УСТАВНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2001 г. N 015-П
ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ СТАТЬИ 24, ПУНКТА 3 СТАТЬИ 25,
ПУНКТА 12 СТАТЬИ 26 И ПУНКТОВ 1 И 3 СТАТЬИ 30
УСТАВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Уставный суд Санкт-Петербурга в составе председателя
Н.М.Кропачева, судей О.В.Герасиной, Н.Ф.Гуцан, Л.Б.Ескиной,
В.Г.Ильинской, А.А.Ливеровского, А.И.Осоцкого, с участием
представителя заявителя адвоката В.А.Маркова, руководствуясь
пунктом 1 статьи 51 Устава Санкт-Петербурга, подпунктом "б" статьи
3, статьями 30, 63, 76, 77 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном
суде Санкт-Петербурга", рассмотрел в открытом судебном заседании
дело о толковании статьи 24, пункта 3 статьи 25, пункта 12 статьи
26 и пунктов 1 и 3 статьи 30 Устава Санкт-Петербурга.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Муниципального совета
муниципального образования, расположенного в границах
территориальной единицы Санкт-Петербурга, - поселок Ушково о
толковании статей 24, пункта 3 статьи 25, пункта 12 статьи 26 и
пунктов 1 и 3 статьи 30 Устава Санкт-Петербурга.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся
неопределенность в понимании положений пунктов 1, 2 и 3 статьи 24
и пункта 12 статьи 26 Устава Санкт-Петербурга, находящихся во
взаимосвязи с положениями пункта 3 статьи 25 и пунктов 1 и 3
статьи 30 Устава Санкт-Петербурга применительно к определению даты
выборов в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга,
продолжительности и объема полномочий депутатов и Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга в связи с проведением таких выборов.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.И.Осоцкого, объяснения
представителя заявителя, выступления приглашенных в заседание
представителей: от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга -
С.М.Миронова, от губернатора Санкт-Петербурга - кандидата
юридических наук В.А.Винокурова, специалистов: доктора
филологических наук С.И.Богданова, доктора юридических наук
С.Д.Князева, доктора филологических наук С.А.Кузнецова, показания
свидетелей, исследовав представленные документы и иные материалы
дела, Уставный суд Санкт-Петербурга установил:
1. В запросе Муниципального совета указывается, что находящиеся
в системной взаимосвязи положения статьи 24, пункта 3 статьи 25,
пункта 12 статьи 26 и пунктов 1 и 3 статьи 30 Устава Санкт-
Петербурга в редакции Закона Санкт-Петербурга от 31 января 2001
года N 110-13 "О внесении изменений и дополнений в Устав Санкт-
Петербурга в связи с изменением федерального законодательства" не
поддаются однозначному толкованию применительно к определению даты
выборов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва
и объема и продолжительности полномочий депутатов и
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга второго и третьего
созывов в связи с проведением таких выборов.
2. Из текста обращения следует, что необходимость в толковании
указанных в обращении положений обусловлена неопределенностью в их
понимании применительно к определению дня голосования по выборам в
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга очередного (третьего)
созыва по правилам, установленным во втором предложении пункта 3
статьи 25 Устава Санкт-Петербурга, а также продолжительности и
объема полномочий депутатов и Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга второго и третьего созывов в связи с проведением таких
выборов.
Уставный суд Санкт-Петербурга отмечает, что отдельные вопросы,
поставленные в настоящем обращении, уже являлись предметом
рассмотрения Уставным судом Санкт-Петербурга.
Постановлением Уставного суда Санкт-Петербурга N 008-3 от 14
марта 2001 года по делу о толковании статьи 23, пункта 3 статьи
24, пункта 12 статьи 25, пункта 3 статьи 30 Устава Санкт-
Петербурга (в действовавшей на момент вынесения постановления
редакции Устава Санкт-Петербурга) установлено, что срок полномочий
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга второго созыва - 4
года, и этот срок, истекающий 6 января 2003 года, не зависит от
даты очередных выборов в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
нового созыва. В постановлении указывается, что положения пункта 1
статьи 23 Устава Санкт-Петербурга, устанавливающие четырехлетний
срок полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, во
взаимосвязи с положениями статей 8 и 9 Федерального закона "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации", являющиеся в
совокупности базовыми принципами определения периодичности выборов
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, не допускают изменений
четырехлетнего нормативного (уставного) срока полномочий
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга второго созыва и
предусматривают обязательность проведения очередных выборов в
сроки, установленные Уставом Санкт-Петербурга.
Пунктом 1 статьи 24 действующего Устава Санкт-Петербурга,
воспроизводящим после вступления в силу Закона Санкт-Петербурга от
31 января 2001 года N 110-13 положения пункта 1 статьи 23 Устава,
сохраняется неизменным срок, на который избирается Законодательное
Собрание Санкт-Петербурга, - 4 года. В соответствии с пунктом 2
статьи 8 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации", не допускающим изменения (увеличения или уменьшения)
срока полномочий избранных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, и пунктом 3 этой же статьи вновь
принятая норма, если она изменяет указанный срок полномочий,
вступает в силу только после истечения срока полномочий
действующего органа государственной власти, а в случае досрочного
прекращения полномочий органа государственной власти - после
прекращения указанных полномочий.
Таким образом, при решении поставленного в обращении вопроса о
сроке полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
второго созыва следует руководствоваться постановлением Уставного
суда Санкт-Петербурга N 008-3 от 14 марта 2001 года по делу о
толковании статьи 23, пункта 3 статьи 24, пункта 12 статьи 25,
пункта 3 статьи 30 Устава Санкт-Петербурга.
3. В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции
Российской Федерации установление общих принципов организации
системы органов государственной власти находится в совместном
ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по
этим вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в
соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации. В сферу отношений по организации
системы органов государственной власти входят, в частности, и
отношения по организации и проведению выборов законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 10 пункта 2 статьи 31
Устава Санкт-Петербурга порядок проведения выборов депутатов
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга устанавливается законом
Санкт-Петербурга. Вместе с тем в Уставе Санкт-Петербурга также
содержатся нормы, регулирующие избирательные отношения
применительно к выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга.
Законом Санкт-Петербурга от 31 января 2001 года N 110-13 "О
внесении изменений и дополнений в Устав Санкт-Петербурга в связи с
изменением федерального законодательства", введенным в действие 17
марта 2001 года, был внесен ряд изменений и дополнений в Устав
Санкт-Петербурга, относящихся к порядку формирования
законодательной власти Санкт-Петербурга. В том числе была изменена
и норма, определяющая год, месяц, день недели проведения
голосования по выборам в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
(пункт 3 статьи 25 Устава). Уставный суд Санкт-Петербурга при
осуществлении толкования норм Устава Санкт-Петербурга исходит из
их действующей редакции, отличной от существовавшей ранее, и,
таким образом, отдельные выводы Уставного суда Санкт-Петербурга по
вопросам о выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
носят самостоятельный характер и могут не совпадать с выводами,
сделанными ранее в постановлении Уставного суда Санкт-Петербурга
от 14 марта 2001 года N 008-3.
4.1. Положения, содержащиеся в статье 24, в пункте 3 статьи 25,
в пункте 12 статьи 26, в пунктах 1 и 3 статьи 30 Устава Санкт-
Петербурга, устанавливают срок полномочий Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга и его численный состав (пункт 1 статьи
24 Устава); условия правомочности Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга (пункт 2 статьи 24 Устава); возможность досрочного
прекращения полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
(пункт 3 статьи 24 Устава); вид нормативного правового акта,
регламентирующего порядок проведения выборов в Законодательное
Собрание Санкт-Петербурга; год, месяц и день недели проведения
голосования по выборам в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
(пункт 3 статьи 25); день, с которого возникают полномочия вновь
избранного депутата (пункт 12 статьи 26 Устава); день проведения
первого заседания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
нового созыва (пункт 1 статьи 30 Устава); день, с которого
прекращаются полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
предыдущего созыва (пункт 3 статьи 30 Устава).
4.2. Пунктом 2 статьи 24 Устава Санкт-Петербурга
предусматривается, что Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
правомочно, если в его состав избрано не менее двух третей от
установленной численности депутатов Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга. Данная норма во взаимосвязи с пунктом 1 статьи
24 и пунктами 1 и 3 статьи 30 Устава Санкт-Петербурга
предопределяет момент возникновения четырехлетнего (уставного)
срока полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового
созыва и прекращения полномочий Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга предыдущего созыва.
Вместе с тем при досрочном прекращении полномочий
законодательного органа по основаниям, допускаемым законом, период
фактической легитимной деятельности представительного органа может
быть менее срока, на который в соответствии с Уставом Санкт-
Петербурга избирается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга. В
такой ситуации момент возникновения полномочий Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга нового созыва и момент прекращения
полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга предыдущего
созыва могут не совпасть. Из этого следует, что указанные нормы в
их взаимосвязи, с учетом ранее высказанной Уставным судом Санкт-
Петербурга правовой позиции, определяют момент перехода полномочий
от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга предыдущего созыва к
Законодательному Собранию Санкт-Петербурга нового созыва не во
всех случаях, а только при условии истечения полностью
установленного срока полномочий Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга предыдущего созыва.
При рассмотрении вопроса о продолжительности (фактической)
полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга предыдущего
созыва следует учитывать и случаи, когда в результате выборов не
был сформирован правомочный законодательный орган. Решение этого
вопроса зависит от толкования иных норм Устава Санкт-Петербурга, в
частности норм, определяющих статус Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга (например, пункт 1 статьи 23 Устава Санкт-
Петербурга), других положений, устанавливающих принципы
формирования и деятельности Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга, с требованием о толковании которых заявитель в
Уставный суд Санкт-Петербурга не обращался.
При таких обстоятельствах вопрос о продолжительности полномочий
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в ситуации
невозможности совпадения дня окончания нормативно установленного
срока Законодательного Собрания Санкт-Петербурга предыдущего
созыва и дня первого заседания Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга нового созыва не может быть рассмотрен Уставным судом
Санкт-Петербурга в рамках производства по настоящему делу.
4.3. При решении вопроса об объеме полномочий законодательного
органа субъекта Российской Федерации следует исходить из
Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций
(уставов) и законов субъекта Российской Федерации. Уставный суд
Санкт-Петербурга отмечает, что полномочия Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга определяются его компетенцией,
закрепленной, помимо иных нормативных правовых актов, в статье 31
Устава Санкт-Петербурга, которая не указана в перечне статей,
требующих толкования по рассматриваемому запросу, и, таким
образом, не является предметом рассмотрения в настоящем деле.
Нормы Устава Санкт-Петербурга, о толковании которых просит
заявитель, не регулируют вопросы собственно компетенции
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (см. пункт 4.1
настоящего постановления), а следовательно, не дают возможности
определить объем его полномочий.
4.4. Вопрос о дне голосования по очередным выборам в
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга непосредственно
урегулирован в пункте 3 (второе предложение) статьи 25 Устава
Санкт Петербурга, где установлено, что голосование по выборам в
Законодательное Собрание Санкт Петербурга нового созыва проводится
в первое воскресенье апреля последнего календарного года
полномочий Законодательного Собрания Санкт Петербурга предыдущего
созыва.
Для правильного определения дня голосования по выборам в
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга необходимо установить,
что именно понимается под словосочетанием "последний календарный
год полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" в
контексте общего смысла пункта 3 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга
во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 24 и пунктов 1 и 3
статьи 30 Устава Санкт-Петербурга с учетом толкования последних
Уставным судом Санкт-Петербурга в постановлении от 14 марта 2001
года N 008-3.
Опрошенные в судебном заседании представитель Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга депутат Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга С.М.Миронов, а также депутаты Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга А.А.Ковалев, С.А.Житков, В.А.Калинин пояснили,
что при внесении изменений в норму Устава Санкт-Петербурга,
определяющую порядок голосования по выборам в Законодательное
Собрание Санкт-Петербурга, под словосочетанием "последний
календарный год полномочий Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга" депутатами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
понимался год, на который приходится окончание четырехлетнего
срока полномочий самого законодательного органа, то есть 2003 год.
Из заключений специалиста в области лингвистики доктора
филологических наук С.И.Богданова (Санкт-Петербургский
государственный университет), а также специалистов Института
лингвистических исследований Российской академии наук доктора
филологических наук К.С.Горбачевича, доктора филологических наук
Ф.П.Сороколетова и доктора филологических наук С.А.Кузнецова
следует, что словосочетание "последний календарный год полномочий"
допускает его понимание как года, определяемого по календарю, то
есть с 1 января по 31 декабря, и в контексте иных норм Устава
Санкт-Петербурга, устанавливающих срок полномочий Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга второго созыва, этот период может
определяться с 1 января 2003 года по 31 декабря 2003 года.
Принимая во внимание изложенное, Уставный суд Санкт-Петербурга
исходит из того, что под словосочетанием "последний календарный
год полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" в
статье 25 Устава Санкт-Петербурга понимается год, на который
приходится последний день нормативно установленного срока
полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, даже если
продолжительность полномочий Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга в этом году не составляет полного года.
Такое понимание положений второго предложения пункта 3 статьи
25 Устава Санкт-Петербурга обусловлено наличием в нем совокупности
признаков вышеуказанного временного периода, рассматриваемых
Уставным судом Санкт-Петербурга в качестве базовых на основе
комплексного анализа нормы с точки зрения исторических,
лингвистических и правовых предпосылок, определяющих смысл
нормативного установления.
Таким образом, по смыслу пункта 3 статьи 25, пункта 1 статьи
24, пунктов 1 и 3 статьи 30 Устава Санкт-Петербурга в их
взаимосвязи днем голосования по выборам в Законодательное Собрание
Санкт-Петербурга третьего созыва является первое воскресенье
апреля 2003 года.
В то же время следует учитывать, что в процессе реализации
Законодательным Собранием Санкт-Петербурга своих полномочий,
вытекающих из статей 72, 73, 76, 77 Конституции Российской
Федерации, и установления собственного правового регулирования,
определяющего порядок избрания депутатов законодательного
(представительного) органа государственной власти, назначение даты
выборов в законодательный орган не должно приводить к
произвольному продлению или сокращению продолжительности (срока)
полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга или
депутатов действующего созыва. Согласно правовой позиции
Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в
постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30
апреля 1997 года по делу о проверке конституционности Указа
Президента Российской Федерации от 2 марта 1996 года N 315 "О
порядке переноса срока выборов в законодательные
(представительные) органы государственной власти субъектов
Российской Федерации", Закона Пермской области от 21 февраля 1996
года "О проведении выборов депутатов Законодательного Собрания
Пермской области" и части 2 статьи 5 Закона Вологодской области от
17 октября 1995 года "О порядке ротации состава депутатов
Законодательного Собрания Вологодской области" (в редакции от 9
ноября 1995 года), решение указанных вопросов субъектами
Российской Федерации должно соответствовать вытекающему из
конституционных положений требованию формирования
представительного органа на основе собственного устава и законов,
"без отступления от установленных в них порядка выборов и сроков
полномочий этого органа и при соблюдении общих рамочных
предписаний о максимальной продолжительности легислатуры".
Аналогичное требование содержится и в пункте 2 статьи 1
Федерального закона "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно
которому органы государственной власти субъекта Российской
Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на участие в
управлении делами государства, в том числе путем законодательного
закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в
органы государственной власти и гарантий периодического проведения
выборов.
Из этого следует, что регламентация порядка проведения выборов
в законодательный орган (в том числе установление дня голосования)
в Уставе Санкт-Петербурга должна отвечать определенным
требованиям, вытекающим из соответствующих положений Конституции
Российской Федерации, федерального законодательства, а также
правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации. Это
означает, что при установлении порядка избрания депутатов
законодательного (представительного) органа государственной власти
назначение даты выборов в законодательный орган не должно
приводить к произвольному или искусственному продлению (или
сокращению) срока полномочий Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга или депутатов Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга действующего созыва, не обусловленному причинами
объективного характера. В то же время Уставный суд Санкт-
Петербурга не осуществляет проверку соответствия норм Устава Санкт-
Петербурга федеральному законодательству, поскольку решение этих
вопросов не входит в его компетенцию.
4.5. При определении продолжительности полномочий депутатов
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга действующего созыва
Уставный суд Санкт-Петербурга исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Устава Санкт-Петербурга
статус депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
определяется федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга и
законами Санкт-Петербурга.
Устав Санкт-Петербурга не содержит норм, устанавливающих
определенный срок полномочий депутата Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга. В то же время срок полномочий однократно
избранного депутата, прекращение которых обусловливается
возникновением полномочий у вновь избранного по соответствующему
избирательному округу депутата Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга, не может быть более пяти лет (пункт 6 статьи 26
Устава).
Указание на срок, на который избираются депутаты
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, содержится в Законе
Санкт-Петербурга от 6 марта 1996 года N 25-З "О системе органов
государственной власти Санкт-Петербурга". В статье 6 главы 2
названного закона, определяющей статус Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга, устанавливается, что Законодательное Собрание
Санкт-Петербурга "состоит из 50 депутатов, избираемых на 4 года".
Данная норма на момент рассмотрения настоящего дела является
действующей, а следовательно, на нее распространяются требования
положений статей 8 и 9 Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации", не допускающих изменения (увеличения или
уменьшения) четырехлетнего срока полномочий депутатов
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга второго созыва и
предусматривающих обязательность проведения очередных выборов в
сроки, установленные Уставом Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 12 статьи 26 Устава Санкт-Петербурга
полномочия депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
возникают со дня принятия Санкт-Петербургской избирательной
комиссией решения об общих результатах выборов.
Анализ положений статьи 24 и пункта 12 статьи 26 во взаимосвязи
с положениями пункта 3 статьи 25 и пунктов 1 и 3 статьи 30 Устава
позволяет сделать вывод о том, что полномочия депутатов
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва возникают
со дня принятия Санкт-Петербургской избирательной комиссией
решения об общих результатах выборов, но не ранее истечения
установленного срока полномочий депутатов Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга предыдущего созыва. Реализация данного
положения является гарантией обеспечения принципа единства системы
государственной власти в субъекте Российской Федерации, не
допускающего существования одновременно двух и более органов
государственной власти с одинаковыми полномочиями или двух и более
действующих депутатов, избранных по одному и тому же
одномандатному избирательному округу, а также гарантией соблюдения
конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы
государственной власти в установленные сроки, обеспечивающие
сменяемость выборных органов и периодичность выборов.
4.6. При решении вопроса об объеме полномочий депутатов
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Уставный суд Санкт-
Петербурга исходит из того, что согласно пункту 4 статьи 10
Федерального закона "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" статус
депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения
выборов регулируются указанным Федеральным законом, другими
федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта
Российской Федерации. Полномочия депутата Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга закреплены в статье 26 Устава Санкт-
Петербурга, Законе Санкт-Петербурга "О статусе депутата
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга", других нормативных
правовых актах Санкт-Петербурга, которые (кроме пункта 12 статьи
26 Устава, по толкованию которого Уставный суд Санкт-Петербурга
изложил свою позицию) не являются предметом рассмотрения Уставным
судом Санкт-Петербурга в настоящем деле.
Следует также учитывать, что поставленный в обращении вопрос о
сохранении полномочий депутата Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга в том или ином объеме в случае, когда решение об общих
результатах выборов может быть принято Санкт-Петербургской
избирательной комиссией уже после дня истечения нормативно
установленного срока полномочий депутатов Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга предыдущего (второго) созыва, должен
решаться во взаимосвязи с вопросом о продолжительности полномочий
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, в том числе в ситуации
несовпадения дня окончания срока полномочий Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга предыдущего созыва и дня первого
заседания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва
применительно к статусу Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга, закрепленному, в частности, в пункте 1 статьи 23
Устава Санкт-Петербурга. Данный вопрос не может быть рассмотрен в
рамках производства по настоящему делу, поскольку заявитель не
обращался в Уставный суд Санкт-Петербурга с просьбой о толковании
положений, содержащихся в указанной норме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 61, 62, 63 и
64 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга",
Уставный суд Санкт-Петербурга постановил:
1. Под словосочетанием "последний календарный год полномочий
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга", содержащимся во
втором предложении пункта 3 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга,
понимается год, на который приходится последний день
установленного срока полномочий Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга, то есть применительно к Законодательному Собранию
Санкт-Петербурга второго созыва - период с 1 января 2003 года по
31 декабря 2003 года.
2. Из положений пункта 3 статьи 25 во взаимосвязи со статьей
24, пунктами 1 и 3 статьи 30 Устава Санкт-Петербурга следует, что
днем голосования по очередным выборам в Законодательное Собрание
Санкт-Петербурга нового созыва является первое воскресенье апреля
2003 года.
3. Из положений статьи 24 и пункта 12 статьи 26 во взаимосвязи
с положениями пункта 3 статьи 25 и пунктов 1 и 3 статьи 30 Устава
Санкт-Петербурга следует, что полномочия депутатов
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва возникают
со дня принятия Санкт-Петербургской избирательной комиссией
решения об общих результатах выборов, но не ранее истечения
установленного срока полномочий депутатов Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга предыдущего созыва.
4. Согласно статье 77 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде
Санкт-Петербурга" данное толкование является официальным и
обязательным для всех органов государственной власти, судов,
органов местного самоуправления, образованных на территории Санкт-
Петербурга, муниципальных образований, организаций, общественных
объединений, должностных лиц и граждан.
5. Согласно статье 68 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде
Санкт-Петербурга" настоящее постановление окончательно,
обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его
провозглашения.
6. Согласно статье 67 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде
Санкт-Петербурга" настоящее постановление подлежит официальному
опубликованию в течение 14 дней после его провозглашения.
|