МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ОБРАЩЕНИЕ
от 15 ноября 2006 г. N 22
О НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
ЧТЕНИЯ И ГРАМОТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Председателю Правительства
Российской Федерации
М.Е. Фрадкову
Уважаемый Михаил Ефимович!
В современном мире грамотность - это не просто набор знаний и
навыков, а функциональная способность и готовность человека к
активному их применению в реальной жизни.
Сегодня остро стоит вопрос о необходимости информатизации школ,
о создании современной образовательной информационной среды. Это
важно и правильно, но существует и другой аспект проблемы:
компьютер входит в жизнь наших детей, вытесняя хорошую книгу.
Сменилась модель детского чтения: появились бездарные "решебники",
готовые сочинения, низкосортные журналы для подростков, которые
вытесняют хорошую классическую литературу. Возраст от 10 до 12 лет
считается наиболее критическим в процессе привлечения школьника к
чтению. И сейчас отчетливо видно, что чтение перестало быть
необходимым досугом для подрастающего поколения.
Весь российский опыт построения образования, основанный на
традициях книжной культуры, к большому сожалению, постепенно
уходит в прошлое, чтение перестает быть национальной культурной
традицией. По результатам специализированных международных тестов
грамотности (PIRLS, PISA) и национальных исследований качества
чтения учащихся в возрасте 14-15 лет Россия находится среди стран
с наихудшими показателями.
Во многих странах (например, в Великобритании, Франции, Швеции,
Португалии, Китае, США) приняты национальные программы чтения. Их
цель - приобщить подрастающее поколение к чтению и содействовать
повышению грамотности населения. Результаты данных программ
наглядно демонстрируют, что повышение уровня грамотности населения
оказывает определяющее влияние на экономику государства, уровень
культуры, на качество жизни отдельного человека и всего общества.
К сожалению, в настоящее время в Российской Федерации
отсутствует Национальная программа развития чтения и грамотности,
которая бы устанавливала конкретные цели по повышению уровня
чтения и грамотности в стране, определяла план конкретных
мероприятий поддержки и популяризации чтения.
Считаем, что Национальная программа развития чтения и
грамотности должна быть и в Российской Федерации. Необходим
государственный подход к формированию у детей позитивного
отношения к чтению как к современному, доступному, необходимому
инструменту формирования и развития образованного, культурного,
мыслящего человека.
Полагаем, что Национальная программа развития чтения и
грамотности в Российской Федерации должна иметь достаточную
финансовую обеспеченность и стать составной частью приоритетного
национального проекта "Образование".
На заседании постоянной комиссии Общественного совета
Центрального федерального округа, которое проходило в Московской
городской Думе, обсуждался и был поддержан проект Национальной
программы развития чтения и грамотности в Российской Федерации,
разработанный по заказу Российского книжного союза. Данный проект
предлагает комплекс мероприятий по развитию системы популяризации
чтения, библиотечной системы, системы дополнительного образования.
Цель предлагаемой Национальной программы - повышение грамотности и
общекультурного уровня нации, способствующего успешности и росту
благосостояния каждого человека и конкурентоспособности Российской
Федерации.
На основании изложенного Московская городская Дума просит Вас
обратить внимание на данную проблему и дать поручение
Правительству Российской Федерации рассмотреть и принять
Национальную программу развития чтения и грамотности в Российской
Федерации.
Председатель
Московской городской Думы
В.М. Платонов
|