Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 25.05.2000 N КАС00-211 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 24.04.2000 N ГКПИ2000-150, 156, 162, 209, КОТОРЫМ БЫЛО ОТКАЗАНО В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ РАЗЪЯСНЕНИЯ "О ПРИМЕНЕНИИ ОГРАНИЧЕНИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УВЕЛИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЙ", УТВ. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ МИНТРУДА РФ ОТ 29.12.1999 N 54

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                     от 25 мая 2000 г. N КАС00-211
   
       Кассационная  коллегия Верховного Суда Российской  Федерации  в
   составе:
   
       председательствующего                             Федина А.И.,
       членов коллегии:                            Петроченкова А.Я.,
                                                       Пелевина Н.П.,
       с участием прокурора                            Федотовой А.В.
   
       рассмотрела  в открытом судебном заседании от 25  мая  2000  г.
   гражданское  дело  по  жалобам  Журавлевой  З.В.,  Золотовой  И.В.,
   Кириллова  А.Ф.  и общественной организации "Протвинский  городской
   Совет  ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил" на разъяснение  "О
   применении   ограничений,  установленных  Федеральным  законом   "О
   порядке    исчисления   и   увеличения   государственных   пенсий",
   утвержденное   Постановлением  Министерства  труда  и   социального
   развития  РФ  от  29  декабря 1999 г. N 54 по кассационным  жалобам
   Золотовой   И.В.,   Журавлевой  З.В.  и  общественной   организации
   "Протвинский  городской Совет ветеранов войны, труда и  Вооруженных
   Сил"  на  решение Верховного Суда РФ от 24 апреля 2000 г.,  которым
   заявителям отказано в удовлетворении жалоб.
       Заслушав   доклад  судьи  Верховного  Суда  РФ   Федина   А.И.,
   объяснения  Журавлевой  З.В., ее представителей  -  Пашуто  В.Р.  и
   Никифоренко  Ю.В.,  представлявшего  интересы  заявителя  Золотовой
   И.В.  -  Хорошилова  Б.В., представителя заявителей  и  юридической
   коллегии  "Защита",  фонда  рабочей академии  -  Травинского  В.И.,
   представителей  общественной  организации  "Протвинский   городской
   Совет  ветеранов войны и Вооруженных Сил" - Крякова Н.В., Плетенева
   Б.В.  и  Косторева  Н.Н., поддержавших доводы  кассационных  жалоб,
   объяснения   представителей  Министерства   труда   и   социального
   развития   РФ   Воронина  Ю.В.  и  Назарова   А.С.,   представителя
   Пенсионного  фонда РФ Селивановой З.М., возражавших  против  жалоб,
   выслушав   заключение   прокурора  Федотовой,   полагавшей   жалобы
   необоснованными, Кассационная коллегия
   
                              установила:
   
       29  декабря 1999 г. Министерством труда и социального  развития
   Российской   Федерации  было  утверждено  разъяснение   N   54   "О
   применении   ограничений,  установленных  Федеральным  законом   "О
   порядке  исчисления и увеличения государственных пенсий"  (далее  -
   Разъяснение).
       Данное Разъяснение зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ и
   в установленном порядке официально опубликовано.
       Журавлева  З.В.,  Золотова И.В., Кириллов А.Ф.  и  общественная
   организация "Протвинский городской Совет ветеранов войны,  труда  и
   Вооруженных  Сил" обратились в Верховный Суд РФ с жалобой  на  этот
   нормативный правовой акт, сославшись на несоответствие  его  закону
   и нарушение прав и законных интересов заявителей.
       Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
       В  кассационных  жалобах  заявители  ставят  вопрос  об  отмене
   судебного  решения  и  вынесении нового решения  об  удовлетворении
   заявленного требования, считая выводы суда ошибочными.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы  кассационных  жалоб,
   Кассационная  коллегия  не  находит оснований  к  отмене  судебного
   решения.
       Отказывая  в  удовлетворении заявленного требования,  Верховный
   Суд  РФ  обоснованно  сослался  на то,  что  Министерство  труда  и
   социального  развития  РФ  в  соответствии  с  имеющимися  у   него
   полномочиями  (в  силу  п.  9  Положения  о  Министерстве  труда  и
   социального     развития    РФ,    утвержденного     Постановлением
   Правительства  РФ от 23 апреля 1997 года N 480) приняло  обжалуемое
   разъяснение по применению Федерального закона.
       Разъяснение  подписано  первым заместителем  Министра  труда  и
   социального  развития  РФ, который в день  подписания  нормативного
   акта  исполнял  обязанности Министра на  основании  Приказа  от  28
   декабря 1999 года N 268.
       В  связи  с  этим Кассационная коллегия считает несостоятельным
   довод  в  кассационной  жалобе  о нарушении  порядка  подготовки  и
   издания   нормативного  акта  Министерством  труда  и   социального
   развития РФ.
       Как  следует  из  жалоб заявителей и их объяснений  в  судебном
   заседании  Верховного  Суда  РФ,  действительным  предметом   спора
   являются положения нормативного акта, изложенные в абзацах 5,  6  и
   7 разъяснения следующего содержания:
       "Часть четвертая статьи 1 Закона, на которую сделана отсылка  в
   части  второй  статьи  4 Закона как на определяющую,  какой  именно
   индивидуальный  коэффициент пенсионера, из  упоминаемых  в  Законе,
   устанавливается   с   1   февраля   1998   г.   в   размере    0,7,
   предусматривает,    что    отношение   среднемесячного    заработка
   пенсионера  к среднемесячной заработной плате в стране  учитывается
   в размере не свыше 1,2.
       На основании этой отсылки, а также в связи с прямым указанием в
   части  второй статьи 4 Закона на то, что индивидуальный коэффициент
   пенсионера,  устанавливаемый с 1 февраля 1998  г.  в  размере  0,7,
   определяется  только  федеральным законом и ограничивает  отношение
   среднемесячного  заработка  пенсионера к среднемесячной  заработной
   плате  в стране, временное ограничение в размере 0,7 применяется  в
   совокупности  с  постоянно действующим ограничением  в  размере  не
   свыше  1,2  к  результату, получаемому при делении  среднемесячного
   заработка пенсионера на среднемесячную заработную плату в стране  в
   виде обычного числа (целого или дробного).
       Оснований  для  распространения ограничения в  размере  0,7  на
   величину  индивидуального коэффициента пенсионера,  исчисляемого  в
   соответствии  со  статьей  1  Закона в  процентах  персонально  для
   каждого  пенсионера  расчетным путем  исходя  из  продолжительности
   трудового  стажа  и  размера заработной платы, который  применяется
   для определения размера его пенсии в рублях, не имеется".
       Оспаривая изложенные положения акта, заявители утверждали,  что
   результат,   получаемый   при  делении  среднемесячного   заработка
   пенсионера  на среднемесячную заработную плату в стране, установлен
   Федеральным  законом  от  21 июля 1997 года  N  113-ФЗ  "О  порядке
   исчисления  и увеличения государственных пенсий" в размере  1,2,  а
   не  0,7.  Величина же 0,7, предусмотренная ч. II ст. 4 приведенного
   Закона    (по    мнению   заявителей),   является    индивидуальным
   коэффициентом  пенсионера, ограничивающим результат, получаемый  от
   умножения  размера пенсии в процентах, полагающегося в  зависимости
   от  продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного
   заработка за установленный период, из которого исчисляется  пенсия,
   к  среднемесячной заработной плате в стране за тот же  период,  как
   это указано в ч. II ст. 1 Федерального закона.
       С  таким доводом суд первой инстанции правомерно не согласился,
   поскольку  это не вытекает из содержания статей 1 и 4  приведенного
   Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ.
       Статья  1  этого  Закона,  в  частности,  предусматривает,  что
   государственные  пенсии,  исчисленные по нормам  Закона  Российской
   Федерации  "О  государственных пенсиях в Российской  Федерации",  в
   связи  с  ростом  заработной платы в стране подлежат  исчислению  и
   увеличению    путем    применения   индивидуального    коэффициента
   пенсионера.
       Индивидуальный   коэффициент  пенсионера   определяется   путем
   умножения  размера пенсии в процентах, полагающегося в  зависимости
   от  продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного
   заработка за установленный период, из которого исчисляется  пенсия,
   к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.
       Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной
   заработной   плате   в   стране   устанавливается   путем   деления
   среднемесячного заработка пенсионера за соответствующий  период  на
   среднемесячную заработную плату в стране за тот же период.
       При   определении   индивидуального   коэффициента   пенсионера
   отношение  среднемесячного  заработка пенсионера  к  среднемесячной
   заработной  плате  в  стране учитывается в  размере  не  свыше  1,2
   независимо от основания назначения пенсии.
       Размер пенсии в рублях устанавливается исходя из среднемесячной
   заработной   платы   в   стране   за  предшествующий   квартал   по
   индивидуальному коэффициенту пенсионера.
       В  статье 4 этого Закона указано, что "настоящий Закон вступает
   в силу с 1 февраля 1998 г.".
       При  этом  индивидуальный коэффициент пенсионера,  определенный
   частью    четвертой   статьи   1   данного   Федерального   закона,
   ограничивающий  отношение среднемесячного  заработка  пенсионера  к
   среднемесячной   заработной  плате  в  стране,  устанавливается   в
   размере 0,7.
       Размер  указанного коэффициента на последующий период  и  сроки
   его  действия устанавливаются федеральным законом, проект  которого
   рассматривается  одновременно  с  проектом  Федерального  закона  о
   бюджете   Пенсионного  фонда  Российской  Федерации  на   очередной
   финансовый год.
       Как  правильно  указал суд первой инстанции  в  своем  решении,
   анализ  приведенных положений Закона достоверно  свидетельствует  о
   том,  что  правовое  значение  термина "индивидуальный  коэффициент
   пенсионера",  приведенного в ст. 1 Закона, не тождественно  термину
   "индивидуальный коэффициент пенсионера", использованному  в  ст.  4
   этого же Закона.
       При   внешней  схожести  этих  терминов  вместе   с   тем   они
   (коэффициенты)  по своей правовой природе, приданной  законодателем
   в статьях 1 и 4 Закона, существенно различаются.
       Так,  согласно  статье  1  Закона,  индивидуальный  коэффициент
   пенсионера,  применяемый  при  назначении  пенсий,  характеризуется
   следующими признаками:
       - определяется персонально для каждого пенсионера в зависимости
   от  продолжительности  его трудового стажа  и  величины  заработной
   платы;
       -  определяется путем умножения размера пенсии в  процентах  на
   отношение  среднемесячного  заработка пенсионера  к  среднемесячной
   заработной плате в стране;
       - выражается в процентах;
       - непосредственно законом по размеру не ограничен;
       -  для  определения размера пенсии применяется  как  процентное
   отношение    среднемесячной   заработной   платы   в   стране    за
   предшествующий квартал.
       В   соответствии   со   статьей  4  Закона   имеется   в   виду
   индивидуальный коэффициент пенсионера, который:
       -   представляет  собой  отношение  среднемесячного   заработка
   пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране;
       - выражается обычным числом (не в процентах);
       -  является  лишь  одним  из двух сомножителей,  при  умножении
   которых   определяется   индивидуальный   коэффициент   пенсионера,
   предусмотренный статьей 1 Закона;
       -   ограничивается  предельным  размером  1,2   независимо   от
   основания назначения пенсии;
       - устанавливается с 1 февраля 1998 г. в размере, не превышающем
   0,7,  и действует до принятия соответствующего федерального закона,
   проект  которого  должен  рассматриваться одновременно  с  проектом
   федерального   закона  о  бюджете  Пенсионного   фонда   Российской
   Федерации на очередной финансовый год.
       Произведя столь подробный, соответствующий тексту статей 1 и  4
   Закона   анализ   значения  терминов  "индивидуальный   коэффициент
   пенсионера",  Верховный  Суд  РФ пришел  к  правильному  выводу  об
   ошибочности  утверждения заявителей о том, что  с  1  февраля  1998
   года  индивидуальный коэффициент пенсионера (ИКП), применяемый  при
   исчислении  пенсий  как  результат  умножения  размера   пенсии   в
   процентах,   полагающегося  в  зависимости   от   продолжительности
   трудового   стажа,  на  отношение  среднемесячного   заработка   за
   установленный   период,   из   которого   исчисляется   пенсия,   к
   среднемесячной  заработной плате в стране за тот же  период,  якобы
   установлен   в   размере  0,7,  поскольку  этот  показатель   (0,7)
   установлен  частью 2 ст. 4 Федерального закона лишь  для  выражения
   отношения  среднемесячного  заработка пенсионера  к  среднемесячной
   заработной  плате  в стране, на которое подлежит  умножению  размер
   пенсии    в    процентах,    полагающийся    в    зависимости    от
   продолжительности трудового стажа.
       Приведенный вывод суда, сделанный на основе анализа ч. II ст. 4
   в  совокупности  с  ч.  IV ст. 1 приведенного Федерального  закона,
   полностью соответствует и Указу Президента РФ от 15 апреля 2000  г.
   N   680  "Об  отношении  среднемесячного  заработка  пенсионера   к
   среднемесячной   заработной  плате  в   стране,   применяемом   при
   определении  индивидуального  коэффициента  пенсионера".   Согласно
   статье  1 названного Указа с 1 мая 2000 года при исчислении  пенсий
   с  применением  индивидуального коэффициента  пенсионера  отношение
   среднемесячного  заработка  пенсионера к среднемесячной  заработной
   плате  в  стране  не  должно  превышать  0,8.  Из  преамбулы  Указа
   следует,   что  он  издан  в  целях  повышения  уровня  пенсионного
   обеспечения   граждан,  которым  пенсии  исчислены  с   применением
   индивидуального   коэффициента   пенсионера   в   соответствии    с
   Федеральным   законом   "О   порядке   исчисления   и    увеличения
   государственных   пенсий",  и  действует  до  вступления   в   силу
   соответствующего федерального закона.
       Таким   образом,   с   1   мая  2000   г.   предельный   размер
   индивидуального    коэффициента   пенсионера,   применяемого    при
   исчислении  пенсий (при максимальном трудовом стаже), составит  60%
   (ИКП  =  75% х 0,8 = 60%), тогда как с 1 февраля 1998 г. предельный
   размер  индивидуального коэффициента пенсионера,  применяемого  при
   исчислении  пенсий  (при  максимальном трудовом  стаже),  составлял
   0,525 (ИКП = 75% х 0,7 = 0,525).
       Поскольку именно таким образом Министерство труда и социального
   развития  РФ разъяснило применение Федерального закона  "О  порядке
   исчисления и увеличения государственных пенсий" от 21 июля 1997  г.
   N  113-ФЗ, без какого-либо искажения смысла этого Закона, Верховный
   Суд РФ обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
       По   изложенным  основаниям  Кассационная  коллегия  не   может
   согласиться  с доводами, указанными в кассационной жалобе,  о  том,
   что   суд   неправильно   истолковал  ст.  4  Федерального   закона
   относительно  применения показателя 0,7; что термин "индивидуальный
   коэффициент  пенсионера"  имеет  по  смыслу  данного  Закона   одно
   правовое значение.
       Правомерно  не согласился суд первой инстанции с Постановлением
   Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации  от
   17  марта 1999 г. N 3763-II ГД "О реализации Федерального закона "О
   порядке   исчисления   и  увеличения  государственных   пенсий"   и
   Постановлением Государственной Думы от 29 октября 1999 г.  N  4497-
   II  ГД  "Об  обращении  Государственной Думы Федерального  Собрания
   Российской  Федерации  к Верховному Суду РФ",  позиция  которой  по
   существу сходна с доводами заявителей.
       Данные   Постановления  Государственной  Думы  не  могут   быть
   признаны  (в  силу Постановления Конституционного  Суда  РФ  от  17
   ноября  1997  г.  N  17-П) в качестве официального,  имеющего  силу
   закона,  разъяснения  федерального закона, так  как  принимались  и
   подписывались не в порядке, установленном для принятия,  подписания
   и обнародования федерального закона.
       Не могут свидетельствовать о неправильности судебного решения и
   иные  документы,  на  которые заявители  ссылаются  в  кассационной
   жалобе  как  на  доказательства обоснованности  выдвинутых  доводов
   жалоб, поскольку эти материалы (письма Генеральной прокуратуры  РФ,
   Уполномоченного по правам человека в РФ, письмо Института  русского
   языка   им.   В.В.   Виноградова  и  др.)  лишь   выражают   мнения
   составлявших  такие  документы органов  и  должностных  лиц  и  эти
   мнения   в  силу  приведенных  выше  мотивов  являются  ошибочными,
   противоречат  смыслу и тексту Федерального закона от 21  июля  1997
   г. N 113-ФЗ.
       В  кассационных  жалобах утверждается также,  что  Министерство
   юстиции  РФ,  производя регистрацию оспоренного нормативного  акта,
   не    соблюдало    требования,    предусмотренные    Постановлением
   Правительства РФ от 13 августа 1997 г.
       Однако в подтверждение данного довода каких-либо обоснований  и
   доказательств не представлено.
       Не   противоречит  настоящее  решение  Верховного  Суда  РФ   и
   вступившему в законную силу решению Верховного Суда РФ от  18  июня
   1998 г., вынесенному в отношении другого нормативного акта и не  по
   рассматриваемому в настоящем деле вопросу.
       С   учетом   изложенных   обстоятельств   кассационные   жалобы
   заявителей не могут быть удовлетворены.
       Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия
   
                              определила:
   
       решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля  2000
   г.   оставить   без  изменения,  а  кассационные   жалобы   -   без
   удовлетворения.
   
                                                  Председательствующий
                                                             А.И.ФЕДИН
                                                                      
                                                       Члены коллегии:
                                                           Н.П.ПЕЛЕВИН
                                                       А.Я.ПЕТРОЧЕНКОВ
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
Разное