Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 29.03.2000 N ГКПИ00-112 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ (НЕДЕЙСТВУЮЩИМ) ПУНКТА 7 "ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЙ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ХРАНЕНИЮ НЕФТИ И ПРОДУКТОВ ЕЕ ПЕРЕРАБОТКИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ...", УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ МИНТОПЭНЕРГО РФ ОТ 21.07.1999 N 241

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                   от 29 марта 2000 г. N ГКПИ00-112
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                           Редченко Ю.Д.,
       при секретаре                                  Бирюковой Е.Ю.,
       с участием прокурора                           Астафьева С.Т.,
   
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   заявлению ОАО "Лукойл" о признании незаконным (недействующим) п.  7
   "Порядка   проведения   обследований  организаций,   осуществляющих
   деятельность  по  хранению  нефти  и  продуктов  ее  переработки  и
   эксплуатации       автозаправочных      станций,      региональными
   госнефтеинспекциями      и      территориальными       управлениями
   Госэнергонадзора  Министерства  топлива  и  энергетики   Российской
   Федерации    и   выдачи   заключений   по   результатам   указанных
   обследований",  утвержденного  Приказом  Министерства   топлива   и
   энергетики Российской Федерации от 21 июля 1999 года N 241,
   
                              установил:
   
       заявитель  обратился  в  Верховный Суд Российской  Федерации  с
   вышеуказанным   требованием,  сославшись  на  то,  что   проведение
   обследований   и  выдача  заключений  по  результатам  обследований
   относятся к функциональным обязанностям Госэнергонадзора  России  и
   его  структурных подразделений, в связи с чем они должны  проводить
   эти  обследования  и давать заключения по ним без  взимания  какой-
   либо платы с проверяемых организаций.
       Считает,  что  содержащееся  в  оспариваемом  пункте  "Порядка"
   положение  о  принудительном  фактически  заключении  договоров   с
   органами  Госэнергонадзора на проведение обследований  противоречит
   п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
       Установление    обязанности    оплаты    ежегодно    проводимых
   обследований   является   ограничением  предусмотренного   ст.   34
   Конституции  Российской Федерации права на свободное  использование
   своих  способностей и имущества для предпринимательской и иной,  не
   запрещенной законом, экономической деятельности.
       Такое   ограничение  возможно  только  в   случае,   если   оно
   установлено   федеральным  законом  (ст.  55   п.   3   Конституции
   Российской Федерации).
       Кроме  того,  указанная  выше  плата  по  своему  обязательному
   характеру  может быть отнесена к федеральным сборам, которые  могут
   устанавливаться также только законом.
       В  судебном заседании представители заявителя Заводской В.Н.  и
   Галочкин В.В. предъявленное требование поддержали.
       Представители  Министерства  топлива  и  энергетики  Российской
   Федерации  Грабовец  И.Н., Еропкина Т.В. и  Евсеев  А.А.,  а  также
   Министерства  юстиции Российской Федерации Хомчик Т.Н.  и  Смирнова
   Е.Ю.  с  предъявленным  требованием не  согласились  и  просили  об
   оставлении   его  без  удовлетворения,  сославшись   на   то,   что
   оспариваемым   пунктом   "Порядка"   обязанность   организаций   по
   заключению  договоров с государственными надзорными и  контрольными
   органами не устанавливается.
       Данным  пунктом  "Порядка" лишь констатируется факт  того,  что
   обследование  и  выдача заключений государственными,  надзорными  и
   контрольными  органами  производится  на  основании   договоров   с
   организациями, заключаемыми в установленном порядке.
       Выслушав   объяснения   представителей  заинтересованных   лиц,
   исследовав   материалы   дела  и  заслушав   заключение   прокурора
   Генеральной   прокуратуры  Российской  Федерации  Астафьева   С.Т.,
   полагавшего  в  удовлетворении  заявленного  требования   отказать,
   Верховный  Суд  Российской  Федерации  находит  его  не  подлежащим
   удовлетворению по следующим основаниям.
       В  соответствии со ст. 12 Федерального закона "О лицензировании
   отдельных  видов  деятельности" лицензирующие  органы  осуществляют
   надзор  за  соблюдением  лицензиатами  лицензионных  требований   и
   условий.  Порядок  осуществления лицензирующими органами  надзорных
   полномочий  устанавливается законодательством Российской  Федерации
   и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
       Как  установлено  судом,  во  исполнение  требований  закона  и
   соответствующих   Положений   Приказом   Министерства   топлива   и
   энергетики  Российской Федерации от 21 июля 1999  года  N  241  был
   утвержден    "Порядок    проведения    обследования    организаций,
   осуществляющих  деятельность  по  хранению  нефти  и  продуктов  ее
   переработки  и  эксплуатации  автозаправочных  станций..."   (далее
   "порядок"),   согласно   п.  7  которого  обследование   и   выдача
   заключений  государственными  надзорными  и  контрольными  органами
   производится  на основании договоров с организациями,  заключаемыми
   в   установленном   порядке,  с  учетом   требований   действующего
   законодательства.   Расценки  по  конкретным   видам   проверок   в
   зависимости   от   объема   работы  и  оформления   соответствующих
   документов    устанавливаются    методиками,    утвержденными     в
   установленном порядке.
       Данный    Приказ    и   утвержденный   им   "Порядок"    прошел
   государственную регистрацию.
       По утверждению представителей Министерства топлива и энергетики
   Российской  Федерации  и Министерства юстиции Российской  Федерации
   оспариваемый  заявителем  п. 7 "Порядка"  требованиям  Гражданского
   кодекса   Российской  Федерации  не  противоречит,   поскольку   не
   содержит,   о  чем  утверждает  заявитель,  положений,  обязывающих
   организации  к заключению договоров на проведение обследований.  Не
   соответствует,  по их мнению, действительности и  ссылка  заявителя
   на   то,   что  плата  за  проводимые  обследования   в   силу   их
   обязательности фактически является федеральным сбором.
       Согласно п. 18 Постановления Правительства Российской Федерации
   от  3  апреля  1996 года N 394 и п. 16 Постановления  Правительства
   Российской  Федерации от 6 сентября 1995 года  N  897  контроль  за
   соблюдением   условий,   предусмотренных  лицензией,   осуществляют
   лицензионный  и контролирующие органы в соответствии с  действующим
   законодательством.   Проведение  ежегодных  обследований   органами
   Госэнергонадзора является одной из форм указанного  контроля  и  не
   может  зависеть от желания и интереса лицензиата. Данные  ежегодные
   обследования   проводятся   не   "в   целях   исполнения   органами
   Госэнергонадзора  своих  функций", как утверждает  заявитель,  а  в
   целях    предотвращения   аварий,   нарушения   экологии,    угрозы
   человеческих    жертв   и   повреждений,   а   также   эффективного
   использования энергетических ресурсов.
       Приведенные  выше  утверждения представителей  заинтересованных
   лиц материалами дела не опровергнуты.
       Не   представлено   каких-либо   убедительных   данных   в   их
   опровержение и представителями заявителя.
       При  таких  обстоятельствах суд приходит к выводу  о  том,  что
   предусмотренных  законом  оснований  для  признания   оспариваемого
   пункта "Порядка" недействующим не имеется.
       Довод  заявителя о том, что органы Госэнергонадзора  не  вправе
   взимать  какую-либо плату с проверяемых организаций  за  проводимые
   обследования  ввиду  того,  что  взимание  такой  платы  ничем   не
   предусмотрено,  не  может  быть  признан  обоснованным,   поскольку
   пунктом  3 Постановления Правительства Российской Федерации  от  12
   августа  1998 года N 938 "О государственном энергетическом  надзоре
   в  Российской Федерации" установлено, что финансирование управлений
   госэнергонадзора в субъектах Российской Федерации производится  как
   за  счет  бюджетных  средств, так и средств, получаемых  из  других
   источников    в   соответствии   с   законодательством   Российской
   Федерации,  что  не  исключает взимания платы  за  оказываемые  ими
   услуги по проведению обследований.
       Кроме  того,  из содержания оспариваемого пункта  "Порядка"  не
   усматривается,   что   им  устанавливается  какая-либо   плата   за
   проводимые   органами   Госэнергонадзора   обследования,   а   лишь
   предусматривается,  что они производятся на основании  договоров  с
   организациями,  заключаемыми  в  установленном  порядке,   что   не
   противоречит   требованиям  п.  8  "Положения   о   Государственном
   энергетическом  надзоре в Российской Федерации",  разрешающим  этим
   органам  заключать договоры с юридическими и физическими лицами,  в
   том числе и на оказание названных выше услуг.
       Утверждение  заявителя  при  этом о  том,  что  содержащееся  в
   оспариваемом пункте "Порядка" положение о необходимости  заключения
   договоров    на    проведение   обследований    носит    фактически
   принудительный характер, нельзя принять во внимание,  так  как  оно
   ни  на  чем  не основано и опровергается самим содержанием  данного
   пункта,   из   которого  следует,  что  такие   договоры   подлежат
   заключению   в   установленном  порядке,   с   учетом   требований,
   установленных  законодательством, включая и требования,  изложенные
   в ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
       Исходя из этого у суда не имеется оснований и для вывода о том,
   что  предусмотренная  таким  договором оплата  стоимости  услуг  по
   проведению   обследований  относится  к  обязательным   федеральным
   сборам,  поскольку в данном случае она основана на договоре сторон,
   определяется  его  условиями и по своим  признакам  не  может  быть
   отнесена к федеральным налогам или сборам.
       Не может суд согласиться и с доводом заявителя в той части, что
   оспариваемый  пункт "Порядка" не соответствует  положениям  ст.  34
   Конституции  Российской Федерации, так как он  никаких  ограничений
   на   свободное   использование   своих   способностей   и   занятие
   предпринимательской деятельностью, о чем утверждает  заявитель,  не
   содержит.
       На  основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197  и
   239.7  Гражданского  процессуального кодекса РСФСР,  Верховный  Суд
   Российской Федерации
   
                                решил:
   
       заявление  ОАО  "Лукойл" о признании незаконным (недействующим)
   п.  7  "Порядка проведения обследований организаций, осуществляющих
   деятельность  по  хранению  нефти  и  продуктов  ее  переработки  и
   эксплуатации  автозаправочных станций...",  утвержденного  Приказом
   Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от  21  июля
   1999 года N 241, оставить без удовлетворения.
       Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
   Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со  дня  его
   вынесения в окончательной форме.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
Разное