Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ПРИКАЗ МИНЗДРАВА СССР ОТ 27.07.73 N 566 О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ РАБОТЫ ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКИХ ПУНКТОВ СТРАНЫ (ВМЕСТЕ С ПОЛОЖЕНИЯМИ "О ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКОМ ПУНКТЕ", "О ЗАВЕДУЮЩЕМ ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКИМ ПУНКТОМ-ФЕЛЬДШЕРЕ", "ОБ АКУШЕРКЕ ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКОГО ПУНКТА", "О ПАТРОНАЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЕ")

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                   МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

                                 ПРИКАЗ

                            27 июля 1973 г.

                                 N 566

          О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ РАБОТЫ
                 ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКИХ ПУНКТОВ СТРАНЫ

       Программой КПСС,   решениями   XXIII   и  XXIV  съездов  КПСС,
   постановлениями пленумов ЦК КПСС по сельскому  хозяйству  намечена
   широкая программа  дальнейшей интенсификации сельскохозяйственного
   производства.
       В соответствии  с  директивами партии и правительства в стране
   проведена работа  по   повышению   качества   медицинской   помощи
   сельскому населению,   укреплению   материально-технической   базы
   учреждений здравоохранения,           укомплектованию           их
   квалифицированными кадрами,   оснащению   современным  медицинским
   оборудованием,   развитию   и    приближению    специализированной
   медицинской  помощи  к  сельскому населению,  осуществлены меры по
   улучшению охраны здоровья женщин и детей в сельской местности.
       Вследствие специфики  условий  жизни  и труда жителей сельской
   местности значительную  роль  в  обеспечении  сельского  населения
   медицинской  помощью  выполняют  фельдшерско-акушерские пункты.  В
   1972  году  в  сельской  местности  страны   насчитывалось   89718
   фельдшерско-акушерских  пунктов, в  них было сделано 229733,0 тыс.
   амбулаторных посещений жителей и 91660,8 тыс.  посещений  среднего
   медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов к жителям на
   дому.
       Осуществляемые в  последние  годы мероприятия по приближению к
   сельскому населению  врачебной  помощи,  способствовали  изменению
   содержания работы  фельдшерско-акушерских пунктов,  в деятельности
   которых усилилась профилактическая направленность. Изучение работы
   значительного числа фельдшерско-акушерских пунктов показало, что в
   большинстве из  них  более  половины  всех  посещений   составляют
   посещения по  поводу  выполнения  врачебных  назначений,  1/3 - по
   поводу профилактических осмотров, наименьшее количество составляют
   посещения по поводу заболеваний.
        В большинстве республик,  в связи с развитием сети  врачебных
   родовспомогательных стационаров, наличием хороших путей сообщения,
   транспорта и средств связи,  происходит сокращение сети  колхозных
   родильных домов.  В  целом по стране с 1965 года по 1973 г.  число
   колхозных роддомов уменьшилось на 3403 и коек в них - на 10678.
       В результате  повышения  материального  и  культурного  уровня
   жизни сельского населения,  а также правильной организации  работы
   по проведению   профилактических,   лечебных   и   оздоровительных
   мероприятий, медицинские  работники  многих фельдшерско-акушерских
   пунктов добились   на  своих  участках  резкого  снижения  детской
   смертности, инфекционной  заболеваемости,   ликвидации   дифтерии,
   полного охвата  рожениц  стационарным родовспоможением и активного
   участия населения в работе по санитарному  благоустройству  сел  и
   деревень: Славянский   фельдшерско-акушерский  пункт   Курчумского
   района Восточно-Казахстанской  области,  зав.  т.  Рыбалко   Н.Я.;
   Калининский -  Тульчинского  района  Винницкой  области,  зав.  т.
   Каракой Т.К.;  Малиновский - Даугавпилского района Латвийской ССР,
   зав. т.   Петроченко   Н.К.;   Ангорский   -   Термезского  района
   Сурхандарьинской области  Узбекской  ССР,  зав.  т.   Хузайкулова;
   Даниловский -   Калининской   области,   зав.   т.Богачева   Н.М.;
   Барановский -  Гродненской  области  БССР,  зав.   т.Цихун   О.Н.;
   Куйконак - Вахшского массива Таджикской ССР и др.
       Медицинские работники   перечисленных    и    многих    других
   фельдшерско-акушерских  пунктов пользуются заслуженным авторитетом
   у населения, партийных и советских органов, руководителей колхозов
   и   совхозов,   удостоены   правительственных   наград.   В  числе
   медицинских работников страны,  удостоенных высокого звания  Героя
   Социалистического    Труда,    заведующие  фельдшерско-акушерскими
   пунктами:  Каракой Тихон Кириллович  (Винницкая  область),  Кетова
   Анастасия   Степановна  (Смоленская  область),  Федореева  Надежда
   Георгиевна (Приморский край).
       За прошедшие  годы  органами здравоохранения союзных республик
   при активной  помощи  партийных  и  советских  органов,  колхозов,
   совхозов и общественных организаций, были осуществлены мероприятия
   по       улучшению       материально-технического        состояния
   фельдшерско-акушерских    пунктов,    оснащению   их   медицинским
   оборудованием,   инструментарием   и   хозяйственным   инвентарем,
   телефонизации, укомплектованию медицинскими работниками, повышению
   качества работы фельдшерско-акушерских пунктов.  В ряде  республик
   по  этим  вопросам были приняты специальные постановления и изданы
   приказы органов здравоохранения.
       Большую помощь  в  улучшении  материально-технической  базы  и
   строительстве фельдшерско-акушерских  пунктов  оказали  колхозы  и
   совхозы. Так, в течение 8-й пятилетки в РСФСР было построено более
   4 тысяч  новых  фельдшерско-акушерских  пунктов  и  для  3,5  тыс.
   пунктов совхозы и колхозы предоставили хорошие помещения.
       В Украинской  ССР  за  этот  период  на  средства  колхозов  и
   совхозов построено более 3 тысяч пунктов.
       Во всех   республиках   проведена   работа   по    обеспечению
   фельдшерско-акушерских пунктов транспортом  колхозов  и  совхозов.
   Так, министерствами   здравоохранения   и   сельского    хозяйства
   Казахской ССР  издано  и  направлено  в  области письмо "О порядке
   предоставления транспорта    медицинским    работникам    сельской
   местности".
       В РСФСР по этому вопросу разработано специальное положение.
       За прошедшие   годы  в  стране  улучшилась  укомплектованность
   фельдшерско-акушерских пунктов медицинскими  работниками.  В  1972
   году в  целом по СССР этот показатель составил 97,8%;  в Узбекской
   ССР - 98,5%; в Грузинской ССР - 99,1%; Молдавской ССР - 98,5%.
       Число фельдшерско-акушерских  пунктов, не  имеющих  ни  одного
   среднего медицинского работника за период с 1965  г.  по  1971  г.
   уменьшилось  в  целом  по  стране  более,  чем в 2 раза (с 3635 до
   1384).
       Такое положение достигнуто в результате большой работы органов
   здравоохранения,  успешно   решающих   совместно   с   партийными,
   советскими и хозяйственными организациями сельских районов вопросы
   создания  надлежащих  условий  труда  и   быта   для   медицинских
   работников фельдшерско-акушерских пунктов.
       Большое внимание уделяется работе  по  повышению  квалификации
   медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов.
       Основной формой      повышения      квалификации      являются
   республиканские, краевые,    областные   курсы   специализации   и
   усовершенствования средних медицинских работников.  Кроме того при
   областных (краевых,   республиканских)   и   центральных  районных
   больницах проводится   повышение   квалификации   на   прерывистых
   семинарах, декадниках,   межрайонных   и   районных   тематических
   совещаниях: на   базах   лучших   фельдшерско-акушерских   пунктов
   практикуется проведение  "Дня  фельдшера",  "Дня  акушерки" и "Дня
   патронажной медсестры".
       Повысился уровень   организационно-методического   руководства
   работой фельдшерско-акушерских  пунктов   со    стороны    органов
   здравоохранения республик   (краев,   областей),  республиканских,
   краевых, областных  и  центральных   районных   больниц.   Вопросы
   деятельности фельдшерско-акушерских     пунктов     систематически
   заслушиваются на коллегиях,  медсоветах,  издаются соответствующие
   приказы, письма  по  обмену опытом работы,  проводятся совещания и
   съезды средних   медицинских   работников   (РСФСР,    Украинская,
   Латвийская, Молдавская, Казахская и др. республики).
       Большая работа        по        улучшению         деятельности
   фельдшерско-акушерских    пунктов   была   проведена   Калининским
   облздравотделом.   С   этой   целью   специалисты   оргметодотдела
   Калининской  областной  больницы  и  центральных  районных больниц
   провели детальное изучение состояния работы фельдшерско-акушерских
   пунктов.  На основе полученных сведений,  совместно с партийными и
   советскими   органами,   руководителями   колхозов   и   совхозов,
   общественностью    районов   были   разработаны   и   осуществлены
   мероприятия по улучшению материальной базы  фельдшерско-акушерских
   пунктов,    укомплектованию   их   кадрами,   повышению   качества
   медицинской помощи, оказываемой фельдшерско-акушерскими пунктами.
       В Молдавской  ССР  большинство фельдшерско-акушерских  пунктов
   переведены в новые помещения, которые, с целью более рационального
   использования медицинских   работников,  строятся  в  комплексе  с
   аптечным пунктом и детской молочной кухней.
       Наряду с   этим   в  некоторых  республиках,  краях,  областях
   руководители органов  и  учреждений  здравоохранения  не   уделяют
   должного внимания    организации    работы  фельдшерско-акушерских
   пунктов, укомплектованию  медицинскими  кадрами  и  повышению   их
   квалификации, созданию надлежащих условий работы.
       Материально-техническое состояние          еще          многих
   фельдшерско-акушерских пунктов        продолжает        оставаться
   неудовлетворительным, в ряде мест они занимают малоприспособленные
   помещения, располагаются    в    арендуемых   зданиях  (Казахская,
   Узбекская, Таджикская республики и др.,  ряд  областей  Украинской
   ССР, РСФСР).
       Значительное число  фельдшерско-акушерских пунктов   все   еще
   неудовлетворительно оснащено     медицинским    и    хозяйственным
   оборудованием; особенно   плохо   они    обеспечиваются    весами,
   ростомерами, гинекологическими       креслами.      На      многих
   фельдшерско-акушерских пунктах не созданы  надлежащие условия  для
   хранения термолабильных   медикаментов  и  препаратов,  содержащих
   ядовитые, наркотические и сильнодействующие вещества.
        В отдельных   районах   не   организован   регулярный   завоз
   медикаментов на    фельдшерско-акушерские   пункты,    выполняющие
   одновременно функции   аптечных   пунктов,   в   результате   чего
   ассортимент медицинских товаров в них крайне недостаточен.
       Органы здравоохранения    не   принимают   должных   мер   для
   обеспечения своевременного  и   полного   выделения   сельсоветами
   средств, ассигнований     фельдшерско-акушерским    пунктам     на
   приобретение медицинского оборудования, инвентаря, медикаментов.
       В ряде    республик   (РСФСР,   Казахской,   Украинской   ССР,
   Таджикской, Литовской)   имеются   фельдшерско-акушерские  пункты,
   неукомплектованные средними  медицинскими работниками,  например в
   Украинской ССР и года в год остаются неукомплектованными более 100
   фельдшерско-акушерских пунктов.
       Одной из     причин      недостаточной      укомплектованности
   фельдшерско-акушерских пунктов  является   текучесть   медицинских
   кадров из   сельской   местности,   обусловленная,   в   основном,
   неудовлетворительными жилищно-бытовыми     и     производственными
   условиями работников пунктов.
       В большинстве    областей,   краев,   республик   недостаточно
   проводится работа по аттестации заведующих фельдшерско-акушерскими
   пунктами.   Во  многих  случаях  ограничено  проводится  повышение
   квалификации   медицинских    работников    фельдшерско-акушерских
   пунктов,  мало  используются  такие  хорошо зарекомендовавшие себя
   формы работы,  как повышение квалификации на курсах в  районных  и
   областных   (краевых,   республиканских)   лечебных   учреждениях,
   очно-заочное обучение, прерывистые семинары.
       Уровень организационно-методической   работы   и   руководства
   областных  (краевых,  республиканских)  и   центральных   районных
   больниц  фельдшерско-акушерскими  пунктами  во  многих случаях еще
   недостаточный.  Выезды врачей часто носят формальный характер,  не
   даются     конкретные     предложения    по    улучшению    работы
   фельдшерско-акушерских   пунктов,    нет    проверки    выполнения
   предложений,  данных ранее.  Имеют место случаи,  когда вследствие
   отсутствия    должного    врачебного    контроля    за     работой
   фельдшерско-акушерских  пунктов,  фельдшера  и  акушерки  ведут  в
   широком объеме самостоятельный прием больных,  взрослых и детей, и
   их   лечение,   недостаточно   выполняют  врачебные  назначения  и
   профилактические мероприятия.
       В ряде   мест   выявлена   слабая   преемственность  в  работе
   фельдшерско-акушерских пунктов         и           соответствующих
   лечебно-профилактических учреждений  по  охране  здоровья  детей и
   женщин, следствием   чего   является   недостаточная    ориентация
   медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов в воспитании
   здорового ребенка,  позднее выявление заболевших детей в  возрасте
   до 1 года и неумение оказать им первую доврачебную помощь; позднее
   взятие на  учет  беременных,  недостаточное  их   обследование   и
   несвоевременное направление к врачу.
       В некоторых местах слабо осуществляется врачебный контроль  за
   работой фельдшеров,  которым  разрешена выдача больничных листков,
   вследствие чего   выявлены   случаи    небрежного    хранения    и
   необоснованной выдачи больничных листков.
       Обеспечение фельдшерско-акушерских    пунктов     утвержденной
   медицинской документацией   во  многих  районах  осуществляется  с
   перебоями, в связи с чем ведется произвольная документация.
       В отдельных республиках (Молдавская, Казахская) создается сеть
   акушерских пунктов,  вместо закрываемых колхозных родильных домов.
   Самостоятельные акушерские   пункты   не   входят  в  номенклатуру
   учреждений здравоохранения и существование их неправомерно.
       Имеет место в ряде республик, областей необоснованное развитие
   сети фельдшерско-акушерских пунктов.
       В целях  дальнейшего  улучшения  работы фельдшерско-акушерских
   пунктов:
       I. УТВЕРЖДАЮ:
       1) Положение  о  фельдшерско-акушерском пункте.  (Приложение N
   1).
       2) Положение   о  заведующем  фельдшерско-акушерским  пунктом.
   (Приложение N 2).
       3) Положение   об   акушерке   фельдшерско-акушерского пункта.
   (Приложение N 3).
       4) Положение     о     патронажной     медицинской      сестре
   фельдшерско-акушерского пункта. (Приложение N 4).
       5) Положение      о      санитарке     фельдшерско-акушерского
   пункта.(Приложение N 5).
       II. ПРИКАЗЫВАЮ:
       1. Министрам  здравоохранения  союзных,  автономных республик,
   заведующим краевыми, областными отделами здравоохранения:
       1) осуществить   мероприятия   по   совершенствованию   работы
   фельдшерско-акушерских   пунктов,    имея    в    виду    усиление
   профилактической   и  оздоровительной  работы;  строго  ограничить
   лечебную   деятельность   медицинских   работников   пунктов    их
   компетенций;
       2) повысить уровень организационно-методического руководства и
   помощи в   работе   фельдшерско-акушерских  пунктов   со   стороны
   учреждений здравоохранения     районов;     обеспечить      четкую
   преемственность в  работе фельдшерско-акушерских пунктов с другими
   учреждениями здравоохранения района;
       3) обеспечить   наиболее   рациональное   использование   сети
   имеющихся фельдшерско-акушерских  пунктов,   развертывание   новых
   учреждений осуществлять лишь в крайних случаях,  при невозможности
   обеспечения максимального приближения врачебной помощи.
       Рассмотреть вопрос       о       реорганизации       отдельных
   фельдшерско-акушерских пунктов во врачебные амбулатории,  с учетом
   местных условий;
       4) обязать  местные органы здравоохранения с учетом конкретных
   условий и объема работы не вводить должности акушерок в  колхозные
   родильные дома,    расположенные    на   территории   деятельности
   фельдшерско-акушерских пунктов, а их функции возлагать на акушерок
   этих пунктов.
       Предусмотреть сокращение колхозных родильных домов,  исходя из
   того, что  главным направлением в обеспечении акушерской помощи на
   селе является приближение врачебного стационара родовспоможения;
       5) до конца  1973 года реорганизовать в фельдшерско-акушерские
   пункты или  ликвидировать,  в  зависимости  от  местных   условий,
   существующие акушерские пункты;
       6) в     течение     1973     года     проверить     состояние
   материально-технической базы       и       организацию      работы
   фельдшерско-акушерских пунктов  и   разработать   мероприятия   по
   дальнейшему улучшению их деятельности, имея в виду:
       - обеспечение    в    ближайшие     2-3     года     улучшение
   материально-технической базы     фельдшерско-акушерских   пунктов,
   оснащение их медицинским оборудованием,  инструментарием, мягким и
   твердым инвентарем.  Внести,  при  необходимости,  на рассмотрение
   Совета Министров союзных республик  предложения  по  строительству
   фельдшерско-акушерских пунктов    за    счет    нецентрализованных
   источников финансирования,    улучшению     условий     размещения
   фельдшерско-акушерских пунктов  за  счет  предоставления  местными
   советами, колхозами,   совхозами    и    другими    хозяйственными
   организациями соответствующих санитарным требованиям помещений, по
   обеспечению фельдшерско-акушерских  пунктов   телефонной   связью,
   транспортом и   улучшению   жилищно-бытовых   условий  медицинских
   работников пунктов;
        - организовать бесперебойное снабжение фельдшерско-акушерских
   пунктов необходимым   ассортиментом   медикаментов,   перевязочных
   средств, бакпрепаратов,  дезсредств и др.  и обеспечить постоянный
   контроль со стороны районных аптек за работой аптечных  пунктов  в
   сельской местности;
       - обеспечить дальнейшее  расширение  сети  молочных  кухонь  в
   сельской местности,      создавая      в      них      необходимые
   санитарно-гигиенические условия;
       - обеспечить   создание   передвижных   фельдшерско-акушерских
   пунктов в районах отгонного животноводства;
       - принять   меры   по  укомплектованию  фельдшерско-акушерских
   пунктов медицинскими кадрами; шире проводить аттестацию заведующих
   фельдшерско-акушерскими пунктами;
       - улучшить  работу  по  повышению   квалификации   фельдшеров,
   акушерок, патронажных  медицинских  сестер  фельдшерско-акушерских
   пунктов, обеспечить усовершенствование знаний каждого  из  средних
   медицинских работников  фельдшерско-акушерских  пунктов  не реже 1
   раза в 5 лет,  используя для этого постоянно действующие курсы  по
   усовершенствованию и     специализации     средних     медицинских
   (фармацевтических) кадров,  а также  путем  проведения  семинаров,
   декадников, заочно-очных и прерывистых курсов;
       - шире проводить мероприятия  по  изучению  и  распространению
   передового опыта   работы  фельдшерско-акушерских  пунктов,  путем
   организации на  базе   лучших   из   них   постоянно   действующих
   республиканских, областных   и  районных  школ  передового  опыта,
   издания методических писем,  освещающих передовые формы  и  методы
   работы фельдшерско-акушерских   пунктов,  а  также  проведения  по
   данному вопросу конференций и  совещаний  фельдшеров,  акушерок  и
   патронажных медицинских сестер;
       7) довести  до  сведения   работников   фельдшерско-акушерских
   пунктов должностные  права  и обязанности,  утвержденные настоящим
   приказом.
       2. Директору  Всесоюзного  научно-исследовательского института
   социальной гигиены и организации здравоохранения  им.  Н.А.Семашко
   тов. Богатыреву И.Д. в течение 1973-75 гг.:
       - изучить лучшие формы и  методы  лечебно-профилактической   и
   санитарно-противоэпидемической деятельности фельдшерско-акушерских
   пунктов и    подготовить    информационно-методическое     письмо,
   обобщающее передовой опыт их работы;
       - разработать   проект   методических   указаний   о    работе
   заведующего фельдшерско-акушерских пунктом,  фельдшера, акушерки и
   патронажной медицинской   сестры  фельдшерско-акушерского  пункта,
   определяющих формы и методы  их  работы,  в  том  числе  формы  их
   участия в работе по диспансерному обслуживанию больных и отдельных
   групп здорового взрослого населения и детей,  в  пределах  прав  и
   обязанностей, предусмотренных положениями, утвержденными настоящим
   приказом.
       3. Директору  Центрального научно-исследовательского института
   санитарного просвещения тов.  Лоранскому Д.Н. разработать и издать
   в 1974-1975 гг.  наглядные пособия, плакаты, материалы для печати,
   радио и телевидения по вопросам охраны здоровья женщин и  детей  в
   сельской местности.
       4. Начальнику Отдела медицинской  статистики  тов.  Церковному
   Г.Ф., совместно с отраслевыми управлениями в течение 1973-1974 гг.
   пересмотреть учетно-отчетную  документацию  фельдшерско-акушерских
   пунктов.
       5. Начальнику  Главного  управления  учебных  заведений   тов.
   Исакову Ю.Ф.,  совместно  с  отраслевыми  управлениями разработать
   мероприятия по  улучшению   работы   по   повышению   квалификации
   медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов.
       6. Директору ГИПРОНИИЗДРАВа тов.  Рощину  А.В.  осуществить  в
   плане работ  на 1973 год изучение и обобщение опыта проектирования
   и строительства фельдшерско-акушерских пунктов и дать рекомендации
   по использованию         наилучших        проектных        решений
   фельдшерско-акушерских пунктов.
       7. Считать    утратившим    силу    "Положение    о   сельском
   фельдшерско-акушерском пункте", утвержденное 31/XII-1954 г.

                                                              Министр
                                                 здравоохранения СССР
                                                       Б.В.ПЕТРОВСКИЙ





                                                       Приложение N 1
                                                   к приказу Министра
                                                 здравоохранения СССР
                                             от 27 июля 1973 г. N 566

                               ПОЛОЖЕНИЕ
                    О ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКОМ ПУНКТЕ

       I. Фельдшерско-акушерский            пункт            является
   амбулаторно-поликлиническим учреждением  в   сельских   населенных
   пунктах и   на  объектах  строительства  вне  населенных  пунктов,
   открытие и закрытие которого производится органом  здравоохранения
   в установленном порядке.
       II. Фельдшерско-акушерский пункт находится в ведении сельского
   Совета депутатов трудящихся.
       Руководство деятельностью    фельдшерско-акушерского    пункта
   осуществляет больничное       или      амбулаторно-поликлиническое
   учреждение, которому он подчинен.
       III. Персонал фельдшерско-акушерского пункта руководствуется в
   своей работе действующим Законодательством,  настоящим Положением,
   приказами, инструкциями,   методическими   и   другими  указаниями
   органов здравоохранения.
       IV. На фельдшерско-акушерский пункт возлагается:
       1. Проведение мероприятий, направленных на:
       а) профилактику   и   снижение  заболеваемости,  в  том  числе
   инфекционной; профилактику    и    снижение     паразитарных     и
   профессиональных заболеваний,   травматизма   и  отравлений  среди
   колхозников, работников совхозов и других предприятий;
       б) снижение смертности, в том числе детской и материнской;
       в) повышение санитарно-гигиенической культуры населения.
       2. Оказание населению доврачебной медицинской помощи.
       3. Участие в текущем санитарном надзоре  за  учреждениями  для
   детей и   подростков,  коммунальными,  пищевыми,  промышленными  и
   другими объектами, водоснабжением и очисткой населенных мест.
       4. Проведение  подворных обходов по эпидемическим показаниям с
   целью выявления инфекционных больных,  контактных  с  ними  лиц  и
   подозрительных на инфекционные заболевания.
       5. Извещение   территориальной    санитарно-эпидемиологической
   станции в  установленном  порядке об инфекционных,  паразитарных и
   профессиональных заболеваниях,  отравлениях населения и выявленных
   нарушениях санитарно-гигиенических требований.
       V. Фельдшерско-акушерский пункт должен иметь набор  помещений,
   отвечающих санитарно-гигиеническим  требованиям  и  задачам работы
   данного учреждения,  а также оснащение в  соответствии  с  табелем
   оборудования и     средства    связи.    Обеспечение    работников
   фельдшерско-акушерских пунктов   транспортными   средствами    для
   выполнения, возложенных  на них задач,  производится бесплатно,  в
   соответствии с "Основами  законодательства  Союза  ССР  и  союзных
   республик о    здравоохранении",    в   порядке,   устанавливаемом
   Исполкомами местных Советов депутатов трудящихся.
       VI. На  фельдшерско-акушерский пункт могут возлагаться функции
   аптечного пункта по продаже населению готовых лекарственных форм и
   других аптекарских товаров.
       VII. Штаты фельдшерско-акушерского  пункта  устанавливаются  в
   соответствии с    действующими    штатными   нормативами.   Работу
   фельдшерско-акушерского пункта возглавляет заведующий.
       VIII. Фельдшерско-акушерский  пункт имеет свою смету,  круглую
   печать и штамп с указанием своего наименования.
       IX. Фельдшерско-акушерский   пункт   в  установленном  порядке
   составляет и представляет планы и  отчеты  о  своей  деятельности,
   ведет учетно-отчетную документацию.

                                      Заместитель начальника Главного
                                  управления лечебно-профилактической
                             помощи Министерства здравоохранения СССР
                                                             С.СЯГАЕВ





                                                       Приложение N 2
                                                   к приказу Министра
                                                 здравоохранения СССР
                                             от 27 июля 1973 г. N 566

                               ПОЛОЖЕНИЕ
        О ЗАВЕДУЮЩЕМ ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКИМ ПУНКТОМ - ФЕЛЬДШЕРЕ

       I. На должность заведующего фельдшерско-акушерским  пунктом  -
   фельдшера назначается  специалист,  окончивший среднее медицинское
   учебное заведение  с  присвоением   квалификации   фельдшера   или
   фельдшера-акушерки.
       Утверждение и   освобождение    от    должности    заведующего
   фельдшерско-акушерским пунктом  -  фельдшера производится сельским
   Советом депутатов трудящихся  по  согласованию  с  соответствующим
   органом здравоохранения.
       II. Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер:
       1) Несет    ответственность    за    организацию   и   уровень
   лечебно-профилактической и   санитарно-профилактической    работы,
   осуществляемой персоналом   в   соответствии   с   Положениями   о
   фельдшерско-акушерском пункте  и  его   должностных   лицах.   При
   возложении на   фельдшерско-акушерский   пункт  функций  аптечного
   пункта по продаже населению готовых лекарственных  форм  и  других
   аптекарских товаров   -   несет   ответственность  за  обеспечение
   населения лекарственными   средствами    и    другими    изделиями
   медицинского назначения  в  соответствии  с Положением об аптечном
   пункте.
       2) Составляет   и  представляет  на  утверждение  план  работы
   фельдшерско-акушерского пункта  в установленном порядке.
       3) Руководит работой персонала, фельдшерско-акушерского пункта
   в установленном порядке.
       4) Оказывает   доврачебную  медицинскую  помощь  населению  на
   территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта.
       В этих целях заведующий фельдшерско-акушерским пунктом:
       - ведет амбулаторный прием на фельдшерско-акушерском пункте;
       - ведет больных на дому;
       - оказывает первую неотложную медицинскую  помощь  при  острых
   заболеваниях и    несчастных   случаях   (ранения,   кровотечения,
   отравления и др.) с последующим вызовом врача к этому больному или
   направлением его         в        соответствующее        ближайшее
   лечебно-профилактическое учреждение,  независимо от  ведомственной
   подчиненности, сопровождая больного в необходимых случаях лично.
       5) Своевременно направляет больных,  нуждающихся во  врачебной
   медицинской помощи,   в  соответствующие  лечебно-профилактические
   учреждения.
       6) Выполняет врачебные назначения.
       7) Подготавливает    больных    к     приему     врачом     на
   фельдшерско-акушерском пункте.
       8) Участвует в диспансеризации населения.
       9) Проводит:
       а) простейшие лабораторные исследования;
       б) лечебный   массаж  и  физиотерапевтические  процедуры,  для
   отпуска которых имеется необходимая аппаратура;
       в) профилактические прививки и диагностические пробы взрослому
   населению;
       г) противоэпидемические и противопаразитарные мероприятия;
       д) подворные  обходы  по  эпидемическим  показаниям  с   целью
   выявления инфекционных   больных,   контактных   с   ними   лиц  и
   подозрительных на инфекционные заболевания;
       е) санитарно-просветительную работу среди населения.
       10) Обеспечивает   медицинскую   помощь   детям   в    детских
   яслях, садах, яслях-садах, детских домах, школах, расположенных на
   территории деятельности  фельдшерско-акушерского   пункта   и   не
   имеющих в   своих   штатах   соответствующих  средних  медицинских
   работников.
       11) Участвует   в  текущем  санитарном  надзоре  за  объектами
   санитарного надзора.
       12) Сообщает    в    установленном   порядке   соответствующим
   учреждениям здравоохранения   района   о   выявленных   санитарных
   нарушениях, инфекционной,    паразитарной    и    профессиональной
   заболеваемости и отравлениях на территории деятельности ФАПа.
       III. Заведующий   фельдшерско-акушерским  пунктом  -  фельдшер
   имеет право:
       1) в   пределах  своей  компетенции  и  профессиональных  прав
   обследовать население,   устанавливать   диагноз,   назначать    и
   проводить лечение,    выполнять    медицинские    манипуляции    и
   профилактическую работу.
       2) Выписывать рецепты в дозах,  не превышающих высших приемов,
   установленных фармакопеей.   Право   на   прописывание   лекарств,
   содержащих ядовитые   и  сильнодействующие  вещества,  может  быть
   предоставлено заведующему   фельдшерско-акушерским    пунктом    -
   фельдшеру министерством  здравоохранения  союзной  или  автономной
   республики, краевым  или  областным  отделом  здравоохранения   по
   территориальной принадлежности.
       3) Выдавать  больничные  листы,  справки  и  другие  документы
   медицинского характера   в  порядке,  установленном  Министерством
   здравоохранения СССР.
       4) Давать  указания и распоряжения подчиненному ему среднему и
   младшему медицинскому персоналу.
       5) Вносить  предложения  о  назначении,  поощрении и наложении
   административных взысканий на подчиненных ему работников.
       6) Представлять   учреждение   в   государственных   и  других
   учреждениях, предприятиях и организациях.
       IV. Заведующий  фельдшерско-акушерским  пунктом  -  фельдшер в
   своей работе руководствуется настоящим  Положением,  Положением  о
   фельдшерско-акушерском пункте,       приказами,      инструкциями,
   методическими и  другими  указаниями  органов  здравоохранения,  а
   также указаниями и распоряжениями соответствующих должностных лиц.
       Заведующий фельдшерско-акушерским    пунктом    -     фельдшер
   непосредственно подчиняется сельскому Совету депутатов трудящихся.
   Методическое руководство его работой осуществляется главным врачом
   лечебно-профилактического учреждения,       которому      подчинен
   фельдшерско-акушерский пункт.
       V. Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер обязан
   систематически повышать    свои    профессиональные    знания    и
   идейно-политический уровень.
       VI. Заведующий фельдшерско-акушерским  пунктом  -  фельдшер  в
   установленном порядке,  составляет и представляет планы и отчеты о
   своей деятельности, ведет учетно-отчетную документацию.
       VII. При  выполнении  фельдшерско-акушерским  пунктом  функции
   аптечного пункта  заведующий  пунктом  -   фельдшер   осуществляет
   продажу населению готовых лекарств,  предметов санитарии и гигиены
   и предметов ухода за больными.
       VIII. При  отсутствии  в  штате фельдшерско-акушерского пункта
   других средним  медицинских  работников  (акушерки  и  патронажной
   медицинской сестры)   заведующий   выполняет   их   обязанности  и
   пользуется их правами,  предусмотренными Положениями об  указанных
   должностных лицах.

                                      Заместитель начальника Главного
                                  управления лечебно-профилактической
                             помощи Министерства здравоохранения СССР
                                                             С.СЯГАЕВ





                                                       Приложение N 3
                                                   к приказу Министра
                                                 здравоохранения СССР
                                             от 27 июля 1973 г. N 566

                               ПОЛОЖЕНИЕ
               ОБ АКУШЕРКЕ ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКОГО ПУНКТА

       I. На  должность   акушерки   фельдшерско-акушерского   пункта
   назначается специалист,  окончивший  среднее  медицинское  учебное
   заведение с присвоением квалификации акушерки,  фельдшера-акушерки
   или фельдшера.
       Утверждение и освобождение от должности акушерки  производится
   сельским Советом    депутатов   трудящихся   по   согласованию   с
   соответствующим органом здравоохранения.
       II. Акушерка фельдшерско-акушерского пункта:
       а) Несет ответственность за  обеспечение  и  уровень  оказания
   медицинской помощи беременным и гинекологическим больным,  а также
   за санитарно-просветительную работу по вопросам охраны материнства
   и детства.
       2) Выявляет беременных и гинекологических больных и  оказывает
   им соответствующую  лечебно-профилактическую помощь.  В этих целях
   акушерка фельдшерско-акушерского пункта:
       - ведет амбулаторный прием на фельдшерско-акушерском пункте;
       - оказывает патронаж беременных и родильниц на дому;
       - оказывает  экстренную акушерскую и гинекологическую помощь с
   последующим вызовом    врача    или    направлением    женщин    в
   соответствующие лечебно-профилактические  учреждения,  сопровождая
   их в необходимых случаях лично;
       - ведет гинекологических больных на дому.
       3) Оказывает первую неотложную медицинскую помощь  при  острых
   заболеваниях  и   несчастных   случаях   (ранения,   кровотечения,
   отравления и др.) с последующим вызовом врача  к  такому  больному
   или  направлением      его     в     соответствующее     ближайшее
   лечебно-профилактическое учреждение,  независимо от  ведомственной
   подчиненности, сопровождая больного в необходимых случаях лично.
       4) Своевременно   направляет   беременных   к   врачам   и   в
   соответствующие стационары лечебно-профилактических учреждений.
       5) Проводит  профилактические   осмотры   женщин,   в   сроки,
   устанавливаемые Министерством здравоохранения СССР.
       6) Выполняет врачебные назначения.
       7) Подготавливает  беременных  и  гинекологических  больных  к
   приему  врачом на фельдшерско-акушерском пункте.
       8) Проводит простейшие лабораторные исследования,  связанные с
   оказанием лечебно-профилактической     помощи     беременным     и
   гинекологическим больным.
       9) Проводит физиотерапевтические процедуры для отпуска которых
   имеется необходимая аппаратура.
       10) Проводит санитарно-просветительную работу среди  населения
   по вопросам охраны материнства и детства.
       III. Акушерка фельдшерско-акушерского пункта имеет право:
       1) В  пределах  компетенции  и профессиональных прав проводить
   обследование, устанавливать    диагноз,    устанавливать     сроки
   беременности, назначать и проводить лечение, выполнять медицинские
   манипуляции и проводить профилактическую работу.
       2) Выписывать   за   своей  подписью  лекарства  для  оказания
   экстренной помощи  в  соответствии  с  правилами,   установленными
   Министерством здравоохранения СССР.
       3) Выдавать справки и другие документы медицинского  характера
   в порядке, установленном Министерством здравоохранения СССР.
       IV. Акушерка фельдшерско-акушерского  пункта  в  своей  работе
   руководствуется настоящим       Положением,       Положением     о
   фельдшерско-акушерском пункте,      приказами,       инструкциями,
   методическими и  другими  указаниями  органов  здравоохранения,  а
   также распоряжениями и указаниями соответствующих должностных лиц.
       Акушерка непосредственно        подчиняется        заведующему
   фельдшерско-акушерским пунктом.   Методическое   руководство    ее
   работой осуществляет врач лечебно-профилактического учреждения, на
   которого возложена       ответственность        за        оказание
   акушерско-гинекологической помощи    населению    на    территории
   деятельности фельдшерско-акушерского пункта.
       V. Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер вправе
   привлекать акушерку в пределах ее компетенции  и  профессиональных
   прав для    выполнения   функций,   возложенных   на   пункт,   не
   предусмотренных Положением об акушерке.
       VI. Акушерка    фельдшерско-акушерского     пункта     обязана
   систематически повышать    свои    профессиональные    знания    и
   идейно-политический уровень.
       VII. Акушерка    фельдшерско-акушерского     пункта      ведет
   установленную документацию по своему разделу работы.
       Представляет заведующему    фельдшерско-акушерским     пунктом
   предложения к  плану работы  пункта и данные  к отчету по вопросам
   акушерско-гинекологической помощи.
       VIII. При  отсутствии  в  штате фельдшерско-акушерского пункта
   должности патронажной медицинской  сестры  акушерка  помимо  своих
   обязанностей ведет  наблюдение  за состоянием здоровья и развитием
   детей первого года жизни.

                                       Начальник Главного  управления
                                      лечебно-профилактической помощи
                                                      детям и матерям
                                    Министерства здравоохранения СССР
                                                         М.Н.НИКИТИНА





                                                       Приложение N 4
                                                   к приказу Министра
                                                 здравоохранения СССР
                                             от 27 июля 1973 г. N 566

                               ПОЛОЖЕНИЕ
                    О ПАТРОНАЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЕ
                     ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКОГО ПУНКТА

       I. На     должность     патронажной     медицинской     сестры
   фельдшерско-акушерского пункта назначается специалист,  окончивший
   среднее  медицинское  учебное заведение с присвоением квалификации
   фельдшера, фельдшера-акушерки, акушерки или медицинской сестры.
       Утверждение и   освобождение    от    должности    патронажной
   медицинской   сестры   производится   сельским  Советом  депутатов
   трудящихся   по    согласованию    с    соответствующим    органом
   здравоохранения.
       II. Патронажная медицинская сестра:
       1) Проводит   профилактические   мероприятия  по  оздоровлению
   детского населения,      предусмотренные       планом       работы
   фельдшерско-акушерского пункта.    В    этих   целях   патронажная
   медицинская сестра:
       - проводит патронаж здоровых детей в возрасте до 1 года, в том
   числе новорожденных на дому; осуществляет контроль за рациональным
   вскармливанием ребенка;
       - принимает участие в диспансеризации здоровых детей;
       - осуществляет    мероприятия   по   профилактике   рахита   и
   гипотрофии;
       - проводит профилактические прививки и диагностические пробы;
       - проводит профилактическую работу  в  детских  яслях,  садах,
   яслях-садах, детских  домах,  школах,  расположенных на территории
   деятельности фельдшерско-акушерского пункта и не  имеющих  в своих
   штатах соответствующих средних медицинских работников;
       - проводит санитарно-просветительную работу среди населения по
   вопросам охраны здоровья детей.
       2) Оказывает   медицинскую    помощь    больным    детям    на
   фельдшерско-акушерском пункте  и  на  дому по назначению врача или
   заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера.
       3) Оказывает  первую  неотложную медицинскую помощь при острых
   заболеваниях и   несчастных   случаях   (ранения,    кровотечения,
   отравления и  др.)  с  последующим вызовом врача к такому больному
   или направлением его  в  соответствующее  лечебно-профилактическое
   учреждение, независимо от ведомственной подчиненности, сопровождая
   больного в необходимых случаях лично.
       4) Сообщает  о  каждом  случае  выявленного  заболевания среди
   детей заведующему фельдшерско-акушерским пунктом.
       5) Наблюдает  за  больными  детьми,  состоящими на диспансером
   учете.
       6) Подготавливает   больных   детей   к   приему   врачом   на
   фельдшерско-акушерском пункте.
       7) Уточняет данные о возрастном составе детских контингентов.
       8) Проводит подворные обходы  по  эпидемическим  показаниям  с
   целью выявления  инфекционных  больных,  контактных с  ними  лиц и
   подозрительных на инфекционные заболевания.
       9) Проводит простейшие лабораторные исследования.
       10) Проводит  массаж  и  физиотерапевтические  процедуры,  для
   отпуска которых имеется необходимая аппаратура.
       11) Проводит   противоэпидемические   и    противопаразитарные
   мероприятия.
       III. Патронажная медицинская сестра  имеет  право  в  пределах
   своей компетенции   и   профессиональных  прав  проводить  лечение
   больных детей,    по    назначению    врача    или     заведующего
   фельдшерско-акушерским пунктом выполнять медицинские манипуляции и
   проводить профилактическую работу.
       IV. Патронажная    медицинская    сестра    в   своей   работе
   руководствуется настоящим      Положением,      Положением       о
   фельдшерско-акушерском пункте,       приказами,      инструкциями,
   методическими и  другими  указаниями  органов  здравоохранения,  а
   также распоряжениями и указаниями соответствующих должностных лиц.
       Патронажная медицинская   сестра    подчиняется    заведующему
   фельдшерско-акушерским пунктом.
       V. Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер вправе
   привлекать патронажную    медицинскую   сестру   в   пределах   ее
   компетенции и  профессиональных  прав  для   выполнения   функций,
   возложенных на пункт,  не предусмотренных Положением о патронажной
   медицинской сестре.
       VI. Патронажная  медицинская  сестра   фельдшерско-акушерского
   пункта обязана   систематически   повышать  свои  профессиональные
   знания и идейно-политический уровень.
       VII. Патронажная  медицинская  сестра  фельдшерско-акушерского
   пункта ведет установленную документацию по своему разделу работы.
       Представляет заведующему     фельдшерско-акушерским    пунктом
   предложения к плану работы пункта и данные к  отчету  по  вопросам
   лечебно-профилактической помощи детскому населению.

                                       Начальник Главного  управления
                                      лечебно-профилактической помощи
                                                      детям и матерям
                                    Министерства здравоохранения СССР
                                                         М.Н.НИКИТИНА




                                                       Приложение N 5
                                                   к приказу Министра
                                                 здравоохранения СССР
                                             от 27 июля 1973 г. N 566

                               ПОЛОЖЕНИЕ
               О САНИТАРКЕ ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКОГО ПУНКТА

       I. На   должность   санитарки  фельдшерско-акушерского  пункта
   назначаются лица не моложе 16 лет.
       Прием на    работу    и   увольнение   санитарки   оформляется
   учреждением,  на бюджете которого  состоит  фельдшерско-акушерский
   пункт,   по   представлению   заведующего   фельдшерско-акушерским
   пунктом.
       II. Санитарка    фельдшерско-акушерского    пункта выполняет:
       1) Вспомогательную   работу   при    приеме    населения    на
   фельдшерско-акушерском пункте,  при  оказании  медицинской  помощи
   больным на дому и при проведении персоналом ФАПа  профилактических
   мероприятий.
       2) Все работы по содержанию в чистоте помещения, оборудования,
   оснащения пункта и прилегающей к нему территории.
       3) Топку печей.
       4) Прочие работы, не требующие специального образования.
       III. Санитарка   непосредственно    подчиняется    заведующему
   фельдшерско-акушерским пунктом.

                                               Заместитель начальника
                                                  Главного управления
                                      лечебно-профилактической помощи
                                    Министерства здравоохранения СССР
                                                             С.СЯГАЕВ


Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
Разное