Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ ОТ 28.05.98 N 05-07/6307 О НАПРАВЛЕНИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ КОММЕНТАРИЕВ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ N 6 ИНСТРУКЦИИ N 35 ПО ПОДОХОДНОМУ НАЛОГУ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


        ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                 ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
                         ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ

                             П И С Ь М О

                       от 28.05.98 N 05-07/6307


        Государственная налоговая   инспекция   по   Санкт-Петербургу
   направляет для   применения   в  практической  работе  комментарии
   изменений и дополнений N 6 инструкции N 35 по подоходному налогу с
   физических лиц,  подготовленные отделом налогообложения физических
   лиц ГНИ по СПб.
        Одновременно сообщаем,  что указанная методическая разработка
   имеется в электронной версии  справочника  по  подоходному  налогу
   "DOSIE -  805".  С  вопросами  обращаться  в отдел налогообложения
   физических лиц ГНИ по СПб (Земледельческая ул., 7/2, ком.312).

        Приложение на 10 стр.

                                    Заместитель начальника инспекции,
                                   государственный советник налоговой
                                                     службы III ранга
                                                         В.И.Красавин


                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ
                                             к письму Государственной
                                                  налоговой инспекции
                                                  по Санкт-Петербургу
                                             от 28.05.98 N 05-07/6307

          НОВОЕ В ИСЧИСЛЕНИИ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА В 1998 ГОДУ
               (комментарии изменений и дополнений N 6
                           инструкции N 35)


                      Правовая основа изменений

        Последние изменения и дополнения  N  6  инструкции  N  35  по
   подоходному  налогу,  утвержденные  приказом  Росналогслужбы от 26
   февраля  1998  г.  за  N  АП-3-08/28,  внесены  в  соответствии  с
   Федеральным  Законом  от  31 декабря 1997 г.  N 159-ФЗ.  Сам Закон
   вступил в силу с момента его опубликования  в  газете  "Российские
   вести", то есть с 4 января 1998 г .
        Изменения и   дополнения    N    6    названной    инструкции
   зарегистрированы Минюстом РФ 27 марта 1998 года, регистрационный N
   1497.
        Официально опубликованы   в   ведомственных   приложениях   к
   Российской газете "Экономический союз" от 25.04.98 N 16 и  "Бизнес
   в России" от 05.05.98 N 17 (окончание),  а также были опубликованы
   в газетах "Финансовая Россия" N 14, апрель 1998 года, "Экономика и
   жизнь" N 14-15 и др.
        Вступили в  силу  по  истечении  десяти  дней   со   дня   их
   официального опубликования  (полный  текст  опубликован 5 мая 1998
   года), за исключением тех положений, порядок  введения  в действие
   которых определен Федеральным законом N 159-ФЗ.
        Данными изменениями и дополнениями,  внесенными в действующее
   законодательство о     подоходном     налоге,    изменена    шкала
   налогообложения, дано новое определение даты  получения  дохода  и
   порядка удержания  налога,  уточнен  новый  порядок предоставления
   налоговых льгот  и  вычетов,  расширен  круг  граждан,   обязанных
   представлять декларацию   о   доходах.   Также  внесены  отдельные
   уточнения в инструкцию N 35 о подоходном налоге.

                        Дата получения дохода

        Одним из существенных изменений явилось  то,  что  теперь,  с
   1998 года,  согласно  дополнениям,  внесенным  в статью 2 Закона о
   подоходном налоге  и  п.3  инструкции   N   35   дано   конкретное
   определение, что считается датой получения дохода. Датой получения
   дохода в календарном году является дата  выплаты  дохода,  включая
   авансовые выплаты,   либо  дата  перечисления  дохода,  либо  дата
   передачи дохода в натуральной форме физическому лицу.
        В тех    случаях,    когда   финансово-кредитные   учреждения
   перечисляют инвестиционный доход на  счета  граждан  -  вкладчиков
   фонда, дату зачисления денежных средств на лицевые счета граждан в
   финансово-кредитных учреждениях  следует  считать  датой   выплаты
   дохода гражданам.  При этом начисленный в 1997 году инвестиционный
   доход, зачисленный на лицевой счет в январе 1998 года,  включается
   в совокупный годовой доход 1997 года.
        А когда  предприятие   депонирует  не полученную   работником
   заработную плату,  датой получения дохода будет дата депонирования
   этой зарплаты.  Это уже не деньги предприятия, а деньги работника,
   находящиеся на депоненте.

        Таким образом,   доходом   считаются  все  суммы,  фактически
   полученные в конкретном периоде,  а в расходы  принимаются  только
   реально  затраченные  суммы.  Граждане  теперь  будут  не  обязаны
   платить налог, если предприятие задерживает зарплату.
        Из сказанного  также следует,  что при декларировании доходов
   за 1998 год граждане,  которым предприятиями была только начислена
   заработная плата,  но по каким-либо причинам не выплачена,  вправе
   будут в  совокупный  доход  только  сумму  фактически  полученного
   дохода. Обращаю  внимание,  но только в следующем,  1999 году,  по
   доходам, полученным в этом текущем году. На декларирование доходов
   за 1997 год это не распространяется. Изменения в части определения
   даты получения дохода гражданами затрагивает и порядок  исчисления
   подоходного налога.  Но  это  все  затронет только те предприятия,
   которые не обеспечили в 1998 году и  далее  своевременную  выплату
   заработной платы и допустили задолженность по зарплате.

        Это положение изложено в пункте 23 инструкции N  35  в  новой
   редакции.
        Те предприятия и иные  работодатели,  которые  не  обеспечили
   выплату зарплаты  в  установленные сроки и допустили задолженность
   по зарплате на 1 января года,  следующего за отчетным,  не  считая
   только плановой зарплаты за декабрь,  выплата которой производится
   в первых числах следующего месяца,  обязаны произвести  перерасчет
   по подоходному  налогу  и  исчислить  налог  только  с  той суммы,
   которую они фактически выплатили за истекший год.
        Невыплаченная зарплата    должна    быть    учтена    в   том
   налогооблагаемом периоде, в котором она будет выплачена.
        При перерасчете   налога  исходя  из  фактически  полученного
   дохода полагающиеся  гражданину  вычеты  предоставляются  за   тот
   период, за  который  произведена  выплата  дохода,  включая  и  те
   месяцы, за которые доход начислен, но не выплачен.
        Такой перерасчет   производится  предприятиями  по  окончании
   года, исходя  из  полученного  в  календарном   году   совокупного
   годового   дохода   граждан   за  вычетом  всех  сумм,  подлежащих
   исключению из совокупного годового дохода. То есть при перерасчете
   за  год вычеты включаются и за те месяцы,  в которые зарплата была
   начислена,  но не выплачена.  В течение года исчислять налог  надо
   исходя   из  начисленной  суммы  зарплаты.  А  по  окончании  года
   перерасчет по фактической выплате зарплаты.

        Например:
        Начислено за 1998 год - 50 тыс.руб.  Выплачено за 9 месяцев -
   40 тыс.руб.  По окончании года производится перерасчет из  расчета
   фактической выплаченной   зарплаты,  то есть  40  тыс.руб.  Вычеты
   представляются за все 12 месяцев.  Налог  исчисляется  из  расчета
   выплаченной зарплаты  минус  вычеты за 12 месяцев.  Не выплаченная
   зарплата 10 тыс.руб.  переносится в налоговой  карточке  в  строку
   следующего года.   Если,   например,   задолженность  по  зарплате
   выплатили в апреле месяце 1999 года,  то эти суммы  выплаты  будут
   включаться в доход января - апреля 1999 г.
        Плановая зарплата  за  декабрь,  которая  будет  выплачена  в
   январе, в   соответствии   с  данными  изменениями,  внесенными  в
   инструкцию N 35,  включается в совокупный доход расчетного года, в
   нашем конкретном примере - 1998 года.
        Из сказанного   следует,   что   общий   порядок   исчисления
   подоходного налога  изменился только для тех предприятий,  которые
   не обеспечивают своевременную выплату зарплаты, начиная с 1998 г.
        Для остальных,  выплачивающих  зарплату своевременно,  в этой
   части порядок исчисления налога не изменился.

                   Новые ставки подоходного налога

        Указанным законом с 1 января текущего  года  изменены  ставки
   подоходного налога.  Они стали несколько ниже ранее действовавших.
   Ставка налога в  размере  12%  теперь  применятся  при  облагаемом
   совокупном доходе  в  размере до 20000 руб.  Далее налогообложение
   идет по  прогрессивной  шкале   и   максимальный   размер   налога
   составляет 35% при налогооблагаемом доходе более 100000 руб.
        Подоходный налог   с    облагаемого    совокупного    дохода,
   полученного в календарном году, взимается в следующих размерах:

   -------------------------T---------------------------------------¬
   ¦   Размер облагаемого   ¦             Сумма налога              ¦
   ¦   совокупного дохода,  ¦                                       ¦
   ¦   полученного в        ¦                                       ¦
   ¦   календарном году     ¦                                       ¦
   +------------------------+---------------------------------------+
   ¦до 20000 руб.           ¦ 12%                                   ¦
   ¦                        ¦                                       ¦
   ¦от 20001 до 40000 руб.  ¦ 2400 руб. + 15% с суммы, превышающей  ¦
   ¦                        ¦ 20000 руб.                            ¦
   ¦                        ¦                                       ¦
   ¦от 40001 до 60000 руб.  ¦ 5400 руб. + 20% с суммы, превышающей  ¦
   ¦                        ¦ 40000 руб.                            ¦
   ¦                        ¦                                       ¦
   ¦от 60001 до 80000 руб.  ¦ 9400 руб. + 25% с суммы, превышающей  ¦
   ¦                        ¦ 60000 руб.                            ¦
   ¦                        ¦                                       ¦
   ¦от 80001 до 100000 руб. ¦ 14400 руб. + 30% с суммы, превышающей ¦
   ¦                        ¦ 80000 руб.                            ¦
   ¦                        ¦                                       ¦
   ¦от 100000 и выше        ¦ 20400 руб. + 35% с суммы, превышающей ¦
   ¦                        ¦ 100000 руб.                           ¦
   L------------------------+----------------------------------------

        Необходимо отметить,  что  теперь  суммы  подоходного  налога
   определяются в полных рублях.  При сумме  менее  50  копеек  сумма
   налога округляется до полного рубля в сторону уменьшения,  то есть
   копейки отбрасываются, а при сумме 50 копеек и более - округляется
   до  полного  рубля  в  сторону  увеличения,  округляется,  то есть
   исчисляется в полных рублях.
        Например, 100 руб. 75 коп. - надо брать 101 руб.
                  100 руб. 15 коп. - 100 рублей.
        Необходимо отметить,  что исчисление в полных рублях касается
   только сумм подоходного налога.  Минимальный размер оплаты  труда,
   например, исчисляется по общему порядку деноминации, т.е. будет 83
   рубля 49 коп.

        Новый порядок предоставления налоговых вычетов и льгот

        Изложен в  новой  редакции  пункт  12  инструкции  N  35,   в
   соответствии  с  которым  установлен  новый порядок с этого года в
   части применения однократных (в размере 1 МРОТ) вычетов на  детей,
   учащихся  дневной  формы обучения и иждивенцев,  а также на "себя"
   тем,  у кого нет других льгот,  например,  5 и 3-кратных или до 20
   тыс.руб.  (12  млн.руб.),  то  есть  необлагаемых  по  минимальной
   ставке.  Причем сам порядок предоставления этих вычетов одинаковый
   как для детей, учащихся и иждивенцев, так и на "себя".
        Теперь его размер будет зависеть от суммы дохода, получаемого
   гражданами с начала года.
        У граждан,  доход которых в течение  года  не  превысил  5000
   руб., совокупный  доход,  полученный  в  налогооблагаемом периоде,
   ежемесячно уменьшается на двукратный МРОТ.
        В тех случаях, когда доход граждан в течение года составит от
   5001 до 20000 руб.,  совокупный налогооблагаемый доход  ежемесячно
   уменьшается на однократный МРОТ.
        И когда доход граждан  с  начала  года  превысил  20000 руб.,
   уменьшение облагаемого  дохода  не  производится.  Но  при этом те
   вычеты,  которые были предоставлены с начала года ранее (2 МРОТ  и
   1 МРОТ), перерасчету  не  подлежат,  то есть ранее предоставленные
   вычеты сохраняются.  Вместе с тем  внесенные  изменения  никак  не
   отразились на  ранее существующих льготах.  Льготы,  которые имели
   отдельные категории граждан,  например,  инвалиды и участники ВОВ,
   инвалиды I  и II групп,  воины-афганцы и многие другие по-прежнему
   сохраняются и порядок их предоставления по основному месту  работы
   не изменился.
        Для наглядности приведем такую блок-схему.

                                СХЕМА
       порядка предоставления с 1998 года вычетов (однократных
       на "себя", на детей, на учащихся дневной формы обучения
        и иждивенцев), в соответствии с Федеральным Законом РФ
                         N 159-ФЗ от 31.12.97

   -----------------------------T-----------------------------------¬
   ¦Доход (валов.совокупн.)     ¦   Вычеты из совокупного дохода    ¦
   ¦с начала года нараст.итог   ¦    в налогооблагаемом периоде     ¦
   +----------------------------+-----------------------------------+
   ¦1. До 5000 руб.             ¦ Ежемесячно в размере 2 МРОТ до ме-¦
   ¦                            ¦сяца, в котором доход с начала года¦
   ¦                            ¦НЕ ПРЕВЫСИЛ 5000 руб.              ¦
   +----------------------------+-----------------------------------+
   ¦2. От 5000.01 до 20000 руб. ¦ Ежемесячно в  размере 1 МРОТ с ме-¦
   ¦                            ¦сяца, в котором доход с начала года¦
   ¦                            ¦ПРЕВЫСИЛ 5000 руб.                 ¦
   +----------------------------+-----------------------------------+
   ¦3. Более 20000 руб.         ¦ Вычеты НЕ  ПРОИЗВОДЯТСЯ,  но   при¦
   ¦                            ¦этом   ранее  произведенные  вычеты¦
   ¦                            ¦СОХРАНЯЮТСЯ до конца года  и  пере-¦
   ¦                            ¦расчету НЕ ПОДЛЕЖАТ                ¦
   +----------------------------+-----------------------------------+
   ¦Примечание: 5-кратные  и  3-кратные  льготы  ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ  на¦
   ¦прежних основаниях                                              ¦
   L-----------------------------------------------------------------

        Так, например, у работницы один ребенок до 18 лет. Ежемесячно
   она получает по 1000 руб.  С января по май включительно ежемесячно
   ей при    исчислении   налогооблагаемого   дохода   должны   будут
   предоставлять вычет на "себя" в размере 2 МРОТ и на ребенка тоже -
   2 МРОТ. Всего: 4 МРОТ.
        Итого за этого период ей положены вычеты в размере 20 МРОТ.
        Начиная с   июня  (выплачено  более  5000  руб.)  по  декабрь
   включительно вычеты будут предоставляться  из  расчета  1  МРОТ  +
   1 МРОТ = 2 МРОТ ежемесячно. Итого: 14 МРОТ.
        Всего за год работнице должны  быть  предоставлены  вычеты  в
   размере 34 МРОТ.
        При определении размера вычетов (двух- и  однократных)  может
   возникнуть вопрос:  какие выплаты необходимо учитывать при размере
   дохода до 5000  и  10000  руб.  Здесь  в  расчет  берется  валовый
   совокупный доход,   то   есть   все   произведенные   выплаты,  за
   исключением тех,  которые  не  облагаются  подоходным  налогом,  в
   соответствии со   ст.3   пункт   1   Закона  о  подоходном  налоге
   (уменьшение на сумму,  удержанную  в  Пенсионный  фонд,  здесь  не
   производится).
        Например: в январе 1998 года работнику выплачена  зарплата  в
   размере 3000  руб.  80  коп.  плюс материальная помощь - 2000 руб.
   Итого:  5000,8 руб.  Вычет предоставлять в размере двух или одного
   МРОТ (других льгот нет)?
        Так как материальная помощь не облагается налогом  в  размере
   12 МРОТ, в январе это 1001 руб. 88 коп. (83 руб. 49 коп. х 12)
        2000 руб. - 1001 руб. 88 коп. = 998 руб. 12 коп.
        (облагаемая часть матпомощи)
        Зарплата 3000 руб.  плюс облагаемая налогом  часть  матпомощи
   998 руб.  12 коп. Всего доход за январь составил 3998 руб. 12 коп.
   Так как эта сумма дохода до 5000  руб.,  то  работнику  за  январь
   месяц должен быть предоставлен вычет "на себя" в размере 2 МРОТ.
        Второй пример:
        Работник имеет   ребенка   и   является   жителем  блокадного
   Ленинграда. Получает ежемесячный доход в размере 2000 руб.
        Расчет будет следующий:
        1. Как   блокаднику  положен   вычет    в   размере  60  МРОТ
   (5  МРОТ  х 12) за год, независимо от дохода.
        2. На детей вычеты:
        - за  январь  и  февраль,  когда доход не превысил 5000 руб.,
   вычеты  из  расчета  2 МРОТ на ребенка  за  каждый  месяц.  Итого:
   4 МРОТ;
        - с марта по октябрь,  когда доход  не  превысил 20000 руб. -
   8 МРОТ (1 МРОТ х 8).
        Всего на ребенка = 12 МРОТ (4 + 8) и свои как  блокаднику  60
   МРОТ. Всего за год положены вычеты в размере 72 МРОТ.

        Уточнен порядок  и  в  части  предоставления  льготы для лиц,
   пострадавших от  аварии  Чернобыльской  АЭС  (ранее   пользовались
   льготой в  размере необлагаемого дохода по минимальной ставке,  то
   есть до 12 млн.руб.).
        Помимо этого  вычета,  если  чернобылец  имеет  еще  право на
   вычеты на  детей  и  иждивенцев,  то, как  и  ранее,   они   будут
   предоставляться.
        Кроме того,  если он имеет право на льготу в размере пяти или
   трех МРОТ,   то   начиная   с   1998   года  и  эти  льготы  будут
   предоставляться, чего не было до 1 января этого года.
        Например, чернобылец  еще  имеет право на льготу как участник
   афганских событий и у него один ребенок до 18 лет.
        Льгота на ребенка будет предоставляться исходя из полученного
   дохода, то есть до 5000 руб.  в размере 2 МРОТ,  до 20000  руб.  в
   размере 1  МРОТ.  Плюс  необлагаемый  доход  в размере минимальной
   ставки, то есть 20000 руб.  и как афганцу плюс  льгота  за  год  в
   размере 36  МРОТ  (3  х  12),  то есть за каждый месяц,  в котором
   получен доход. Однократный вычет "на себя" не предоставляется.
        Также напомню,  что  все  выплаты,  предусмотренные Законом о
   социальной защите лиц,  пострадавших от  аварии  на  Чернобыльской
   АЭС, являются компенсационными и налогообложению не подлежат.
        У предпринимателей без образования юридического лица и других
   граждан, налогообложение  доходов  которых производится налоговыми
   органами, совокупный доход для предоставления  указанных  вычетов,
   полученный в     налогооблагаемом    периоде,    уменьшается    на
   документально подтвержденные  расходы,  связанные  с   извлечением
   этого дохода.  При  невозможности  определения  в налогооблагаемом
   периоде совокупного дохода за  каждый  месяц,  для  предоставления
   вычетов определяется среднемесячный доход.

        Порядок исчисления налога не по месту основной работы

        В связи с изменениями,  внесенными в пункт 34,  исключены п/п
   "В" и  "Г",  следует,  что  теперь,  начиная  с  1998  года,   при
   исчислении суммы налога с доходов, полученных не по месту основной
   работы, вычеты (уменьшение облагаемого дохода физических  лиц),  в
   том числе на сумму, удержанную в пенсионный фонд, не производятся.
        Так что для работающих по договорам подряда,  совместителей и
   т.п., если  у  них  есть  основное место работы,  вычеты теперь не
   производятся,  и подоходный налог начисляется с  полученной  суммы
   дохода.
        При декларировании годового дохода эти суммы будут зачтены.
        Если с  4  января  1998  г.  это  не  сделано,  то необходимо
   исправить, то есть работающим в настоящее время сделать перерасчет
   и увеличить  налогооблагаемый  доход  с  учетом  неправильного его
   уменьшения.
        Например, работник  имеет ребенка до 18 лет и по не основному
   месту работы ежемесячно получает зарплату в размере  1500  рублей.
   Ежемесячно  из  зарплаты  он перечисляет 100 руб.  на добровольное
   противопожарное  страхование.  Ежемесячно   с   него   бухгалтерия
   удерживает 15 руб.  (1%) в Пенсионный фонд.  Работник также подает
   заявление о предоставлении ему  вычетов  стоимости  приобретенного
   жилья.   Облагаемый  налогом  ежемесячный  доход  работника  будет
   составлять  1500  рублей.  Подоходный   налог   ежемесячно   будет
   удерживаться  с  него  в  сумме  180  руб.,  так  как вычеты не по
   основному месту  работы  не  предоставляются.  Но  эти  вычеты  не
   пропадут,   так   как  работник  сможет  воспользоваться  ими  при
   декларировании своего  совокупного  годового  дохода  в  налоговой
   инспекции.
        Обращаю внимание,    что   когда   у   работника,   например,
   работающего по договору-подряду, - это единственное место работы и
   других доходов нет, то по заявлению и предъявлению трудовой книжки
   могут быть предоставлены вычеты и льготы,  как по основному  месту
   работы. Внутренним  совместителям  предоставляются  все  вычеты  и
   льготы по их совокупному доходу.

                 Порядок перечисления налога в бюджет

        Внесены некоторые изменения и в порядок перечисления в бюджет
   подоходного налога.  Так, например, перечисление налога за филиалы
   и другие  обособленные  подразделения   предприятий,   учреждений,
   организаций, не имеющие счетов в банках,  осуществляют их головные
   организации по  месту  нахождения  этих  филиалов  и  обособленных
   подразделений одновременно   с  перечислением  средств  на  оплату
   труда, а при выплате средств на оплату труда из выручки не позднее
   дня, следующего за днем выплаты средств на оплату труда.
        Статус филиалов  и  представительств  определен  статьей   55
   Гражданского кодекса   РФ.   В   данной   статье   говорится,  что
   обособленными подразделениями предприятий и  организаций  являются
   представительства  и филиалы юридического лица,  расположенные вне
   места его нахождения и осуществляющие все его функции или их часть
   на   основании  утвержденных  им  положений.  Представительства  и
   филиалы не являются юридическими лицами, они должны быть указаны в
   учредительных документах создавшего их юридического лица.
        В остальном порядок перечисления в бюджет подоходного  налога
   не изменился,   в   том   числе  при  выплате  авансовых  платежей
   подоходный налог исчисляется и удерживается по окончании месяца  в
   заработную плату  с окончательным расчетом за месяц,  если таковая
   выплачивается.
        В тех случаях, когда в течение месяца не производилась оплата
   труда (с окончательным расчетом за месяц),  но физическими  лицами
   получен налогооблагаемый доход от предприятий,  организаций, в том
   числе их филиалов и  других  обособленных  подразделений,  и  иных
   работодателей независимо   от   того,   получен   доход   в   виде
   вознаграждений  по   договорам   гражданско-правового   характера,
   отпускных  сумм,  выплат  по листкам нетрудоспособности или в виде
   материальных и социальных благ и т.п., то исчисленный и удержанный
   с  этих доходов подоходный налог должен быть перечислен не позднее
   пятого числа месяца,  следующего за  месяцем,  в  котором  получен
   доход или произведены указанные выплаты.
        При нехватке денежных  средств  для  оплаты  труда  в  полном
   объеме и перечисления в бюджет удержанного подоходного налога,  то
   налог перечисляется в бюджет с фактически  выплаченных  работникам
   сумм.

        Если оплата труда  производилась  из  средств,  полученных  в
   банке не  на эти цели, или не из выручки предприятия,  а из других
   источников, удержанные в течение месяца суммы налога перечисляются
   в бюджет  не  позднее  дня,  следующего за днем выплаты средств на
   оплату труда.

                          Новый размер пени

        Внесены изменения  в  пункт  78  инструкции  N  35,   который
   определяет порядок исчисления пени за несвоевременное перечисление
   подоходного налога в бюджет.
        Ранее за  каждый  день  просрочки  пеня начислялась в размере
   0,5%, теперь  будет  начисляться   в   размере   одной   трехсотой
   действующей на   этот   момент   ставки   рефинансирования  ЦБ,  с
   округлением до тысячных долей процента,  начиная со следующего дня
   после фактического  получения  в  банке наличных средств на оплату
   труда либо перечисления по поручениям работников причитающихся  им
   денежных средств со счетов указанных организаций в банке,  по день
   уплаты включительно.
        С предприятий  и организаций,  не имеющих счетов в банках,  а
   также направляющих суммы на оплату труда из выручки или  из других
   источников, пеня  в  указанном  размере  начисляется,  начиная  со
   второго дня после направления средств  на  оплату  труда  по  день
   уплаты включительно.
        Если в течение месяца производились только  разовые  выплаты,
   пеня  в  указанном  размере  начисляется  с  шестого числа месяца,
   следующего за месяцем, в котором такие выплаты произведены.
        В тех случаях, когда срок уплаты подоходного налога совпадает
   с выходным или  праздничным  днем,  пеня  начисляется  со  второго
   рабочего дня после выходного или праздничного дня.
        Новый порядок  начисления  пеней  применяется,  начиная  с  4
   января 1998 года. Если в расчетном периоде, за который начисляется
   пеня, ставка рефинансирования  изменялась,  то  новая  ставка  для
   расчета применяется со следующего дня за ее изменением.
        Напомню, действующие ставки рефинансирования с 1 января  1997
   года, которые  могут также пригодиться при исчислении материальной
   выгоды, полученной работниками от использования  заемных  средств,
   страховых выплат  и  вкладов  в банк,  а также при расчете пени по
   задолженности, начиная с 4 января 1998 года.

   -----------------------------------------------------------------¬
   ¦                        Сводная таблица                         ¦
   ¦     ставок рефинансирования (учетных ставок) Банка России      ¦
   +------------------T--------------------T------------------------+
   ¦  Дата изменения  ¦   Размер ставки    ¦       Основание        ¦
   +------------------+--------------------+------------------------+
   ¦   с 02.12.96     ¦        48%         ¦   Телеграмма ЦБ РФ     ¦
   ¦                  ¦                    ¦   от 29.11.96 N 142-96 ¦
   ¦   с 10.02.97     ¦        42%         ¦   Телеграмма ЦБ РФ     ¦
   ¦                  ¦                    ¦   от 07.02.97 N 9-97   ¦
   ¦   с 28.04.97     ¦        36%         ¦   Телеграмма ЦБ РФ     ¦
   ¦                  ¦                    ¦   от 24.04.97 N 38-97  ¦
   ¦   с 16.06.97     ¦        24%         ¦   Телеграмма ЦБ РФ     ¦
   ¦                  ¦                    ¦   от 13.06.97 N 55-97  ¦
   ¦   с 06.10.97     ¦        21%         ¦   Телеграмма ЦБ РФ     ¦
   ¦                  ¦                    ¦   от 01.10.97 N 83-97  ¦
   ¦   с 11.11.97     ¦        28%         ¦   Телеграмма ЦБ РФ     ¦
   ¦                  ¦                    ¦   от 10.11.97 N 13-У   ¦
   ¦   с 02.02.98     ¦        42%         ¦   Телеграмма ЦБ РФ     ¦
   ¦                  ¦                    ¦   от 30.01.98 N 154-У  ¦
   ¦   с 17.02.98     ¦        39%         ¦   Телеграмма ЦБ РФ     ¦
   ¦                  ¦                    ¦   от 16.02.98 N 170-У  ¦
   ¦   с 02.03.98     ¦        36%         ¦   Телеграмма ЦБ РФ     ¦
   ¦                  ¦                    ¦   от 27.02.98 N 181-У  ¦
   ¦   с 16.03.98     ¦        30%         ¦   Телеграмма ЦБ РФ     ¦
   ¦                  ¦                    ¦   от 13.03.98 N 185-У  ¦
   ¦   с 19.05.98     ¦        50%         ¦   Телеграмма ЦБ РФ     ¦
   ¦                  ¦                    ¦   от 18.05.98 N 234-У  ¦
   L------------------+--------------------+-------------------------

                 Новый порядок декларирования доходов

        В соответствии  с  внесенными   изменениями   в   действующее
   законодательство о  подоходном  налоге,  в  том  числе  в пункт 63
   инструкции, начиная со следующего,  1999 года,  декларацию  должны
   будут представлять  все граждане,  независимо от суммы полученного
   дохода, у которых,  помимо основного места работы,  еще был другой
   доход, хотя бы в размере одного рубля.
        Работники, имевшие в истекшем календарном году  доход  только
   по основному месту работы или службы, или учебы, даже и менявшие в
   течение года  места  основной  работы,  декларации  о   полученных
   доходах  не представляют,  если им не производилась выплата дохода
   по прежнему месту работу после их увольнения.
        Не представляют также декларацию о годовом доходе иностранные
   граждане без постоянного места жительства  в  России  (проживающие
   менее 183 дней в году).
        В связи с тем, что предоставление ряда вычетов, в том числе и
   на содержание   детей   и   иждивенцев,  производится  от  размера
   полученного дохода,  настоятельно советуем всем гражданам вести  в
   течение года   помесячный  учет  своего  полученного  дохода.  Это
   пригодится для  правильного  исчисления   сумм   налогооблагаемого
   годового дохода,  подоходного  налога  и  произведенных  расходов,
   связанных с получением дохода.  Обязанность  граждан  вести  такой
   учет изложена в новой редакции пункта 65 инструкции N 35.

               Уточнение отдельных положений инструкции

        Приведен в  соответствии  с  Гражданским кодексом РФ (гл.34 и
   35) подпункт "Г"  пункта  41  инструкции  N  35.  В  части  аренды
   имущества  предусмотрено,  что  арендная  плата  устанавливается в
   виде:
        определенных в твердой сумме платежей;
        установленной доли   полученных  в  результате  использования
   арендованного имущества продукции, плодов или доходов;
        предоставления арендатором определенных услуг;
        передачи арендатором  арендодателю  обусловленной   договором
   вещи в собственность или в аренду;
        возложения на арендатора обусловленных  договором  затрат  на
   улучшение арендованного имущества.

        В соответствии   с   новой   редакцией   п.42  Инструкции  не
   исключаются из совокупного валового дохода плательщика расходы  по
   уплате членских взносов,  платежей по страхованию,  за исключением
   случаев, когда  указанные  расходы   непосредственно   связаны   с
   осуществлением деятельности налогоплательщика и обязанность уплаты
   которых предусмотрена Законом.
        Например, частные нотариусы теперь могут включать эти суммы в
   расходы, связанные с извлечением дохода,  так как  их  обязанность
   уплаты членских   взносов   как   членов   нотариальной  палаты  и
   страхования своей     деятельности     предусмотрена      основами
   законодательства России о нотариате.

           Изменения форм отчетности по подоходному налогу

        Изложены в новой редакции ряд приложений инструкции N 35. Это
   приложение N 3 - "Справка о доходах физического лица за 199_ год и
   порядок ее заполнения;  N 7 - "Налоговая карточка по учету доходов
   и подоходного налога за 199_ год" и пояснительная  записка  по  ее
   заполнению; N 9 - "Справочники кодов".
        Некоторые изменения внесены  и  в  форму  N  8  -  "Отчет  об
   итоговых суммах...",   который  предприятия  и  иные  работодатели
   теперь должны представлять в налоговую инспекцию ежеквартально  до
   1 июля второго числа месяца за кварталом.
        Необходимо также  отметить,  что  предприятия  теперь  должны
   представлять в налоговую инспекцию сведения по окончании года на ё
   лиц, которым  предоставлена   льгота   на   строительство   (после
   21.01.97). За  1997  год также сведения должны были представлены в
   произвольной форме,  а  за  1998  год  в  справке  по  форме  N  3
   предусмотрен раздел, отражающий эти данные.
        Дополнительно включены следующие приложения:  N 10 -  "Реестр
   сведений  о доходах физических лиц за 199_ год";  N 11 - "Протокол
   приема сведений о доходах физических лиц за 199_ год  на  бумажных
   носителях";  N  12 - "Протокол ввода сведений о доходах физических
   лиц за 199_ год с бумажных носителей";  N 13  -  "Протокол  приема
   сведений  о  доходах  физических  лиц  за  199_  год  на магнитных
   носителях";  N 14 - "Требования к составу и структуре информации о
   доходах     физических     лиц,    представляемой    организациями
   (предприятиями, учреждениями) и иными работодателями, на магнитных
   носителях".  Все  формы  снабжены  подробными  разъяснениями по их
   заполнению.
        Сведения о  доходах  физических  лиц  на  магнитных носителях
   представляются в    налоговую    инспекцию    в   соответствии   с
   "Требованиями  к  составу  и  структуре   информации   о   доходах
   физических  лиц,  представляемой  организациями...",  на магнитных
   носителях, приведенными в приложении N 14 к инструкции.
        Сведения о доходах физических лиц,  которым источником дохода
   были произведены  перерасчеты подоходного налога за предшествующие
   годы в  связи  с  уточнением  их  налоговых  обязательств,  должны
   представляться в виде новой справки взамен ранее представленной не
   позднее первого числа второго месяца,  следующего за кварталом,  в
   котором произведен перерасчет.
        В случае изменения места работы работника  сведения  на  него
   должны будут  представляться  в  налоговую  инспекцию по окончании
   года не позднее 1 марта,  в соответствии с порядком,  изложенным в
   п.66 инструкции N 35.
        Изменения в  части  нового  порядка  представления   сведений
   организациями (пункт 66 инструкции N 35), приложения к инструкции,
   изложенные в новой редакции,  и дополнительные приложения вступают
   в   силу   по   истечении  десяти  дней  со  дня  их  официального
   опубликования.
        Однако необходимо  знать,  что  в  связи  с длительным сроком
   регистрации в  Минюсте  России  изменений   и   дополнений   N   6
   Росналогслужба разрешила   предприятиям   и  организациям  и  иным
   работодателям перенести срок сдачи сведений о  доходах  физических
   лиц за  I  квартал  1998 года на бумажных и магнитных носителях по
   новой форме в  сроки,  установленные  для  сдачи  сведений  за  II
   квартал. Основанием      является      сопроводительное     письмо
   Росналогслужбы  изменений  и дополнений  N 6 от 3 апреля 1998 года
   N CI-6-08/218.
        Филиалы и  другие  обособленные  подразделения,  не   имеющие
   счетов в  банке  и  самостоятельного  баланса,  отчеты в налоговую
   инспекцию не представляют.
        Сведения по    перечислению    подоходного    налога    будут
   представлять в  инспекцию  головные  организации,   на   основании
   которых ГНИ заведет карточку учета по форме N 18 на эти филиалы.

        Данные комментарии   подготовлены   отделом   налогообложения
   физических лиц ГНИ по СПб. Исп. - главный госналогинспектор отдела
   Шман В.А.

                                     Начальник отдела налогообложения
                               физических лиц ГНИ по Санкт-Петербургу
                                                          А.Г.Федотов

   ------------------------------------------------------------------


Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
Разное