Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ АДМИНИСТРАЦИЕЙ Г. ЩЕРБИНКИ, СОВЕТОМ ДИРЕКТОРОВ ПРЕДПРИЯТИЙ И КООРДИНАЦИОННЫМ СОВЕТОМ ПРОФСОЮЗОВ НА 2002-2003 ГОДЫ ОТ 21.03.2002 (ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В ГУ ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ МО 21.03.2002 N 08/02)

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


   Зарегистрировано в ГУ по труду
   и социальным вопросам МО 21.03.2002 N 08/02
   ___________________________________________________________________
   
                              СОГЛАШЕНИЕ
                         от 21 марта 2002 года
                                   
         МЕЖДУ АДМИНИСТРАЦИЕЙ Г. ЩЕРБИНКИ, СОВЕТОМ ДИРЕКТОРОВ
           ПРЕДПРИЯТИЙ И КООРДИНАЦИОННЫМ СОВЕТОМ ПРОФСОЮЗОВ
                           НА 2002-2003 ГОДЫ
   
       Мы,  нижеподписавшиеся полномочные представители  администрации
   г.   Щербинки  (далее  -  Администрация),  Координационного  совета
   профсоюзов  (далее  -  Профсоюзы),  Совета  директоров   (далее   -
   Работодатели),  в соответствии с Конституцией Российской  Федерации
   и  руководствуясь нормами действующего законодательства  Российской
   Федерации  и  Московской  области,  в  целях  создания  необходимых
   условий  для  экономического развития  г.  Щербинки,  социальной  и
   правовой  защиты  населения  г. Щербинки  на  основе  практического
   внедрения  принципов  социального партнерства  заключили  настоящее
   соглашение.
       Соглашение  является  правовым актом, устанавливающим  основные
   принципы  регулирования социально-трудовых отношений в г. Щербинке,
   решения   связанных   с   ними   вопросов   социально-экономической
   политики.   Обязательства   и   гарантии,   включенные   в   данное
   соглашение,  являются  минимальными и  не  могут  быть  изменены  в
   сторону    снижения   социальной   и   экономической   защищенности
   работников.
       Обязательства Работодателей принимают на себя также две  другие
   стороны в той мере, в которой они осуществляют свои функции.
       Стороны    оказывают   всестороннее   содействие   коллективам,
   развивающим   принципы  социального  партнерства,  и  совместно   с
   профсоюзами и работодателями способствуют:
       -  решению вопросов защиты социально-трудовых, гражданских прав
   и   гарантий   работающих,   снижения  напряженности   в   трудовых
   коллективах  через  заключение  коллективных  договоров  в   каждой
   организации с их уведомительной регистрацией;
       -   разрешению  коллективных  трудовых  споров  с   применением
   дозабастовочных  процедур, ориентированных на достижение  сторонами
   спора соглашения.
   
             I. В области экономических, производственных
                        и социальных отношений
   
       Администрация, Работодатели:
       1.1.  Проводят активную инвестиционную и инновационную политику
   с  целью  развития  товарного  производства,  увеличения  занятости
   работоспособного   населения,  проведения  мероприятий   социальной
   защиты  граждан города, используя для этого финансово-экономические
   институты, законодательно разрешенные льготы и преференции.
       1.2.   В  целях  реализации  социально-экономических  интересов
   работников  и  жителей  города  обеспечивают  возможность   участия
   представителей  профсоюзов  в городских комиссиях,  рассматривающих
   вопросы    приватизации,   банкротства   предприятий,   обеспечения
   занятости населения.
       1.3.  Устанавливают норматив родительских взносов на содержание
   детей в детских дошкольных учреждениях.
       1.4.   Обеспечивают   продление  договоров  аренды   помещений,
   занимаемых  профсоюзными органами, детскими спортивными  школами  и
   клубами  юных  техников,  библиотеками и  другими  учреждениями  по
   внешкольной работе с предоставлением льготных тарифов.
       1.5.  Продолжают  работу  по поиску путей  преодоления  кризиса
   неплатежей и восстановления оборотных средств организаций.
       1.6. Контролируют в случаях, предусмотренных законодательством,
   выполнение  условий  договоров  купли-продажи,  сдачи   в   аренду,
   передачи   в   хозяйственное  ведение  и   оперативное   управление
   имущества  организаций социальной инфраструктуры с целью сохранения
   профиля  этих  организаций  и социальных  гарантий  их  работникам.
   Применяют   предусмотренные  законодательством  меры   возврата   в
   государственную,    муниципальную    собственность     организаций,
   нарушающих условия приватизации.
       Профсоюзы:
       1.7.   Профсоюзы  совместно  с  органами  власти  и  управления
   мобилизуют  трудящихся  на  выполнение мероприятий  по  преодолению
   экономического кризиса и снижению социальной напряженности.
       1.8.  Защищают  интересы  и  права  трудовых  коллективов   при
   приватизации и акционировании предприятий, обеспечивают участие  их
   представителей в комиссиях.
       1.9.  Осуществляют контроль и оказывают практическую  помощь  в
   заключении  коллективных договоров на предприятиях  различных  форм
   собственности.
       Стороны совместно:
       1.10.  Вырабатывают предложения в адрес органов законодательной
   и  исполнительной власти Московской области и при  необходимости  в
   органы  федерального  управления по созданию благоприятных  условий
   хозяйственной, предпринимательской деятельности, прекращению  спада
   производства,  по  разрешению  кризиса  неплатежей,  предотвращению
   задержек выплаты заработной платы.
   
      II. В целях поддержания уровня жизни, регулирования оплаты
               труда и социальной защищенности населения
   
       Администрация города:
       2.1.  Постоянно  анализирует уровень социальной  обеспеченности
   жителей   города   и   оказывает  адресную   социальную   поддержку
   малообеспеченным слоям населения.
       2.2. Обеспечивает контроль за своевременной выплатой заработной
   платы работникам бюджетной сферы.
       2.3. Обеспечивает контроль за своевременной выплатой пособий на
   детей, а также перерасчетом и доставкой пенсий населению.
       2.4.  Рассматривает  вопросы увеличения  объема  финансирования
   работникам   здравоохранения,  образования,  культуры,  социального
   обеспечения  населения,  физической  культуры  и  спорта  за   счет
   бюджетных  и  внебюджетных источников финансирования  и  предлагает
   городскому Совету для утверждения.
       2.5.  Предусматривает  ассигнования  на  питание  школьников  в
   соответствии с Законом Российской Федерации.
       2.6.  Дотирует  стоимость  путевок  в  детские  оздоровительные
   лагеря   в  соответствии  с  принятыми  Правительствами  Российской
   Федерации и области решениями.
       2.7. Устанавливает единый порядок учета граждан, нуждающихся  в
   улучшении  жилищных  условий. Выделяет работникам  бюджетной  сферы
   определенную долю квартир, построенных за счет бюджета.
       2.8.   Обеспечивает   гарантированный   объем   медицинской   и
   лекарственной  помощи  населению,  в  том  числе  инвалидам  войны,
   ветеранам в соответствии с нормативными правовыми актами.
       В области бюджетной сферы:
       2.9. Признает право в пределах выделенных из городского бюджета
   средств  распоряжаться фондом экономии оплаты труда, который  может
   быть   использован  на  увеличение  размеров  надбавок   и   доплат
   стимулирующего характера.
       2.10.  Производит оплату труда работников, удостоенных почетных
   званий  СССР,  РСФСР,  РФ  (заслуженные и  народные),  награжденных
   отраслевыми   нагрудными  знаками,  по  разрядам,   соответствующим
   высшим    квалификационным    категориям,    в    соответствии    с
   законодательством,    если   профиль   их   работы    соответствует
   удостоенным званиям.
       2.11.   Производит   оплату  труда  в  двойном   размере   либо
   компенсирует  с  предоставлением  другого  дня  отдыха  с  согласия
   работников, привлекаемых к работе в выходные и праздничные  дни  по
   письменному приказу руководителя.
       Работодатели:
       2.12.  Устанавливают  минимальный уровень  заработной  платы  в
   организациях  независимо  от форм собственности  не  ниже  величины
   среднеобластного   прожиточного  минимума.  В   организациях,   где
   минимальный  уровень  заработной платы ниже  величины  прожиточного
   минимума,   разрабатывают   совместно   с   профсоюзами   программы
   поэтапного ее увеличения.
       2.13.  Не  допускают иных, кроме денежной, видов  оплаты  труда
   работников   (натуральные   выдачи,   страхование   и   т.д.)    по
   согласованию   с   профсоюзными  комитетами  и  в  соответствии   с
   заключенными  коллективными  договорами  проводят  мероприятия   по
   комплексации влияния инфляции на реальные доходы работников.
       2.14. Выплачивают зарплату за все время отпуска не позднее  чем
   за  один  день до его начала. Если отпуск своевременно не  оплачен,
   то  время  его  начала  по желанию работника  переносится  до  дня,
   следующего после полной выплаты отпускных.
       2.15.  Предусматривают в коллективных договорах оплату  времени
   простоя  на  производстве не по вине работника не ниже двух  третей
   тарифной ставки установленного работнику разряда.
       2.16.  Работодатели предприятий всех форм собственности,  кроме
   предприятий,  где  оплата труда производится  согласно  федеральным
   законам,   обеспечивают   минимальный  уровень   заработной   платы
   работников не ниже 1000 рублей.
       Профсоюзы:
       2.17. Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов
   по  вопросам защиты их социально-экономических интересов и трудовых
   прав, в том числе при незаконных увольнениях.
       2.18.  Представляют права, интересы профсоюзных  организаций  и
   членов профсоюза в судебных, государственных органах.
       2.19. Добиваются включения в коллективные договоры установления
   минимальной   оплаты   труда  не  ниже  прожиточного   минимума   и
   возможностей  компенсации  влияния  инфляции  на  реальные   доходы
   работников.
       2.20.  Участвуют в организации оздоровительного отдыха детей  и
   подростков в загородных и городских лагерях.
       2.21.   Осуществляют  общественный  контроль   за   соблюдением
   законодательных и иных нормативных актов по труду.
       Стороны совместно:
       2.22.  Принимают меры по сохранению оздоровительных, культурно-
   просветительных   и   спортивных   сооружений,    в    том    числе
   специализированных детских спортивных юношеских школ.
       2.23.     Принимают     меры    по    недопущению     закрытия,
   перепрофилирования  и  использования не  по  назначению  социально-
   бытовых,  культурных и спортивных объектов организаций города  всех
   форм  собственности:  детских дошкольных организаций,  баз  отдыха,
   спортсооружений, детско-юношеских спортивных школ, клубов, домов  и
   дворцов культуры, библиотек.
       2.24.  Не  допускают  снижения  уровня  оздоровления  детей   и
   подростков  в  летний  период  по  сравнению  с  предыдущим  годом.
   Определяют  часть  стоимости  путевки,  оплачиваемую  из  семейного
   бюджета, в размере не выше 10% ее стоимости.
       2.25.  Осуществляют контроль и ставят вопрос  о  привлечении  к
   ответственности  в  соответствии  с  действующим  законодательством
   работодателей, допускающих задержки заработной платы.
   
          III. В целях обеспечения занятости и предотвращения
                         массовой безработицы
                                   
       Администрация города:
       3.1.   Систематически   анализирует  положение   с   состоянием
   безработицы,   доводит   до  населения  через   средства   массовой
   информации сведения о состоянии рынка труда.
       3.2.  В целях оказания содействия занятости отдельных категорий
   граждан,  особо нуждающихся в защите, предусматривает  квотирование
   рабочих мест на предприятиях и в организациях города независимо  от
   форм собственности (по согласованию с работодателями).
       3.3.   Информирует  раз  в  полугодие  координационный  комитет
   содействия  занятости, профсоюзы и предпринимателей (работодателей)
   об использовании фонда занятости населения.
       3.4.    При    осуществлении    приватизации    и    проведении
   реорганизационных  процедур  организаций  не  допускает   массового
   высвобождения работников.
       Работодатели:
       3.5.   Предоставляют   высвобождаемым  работникам   возможность
   переобучения  новым  профессиям  до наступления  срока  расторжения
   трудового договора.
       3.6.  Обеспечивают соблюдение квот рабочих мест для  приема  на
   работу   граждан,   особо  нуждающихся  в  специальной   защите   и
   испытывающих трудности в трудоустройстве.
       3.7.   При   угрозе   массового   высвобождения   предпринимают
   согласованные   меры,   направленные  на   уменьшение   численности
   работников,  подлежащих увольнению (приостановление найма,  перевод
   на  режим неполного рабочего времени и другие), и не менее  чем  за
   три месяца уведомляют соответствующий профсоюзный орган.
       3.8.   Обеспечивают  включение  в  колдоговоры   и   соглашения
   мероприятий,  направленных  на  сохранение  и  увеличение   объемов
   работ,    числа   рабочих   мест,   переподготовку   высвобождаемых
   работников,   предоставление   им   льгот   и   компенсаций   сверх
   установленных   законодательством,  предусмотрев   их   достаточное
   финансирование.
       3.9.  Заключают  трудовой договор (контракт) с  работниками  на
   неопределенный      срок,     кроме     случаев,      установленных
   законодательством.
       Профсоюзы:
       3.10.  Предусматривают  в коллективных  договорах,  соглашениях
   оказание     материальной    поддержки    работникам,    подлежащим
   высвобождению,  сохранение  за  ними существующих  на  предприятиях
   социальных гарантий.
       3.11.  Оказывают бесплатную консультационную и правовую  помощь
   членам профсоюза по вопросам занятости.
       3.12.  Участвуют в работе координационного комитета  содействия
   занятости населения.
       3.13.  Добиваются  через отраслевые соглашения  и  коллективные
   договоры организаций:
       -  сохранения  и  создания рабочих мест, в том числе  для  лиц,
   требующих социальной защиты;
       -  обеспечения и предоставления дополнительных льгот и гарантий
   для высвобождающихся работников;
       -  создания необходимых условии для подготовки, переобучения  и
   повышения  квалификации  работников,  в  том  числе  намеченных   к
   высвобождению.
       Стороны совместно:
       3.14.  Обеспечивают разработку и реализацию Программы занятости
   населения г. Щербинки.
       3.15.  Содействуют выплате компенсаций не менее  установленного
   законодательством размера оплаты труда работникам, переведенным  на
   неполную  рабочую неделю или неполный рабочий день или  находящимся
   в вынужденных отпусках.
       3.16.  Разрабатывают комплекс дополнительных мер по  социальной
   поддержке   работников   в   условиях   применения   процедур   при
   несостоятельности (банкротстве) предприятий.
       3.17.   Организуют  занятость  безработной  молодежи  в   форме
   "молодежной политики".
       3.18.    Проводят    независимую    экспертизу    экономической
   обоснованности    и    целесообразности    предстоящих     массовых
   высвобождений в организациях любой формы собственности.
       3.19.  Обеспечивают участие представителей профсоюзов в  работе
   постоянно    действующих    комиссий,    рассматривающих    вопросы
   приватизации, банкротства, обеспечения занятости и другие.
   
        IV. В целях улучшения условий, охраны труда и экологии
   
       Администрация:
       4.1.  Организует  работу  городской  комиссии  по  обучению   и
   проверке  знаний  по  вопросам охраны труда и  оказывает  помощь  в
   создании   и   работе  аналогичных  комиссий  на   предприятиях   и
   организациях города.
       4.2.   Обеспечивает  подготовку  отзывов  или   заключений   по
   соблюдению    организациями-соискателями   разрешений    (лицензий)
   законодательных и иных нормативных актов об охране труда.
       4.3.   Ежеквартально  информируют  совет  профсоюзов  обо  всех
   происшедших   смертельных  и  групповых   несчастных   случаях   на
   производстве.
       4.4.  Выделяет  средства на охрану труда  (молоко,  спецодежду,
   индивидуальные   средства   защиты)   в   объеме,   предусмотренном
   бюджетом.
       4.5.  Осуществляет меры по реализации системы  государственного
   управления охраной и условиями труда на предприятиях города.
       4.6.    Оказывает    организационно-методическую    помощь    в
   деятельности   всех   органов,   заинтересованных   в    реализации
   государственной политики в области охраны и условий труда, а  также
   работодателей и общественных объединений работников.
       4.7.   Организует  работу  по  совершенствованию   деятельности
   городского Координационного совета и условий труда.
       4.8.   Осуществляет  контроль  за  правильным   и   эффективным
   использованием  государственных  и  иных  средств,  выделяемых   на
   обеспечение здоровых и безопасных условий труда.
       Работодатели:
       4.9.   Обеспечивают  включение  в  колдоговоры   и   соглашения
   мероприятий   по   охране   труда,  предусмотрев   их   достаточное
   финансирование.
       4.10.     Обеспечивают    организацию    горячего,     лечебно-
   профилактического питания работников предприятий и  организаций,  в
   том  числе  льготного  и  бесплатного, в  объемах,  предусмотренных
   колдоговорами.
       4.11.    Предусматривают    в    колдоговорах    предоставление
   оплачиваемого  времени работы уполномоченных профсоюзных  комитетов
   и  комиссий  для  выполнения возложенных  на  них  обязанностей  по
   контролю за состоянием и условиями охраны труда.
       4.12.  Информируют соответствующие профсоюзные органы обо  всех
   несчастных случаях, происшедших на производстве.
       4.13.   Не   допускают  к  работе  лиц,  включая  руководителей
   подразделений,  не  имеющих необходимой  подготовки,  не  прошедших
   обучение-инструктаж по охране труда.
       4.14.  Обеспечивают проведение медицинских осмотров  работающих
   при  их  поступлении на работу и периодических медицинских осмотров
   в соответствии с действующим законодательством.
       4.15.  Принимают  меры  по  выводу из эксплуатации  морально  и
   физически  изношенного оборудования, угрожающего жизни  и  здоровью
   работающих, загрязнению окружающей среды.
       4.16.    Не    допускают    работу   производств,    нарушающих
   природоохранное законодательство.
       4.17.  Обеспечивают  соблюдение требований Федерального  закона
   "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
       4.18.   Сообщают   обо  всех  происшествиях  на   производстве,
   смертельных,   групповых   и   тяжелых   несчастных    случаях    в
   установленном  порядке  в  органы,  предусмотренные  Положением   о
   расследовании и учете несчастных случаев на производстве.
       Профсоюзы:
       4.19.  Взаимодействуют с органами надзора и контроля Московской
   области  по  осуществлению  контроля за соблюдением  работодателями
   Федерального   закона  "Об  основах  охраны  труда   в   Российской
   Федерации".
       4.20.  Подготавливают  методические  рекомендации  профсоюзному
   активу  организаций  по  осуществлению  общественного  контроля  за
   соблюдением правил и норм по охране труда и экологии.
       4.21.  Проводят  выборы  уполномоченных  (доверенных)  лиц   от
   профкома или трудового коллектива по охране труда.
       4.22.   Содействуют   включению  в  коллективные   договоры   и
   соглашения  обязательств  работодателя  по  возмещению  ущерба   от
   несчастных  случаев  на  производстве,  компенсаций  за  вредные  и
   тяжелые    условия   труда,   обеспечение   работающих   средствами
   индивидуальной защиты.
       Стороны совместно:
       4.23. Обеспечивают реализацию требований Основ законодательства
   Российской Федерации об охране труда.
       4.24. Принимают меры по созданию комитетов (комиссий) по охране
   труда на предприятиях и в организациях.
       4.25.  Совершенствуют систему охраны и условий труда женщин  на
   производстве.
       4.26.  Рассматривают по итогам года состояние  условий,  охраны
   труда,   производственного  травматизма   и   принимают   меры   по
   обеспечению здоровых и безопасных условий труда на производстве.
       4.27. Организуют подготовку и проведение:
       - Дней защиты от экологической опасности на территории города;
       - Дней охраны труда;
       - совместных семинаров, совещаний, "круглых столов" по вопросам
   охраны и условий труда с руководителями, специалистами.
   
               V. В области обеспечения конструктивного
               взаимодействия и социального партнерства
   
       Администрация:
       5.1.  Обеспечивает  в  установленном законодательством  порядке
   регистрацию   коллективных   договоров   организаций,    отраслевых
   тарифных соглашений и организует контроль за их выполнением.
       5.2. Способствует предотвращению коллективных трудовых споров и
   своевременному их разрешению.
       Работодатели:
       5.3. Сохраняют существующий порядок перечисления профвзносов на
   предприятиях и в учреждениях по безналичному расчету с  письменного
   согласия работников.
       5.4.  Обеспечивают условия для уставной деятельности профсоюзов
   и   их   выборных   органов  в  организациях   независимо   от   их
   организационно-правовых форм, вида собственности.
       5.5.   Признают   коллективные  договоры  важным   инструментом
   поддержания  социального  мира  и  способствуют  заключению  их   в
   организациях и на предприятиях всех форм собственности.
       5.6.   В   течение   месяца   рассматривают   все   требования,
   предложения,  внесенные на профсоюзных конференциях (собраниях),  и
   при необходимости принимают меры к их реализации в согласованные  с
   профсоюзными комитетами сроки.
       5.7.  Предусматривают  в  соглашениях и колдоговорах  выделение
   средств   на  оплату  труда  освобожденным  работникам  профсоюзных
   комитетов независимо от форм собственности.
       5.8.  Перечисляют профсоюзам средства на проведение  социально-
   культурной  работы в организациях, предусмотрев это в  коллективных
   договорах.
       5.9.   Сбор   членских   взносов   осуществляется   в   порядке
   безналичного   перечисления  на  текущий   счет   профорганизациями
   одновременно с выдачей средств на зарплату.
       Профсоюзы:
       5.10.  Организуют обучение председателей профкомов по  вопросам
   правового  регулирования  трудовых отношений,  практике  заключения
   коллективных   договоров  и  соглашений   на   предприятиях   и   в
   организациях города.
       5.11.   Не   выступают  организаторами  забастовок   в   случае
   выполнения    Администрацией    и   Работодателями    обязательств,
   предусмотренных  в  настоящем  соглашении,  а  также  в  отраслевых
   соглашениях и коллективных договорах.
       Стороны совместно обязуются:
       5.12.  Принимать решения по вопросам, включенным в  соглашение,
   после   консультаций  на  уровне  трехсторонней  комиссии  в  целях
   регулирования   возникающих   социально-трудовых   разногласий    и
   конфликтов.
       5.13.   Официально  информировать  друг  друга  о   принимаемых
   решениях  и нормативных актах по вопросам, включенным в соглашение,
   другим  социально-экономическим  вопросам,  затрагивающим  интересы
   трудовых коллективов предприятий и организаций.
       5.14.   Оказывать   практическое  и   методическое   содействие
   заключению    колдоговоров,   соглашений   на   уровне    отраслей,
   предприятий   города,   наделенных   правами   юридического   лица,
   независимо от форм собственности.
       5.15.   Вносить   изменения  и  дополнения   в   соглашение   в
   соответствии с действующим законодательством.
       Соглашение  вступает в силу со дня подписания его  сторонами  и
   действует до заключения нового (не более 3 лет).
       Текст  соглашения публикуется в газете "Щербинский  вестник"  в
   срок до 10 апреля 2002 года.
   
                                                     Глава г. Щербинки
                                                          С.А. Дубинин
   
                                                          Председатель
                                    Координационного совета профсоюзов
                                                          Т.П. Петрова
   
                                                    Директор ОАО "ЩЛЗ"
                                                          М.А. Ваксман
   
                                                  Генеральный директор
                                                 МУП "ЖКХ г. Щербинки"
                                                         А.И. Степанов
   
                                                     ГУП ВНИИЖТ МПС РФ
                                       Филиал Экспериментальное Кольцо
                                                        А.А. Еремушкин
   
                                      Генеральный директор ОАО "ЩЗЭПО"
                                                           Е.В. Бычков
   
                                                          Директор ООО
                                  "Производственная компания СТАРТ 99"
                                                          А.В. Хаустов
   
                                             Директор предприятия ФГУП
                                           "Московское государственное
                                        лесоустроительное предприятие"
                                                        "Мослеспроект"
                                                            М.А. Сумин
   
                                                        Директор фирмы
                                                   ООО "Фирма Энсибет"
                                                          А.Д. Яковлев
   
                                                          Директор ООО
                                               "Дом торговли Щербинка"
                                                         Т.В. Ломакина
   
                                              Директор ООО "Россиянка"
                                                           Г.Г. Фокина
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
Разное