Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 09.11.2000 N ГКПИ00-1204 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ПУНКТОВ 5, 13, 14, 15 И 17 "ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В ПРЕДЕЛАХ ПОЛОСЫ ОТВОДА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ", УТВ. ПРИКАЗОМ МПС РФ ОТ 15.05.1999 N 26Ц

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                   от 9 ноября 2000 г. N ГКПИ00-1204
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд РФ в составе:
   
       Председательствующего                           Редченко Ю.Д.,
       при секретаре                                    Дончило В.В.,
       с участием прокурора                           Масаловой Л.Ф.,
   
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   заявлению  Комитета  по  управлению городским  имуществом  Санкт  -
   Петербурга, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству  Санкт
   -  Петербурга, ООО "Северо - западная продовольственная  компания",
   ПО  "Нарвский рынок", ООО "Лиговское", ООО "Красносельское"  и  ООО
   "Ямса"  о признании недействительными пунктов 5, 13, 14,  15  и  17
   "Положения    о    порядке   использования   земель    федерального
   железнодорожного  транспорта  в  пределах  полосы  отвода  железных
   дорог", утвержденного Приказом МПС РФ от 15 мая 1999 г. N 26ц,
   
                              установил:
   
       заявители  обратились  в  Верховный Суд  РФ  с  указанным  выше
   требованием,  сославшись на то, что оспариваемые  пункты  Положения
   противоречат  ст. 5 ФЗ "О федеральном железнодорожном  транспорте",
   Гражданскому  и  Земельному  кодексам  РФ,  а  также  "Положению  о
   Министерстве  путей  сообщения  РФ",  утвержденному  Постановлением
   Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 848.
       В  жалобе  при  этом, в частности, указывают  на  то,  что  при
   принятии  Положения  МПС  РФ  вышло за пределы  своей  компетенции,
   поскольку  законом  ему не предоставлено право  распоряжаться,  как
   это  следует  из  оспариваемых  пунктов,  землями  железнодорожного
   транспорта, в результате чего неправомерно нарушаются  их  права  и
   законные   интересы  при  решении  вопросов  о  пользовании   этими
   землями.
       В  судебном  заседании  представители заявителей  Петров  Д.В.,
   Сташок  О.В.,  Филатов  В.Д. и Керн В.А.  предъявленное  требование
   поддержали.
       Представители МПС РФ Попов В.В., Китаев Н.А. и Горбунова  А.В.,
   Министерства юстиции РФ Меркулова Л.Я. и Жданова Т.А. с  заявленным
   требованием  не  согласились  и  просили  об  оставлении  его   без
   удовлетворения,   сославшись  на  то,   что   оспариваемые   пункты
   Положения  приняты МПС в пределах своих полномочий и в соответствии
   с действующим законодательством Российской Федерации.
       Выслушав  объяснения представителей заявителей,  представителей
   заинтересованных  лиц,  исследовав  материалы   дела   и   заслушав
   заключение  прокурора Генеральной прокуратуры  РФ  Масаловой  Л.Ф.,
   полагавшей  в  удовлетворении  заявления  отказать,  Верховный  Суд
   Российской  Федерации находит его не подлежащим  удовлетворению  по
   следующим основаниям.
       В  соответствии  с  п.  п. 1 и 2 ст. 5 Федерального  закона  "О
   федеральном  железнодорожном транспорте"  землями  железнодорожного
   транспорта  являются  земли федерального значения,  предоставляемые
   безвозмездно    в    постоянное   (бессрочное)   пользование    его
   предприятиям  и  учреждениям для осуществления возложенных  на  них
   специальных  задач. К землям железнодорожного транспорта  относятся
   земли,  отведенные  под  железнодорожные пути  и  станции  (включая
   полосу  отвода),  а также под защитные и укрепительные  насаждения,
   строения,  здания,  сооружения  и  иные  объекты,  необходимые  для
   эксплуатации  и  реконструкции железных дорог с учетом  перспективы
   их развития.
       Порядок  использования  земель  железнодорожного  транспорта  в
   пределах    полосы   отвода   определяется   федеральным    органом
   исполнительной  власти  в  области  железнодорожного  транспорта  с
   учетом требований земельного законодательства РФ.
       С учетом приведенной нормы Закона Министерством путей сообщения
   РФ  Приказом  от 15 мая 1999 г. N 26ц было утверждено  Положение  о
   порядке    использования   земель   федерального   железнодорожного
   транспорта   в  пределах  полосы  отвода  железных  дорог"   (далее
   Положение),  из  содержания оспариваемых пунктов которого  следует,
   что  установление  границ и размеров полосы  отвода,  пересмотр  ее
   границ  и  размеров,  изъятие временно  не  используемых  земельных
   участков  и  т.п. осуществляется уполномоченными на то органами  по
   согласованию   с   железными  дорогами  в  порядке,   установленном
   законодательством РФ.
       Согласование  предоставления земельного участка или  размещения
   объекта  в  полосе  отвода, а также договоры о срочном  пользовании
   земельными   участками  между  железными  дорогами   и   временными
   пользователями  оформляется  железной  дорогой  в  месячный   срок.
   Договоры об этом подлежат учету железной дорогой.
       Возмещение  расходов,  связанных  с  содержанием  и  улучшением
   земельных   участков,  осуществляется  в  порядке,  предусмотренном
   договорами в соответствии с законодательством РФ.
       Для  согласования  размещения какого-либо  объекта  в  пределах
   полосы   отвода  пользователь  земли  должен  представить  железной
   дороге  технический  план участка в масштабе с нанесенным  на  него
   объектом и чертежи этого объекта.
       По  утверждению  представителей МПС  РФ  железные  дороги  были
   созданы  более  100  лет назад и их деятельность осуществляется  на
   постоянной  основе.  Земли в полосе отвода  предоставлены  железным
   дорогам  со  дня их создания в постоянное (бессрочное) пользование,
   что  следует  и  из  приведенной выше нормы Закона  "О  федеральном
   железнодорожном  транспорте",  в  связи  с  чем  указание  в  п.  5
   Положения   о   том,   что   установление  границ   полосы   отвода
   осуществляется   территориальными   органами   Госкомзема    России
   совместно   с   железными  дорогами,  не  противоречит   закону   и
   "Положению  о Комитете РФ по земельным ресурсам и землеустройству",
   утвержденному Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1993  г.
   N 91.
       Содержание обжалуемых пунктов 13 - 15 и 17 Положения  также  не
   противоречит законодательству РФ, а доводы заявителей на этот  счет
   являются ошибочными и не основанными на законе.
       Земли,   предоставленные  железным  дорогам,   предприятиям   и
   учреждениям  железнодорожного транспорта, относятся  к  федеральной
   собственности,  и  региональным  органам  власти  не  предоставлено
   право распоряжаться ими, с чем фактически не согласны заявители.
       Эти утверждения поддержали и представители Министерства юстиции
   РФ.
       Приведенные   представителями   заинтересованных   лиц   доводы
   материалами дела не опровергнуты.
       Не  представлено  в  их  опровержение  каких-либо  убедительных
   данных и представителями заявителей.
       Кроме  того,  анализ содержания оспариваемых пунктов  Положения
   также    свидетельствует    о    их    соответствии    действующему
   законодательству РФ.
       При  таких  обстоятельствах суд приходит к выводу  о  том,  что
   каких-либо  правовых  оснований для признания оспариваемых  пунктов
   Положения недействительными не имеется.
       Довод  заявителей  о  том, что МПС РФ  при  принятии  Положения
   превысило  свои  полномочия,  не может  быть  принят  во  внимание,
   поскольку  он  ничем  не  подтвержден и  опровергается  содержанием
   соответствующих правовых актов по этому вопросу.
       В частности, в Постановлении Правительства РФ от 2 февраля 1996
   г.   N   105  и  "Инструкции  по  межеванию  земель",  утвержденной
   Роскомземом  РФ  8 апреля 1996 г., установлено, что обязанность  по
   установлению границ землепользования в застройке городов  и  других
   поселений   возложена  на  территориальные  Комитеты  по  земельным
   ресурсам и землеустройству.
       В   Положении   о   Комитете  РФ  по   земельным   ресурсам   и
   землеустройству, утвержденном Постановлением Правительства РФ от  2
   февраля  1993  г.  N  91,  предусмотрено,  что  Комитет  организует
   межевание     земель,    выполняет    работы    по     установлению
   (восстановлению)  административно -  территориальных  границ  и  их
   техническое оформление.
       Исходя   из  положений  приведенных  правовых  актов,  МПС   РФ
   правомерно  указало  в  п.  5 Положения,  что  установление  границ
   полосы   отвода  и  их  пересмотр  осуществляются  территориальными
   органами  Госкомзема  России совместно с  железными  дорогами,  как
   пользователями  земли,  в порядке, установленном  законодательством
   Российской Федерации.
       С  учетом приведенных обстоятельств у суда не имеется оснований
   полагать, что п. 5 Положения в изложенной редакции принят МПС РФ  с
   превышением своих полномочий.
       Не может суд согласиться и с утверждением заявителей о том, что
   законодательством   РФ   допускается   возможность    осуществления
   организациями  железнодорожного транспорта только  лишь  полномочий
   пользования   землями   железнодорожного   транспорта   и    только
   исключительно  для  осуществления возложенных  на  них  специальных
   задач, так как оно является ошибочным.
       Согласно   ч.  1  ст.  73  Земельного  кодекса  РСФСР   порядок
   использования  земель транспорта, входящих в состав земель  городов
   и поселков, определяется законодательством РСФСР.
       Пунктом   2   ст.  5  Федерального  закона  РФ  "О  федеральном
   железнодорожном   транспорте"  определение  порядка   использования
   земель   железнодорожного  транспорта  в  пределах  полосы   отвода
   отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти  в
   области  железнодорожного транспорта. Таким органом власти является
   МПС РФ, которым этот порядок и был определен.
       Учитывая,  что  согласно ч. 2 ст. 52 Земельного  кодекса  РСФСР
   землевладельцы,  землепользователи  и  арендаторы  обладают   всеми
   правами  собственника земли, за исключением случая,  установленного
   п.  7  ч.  1  настоящей  статьи,  а  также  правом  на  компенсацию
   вложенных  затрат  на  повышение плодородия почв  и  на  возмещение
   убытков,  Министерством путей сообщения РФ правомерно в пунктах  13
   -  15  и  17 Положения предусмотрены возможность и порядок передачи
   земельных участков в полосе отвода во временное пользование  другим
   лицам.
       Право  передачи  в  срочное пользование  земельных  участков  в
   полосе отвода предусмотрено за железными дорогами и действующим  по
   настоящее  время  Положением  о  землях  транспорта,  утвержденного
   Постановлением Совета Министров СССР от 8 января 1981 г.  N  24,  в
   п.   6   которого   предусмотрено,  что  предприятия,   учреждения,
   организации транспорта могут предоставлять в установленном  порядке
   из  закрепленных за ними земель во временное пользование  земельные
   участки   другим  предприятиям,  учреждениям  и  организациям   для
   устройства подъездных путей, проездов, складов и иных объектов.
       Ссылка   заявителей  при  этом  на  то,  что   содержащееся   в
   оспариваемых  пунктах Положения право предприятий  железнодорожного
   транспорта  на распоряжение переданными им в пользование земельными
   участками  не  согласуется с требованиями ст. 49 ГК  РФ,  не  может
   быть  признана обоснованной, поскольку в соответствии  со  ст.  ст.
   270   и   295   ГК  РФ  и  ст.  4  (п.  2)  Закона  "О  Федеральном
   железнодорожном     транспорте"     железные     дороги,     другие
   государственные    унитарные   предприятия   могут    распоряжаться
   принадлежащим   им  на  праве  хозяйственного  ведения   недвижимым
   имуществом,   но  только  с  согласия  МПС,  что  и   предусмотрено
   оспариваемым Положением.
       О  праве  предприятий  транспорта на  предоставление  служебных
   наделов  для  сельскохозяйственного использования земель  отдельным
   категориям  работников  этих предприятий  предусмотрено  и  ст.  85
   Земельного кодекса РСФСР.
       С  учетом  приведенных норм закона у суда не имеется  оснований
   для  вывода об отсутствии у предприятий железнодорожного транспорта
   права  на  передачу  во  временное пользование  земельных  участков
   третьим  лицам  из  закрепленных за ними в  постоянное  пользование
   земель в полосе отвода.
       Нельзя  признать обоснованными доводы заявителей в  той  части,
   что  Комитет  по  управлению городским имуществом  С.-Петербурга  и
   Комитет   по  земельным  ресурсам  и  землеустройству  в  связи   с
   принятием  оспариваемого Положения были неправомерно  лишены  права
   по  распоряжению землями федерального железнодорожного  транспорта,
   входящих    в   черту   города,   поскольку   в   соответствии    с
   законодательством РФ региональным Комитетам не предоставлено  право
   по распоряжению землями федерального железнодорожного транспорта.
       То  обстоятельство, что часть земель полосы отвода находится  в
   черте   города,  не  дает  этим  Комитетам  права  по  распоряжению
   указанными  землями,  так как они отнесены  к  землям  федерального
   значения,  распоряжение которыми отнесено к компетенции федеральных
   органов  исполнительной  власти в лице МПС  РФ  (ст.  4  Закона  "О
   федеральном железнодорожном транспорте").
       Другие доводы, на которые ссылались представители заявителей  в
   суде,   также   не   могут  служить  основанием  к   удовлетворению
   заявленного требования.
       На  основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197  и
   239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       заявление Комитета по управлению городским имуществом  Санкт  -
   Петербурга, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству  Санкт
   -  Петербурга, ООО "Северо - западная продовольственная  компания",
   ПО  "Нарвский рынок", ООО "Лиговское", ООО "Красносельское"  и  ООО
   "Ямса"  о признании недействительными пунктов 5, 13, 14,  15  и  17
   "Положения    о    порядке   использования   земель    федерального
   железнодорожного  транспорта  в  пределах  полосы  отвода  железных
   дорог", утвержденного Приказом Министерства путей сообщения  РФ  от
   15 мая 1999 г. N 26ц, оставить без удовлетворения.
       Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
   Верховного  Суда  РФ  в  течение 10 дней со  дня  его  вынесения  в
   окончательной форме.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
Разное