Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
05.06.2015
USD
54.99
EUR
61.95
CNY
8.87
JPY
0.44
GBP
84.5
TRY
20.39
PLN
14.89
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 17.11.2006 N 44-Г06-24 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ ОТМЕНЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВРЕМЕННОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО ВЫБОРАМ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КРАЯ ОТ 18.10.2006 N 24/06 ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ЗАЯВИТЕЛЕМ НЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В ОКРУЖНУЮ ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ КОМИССИЮ НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ЕГО В КАЧЕСТВЕ ДЕПУТАТА

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 17 ноября 2006 года
   
                                                      Дело N 44-Г06-24
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Пирожкова В.Н.,
       судей                                          Калининой Л.А.,
                                                       Соловьева В.Н.
   
       рассмотрела  в открытом судебном заседании кассационную  жалобу
   Ч.  об отмене решения Пермского областного суда от 25 октября  2006
   года,  которым  отказано в удовлетворении его заявления  об  отмене
   постановления   временной   избирательной   комиссии   по   выборам
   депутатов  Законодательного Собрания Пермского края первого  созыва
   N  24/06  от  18  октября  2006  года  и  возложении  на  временную
   избирательную   комиссию  по  выборам  депутатов   Законодательного
   Собрания  Пермского  края обязанности зарегистрировать  в  качестве
   кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу N 7.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Калининой  Л.А.,  объяснения Ч., поддержавшего доводы  кассационной
   жалобы,  представителя временной избирательной комиссии по  выборам
   депутатов  Законодательного Собрания Пермского края первого  созыва
   Степанюка  Д.Ю.,  возражавшего против  удовлетворения  кассационной
   жалобы,  заключение  прокурора Генеральной  прокуратуры  Российской
   Федерации  Кротова  В.А.,  полагавшего решение  суда  оставить  без
   изменения, Судебная коллегия
   
                              установила:
   
       решением  окружной избирательной комиссии по выборам  депутатов
   Законодательного   Собрания  Пермского  края  первого   созыва   по
   одномандатному округу N 7 от 13 октября 2006 г. N 10 Ч. отказано  в
   регистрации   кандидатом   в  депутаты  Законодательного   Собрания
   Пермского   края  первого  созыва  по  основаниям,  предусмотренным
   подпунктом   "в"  статьи  38  Федерального  закона   "Об   основных
   гарантиях  избирательных  прав и права  на  участие  в  референдуме
   граждан  Российской Федерации", подпунктом "в" пункта  4  главы  20
   Положения  о выборах депутатов Законодательного Собрания  Пермского
   края первого созыва.
       Постановлением  временной  избирательной  комиссии  по  выборам
   депутатов  Законодательного Собрания Пермского края первого  созыва
   N  24/06  от  18  октября  2006  г.  жалоба  кандидата  в  депутаты
   Законодательного   Собрания  Пермского   края   по   одномандатному
   избирательному  округу  N  7  на  решение  окружной   избирательной
   комиссии от 13 октября 2006 г. оставлена без удовлетворения.
       Ч.  обратился в Пермский областной суд с заявлением, в  котором
   просил  отменить постановление временной избирательной комиссии  по
   выборам  депутатов Законодательного Собрания Пермского края первого
   созыва  и обязать временную избирательную комиссию зарегистрировать
   его  в качестве депутата по одномандатному избирательному округу  N
   7,  сославшись  на  незаконный отказ ему в регистрации  в  качестве
   кандидата в депутаты.
       В  подтверждение указал, что при подаче документов, необходимых
   для  регистрации, выполнил все требования, а именно,  представил  в
   избирательную комиссию вместе с заявлением оригинал  и  копии  двух
   страниц текста паспорта, оригинал и копию свидетельства N 13 от  12
   января  2006 года о регистрации по месту проживания по  адресу:  г.
   Пермь,  ул.  Звенигородская, 3-45. Поскольку  на  других  страницах
   паспорта   не   было   никаких  отметок,   он   посчитал   ненужным
   представлять   в   избирательную  комиссию  копии   чистых   листов
   паспорта.  Кроме  того, при приеме пакета документов  председателем
   комиссии  ему  не было предложено представить полную  копию.  Когда
   встал  вопрос  о  его  месте  работы,  он  предъявил  удостоверение
   адвоката, но поскольку доходов от деятельности адвоката не  имел  в
   2005  году,  декларацию  не представил, от него  этого  при  приеме
   документов  не  требовали. Получив подтверждение в принятии  пакета
   документов,  ему  было  выдано разрешение на  открытие  банковского
   счета.  Каких-либо претензий по представленным документам в  период
   с 12 сентября по 13 октября 2006 года ему не высказывалось.
       В  судебном  заседании  представитель  временной  избирательной
   комиссии  по выборам депутатов Законодательного Собрания  Пермского
   края  первого созыва, председатель окружной избирательной  комиссии
   по  выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского  края  по
   одномандатному   округу   N  7  возражали   против   удовлетворения
   заявления  Ч.,  указав  на  то,  что обязанность  по  представлению
   необходимых  документов  возлагается  на  кандидата,   кандидат   в
   депутаты принес в комиссию заявление о согласии баллотироваться  по
   одномандатному  избирательному округу  N  7,  при  этом  представил
   паспорт  и  копию 2, 3 листов паспорта, пояснив, что  представление
   чистых  листов  паспорта  считает необязательным,  в  связи  с  чем
   комиссия  была  лишена  возможности проверить  наличие  отметок  на
   других   страницах   паспорта;  основным   местом   работы   указал
   адвокатскую  палату,  при  этом представил  справку  о  доходах  из
   Пермского  филиала  Высшей школы приватизации и предпринимательской
   деятельности.
       Пермским  областным судом от 25 октября 2006 года  постановлено
   вышеприведенное решение.
       В  кассационной  жалобе  Ч. просит: решение  отменить  в  части
   решения   окружной  избирательной  комиссии  по  выборам  депутатов
   Законодательного   Собрания  Пермского  края  первого   созыва   по
   одномандатному  избирательному округу N 7 от 13 октября  2006  года
   об  отказе  в регистрации Ч. кандидатом в депутаты Законодательного
   собрания   Пермского   края   первого  созыва   по   одномандатному
   избирательному округу N 7; обязать окружную избирательную  комиссию
   по  выборам  в  депутаты Законодательного Собрания  Пермского  края
   первого  созыва  по  одномандатному  избирательному  округу   N   7
   зарегистрировать   кандидата  в  депутаты  Ч.   по   одномандатному
   избирательному округу N 7 с 13 октября 2006 года.
       Суть  доводов  сводится  к нарушениям  норм  процессуального  и
   материального права.
       Изучив и обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы
   дела,  Судебная  коллегия  по  гражданским  делам  Верховного  Суда
   Российской  Федерации не находит оснований для  отмены  решения  по
   следующим основаниям.
       Согласно  пункту 1 статьи 38 Федерального закона  "Об  основных
   гарантиях  избирательных  прав и права  на  участие  в  референдуме
   граждан  Российской  Федерации"  от  12  июня  2002  года  N  67-ФЗ
   регистрация  кандидата осуществляется соответствующей избирательной
   комиссией при наличии документов и сведений, указанных в пунктах  2
   и  3  статьи 33 настоящего Федерального закона, а также при наличии
   необходимого   количества   подписей   избирателей,   собранных   в
   поддержку  выдвижения  кандидата,  либо  внесенного  избирательного
   залога.
       В  соответствии  с  пунктами 2, 3 статьи 33 названного  Закона,
   пунктом  1  главы 14 Положения о выборах депутатов Законодательного
   Собрания  Пермского  края  первого  созыва,  утвержденного   Указом
   Президента  Российской  Федерации от 19  апреля  2006  года  N  402
   кандидат  считается  выдвинутым, приобретает  права  и  обязанности
   кандидата,  предусмотренные  настоящим  Федеральным  законом,  иным
   законом,   после   поступления   в  соответствующую   избирательную
   комиссию  уведомления, указанного в пункте 1  настоящей  статьи,  и
   представляемого вместе с уведомлением заявления в письменной  форме
   выдвинутого  лица  о  согласии баллотироваться по  соответствующему
   избирательному  округу  с  обязательством  в  случае  его  избрания
   прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата  или  с
   замещением   иной  выборной  должности.  В  заявлении   указываются
   фамилия,  имя,  отчество,  дата  и  место  рождения,  адрес   места
   жительства,  серия,  номер и дата выдачи  паспорта  или  документа,
   заменяющего   паспорт  гражданина,  наименование  и   код   органа,
   выдавшего  паспорт  или  документ, заменяющий  паспорт  гражданина,
   гражданство,  образование,  основное  место  работы   или   службы,
   занимаемая  должность (в случае отсутствия основного  места  работы
   или  службы  -  род  занятий). Если кандидат является  депутатом  и
   осуществляет  свои полномочия на непостоянной основе,  в  заявлении
   должны    быть    указаны   сведения   об   этом   и   наименование
   соответствующего представительного органа. Кандидат вправе  указать
   в  заявлении  свою принадлежность не более чем к одной политической
   партии    либо    к   одному   иному   общественному   объединению,
   зарегистрированным не позднее чем за один год до дня голосования  в
   установленном  законом порядке, и свой статус в  этой  политической
   партии,  этом  общественном объединении при  условии  представления
   вместе  с  уведомлением  и  заявлением  документа,  подтверждающего
   указанные  сведения и официально заверенного постоянно  действующим
   руководящим   органом  политической  партии,  иного   общественного
   объединения.   Вместе   с   уведомлением  и   заявлением   кандидат
   представляет  копию  паспорта  или документа,  заменяющего  паспорт
   гражданина,  а также копии документов, подтверждающих  указанные  в
   заявлении  сведения  об  образовании,  основном  месте  работы  или
   службы,  о занимаемой должности (роде занятий), а также о том,  что
   кандидат  является  депутатом. Вместе с  уведомлением  должны  быть
   представлены  сведения о размере и об источниках доходов  кандидата
   (каждого  кандидата  из списка кандидатов), а также  об  имуществе,
   принадлежащем  кандидату  на  праве  собственности  (в  том   числе
   совместной  собственности), о вкладах  в  банках,  ценных  бумагах.
   Указанные  сведения представляются по форме согласно  приложению  к
   настоящему  Федеральному закону. Если кандидат не имеет  имущества,
   принадлежащего ему на праве собственности, и (или) в течение  года,
   предшествующего  году  назначения  выборов,  не  получал   доходов,
   сведения   о   которых  должны  представляться  в  соответствии   с
   настоящим  пунктом, это также указывается в заявлении  кандидата  о
   согласии   баллотироваться   по   соответствующему   избирательному
   округу.
       Судом   установлено,   что  при  проверке  соблюдения   порядка
   выдвижения  кандидата  Ч. требованиям статей  33,  34  Федерального
   закона  "Об  основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на
   участие  в  референдуме граждан Российской Федерации"  и  главы  14
   Положения  о выборах депутатов Законодательного Собрания  Пермского
   края  первого  созыва,  утвержденного Указом Президента  Российской
   Федерации  от 19 апреля 2006 года N 402 в редакции Указа Президента
   Российской  Федерации  от  21 августа  2006  года  N  912  окружной
   избирательной   комиссией  по  выборам  депутатов  Законодательного
   Собрания  Пермского края первого созыва по одномандатному округу  N
   7 выявлены факты нарушений этих норм.
       В  частности  12  сентября 2006 года в  порядке  самовыдвижения
   кандидатом  в  депутаты  Законодательного Собрания  Пермского  края
   первого созыва по одномандатному избирательному округу N 7  Ч.  при
   подаче  заявления представил в избирательную комиссию копию  второй
   и  третьей страниц паспорта, а не всех двадцати страниц,  как  того
   требует  пункт  1  главы  14  вышеназванного  Положения  о  выборах
   депутатов Законодательного Собрания Пермского края первого  созыва;
   в  заявлении  в  графе N 7 в качестве основного  места  работы  или
   службы,  занимаемой  должности указал "адвокат, адвокатская  палата
   Пермского  края"  и представил удостоверение N 879  от  28  августа
   2003  года без указания избранной формы адвокатского образования  и
   места  осуществления адвокатской деятельности, являющейся по смыслу
   статьи  20  Федерального  закона  "Об  адвокатской  деятельности  и
   адвокатуре  в Российской Федерации" подтверждением основного  места
   работа. Такая информация была представлена кандидатом в депутаты  в
   избирательную комиссию 16 октября 2006 года, то есть  только  после
   принятия оспариваемого им решения избирательной комиссии.
       Указанные  факты  подтверждены имеющимися  в  деле  письменными
   доказательствами  (заявление Ч., расписка  в  получении  документов
   копии  представленных листов паспорта, выписка из реестра адвокатов
   Пермского  края  от  16 октября 2006 года, в то время  как  решение
   постановлено 13 октября 2006 года), проверенными судом по  правилам
   статьи 67 ГПК РФ.
       При   таких  обстоятельствах  вывод  об  обоснованности  отказа
   окружной    избирательной   комиссией    по    выборам    депутатов
   Законодательного   Собрания  Пермского  края  первого   созыва   по
   одномандатному избирательному округу N 7 в регистрации  в  качестве
   кандидата  в  депутаты Ч. является правильным, а  решение  суда  об
   отказе  в удовлетворении заявления Ч. - законным и обоснованным  и,
   не подлежащим отмене в кассационном порядке.
       В  силу  подпункта  "в" пункта 24 статьи  38  Федерального  "Об
   основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие   в
   референдуме граждан Российской Федерации", подпункта "в", пункта  4
   главы  20  Положения о выборах депутатов Законодательного  Собрания
   Пермского  края  первого  созыва, утвержденного  Указом  Президента
   Российской  Федерации от 19 апреля 2006 года, на которые  ссылается
   суд  в  решении,  основанием  для отказа  в  регистрации  кандидата
   является   отсутствие   среди   документов,   представленных    для
   регистрации  кандидата, документов, необходимых  в  соответствии  с
   настоящим    Федеральным   законом,   настоящим   Положением    для
   регистрации кандидата.
       Доводы кассационной жалобы о том, что суд при вынесении решения
   не  учел  обстоятельства, свидетельствующего  о  предоставлении  Ч.
   всех  необходимых документов, а именно, наличие расписки  о  приеме
   документов  от  12  сентября  2006  года,  где  в  графе   "наличие
   документа"    указано,   что   необходимые    документы    приняты,
   несостоятельны.
       Во-первых, имеющееся в деле доказательство, а именно,  расписка
   в  получении документов указывает лишь на получение территориальной
   избирательной   комиссией  Орджоникидзевского   района   г.   Перми
   (исполняющей   полномочия   окружной  избирательной   комиссии   по
   одномандатному  избирательному округу N 7 12  сентября  2006  года)
   количества листов, представленных копий документов.
       Во-вторых,  само  по  себе представление Ч. пакета  необходимых
   документов  для  регистрации в качестве  кандидата  в  депутаты  не
   тождественно  регистрации. Регистрация в кандидаты  в  депутаты  по
   смыслу   статьи  33  Федерального  закона  "Об  основных  гарантиях
   избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан
   Российской Федерации" возможна только после выполнения ряда мер  со
   стороны  избирательной комиссии, в том числе проверки достоверности
   сведений, содержащихся в представленных документах.
       Поэтому, суд правильно высказал суждение о том, что в  связи  с
   отсутствием    в   заявлении   установленных   сведений    окружная
   избирательная   комиссия   была   лишена   возможности    проверить
   достоверность представленных кандидатом в депутаты сведений.
       Нельзя   согласиться  и  с  доводами  заявителя  о   том,   что
   председатель   избирательной   комиссии   претензий    по    поводу
   представленных им документов при их подаче не высказывал.
       Суд   правильно  указал,  что  в  силу  пункта  1   статьи   39
   Федерального  закона  "Об основных гарантиях избирательных  прав  и
   права  на  участие  в  референдуме  граждан  Российской  Федерации"
   обязанность   по  предоставлению  необходимого  пакета   документов
   возлагается  на  кандидата  в депутаты,  которые  обладают  равными
   правами и несут равные обязанности.
       Таким образом оснований для отмены решения Пермского областного
   суда от 25 октября 2006 года в кассационном порядке, не имеется.
       Решение  является  законным  и обоснованным,  постановленным  с
   соблюдением   норм   процессуального  права  и   на   основе   норм
   материального    права,   регулирующего   спорное   правоотношение.
   Материальный  закон, подлежащий применению по данному  делу,  судом
   понят  и  истолкован правильно, вследствие чего сделан и правильный
   вывод об отказе в удовлетворении заявления Ч.
       С  учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 ГПК РФ,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Пермского  областного суда от  25  октября  2006  года
   оставить  -  без  изменения,  а  кассационную  жалобу  Ч.   -   без
   удовлетворения.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
05.06.2015
USD
54.99
EUR
61.95
CNY
8.87
JPY
0.44
GBP
84.5
TRY
20.39
PLN
14.89
Разное