ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
от 25 марта 1992 года
МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
РОССИЙСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ
И ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ (РАБОТОДАТЕЛЕЙ)
НА 1992 ГОД
Правительство Российской Федерации, российские объединения
профсоюзов и объединения предпринимателей (работодателей),
продолжая курс на радикальное реформирование и вывод экономики из
кризисного состояния, обеспечение социальных гарантий граждан,
сознавая насущную необходимость стабилизации и развития
промышленности и других сфер экономики в условиях социального мира
и согласия, заключили настоящее Генеральное соглашение на 1992
год.
I. Меры в области экономики и проведения реформ
1.1. В целях создания социально ориентированной рыночной
экономики стороны считают необходимым уже в этом текущем году
реализовать основные меры радикальных преобразований.
1.2. Создать реальные экономические предпосылки для
приватизации государственной собственности, включая приобретение
гражданами жилья. В 1992 г. в первоочередном порядке
приватизировать предприятия промышленности строительных
материалов, оптовой торговли и общественного питания, легкой и
пищевой промышленности, сельского хозяйства, розничной торговли,
бытового обслуживания, строительства, автотранспорта и ремонта.
Обеспечить необходимые условия, способствующие мобилизации
финансовых средств у населения и предпринимательских структур для
участия в приватизации.
Полученные средства направлять в приоритетном порядке на
реализацию социальных программ.
1.3. Обеспечить поддержку инвестиционных программ по важнейшим
направлениям структурной перестройки. Создать благоприятные
экономические условия для привлечения иностранного капитала к
решению задач хозяйственной реформы с учетом интересов
отечественных товаропроизводителей.
1.4. Подготовить и реализовать предложения по мерам
экономического стимулирования предприятий и предпринимателей,
осуществляющих конверсию, техническое перевооружение, расширение
производства, создание новых рабочих мест, а также содержащих на
своем балансе объекты здравоохранения, образования, культуры и
спорта, жилищного фонда и других социальных учреждений.
1.5. Не вводить в 1992 г. административных или экономических
регуляторов уровня рентабельности, кроме установленных
законодательством, действующим на момент заключения настоящего
Соглашения. По предприятиям-монополистам республиканского масштаба
- применять индивидуальный подход в государственном регулировании
цен на их продукцию.
1.6. До 1 июня 1992 г. обобщить практику действующего
налогообложения, рассмотреть результаты на заседании Российской
трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений (образованной в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 24 января 1992 г. N 45) и подготовить
предложения для внесения в Верховный Совет Российской Федерации.
1.7. Признать, что либерализация цен является неотъемлемым
элементом проводимых экономических преобразований.
Продолжить в 1992 г. государственное регулирование цен и
тарифов на ограниченный перечень продукции производственно-
технического назначения, энергоносителей, потребительских товаров
и услуг в тесной увязке с упреждающими мерами по адресной
социальной защите граждан.
Стороны согласились, что Правительство Российской Федерации
вырабатывает политику ценообразования, определяет перечень и
предельные размеры регулируемых цен и тарифов на отдельные виды
товаров и услуг с учетом результатов обсуждения предложений
объединений профсоюзов и предпринимателей в Российской
трехсторонней комиссии.
1.8. Правительство Российской Федерации подтверждает
обязательства перед населением по долгам государства (займы,
целевые вклады, оплаченные целевые чеки) и осуществляет меры по
ресурсному обеспечению обязательств, взятых в натуральной форме.
Правительство может конверсировать эти долги в государственные
ценные бумаги или иным образом.
II. Содействие занятости населения, развитию рынка труда
2.1. Рассмотреть и принять до 1 июня 1992 г. Программу
обеспечения занятости населения с учетом складывающейся ситуации
на рынке труда и возможного высвобождения рабочей силы,
предусмотрев в ней приоритетное создание в 1992 г. рабочих мест в
регионах, где предполагается значительное сокращение производства
в связи с конверсией, закрытие нерентабельных предприятий,
развитие фермерских хозяйств, в том числе силами бывших
военнослужащих и мигрантов из стран СНГ.
2.2. Разработать во II квартале 1992 г. программу, а к концу
1992 г. сформировать систему: профориентации, подготовки и
переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения.
2.3. Принять меры по созданию дополнительных и сохранению
имеющихся рабочих мест.
Разработать и представить в Верховный Совет максимально
упрощенный порядок регистрации новых предприятий.
2.4. Разработать и утвердить во II квартале 1992 г. порядок
установления предприятиям квот, льгот и стимулов для приема на
работу лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда, а
также молодых специалистов и граждан, зарегистрированных в
качестве безработных.
2.5. Разработать и утвердить пакет мер, способствующих
формированию реального рынка жилья по регионам России с учетом
прогнозов миграции населения, вызываемой процессами конверсии,
трудоизбыточностью и другими факторами.
2.6. Подготовить и ввести в действие во II квартале 1992 г.
Положение о порядке выплаты пособий по безработице и оказания
материальной помощи семьям граждан, потерявших работу по не
зависящим от них причинам.
2.7. Содействовать ускорению принятия Верховным Советом
Российской Федерации Закона Российской Федерации "О беженцах и
вынужденных переселенцах".
2.8. Осуществить комплекс мер по реализации Постановления
Правительства Российской Федерации от 3 марта 1992 г. N 135 "О
мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам".
III. Регулирование уровня жизни и обеспечение
социальных гарантий
3.1. Принять во II квартале 1992 г. и рекомендовать для
практического применения методику и критерии определения уровня
жизни, малообеспеченности, прожиточного минимума, физиологического
минимума, состава и стоимости минимальной потребительской корзины
по регионам России.
3.2. Ввести в действие не позднее III квартала 1992 г. механизм
ежеквартального пересмотра минимального размера оплаты труда
работников всех сфер и отраслей экономики, а также пенсий,
пособий, стипендий и других социальных выплат с учетом уровня
прожиточного минимума, определить компенсационные меры при
неблагоприятных природно-климатических условиях.
3.3. Согласиться, что минимальный уровень оплаты труда в
бюджетных организациях и учреждениях (дошкольных, медицинских и
т.п.) принимается в качестве ориентира при установлении
минимальных размеров заработной платы для аналогичных категорий
работников рыночного сектора экономики при заключении коллективных
договоров и других тарифных соглашений.
3.4. Определить межотраслевые и региональные соотношения
минимумов оплаты труда и единые принципы оплаты труда работников
сквозных профессий.
3.5. В I полугодии 1992 г. принять с учетом результатов
обсуждения Российской трехсторонней комиссией концепцию
реформирования и введения системы оплаты труда в бюджетной сфере.
3.6. Не вводить каких-либо новых (в дополнение к установленным
законодательством, действующим на момент заключения настоящего
Соглашения) ограничений на прирост фондов потребления и оплаты
труда наемных работников.
3.7. Установить порядок, согласно которому в дотируемых
отраслях промышленности рост объемов дотаций не может превышать
роста объемов товарной продукции в сопоставимых ценах.
3.8. В апреле 1992 г. выработать позицию Российской
трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений по защите нетрудоспособных граждан и семей с детьми.
3.9. Организовать во II квартале 1992 г. на базе имеющихся
социальных структур систему экстренной адресной социальной помощи.
3.10. Начать проведение реформы системы пособий, доплат и
социальных гарантий, концентрируя ее содержание прежде всего на
социальной поддержке наименее обеспеченных граждан.
3.11. Рассмотреть и принять на заседании Российской
трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений в апреле 1992 г. механизм переоценки среднего заработка,
исчисленного за период до 1992 г., для установления и перерасчета
ранее назначенных пенсий.
3.12. Разработать и принять в апреле 1992 г. с учетом
повышающегося в связи с либерализацией цен уровня оплаты труда
порядок исчисления среднего заработка для оплаты очередных
отпусков, пособий по временной нетрудоспособности, а также
механизм пересчета сумм возмещения ущерба за частичную потерю
трудоспособности.
3.13. Обеспечить государственную поддержку учреждениям и
организациям социальной инфраструктуры, особенно в сельской
местности, районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, а также предприятиям, содержащим на балансе учреждения
и организации социальной сферы; поощрять и развивать формы
натуральной оплаты.
3.14. Реализовать необходимые меры по выполнению в марте -
апреле 1992 г. указа Президента Российской Федерации и решений
Правительства Российской Федерации по выделению земельных участков
для выращивания овощей и картофеля максимально возможному числу
жителей городов и рабочих поселков.
3.15. Разработать и представить во II квартале 1992 г. в
Верховный Совет Российской Федерации предложения по проекту закона
Российской Федерации о социальном страховании. Подготовить и
принять законодательные и нормативные акты по реформе
государственного социального страхования и развитию в России
негосударственных социально-страховых организаций и пенсионных
фондов.
3.16. Обеспечить при посредничестве Верховного Совета
Российской Федерации регулярную публикацию Госкомстатом России в
правительственных и профсоюзных средствах массовой информации
сведений о состоянии социально-экономической обстановки в
Российской Федерации и ее регионах, в том числе об индексах цен,
безработице, прожиточном минимуме, иных социальных параметрах.
IV. Условия и охрана труда, обеспечение экологической
безопасности
4.1. Разработать в апреле - мае 1992 г. и принять после
утверждения Российской трехсторонней комиссией по регулированию
социально-трудовых отношений нормативные акты о расследовании и
учете несчастных случаев на производстве, о возмещении ущерба от
увечий и иных повреждений здоровья.
4.2. Внести в Верховный Совет Российской Федерации предложения
об ускорении принятия Законов Российской Федерации "Об охране
труда", "Об отпусках", "О рабочем времени и времени отдыха".
4.3. Утвердить на заседании Российской трехсторонней комиссии и
принять во II квартале 1992 г. Государственную программу по охране
и улучшению условий труда.
4.4. Разработать и принять систему административных и
экономических льгот и стимулов для обеспечения выпуска спецодежды,
спецобуви и средств индивидуальной защиты в объемах не ниже
сложившихся в 1991 г.
4.5. Разработать и принять после рассмотрения Российской
трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых
отношений Государственную программу экологической безопасности.
Заслушивать на заседаниях Комиссии, принимать решения и вносить в
Верховный Совет Российской Федерации и Президенту Российской
Федерации предложения по отнесению того или иного региона к зонам
экологического бедствия или зонам чрезвычайного экологического
положения.
V. Правовое обеспечение трудовых отношений
и социального партнерства
5.1. Внести в Верховный Совет Российской Федерации после
рассмотрения на заседании Российской трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых отношений предложения о
ратификации Конвенций Международной организации труда.
5.2. Подготовить и внести в Верховный Совет Российской
Федерации проекты законов, регулирующих социально-трудовые
отношения, создающих правовую основу социального партнерства,
социальной защиты наемных работников:
об индивидуальном трудовом договоре (контракте);
о порядке разрешения индивидуальных трудовых споров;
о порядке разрешения коллективных трудовых конфликтов;
о правах и гарантиях деятельности профессиональных союзов.
5.3. Рассмотреть на заседании Российской трехсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых отношений, принять в I
полугодии 1992 г. и, при необходимости, внести в Верховный Совет
Российской Федерации предложения о проектах законодательных и
нормативных актов, определяющих статус работодателя, объединений
работодателей.
5.4. Правительству Российской Федерации при заключении
межправительственных соглашений с правительствами государств -
членов СНГ предусмотреть необходимость заключения соглашения в
области реализации социальных программ, обеспечения минимальных
гарантий граждан в сфере социально-трудовых отношений и, в первую
очередь, в области социального обеспечения.
5.5. Для реализации социального партнерства на отраслевом,
профессиональном и региональном уровнях содействовать созданию
двух- и трехсторонних комиссий в составе представителей профсоюзов
и предпринимателей, а также органов государственной власти и
управления для подготовки, подписания соглашений и урегулирования
коллективных трудовых споров (конфликтов).
5.6. Рекомендовать сторонам, заключающим коллективные договоры,
определять в них дополнительные в сравнении с законодательством
социальные гарантии при найме и увольнении, обеспечении занятости,
оплаты, режимов труда и отдыха, по другим социально-экономическим
вопросам, исходя из результатов производственно-хозяйственной
деятельности и возможностей предприятий, а также материальные
условия для обеспечения деятельности профессиональных союзов на
предприятии, в учреждении, организации в пределах имеющихся у них
средств.
5.7. Поддержать внесение в Верховный Совет Российской Федерации
в порядке законодательной инициативы проекта Закона Российской
Федерации "О мелких, малых и средних предприятиях".
VI. Механизм реализации Генерального соглашения
6.1. Настоящее Соглашение вступает в силу со дня подписания его
сторонами и действует в течение 1992 г.
6.2. В месячный срок после подписания Соглашения каждая из
сторон разрабатывает комплекс мер, необходимых для выполнения
совместно взятых на себя обязательств, представляет их на
рассмотрение Российской трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений, которые после одобрения прилагаются
к настоящему Соглашению.
6.3. В развитие Соглашения могут разрабатываться приложения и
протоколы, конкретизирующие его отдельные положения и являющиеся
неотъемлемой частью Генерального соглашения.
В числе первоочередных приложений к Соглашению Российская
трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых
отношений рассматривает предложения по: заключению специального
соглашения по вопросам социально-экономического развития,
социальной защиты населения Севера на 1992 г.; решению социально-
экономических проблем работников образования, научных учреждений и
учащейся молодежи на 1992 г.
6.4. Изменения и дополнения в Соглашение вносятся по решению
Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-
трудовых отношений.
6.5. Контроль за ходом выполнения Соглашения, разрешение
разногласий, возникающих в ходе его выполнения, осуществляет
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-
трудовых отношений.
6.6. Генеральное соглашение обязательно для исполнения органами
государственного управления, подписавшими его объединениями
профсоюзов и объединениями предпринимателей (работодателей).
Настоящее Соглашение открыто для присоединения (с
подтверждением в письменном виде) иных объединений профсоюзов и
предпринимателей (работодателей).
6.7. Стороны договорились, что коллективные переговоры о
заключении Генерального соглашения на 1993 г. будут начаты не
позднее 1 октября 1992 г.
* * *
Каждая из сторон, подписавших Соглашение, признает
ответственность за реализацию его целей в пределах своих
полномочий и обязуется сотрудничать в обеспечении включенных в
Соглашение обязательств, разрешении возникающих проблем на
принципах консенсуса, уступок или договоренностей.
Стороны пришли к согласию, что Российская трехсторонняя
комиссия по регулированию социально-трудовых отношений регулярно
рассматривает ход реализации положений настоящего Генерального
соглашения и систематически информирует граждан России о
результатах его выполнения через средства массовой информации.
В течение срока действия Генерального соглашения, при условии
его выполнения, общероссийские, межрегиональные профсоюзы
воздерживаются от объявления забастовок по вопросам настоящего
Соглашения, а объединения предпринимателей (работодателей) от
проведения массовых увольнений работников и остановок предприятий.
* * *
Настоящее Соглашение подписали члены Российской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
ПРОТОКОЛ
от 3 апреля 1992 г. N 10
ЗАСЕДАНИЯ РОССИЙСКОЙ ТРЕХСТОРОННЕЙ КОМИССИИ
ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
(Извлечение)
II. Подписание Генерального соглашения
между Правительством Российской Федерации, российскими
объединениями профсоюзов и объединениями предпринимателей
(работодателей)
1. Определить, что Генеральное соглашение между Правительством
Российской Федерации, российскими объединениями профессиональных
союзов и объединениями предпринимателей (работодателей) на 1992
год вступило в силу с 3 апреля 1992 г. - дня подписания его всеми
членами Комиссии.
|