АДМИНИСТРАЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
ПИСЬМО
29 мая 1998 г. N 01-42/610
Направляем Рекомендации Международной конференции "Проблемы
охраны труда и трудовых правоотношений на малых предприятиях и
пути их решения" (приняты 27 марта 1998 года в г. Москве).
Просим довести через средства массовой информации указанные
Рекомендации до сведения предприятий и организаций, расположенных
на территории города (района).
Одновременно предлагаем разработать городскую (районную)
программу по данной проблеме, включив в нее, в частности,
мероприятия по созданию широкой сети централизованных служб охраны
труда на паевых началах (по отраслям) для решения организационных
и технических вопросов непосредственно на малых предприятиях,
разработке нормативно - методической литературы по охране труда с
учетом специфики малых предприятий, программ обучения
руководителей и работников и др. (приложение)
Начальник Главного управления
по труду и социальным вопросам
Московской области
В.А. Рушев
Приложение
к письму Главного управления
по труду и социальным вопросам
Московской области
от 29 мая 1998 г. N 01-42/610
РЕКОМЕНДАЦИИ
МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА
И ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ НА МАЛЫХ
ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ"
Приняты 27 марта 1998 года в г. Москве
Международная конференция "Проблемы охраны труда и трудовых
правоотношений на малых предприятиях и пути их решения" в лице
более 600 представителей малых предприятий, федеральных органов и
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
объединений работодателей и профсоюзов, ряда зарубежных стран,
Международной организации труда (МОТ) отмечает, что проводимая в
Российской Федерации политика экономических преобразований
направлена на формирование рыночных отношений, создание условий
для развития малого предпринимательства практически во всех сферах
хозяйственной деятельности
К настоящему времени количество малых предприятий превысило
840 тыс. В них занято более 12 млн. человек, что составляет около
18% от общей численности работающих в Российской Федерации. Данный
сектор экономики обеспечивает около 15% поступлений в федеральный
бюджет и способствует снижению напряженности на рынке труда за
счет создания новых рабочих мест и трудоустройства
работоспособного населения.
Участники Конференции отмечают, что развитию малого
предпринимательства в значительной степени препятствуют
несовершенная законодательная база деятельности малых предприятий,
значительное налоговое бремя, трудности в получении кредитов,
высокая арендная плата.
В то же время участники Конференции выражают озабоченность тем,
что при осуществлении предпринимательской деятельности
работодатели и работники малых предприятий не уделяют должного
внимания обеспечению нормальных условий труда. Предприятия
зачастую функционируют в не приспособленных для производства
помещениях, с использованием морально и физически изношенного
оборудования, работы проводятся с нарушением требований
безопасности производства, санитарно - гигиенических нормативов и
трудовых прав работающих.
В частности, на многих предприятиях в нарушение КЗоТ Российской
Федерации с работниками не заключаются трудовые договоры, прием на
работу и увольнение не оформляются приказами, трудовые книжки не
заполняются, грубо нарушается режим труда и отдыха, к сверхурочным
и ночным работам нередко привлекаются беременные женщины и
подростки, доплата за внеурочную работу не производится и т.п.
Допускаются многочисленные грубые нарушения норм по охране
труда, не обеспечиваются права работников на защиту от воздействия
вредных и опасных производственных факторов, на отказ работника
без каких-либо последствий для него от выполнения работ в случае
возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья,
на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты, на
обучение безопасным методам и приемам труда и др.
Проверки, проводимые органами исполнительной власти по труду
субъектов Российской Федерации, органами системы Рострудинспекции,
Госгортехнадзора и Госсанэпиднадзора, показывают, что как
учредители, так и руководители и другие ответственные работники
малых предприятий зачастую не обладают необходимыми знаниями
законодательства о труде и охране труда. На этих предприятиях, как
правило, отсутствуют необходимые нормативные материалы по охране
труда, их руководители сами не проходят обучения и проверки знаний
по охране труда и, соответственно, не обеспечивают обучение
безопасным методам труда работников. Только на отдельных
предприятиях выполняются требования о создании комитетов
(комиссий) по охране труда, еще более редко заключаются
коллективные договоры или соглашения. О результате на многих малых
предприятиях уровень производственного травматизма (в том числе со
смертельным исходом) значительно выше, чем на предприятиях других
форм собственности.
Учитывая сложившееся неблагоприятное положение в области охраны
труда в сфере малого предпринимательства и принимая во внимание
исключительную важность этой сферы экономики для страны,
Конференция считает необходимым обратиться к Правительству
Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания
Российской Федерации с просьбой обеспечить разработку и принятие
норм, предусматривающих обязательность закрепления в учредительных
и других правоустанавливающих документах предприятий и других
организаций требований по безусловному соблюдению работодателями
законодательства о труде и охране труда, недопущению нарушений
трудовых прав наемных работников, обязательному социальному
страхованию работников от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, об установлении для субъектов малого
предпринимательства льготных условий кредитования и
налогообложения, затрат на проведение мероприятий по обеспечению
безопасных условий труда, а также о введении государственной
статистической отчетности малых предприятий о затратах на охрану
труда и показателях производственного травматизма и
профессиональной заболеваемости.
Конференция рекомендует:
1. Минтруду России и Государственному комитету Российской
Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства
совместно с другими заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти:
- при разработке законодательных и иных нормативных, правовых
актов о труде и охране труда учитывать специфику малых
предприятий;
- разработать рекомендации (положение) об организации работы по
охране труда на малых предприятиях;
- подготовить предложения об обязательности получения
положительного заключения органов государственной экспертизы
условий труда и санэпиднадзора при лицензировании видов
деятельности, связанной с рисками травмирования или
профессиональной заболеваемости работников;
- при разработке механизма обеспечения экономической
заинтересованности работодателей в создании безопасных и здоровых
условий труда предусмотреть соответствующие льготы для малых
предприятий;
- подготовить, издать массовым тиражом и направить на места
справочное пособие для руководителей и работников малых
предприятий по наиболее актуальным вопросам трудовых отношений и
охраны труда;
- рассмотреть возможность финансирования разработки типовых
инструкций по охране труда для основных профессий и видов
деятельности в сфере малого предпринимательства;
- организовать разработку типовых программ для обучения
руководителей и работников малых предприятий с учетом специфики их
деятельности;
- совместно с Госкомстатом России рассмотреть вопрос об
установлении статистической отчетности по условиям труда,
производственному травматизму и профзаболеваемости, имея в виду
представление и обработку таких сведений не реже одного раза в
год;
- совместно с Многодисциплинарной группой МОТ разработать и
обеспечить выполнение плана практических мероприятий по
дальнейшему сотрудничеству с МОТ в сфере развития малых и средних
предприятий с учетом положений, изложенных в Программе
сотрудничества между Российской Федерацией и Международной
организацией труда на 1998-1999 гг;
- продолжить работу по дальнейшему развитию сотрудничества в
области охраны труда со странами - участниками Содружества
Независимых Государств;
- обобщить поступившие от участников Конференции предложения и
принять необходимые меры по их реализации.
2. Органам исполнительной власти по труду, поддержке и развитию
малого предпринимательства субъектов Российской Федерации,
соответствующим органам местного самоуправления возглавить работу
по координации усилий всех заинтересованных государственных
органов и общественных организаций по оказанию реальной помощи
малым предприятиям в организации работы по охране труда,
предупреждению производственного травматизма, профессиональных
заболеваний и нарушений трудовых прав работников. В этих целях:
- способствовать формированию общественного мнения об
экономической целесообразности соблюдения требований
законодательства о труде и охране труда и необходимости повышения
уровня знаний в этой сфере у руководителей и работников малых
предприятий;
- использовать имеющиеся возможности для создания на
некоммерческой основе широкой сети учебных, консультативных и
сервисных центров для удовлетворения потребностей малых
предприятий в обеспечении нормативной документацией, средствами
индивидуальной и коллективной защиты, решении организационных и
технических проблем охраны труда непосредственно на малых
предприятиях;
- проводить обучение руководителей и работников малых
предприятий по вопросам охраны труда, как правило, на льготных
условиях, а в исключительных случаях - и на бесплатной основе;
- оказывать помощь малым предприятиям, осуществляющим
производственную деятельность, связанную с повышенными рисками
повреждения здоровья работников, в проведении аттестации рабочих
мест по условиям труда и разработке на этой основе мер по
приведению их в соответствие с действующими нормами;
- практиковать по опыту Московской, Ярославской областей и
некоторых других субъектов Российской Федерации проведение
смотров - конкурсов, распространение опыта по организации работы в
области охраны труда, проведение регулярных семинаров - совещаний
с руководителями малых предприятий с рассмотрением на них
результатов проверок и путей устранения выявленных недостатков;
- при регистрации уставов малых предприятий обеспечивать
включение в них обязательств, связанных с охраной труда
работников, в том числе по возмещению вреда в случае их
травмирования или получения профессионального заболевания.
3. Объединениям работодателей, региональным союзам, ассоциациям
и другим общественным объединениям малого предпринимательства:
- использовать разнообразные способы воздействия на
формирование у руководителей малых предприятий сознания высокой
ответственности за сохранение жизни и здоровья работников,
неукоснительное соблюдение их трудовых прав, включая
конституционное право на работу в условиях, отвечающих требованиям
безопасности и санитарии;
- рассмотреть возможность создания малыми предприятиями
солидарных фондов для финансирования мероприятий по охране труда,
а также привлечения на договорной основе специалистов по охране
труда в целях оказания практической помощи руководителям малых
предприятий по этим вопросам.
4. Органам государственного надзора и контроля:
- активизировать свою деятельность по предупреждению нарушений
законодательства о труде и охране труда на малых предприятиях,
деятельность которых связана с повышенными рисками для здоровья
работников:
- при проведении инспекционных мероприятий особое внимание
обращать на соблюдение трудовых прав работников,
санитарно - гигиенических нормативов, состояние оборудования,
нарушения норм труда в отношении женщин и подростков, организацию
обучения работников безопасным приемам и методам труда;
- усилить профилактическую направленность своей деятельности в
отношении малых предприятий, одновременно привлекая к строгой
ответственности злостных нарушителей законодательства о труде и
охране труда.
5. Профсоюзам и их объединениям:
- полнее использовать права, предусмотренные законом о
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности при
осуществлении общественного контроля за соблюдением
законодательства о труде и охране труда на малых предприятиях;
- повысить требовательность к работодателям и их объединениям
за создание безопасных условий труда;
- добиваться, чтобы на малых предприятиях заключались и
выполнялись коллективные договоры и соглашения по охране труда;
- принять активное участие в работе по формированию на малых
предприятиях института профсоюзных уполномоченных по охране труда
и представителей профкомов в совместных комитетах (комиссиях) по
охране труда;
- организовать систематическое обучение профсоюзных работников
и активистов по вопросам трудового законодательства и охраны
труда.
6. Руководителям малых предприятий считать соблюдение трудовых
прав, сохранение жизни и здоровья работников, предупреждение
травматизма и профессиональных заболеваний важнейшим направлением
своей деятельности и в этих целях:
- не допускать в работе предприятий применения неисправного
оборудования и технических средств, а также несертифицированных
средств индивидуальной и коллективной защиты;
- принимать необходимые меры по устранению имеющихся
недостатков и нарушений в сфере охраны труда и трудовых
правоотношений с работниками;
- возлагать ответственность за организацию работы по охране
труда (в случае отсутствия специальной службы) на одного из
ответственных работников, прошедшего специальное обучение в
организации, имеющей соответствующее разрешение;
- при необходимости шире использовать привлечение для
консультаций специалистов соответствующих органов и
специализированных организаций;
- организовать разработку и обеспечение работников необходимым
минимумом инструкций по охране труда по профессиям или видам
деятельности;
- организовать изучение работниками требований законодательных
и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда,
непосредственно относящихся к их деятельности;
- совместно с профсоюзами принять меры по созданию на
предприятиях совместных комитетов (комиссий) по охране труда.
Международная конференция выражает уверенность, что
руководители малых предприятий, государственные органы,
объединения работодателей и профсоюзов примут активное участие в
реализации настоящих Рекомендаций и совместными действиями
обеспечат решение имеющихся проблем в области охраны труда и
трудовых правоотношений на малых предприятиях и тем самым будут
способствовать развитию малого предпринимательства и усилению его
роли в развитии экономики России.
------------------------------------------------------------------
|