а
также исходя из его места в системе правовых актов.
2. Оспариваемые положения пункта 1 статьи 30 Закона Санкт-
Петербурга N 334-33 регулируют общественные отношения в сфере
гарантирования прав и свобод человека и гражданина на социальное
обеспечение, а также в сфере социальной защиты граждан. На
основании пунктов "б" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции
Российской Федерации указанные отношения находятся в совместном
ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в
сфере которого согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской
Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии
с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации. При этом государственные пенсии и социальные
пособия согласно статье 39 Конституции Российской Федерации (часть
2) устанавливаются законом.
Действующим в период принятия Закона Санкт-Петербурга N 334-33
Федеральным законом N 119-ФЗ для государственных служащих был
установлен ряд социальных гарантий, в том числе денежное
содержание, включающее надбавку к должностному окладу за выслугу
лет (статья 17), дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет
(статья 18), а также пенсионное обеспечение за выслугу лет в
соответствии с Федеральным законом (статья 19).
С момента введения Федеральным законом N 119-ФЗ права
государственного служащего на пенсионное обеспечение с учетом
стажа государственной службы и до принятия и введения в действие
Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации",
где предусмотрен порядок назначения такого пенсионного обеспечения
(в 1995-2001 годах), механизм реализации этого права по существу
был урегулирован Указом Президента Российской Федерации от 16
августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам,
замещавшим государственные должности Российской Федерации и
должности федеральной государственной службы". В соответствии с
положениями пункта 10 названного Указа органам государственной
власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано
установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений
настоящего нормативного правового акта за счет собственных
средств.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 30 Закона Санкт-
Петербурга N 334-33, а также согласно правовой позиции Уставного
суда Санкт-Петербурга, сформулированной в пункте 1 резолютивной
части постановления Уставного суда Санкт-Петербурга от 6 июня 2002
года N 026-П по делу о проверке соответствия Уставу Санкт-
Петербурга положений пункта 1 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга от
10 июля 2000 года N 334-33 "О государственной службе Санкт-
Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-
Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга" по жалобе
гражданки О.С.Савватеевой, лица, замещавшие должности
государственной службы Санкт-Петербурга, уволенные с должности
государственной службы Санкт-Петербурга, в том числе до вступления
указанного Закона в силу, имеют право на получение ежемесячных
доплат к государственной пенсии, предусмотренных настоящей
статьей.
Уставный суд Санкт-Петербурга считает, что законодатель,
закрепляя в законе правовые основания назначения дополнительных
социальных выплат, их размеры, порядок исчисления, вправе как
определять общие правила назначения и выплаты, так и устанавливать
особенности (условия) приобретения права на получение доплат и
дату начала выплат.
Предусмотренная положениями пункта 1 статьи 30 Закона Санкт-
Петербурга N 334-33 ежемесячная доплата к государственной пенсии
выплачивается из средств бюджета Санкт-Петербурга (пункт 5 статьи
30 указанного Закона). В связи с этим введение в действие
положений о выплате доплат, предусмотренных пунктом 1 статьи 30
Закона Санкт-Петербурга N 334-33, обусловлено изысканием таких
средств. Положениями статьи 31 Бюджетного кодекса Российской
Федерации за органами государственной власти субъектов Российской
Федерации на соответствующих уровнях закреплено право и
обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.
Устав Санкт-Петербурга, его статья 12, пункт 1, относит к
ведению Санкт-Петербурга как государственную службу Санкт-
Петербурга (подпункт 12), так и бюджет Санкт-Петербурга (подпункт
4). В связи с этим определение в законе Санкт-Петербурга условий
предоставления социальных гарантий, связанных с прохождением
государственной службы Санкт-Петербурга, за счет средств бюджета
Санкт-Петербурга является необходимым элементом механизма их
реализации. При этом установление даты начала получения
ежемесячных доплат к государственной пенсии лицами, замещавшими
должности государственной службы Санкт-Петербурга, имеющими в
соответствии с Законом Санкт-Петербурга право на получение
соответствующих выплат, само по себе не может рассматриваться как
нарушение равенства прав таких граждан перед законом.
Таким образом, Уставный суд Санкт-Петербурга приходит к выводу,
что положения пункта 1 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга N 334-33
в части установления даты начала выплат ежемесячных доплат к
государственной пенсии, а именно: 1 января 2001 года,
соответствуют Уставу Санкт-Петербурга.
Согласно положениям пункта 1 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга
N 334-33 право на получение ежемесячных доплат к государственной
пенсии имеют лица, замещавшие должности государственной службы
Санкт-Петербурга, постоянно проживающие на территории Российской
Федерации.
Положениями пунктов 2, 3 и 4 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга
N 334-33 предусмотрены определенные виды доплат к государственной
пенсии для лиц, замещавших должности государственной службы Санкт-
Петербурга, в том числе доплата за гражданское звание, доплата за
стаж работы к пенсии по возрасту (за выслугу лет) и доплата к
пенсии по инвалидности. Указанными положениями предусмотрены
специальные условия для получения соответствующих доплат, а также
установлен порядок исчисления каждой из указанных доплат и их
максимальный размер.
Положения пункта 1 статьи 30 указанного Закона Санкт-Петербурга
устанавливают общие условия получения (назначения и выплаты)
выплачиваемых из средств бюджета Санкт-Петербурга ежемесячных
доплат к государственной пенсии лицам, замещавшим должности
государственной службы Санкт-Петербурга. Требование постоянного
проживания на территории Российской Федерации является одним из
общих условий реализации предусмотренного данной статьей Закона
Санкт-Петербурга N 334-33 права на получение ежемесячной доплаты к
государственной пенсии.
Поскольку законодатель Санкт-Петербурга вправе устанавливать,
как указывалось ранее, общие правила назначения и выплаты и
особенности (условия) приобретения права на получение доплат, то
установление в законе условий получения ежемесячной доплаты к
государственной пенсии не может рассматриваться как ограничение
такого права. При этом право гражданина на получение ежемесячной
доплаты к государственной пенсии, возникающее при наличии
предусмотренных законом условий, обеспечивается обязанностью
органов государственной власти Санкт-Петербурга осуществить
необходимые действия по выплате предусмотренных доплат в
установленном размере.
Таким образом, Уставный суд Санкт-Петербурга приходит к выводу,
что положения пункта 1 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга N 334-33,
предусматривающие в качестве условия получения за счет средств
бюджета Санкт-Петербурга ежемесячных доплат к государственной
пенсии лицам, замещавшим должности государственной службы Санкт-
Петербурга, постоянное проживание на территории Российской
Федерации, соответствуют Уставу Санкт-Петербурга.
3. Оспариваемыми положениями пункта 6 статьи 30 Закона Санкт-
Петербурга N 334-33 Губернатору Санкт-Петербурга предоставлено
право определять порядок и сроки установления, перерасчета,
приостановления, возобновления, прекращения выплаты ежемесячных
доплат к государственной пенсии, а также определять порядок
выплаты ежемесячных доплат к государственной пенсии и порядок
исчисления среднего месячного денежного содержания лица,
замещавшего должность государственной службы Санкт-Петербурга, для
установления ежемесячных доплат к государственной пенсии.
Устав Санкт-Петербурга в статье 42 определяет полномочия
Губернатора Санкт-Петербурга. Согласно положениям пункта 1
указанной статьи Губернатор Санкт-Петербурга при осуществлении
своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской
Федерации, федеральные законы, Устав и законы Санкт-Петербурга, а
также исполнять указы Президента Российской Федерации и
постановления Правительства Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 42 Устава Санкт-
Петербурга Губернатор Санкт-Петербурга осуществляет полномочия,
прямо перечисленные в подпунктах 1-11 указанной статьи. В силу
положений подпункта 11 пункта 2 статьи 42 Устава Санкт-Петербурга
Губернатор Санкт-Петербурга вправе осуществлять иные полномочия в
соответствии с федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга и
законами Санкт-Петербурга.
Согласно положениям пункта 1 статьи 30 Устава Санкт-Петербурга
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга принимает законы Санкт-
Петербурга и иные нормативные правовые акты Санкт-Петербурга по
предметам совместного ведения Российской Федерации и Санкт-
Петербурга и предметам ведения Санкт-Петербурга.
Законом Санкт-Петербурга регулируются иные вопросы, относящиеся
в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами, настоящим Уставом и законами Санкт-Петербурга к ведению
и полномочиям Санкт-Петербурга (подпункт 14 пункта 2 статьи 30
Устава Санкт-Петербурга).
Учитывая приведенные выше положения Устава Санкт-Петербурга,
предоставляющие Законодательному Собранию Санкт-Петербурга право в
рамках его компетенции принимать законы Санкт-Петербурга по
предметам совместного ведения Российской Федерации и Санкт-
Петербурга и предметам ведения Санкт-Петербурга, Уставный суд
Санкт-Петербурга считает, что Законодательное Собрание Санкт-
Петербурга вправе было предоставить Губернатору Санкт-Петербурга
полномочия, указанные в пункте 6 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга
N 334-33.
Таким образом, Уставный суд Санкт-Петербурга приходит к выводу,
что оспариваемые положения пункта 6 статьи 30 Закона Санкт-
Петербурга N 334-33, в соответствии с которыми порядок и сроки
установления, перерасчета, приостановления, возобновления,
прекращения выплаты ежемесячных доплат к государственной пенсии
лицам, замещавшим должность государственной службы Санкт-
Петербурга, определяются Губернатором Санкт-Петербурга,
соответствуют Уставу Санкт-Петербурга.
Руководствуясь статьями 62, 63, 64 и 82 Закона Санкт-Петербурга
"Об Уставном суде Санкт-Петербурга", Уставный суд Санкт-Петербурга
постановил:
1. Признать положения пункта 1 статьи 30 Закона Санкт-
Петербурга от 10 июля 2000 года N 334-33 "О государственной службе
Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности
Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга" в
части установления даты начала получения (выплат) ежемесячных
доплат к государственной пенсии (1 января 2001 года) лицам,
замещавшим должности государственной службы Санкт-Петербурга, а
также в части, устанавливающей в качестве необходимого условия
получения указанных доплат постоянное проживание на территории
Российской Федерации, соответствующими Уставу Санкт-Петербурга.
2. Признать положения пункта 6 статьи 30 Закона Санкт-
Петербурга от 10 июля 2000 года N 334-33 "О государственной службе
Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности
Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга",
относящие к полномочиям Губернатора Санкт-Петербурга определение
порядка и сроков установления, перерасчета, приостановления,
возобновления, прекращения выплаты ежемесячных доплат к
государственной пенсии, соответствующими Уставу Санкт-Петербурга.
3. Согласно статье 68 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде
Санкт-Петербурга" настоящее постановление окончательно,
обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его
провозглашения.
4. Согласно статье 67 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде
Санкт-Петербурга" настоящее постановление подлежит официальному
опубликованию в течение 14 дней после его провозглашения.
|