ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ ПО Г. МОСКВЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2006 г. N 3
О РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
САНИТАРНОГО ВРАЧА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29.08.2006
N 27 "О МЕРАХ ПО БОРЬБЕ С ГРЫЗУНАМИ И ПРОФИЛАКТИКЕ
ПРИРОДНО-ОЧАГОВЫХ, ОСОБО ОПАСНЫХ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Я, главный государственный санитарный врач по городу Москве
Н.Н. Филатов, отмечаю, что в городе Москве сложилась напряженная
эпидемическая и эпизоотическая ситуация по заболеваемости природно-
очаговыми инфекциями. Среди москвичей ежегодно регистрируются
заболевания геморрагической лихорадкой с почечным синдромом
(ГЛПС), лептоспирозами, туляремией. Максимальный уровень
заболеваемости этими инфекциями регистрировался в 2004-2005 годах.
За эти годы лептоспирозом в Москве заболело 60 человек, ГЛПС -
143, туляремией - 241 житель города. Кроме того, в жилых домах и
коммунальных объектах серьезную проблему для города представляют
очаги крысиного клеща.
Одной из причин сложившейся ситуации в Москве является
значительный рост численности синантропных грызунов - крыс и
мышей, являющихся источниками указанных заболеваний.
На территории города сохраняются природные очаги, где
отмечаются эпизоотии природно-очаговых заболеваний среди грызунов
и существует реальная угроза заражения населения. В период учета
численности грызунов в феврале - мае 2006 года при проведении
микробиологических исследований в пробах полевого материала,
отобранных на территории района Косино (берег Святого озера),
получены 4 положительных результата на туляремию. Территория,
прилегающая к Святому озеру (Косино-Ухтомское), является
сочетанным природным очагом лептоспирозов и туляремии, где,
несмотря на принятые меры по оздоровлению природного очага,
эпизоотическая обстановка остается напряженной. При лабораторном
исследовании серых крыс, отловленных в жилом секторе Восточного и
Центрального административных округов в феврале 2006 года, было
получено 2 положительных результата на лептоспирозы. В августе -
сентябре 2006 года получено 3 положительных результата
исследований на туляремию и 4 - на лептоспирозы.
На увеличение численности и значительную заселенность объектов
грызунами в Москве влияет ряд факторов.
Высокая плотность населения приводит к скоплению значительного
количества бытовых и пищевых отходов на территории мегаполиса, что
приводит к наиболее интенсивному расселению грызунов.
Большое количество неофициальных мигрантов, проживание и
питание которых осуществляется в неприспособленных помещениях,
способствует созданию благоприятных условий для обитания грызунов.
В Москве отмечаются недостатки в вопросах санитарно-
технического состояния объектов жилищно-коммунального назначения,
недостаточно развита индустрия санитарной очистки, утилизации
бытовых отходов с различных групп объектов, обеззараживания
биологических отходов.
Наличие несанкционированных свалок бытового мусора, отсутствие
договоров на дератизацию на территориях промышленных предприятий,
строительных площадках, автостоянках, гаражах, кладбищах,
отсутствие дератизации в подземных коллекторах снижают
эффективность профилактических мероприятий, направленных на
подавление численности грызунов. Поступает большое количество
жалоб на наличие грызунов в мусоросборных камерах, на контейнерных
площадках, на объектах продовольственной и непродовольственной
торговли и т.п.
Сложившаяся в Москве ситуация и прогноз ее развития могут
способствовать дальнейшему увеличению численности грызунов, что в
конечном итоге может привести к осложнению санитарно-
эпидемиологической обстановки.
В целях снижения численности популяции грызунов до
эпидемиологически безопасного уровня и во исполнение требований
постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29.08.2006 N 27 "О мерах по борьбе с
грызунами и профилактике природно-очаговых, особо опасных
инфекционных заболеваний в Российской Федерации" постановляю:
1. Юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям,
руководителям организаций, руководителям хозяйствующих субъектов
независимо от правовых форм собственности осуществить:
1.1. Оценку заселенности объекта грызунами с последующим
проведением в срок до 15 ноября 2006 года:
1.1.1. Комплекса мероприятий, направленных на обеспечение
грызунонепроницаемости объектов (инженерно-технические, ремонтно-
строительные работы).
1.1.2. Санитарно-гигиенических и санитарно-технических
мероприятий, направленных на обеспечение должного состояния
объекта и прилегающей территории.
1.1.3. Истребительных мероприятий собственными силами или
силами специализированных организаций дезинфекционного профиля.
1.2. Оценку качества проведенных дератизационных мероприятий.
2. Рекомендовать префектам административных округов,
руководителям департаментов и комитетов Правительства Москвы:
2.1. Организовать на объектах бюджетного финансирования в
сентябре - ноябре 2006 года:
2.1.1. Проведение оценки заселенности объектов грызунами.
2.1.2. Проведение инженерно-технических, ремонтно-строительных
мероприятий с целью обеспечения грызунонепроницаемости объектов.
2.1.3. Проведение санитарно-гигиенических и санитарно-
технических мероприятий, направленных на обеспечение должного
санитарного состояния объектов и прилегающих территорий.
2.1.4. Проведение истребительных дератизационных мероприятий на
объектах бюджетного финансирования собственными силами или силами
специализированных организаций дезинфекционного профиля.
2.2. Обязать руководителей соответствующих служб и организаций
независимо от их организационно-правовых форм осуществить комплекс
мероприятий (п. 1).
2.3. Рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемических
комиссий итоги проведения в сентябре - ноябре 2006 года комплекса
дератизационных мероприятий.
2.4. Организовать совместно с территориальными отделами
Управления Роспотребнадзора по городу Москве, Федеральным
государственным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и
эпидемиологии в городе Москве" и его филиалами проведение работ по
гигиеническому воспитанию населения по вопросам профилактики
природно-очаговых, особо опасных зоонозных инфекций с привлечением
средств массовой информации.
2.5. Подготовить совместно с территориальными отделами
Управления Роспотребнадзора по городу Москве, Федеральным
государственным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и
эпидемиологии в городе Москве" и его филиалами предложения для
включения в программу Правительства Москвы по борьбе с грызунами и
профилактике природно-очаговых, особо опасных зоонозных
инфекционных заболеваний в городе Москве на 2007-2008 гг.,
включающую следующие разделы:
2.5.1. Проведение сплошной ежегодной двукратной дератизации
всех объектов независимо от их правовой формы собственности.
2.5.2. Меры по обеспечению сбора, хранения, удаления,
переработке бытовых отходов, утилизации биологических отходов.
2.5.3. Меры по совершенствованию системы санитарной очистки
территории населенных пунктов и объектов различного назначения.
2.5.4. Строительство мусороперерабатывающих предприятий.
2.5.5. Мероприятия по предупреждению распространения природно-
очаговых, особо опасных зоонозных инфекционных заболеваний.
2.5.6. Меры по обеспечению грызунонепроницаемости объектов,
включая комплекс инженерно-технических, ремонтно-строительных
мероприятий.
2.5.7. Оснащение объектов охранно-защитными дератизационными
системами различного типа.
3. Начальникам территориальных отделов и структурных
подразделений Управления Роспотребнадзора по городу Москве:
3.1. Внести предложения в префектуры административных округов о
мероприятиях, направленных на реализацию постановления Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от
29.08.2006 N 27 "О мерах по борьбе с грызунами и профилактике
природно-очаговых, особо опасных инфекционных заболеваний в
Российской Федерации".
3.2. При осуществлении Госсанэпиднадзора направлять предписания
юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям всех форм
собственности об организации и проведении комплекса усиленных
дератизационных мероприятий в сентябре - ноябре 2006 года,
включающего в себя в том числе:
- проведение безотлагательных инженерно-технических
мероприятий, направленных на обеспечение грызунонепроницаемости
объектов;
- проведение санитарно-гигиенических мероприятий, направленных
на обеспечение должного санитарного состояния объекта и его
территории (своевременный вывоз бытовых и пищевых отходов,
санитарная очистка территории, проведение санитарных дней и т.п.);
- оценку заселенности объекта грызунами;
- оснащение объектов охранно-защитными дератизационными
системами;
- проведение истребительных дератизационных мероприятий
эффективными методами и современными средствами, разрешенными к
применению и зарегистрированными в установленном порядке на
территории Российской Федерации;
- оценку эффективности проведенных истребительных
дератизационных работ;
- представление отчета по результатам выполнения комплекса
мероприятий.
3.3. При проведении мероприятий по контролю предъявлять
требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям
(хозяйствующим субъектам) о проведении регулярных санитарно-
эпидемиологических обследований объектов, включающих учет
численности грызунов и оценку эффективности проведенных
мероприятий с внесением результатов в соответствующую учетную
форму.
3.4. Не допускать эксплуатацию эпидемиологически значимых
объектов, заселенность которых грызунами, по данным учета
численности, превышает эпидемиологически приемлемый показатель, а
также объектов, на которых не проводятся дератизационные
мероприятия.
4. Направить в средства массовой информации для опубликования
настоящее постановление.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за
собой.
Главный государственный
санитарный врач
по г. Москве
Н.Н. Филатов
|