ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ И ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
ГОРОДА МОСКВЫ
ПИСЬМО
от 8 сентября 2006 г. N ДЖ-ОЗ-12798/6
О ЖИЛИЩНЫХ ЛЬГОТАХ ПО МЕДИЦИНСКИМ ПОКАЗАНИЯМ
1. Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред.
от 31.12.2005) "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" (Статья 17. Обеспечение инвалидов жилой площадью):
"Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в
улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются
жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством
Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем
инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005
года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2
настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в
улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005
года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным
законодательством Российской Федерации".
Аналогичные нормы содержит Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-
ФЗ (в ред. от 19.12.2005) "О ветеранах".
Таким образом, указанные категории граждан, вставших на
жилищный учет после 1 января 2005 года, должны обеспечиваться
жилыми помещениями согласно действующему законодательству.
К жилищному законодательству, регулирующему в Москве отношения
в сфере обеспечения жилыми помещениями нуждающихся граждан,
относятся:
- Жилищный кодекс Российской Федерации (вступил в силу 1 марта
2005 года);
- Закон города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права
жителей города Москвы на жилые помещения" (вступил в силу 6
августа 2006 года).
В данных законодательных актах никаких изъятий из общего
порядка обеспечения граждан жильем для указанных категорий граждан
не содержится.
При этом в период с 1 января по 28 февраля 2005 года указанные
выше нормы Законов N 181-ФЗ и N 5-ФЗ противоречили Жилищному
кодексу РСФСР, действовавшему до 28 февраля 2005 г. включительно.
В статье 36 ЖК РСФСР было зафиксировано право на первоочередное
получение жилых помещений гражданами, страдающим тяжелыми формами
некоторых хронических заболеваний, перечисленных в приказе
Минздрава СССР от 28.03.1983 N 330 (в ред. от 06.06.1991) "Об
утверждении списка заболеваний, дающих право лицам, страдающим
этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади".
Таким образом, инвалиды (коды категорий в АСУ "КУРС-3": 8, 14,
27, 63, 67, 69, 91, 92, 96) и семьи, имеющие детей-инвалидов (код
категории в АСУ "КУРС-3": 97), а также ветераны (коды категорий в
АСУ "КУРС-3": 4, 5, 7, 9, 24, 38, 66, 77, 90, 93), вставшие на
жилищный учет с 1 марта 2005 года, не имеют первоочередного права
на улучшение жилищных условий и обеспечиваются жилыми помещениями
на общих основаниях.
При этом инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, а также
ветераны, вставшие на жилищный учет до 1 марта 2005 года,
обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального
бюджета. Особо необходимо отметить, что согласно Федеральным
законам от 24.11.1995 N 181-ФЗ (статья 28.2) и от 12.01.1995 N 5-
ФЗ (статья 23.2) за счет средств федерального бюджета
финансируется предоставление жилья лишь непосредственно носителю
данной льготы (то есть самому ветерану или инвалиду, но не членам
его семьи) и строго по нормам предоставления (18 кв. метров на
человека).
2. Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-
ФЗ (в редакции от 31.12.2005) "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" инвалидам "может быть предоставлено жилое
помещение по договору социального найма общей площадью,
превышающей норму предоставления на одного человека (но не более
чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами
хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым
Правительством Российской Федерации".
Аналогичная норма содержится в части 5 статьи 20 Закона города
Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей
города Москвы на жилые помещения":
"5. Семьям, в составе которых имеются больные, страдающие
тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечень
которых установлен федеральным законодательством, предоставляются
жилые помещения, позволяющие выделить в пользование таким лицам
отдельное изолированное жилое помещение в квартире".
Перечень, ссылка на который дана в вышеперечисленных
законодательных актах, был утвержден постановлением Правительства
РФ от 21.12.2004 N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих
инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь",
вступившим в силу 1 января 2005 года.
До 1 января действовало постановление Правительства РФ от
28.02.1996 N 214 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих
инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в
виде отдельной комнаты".
Однако необходимо учитывать, что:
А) согласно части 5 статьи 20 Закона города Москвы от 14 июня
2006 года N 29 "не подлежат удовлетворению требования о
предоставлении дополнительной площади, если <указанные больные
граждане> обеспечены отдельным изолированным жилым помещением в
квартире";
Б) согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-
ФЗ (в редакции от 31.12.2005) "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" инвалидам "может быть предоставлено жилое
помещение по договору социального найма общей площадью,
превышающей норму предоставления на одного человека (но не более
чем в два раза)...". Таким образом, если гражданин получает жилое
помещение по иным видам договоров, нежели договор социального
найма или безвозмездного пользования, то право на дополнительную
площадь он теряет;
В) право на дополнительную площадь может быть реализовано лишь
при предоставлении жилого помещения, но не при постановке на учет
нуждающихся в жилых помещениях (см. часть 2 статьи 58 Жилищного
кодекса РФ и часть 5 статьи 20 Закона города Москвы от 14 июня
2006 года N 29).
3. В настоящий момент действие совместного циркуляра НКВД РСФСР
от 15.01.1928 N 27 и Наркомздрава РСФСР от 19.01.1928 N 15,
предоставляющего право лицам, страдающим заболеваниями, указанными
в списке, пользоваться дополнительной комнатой или дополнительной
жилой площадью, не может быть распространено на граждан:
- принятых на жилищный учет после 1 марта 2005 года;
- состоящих на жилищном учете на общих основаниях и
представляющих после 1 марта 2005 г. справку о возникновении льгот
в соответствии с данным циркуляром.
Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 2 статьи 58)
предусмотрено, что "жилое помещение по договору социального найма
может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму
предоставления на одного человека, но не более чем в два раза,
если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или
однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина,
страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний,
указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего
Кодекса перечне".
Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ "перечень
соответствующих заболеваний устанавливается Правительством
Российской Федерации".
Таким образом, правовым актом, в соответствии с которым
граждане получают право на дополнительную площадь, с 1 марта 2005
года может быть только акт, принятый в установленном порядке
Правительством РФ, но никак не совместный циркуляр НКВД РСФСР и
Наркомздрава РСФСР.
Льготы в соответствии с данным циркуляром могут быть получены
только теми гражданами, кто представил до 1 марта 2005 года в
жилищные органы справку о наличии льгот на основании данного
документа и в настоящий момент сохраняет основания, послужившие
условием для предоставления соответствующих льгот.
4. Согласно статье 8 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N
29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения"
заявители, проживающие в коммунальной квартире, при условии, что в
составе одной из семей имеется больной, страдающий тяжелой формой
хронического заболевания, подтвержденного документами
установленного образца, выдаваемыми клинико-экспертными
комиссиями, при котором совместное проживание с ним в одной
коммунальной квартире невозможно, признаются нуждающимися в жилых
помещениях независимо от учетной нормы. При этом перечень
соответствующих заболеваний у граждан, при которых совместное
проживание с ними в квартире невозможно, устанавливается
федеральным законодательством.
Аналогичные нормы содержатся в статье 51 ЖК РФ.
Упоминаемый в двух указанных документах перечень был утвержден
постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 "Об
утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при
которых невозможно совместное проживание граждан в одной
квартире".
Граждане, которые страдают заболеваниями, перечисленными в
данном перечне, имеют, при условии проживания в коммунальной
квартире, право на внеочередное получение жилого помещения.
Однако реализовать такое право могут лишь те граждане, которые
были приняты на жилищный учет после 1 марта 2005 года - т.е. после
вступления в силу Жилищного кодекса РФ, установившего
соответствующую льготу. Граждане, страдающие заболеваниями из
данного перечня и принятые на жилищный учет до 1 марта 2005 года,
не могут обладать на основании постановления Правительства РФ от
16.06.2006 N 378 правом на внеочередное получение жилых помещений.
5. Определенные юридические проблемы возникают в связи с тем,
что Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 2 статьи 58)
предусмотрено, что хронические заболевания, дающие право на
получение жилых помещений по договору социального найма общей
площадью, превышающей норму предоставления на одного человека,
устанавливаются только в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи
51 ЖК РФ перечне. Этот перечень был утвержден постановлением
Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня
тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно
совместное проживание граждан в одной квартире".
То есть в настоящий момент действуют два федеральных правовых
акта, различающихся списком указанных в них заболеваний и
предоставляющих гражданам право на получение жилых помещений по
договору социального найма общей площадью, превышающей норму
предоставления на одного человека, а именно: постановление
Правительства РФ от 21.12.2004 N 817 "Об утверждении перечня
заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на
дополнительную жилую площадь" и указанное постановление
Правительства РФ от 16.06.2006 N 378. При этом порядок
одновременного применения этих двух актов в настоящий момент не
определен.
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы
планирует в этой связи обратиться в Министерство здравоохранения и
социального развития РФ для получения в установленном порядке
разъяснений по данному вопросу.
Таким образом:
1. Совместный циркуляр НКВД РСФСР от 15.01.1928 N 27 и
Наркомздрава РСФСР от 19.01.1928 N 15 действовал до 1 марта 2005
г. и продолжает действовать сейчас для тех граждан, кто представил
до 1 марта 2005 года в уполномоченные органы исполнительной власти
города Москвы документы, подтверждающие соответствующее право, и
на момент предоставления или приобретения с помощью города Москвы
жилого помещения сохранят основания, послужившие условием
предоставления соответствующих льгот.
2. Приказ Минздрава СССР от 28.03.1983 N 330 (в ред. от
06.06.1991) действовал до 1 марта 2005 г. и продолжает действовать
сейчас для тех граждан, кто представил до 1 марта 2005 года в
уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы
документы, подтверждающие соответствующее право, и на момент
предоставления или приобретения с помощью города Москвы жилого
помещения сохранят основания, послужившие условием предоставления
соответствующих льгот.
3. Постановление Правительства РФ от 28.02.1996 N 214
действовало до 1 января 2005 г. и продолжает действовать сейчас
для тех граждан, кто представил до 1 марта 2005 года в
уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы
документы, подтверждающие соответствующее право, и на момент
предоставления или приобретения с помощью города Москвы жилого
помещения сохранят основания, послужившие условием предоставления
соответствующих льгот.
4. Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 N 817 вступило
в силу с 1 января 2005 года и действует в настоящий момент для
инвалидов в соответствии со статьей 17 Федерального закона от
24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации".
5. Постановление Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 вступило
в силу 27 июня 2006 года, действует в настоящий момент и
распространяется на всех граждан, принятых в установленном порядке
на учет нуждающихся в жилых помещениях с 1 марта 2005 года.
Руководитель
П.В. Сапрыкин
|