Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЯ МНС РФ ПО Г. МОСКВЕ ОТ 13.01.2004 N 21-09/01610 ОБ УЧЕТЕ НДС ПРИ ОТСУТСТВИИ СЧЕТА-ФАКТУРЫ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


             УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                   ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
                                   
                                ПИСЬМО
                  от 13 января 2004 г. N 21-09/01610
   
       Вопрос:    Организация,    применяющая    упрощенную    систему
   налогообложения   с  выбранным  объектом  налогообложения   доходы,
   уменьшенные  на  величину  расходов,  просит  дать  разъяснения  по
   следующему вопросу.
       При  оплате товарно-материальных ценностей и услуг за  наличный
   расчет организация в качестве первичного документа получает чек.  В
   чеке  сумма  НДС  выделена отдельной строкой. Счет-фактура  к  чеку
   отсутствует.  В  товарном чеке НДС не всегда  выделяется  отдельной
   строкой.
       Учитывая,  что счет-фактура - это документ, необходимый  только
   для  предоставления вычета в соответствии с главой 21 НК РФ,  и  на
   налогоплательщиков,      применяющих       упрощенную       систему
   налогообложения, глава 21 НК РФ не распространяется, правомерно  ли
   учитывать  в  расходах,  уменьшающих  налоговую  базу  по   единому
   налогу,  сумму НДС при условии отсутствия счета-фактуры в  случаях,
   когда:
       -  сумма  НДС выделена отдельной строкой в кассовом и  товарном
   чеках;
       - сумма НДС выделена отдельной строкой только в кассовом чеке;
       -  сумма НДС выделена в квитанции к приходному кассовому ордеру
   и товарной накладной?
   
       Ответ:
                                   
       При   определении  объекта  налогообложения  налогоплательщики,
   выбравшие  в  качестве объекта налогообложения доходы,  уменьшенные
   на    величину   расходов,   уменьшают   полученные    доходы    на
   предусмотренные  подп.  8  п.  1  ст.  346.16  Налогового   кодекса
   Российской  Федерации (далее - НК РФ) расходы в виде  суммы  налога
   на  добавленную  стоимость  по  приобретаемым  товарам  (работам  и
   услугам).
       Указанные  расходы согласно п. 2 ст. 346.16 НК  РФ  принимаются
   при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252  НК
   РФ,  и  согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ после их фактической оплаты.
   При  этом  понесенные  налогоплательщиком расходы  принимаются  при
   наличии  платежных  документов, акта  приемки-передачи  выполненных
   работ,  акта  об  оказании  услуг и т.д. В отношении  обязательного
   наличия  счетов-фактур для принятия предусмотренных подп.  8  п.  1
   ст.  346.16  НК  РФ  расходов  в виде сумм  налога  на  добавленную
   стоимость  по приобретаемым товарам (работам и услугам)  необходимо
   учитывать следующее.
       Письмом  МНС  России  от 10.10.2003 N 03-1-08/2963/11-АЛ268  "О
   порядке выставления счетов-фактур и налоговых вычетах по налогу  на
   добавленную  стоимость в связи с принятием Федерального  закона  от
   22.05.2003  N  54-ФЗ" разъяснено, что в соответствии с  Федеральным
   законом  от  22.05.2003  N 54-ФЗ "О применении  контрольно-кассовой
   техники  при  осуществлении  наличных  денежных  расчетов  и  (или)
   расчетов  с использованием платежных карт" (далее - Закон N  54-ФЗ)
   организации    (за    исключением    кредитных    организаций)    и
   индивидуальные   предприниматели,  применяющие  контрольно-кассовую
   технику,  обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении
   наличных  денежных  расчетов  и  (или)  расчетов  с  использованием
   платежных  карт  в  момент оплаты отпечатанные  контрольно-кассовой
   техникой кассовые чеки.
       При  этом  необходимо  отметить, что  в  постановлении  Пленума
   Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003  N  16
   "О   некоторых   вопросах   практики  применения   административной
   ответственности,  предусмотренной статьей 14.5  Кодекса  Российской
   Федерации   об  административных  правонарушениях  за  неприменение
   контрольно-кассовых машин" указывается, что ст. 2  Закона  N  54-ФЗ
   на   всех   юридических   лиц  и  индивидуальных   предпринимателей
   возложена обязанность при осуществлении наличных денежных  расчетов
   применять контрольно-кассовую технику.
       Исходя  из  положений Закона N 54-ФЗ, сферой его  регулирования
   являются  наличные денежные расчеты независимо от  того,  кто  и  в
   каких целях совершает покупки (заказывает услуги).
       Поэтому  следует  иметь в виду, что контрольно-кассовые  машины
   подлежат  применению  и  в  тех случаях,  когда  наличные  денежные
   расчеты   осуществлялись  с  индивидуальным  предпринимателем   или
   организацией (покупателем, клиентом).
       Пунктом 3 ст. 168 НК РФ установлено, что при реализации товаров
   (работ,   услуг)  выставляются  соответствующие  счета-фактуры   не
   позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения  работ,
   оказания услуг).
       В  соответствии  с  п. 7 указанной выше статьи  при  реализации
   товаров   за   наличный  расчет  организациями  (предприятиями)   и
   индивидуальными    предпринимателями    розничной    торговли     и
   общественного    питания,    а   также    другими    организациями,
   индивидуальными    предпринимателями,   выполняющими    работы    и
   оказывающими платные услуги непосредственно населению,  требования,
   установленные  пунктами  3  и  4  ст.  168  НК  РФ,  по  оформлению
   расчетных   документов   и   выставлению  счетов-фактур   считаются
   выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или  иной
   документ установленной формы.
       Согласно  ст. 492 Гражданского кодекса Российской Федерации  по
   договору    розничной   купли-продажи   продавец,    осуществляющий
   предпринимательскую  деятельность по  продаже  товаров  в  розницу,
   обязуется  передать покупателю товар, предназначенный для  личного,
   семейного,  домашнего  или  иного использования,  не  связанного  с
   предпринимательской деятельностью.
       Таким  образом, изложенная выше норма НК РФ в части  реализации
   товаров  организациями  розничной  торговли  применяется  только  в
   случае,  если указанные товары приобретаются для использования,  не
   связанного с предпринимательской деятельностью.
       Также следует отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 169 НК РФ
   счета-фактуры  не  составляются  налогоплательщиками  по  операциям
   реализации    ценных   бумаг   (за   исключением    брокерских    и
   посреднических услуг), а также банками, страховыми организациями  и
   негосударственными пенсионными фондами по операциям, не  подлежащим
   обложению  налогом  на  добавленную  стоимость  (освобождаемым   от
   налогообложения)  в  соответствии  со  ст.  149   НК   РФ.   Других
   исключений НК РФ не предусмотрено.
       Следовательно, в случае если покупатель согласно представленной
   доверенности  выступает  от  имени  юридического  лица   или   если
   покупателем  является индивидуальный предприниматель, представивший
   свидетельство  о  государственной  регистрации,  то   есть   товары
   приобретаются  для  использования, связанного с предпринимательской
   деятельностью,   налогоплательщики  (организации  и  индивидуальные
   предприниматели)  обязаны в установленном НК  РФ  порядке  выдавать
   счета-фактуры.
       В  соответствии  с  п. 1 ст. 168 НК РФ при  реализации  товаров
   (работ,  услуг)  налогоплательщик  дополнительно  к  цене  (тарифу)
   реализуемых  товаров  (работ, услуг)  обязан  предъявить  к  оплате
   покупателю  этих  товаров  (работ,  услуг)  соответствующую   сумму
   налога на добавленную стоимость.
       Согласно  п.  6  ст. 168 НК РФ при реализации  товаров  (работ,
   услуг)  населению  по  розничным  ценам  (тарифам)  соответствующая
   сумма  налога на добавленную стоимость включается в указанные  цены
   (тарифы).  При  этом  на  ярлыках товаров и ценниках,  выставляемых
   продавцами,  а  также  на  чеках  и  других  выдаваемых  покупателю
   документах  сумма  налога  не выделяется.  Указанная  норма  НК  РФ
   применяется  в случае реализации товаров (работ, услуг)  населению.
   Таким  образом,  при  реализации организациями  розничной  торговли
   товаров   (работ,   услуг)  юридическим  лицам   и   индивидуальным
   предпринимателям запрета на выделение соответствующей суммы  налога
   на добавленную стоимость НК РФ не установлено.
       Пунктом  1  ст.  346.24 НК РФ определено, что налогоплательщики
   обязаны   вести  налоговый  учет  показателей  своей  деятельности,
   необходимых  для исчисления налоговой базы и суммы единого  налога,
   на основании книги учета доходов и расходов.
       В   соответствии  с  пунктами  1.1  и  1.2  Порядка   отражения
   хозяйственных   операций   в  книге  учета   доходов   и   расходов
   организаций    и   индивидуальных   предпринимателей,   применяющих
   упрощенную  систему  налогообложения,  утвержденного  приказом  МНС
   России   от   28.10.2002   N   БГ-3-22/606   (далее   -   Порядок),
   налогоплательщики отражают все хозяйственные операции  за  отчетный
   (налоговый)   период   в   книге  учета  доходов   и   расходов   в
   хронологической  последовательности на основе первичных  документов
   позиционным   способом.   Налогоплательщики   должны   обеспечивать
   полноту,  непрерывность  и достоверность  учета  показателей  своей
   деятельности,  необходимых для исчисления налоговой  базы  и  суммы
   единого налога.
       Учитывая изложенное, а также требования п. 1 ст. 252 НК РФ,  п.
   2  ст.  346.17  НК РФ и пунктов 1.1 и 1.2 Порядка,  уменьшение  для
   целей  налогообложения  полученных  налогоплательщиком  доходов  на
   предусмотренные подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ расходы в  виде  сумм
   налога  на добавленную стоимость по приобретаемым товарам  (работам
   и  услугам)  производятся  на основании документов,  подтверждающих
   фактическую  уплату  сумм  налога,  и  счетов-фактур,  выставленных
   продавцами  при  приобретении  налогоплательщиком  товаров  (работ,
   услуг),  и  при условии признания самих произведенных расходов,  то
   есть   при   наличии  товарных  накладных,  актов  приемки-передачи
   выполненных работ, актов об оказании услуг.
   
                                                           Заместитель
                                               руководителя Управления
                                     советник налоговой службы I ранга
                                                         Л.Я. Сосихина
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
Разное