ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 24 октября 2006 г. N 21-4-04/448@
О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ
Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо и сообщает, что
ввиду множественности обозначенных в нем вопросов данное письмо
требовало детальной проработки.
По результатам рассмотрения сообщаем следующее.
Статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) установлен максимальный размер налоговых ставок для
исчисления земельного налога, при этом ставка в размере 0,3
процента установлена в отношении земельных участков, отнесенных к
землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон
сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых
для сельскохозяйственного производства, занятых жилищным фондом и
объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального
комплекса или предоставленных для жилищного строительства,
предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства,
огородничества или животноводства; а ставка в размере 1,5 процента
установлена в отношении прочих земельных участков.
Закон города Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге"
определил налоговую ставку в размере 0,3 процента в отношении
земельных участков, отнесенных к землям в составе зон
сельскохозяйственного использования и используемых для
сельскохозяйственного производства, а также земельных участков,
предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства и дачного
хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, кроме
того, определил ставку в размере 0,1 процента в отношении
земельных участков, занятых автостоянками долговременного
хранения.
По смыслу статьи 394 Кодекса данные категории земельных
участков относятся к категории прочих земельных участков.
Таким образом, индивидуальные предприниматели при заполнении
раздела 2 налоговой декларации по земельному налогу по данным
категориям земельных участков должны руководствоваться следующим
порядком: по строке 030 должен быть указан код категории земель -
003002000100 (прочие земельные участки), а по строке 220
указывается налоговая ставка в размер 0,3 либо 0,1 процента.
Присвоение данным категориям земель отдельных кодов не
целесообразно, так как информация, содержащаяся в налоговых
декларациях, представляемых индивидуальными предпринимателями, при
формировании отчета 5 МН отражается в графе для юридических лиц.
В отношении предложений, указанных в основной части письма,
сообщаем следующее.
1. Пунктом 2 статьи 391 Кодекса установлено, что налоговая база
определяется отдельно в отношении долей в праве общей
собственности на земельный участок, в отношении которых
налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены
различные налоговые ставки.
Пунктом 5 статьи 391 Кодекса определено, что налоговая база
уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей
на одного налогоплательщика на территории одного муниципального
образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-
Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в
собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном
наследуемом владении определенных в данном пункте статьи 391
Кодекса категорий налогоплательщиков.
При исчислении земельного налога доля налогоплательщика в праве
на земельный участок должна применяться к кадастровой стоимости
земельного участка, а не к не облагаемой налогом сумме.
Данное положение реализовано в программе ПК "ЭОД", поэтому
уточнение алгоритма расчета земельного налога в этой части не
требуется.
2. Глава 31 "Земельный налог" Кодекса прямо не устанавливает
зависимость уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом
сумму (вычет) от количества календарных месяцев, в которых
налогоплательщик имел право на налоговый вычет.
Таким образом, учитывая пункт 7 статьи 3 Кодекса, налоговый
вычет применяется вне зависимости от периода владения земельным
участком и периода времени, когда у налогоплательщика появилось
право на уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму.
3. В ПК "ЭОД" реализовано, что в случае превышения не
облагаемой налогом суммы кадастровой стоимости земельного участка
налоговая база равна нулю.
4. В информационных ресурсах по расчету земельного налога могут
быть предусмотрены дополнительные функции, позволяющие собирать
какую-либо статистическую информацию о земельных участках и
налогоплательщиках, включая размер налога, не поступившего в
бюджет в результате реализации прав налогоплательщиками на вычет и
льготы.
5. В отношении пунктов 4, 6, 7 и 9 основной части письма
сообщаем, что данные предложения были учтены при внесении
корректировок в алгоритм расчета земельного налога, реализованного
в ПК "ЭОД".
6. Вопросы об обязанности уплаты земельного налога
организациями и физическими лицами, не оформившими
правоподтверждающие документы на фактически используемые земельные
участки, и о порядке уплаты налога в случае отсутствия кадастровой
стоимости земельного участка были разъяснены письмами ФНС России
от 02.03.2006 N ГВ-14-21/33дсп и Минфина России от 12.05.2006 N 03-
06-01-02/21, от 06.06.2006 N 03-06-02-02/75 (разъяснения доведены
до налоговых органов письмами ФНС России от 21.07.2006 N ММ-6-
21/714 и от 18.07.2006 N ММ-6-21/684@).
В отношении вопроса об обязанности уплаты земельного налога
организациями и физическими лицами, не оформившими
правоподтверждающие документы на фактически используемые земельные
участки, необходимо иметь в виду следующее.
Статьей 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О
внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской
Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных
законодательных актов (положений законодательных актов) Российской
Федерации" установлено, что в случае отсутствия в Едином
государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с
ним сведений о существующих правах на земельные участки
налогоплательщики определяются на основании государственных актов,
свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и
выданных как физическим, так и юридическим лицам до вступления в
силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", либо на
основании актов, изданных органами государственной власти или
органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в
порядке, установленном законодательством, действующим в месте
издания таких актов на момент их издания, о предоставлении
земельных участков.
К таким документам относятся:
- Свидетельство о государственной регистрации права по форме,
утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от
18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого
государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с
ним";
- Свидетельство о праве собственности на землю по форме,
утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.93 N
1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной
реформы в России";
- Государственный акт на право собственности на землю,
пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного)
пользования землей по формам, утвержденным Постановлением Совмина
РСФСР от 17.09.91 N 493 "Об утверждении форм государственного акта
на право собственности на землю, пожизненного наследуемого
владения, бессрочного (постоянного) пользования землей;
- Свидетельство о праве собственности на землю по форме,
утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от
19.03.92 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве
собственности на землю, договора аренды земель
сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования
землей сельскохозяйственного назначения";
- акты, изданные органами государственной власти или органами
местного самоуправления (постановления, распоряжения, решения и
другие) в рамках их компетенции и в порядке, установленном
законодательством, действующим в месте издания таких актов на
момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Таким образом, земельный налог уплачивается по тем земельным
участкам, в отношении которых на организации и физических лиц
зарегистрированы указанные права либо имеются соответствующие акты
(постановления, распоряжения, решения и другие), изданные органами
государственной власти или органами местного самоуправления, о
предоставлении земельных участков.
По вопросу уплаты земельного налога в случае отсутствия
кадастровой стоимости земельного участка следует руководствоваться
позицией Минфина России, изложенной в письме от 06.06.2006 N 03-06-
02-02/75, доведенном до управлений ФНС России по субъектам
Российской Федерации (письмо ФНС России от 18.07.2006 N ММ-6-
21/684@).
Указанным письмом Минфина России, в частности, сообщалось
следующее.
Если результаты государственной кадастровой оценки земель по
состоянию на 1 января календарного года не утверждены в
установленном порядке до 1 марта этого года, то в отношении этих
земельных участков авансовые платежи и земельный налог не
уплачиваются до их утверждения.
В отношении таких земельных участков налогоплательщик обязан
представить в налоговые органы по истечении налогового (отчетного)
периода "нулевую" налоговую декларацию (налоговый расчет по
авансовым платежам).
После утверждения результатов государственной кадастровой
оценки земель по состоянию на 1 января соответствующего налогового
периода налогоплательщик обязан в соответствии со статьей 81
Кодекса представить уточненную налоговую декларацию за
соответствующий налоговый период, а в случае если кадастровая
стоимость земельного участка доведена до налогоплательщика до
окончания срока уплаты авансовых платежей по налогу за третий
квартал календарного года, то - и уточненные налоговые расчеты по
авансовым платежам по налогу за первый и второй кварталы
календарного года с уплатой сумм авансовых платежей.
Что касается вопроса о порядке уплаты земельного налога за
земельные участки, фактически используемые жилищно-строительными
кооперативами, товариществами собственников жилья в период
отсутствия государственного кадастрового учета, то в рамках статьи
34.2 Кодекса ФНС России направило запрос в Минфин России.
После получения официальных разъяснений данная позиция будет
доведена до налоговых органов в установленном порядке.
Главный государственный советник
налоговой службы
В.В.ГУСЕВ
|