УСТАВНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2006 г. N 013/06-П
ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 23,
ПУНКТА 3 СТАТЬИ 24, СТАТЬИ 80 УСТАВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Уставный суд Санкт-Петербурга в составе председателя Уставного
суда Санкт-Петербурга С.Л.Сергевнина, судей Уставного суда Санкт-
Петербурга О.В.Герасиной, Н.Ф.Гуцан, С.Ф.Зыбина, Л.В.Кулешовой,
В.Г.Петухова, А.В.Шевченко,
с участием представителей заявителя - Ю.А.Кравцова и
Н.В.Ветрова, представителя Губернатора Санкт-Петербурга в Уставном
суде Санкт-Петербурга А.А.Ливеровского и представителя
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в Уставном суде Санкт-
Петербурга А.Р. Уланова,
руководствуясь положениями пункта 5 статьи 50 Устава Санкт-
Петербурга, пункта "б" статьи 3, статей 30, 76 и 77 Закона Санкт-
Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", рассмотрел в
открытом судебном заседании дело о толковании положений пункта 1
статьи 23, пункта 3 статьи 24, статьи 80 Устава Санкт-Петербурга.
Поводом к рассмотрению дела послужил запрос группы депутатов
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга: С.А.Анденко,
И.Б.Артемьева, В.В.Барканова, В.Л.Евтухова, О.И.Корякина,
В.С.Лопатникова, В.С.Макарова, И.П.Михайлова о толковании
положений пункта 1 статьи 23, пункта 3 статьи 24, статьи 80 Устава
Санкт-Петербурга.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся
неопределенность в понимании положений пункта 1 статьи 23, пункта
3 статьи 24, статьи 80 Устава Санкт-Петербурга применительно к
исчислению срока, на который избрано Законодательное Собрание
Санкт-Петербурга третьего созыва, срока, в течение которого
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва вправе
осуществлять полномочия, и применительно к определению дня
голосования по выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
четвертого созыва.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В.Шевченко, пояснения
представителей заявителя - Ю.А.Кравцова и Н.В.Ветрова, выступления
представителя Губернатора Санкт-Петербурга в Уставном суде Санкт-
Петербурга А.А.Ливеровского, представителя Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга в Уставном суде Санкт-Петербурга
А.Р.Уланова, показания свидетелей: депутатов Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга М.И.Амосова, В.И.Еременко,
И.П.Михайлова, О.А.Нилова, К.Н.Серова, К.Э.Сухенко, начальника
юридического управления Аппарата Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга С.А.Коноваловой, заместителя председателя Санкт-
Петербургской избирательной комиссии Д.В.Краснянского; исследовав
представленные документы и иные материалы дела, Уставный суд Санкт-
Петербурга установил:
1. 20 сентября 2006 года в Уставный суд Санкт-Петербурга
поступил запрос группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга С.А.Анденко, И.Б.Артемьева, В.В.Барканова,
В.Л.Евтухова, О.И.Корякина, В.С.Лопатникова, В.С.Макарова,
И.П.Михайлова о толковании положений пункта 1 статьи 23, пункта 3
статьи 24, статьи 80 Устава Санкт-Петербурга.
По мнению заявителя, в указанных положениях Устава Санкт-
Петербурга во взаимосвязи с положениями федерального
законодательства обнаруживается неопределенность применительно к
исчислению срока, на который избрано Законодательное Собрание
Санкт-Петербурга третьего созыва, срока, в течение которого
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва вправе
осуществлять полномочия, и применительно к определению дня
голосования по выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
четвертого созыва.
Согласно правовой позиции представителя заявителя -
Ю.А.Кравцова норма пункта 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга в
редакции Закона Санкт-Петербурга от 25 мая 2005 года N 255-31 "О
внесении изменений и дополнений в Устав Санкт-Петербурга" (далее -
Закон Санкт-Петербурга N 255-31), в соответствии с которой
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга избирается сроком на
пять лет, в силу положений пункта 2 статьи 8 Федерального закона
от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) не распространяется
на Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва. По
мнению представителя заявителя, срок, на который избиралось
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва,
составляет четыре года в соответствии с положениями пункта 1
статьи 23 Устава Санкт-Петербурга (в редакции, действовавшей на
момент голосования по выборам Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга третьего созыва) и исчисляется со дня проведения
голосования. Исходя из указанного срока определяется периодичность
выборов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Кроме того,
представитель заявителя отметил, что положениями пункта 3 статьи
29 Устава Санкт-Петербурга определено, что срок полномочий
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга исчисляется со дня
начала работы (первого заседания) Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга в правомочном составе до дня начала работы (первого
заседания) Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового
созыва. В указанный период Законодательное Собрание Санкт-
Петербурга вправе осуществлять свои полномочия. При этом, по
мнению представителя заявителя, указанный срок полномочий
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга невозможно определить
календарным периодом. Представитель заявителя также пояснил, что
положения части первой статьи 80 Устава Санкт-Петербурга,
устанавливающие день голосования по выборам Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва - первое воскресенье
апреля 2007 года, не могут применяться для проведения выборов
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва,
поскольку положения Федерального закона N 67-ФЗ предусматривают
иной порядок определения дня голосования по выборам
законодательных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации. Норма, содержащаяся в части второй статьи 80
Устава Санкт-Петербурга и устанавливающая срок полномочий
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва в
четыре года и четыре месяца, по мнению представителя заявителя,
определяет максимально возможный срок полномочий Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва.
По мнению представителя Губернатора Санкт-Петербурга в Уставном
суде Санкт-Петербурга А.А.Ливеровского, положения пункта 1 статьи
23 Устава Санкт-Петербурга устанавливают периодичность проведения
выборов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, а положения
части второй статьи 80 Устава Санкт-Петербурга определяют срок, на
который избрано Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего
созыва, и устанавливают момент его истечения. Срок избрания
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва
истекает за день до проведения выборов в Законодательное Собрание
Санкт-Петербурга четвертого созыва.
Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в
Уставном суде Санкт-Петербурга А.Р.Уланов полагает, что при
определении дня голосования по выборам Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга четвертого созыва необходимо руководствоваться
положениями Федерального закона N 67-ФЗ, исходя из четырехлетнего
срока избрания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего
созыва, закрепленного положениями пункта 1 статьи 23 Устава Санкт-
Петербурга, действовавшими на момент избрания Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва.
По мнению опрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля
депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга М.И.Амосова,
срок, на который избиралось Законодательное Собрание Санкт-
Петербурга третьего созыва, установлен положениями части второй
статьи 80 Устава Санкт-Петербурга и составляет четыре года и
четыре месяца. При этом целью законодателя Санкт-Петербурга при
принятии статьи 80 Устава Санкт-Петербурга являлось проведение
выборов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга не в зимний, а
в весенний период. Для определения дня проведения выборов
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва
необходимо руководствоваться положениями статьи 80 Устава Санкт-
Петербурга.
По мнению опрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля
депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В.И.Еременко,
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва
избиралось на четыре года и действие положений пункта 1 статьи 23
Устава Санкт-Петербурга не распространяется на Законодательное
Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва. Реализация положений
статьи 80 Устава Санкт-Петербурга невозможна в связи с наличием в
ней внутреннего противоречия.
Начальник юридического управления Аппарата Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга С.А.Коновалова пояснила, что
законодатель при внесении в Устав Санкт-Петербурга статьи 80
считал необходимым изменить период, в течение которого должны
проводиться выборы Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, -
предусмотреть проведение выборов Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга весной. Необходимость в толковании положений пункта 1
статьи 23, пункта 3 статьи 24 и статьи 80 Устава Санкт-Петербурга
возникает в связи с их неопределенностью в части определения срока
полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего
созыва.
Заместитель председателя Санкт-Петербургской избирательной
комиссии Д.В.Краснянский в судебном заседании высказал позицию,
согласно которой понятия "срок избрания законодательного органа
государственной власти" и "срок полномочий законодательного органа
государственной власти" были введены федеральным законодательством
и различаются по своему содержанию и правовому значению.
Периодичность выборов законодательного (представительного) органа
определяется исходя из срока его избрания, который для
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва был
установлен в четыре года. Положения статьи 80 Устава Санкт-
Петербурга определяют срок полномочий Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга третьего созыва. Установленный в четыре года и
четыре месяца период является лишь ориентировочным сроком
полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего
созыва, поскольку продолжительность срока полномочий может быть
как сокращена, так и продлена.
Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга И.П.Михайлов
пояснил, что понятия "срок избрания законодательного органа
государственной власти" и "срок полномочий законодательного органа
государственной власти" не тождественны по своему содержанию. Срок
избрания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего
созыва составляет четыре года. Целью законодателя Санкт-Петербурга
при принятии статьи 80 Устава Санкт-Петербурга являлось изменение
периода проведения голосования по выборам Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга, а именно: проведение выборов в весенний
период. При назначении выборов Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга четвертого созыва подлежат применению положения
Федерального закона N 67-ФЗ.
По мнению опрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля
депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга О.А.Нилова,
для Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва
срок избрания составляет четыре года и четыре месяца. Законодатель
Санкт-Петербурга, устанавливая положения, содержащиеся в статье 80
Устава Санкт-Петербурга, изменил период проведения выборов.
Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга К.Н.Серов в
судебном заседании показал, что Законодательное Собрание Санкт-
Петербурга третьего созыва избиралось на четыре года. Положения
статьи 80 Устава Санкт-Петербурга определяют срок полномочий
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва,
продолжительность которого может быть продлена до четырех лет и
четырех месяцев.
По мнению свидетеля - депутата Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга К.Э.Сухенко, целью законодателя Санкт-Петербурга при
принятии статьи 80 Устава Санкт-Петербурга являлось проведение
выборов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в весенний
период. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва
было избрано на срок четыре года и четыре месяца. При этом
положения пункта 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга не
распространяются на Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
третьего созыва.
Таким образом, возникает неопределенность в понимании положений
пункта 1 статьи 23, пункта 3 статьи 24 и статьи 80 Устава Санкт-
Петербурга применительно к исчислению срока, на который избрано
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва, срока,
в течение которого Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
третьего созыва вправе осуществлять полномочия, и применительно к
определению дня голосования по выборам Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга четвертого созыва.
Уставный суд Санкт-Петербурга, руководствуясь положениями
статьи 63 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-
Петербурга", осуществляет толкование положений пункта 1 статьи 23,
пункта 3 статьи 24, статьи 80 Устава Санкт-Петербурга только
применительно к вопросам, поставленным в обращении.
2. Положения, содержащиеся в пункте 1 статьи 23 Устава Санкт-
Петербурга, определяют, что Законодательное Собрание Санкт-
Петербурга избирается на пять лет. В соответствии с положениями
пункта 3 статьи 24 Устава Санкт-Петербурга выборы в
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга нового созыва проводятся
в порядке, установленном законом Санкт-Петербурга. Голосование по
выборам в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга нового созыва
начинается в восемь часов утра в третье воскресенье предпоследнего
календарного месяца полномочий Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга предыдущего созыва. В случае если указанное воскресенье
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,
объявляется рабочим днем, голосование проводится в ближайший
предшествующий ему выходной день. Положениями части первой статьи
80 Устава Санкт-Петербурга установлено, что голосование по выборам
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва
проводится в первое воскресенье апреля 2007 года. Согласно
положениям части второй статьи 80 Устава Санкт-Петербурга срок
полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего
созыва устанавливается в четыре года и четыре месяца, но не
позднее чем до первого заседания Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга четвертого созыва в правомочном составе.
Неопределенность в понимании указанных положений Устава Санкт-
Петербурга применительно к поставленным заявителем вопросам
связана с различным пониманием используемого законодателем Санкт-
Петербурга в части второй статьи 80 Устава Санкт-Петербурга
понятия "срок полномочий Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга третьего созыва".
Уставный суд Санкт-Петербурга, осуществляя толкование положений
пункта 1 статьи 23, пункта 3 статьи 24 и статьи 80 Устава Санкт-
Петербурга, основывается на презумпции добросовестности
законодателя Санкт-Петербурга, исходит из разграничения предметов
ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга, из общих
принципов организации государственной власти Санкт-Петербурга,
учитывает статус законодательного (представительного) органа
государственной власти Санкт-Петербурга, а также принимает во
внимание цели установления законодателем Санкт-Петербурга
положений, содержащихся в статье 80 Устава Санкт-Петербурга.
3. Положения, содержащиеся в пункте 1 статьи 23 Устава Санкт-
Петербурга, устанавливают, что Законодательное Собрание Санкт-
Петербурга избирается на пять лет. Данная норма была внесена
Законом Санкт-Петербурга N 255-31. В соответствии с положениями
пункта 3 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга N 255-31 указанная норма
не распространяется на Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
третьего созыва. Общее правило о том, что норма об изменении
(продлении или сокращении) установленного конституцией (уставом),
законом субъекта Российской Федерации срока, на который избираются
органы государственной власти, и(или) срока полномочий органа
государственной власти может применяться только к органам,
избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой
нормы, установлено положениями пункта 2 статьи 8 Федерального
закона N 67-ФЗ.
Закон Санкт-Петербурга N 255-31, положениями которого был
установлен пятилетний срок избрания Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга, вступил в силу 25 июня 2005 года. Выборы
депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего
созыва были проведены 8 декабря 2002 года на основании
постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 18
сентября 2002 года N 397 "О выборах в Законодательное Собрание
Санкт-Петербурга третьего созыва".
Таким образом, Уставный суд Санкт-Петербурга приходит к выводу,
что положения пункта 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга, в
соответствии с которыми Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
избирается на пять лет, не распространяются на Законодательное
Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва.
4. В соответствии с положениями пункта "н" части 1 статьи 72
Конституции Российской Федерации установление общих принципов
организации системы органов государственной власти находится в
совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации. Согласно положениям статьи 73 Конституции Российской
Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий
Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской
Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Положениями части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации
определено, что система органов государственной власти субъектов
Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в
соответствии с основами конституционного строя Российской
Федерации и общими принципами организации представительных и
исполнительных органов государственной власти, установленными
федеральным законом.
Указанные нормы нашли отражение в Уставе Санкт-Петербурга.
Согласно положениям подпункта 13 пункта 1 статьи 11 Устава Санкт-
Петербурга установление общих принципов организации системы
органов государственной власти находится в совместном ведении
Российской Федерации и Санкт-Петербурга. В ведении Санкт-
Петербурга находится образование законодательного органа
государственной власти Санкт-Петербурга (подпункт 2 пункта 1
статьи 12 Устава Санкт-Петербурга).
По смыслу изложенных норм такие элементы статуса
законодательного (представительного) органа государственной власти
Санкт-Петербурга, как срок, на который избирается Законодательное
Собрание Санкт-Петербурга, а также срок, в течение которого
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга вправе осуществлять
полномочия, устанавливаются законодателем Санкт-Петербурга
самостоятельно.
Правовая позиция о самостоятельности законодателя субъекта
Российской Федерации при определении срока, на который избирается
законодательный орган государственной власти субъекта Российской
Федерации, была сформулирована Конституционным судом Российской
Федерации (постановление от 30 апреля 1997 года N 7-П по делу о
проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации
от 2 марта 1996 года N 315 "О порядке переноса срока выборов в
законодательные (представительные) органы государственной власти
субъектов Российской Федерации", Закона Пермской области от 21
февраля 1996 года "О проведении выборов депутатов Законодательного
Собрания Пермской области" и части 2 статьи 5 Закона Вологодской
области от 17 октября 1995 года "О порядке ротации состава
депутатов Законодательного Собрания Вологодской области").
4.1. Положения Устава Санкт-Петербурга (абзац первый пункта 1
статьи 16, пункт 1 статьи 22 Устава Санкт-Петербурга)
устанавливают, что Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
является постоянно действующим представительным органом
государственной власти Санкт-Петербурга. В основе организации
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга лежит принцип
народовластия (статьи 4, 15 Устава Санкт-Петербурга).
Реализация принципа народовластия как основы организации
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, а также обеспечение
представительного характера данного органа государственной власти
Санкт-Петербурга невозможны без сменяемости состава
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, что предполагает
обязательное установление срока, на который избирается
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга. Окончание срока, на
который избирается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга,
является основанием для назначения выборов данного органа
государственной власти Санкт-Петербурга очередного созыва.
Учитывая, что Устав Санкт-Петербурга является единым, целостным
нормативным правовым актом, положения Устава Санкт-Петербурга,
устанавливающие порядок определения дня голосования по выборам
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, должны гарантировать
соблюдение срока, на который избирается данный орган
государственной власти Санкт-Петербурга.
Функционирование Законодательного Собрания Санкт-Петербурга как
постоянно действующего органа государственной власти Санкт-
Петербурга в условиях сменяемости его состава невозможно без
закрепления срока, в течение которого соответствующий созыв
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга вправе осуществлять
свои полномочия. По общему правилу (пункт 3 статьи 29 Устава Санкт-
Петербурга) полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
предыдущего созыва прекращаются со дня начала работы (первого
заседания) Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового
созыва. Следовательно, начало течения срока, в течение которого
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга соответствующего созыва
вправе осуществлять полномочия, связано с днем первого заседания
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга данного созыва. Между
тем Устав Санкт-Петербурга содержит нормы, положения которых
предусматривают ряд объективных обстоятельств, не позволяющих
определить, когда состоится первое заседание Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга нового созыва. Такими обстоятельствами
являются, в частности, случаи досрочного прекращения полномочий
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (пункт 3 статьи 23,
статья 25-1 Устава Санкт-Петербурга), неизбрание правомочного
состава Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (пункт 2 статьи
23 Устава Санкт-Петербурга), реализация Губернатором Санкт-
Петербурга права требовать созыва вновь избранного
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга на первое заседание
ранее срока, установленного Уставом Санкт-Петербурга (подпункт 3
пункта 2 статьи 42 Устава Санкт-Петербурга). Таким образом, день
проведения первого заседания Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга нового созыва и, следовательно, дни начала и окончания
срока, в течение которого Законодательное Собрание Санкт-
Петербурга вправе осуществлять полномочия, не могут быть
определены заранее. Указанные обстоятельства исключают возможность
календарного определения срока, в течение которого Законодательное
Собрание Санкт-Петербурга вправе осуществлять полномочия.
В соответствии с положениями Устава Санкт-Петербурга (пункт 3
статьи 23, статья 25-1, пункт 2 статьи 23, подпункт 3 пункта 2
статьи 42) срок, на который избирается Законодательное Собрание
Санкт-Петербурга, и срок, в течение которого данный орган
государственной власти Санкт-Петербурга вправе осуществлять свои
полномочия, по своей продолжительности могут не совпадать, в
частности, по указанным объективным обстоятельствам.
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга является органом
народного представительства (абзац первый пункта 1 статьи 16
Устава Санкт-Петербурга), следовательно, законодатель Санкт-
Петербурга, устанавливая срок, на который избирается
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, и срок, в течение
которого данный орган государственной власти Санкт-Петербурга
вправе осуществлять полномочия, должен минимизировать возможную
разницу между указанными сроками. Правовое регулирование срока, на
который избирается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, и
срока, в течение которого указанный орган государственной власти
Санкт-Петербурга вправе осуществлять полномочия, не должно
приводить к произвольному, не обусловленному объективными
обстоятельствами установлению разницы между указанными сроками.
4.2. В соответствии с положениями части первой статьи 80 Устава
Санкт-Петербурга голосование по выборам Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга четвертого созыва проводится в первое воскресенье
апреля 2007 года. Согласно положениям части второй статьи 80
Устава Санкт-Петербурга срок полномочий Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга третьего созыва устанавливается в четыре года и
четыре месяца, но не позднее чем до первого заседания
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва в
правомочном составе. Указанная статья Устава Санкт-Петербурга
включена в главу XII Устава Санкт-Петербурга "Заключительные и
переходные положения" Законом Санкт-Петербурга N 217-18, и
содержащиеся в ней положения вступили в силу 19 июня 2002 года. В
ходе судебного заседания установлено, что неопределенность в
понимании положений Устава Санкт-Петербурга, являющихся предметом
толкования Уставным судом Санкт-Петербурга по настоящему делу,
возникает в связи с тем, что термину "срок полномочий
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва",
содержащемуся в части второй статьи 80 Устава Санкт-Петербурга,
придается различное значение: срок, на который избирается
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва, и срок,
в течение которого Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
третьего созыва вправе осуществлять полномочия.
В период установления положений, содержащихся в статье 80
Устава Санкт-Петербурга, действующее законодательство не содержало
определения понятия "срок полномочий" законодательного
(представительного) органа государственной власти субъекта
Российской Федерации. В решениях Уставного суда Санкт-Петербурга
термин "срок полномочий" использовался для обозначения периода, на
который избиралось Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
(постановление Уставного суда Санкт-Петербурга от 14 марта 2001
года N 008-П по делу о толковании статьи 23, пункта 3 статьи 24,
пункта 12 статьи 25, пункта 3 статьи 30 Устава Санкт-Петербурга;
постановление Уставного суда Санкт-Петербурга от 15 июня 2001 года
N 015-П по делу о толковании статьи 24, пункта 3 статьи 25, пункта
12 статьи 26 и пунктов 1 и 3 статьи 30 Устава Санкт-Петербурга;
постановление Уставного суда Санкт-Петербурга от 16 мая 2003 года
N 072-П по делу о толковании положений пункта 3 статьи 23, пункта
3 статьи 25-1, пункта 6 статьи 40 и пункта 2 статьи 41 Устава
Санкт-Петербурга).
Одновременно с дополнением Устава Санкт-Петербурга статьей 80
изменена редакция пункта 3 статьи 24 Устава Санкт-Петербурга
(Закон Санкт-Петербурга N 217-18). В соответствии с положениями
новой редакции пункта 3 статьи 24 Устава Санкт-Петербурга
голосование по выборам в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
нового созыва начинается в восемь часов утра в третье воскресенье
предпоследнего календарного месяца полномочий Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга предыдущего созыва. При этом, поскольку
срок, в течение которого Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
вправе осуществлять полномочия, не может быть определен
календарным периодом, а назначение очередных выборов
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга предопределяется
истечением срока, на который избирается Законодательное Собрание
Санкт-Петербурга, под словосочетанием "предпоследний календарный
месяц полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга"
должен пониматься предпоследний календарный месяц срока, на
который избирается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.
Уставный суд Санкт-Петербурга, таким образом, приходит к
выводу, что уяснение смысла понятия "срок полномочий",
содержащегося в положениях части второй статьи 80 Устава Санкт-
Петербурга, не может быть основано только на его буквальном
значении.
На момент дополнения Устава Санкт-Петербурга статьей 80 пункт 1
статьи 23 Устава Санкт-Петербурга действовал в следующей редакции:
"Законодательное Собрание Санкт-Петербурга избирается на 4 года".
По мнению заявителя, положения пункта 1 статьи 23 Устава Санкт-
Петербурга (в редакции, устанавливающей четырехлетний срок, на
который избирается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга)
регулируют срок, на который избрано Законодательное Собрание Санкт-
Петербурга третьего созыва, а положения части второй статьи 80
Устава Санкт-Петербурга устанавливают срок, в течение которого
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва вправе
осуществлять полномочия.
Как следует из положений части первой статьи 80 Устава Санкт-
Петербурга, устанавливающих порядок определения дня голосования по
выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого
созыва (первое воскресенье апреля 2007 года), с учетом
стенографического отчета заседания Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга от 22 мая 2002 года и показаний свидетелей, целью
законодателя Санкт-Петербурга при установлении положений,
содержащихся в статье 80 Устава Санкт-Петербурга, являлось
обеспечение проведения выборов Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга не в зимний период (декабрь), а в весенний период
(апрель).
Обеспечение достижения данной цели законодателя Санкт-
Петербурга невозможно посредством изменения только срока, в
течение которого Законодательное Собрание Санкт-Петербурга вправе
осуществлять полномочия. Поскольку назначение очередных выборов
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга предопределяется
истечением срока, на который избирается данный орган
государственной власти Санкт-Петербурга, для проведения выборов
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в весенний период
следовало изменить для одного из созывов Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга срок, на который избирается данный орган
государственной власти Санкт-Петербурга.
Законодатель Санкт-Петербурга, устанавливая положения,
содержащиеся в статье 80 Устава Санкт-Петербурга, с целью
обеспечения проведения выборов Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга в весенний период, при этом не изменил положения пункта
1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга, устанавливающие четырехлетний
срок, на который избирается Законодательное Собрание Санкт-
Петербурга. Предлагаемое заявителем понимание положений пункта 1
статьи 23 Устава Санкт-Петербурга (в редакции, устанавливающей
четырехлетний срок, на который избирается Законодательное Собрание
Санкт-Петербурга) как нормы, определяющей срок, на который избрано
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва, не
соответствует установленной Уставным судом Санкт-Петербурга цели
законодателя Санкт-Петербурга.
Предлагаемое заявителем понимание положений пункта 1 статьи 23
Устава Санкт-Петербурга (в редакции, устанавливающей четырехлетний
срок, на который избирается Законодательное Собрание Санкт-
Петербурга) как определяющих срок, на который избрано
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва, и
положений части второй статьи 80 Устава Санкт-Петербурга как
устанавливающих срок, в течение которого Законодательное Собрание
Санкт-Петербурга третьего созыва вправе осуществлять полномочия,
приводит к выводу о существовании законодательно установленной
произвольной, не обусловленной объективными обстоятельствами
значительной разницы (четыре месяца) между продолжительностью
указанных сроков. Такое законодательное установление срока, на
который избрано Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего
созыва, и срока, в течение которого Законодательное Собрание Санкт-
Петербурга третьего созыва вправе осуществлять полномочия, не
обеспечивает представительный характер Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга третьего созыва.
Уставный суд Санкт-Петербурга также учитывает, что предлагаемое
заявителем понимание положений части второй статьи 80 Устава Санкт-
Петербурга как ограничивающих возможность осуществления
Законодательным Собранием Санкт-Петербурга полномочий календарным
периодом, составляющим четыре года и четыре месяца, не
обеспечивает реализации принципа постоянного действия
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Так, в случае если ко
дню истечения указанного срока Законодательное Собрание Санкт-
Петербурга четвертого созыва не будет избрано в правомочном
составе, а у Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего
созыва по истечении указанного срока прекратятся полномочия, в
Санкт-Петербурге не будет правомочного законодательного органа
государственной власти Санкт-Петербурга.
На основании изложенного, основываясь на презумпции
добросовестности законодателя Санкт-Петербурга, учитывая цель
законодателя Санкт-Петербурга, а также уставные правила
определения сроков, Уставный суд Санкт-Петербурга приходит к
выводу, что нормы, содержащиеся в статье 80 Устава Санкт-
Петербурга, по своей правовой природе являются нормами временного
действия, имеют строго целевой характер и устанавливают срок, на
который избрано Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего
созыва.
В соответствии с положениями абзаца второго статьи 15 Устава
Санкт-Петербурга к числу общих принципов организации
государственной власти Санкт-Петербурга относится принцип
народовластия. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга является
представительным органом государственной власти Санкт-Петербурга
(абзац второй пункта 1 статьи 16 Устава Санкт-Петербурга) и
формируется путем свободных выборов, являющихся высшим
непосредственным выражением власти жителей Санкт-Петербурга
(пункты 1 и 2 статьи 4 Устава Санкт-Петербурга). Законодательное
Собрание Санкт-Петербурга правомочно, если в его состав избрано не
менее двух третей от установленного числа депутатов
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (пункт 2 статьи 23
Устава Санкт-Петербурга).
Устав Санкт-Петербурга связывает избрание Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга с волеизъявлением жителей Санкт-
Петербурга (пункты 1 и 2 статьи 4). Такие этапы избирательного
процесса, как подведение итогов голосования и определение
результатов выборов, имеют своей целью зафиксировать
волеизъявление избирателей.
Таким образом, по смыслу взаимосвязанных положений пунктов 1 и
2 статьи 4, абзаца второго статьи 15, абзаца второго пункта 1
статьи 16, пункта 2 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга срок, на
который избрано Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
очередного созыва, исчисляется со дня осуществления избирателями
волеизъявления (со дня голосования) при условии, что в результате
выборов Законодательное Собрание Санкт-Петербурга избрано в
правомочном составе. Решение избирательной комиссии о результатах
выборов является правоподтверждающим, а не правоустанавливающим
юридическим фактом. Придание иного правового значения решению
избирательной комиссии о результатах выборов противоречит
юридической природе Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Аналогичная правовая позиция сформулирована Уставным судом Санкт-
Петербурга в постановлении от 29 октября 2002 года N 047-П по делу
о толковании положений пункта 6 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга
и Верховным Судом Российской Федерации в определении от 23 мая
2003 года по делу N 30-ГО3-З.
В результате выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга третьего созыва, проведенных 8 декабря 2002 года,
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва избрано
в правомочном составе. Следовательно, днем, определяющим начало
течения срока, на который избрано Законодательное Собрание Санкт-
Петербурга третьего созыва, является 8 декабря 2002 года.
Положения части второй статьи 80 Устава Санкт-Петербурга
определяют, что Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего
созыва избрано на четыре года и четыре месяца. Определение момента
истечения срока, на который избрано Законодательное Собрание Санкт-
Петербурга третьего созыва, невозможно без системного толкования
указанных положений с положениями части первой статьи 80 Устава
Санкт-Петербурга, устанавливающих порядок определения дня
голосования по выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
четвертого созыва (голосование по выборам в Законодательное
Собрание Санкт-Петербурга четвертого созыва проводится в первое
воскресенье апреля 2007 года). Поскольку выборы депутатов
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва
проведены 8 декабря 2002 года, а первым воскресеньем апреля 2007
года является 1 апреля 2007 года, день голосования по выборам
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва
находится в пределах календарного срока, на который избиралось
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва.
В соответствии с положениями абзаца второго пункта 1 статьи 16
и пункта 1 статьи 22 Устава Санкт-Петербурга Законодательное
Собрание Санкт-Петербурга является единственным законодательным
органом государственной власти Санкт-Петербурга, в связи с чем в
течение одного и того же периода не могут существовать два
правомочных законодательных органа государственной власти Санкт-
Петербурга. Следовательно, день голосования по выборам в
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга четвертого созыва,
находясь в пределах срока, на который избирается Законодательное
Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва, в любом случае
прерывает течение срока, на который избирается Законодательное
Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва.
Таким образом, законодатель Санкт-Петербурга, устанавливая в
части первой статьи 80 Устава Санкт-Петербурга порядок определения
дня проведения голосования по выборам Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга четвертого созыва, одновременно тем самым указал
на порядок определения дня истечения срока, на который избиралось
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва. Под
таким днем должен пониматься день, предшествующий дню, в течение
которого проводится голосование, при условии, что в результате
выборов Законодательное Собрание Санкт-Петербурга четвертого
созыва будет сформировано в правомочном составе.
Аналогичная правовая конструкция определения дня голосования по
выборам в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, согласно
которой день голосования находится в пределах срока, на который
избирается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, и прерывает
его течение, предусмотрена положениями пункта 3 статьи 24 Устава
Санкт-Петербурга.
На основании изложенного, учитывая, что первым воскресеньем
апреля 2007 года является 1 апреля 2007 года, Уставный суд Санкт-
Петербурга приходит к выводу, что днем истечения срока, на который
избиралось Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего
созыва, является 31 марта 2007 года.
Таким образом, из положений пункта 1 статьи 23, пункта 3 статьи
24, статьи 80 Устава Санкт-Петербурга во взаимосвязи с положениями
пунктов 1 и 2 статьи 4, абзаца второго статьи 15, абзаца второго
пункта 1 статьи 16 и пункта 1 статьи 22 Устава Санкт-Петербурга
следует, что срок, на который избрано Законодательное Собрание
Санкт-Петербурга третьего созыва, исчисляется с 8 декабря 2002
года и истекает 31 марта 2007 года.
4.3. В соответствии с положениями Устава Санкт-Петербурга
(абзац второй пункта 1 статьи 16 и пункт 1 статьи 22)
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга является постоянно
действующим органом государственной власти Санкт-Петербурга. На
реализацию указанного принципа направлены в том числе положения
пункта 3 статьи 29 Устава Санкт-Петербурга, которыми установлено,
что полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
предыдущего созыва прекращаются со дня начала работы (первого
заседания) Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового
созыва.
Правовая позиция, согласно которой законодательные
(представительные) органы государственной власти сохраняют
полномочия до дня начала работы вновь избранных, нашла отражение в
решениях Конституционного Суда Российской Федерации (постановление
Конституционного Суда Российской Федерации от 30 апреля 1997 года
N 7-П по делу о проверке конституционности Указа Президента
Российской Федерации от 2 марта 1996 года N 315 "О порядке
переноса срока выборов в законодательные (представительные) органы
государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона
Пермской области от 21 февраля 1996 года "О проведении выборов
депутатов Законодательного Собрания Пермской области" и части 2
статьи 5 Закона Вологодской области от 17 октября 1995 года "О
порядке ротации состава депутатов Законодательного Собрания
Вологодской области"; определение Конституционного Суда Российской
Федерации от 28 декабря 1995 года N 122-О об отказе в принятии к
рассмотрению запроса группы депутатов Совета Федерации о
соответствии Конституции Российской Федерации постановления Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 9 декабря
1995 года N 713-1 СФ "О порядке прекращения полномочий Совета
Федерации первого созыва").
Согласно положениям пункта 1 статьи 29 Устава Санкт-Петербурга
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга нового созыва проводит
свое первое заседание во вторую среду после дня выборов
правомочного Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового
созыва. Положениями пункта 3 статьи 29 Устава Санкт-Петербурга
установлено, что со дня начала работы (первого заседания)
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва
прекращаются полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
предыдущего созыва. Исходя из статуса Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга, определенного положениями абзаца второго пункта
1 статьи 16 и пункта 1 статьи 22 Устава Санкт-Петербурга, как
постоянно действующего высшего и единственного органа
законодательной власти Санкт-Петербурга следует, что в течение
одного и того же периода не могут существовать два правомочных
законодательных органа государственной власти Санкт-Петербурга.
Из указанных положений Устава Санкт-Петербурга следует, что
срок, в течение которого Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
вправе осуществлять полномочия, исчисляется со дня начала его
работы (первого заседания) и истекает в день, предшествующий дню
начала работы (первого заседания) Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга нового созыва.
Первое заседание Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
третьего созыва состоялось 8 января 2003 года (стенографический
отчет заседания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 8
января 2003 года), и, следовательно, с 8 января 2003 года
исчисляется срок, в течение которого Законодательное Собрание
Санкт-Петербурга третьего созыва вправе осуществлять полномочия.
Полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого
созыва возникнут в день проведения первого заседания
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва, и,
соответственно, полномочия Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга третьего созыва прекратятся в день, предшествующий дню
проведения первого заседания Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга четвертого созыва.
Таким образом, из положений статьи 80 Устава Санкт-Петербурга
во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи
22, пунктов 1 и 3 статьи 29 Устава Санкт-Петербурга следует, что
полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего
созыва возникли в день проведения его первого заседания (8 января
2003 года) и прекратятся в день, предшествующий дню проведения
первого заседания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
четвертого созыва.
5. Положениями части первой статьи 80 Устава Санкт-Петербурга
установлен порядок определения дня голосования по выборам
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва.
Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ "О внесении
изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и
референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации"
установлен иной порядок определения дня голосования по выборам
законодательного (представительного) органа государственной власти
субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями Устава Санкт-Петербурга (пункт 5
статьи 50) и положениями Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде
Санкт-Петербурга" (статья 3) толкование положений федерального
закона не входит в компетенцию Уставного суда Санкт-Петербурга.
Следовательно, день проведения голосования по выборам
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва не
может быть определен Уставным судом Санкт-Петербурга.
В то же время положения Федерального закона N 67-ФЗ (статья 81-
1) связывают день проведения голосования по выборам
законодательного (представительного) органа государственной власти
субъекта Российской Федерации с моментом истечения срока, на
который избирался указанный орган государственной власти.
Поскольку срок, на который избиралось Законодательное Собрание
Санкт-Петербурга третьего созыва, и порядок его исчисления
определены Уставом Санкт-Петербурга, а толкование положений Устава
Санкт-Петербурга в соответствии с положениями статьи 50 Устава
Санкт-Петербурга находится в компетенции Уставного суда Санкт-
Петербурга, соответственно и определение дня истечения срока, на
который избиралось Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
третьего созыва, также находится в компетенции Уставного суда
Санкт-Петербурга.
Уставным судом Санкт-Петербурга сделан вывод о том, что срок,
на который избиралось Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
третьего созыва, истекает 31 марта 2007 года (пункт 4
мотивировочной части настоящего постановления).
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 61,
63, 64 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-
Петербурга", Уставный суд Санкт-Петербурга постановил:
1. Из положений пункта 1 статьи 23, пункта 3 статьи 24, статьи
80 Устава Санкт-Петербурга во взаимосвязи с положениями пунктов 1
и 2 статьи 4, статьи 15, пункта 1 статьи 16 и пункта 1 статьи 22
Устава Санкт-Петербурга следует, что срок, на который избрано
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва,
исчисляется с 8 декабря 2002 года и истекает 31 марта 2007 года.
2. Из положений статьи 80 Устава Санкт-Петербурга во
взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 22,
пунктов 1 и 3 статьи 29 Устава Санкт-Петербурга следует, что
полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего
созыва возникли в день проведения первого заседания (8 января 2003
года) и прекратятся в день, предшествующий дню проведения первого
заседания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого
созыва.
3. Согласно статье 68 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде
Санкт-Петербурга" настоящее постановление окончательно,
обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его
провозглашения.
4. Согласно статье 77 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде
Санкт-Петербурга" данное толкование является официальным и
обязательным для всех органов государственной власти, судов,
органов местного самоуправления, образованных на территории Санкт-
Петербурга муниципальных образований, организаций, общественных
объединений, должностных лиц и граждан.
5. Согласно статье 67 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде
Санкт-Петербурга" настоящее постановление подлежит официальному
опубликованию в течение 14 дней после его провозглашения.
ОСОБОЕ МНЕНИЕ СУДЬИ УСТАВНОГО СУДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Л.В.КУЛЕШОВОЙ ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 23,
ПУНКТА 3 СТАТЬИ 24, СТАТЬИ 80 УСТАВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Не разделяя ряд аргументов и выводов, содержащихся в
постановлении Уставного суда Санкт-Петербурга от 24 ноября 2006
года по делу о толковании положений пункта 1 статьи 23, пункта 3
статьи 24, статьи 80 Устава Санкт-Петербурга, и руководствуясь
положениями пункта 2 статьи 65 Закона Санкт-Петербурга "Об
Уставном суде Санкт-Петербурга", считаю необходимым изложить
особое мнение по вопросу о толковании указанных положений Устава
Санкт-Петербурга.
1. Согласно положениям пункта "н" части 1 статьи 72 Конституции
Российской Федерации установление общих принципов организации
системы органов государственной власти и местного самоуправления
находится в общем ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации. Согласно положениям части 1 статьи 77
Конституции Российской Федерации система органов государственной
власти республик, краев, областей, городов федерального значения,
автономной области, автономных округов устанавливается субъектами
Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами
конституционного строя Российской Федерации и общими принципами
организации представительных и исполнительных органов
государственной власти, установленными федеральным законом.
В соответствии с положениями абзаца первого преамбулы
Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" система законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с
основами конституционного строя Российской Федерации и данным
Федеральным законом.
Указанными выше положениями установлен, с одной стороны,
приоритет федерального законодателя в установлении общих принципов
организации законодательных (представительных) органов субъекта
Российской Федерации, с другой стороны - свобода воли законодателя
субъекта Российской Федерации в рамках установленных Российской
Федерацией границ.
Положениями пункта 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга в
редакции Закона Санкт-Петербурга от 31 января 2001 года N 110-13
"О внесении изменений и дополнений в Устав Санкт-Петербурга в
связи с изменением федерального законодательства" для
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга второго созыва был
установлен срок избрания - 4 года. Положениями пункта 1 статьи 23
Устава Санкт-Петербурга в редакции, введенной Законом Санкт-
Петербурга от 25 мая 2005 года N 255-31 "О внесении изменений и
дополнений в Устав Санкт-Петербурга", установлено, что
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга избирается на 5 лет.
Указанная норма о пятилетнем сроке, на который избирается
Законодательное Собрание Санкт-Петербург, не распространяется на
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва.
Положениями части 1 статьи 80 Устава Санкт-Петербурга,
введенной Законом Санкт-Петербурга от 29 мая 2002 года N 217-18 "О
внесении изменения и дополнения в Устав Санкт-Петербурга",
установлено, что голосование по выборам Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга четвертого созыва проводится в первое воскресенье
апреля 2007 года. Положениями части 2 статьи 80 Устава Санкт-
Петербурга установлено, что срок полномочий Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва устанавливается в 4 года
и 4 месяца, но не позднее чем до первого заседания
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва в
правомочном составе. Из системного толкования положений части 2
статьи 80 Устава Санкт-Петербурга и положений части 1 статьи 80
Устава Санкт-Петербурга, устанавливающих день голосования по
выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого
созыва, следует, что Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
второго созыва, устанавливая дату проведения голосования по
выборам в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга четвертого
созыва, одновременно определило день истечения срока, на который
избиралось Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего
созыва.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 10 Федерального
закона от 19 сентября 1997 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации", действовавшего на момент принятия Закона
Санкт-Петербурга от 29 мая 2002 года N 217-18 "О внесении
изменения и дополнения в Устав Санкт-Петербурга", выборы
назначаются в соответствии со сроками, установленными уставами,
законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, срок
избрания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего
созыва был установлен Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
второго созыва в рамках полномочий, предоставленных федеральным
законодателем.
После того, как в Устав Санкт-Петербурга Законом Санкт-
Петербурга от 29 мая 2002 года N 217-18 "О внесении изменения и
дополнения в Устав Санкт-Петербурга" была включена статья 80, был
принят Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации".
Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ "О внесении
изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и
референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации" в
Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" была введена норма, определяющая
день окончания срока, на который избираются органы государственной
власти субъектов Российской Федерации.
Положениями пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 12 июня
2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации",
действующими в настоящее время в редакции Федерального закона от
21 июля 2005 года N 93-ФЗ и имеющими приоритет перед
законодательством Санкт-Петербурга, установлено, что днем
окончания срока, на который избираются органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, является второе воскресенье
марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов,
а в случае, предусмотренном пунктом 8 статьи 81.1 указанного
Федерального закона, - второе воскресенье октября года, в котором
истекает срок полномочий указанных органов (в год проведения
выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации очередного созыва - день голосования на
указанных выборах).
Таким образом, положения Федерального закона, связывая день
проведения голосования по выборам в орган государственной власти
субъекта Российской Федерации с моментом истечения срока, на
который избран орган государственной власти субъекта Российской
Федерации, устанавливают, что днем окончания срока, на который
избирается орган государственной власти субъекта Российской
Федерации, является конкретная дата выборов, а не предшествующий
или последующий ей день.
Федеральный законодатель, устанавливая день окончания срока, на
который избираются органы государственной власти субъекта
Российской Федерации, предоставил законодателю субъекта Российской
Федерации, в частности, Законодательному Собранию Санкт-Петербурга
свободу воли в рамках вышеуказанного Федерального закона.
Поскольку законодатель Санкт-Петербурга положениями пункта 1
статьи 80 Устава Санкт-Петербурга установил, что голосование по
выборам в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего
созыва проводится в первое воскресенье апреля 2007 года, а первым
воскресеньем апреля 2007 года является 1 апреля 2007 года, то 1
апреля 2007 года и является днем окончания срока, на который
избрано Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва.
|