Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ УСТАВНОГО СУДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТ 15.06.2001 N 015-П ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ СТАТЬИ 24, ПУНКТА 3 СТАТЬИ 25, ПУНКТА 12 СТАТЬИ 26 И ПУНКТОВ 1 И 3 СТАТЬИ 30 УСТАВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                     УСТАВНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                      от 15 июня 2001 г. N 015-П
                                   
          ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ СТАТЬИ 24, ПУНКТА 3 СТАТЬИ 25,
             ПУНКТА 12 СТАТЬИ 26 И ПУНКТОВ 1 И 3 СТАТЬИ 30
                        УСТАВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
   
       Уставный    суд   Санкт-Петербурга   в   составе   председателя
   Н.М.Кропачева,   судей   О.В.Герасиной,   Н.Ф.Гуцан,   Л.Б.Ескиной,
   В.Г.Ильинской,   А.А.Ливеровского,   А.И.Осоцкого,    с    участием
   представителя   заявителя   адвоката  В.А.Маркова,   руководствуясь
   пунктом 1 статьи 51 Устава Санкт-Петербурга, подпунктом "б"  статьи
   3,  статьями  30, 63, 76, 77 Закона Санкт-Петербурга  "Об  Уставном
   суде  Санкт-Петербурга", рассмотрел в открытом  судебном  заседании
   дело  о  толковании статьи 24, пункта 3 статьи 25, пункта 12 статьи
   26 и пунктов 1 и 3 статьи 30 Устава Санкт-Петербурга.
       Поводом к рассмотрению дела явился запрос Муниципального совета
   муниципального    образования,    расположенного     в     границах
   территориальной  единицы  Санкт-Петербурга,  -  поселок  Ушково   о
   толковании  статей 24, пункта 3 статьи 25, пункта 12  статьи  26  и
   пунктов 1 и 3 статьи 30 Устава Санкт-Петербурга.
       Основанием   к   рассмотрению   дела   явилась   обнаружившаяся
   неопределенность в понимании положений пунктов 1, 2 и 3  статьи  24
   и  пункта  12  статьи  26 Устава Санкт-Петербурга,  находящихся  во
   взаимосвязи  с  положениями пункта 3 статьи 25  и  пунктов  1  и  3
   статьи 30 Устава Санкт-Петербурга применительно к определению  даты
   выборов     в     Законодательное    Собрание     Санкт-Петербурга,
   продолжительности и объема полномочий депутатов и  Законодательного
   Собрания Санкт-Петербурга в связи с проведением таких выборов.
       Заслушав  сообщение  судьи-докладчика А.И.Осоцкого,  объяснения
   представителя  заявителя,  выступления  приглашенных  в   заседание
   представителей:  от  Законодательного Собрания  Санкт-Петербурга  -
   С.М.Миронова,   от   губернатора   Санкт-Петербурга   -   кандидата
   юридических    наук    В.А.Винокурова,    специалистов:     доктора
   филологических   наук  С.И.Богданова,  доктора   юридических   наук
   С.Д.Князева,  доктора филологических наук С.А.Кузнецова,  показания
   свидетелей,  исследовав представленные документы и  иные  материалы
   дела, Уставный суд Санкт-Петербурга установил:
   
       1. В запросе Муниципального совета указывается, что находящиеся
   в  системной взаимосвязи положения статьи 24, пункта 3  статьи  25,
   пункта  12  статьи  26  и  пунктов 1 и 3 статьи  30  Устава  Санкт-
   Петербурга  в  редакции Закона Санкт-Петербурга от 31  января  2001
   года  N  110-13 "О внесении изменений и дополнений в  Устав  Санкт-
   Петербурга  в связи с изменением федерального законодательства"  не
   поддаются однозначному толкованию применительно к определению  даты
   выборов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего  созыва
   и    объема    и    продолжительности   полномочий   депутатов    и
   Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга  второго  и   третьего
   созывов в связи с проведением таких выборов.
       2.  Из текста обращения следует, что необходимость в толковании
   указанных в обращении положений обусловлена неопределенностью в  их
   понимании применительно к определению дня голосования по выборам  в
   Законодательное  Собрание  Санкт-Петербурга  очередного  (третьего)
   созыва  по правилам, установленным во втором предложении  пункта  3
   статьи  25  Устава  Санкт-Петербурга, а также  продолжительности  и
   объема  полномочий  депутатов  и Законодательного  Собрания  Санкт-
   Петербурга  второго и третьего созывов в связи с проведением  таких
   выборов.
       Уставный  суд Санкт-Петербурга отмечает, что отдельные вопросы,
   поставленные   в   настоящем  обращении,  уже  являлись   предметом
   рассмотрения Уставным судом Санкт-Петербурга.
       Постановлением Уставного суда Санкт-Петербурга N  008-3  от  14
   марта  2001  года по делу о толковании статьи 23, пункта  3  статьи
   24,  пункта  12  статьи  25,  пункта  3  статьи  30  Устава  Санкт-
   Петербурга  (в  действовавшей  на  момент  вынесения  постановления
   редакции  Устава Санкт-Петербурга) установлено, что срок полномочий
   Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга  второго  созыва  -  4
   года,  и  этот срок, истекающий 6 января 2003 года, не  зависит  от
   даты  очередных выборов в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
   нового созыва. В постановлении указывается, что положения пункта  1
   статьи  23  Устава Санкт-Петербурга, устанавливающие  четырехлетний
   срок  полномочий  Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга,  во
   взаимосвязи  с  положениями статей 8 и 9  Федерального  закона  "Об
   основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие   в
   референдуме    граждан   Российской   Федерации",   являющиеся    в
   совокупности базовыми принципами определения периодичности  выборов
   Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, не допускают  изменений
   четырехлетнего    нормативного   (уставного)    срока    полномочий
   Законодательного   Собрания  Санкт-Петербурга  второго   созыва   и
   предусматривают  обязательность  проведения  очередных  выборов   в
   сроки, установленные Уставом Санкт-Петербурга.
       Пунктом  1  статьи  24  действующего  Устава  Санкт-Петербурга,
   воспроизводящим после вступления в силу Закона Санкт-Петербурга  от
   31  января 2001 года N 110-13 положения пункта 1 статьи 23  Устава,
   сохраняется  неизменным срок, на который избирается Законодательное
   Собрание  Санкт-Петербурга, - 4 года. В соответствии  с  пунктом  2
   статьи  8  Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных
   прав   и   права  на  участие  в  референдуме  граждан   Российской
   Федерации",  не  допускающим изменения (увеличения или  уменьшения)
   срока   полномочий   избранных   органов   государственной   власти
   субъектов  Российской Федерации, и пунктом 3 этой же  статьи  вновь
   принятая  норма,  если  она  изменяет  указанный  срок  полномочий,
   вступает   в   силу   только  после  истечения   срока   полномочий
   действующего  органа государственной власти, а в случае  досрочного
   прекращения  полномочий  органа  государственной  власти  -   после
   прекращения указанных полномочий.
       Таким образом, при решении поставленного в обращении вопроса  о
   сроке   полномочий   Законодательного   Собрания   Санкт-Петербурга
   второго  созыва следует руководствоваться постановлением  Уставного
   суда  Санкт-Петербурга N 008-3 от 14 марта  2001  года  по  делу  о
   толковании  статьи  23, пункта 3 статьи 24, пункта  12  статьи  25,
   пункта 3 статьи 30 Устава Санкт-Петербурга.
       3.  В  соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции
   Российской   Федерации  установление  общих  принципов  организации
   системы  органов  государственной  власти  находится  в  совместном
   ведении  Российской  Федерации  и субъектов  Российской  Федерации.
   Согласно  части  2  статьи 76 Конституции Российской  Федерации  по
   этим   вопросам   издаются  федеральные  законы  и  принимаемые   в
   соответствии  с  ними  законы  и  иные  нормативные  правовые  акты
   субъектов  Российской Федерации. В сферу отношений  по  организации
   системы  органов  государственной власти  входят,  в  частности,  и
   отношения  по  организации  и  проведению  выборов  законодательных
   (представительных)   органов   государственной   власти   субъектов
   Российской Федерации.
       В  соответствии с пунктом 1 и подпунктом 10 пункта 2 статьи  31
   Устава   Санкт-Петербурга  порядок  проведения  выборов   депутатов
   Законодательного Собрания Санкт-Петербурга устанавливается  законом
   Санкт-Петербурга.  Вместе  с  тем в Уставе  Санкт-Петербурга  также
   содержатся    нормы,    регулирующие    избирательные     отношения
   применительно к выборам депутатов Законодательного Собрания  Санкт-
   Петербурга.
       Законом  Санкт-Петербурга от 31 января 2001 года  N  110-13  "О
   внесении изменений и дополнений в Устав Санкт-Петербурга в связи  с
   изменением федерального законодательства", введенным в действие  17
   марта  2001  года,  был внесен ряд изменений и дополнений  в  Устав
   Санкт-Петербурга,     относящихся    к     порядку     формирования
   законодательной власти Санкт-Петербурга. В том числе была  изменена
   и   норма,   определяющая  год,  месяц,  день   недели   проведения
   голосования  по выборам в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
   (пункт  3  статьи  25  Устава). Уставный суд  Санкт-Петербурга  при
   осуществлении  толкования норм Устава Санкт-Петербурга  исходит  из
   их  действующей  редакции,  отличной от  существовавшей  ранее,  и,
   таким образом, отдельные выводы Уставного суда Санкт-Петербурга  по
   вопросам  о  выборах  в  Законодательное Собрание  Санкт-Петербурга
   носят  самостоятельный  характер и могут не совпадать  с  выводами,
   сделанными  ранее  в постановлении Уставного суда  Санкт-Петербурга
   от 14 марта 2001 года N 008-3.
       4.1. Положения, содержащиеся в статье 24, в пункте 3 статьи 25,
   в  пункте  12  статьи 26, в пунктах 1 и 3 статьи 30  Устава  Санкт-
   Петербурга,    устанавливают   срок   полномочий   Законодательного
   Собрания  Санкт-Петербурга и его численный состав (пункт  1  статьи
   24  Устава); условия правомочности Законодательного Собрания Санкт-
   Петербурга  (пункт  2  статьи  24 Устава);  возможность  досрочного
   прекращения  полномочий Законодательного Собрания  Санкт-Петербурга
   (пункт  3  статьи  24  Устава);  вид нормативного  правового  акта,
   регламентирующего  порядок  проведения  выборов  в  Законодательное
   Собрание  Санкт-Петербурга; год, месяц  и  день  недели  проведения
   голосования  по выборам в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
   (пункт  3  статьи 25); день, с которого возникают полномочия  вновь
   избранного  депутата (пункт 12 статьи 26 Устава);  день  проведения
   первого   заседания   Законодательного  Собрания   Санкт-Петербурга
   нового  созыва  (пункт  1  статьи  30  Устава);  день,  с  которого
   прекращаются  полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
   предыдущего созыва (пункт 3 статьи 30 Устава).
       4.2.    Пунктом    2    статьи   24   Устава   Санкт-Петербурга
   предусматривается,  что  Законодательное Собрание  Санкт-Петербурга
   правомочно,  если  в  его состав избрано не менее  двух  третей  от
   установленной   численности  депутатов  Законодательного   Собрания
   Санкт-Петербурга. Данная норма во взаимосвязи с  пунктом  1  статьи
   24   и   пунктами   1   и  3  статьи  30  Устава   Санкт-Петербурга
   предопределяет  момент  возникновения  четырехлетнего   (уставного)
   срока  полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового
   созыва  и  прекращения полномочий Законодательного Собрания  Санкт-
   Петербурга предыдущего созыва.
       Вместе    с    тем   при   досрочном   прекращении   полномочий
   законодательного органа по основаниям, допускаемым законом,  период
   фактической легитимной деятельности представительного органа  может
   быть  менее  срока,  на  который в соответствии  с  Уставом  Санкт-
   Петербурга избирается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.  В
   такой  ситуации  момент  возникновения полномочий  Законодательного
   Собрания   Санкт-Петербурга  нового  созыва  и  момент  прекращения
   полномочий  Законодательного Собрания Санкт-Петербурга  предыдущего
   созыва  могут не совпасть. Из этого следует, что указанные нормы  в
   их  взаимосвязи, с учетом ранее высказанной Уставным  судом  Санкт-
   Петербурга  правовой позиции, определяют момент перехода полномочий
   от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга предыдущего созыва  к
   Законодательному  Собранию Санкт-Петербурга  нового  созыва  не  во
   всех   случаях,   а   только   при  условии   истечения   полностью
   установленного  срока полномочий Законодательного  Собрания  Санкт-
   Петербурга предыдущего созыва.
       При  рассмотрении  вопроса  о  продолжительности  (фактической)
   полномочий  Законодательного Собрания Санкт-Петербурга  предыдущего
   созыва  следует учитывать и случаи, когда в результате  выборов  не
   был  сформирован правомочный законодательный орган.  Решение  этого
   вопроса зависит от толкования иных норм Устава Санкт-Петербурга,  в
   частности  норм,  определяющих  статус  Законодательного   Собрания
   Санкт-Петербурга  (например,  пункт  1  статьи  23  Устава   Санкт-
   Петербурга),    других    положений,    устанавливающих    принципы
   формирования   и  деятельности  Законодательного  Собрания   Санкт-
   Петербурга,   с  требованием  о  толковании  которых  заявитель   в
   Уставный суд Санкт-Петербурга не обращался.
       При таких обстоятельствах вопрос о продолжительности полномочий
   Законодательного    Собрания    Санкт-Петербурга     в     ситуации
   невозможности  совпадения  дня окончания нормативно  установленного
   срока   Законодательного   Собрания  Санкт-Петербурга   предыдущего
   созыва  и  дня  первого заседания Законодательного Собрания  Санкт-
   Петербурга  нового созыва не может быть рассмотрен  Уставным  судом
   Санкт-Петербурга в рамках производства по настоящему делу.
       4.3.  При решении вопроса об объеме полномочий законодательного
   органа   субъекта   Российской  Федерации   следует   исходить   из
   Конституции  Российской Федерации, федеральных законов, конституций
   (уставов)  и  законов субъекта Российской Федерации.  Уставный  суд
   Санкт-Петербурга    отмечает,   что   полномочия   Законодательного
   Собрания    Санкт-Петербурга   определяются    его    компетенцией,
   закрепленной, помимо иных нормативных правовых актов, в  статье  31
   Устава  Санкт-Петербурга,  которая не  указана  в  перечне  статей,
   требующих   толкования  по  рассматриваемому  запросу,   и,   таким
   образом, не является предметом рассмотрения в настоящем деле.
       Нормы  Устава  Санкт-Петербурга, о  толковании  которых  просит
   заявитель,    не   регулируют   вопросы   собственно    компетенции
   Законодательного   Собрания   Санкт-Петербурга   (см.   пункт   4.1
   настоящего  постановления), а следовательно,  не  дают  возможности
   определить объем его полномочий.
       4.4.   Вопрос  о  дне  голосования  по  очередным   выборам   в
   Законодательное     Собрание    Санкт-Петербурга    непосредственно
   урегулирован  в  пункте  3 (второе предложение)  статьи  25  Устава
   Санкт  Петербурга, где установлено, что голосование  по  выборам  в
   Законодательное Собрание Санкт Петербурга нового созыва  проводится
   в   первое   воскресенье   апреля  последнего   календарного   года
   полномочий  Законодательного Собрания Санкт Петербурга  предыдущего
   созыва.
       Для  правильного  определения  дня  голосования  по  выборам  в
   Законодательное  Собрание Санкт-Петербурга  необходимо  установить,
   что  именно  понимается под словосочетанием "последний  календарный
   год   полномочий  Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга"   в
   контексте  общего смысла пункта 3 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга
   во  взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 24 и пунктов  1  и  3
   статьи  30  Устава  Санкт-Петербурга с учетом толкования  последних
   Уставным  судом Санкт-Петербурга в постановлении от 14  марта  2001
   года N 008-3.
       Опрошенные  в судебном заседании представитель Законодательного
   Собрания Санкт-Петербурга депутат Законодательного Собрания  Санкт-
   Петербурга С.М.Миронов, а также депутаты Законодательного  Собрания
   Санкт-Петербурга  А.А.Ковалев,  С.А.Житков,  В.А.Калинин  пояснили,
   что   при  внесении  изменений  в  норму  Устава  Санкт-Петербурга,
   определяющую  порядок  голосования  по  выборам  в  Законодательное
   Собрание    Санкт-Петербурга,   под   словосочетанием    "последний
   календарный   год   полномочий  Законодательного  Собрания   Санкт-
   Петербурга"  депутатами Законодательного Собрания  Санкт-Петербурга
   понимался  год,  на  который  приходится  окончание  четырехлетнего
   срока полномочий самого законодательного органа, то есть 2003 год.
       Из   заключений  специалиста  в  области  лингвистики   доктора
   филологических      наук     С.И.Богданова     (Санкт-Петербургский
   государственный   университет),  а  также  специалистов   Института
   лингвистических  исследований  Российской  академии  наук   доктора
   филологических  наук  К.С.Горбачевича, доктора филологических  наук
   Ф.П.Сороколетова   и  доктора  филологических  наук   С.А.Кузнецова
   следует,  что словосочетание "последний календарный год полномочий"
   допускает  его  понимание как года, определяемого по календарю,  то
   есть  с  1  января  по 31 декабря, и в контексте иных  норм  Устава
   Санкт-Петербурга, устанавливающих срок полномочий  Законодательного
   Собрания   Санкт-Петербурга  второго  созыва,  этот  период   может
   определяться с 1 января 2003 года по 31 декабря 2003 года.
       Принимая  во внимание изложенное, Уставный суд Санкт-Петербурга
   исходит  из  того,  что под словосочетанием "последний  календарный
   год   полномочий  Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга"   в
   статье  25  Устава  Санкт-Петербурга  понимается  год,  на  который
   приходится   последний   день   нормативно   установленного   срока
   полномочий  Законодательного Собрания Санкт-Петербурга,  даже  если
   продолжительность  полномочий  Законодательного   Собрания   Санкт-
   Петербурга в этом году не составляет полного года.
       Такое  понимание положений второго предложения пункта 3  статьи
   25  Устава Санкт-Петербурга обусловлено наличием в нем совокупности
   признаков   вышеуказанного   временного  периода,   рассматриваемых
   Уставным  судом  Санкт-Петербурга  в  качестве  базовых  на  основе
   комплексного   анализа   нормы   с   точки   зрения   исторических,
   лингвистических   и   правовых  предпосылок,   определяющих   смысл
   нормативного установления.
       Таким  образом, по смыслу пункта 3 статьи 25, пункта  1  статьи
   24,  пунктов  1  и  3  статьи  30  Устава  Санкт-Петербурга  в   их
   взаимосвязи днем голосования по выборам в Законодательное  Собрание
   Санкт-Петербурга   третьего  созыва  является  первое   воскресенье
   апреля 2003 года.
       В  то  же  время  следует учитывать, что в процессе  реализации
   Законодательным   Собранием  Санкт-Петербурга   своих   полномочий,
   вытекающих   из  статей  72,  73,  76,  77  Конституции  Российской
   Федерации,  и  установления собственного  правового  регулирования,
   определяющего    порядок   избрания   депутатов    законодательного
   (представительного) органа государственной власти, назначение  даты
   выборов   в   законодательный   орган   не   должно   приводить   к
   произвольному  продлению  или сокращению продолжительности  (срока)
   полномочий    Законодательного   Собрания   Санкт-Петербурга    или
   депутатов   действующего   созыва.   Согласно   правовой    позиции
   Конституционного   Суда   Российской   Федерации,   изложенной    в
   постановлении  Конституционного Суда  Российской  Федерации  от  30
   апреля  1997  года  по  делу  о  проверке  конституционности  Указа
   Президента  Российской Федерации от 2 марта  1996  года  N  315  "О
   порядке     переноса     срока    выборов     в     законодательные
   (представительные)   органы   государственной   власти    субъектов
   Российской  Федерации", Закона Пермской области от 21 февраля  1996
   года  "О  проведении  выборов депутатов  Законодательного  Собрания
   Пермской области" и части 2 статьи 5 Закона Вологодской области  от
   17   октября  1995  года  "О  порядке  ротации  состава   депутатов
   Законодательного  Собрания Вологодской области" (в  редакции  от  9
   ноября   1995   года),   решение  указанных   вопросов   субъектами
   Российской   Федерации   должно  соответствовать   вытекающему   из
   конституционных       положений       требованию       формирования
   представительного органа на основе собственного устава  и  законов,
   "без  отступления от установленных в них порядка выборов  и  сроков
   полномочий   этого   органа   и  при  соблюдении   общих   рамочных
   предписаний    о   максимальной   продолжительности   легислатуры".
   Аналогичное   требование  содержится  и  в  пункте   2   статьи   1
   Федерального    закона    "Об    общих    принципах     организации
   законодательных   (представительных)   и   исполнительных   органов
   государственной  власти субъектов Российской  Федерации",  согласно
   которому   органы   государственной  власти   субъекта   Российской
   Федерации  обеспечивают  реализацию  прав  граждан  на  участие   в
   управлении  делами государства, в том числе путем  законодательного
   закрепления  гарантий  своевременного  назначения  даты  выборов  в
   органы  государственной власти и гарантий периодического проведения
   выборов.
       Из  этого следует, что регламентация порядка проведения выборов
   в  законодательный орган (в том числе установление дня голосования)
   в    Уставе    Санкт-Петербурга   должна   отвечать    определенным
   требованиям,  вытекающим из соответствующих  положений  Конституции
   Российской  Федерации,  федерального  законодательства,   а   также
   правовой  позиции Конституционного Суда Российской  Федерации.  Это
   означает,   что   при   установлении  порядка  избрания   депутатов
   законодательного (представительного) органа государственной  власти
   назначение   даты  выборов  в  законодательный  орган   не   должно
   приводить   к  произвольному  или  искусственному  продлению   (или
   сокращению)  срока  полномочий  Законодательного  Собрания   Санкт-
   Петербурга   или   депутатов   Законодательного   Собрания   Санкт-
   Петербурга   действующего   созыва,  не  обусловленному   причинами
   объективного  характера.  В  то  же  время  Уставный   суд   Санкт-
   Петербурга не осуществляет проверку соответствия норм Устава Санкт-
   Петербурга  федеральному законодательству, поскольку  решение  этих
   вопросов не входит в его компетенцию.
       4.5.  При  определении  продолжительности полномочий  депутатов
   Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга  действующего   созыва
   Уставный суд Санкт-Петербурга исходит из следующего.
       В  соответствии  с  пунктом 1 статьи 26 Устава Санкт-Петербурга
   статус    депутата   Законодательного   Собрания   Санкт-Петербурга
   определяется  федеральными  законами,  Уставом  Санкт-Петербурга  и
   законами Санкт-Петербурга.
       Устав   Санкт-Петербурга  не  содержит  норм,   устанавливающих
   определенный  срок  полномочий депутата  Законодательного  Собрания
   Санкт-Петербурга.   В  то  же  время  срок  полномочий   однократно
   избранного    депутата,    прекращение   которых    обусловливается
   возникновением  полномочий у вновь избранного  по  соответствующему
   избирательному  округу  депутата Законодательного  Собрания  Санкт-
   Петербурга,  не  может  быть более пяти  лет  (пункт  6  статьи  26
   Устава).
       Указание    на    срок,   на   который   избираются    депутаты
   Законодательного  Собрания Санкт-Петербурга,  содержится  в  Законе
   Санкт-Петербурга  от 6 марта 1996 года N 25-З  "О  системе  органов
   государственной  власти  Санкт-Петербурга".  В  статье  6  главы  2
   названного  закона,  определяющей статус Законодательного  Собрания
   Санкт-Петербурга,  устанавливается,  что  Законодательное  Собрание
   Санкт-Петербурга "состоит из 50 депутатов, избираемых на 4 года".
       Данная  норма  на момент рассмотрения настоящего дела  является
   действующей,  а  следовательно, на нее распространяются  требования
   положений  статей 8 и 9 Федерального закона "Об основных  гарантиях
   избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан
   Российской  Федерации",  не допускающих изменения  (увеличения  или
   уменьшения)     четырехлетнего    срока    полномочий     депутатов
   Законодательного   Собрания  Санкт-Петербурга  второго   созыва   и
   предусматривающих  обязательность проведения  очередных  выборов  в
   сроки, установленные Уставом Санкт-Петербурга.
       В  соответствии  с пунктом 12 статьи 26 Устава Санкт-Петербурга
   полномочия   депутата  Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга
   возникают   со   дня  принятия  Санкт-Петербургской   избирательной
   комиссией решения об общих результатах выборов.
       Анализ положений статьи 24 и пункта 12 статьи 26 во взаимосвязи
   с  положениями пункта 3 статьи 25 и пунктов 1 и 3 статьи 30  Устава
   позволяет   сделать   вывод   о  том,  что   полномочия   депутатов
   Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва  возникают
   со   дня   принятия  Санкт-Петербургской  избирательной   комиссией
   решения  об  общих  результатах  выборов,  но  не  ранее  истечения
   установленного    срока   полномочий   депутатов   Законодательного
   Собрания  Санкт-Петербурга предыдущего созыва.  Реализация  данного
   положения является гарантией обеспечения принципа единства  системы
   государственной   власти  в  субъекте  Российской   Федерации,   не
   допускающего  существования  одновременно  двух  и  более   органов
   государственной власти с одинаковыми полномочиями или двух и  более
   действующих   депутатов,   избранных   по   одному   и   тому    же
   одномандатному избирательному округу, а также гарантией  соблюдения
   конституционных  прав граждан избирать и быть избранными  в  органы
   государственной   власти  в  установленные  сроки,   обеспечивающие
   сменяемость выборных органов и периодичность выборов.
       4.6.   При  решении  вопроса  об  объеме  полномочий  депутатов
   Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга  Уставный  суд  Санкт-
   Петербурга  исходит  из  того,  что согласно  пункту  4  статьи  10
   Федерального    закона    "Об    общих    принципах     организации
   законодательных   (представительных)   и   исполнительных   органов
   государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации"   статус
   депутата,  срок  его  полномочий, порядок подготовки  и  проведения
   выборов   регулируются  указанным  Федеральным   законом,   другими
   федеральными  законами, конституцией (уставом) и законами  субъекта
   Российской    Федерации.   Полномочия   депутата   Законодательного
   Собрания  Санкт-Петербурга закреплены в  статье  26  Устава  Санкт-
   Петербурга,    Законе   Санкт-Петербурга   "О   статусе    депутата
   Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга",  других  нормативных
   правовых  актах Санкт-Петербурга, которые (кроме пункта  12  статьи
   26  Устава,  по  толкованию которого Уставный суд  Санкт-Петербурга
   изложил  свою позицию) не являются предметом рассмотрения  Уставным
   судом Санкт-Петербурга в настоящем деле.
       Следует также учитывать, что поставленный в обращении вопрос  о
   сохранении  полномочий  депутата Законодательного  Собрания  Санкт-
   Петербурга в том или ином объеме в случае, когда решение  об  общих
   результатах   выборов   может   быть  принято   Санкт-Петербургской
   избирательной   комиссией  уже  после  дня   истечения   нормативно
   установленного    срока   полномочий   депутатов   Законодательного
   Собрания  Санкт-Петербурга  предыдущего  (второго)  созыва,  должен
   решаться  во взаимосвязи с вопросом о продолжительности  полномочий
   Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, в том числе в  ситуации
   несовпадения   дня   окончания  срока  полномочий  Законодательного
   Собрания   Санкт-Петербурга  предыдущего  созыва  и   дня   первого
   заседания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового  созыва
   применительно   к   статусу   Законодательного   Собрания    Санкт-
   Петербурга,  закрепленному,  в частности,  в  пункте  1  статьи  23
   Устава  Санкт-Петербурга. Данный вопрос не может быть рассмотрен  в
   рамках  производства  по  настоящему делу, поскольку  заявитель  не
   обращался  в Уставный суд Санкт-Петербурга с просьбой о  толковании
   положений, содержащихся в указанной норме.
       На основании изложенного, руководствуясь статьями 61, 62, 63  и
   64  Закона  Санкт-Петербурга "Об Уставном  суде  Санкт-Петербурга",
   Уставный суд Санкт-Петербурга постановил:
   
       1.  Под  словосочетанием "последний календарный год  полномочий
   Законодательного   Собрания  Санкт-Петербурга",   содержащимся   во
   втором  предложении  пункта  3 статьи 25  Устава  Санкт-Петербурга,
   понимается    год,   на   который   приходится    последний    день
   установленного  срока полномочий Законодательного  Собрания  Санкт-
   Петербурга,  то  есть  применительно  к  Законодательному  Собранию
   Санкт-Петербурга второго созыва - период с 1 января  2003  года  по
   31 декабря 2003 года.
       2.  Из  положений пункта 3 статьи 25 во взаимосвязи со  статьей
   24,  пунктами 1 и 3 статьи 30 Устава Санкт-Петербурга следует,  что
   днем  голосования  по очередным выборам в Законодательное  Собрание
   Санкт-Петербурга  нового созыва является первое воскресенье  апреля
   2003 года.
       3.  Из положений статьи 24 и пункта 12 статьи 26 во взаимосвязи
   с  положениями пункта 3 статьи 25 и пунктов 1 и 3 статьи 30  Устава
   Санкт-Петербурга     следует,     что     полномочия      депутатов
   Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва  возникают
   со   дня   принятия  Санкт-Петербургской  избирательной   комиссией
   решения  об  общих  результатах  выборов,  но  не  ранее  истечения
   установленного    срока   полномочий   депутатов   Законодательного
   Собрания Санкт-Петербурга предыдущего созыва.
       4. Согласно статье 77 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде
   Санкт-Петербурга"   данное  толкование   является   официальным   и
   обязательным  для  всех  органов  государственной  власти,   судов,
   органов местного самоуправления, образованных на территории  Санкт-
   Петербурга,  муниципальных  образований, организаций,  общественных
   объединений, должностных лиц и граждан.
       5. Согласно статье 68 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде
   Санкт-Петербурга"     настоящее     постановление     окончательно,
   обжалованию  не  подлежит и вступает в силу  немедленно  после  его
   провозглашения.
       6. Согласно статье 67 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде
   Санкт-Петербурга"  настоящее  постановление  подлежит  официальному
   опубликованию в течение 14 дней после его провозглашения.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
Разное