МНС РОССИИ
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 7 мая 2004 г. N 20-19/04330
Управление МНС по Ленинградской области направляет следующие
разъяснения:
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 54-
ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) все организации и
индивидуальные предприниматели обязаны применять на территории
России контрольно-кассовую технику (ККТ) при наличных денежных
расчетах и (или) расчетах по платежным картам в случаях продажи
товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Кроме того, статьей 5 вышеназванного закона закреплена
обязанность таких лиц выдавать покупателям в момент оплаты
кассовые чеки, отпечатанные ККТ. В случае если покупатель по
доверенности выступает от имени юридического лица или покупателем
является индивидуальный предприниматель, таким покупателям
налогоплательщики обязаны на основании пункта 3 статьи 168 НК РФ
помимо кассового чека выставлять счета-фактуры.
Согласно изменениям, внесенным постановлением Правительства РФ
от 16.02.2004 N 84 в Правила ведения журналов учета полученных и
выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, в состав
показателей счета-фактуры внесено дополнение для отражения в 5
строке счета-фактуры реквизитов кассового чека.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты
производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами
при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и
документов, подтверждающих уплату сумм налога. Сумма НДС должна
быть выделена в счете-фактуре, расчетных документах отдельной
строкой.
Пунктом 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ предусмотрено, что
организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять
наличные денежные расчеты без применения ККТ в случае оказания
услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков
строгой отчетности. Приходный кассовый ордер бланком строгой
отчетности не является.
В условиях действия Закона N 54-ФЗ квитанции к приходному
кассовому ордеру с выделенной в ней отдельной строкой суммой НДС
недостаточно для принятия указанной суммы налога к вычету.
2. При исчислении ЕСН согласно статье 236 главы 24 НК РФ
объектом налогообложения единым социальным налогом для
налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам,
признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые
налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и
гражданско-правовым договорам, предметом которых является
выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений,
выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по
авторским договорам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 236 НК РФ не признаются
объектом налогообложения выплаты и вознаграждения, если они не
отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на
прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Согласно пункту 2 статьи 346.11 главы 26.2 НК РФ применение
упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает
замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество
организаций и единого социального налога уплатой единого налога,
исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций
за налоговый период.
Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему
налогообложения в соответствии с главой 26.2 НК РФ, не формируют
налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций, и действие
пункта 3 статьи 236 НК РФ на произведенные налогоплательщиком
выплаты в пользу физических лиц не распространяется.
3. В соответствии со статьей 252 Налогового кодекса Российской
Федерации при расчете налогооблагаемой прибыли расходами
признаются только те расходы, которые обоснованны и документально
подтверждены.
При этом под обоснованными расходами понимаются экономически
оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под
документально подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные документами, оформленными в соответствии с
законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые
затраты при условии, что они произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
Каких-либо различий для выполнения выше названного требования в
зависимости от применяемого налогоплательщиком метода учета
доходов и расходов (начисления или кассовый) в Налоговом кодексе
не предусмотрено.
Таким образом, для ответа на заданный вопрос надо установить,
являются ли перечисленные выше документы, оформленными в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следует иметь в виду, что порядок применения контрольно-
кассовых машин определен Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт".
В статье 2 этого закона предусмотрены только два случая, когда
не могут применяться контрольно-кассовые машины:
1) Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии
с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации,
могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с
использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой
техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими
соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности,
приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения
и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
До выхода соответствующих актов Правительства Российской
Федерации в связи с Федеральным законом действуют утвержденные
(постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993
г. N 745) Минфином России по согласованию с Государственной
межведомственной комиссией по контрольно-кассовым машинам формы
документов строгой отчетности (квитанции, путевки, билеты, талоны
и т.п.), которые подлежат использованию при расчетах с населением
для учета наличных денежных средств. Приходный кассовый ордер к
документам строгой отчетности не относится.
2) Организации и индивидуальные предприниматели в силу
специфики своей деятельности либо особенностей своего
местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и
(или) расчеты с использованием платежных карт без применения
контрольно-кассовой техники при осуществлении видов деятельности,
перечень которых приведен в пункте 3 данной статьи. Оплата
поставщику произведенных им затрат в данном перечне не
предусмотрена.
Следовательно, отсутствие кассового чека позволяет сделать
вывод о том, что не соблюдается требование статьи 252 Налогового
кодекса Российской Федерации в части необходимости подтверждения
понесенных расходов документами, оформленными в соответствии с
законодательством Российской Федерации. Поэтому расходы по оплате
поставщику стоимости оказанных услуг наличными денежными
средствами в случае отсутствия кассового чека не могут быть учтены
в составе расходов, принимаемых при расчете налогооблагаемой
прибыли.
4. В соответствии со статьей 346.16 Налогового кодекса
Российской Федерации при определении объекта налогообложения
налогоплательщик единого налога, уплачиваемого при применении
упрощенной системы налогообложения, уменьшает полученные доходы на
расходы, в том числе на расходы на обязательное страхование
работников и имущества, в порядке, предусмотренном статьей 263
Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании п. 2 ст. 263 НК РФ расходы по обязательным видам
страхования (установленные законодательством Российской Федерации)
включаются в состав расходов в пределах страховых тарифов,
утвержденных в соответствии с законодательством Российской
Федерации и требованиями международных конвенций. Если такие
тарифы не утверждены, расходы по обязательному страхованию
включаются в состав расходов в размере фактических затрат.
В соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об
обязательном страховании гражданской ответственности владельцев
транспортных средств" (вступает в силу с 01.07.2003) страхование
гражданской ответственности владельцами транспортных средств
является обязательным и всеобщим. Обязанность по страхованию
гражданской ответственности распространяется на владельцев всех
используемых на территории Российской Федерации транспортных
средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4
статьи 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ.
Таким образом, расходы по обязательному страхованию гражданской
ответственности относятся на расходы, которые уменьшают доходы при
упрощенной системе налогообложения, за исключением добровольного
страхования, в том числе и (в соответствии с Федеральным законом
от 25.04.2002 N 40-ФЗ) добровольного страхования на случай
недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для
полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или
имуществу потерпевших, а также на случай наступления
ответственности, не относящейся к страховому риску по
обязательному страхованию (пункт 2 ст. 6 Федерального закона от
25.04.2002 N 40-ФЗ).
Обращаем внимание, что в соответствии с п. 2 ст. 8
вышеназванного Федерального закона страховые тарифы по
обязательному страхованию (их предельные уровни), структура
страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при
определении страховой премии по договору обязательного страхования
устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии
с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ.
Заместитель руководителя
Управления МНС РФ
по Ленинградской области
советник налоговой службы РФ I ранга
Е.Г.Опарина
|