О НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ,
СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ
Для создания благоприятного инвестиционного климата в
Санкт-Петербурге создана нормативно-правовая база, гарантирующая
постепенное снижение налогового бремени для юридических лиц, при
увеличении налогообложения крупных доходов физических лиц.
Законом Санкт-Петербурга, в частности, предусмотрено
стабильное налогообложение прибыли. Ставка налога на прибыль
предприятий и организаций установлена в размере 20%, что ниже на 2
пункта, чем предусмотрено в федеральном законе. В дальнейшем
планируется снижение до 19%. По федеральному закону предельной
величиной ставки налога на прибыль является 22%. Для бирж,
брокерских контор, банков и страховщиков ставка налога на прибыль
составляет 22% и уменьшена относительно предела по федеральному
закону (30%) на 8 пунктов.
С 1998 г. отменен Сбор на нужды образовательных учреждений,
исчислявшийся в размере 1% от фонда оплаты труда.
Законом Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" (от 28.06.1995
N 81-11, с изменениями и дополнениями на 09.12.1997) в 1998 году
предоставлены благоприятные условия деятельности организаций,
созданных с участием иностранных инвесторов на основании
международных соглашений Санкт-Петербурга с правительствами
зарубежных стран. Данные организации освобождаются на срок до 7
лет от уплаты в части сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга:
- налога на прибыль;
- налога на имущество предприятий;
- земельного налога;
- налога на приобретение автотранспортных средств;
- налога с владельцев транспортных средств;
- налога на содержание жилищного фонда и объектов
социально-культурной сферы;
- целевого сбора на содержание правоохранительных органов;
- налога на рекламу.
Обязательным условием для получения этих льгот является
фактическое внесение в уставный капитал создаваемого предприятия
суммы, эквивалентной не менее 1 млн.долл.США. Прямые капитальные
вложения иностранного участника в отрасли материального
производства Санкт-Петербурга должны быть не менее суммы,
эквивалентной 10 млн.долл.США.
В городе созданы 4 свободных экономических зоны (СЭЗ),
резидентам которых предоставлены значительные льготы по налогам,
зачисляемым в бюджет Санкт-Петербурга с 1996 г.: СЭЗ "Пушкинская"
(освобождение от уплаты 40% всех налогов, сроком на 5 лет),
"Гавань" (освобождение от налогов: на имущество, прибыль и землю
на 50%, сроком на 10 лет), "Северная верфь" (освобождение от
уплаты всех налогов, сроком на 3 года) и "Полюстрово"
(освобождение от уплаты 100% налогов на: прибыль, имущество,
приобретение автотранспортных средств и землю в течение 5 лет и на
50% данных налогов в течение последующих 5 лет).
Нормативно-правовая база города предполагает выравнивание
условий предпринимательской деятельности для всех инвесторов.
С целью привлечения иностранных инвесторов в налоговом
законодательстве Российской Федерации предусмотрены налоговые
льготы, основными из которых являются:
- прибыль предприятий с иностранными инвестициями освобождается от
налогообложения за первый прибыльный год и год, следующий за
ним;
- предприятия с иностранными инвестициями, занимающиеся
производственной деятельностью, при условии, что их оплаченная
доля в уставном фонде составляет не менее 30% и эквивалентна
сумме не менее 10 млн.долл.США, в первые 2 года не уплачивают
налог на прибыль в федеральный бюджет, если выручка от
производственной деятельности превышает 70% общей выручки. Эти
предприятия в 3-й и 4-й год работы уплачивают налог на прибыль в
федеральный бюджет в размере 25% и 50% соответственно от
основной ставки, если выручка от производственной деятельности
свыше 90% общей суммы выручки, и представляют отчетность в
налоговые органы 1 раз в год.
Налогооблагаемая прибыль уменьшается на суммы:
- направленные предприятиями отраслей сферы материального
производства на финансирование капитальных вложений
производственного назначения, а также на погашение кредитов
банков, полученных и использованных на эти цели, включая
проценты по кредитам;
- направленные предприятиями на проведение
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, но не
более 10% общей суммы налогооблагаемой прибыли;
- затрат предприятий на содержание находящихся на их балансе
объектов и учреждений здравоохранения, культуры, спорта;
- направленные предприятиями всех отраслей на финансирование
жилищного строительства (в том числе в порядке долевого
участия), а также на погашение кредитов банков на эти цели.
Освобождены от налога на добавленную стоимость:
- предприятия, экспортирующие товары собственного производства и
услуги;
- обороты по реализации продукции средств массовой информации,
книжной продукции, связанной с образованием, наукой, культурой,
а также редакционная, издательская и полиграфическая
деятельность;
- платежи малых предприятий по лизинговым сделкам;
- работы и услуги по реставрации и охране памятников истории и
культуры, охраняемых государством.
Иностранные и российские юридические лица, привлекаемые на
период реализации целевых социально-экономических программ по
перечню, определенному Правительством РФ, освобождаются от уплаты
следующих налогов:
- на прибыль;
- на имущество;
- на пользователей автодорог;
- с владельцев транспортных средств;
- на приобретение автотранспортных средств.
Налогом на имущество не облагаются:
- научно-исследовательские и конструкторские учреждения, в объеме
работ которых НИОКР составляет не менее 70%.
При исчислении налога на имущество налогооблагаемая база
уменьшается на:
- стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной
сферы;
- стоимость объектов, используемых исключительно для охраны
природы, пожарной безопасности;
- стоимость спутников связи.
Кроме того, от налога на прибыль в первые 2 года
освобождаются малые предприятия, осуществляющие строительство,
производство и переработку сельскохозяйственной продукции,
продовольственных товаров, товаров народного потребления,
медтехники, лекарственных средств при условии, что выручка от
производственной деятельности свыше 70% от общей суммы выручки. В
3-й и 4-й год работы уплата налога производится в размере 25% и
50% соответственно от установленной ставки.
Администрацией Санкт-Петербурга разрабатывается Закон "Об
инвестиционной деятельности", в котором предусматриваются
дополнительные меры государственной поддержки инвестиционной
деятельности.
О ПРОЕКТЕ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ
В предложенном правительственном проекте Налогового кодекса,
направленном Черномырдиным В.С. 31.01.98 г. на рассмотрение в
Государственную Думу, учтено множество замечаний и предложений
регионов Российской Федерации.
Однако краткий обзор проекта Налогового кодекса позволяет
сделать вывод, что по-прежнему налоговая система остается сложной
и запутанной.
Реформирование налоговой системы в проекте Налогового кодекса
предполагается произвести путем замены действующих налогов и
введением новых и других по своей природе налогов, что меняет
распределение налоговой нагрузки между юридическими лицами,
предпринимателями и физическими лицами не в пользу последних и
усложняет взаимоотношения налогоплательщиков с налоговыми
органами, которые в свою очередь не готовы к изменениям. Это
негативно скажется на первых порах на собираемости налоговых
платежей (достаточно неблагополучной сейчас) и формировании
бюджетов. В действительности это не реформа, а шлифовка нынешней
налоговой системы.
Федеральные налоги
1. В проекте предусмотрена отмена 3-х федеральных налогов,
формирующих Дорожный фонд. Фактически они не отменены полностью, а
произошла их замена:
- Налог на реализацию ГСМ переложен на акцизы,
вследствие чего расширен перечень подакцизной продукции, куда
вошли дизельное топливо, масла, бензин. В 2,2 раза увеличился
акциз на бензин, введено обложение услуг по перекачке нефти.
- Вместо налога на приобретение автотранспортных средств
будет облагаться налогом с розничных продаж приобретение
автотранспортных средств.
- Владельцы автотранспортных средств вместо прежнего
налога, установленного в зависимости от мощности двигателя в
л.с., будут уплачивать новый транспортный налог в зависимости
от объема двигателя в куб.см.
Транспортный налог уже действовал с 1994 года по
15.11.97 года и отменен как не конституционный. В проект
Налогового кодекса вновь вводится транспортный налог, но с
иной налогооблагаемой базой.
2. Вводится новый дорожный налог с порочной практикой изъятия
доходов предприятий в размере 1,5%.
3. Выделен в самостоятельный платеж федеральный налог на
доходы от капитала, которым предусмотрено увеличение
налогообложения физических лиц вдвое по сравнению с прошлым годом.
Налог уплачивается в размере 30% по доходам от процентов (включая
проценты по ценным бумагам) в части превышения ставки
рефинансирования ЦБ РФ как в рублях, так и в валюте. Такая
ситуация может повлиять на отток денежной массы граждан из сектора
банков и других кредитных учреждений и усугубит сложившийся кризис
неплатежей.
4. Вводятся и другие федеральные налоги. Некоторые из них
заменяют действующие платежи, такие, как водный, лесной,
экологический, на пользование недрами и др.
Региональные и местные налоги
В проекте Налогового кодекса региональная налоговая политика
не в полной мере соответствует запросам регионов РФ.
1. Налог с продаж со ставкой до 5% к цене товара ложится
дополнительным бременем на покупателя и еще интенсивнее
способствует прогрессированию бедности отдельных категорий
населения. Кроме того, введение налога с продаж косвенно
отражается и на внутреннем производителе, поскольку розничные цены
определяются ценой спроса.
Перечень социально значимых товаров и услуг, не подлежащих
такому налогообложению, может быть расширен представительным
органом субъекта Федерации, однако зачисление 80% поступлений
этого налога в местные бюджеты ограничивает такие возможности, так
как вновь созданные муниципальные образования при решении своих
задач испытывают дефицит источников доходов, становясь к тому же
преемниками кредиторской задолженности.
Мнения регионов о нецелесообразности введения налога с
розничных продаж в представленном проекте Налогового кодекса не
учтено.
2. Налог на недвижимость не апробирован, эксперимент по
введению этого налога в Твери и Новгороде фактически еще не
начался. Не все регионы готовы к внедрению этого налога, так как
объективной оценки и кадастра земли, а также рынка земли в
Российской Федерации пока не существует. В проекте Налогового
кодекса налогооблагаемая база определяется исходя из оценки
рыночной стоимости объекта и должна составлять 10% от ее оценки,
что является достаточно крупным платежом и увеличивает налоговую
нагрузку.
3. Вызывает тревогу увеличение ставки налога на имущество до
2,5% (при существующей - 2%), что не может служить поддержке
отечественного производителя, в основном оставшегося без заказов и
объемов производства и все-таки сберегающего свои основные фонды
как средства производства при реанимации промышленности.
В Санкт-Петербурге сложилась самая крупная в 1997 году
недоимка именно по налогу на имущество - 35% в общей недоимке в
бюджет города и составляет на начало 1998 года 332 млрд. старых
рублей.
4. Налог на содержание милиции и налог на содержание
социально-культурной сферы исключаются из налоговой системы.
Считаем, что рациональнее оставить их в компетенции регионов, так
как эти два налога понятны для налогоплательщика, приемлемы и
обоснованы необходимостью в регионе.
По-прежнему в проекте Налогового кодекса изобилие льгот,
создающее неравные условия деятельности и предпосылки для их
фальсификации.
На 2 года после введения Налогового кодекса предусмотрено
продолжение ведомственного нормотворчества, разработка инструкций
ГНС РФ и разъяснений Министерства финансов РФ.
В проекте Налогового кодекса прослеживается перераспределение
налоговых источников в пользу Федерального бюджета за счет
субъектов Федерации.
Не обеспечивается стабильность налоговой политики, так как
присутствуют оговорки об изменении ставок, размеров платежей и
порядка уплаты налогов.
Считаем, что реформирование действующей налоговой системы
должно предусматривать решение следующих задач:
- достижение стабильности налоговой политики;
- выравнивание условий деятельности и налоговой нагрузки,
повсеместная отмена льгот;
- создание предпосылок для инвестиционной деятельности с
отменой налога на прибыль;
- декларирование доходов и расходов, обложение по более
высокой ставке расходов на личное потребление;
- упрощение налоговой отчетности и минимизация сфер
государственного налогового контроля. Усиление контроля за сферой
с налично-денежными расчетами.
|