Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
24.04.2015
USD
51.6
EUR
55.13
CNY
8.33
JPY
0.43
GBP
77.37
TRY
18.89
PLN
13.78
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ УСТАВНОГО СУДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТ 24.11.2006 N 013/06-П ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 23, ПУНКТА 3 СТАТЬИ 24, СТАТЬИ 80 УСТАВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                     УСТАВНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 24 ноября 2006 г. N 013/06-П
                                   
          ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 23,
         ПУНКТА 3 СТАТЬИ 24, СТАТЬИ 80 УСТАВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
   
       Уставный  суд Санкт-Петербурга в составе председателя Уставного
   суда  Санкт-Петербурга С.Л.Сергевнина, судей Уставного суда  Санкт-
   Петербурга  О.В.Герасиной,  Н.Ф.Гуцан,  С.Ф.Зыбина,  Л.В.Кулешовой,
   В.Г.Петухова, А.В.Шевченко,
       с   участием   представителей  заявителя   -   Ю.А.Кравцова   и
   Н.В.Ветрова, представителя Губернатора Санкт-Петербурга в  Уставном
   суде     Санкт-Петербурга    А.А.Ливеровского    и    представителя
   Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в Уставном  суде  Санкт-
   Петербурга А.Р. Уланова,
       руководствуясь  положениями пункта 5 статьи  50  Устава  Санкт-
   Петербурга,  пункта "б" статьи 3, статей 30, 76 и 77 Закона  Санкт-
   Петербурга  "Об  Уставном  суде  Санкт-Петербурга",  рассмотрел   в
   открытом  судебном заседании дело о толковании положений  пункта  1
   статьи 23, пункта 3 статьи 24, статьи 80 Устава Санкт-Петербурга.
       Поводом  к  рассмотрению дела послужил запрос группы  депутатов
   Законодательного     Собрания    Санкт-Петербурга:     С.А.Анденко,
   И.Б.Артемьева,    В.В.Барканова,    В.Л.Евтухова,     О.И.Корякина,
   В.С.Лопатникова,   В.С.Макарова,   И.П.Михайлова    о    толковании
   положений пункта 1 статьи 23, пункта 3 статьи 24, статьи 80  Устава
   Санкт-Петербурга.
       Основанием   к   рассмотрению   дела   явилась   обнаружившаяся
   неопределенность в понимании положений пункта 1 статьи  23,  пункта
   3  статьи  24,  статьи 80 Устава Санкт-Петербурга  применительно  к
   исчислению  срока,  на  который  избрано  Законодательное  Собрание
   Санкт-Петербурга   третьего  созыва,  срока,  в  течение   которого
   Законодательное  Собрание Санкт-Петербурга третьего  созыва  вправе
   осуществлять   полномочия,  и  применительно  к   определению   дня
   голосования  по  выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
   четвертого созыва.
       Заслушав  сообщение  судьи-докладчика  А.В.Шевченко,  пояснения
   представителей заявителя - Ю.А.Кравцова и Н.В.Ветрова,  выступления
   представителя Губернатора Санкт-Петербурга в Уставном  суде  Санкт-
   Петербурга    А.А.Ливеровского,   представителя    Законодательного
   Собрания   Санкт-Петербурга   в  Уставном   суде   Санкт-Петербурга
   А.Р.Уланова,   показания  свидетелей:  депутатов   Законодательного
   Собрания      Санкт-Петербурга      М.И.Амосова,      В.И.Еременко,
   И.П.Михайлова,  О.А.Нилова,  К.Н.Серова,  К.Э.Сухенко,   начальника
   юридического  управления Аппарата Законодательного Собрания  Санкт-
   Петербурга   С.А.Коноваловой,   заместителя   председателя   Санкт-
   Петербургской  избирательной комиссии Д.В.Краснянского;  исследовав
   представленные документы и иные материалы дела, Уставный суд Санкт-
   Петербурга установил:
   
       1.  20  сентября  2006  года  в Уставный  суд  Санкт-Петербурга
   поступил  запрос группы депутатов Законодательного Собрания  Санкт-
   Петербурга      С.А.Анденко,     И.Б.Артемьева,      В.В.Барканова,
   В.Л.Евтухова,    О.И.Корякина,    В.С.Лопатникова,    В.С.Макарова,
   И.П.Михайлова о толковании положений пункта 1 статьи 23,  пункта  3
   статьи 24, статьи 80 Устава Санкт-Петербурга.
       По  мнению  заявителя,  в  указанных положениях  Устава  Санкт-
   Петербурга    во    взаимосвязи    с    положениями    федерального
   законодательства  обнаруживается неопределенность  применительно  к
   исчислению  срока,  на  который  избрано  Законодательное  Собрание
   Санкт-Петербурга   третьего  созыва,  срока,  в  течение   которого
   Законодательное  Собрание Санкт-Петербурга третьего  созыва  вправе
   осуществлять   полномочия,  и  применительно  к   определению   дня
   голосования  по  выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
   четвертого созыва.
       Согласно    правовой   позиции   представителя   заявителя    -
   Ю.А.Кравцова  норма  пункта 1 статьи 23 Устава  Санкт-Петербурга  в
   редакции  Закона Санкт-Петербурга от 25 мая 2005 года N  255-31  "О
   внесении изменений и дополнений в Устав Санкт-Петербурга" (далее  -
   Закон   Санкт-Петербурга  N  255-31),  в  соответствии  с   которой
   Законодательное  Собрание  Санкт-Петербурга  избирается  сроком  на
   пять  лет,  в силу положений пункта 2 статьи 8 Федерального  закона
   от  12  июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных
   прав   и   права  на  участие  в  референдуме  граждан   Российской
   Федерации"  (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) не распространяется
   на  Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего  созыва.  По
   мнению   представителя  заявителя,  срок,  на  который   избиралось
   Законодательное   Собрание   Санкт-Петербурга   третьего    созыва,
   составляет  четыре  года  в соответствии  с  положениями  пункта  1
   статьи  23  Устава  Санкт-Петербурга (в редакции, действовавшей  на
   момент  голосования  по  выборам Законодательного  Собрания  Санкт-
   Петербурга   третьего  созыва)  и  исчисляется  со  дня  проведения
   голосования.  Исходя из указанного срока определяется периодичность
   выборов  Законодательного  Собрания Санкт-Петербурга.  Кроме  того,
   представитель  заявителя отметил, что положениями пункта  3  статьи
   29   Устава   Санкт-Петербурга  определено,  что  срок   полномочий
   Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга  исчисляется  со   дня
   начала  работы (первого заседания) Законодательного Собрания Санкт-
   Петербурга  в  правомочном составе до дня  начала  работы  (первого
   заседания)   Законодательного  Собрания   Санкт-Петербурга   нового
   созыва.   В   указанный  период  Законодательное  Собрание   Санкт-
   Петербурга  вправе  осуществлять  свои  полномочия.  При  этом,  по
   мнению   представителя   заявителя,   указанный   срок   полномочий
   Законодательного  Собрания Санкт-Петербурга  невозможно  определить
   календарным  периодом. Представитель заявителя также  пояснил,  что
   положения   части   первой   статьи  80  Устава   Санкт-Петербурга,
   устанавливающие   день  голосования  по  выборам   Законодательного
   Собрания  Санкт-Петербурга четвертого созыва -  первое  воскресенье
   апреля  2007  года,  не  могут применяться для  проведения  выборов
   Законодательного   Собрания  Санкт-Петербурга  четвертого   созыва,
   поскольку  положения  Федерального закона N  67-ФЗ  предусматривают
   иной    порядок    определения   дня   голосования    по    выборам
   законодательных    органов   государственной    власти    субъектов
   Российской Федерации. Норма, содержащаяся в части второй статьи  80
   Устава   Санкт-Петербурга   и   устанавливающая   срок   полномочий
   Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга  третьего   созыва   в
   четыре  года  и  четыре месяца, по мнению представителя  заявителя,
   определяет  максимально возможный срок полномочий  Законодательного
   Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва.
       По мнению представителя Губернатора Санкт-Петербурга в Уставном
   суде  Санкт-Петербурга А.А.Ливеровского, положения пункта 1  статьи
   23  Устава  Санкт-Петербурга устанавливают периодичность проведения
   выборов  Законодательного  Собрания Санкт-Петербурга,  а  положения
   части второй статьи 80 Устава Санкт-Петербурга определяют срок,  на
   который  избрано Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего
   созыва,   и  устанавливают  момент  его  истечения.  Срок  избрания
   Законодательного   Собрания   Санкт-Петербурга   третьего    созыва
   истекает  за день до проведения выборов в Законодательное  Собрание
   Санкт-Петербурга четвертого созыва.
       Представитель  Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга   в
   Уставном  суде  Санкт-Петербурга  А.Р.Уланов  полагает,   что   при
   определении  дня  голосования по выборам Законодательного  Собрания
   Санкт-Петербурга  четвертого  созыва  необходимо  руководствоваться
   положениями  Федерального закона N 67-ФЗ, исходя из  четырехлетнего
   срока  избрания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего
   созыва, закрепленного положениями пункта 1 статьи 23 Устава  Санкт-
   Петербурга,  действовавшими  на  момент  избрания  Законодательного
   Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва.
       По мнению опрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля
   депутата  Законодательного  Собрания Санкт-Петербурга  М.И.Амосова,
   срок,   на  который  избиралось  Законодательное  Собрание   Санкт-
   Петербурга  третьего  созыва, установлен положениями  части  второй
   статьи  80  Устава  Санкт-Петербурга и  составляет  четыре  года  и
   четыре  месяца.  При  этом целью законодателя Санкт-Петербурга  при
   принятии  статьи  80  Устава Санкт-Петербурга  являлось  проведение
   выборов  Законодательного Собрания Санкт-Петербурга не в зимний,  а
   в   весенний   период.  Для  определения  дня  проведения   выборов
   Законодательного   Собрания  Санкт-Петербурга   четвертого   созыва
   необходимо  руководствоваться положениями статьи 80  Устава  Санкт-
   Петербурга.
       По мнению опрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля
   депутата  Законодательного Собрания Санкт-Петербурга  В.И.Еременко,
   Законодательное    Собрание   Санкт-Петербурга   третьего    созыва
   избиралось на четыре года и действие положений пункта 1  статьи  23
   Устава  Санкт-Петербурга  не  распространяется  на  Законодательное
   Собрание  Санкт-Петербурга  третьего созыва.  Реализация  положений
   статьи  80 Устава Санкт-Петербурга невозможна в связи с наличием  в
   ней внутреннего противоречия.
       Начальник  юридического  управления  Аппарата  Законодательного
   Собрания    Санкт-Петербурга    С.А.Коновалова    пояснила,     что
   законодатель  при  внесении  в  Устав  Санкт-Петербурга  статьи  80
   считал  необходимым  изменить период,  в  течение  которого  должны
   проводиться  выборы  Законодательного Собрания Санкт-Петербурга,  -
   предусмотреть  проведение выборов Законодательного Собрания  Санкт-
   Петербурга  весной. Необходимость в толковании положений  пункта  1
   статьи  23,  пункта 3 статьи 24 и статьи 80 Устава Санкт-Петербурга
   возникает в связи с их неопределенностью в части определения  срока
   полномочий  Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга   третьего
   созыва.
       Заместитель   председателя  Санкт-Петербургской   избирательной
   комиссии  Д.В.Краснянский  в судебном заседании  высказал  позицию,
   согласно  которой  понятия "срок избрания  законодательного  органа
   государственной власти" и "срок полномочий законодательного  органа
   государственной  власти" были введены федеральным законодательством
   и   различаются   по   своему  содержанию  и  правовому   значению.
   Периодичность  выборов законодательного (представительного)  органа
   определяется   исходя   из   срока  его   избрания,   который   для
   Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга  третьего  созыва  был
   установлен  в  четыре  года.  Положения  статьи  80  Устава  Санкт-
   Петербурга  определяют  срок полномочий  Законодательного  Собрания
   Санкт-Петербурга третьего созыва. Установленный  в  четыре  года  и
   четыре   месяца   период   является  лишь  ориентировочным   сроком
   полномочий  Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга   третьего
   созыва,  поскольку  продолжительность срока полномочий  может  быть
   как сокращена, так и продлена.
       Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга И.П.Михайлов
   пояснил,   что  понятия  "срок  избрания  законодательного   органа
   государственной власти" и "срок полномочий законодательного  органа
   государственной власти" не тождественны по своему содержанию.  Срок
   избрания   Законодательного   Собрания  Санкт-Петербурга   третьего
   созыва  составляет четыре года. Целью законодателя Санкт-Петербурга
   при  принятии статьи 80 Устава Санкт-Петербурга являлось  изменение
   периода   проведения   голосования  по   выборам   Законодательного
   Собрания  Санкт-Петербурга, а именно: проведение выборов в весенний
   период.  При  назначении выборов Законодательного  Собрания  Санкт-
   Петербурга   четвертого   созыва  подлежат   применению   положения
   Федерального закона N 67-ФЗ.
       По мнению опрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля
   депутата  Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга  О.А.Нилова,
   для  Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга  третьего  созыва
   срок  избрания составляет четыре года и четыре месяца. Законодатель
   Санкт-Петербурга, устанавливая положения, содержащиеся в статье  80
   Устава Санкт-Петербурга, изменил период проведения выборов.
       Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга К.Н.Серов  в
   судебном  заседании  показал, что Законодательное  Собрание  Санкт-
   Петербурга  третьего  созыва избиралось на четыре  года.  Положения
   статьи   80  Устава  Санкт-Петербурга  определяют  срок  полномочий
   Законодательного   Собрания   Санкт-Петербурга   третьего   созыва,
   продолжительность которого может быть продлена  до  четырех  лет  и
   четырех месяцев.
       По мнению свидетеля - депутата Законодательного Собрания Санкт-
   Петербурга  К.Э.Сухенко,  целью законодателя  Санкт-Петербурга  при
   принятии  статьи  80  Устава Санкт-Петербурга  являлось  проведение
   выборов   Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга  в  весенний
   период.  Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего  созыва
   было  избрано  на  срок  четыре года  и  четыре  месяца.  При  этом
   положения   пункта   1   статьи  23  Устава   Санкт-Петербурга   не
   распространяются   на  Законодательное  Собрание   Санкт-Петербурга
   третьего созыва.
       Таким образом, возникает неопределенность в понимании положений
   пункта  1  статьи 23, пункта 3 статьи 24 и статьи 80 Устава  Санкт-
   Петербурга  применительно к исчислению срока,  на  который  избрано
   Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего  созыва,  срока,
   в   течение   которого  Законодательное  Собрание  Санкт-Петербурга
   третьего  созыва вправе осуществлять полномочия, и применительно  к
   определению  дня  голосования по выборам Законодательного  Собрания
   Санкт-Петербурга четвертого созыва.
       Уставный   суд  Санкт-Петербурга,  руководствуясь   положениями
   статьи   63  Закона  Санкт-Петербурга  "Об  Уставном  суде   Санкт-
   Петербурга", осуществляет толкование положений пункта 1 статьи  23,
   пункта  3  статьи  24,  статьи  80 Устава  Санкт-Петербурга  только
   применительно к вопросам, поставленным в обращении.
       2.  Положения, содержащиеся в пункте 1 статьи 23 Устава  Санкт-
   Петербурга,   определяют,  что  Законодательное   Собрание   Санкт-
   Петербурга  избирается  на пять лет. В соответствии  с  положениями
   пункта    3   статьи   24   Устава   Санкт-Петербурга   выборы    в
   Законодательное Собрание Санкт-Петербурга нового созыва  проводятся
   в  порядке, установленном законом Санкт-Петербурга. Голосование  по
   выборам  в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга нового  созыва
   начинается  в восемь часов утра в третье воскресенье предпоследнего
   календарного  месяца  полномочий Законодательного  Собрания  Санкт-
   Петербурга  предыдущего созыва. В случае если указанное воскресенье
   в  порядке,  установленном законодательством Российской  Федерации,
   объявляется  рабочим  днем,  голосование  проводится  в   ближайший
   предшествующий ему выходной день. Положениями части  первой  статьи
   80  Устава Санкт-Петербурга установлено, что голосование по выборам
   Законодательного   Собрания  Санкт-Петербурга   четвертого   созыва
   проводится   в  первое  воскресенье  апреля  2007  года.   Согласно
   положениям  части  второй  статьи 80 Устава  Санкт-Петербурга  срок
   полномочий  Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга   третьего
   созыва  устанавливается  в  четыре года  и  четыре  месяца,  но  не
   позднее  чем до первого заседания Законодательного Собрания  Санкт-
   Петербурга четвертого созыва в правомочном составе.
       Неопределенность в понимании указанных положений Устава  Санкт-
   Петербурга   применительно  к  поставленным   заявителем   вопросам
   связана  с различным пониманием используемого законодателем  Санкт-
   Петербурга   в  части  второй  статьи  80  Устава  Санкт-Петербурга
   понятия   "срок   полномочий   Законодательного   Собрания   Санкт-
   Петербурга третьего созыва".
       Уставный суд Санкт-Петербурга, осуществляя толкование положений
   пункта  1  статьи 23, пункта 3 статьи 24 и статьи 80 Устава  Санкт-
   Петербурга,    основывается    на    презумпции    добросовестности
   законодателя  Санкт-Петербурга, исходит из разграничения  предметов
   ведения   Российской   Федерации  и  Санкт-Петербурга,   из   общих
   принципов   организации  государственной  власти  Санкт-Петербурга,
   учитывает   статус   законодательного  (представительного)   органа
   государственной  власти  Санкт-Петербурга,  а  также  принимает  во
   внимание    цели    установления   законодателем   Санкт-Петербурга
   положений, содержащихся в статье 80 Устава Санкт-Петербурга.
       3.  Положения, содержащиеся в пункте 1 статьи 23 Устава  Санкт-
   Петербурга,  устанавливают,  что  Законодательное  Собрание  Санкт-
   Петербурга  избирается  на  пять лет.  Данная  норма  была  внесена
   Законом  Санкт-Петербурга  N 255-31. В соответствии  с  положениями
   пункта 3 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга N 255-31 указанная  норма
   не  распространяется  на Законодательное Собрание  Санкт-Петербурга
   третьего  созыва.  Общее  правило о том,  что  норма  об  изменении
   (продлении  или сокращении) установленного конституцией  (уставом),
   законом  субъекта Российской Федерации срока, на который избираются
   органы  государственной  власти,  и(или)  срока  полномочий  органа
   государственной   власти  может  применяться  только   к   органам,
   избранным  на  выборах, назначенных после вступления в  силу  такой
   нормы,  установлено  положениями пункта  2  статьи  8  Федерального
   закона N 67-ФЗ.
       Закон  Санкт-Петербурга  N  255-31,  положениями  которого  был
   установлен  пятилетний  срок  избрания  Законодательного   Собрания
   Санкт-Петербурга,  вступил  в  силу  25  июня  2005  года.   Выборы
   депутатов   Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга   третьего
   созыва   были   проведены  8  декабря  2002   года   на   основании
   постановления  Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга  от  18
   сентября  2002  года  N  397 "О выборах в Законодательное  Собрание
   Санкт-Петербурга третьего созыва".
       Таким образом, Уставный суд Санкт-Петербурга приходит к выводу,
   что  положения  пункта  1  статьи  23  Устава  Санкт-Петербурга,  в
   соответствии  с  которыми Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
   избирается  на  пять  лет, не распространяются  на  Законодательное
   Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва.
       4.  В  соответствии с положениями пункта "н" части 1 статьи  72
   Конституции  Российской  Федерации  установление  общих   принципов
   организации  системы  органов государственной  власти  находится  в
   совместном  ведении  Российской Федерации  и  субъектов  Российской
   Федерации.  Согласно  положениям статьи 73  Конституции  Российской
   Федерации  вне пределов ведения Российской Федерации  и  полномочий
   Российской  Федерации по предметам совместного  ведения  Российской
   Федерации  и  субъектов  Российской Федерации  субъекты  Российской
   Федерации   обладают   всей   полнотой   государственной    власти.
   Положениями  части  1  статьи 77 Конституции  Российской  Федерации
   определено,  что  система органов государственной власти  субъектов
   Российской   Федерации   устанавливается   ими   самостоятельно   в
   соответствии   с   основами   конституционного   строя   Российской
   Федерации  и  общими  принципами  организации  представительных   и
   исполнительных   органов  государственной  власти,   установленными
   федеральным законом.
       Указанные  нормы  нашли  отражение в  Уставе  Санкт-Петербурга.
   Согласно  положениям подпункта 13 пункта 1 статьи 11 Устава  Санкт-
   Петербурга   установление  общих  принципов   организации   системы
   органов  государственной  власти  находится  в  совместном  ведении
   Российской   Федерации  и  Санкт-Петербурга.   В   ведении   Санкт-
   Петербурга    находится    образование   законодательного    органа
   государственной  власти  Санкт-Петербурга  (подпункт  2  пункта   1
   статьи 12 Устава Санкт-Петербурга).
       По    смыслу    изложенных   норм   такие   элементы    статуса
   законодательного (представительного) органа государственной  власти
   Санкт-Петербурга,  как срок, на который избирается  Законодательное
   Собрание   Санкт-Петербурга,  а  также  срок,  в  течение  которого
   Законодательное   Собрание  Санкт-Петербурга  вправе   осуществлять
   полномочия,    устанавливаются    законодателем    Санкт-Петербурга
   самостоятельно.
       Правовая  позиция  о  самостоятельности  законодателя  субъекта
   Российской  Федерации при определении срока, на который  избирается
   законодательный  орган государственной власти  субъекта  Российской
   Федерации,  была  сформулирована Конституционным  судом  Российской
   Федерации  (постановление от 30 апреля 1997 года N 7-П  по  делу  о
   проверке  конституционности Указа Президента  Российской  Федерации
   от  2  марта  1996 года N 315 "О порядке переноса срока  выборов  в
   законодательные  (представительные) органы  государственной  власти
   субъектов  Российской  Федерации", Закона Пермской  области  от  21
   февраля  1996 года "О проведении выборов депутатов Законодательного
   Собрания  Пермской  области" и части 2 статьи 5 Закона  Вологодской
   области  от  17  октября  1995  года  "О  порядке  ротации  состава
   депутатов Законодательного Собрания Вологодской области").
       4.1.  Положения Устава Санкт-Петербурга (абзац первый пункта  1
   статьи   16,   пункт   1   статьи   22   Устава   Санкт-Петербурга)
   устанавливают,   что   Законодательное  Собрание   Санкт-Петербурга
   является    постоянно    действующим    представительным    органом
   государственной  власти  Санкт-Петербурга.  В  основе   организации
   Законодательного    Собрания   Санкт-Петербурга    лежит    принцип
   народовластия (статьи 4, 15 Устава Санкт-Петербурга).
       Реализация   принципа  народовластия  как  основы   организации
   Законодательного  Собрания Санкт-Петербурга,  а  также  обеспечение
   представительного  характера данного органа государственной  власти
   Санкт-Петербурга     невозможны     без     сменяемости     состава
   Законодательного   Собрания  Санкт-Петербурга,   что   предполагает
   обязательное    установление   срока,   на    который    избирается
   Законодательное  Собрание  Санкт-Петербурга.  Окончание  срока,  на
   который   избирается  Законодательное  Собрание   Санкт-Петербурга,
   является   основанием   для  назначения  выборов   данного   органа
   государственной   власти   Санкт-Петербурга   очередного    созыва.
   Учитывая,  что  Устав Санкт-Петербурга является  единым,  целостным
   нормативным  правовым  актом,  положения  Устава  Санкт-Петербурга,
   устанавливающие  порядок  определения дня  голосования  по  выборам
   Законодательного  Собрания Санкт-Петербурга,  должны  гарантировать
   соблюдение    срока,   на   который   избирается    данный    орган
   государственной власти Санкт-Петербурга.
       Функционирование Законодательного Собрания Санкт-Петербурга как
   постоянно   действующего  органа  государственной   власти   Санкт-
   Петербурга  в  условиях  сменяемости  его  состава  невозможно  без
   закрепления   срока,  в  течение  которого  соответствующий   созыв
   Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга  вправе   осуществлять
   свои полномочия. По общему правилу (пункт 3 статьи 29 Устава Санкт-
   Петербурга)  полномочия Законодательного Собрания  Санкт-Петербурга
   предыдущего  созыва  прекращаются со  дня  начала  работы  (первого
   заседания)   Законодательного  Собрания   Санкт-Петербурга   нового
   созыва.  Следовательно, начало течения срока,  в  течение  которого
   Законодательное  Собрание Санкт-Петербурга соответствующего  созыва
   вправе  осуществлять полномочия, связано с днем  первого  заседания
   Законодательного  Собрания Санкт-Петербурга данного  созыва.  Между
   тем   Устав  Санкт-Петербурга  содержит  нормы,  положения  которых
   предусматривают  ряд  объективных  обстоятельств,  не   позволяющих
   определить,   когда  состоится  первое  заседание  Законодательного
   Собрания  Санкт-Петербурга нового созыва.  Такими  обстоятельствами
   являются,  в  частности,  случаи досрочного прекращения  полномочий
   Законодательного  Собрания Санкт-Петербурга  (пункт  3  статьи  23,
   статья   25-1  Устава  Санкт-Петербурга),  неизбрание  правомочного
   состава Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (пункт 2  статьи
   23   Устава   Санкт-Петербурга),  реализация  Губернатором   Санкт-
   Петербурга     права    требовать    созыва    вновь     избранного
   Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга  на  первое  заседание
   ранее  срока, установленного Уставом Санкт-Петербурга  (подпункт  3
   пункта  2  статьи 42 Устава Санкт-Петербурга). Таким образом,  день
   проведения  первого  заседания  Законодательного  Собрания   Санкт-
   Петербурга  нового созыва и, следовательно, дни начала и  окончания
   срока,   в   течение  которого  Законодательное   Собрание   Санкт-
   Петербурга   вправе   осуществлять  полномочия,   не   могут   быть
   определены  заранее. Указанные обстоятельства исключают возможность
   календарного  определения срока, в течение которого Законодательное
   Собрание Санкт-Петербурга вправе осуществлять полномочия.
       В  соответствии с положениями Устава Санкт-Петербурга (пункт  3
   статьи  23,  статья 25-1, пункт 2 статьи 23, подпункт  3  пункта  2
   статьи  42)  срок,  на который избирается Законодательное  Собрание
   Санкт-Петербурга,   и  срок,  в  течение  которого   данный   орган
   государственной  власти Санкт-Петербурга вправе  осуществлять  свои
   полномочия,  по  своей  продолжительности  могут  не  совпадать,  в
   частности, по указанным объективным обстоятельствам.
       Законодательное  Собрание  Санкт-Петербурга  является   органом
   народного  представительства  (абзац  первый  пункта  1  статьи  16
   Устава   Санкт-Петербурга),  следовательно,   законодатель   Санкт-
   Петербурга,    устанавливая    срок,    на    который    избирается
   Законодательное  Собрание  Санкт-Петербурга,  и  срок,  в   течение
   которого   данный  орган  государственной  власти  Санкт-Петербурга
   вправе  осуществлять  полномочия, должен  минимизировать  возможную
   разницу между указанными сроками. Правовое регулирование срока,  на
   который  избирается  Законодательное Собрание  Санкт-Петербурга,  и
   срока,  в  течение которого указанный орган государственной  власти
   Санкт-Петербурга   вправе  осуществлять   полномочия,   не   должно
   приводить   к   произвольному,   не   обусловленному   объективными
   обстоятельствами установлению разницы между указанными сроками.
       4.2. В соответствии с положениями части первой статьи 80 Устава
   Санкт-Петербурга  голосование по выборам Законодательного  Собрания
   Санкт-Петербурга четвертого созыва проводится в первое  воскресенье
   апреля  2007  года.  Согласно положениям  части  второй  статьи  80
   Устава  Санкт-Петербурга срок полномочий Законодательного  Собрания
   Санкт-Петербурга третьего созыва устанавливается в  четыре  года  и
   четыре   месяца,   но   не   позднее  чем  до   первого   заседания
   Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга  четвертого  созыва  в
   правомочном   составе.  Указанная  статья  Устава  Санкт-Петербурга
   включена  в  главу  XII Устава Санкт-Петербурга  "Заключительные  и
   переходные   положения"  Законом  Санкт-Петербурга  N   217-18,   и
   содержащиеся в ней положения вступили в силу 19 июня 2002  года.  В
   ходе  судебного  заседания  установлено,  что  неопределенность   в
   понимании  положений Устава Санкт-Петербурга, являющихся  предметом
   толкования  Уставным  судом Санкт-Петербурга  по  настоящему  делу,
   возникает   в   связи   с   тем,  что  термину   "срок   полномочий
   Законодательного   Собрания  Санкт-Петербурга   третьего   созыва",
   содержащемуся  в  части  второй статьи 80 Устава  Санкт-Петербурга,
   придается   различное   значение:  срок,  на   который   избирается
   Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва, и  срок,
   в   течение   которого  Законодательное  Собрание  Санкт-Петербурга
   третьего созыва вправе осуществлять полномочия.
       В  период  установления  положений, содержащихся  в  статье  80
   Устава  Санкт-Петербурга, действующее законодательство не содержало
   определения     понятия    "срок    полномочий"    законодательного
   (представительного)   органа   государственной   власти    субъекта
   Российской  Федерации.  В решениях Уставного суда  Санкт-Петербурга
   термин "срок полномочий" использовался для обозначения периода,  на
   который   избиралось   Законодательное  Собрание   Санкт-Петербурга
   (постановление  Уставного суда Санкт-Петербурга от  14  марта  2001
   года  N  008-П по делу о толковании статьи 23, пункта 3 статьи  24,
   пункта  12  статьи  25, пункта 3 статьи 30 Устава Санкт-Петербурга;
   постановление Уставного суда Санкт-Петербурга от 15 июня 2001  года
   N  015-П по делу о толковании статьи 24, пункта 3 статьи 25, пункта
   12  статьи  26  и  пунктов 1 и 3 статьи 30 Устава Санкт-Петербурга;
   постановление Уставного суда Санкт-Петербурга от 16 мая  2003  года
   N  072-П по делу о толковании положений пункта 3 статьи 23,  пункта
   3  статьи  25-1,  пункта 6 статьи 40 и пункта 2  статьи  41  Устава
   Санкт-Петербурга).
       Одновременно с дополнением Устава Санкт-Петербурга  статьей  80
   изменена  редакция  пункта  3  статьи  24  Устава  Санкт-Петербурга
   (Закон  Санкт-Петербурга  N 217-18). В соответствии  с  положениями
   новой   редакции   пункта  3  статьи  24  Устава   Санкт-Петербурга
   голосование  по выборам в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
   нового  созыва начинается в восемь часов утра в третье  воскресенье
   предпоследнего   календарного  месяца  полномочий  Законодательного
   Собрания  Санкт-Петербурга предыдущего созыва. При этом,  поскольку
   срок,  в течение которого Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
   вправе   осуществлять   полномочия,   не   может   быть   определен
   календарным    периодом,    а    назначение    очередных    выборов
   Законодательного    Собрания   Санкт-Петербурга    предопределяется
   истечением  срока,  на который избирается Законодательное  Собрание
   Санкт-Петербурга,  под  словосочетанием "предпоследний  календарный
   месяц   полномочий   Законодательного  Собрания   Санкт-Петербурга"
   должен   пониматься  предпоследний  календарный  месяц  срока,   на
   который избирается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.
       Уставный  суд  Санкт-Петербурга,  таким  образом,  приходит   к
   выводу,    что   уяснение   смысла   понятия   "срок   полномочий",
   содержащегося  в  положениях части второй статьи 80  Устава  Санкт-
   Петербурга,  не  может  быть  основано  только  на  его  буквальном
   значении.
       На момент дополнения Устава Санкт-Петербурга статьей 80 пункт 1
   статьи  23 Устава Санкт-Петербурга действовал в следующей редакции:
   "Законодательное Собрание Санкт-Петербурга избирается на 4 года".
       По мнению заявителя, положения пункта 1 статьи 23 Устава Санкт-
   Петербурга  (в  редакции, устанавливающей  четырехлетний  срок,  на
   который   избирается  Законодательное  Собрание   Санкт-Петербурга)
   регулируют срок, на который избрано Законодательное Собрание Санкт-
   Петербурга  третьего  созыва, а положения части  второй  статьи  80
   Устава  Санкт-Петербурга  устанавливают срок,  в  течение  которого
   Законодательное  Собрание Санкт-Петербурга третьего  созыва  вправе
   осуществлять полномочия.
       Как  следует из положений части первой статьи 80 Устава  Санкт-
   Петербурга, устанавливающих порядок определения дня голосования  по
   выборам   Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга   четвертого
   созыва   (первое   воскресенье  апреля   2007   года),   с   учетом
   стенографического отчета заседания Законодательного Собрания Санкт-
   Петербурга  от  22  мая  2002  года и показаний  свидетелей,  целью
   законодателя    Санкт-Петербурга   при   установлении    положений,
   содержащихся   в   статье  80  Устава  Санкт-Петербурга,   являлось
   обеспечение  проведения  выборов Законодательного  Собрания  Санкт-
   Петербурга  не  в  зимний период (декабрь),  а  в  весенний  период
   (апрель).
       Обеспечение   достижения   данной  цели   законодателя   Санкт-
   Петербурга  невозможно  посредством  изменения  только   срока,   в
   течение  которого Законодательное Собрание Санкт-Петербурга  вправе
   осуществлять  полномочия.  Поскольку назначение  очередных  выборов
   Законодательного    Собрания   Санкт-Петербурга    предопределяется
   истечением    срока,   на   который   избирается    данный    орган
   государственной  власти  Санкт-Петербурга, для  проведения  выборов
   Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга  в   весенний   период
   следовало изменить для одного из созывов Законодательного  Собрания
   Санкт-Петербурга   срок,   на  который  избирается   данный   орган
   государственной власти Санкт-Петербурга.
       Законодатель    Санкт-Петербурга,    устанавливая    положения,
   содержащиеся   в  статье  80  Устава  Санкт-Петербурга,   с   целью
   обеспечения  проведения  выборов Законодательного  Собрания  Санкт-
   Петербурга в весенний период, при этом не изменил положения  пункта
   1  статьи 23 Устава Санкт-Петербурга, устанавливающие четырехлетний
   срок,   на  который  избирается  Законодательное  Собрание   Санкт-
   Петербурга.  Предлагаемое заявителем понимание положений  пункта  1
   статьи  23  Устава  Санкт-Петербурга (в  редакции,  устанавливающей
   четырехлетний срок, на который избирается Законодательное  Собрание
   Санкт-Петербурга) как нормы, определяющей срок, на который  избрано
   Законодательное  Собрание  Санкт-Петербурга  третьего  созыва,   не
   соответствует  установленной Уставным судом  Санкт-Петербурга  цели
   законодателя Санкт-Петербурга.
       Предлагаемое заявителем понимание положений пункта 1 статьи  23
   Устава  Санкт-Петербурга (в редакции, устанавливающей четырехлетний
   срок,   на  который  избирается  Законодательное  Собрание   Санкт-
   Петербурга)    как   определяющих   срок,   на   который    избрано
   Законодательное  Собрание  Санкт-Петербурга  третьего   созыва,   и
   положений  части  второй  статьи  80  Устава  Санкт-Петербурга  как
   устанавливающих  срок, в течение которого Законодательное  Собрание
   Санкт-Петербурга  третьего созыва вправе  осуществлять  полномочия,
   приводит  к  выводу  о  существовании законодательно  установленной
   произвольной,   не   обусловленной  объективными   обстоятельствами
   значительной   разницы  (четыре  месяца)  между  продолжительностью
   указанных  сроков.  Такое законодательное  установление  срока,  на
   который  избрано Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего
   созыва, и срока, в течение которого Законодательное Собрание Санкт-
   Петербурга  третьего  созыва  вправе  осуществлять  полномочия,  не
   обеспечивает  представительный характер  Законодательного  Собрания
   Санкт-Петербурга третьего созыва.
       Уставный суд Санкт-Петербурга также учитывает, что предлагаемое
   заявителем понимание положений части второй статьи 80 Устава Санкт-
   Петербурга    как    ограничивающих    возможность    осуществления
   Законодательным  Собранием Санкт-Петербурга полномочий  календарным
   периодом,   составляющим   четыре  года   и   четыре   месяца,   не
   обеспечивает     реализации    принципа    постоянного     действия
   Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Так, в случае  если  ко
   дню  истечения  указанного  срока Законодательное  Собрание  Санкт-
   Петербурга   четвертого  созыва  не  будет  избрано  в  правомочном
   составе,  а  у Законодательного Собрания Санкт-Петербурга  третьего
   созыва  по  истечении  указанного срока прекратятся  полномочия,  в
   Санкт-Петербурге  не  будет  правомочного  законодательного  органа
   государственной власти Санкт-Петербурга.
       На    основании   изложенного,   основываясь   на    презумпции
   добросовестности  законодателя  Санкт-Петербурга,   учитывая   цель
   законодателя    Санкт-Петербурга,   а   также   уставные    правила
   определения  сроков,  Уставный  суд  Санкт-Петербурга  приходит   к
   выводу,   что  нормы,  содержащиеся  в  статье  80  Устава   Санкт-
   Петербурга,  по своей правовой природе являются нормами  временного
   действия,  имеют строго целевой характер и устанавливают  срок,  на
   который  избрано Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего
   созыва.
       В  соответствии с положениями абзаца второго статьи  15  Устава
   Санкт-Петербурга    к    числу    общих    принципов    организации
   государственной    власти   Санкт-Петербурга   относится    принцип
   народовластия.  Законодательное Собрание Санкт-Петербурга  является
   представительным  органом государственной  власти  Санкт-Петербурга
   (абзац  второй  пункта  1  статьи  16  Устава  Санкт-Петербурга)  и
   формируется    путем    свободных   выборов,   являющихся    высшим
   непосредственным   выражением   власти   жителей   Санкт-Петербурга
   (пункты  1  и  2 статьи 4 Устава Санкт-Петербурга). Законодательное
   Собрание Санкт-Петербурга правомочно, если в его состав избрано  не
   менее    двух    третей   от   установленного    числа    депутатов
   Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга  (пункт  2  статьи  23
   Устава Санкт-Петербурга).
       Устав   Санкт-Петербурга  связывает  избрание  Законодательного
   Собрания   Санкт-Петербурга   с  волеизъявлением   жителей   Санкт-
   Петербурга  (пункты  1  и 2 статьи 4). Такие  этапы  избирательного
   процесса,   как   подведение  итогов  голосования   и   определение
   результатов    выборов,    имеют    своей    целью    зафиксировать
   волеизъявление избирателей.
       Таким образом, по смыслу взаимосвязанных положений пунктов 1  и
   2  статьи  4,  абзаца второго статьи 15, абзаца  второго  пункта  1
   статьи  16,  пункта  2 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга  срок,  на
   который    избрано    Законодательное   Собрание   Санкт-Петербурга
   очередного  созыва,  исчисляется со дня осуществления  избирателями
   волеизъявления (со дня голосования) при условии, что  в  результате
   выборов   Законодательное  Собрание  Санкт-Петербурга   избрано   в
   правомочном  составе. Решение избирательной комиссии о  результатах
   выборов  является  правоподтверждающим, а  не  правоустанавливающим
   юридическим  фактом.  Придание  иного  правового  значения  решению
   избирательной   комиссии   о   результатах   выборов   противоречит
   юридической  природе  Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга.
   Аналогичная  правовая позиция сформулирована Уставным судом  Санкт-
   Петербурга в постановлении от 29 октября 2002 года N 047-П по  делу
   о  толковании  положений пункта 6 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга
   и  Верховным  Судом Российской Федерации в определении  от  23  мая
   2003 года по делу N 30-ГО3-З.
       В результате выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-
   Петербурга  третьего  созыва,  проведенных  8  декабря  2002  года,
   Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего  созыва  избрано
   в  правомочном  составе. Следовательно, днем,  определяющим  начало
   течения  срока, на который избрано Законодательное Собрание  Санкт-
   Петербурга третьего созыва, является 8 декабря 2002 года.
       Положения   части  второй  статьи  80  Устава  Санкт-Петербурга
   определяют, что Законодательное Собрание Санкт-Петербурга  третьего
   созыва  избрано на четыре года и четыре месяца. Определение момента
   истечения срока, на который избрано Законодательное Собрание Санкт-
   Петербурга  третьего  созыва, невозможно без системного  толкования
   указанных  положений с положениями части первой  статьи  80  Устава
   Санкт-Петербурга,   устанавливающих   порядок    определения    дня
   голосования  по  выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
   четвертого   созыва  (голосование  по  выборам  в   Законодательное
   Собрание  Санкт-Петербурга четвертого созыва  проводится  в  первое
   воскресенье   апреля   2007  года).  Поскольку   выборы   депутатов
   Законодательного   Собрания   Санкт-Петербурга   третьего    созыва
   проведены  8  декабря 2002 года, а первым воскресеньем апреля  2007
   года  является  1  апреля  2007 года, день голосования  по  выборам
   Законодательного   Собрания  Санкт-Петербурга   четвертого   созыва
   находится  в  пределах  календарного срока, на  который  избиралось
   Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва.
       В  соответствии с положениями абзаца второго пункта 1 статьи 16
   и  пункта  1  статьи  22  Устава  Санкт-Петербурга  Законодательное
   Собрание  Санкт-Петербурга  является  единственным  законодательным
   органом  государственной власти Санкт-Петербурга, в связи с  чем  в
   течение  одного  и  того  же  периода  не  могут  существовать  два
   правомочных  законодательных органа государственной  власти  Санкт-
   Петербурга.   Следовательно,  день   голосования   по   выборам   в
   Законодательное   Собрание  Санкт-Петербурга   четвертого   созыва,
   находясь  в  пределах срока, на который избирается  Законодательное
   Собрание   Санкт-Петербурга  третьего  созыва,   в   любом   случае
   прерывает  течение  срока,  на который  избирается  Законодательное
   Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва.
       Таким  образом,  законодатель Санкт-Петербурга, устанавливая  в
   части  первой статьи 80 Устава Санкт-Петербурга порядок определения
   дня  проведения  голосования по выборам  Законодательного  Собрания
   Санкт-Петербурга четвертого созыва, одновременно тем  самым  указал
   на  порядок  определения дня истечения срока, на который избиралось
   Законодательное  Собрание  Санкт-Петербурга  третьего  созыва.  Под
   таким  днем должен пониматься день, предшествующий дню,  в  течение
   которого  проводится  голосование, при условии,  что  в  результате
   выборов   Законодательное   Собрание  Санкт-Петербурга   четвертого
   созыва будет сформировано в правомочном составе.
       Аналогичная правовая конструкция определения дня голосования по
   выборам   в  Законодательное  Собрание  Санкт-Петербурга,  согласно
   которой  день  голосования находится в пределах срока,  на  который
   избирается  Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, и  прерывает
   его  течение, предусмотрена положениями пункта 3 статьи  24  Устава
   Санкт-Петербурга.
       На  основании  изложенного, учитывая, что  первым  воскресеньем
   апреля  2007 года является 1 апреля 2007 года, Уставный суд  Санкт-
   Петербурга приходит к выводу, что днем истечения срока, на  который
   избиралось   Законодательное  Собрание  Санкт-Петербурга   третьего
   созыва, является 31 марта 2007 года.
       Таким образом, из положений пункта 1 статьи 23, пункта 3 статьи
   24,  статьи 80 Устава Санкт-Петербурга во взаимосвязи с положениями
   пунктов  1  и 2 статьи 4, абзаца второго статьи 15, абзаца  второго
   пункта  1  статьи  16 и пункта 1 статьи 22 Устава  Санкт-Петербурга
   следует,  что  срок,  на  который избрано Законодательное  Собрание
   Санкт-Петербурга  третьего созыва, исчисляется  с  8  декабря  2002
   года и истекает 31 марта 2007 года.
       4.3.  В  соответствии  с  положениями  Устава  Санкт-Петербурга
   (абзац   второй  пункта  1  статьи  16  и  пункт   1   статьи   22)
   Законодательное   Собрание  Санкт-Петербурга   является   постоянно
   действующим  органом  государственной власти  Санкт-Петербурга.  На
   реализацию  указанного принципа направлены в  том  числе  положения
   пункта  3  статьи 29 Устава Санкт-Петербурга, которыми установлено,
   что    полномочия    Законодательного   Собрания   Санкт-Петербурга
   предыдущего  созыва  прекращаются со  дня  начала  работы  (первого
   заседания)   Законодательного  Собрания   Санкт-Петербурга   нового
   созыва.
       Правовая     позиция,    согласно    которой    законодательные
   (представительные)   органы   государственной   власти    сохраняют
   полномочия до дня начала работы вновь избранных, нашла отражение  в
   решениях  Конституционного Суда Российской Федерации (постановление
   Конституционного Суда Российской Федерации от 30 апреля  1997  года
   N  7-П  по  делу  о  проверке  конституционности  Указа  Президента
   Российской  Федерации  от  2  марта 1996  года  N  315  "О  порядке
   переноса срока выборов в законодательные (представительные)  органы
   государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации",  Закона
   Пермской  области  от  21 февраля 1996 года "О  проведении  выборов
   депутатов  Законодательного Собрания Пермской области"  и  части  2
   статьи  5  Закона Вологодской области от 17 октября  1995  года  "О
   порядке   ротации   состава  депутатов  Законодательного   Собрания
   Вологодской области"; определение Конституционного Суда  Российской
   Федерации  от 28 декабря 1995 года N 122-О об отказе в  принятии  к
   рассмотрению   запроса   группы  депутатов   Совета   Федерации   о
   соответствии Конституции Российской Федерации постановления  Совета
   Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации от 9  декабря
   1995  года  N  713-1  СФ "О порядке прекращения  полномочий  Совета
   Федерации первого созыва").
       Согласно  положениям пункта 1 статьи 29 Устава Санкт-Петербурга
   Законодательное  Собрание Санкт-Петербурга нового  созыва  проводит
   свое   первое   заседание  во  вторую  среду  после   дня   выборов
   правомочного  Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга   нового
   созыва.  Положениями  пункта  3 статьи 29  Устава  Санкт-Петербурга
   установлено,   что   со  дня  начала  работы  (первого   заседания)
   Законодательного    Собрания   Санкт-Петербурга    нового    созыва
   прекращаются  полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
   предыдущего  созыва.  Исходя из статуса  Законодательного  Собрания
   Санкт-Петербурга, определенного положениями абзаца  второго  пункта
   1  статьи  16  и  пункта  1 статьи 22 Устава Санкт-Петербурга,  как
   постоянно    действующего    высшего   и    единственного    органа
   законодательной  власти  Санкт-Петербурга следует,  что  в  течение
   одного  и  того  же периода не могут существовать  два  правомочных
   законодательных органа государственной власти Санкт-Петербурга.
       Из  указанных  положений Устава Санкт-Петербурга  следует,  что
   срок,  в течение которого Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
   вправе  осуществлять  полномочия, исчисляется  со  дня  начала  его
   работы  (первого  заседания) и истекает в день, предшествующий  дню
   начала  работы (первого заседания) Законодательного Собрания Санкт-
   Петербурга нового созыва.
       Первое  заседание  Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга
   третьего  созыва  состоялось 8 января 2003  года  (стенографический
   отчет  заседания  Законодательного Собрания Санкт-Петербурга  от  8
   января  2003  года),  и,  следовательно,  с  8  января  2003   года
   исчисляется  срок,  в  течение  которого  Законодательное  Собрание
   Санкт-Петербурга  третьего созыва вправе  осуществлять  полномочия.
   Полномочия  Законодательного  Собрания Санкт-Петербурга  четвертого
   созыва    возникнут    в   день   проведения   первого    заседания
   Законодательного  Собрания Санкт-Петербурга четвертого  созыва,  и,
   соответственно,   полномочия   Законодательного   Собрания   Санкт-
   Петербурга  третьего созыва прекратятся в день, предшествующий  дню
   проведения  первого  заседания  Законодательного  Собрания   Санкт-
   Петербурга четвертого созыва.
       Таким  образом,  из положений статьи 80 Устава Санкт-Петербурга
   во  взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 16, пункта  1  статьи
   22,  пунктов  1 и 3 статьи 29 Устава Санкт-Петербурга следует,  что
   полномочия  Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга   третьего
   созыва  возникли в день проведения его первого заседания (8  января
   2003  года)  и  прекратятся в день, предшествующий  дню  проведения
   первого   заседания   Законодательного  Собрания   Санкт-Петербурга
   четвертого созыва.
       5.  Положениями  части первой статьи 80 Устава Санкт-Петербурга
   установлен   порядок   определения  дня  голосования   по   выборам
   Законодательного   Собрания  Санкт-Петербурга  четвертого   созыва.
   Федеральным  законом  от  21 июля 2005 года  N  93-ФЗ  "О  внесении
   изменений  в законодательные акты Российской Федерации о выборах  и
   референдумах  и  иные  законодательные акты  Российской  Федерации"
   установлен  иной  порядок определения дня  голосования  по  выборам
   законодательного (представительного) органа государственной  власти
   субъекта Российской Федерации.
       В  соответствии с положениями Устава Санкт-Петербурга (пункт  5
   статьи 50) и положениями Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном  суде
   Санкт-Петербурга"  (статья  3)  толкование  положений  федерального
   закона  не  входит  в компетенцию Уставного суда  Санкт-Петербурга.
   Следовательно,    день    проведения   голосования    по    выборам
   Законодательного  Собрания Санкт-Петербурга  четвертого  созыва  не
   может быть определен Уставным судом Санкт-Петербурга.
       В то же время положения Федерального закона N 67-ФЗ (статья 81-
   1)    связывают    день   проведения   голосования    по    выборам
   законодательного (представительного) органа государственной  власти
   субъекта  Российской  Федерации  с  моментом  истечения  срока,  на
   который избирался указанный орган государственной власти.
       Поскольку срок, на который избиралось Законодательное  Собрание
   Санкт-Петербурга   третьего  созыва,  и  порядок   его   исчисления
   определены Уставом Санкт-Петербурга, а толкование положений  Устава
   Санкт-Петербурга  в  соответствии с положениями  статьи  50  Устава
   Санкт-Петербурга  находится  в компетенции  Уставного  суда  Санкт-
   Петербурга,  соответственно и определение дня истечения  срока,  на
   который   избиралось   Законодательное  Собрание   Санкт-Петербурга
   третьего  созыва,  также  находится в  компетенции  Уставного  суда
   Санкт-Петербурга.
       Уставным  судом Санкт-Петербурга сделан вывод о том, что  срок,
   на  который  избиралось  Законодательное Собрание  Санкт-Петербурга
   третьего   созыва,   истекает  31  марта   2007   года   (пункт   4
   мотивировочной части настоящего постановления).
       На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 61,
   63,   64   Закона   Санкт-Петербурга  "Об  Уставном   суде   Санкт-
   Петербурга", Уставный суд Санкт-Петербурга постановил:
   
       1.  Из положений пункта 1 статьи 23, пункта 3 статьи 24, статьи
   80  Устава Санкт-Петербурга во взаимосвязи с положениями пунктов  1
   и  2  статьи 4, статьи 15, пункта 1 статьи 16 и пункта 1 статьи  22
   Устава  Санкт-Петербурга  следует, что  срок,  на  который  избрано
   Законодательное   Собрание   Санкт-Петербурга   третьего    созыва,
   исчисляется с 8 декабря 2002 года и истекает 31 марта 2007 года.
       2.   Из   положений   статьи  80  Устава  Санкт-Петербурга   во
   взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 16, пункта 1  статьи  22,
   пунктов  1  и  3  статьи  29 Устава Санкт-Петербурга  следует,  что
   полномочия  Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга   третьего
   созыва возникли в день проведения первого заседания (8 января  2003
   года)  и  прекратятся в день, предшествующий дню проведения первого
   заседания  Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга  четвертого
   созыва.
       3. Согласно статье 68 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде
   Санкт-Петербурга"     настоящее     постановление     окончательно,
   обжалованию  не  подлежит и вступает в силу  немедленно  после  его
   провозглашения.
       4. Согласно статье 77 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде
   Санкт-Петербурга"   данное  толкование   является   официальным   и
   обязательным  для  всех  органов  государственной  власти,   судов,
   органов местного самоуправления, образованных на территории  Санкт-
   Петербурга  муниципальных  образований,  организаций,  общественных
   объединений, должностных лиц и граждан.
       5. Согласно статье 67 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде
   Санкт-Петербурга"  настоящее  постановление  подлежит  официальному
   опубликованию в течение 14 дней после его провозглашения.
   
   
   
   
   
          ОСОБОЕ МНЕНИЕ СУДЬИ УСТАВНОГО СУДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
   Л.В.КУЛЕШОВОЙ ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 23,
         ПУНКТА 3 СТАТЬИ 24, СТАТЬИ 80 УСТАВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
   
       Не   разделяя   ряд  аргументов  и  выводов,   содержащихся   в
   постановлении  Уставного суда Санкт-Петербурга от  24  ноября  2006
   года  по  делу о толковании положений пункта 1 статьи 23, пункта  3
   статьи  24,  статьи  80 Устава Санкт-Петербурга,  и  руководствуясь
   положениями   пункта  2  статьи  65  Закона  Санкт-Петербурга   "Об
   Уставном   суде  Санкт-Петербурга",  считаю  необходимым   изложить
   особое  мнение  по вопросу о толковании указанных положений  Устава
   Санкт-Петербурга.
       1. Согласно положениям пункта "н" части 1 статьи 72 Конституции
   Российской   Федерации  установление  общих  принципов  организации
   системы  органов  государственной власти и местного  самоуправления
   находится   в  общем  ведении  Российской  Федерации  и   субъектов
   Российской  Федерации.  Согласно  положениям  части  1  статьи   77
   Конституции  Российской  Федерации система органов  государственной
   власти  республик, краев, областей, городов федерального  значения,
   автономной  области, автономных округов устанавливается  субъектами
   Российской  Федерации  самостоятельно  в  соответствии  с  основами
   конституционного  строя Российской Федерации  и  общими  принципами
   организации     представительных    и    исполнительных     органов
   государственной власти, установленными федеральным законом.
       В   соответствии   с   положениями  абзаца  первого   преамбулы
   Федерального  закона  от 6 октября 1999 года  N  184-ФЗ  "Об  общих
   принципах   организации   законодательных   (представительных)    и
   исполнительных органов государственной власти субъектов  Российской
   Федерации"    система    законодательных    (представительных)    и
   исполнительных органов государственной власти субъектов  Российской
   Федерации  устанавливается  ими  самостоятельно  в  соответствии  с
   основами  конституционного  строя  Российской  Федерации  и  данным
   Федеральным законом.
       Указанными  выше  положениями  установлен,  с  одной   стороны,
   приоритет  федерального законодателя в установлении общих принципов
   организации  законодательных  (представительных)  органов  субъекта
   Российской  Федерации, с другой стороны - свобода воли законодателя
   субъекта  Российской  Федерации в рамках  установленных  Российской
   Федерацией границ.
       Положениями  пункта  1  статьи  23  Устава  Санкт-Петербурга  в
   редакции  Закона Санкт-Петербурга от 31 января 2001 года  N  110-13
   "О  внесении  изменений  и  дополнений в Устав  Санкт-Петербурга  в
   связи    с    изменением    федерального   законодательства"    для
   Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга  второго  созыва   был
   установлен срок избрания - 4 года. Положениями пункта 1  статьи  23
   Устава   Санкт-Петербурга  в  редакции,  введенной  Законом  Санкт-
   Петербурга  от  25 мая 2005 года N 255-31 "О внесении  изменений  и
   дополнений    в    Устав   Санкт-Петербурга",   установлено,    что
   Законодательное  Собрание Санкт-Петербурга  избирается  на  5  лет.
   Указанная   норма   о  пятилетнем  сроке,  на  который   избирается
   Законодательное  Собрание Санкт-Петербург, не  распространяется  на
   Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва.
       Положениями   части   1  статьи  80  Устава   Санкт-Петербурга,
   введенной Законом Санкт-Петербурга от 29 мая 2002 года N 217-18  "О
   внесении   изменения   и  дополнения  в  Устав   Санкт-Петербурга",
   установлено,  что голосование по выборам Законодательного  Собрания
   Санкт-Петербурга четвертого созыва проводится в первое  воскресенье
   апреля  2007  года.  Положениями части 2 статьи  80  Устава  Санкт-
   Петербурга   установлено,  что  срок  полномочий   Законодательного
   Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва устанавливается в 4  года
   и   4   месяца,   но   не   позднее  чем   до   первого   заседания
   Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга  четвертого  созыва  в
   правомочном  составе. Из системного толкования  положений  части  2
   статьи  80  Устава Санкт-Петербурга и положений части 1  статьи  80
   Устава   Санкт-Петербурга,  устанавливающих  день  голосования   по
   выборам   Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга   четвертого
   созыва,  следует,  что  Законодательное  Собрание  Санкт-Петербурга
   второго   созыва,  устанавливая  дату  проведения  голосования   по
   выборам  в  Законодательное  Собрание  Санкт-Петербурга  четвертого
   созыва,  одновременно определило день истечения срока,  на  который
   избиралось   Законодательное  Собрание  Санкт-Петербурга   третьего
   созыва.
       В  соответствии  с положениями пункта 1 статьи 10  Федерального
   закона  от  19  сентября 1997 года N 124-ФЗ "Об основных  гарантиях
   избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан
   Российской  Федерации",  действовавшего на момент  принятия  Закона
   Санкт-Петербурга  от  29  мая  2002  года  N  217-18  "О   внесении
   изменения   и   дополнения   в   Устав  Санкт-Петербурга",   выборы
   назначаются  в  соответствии со сроками,  установленными  уставами,
   законами  субъектов  Российской  Федерации.  Таким  образом,   срок
   избрания   Законодательного   Собрания  Санкт-Петербурга   третьего
   созыва  был  установлен Законодательным Собранием  Санкт-Петербурга
   второго  созыва  в  рамках полномочий, предоставленных  федеральным
   законодателем.
       После   того,  как  в  Устав  Санкт-Петербурга  Законом  Санкт-
   Петербурга  от  29 мая 2002 года N 217-18 "О внесении  изменения  и
   дополнения в Устав Санкт-Петербурга" была включена статья  80,  был
   принят  Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных
   гарантиях  избирательных  прав и права  на  участие  в  референдуме
   граждан Российской Федерации".
       Федеральным  законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ  "О  внесении
   изменений  в законодательные акты Российской Федерации о выборах  и
   референдумах  и иные законодательные акты Российской  Федерации"  в
   Федеральный  закон  от  12  июня 2002 года  N  67-ФЗ  "Об  основных
   гарантиях  избирательных  прав и права  на  участие  в  референдуме
   граждан  Российской  Федерации" была  введена  норма,  определяющая
   день  окончания срока, на который избираются органы государственной
   власти субъектов Российской Федерации.
       Положениями пункта 1 статьи 8 Федерального закона  от  12  июня
   2002  года  N  67-ФЗ  "Об основных гарантиях избирательных  прав  и
   права  на  участие  в  референдуме граждан  Российской  Федерации",
   действующими  в настоящее время в редакции Федерального  закона  от
   21   июля   2005   года   N  93-ФЗ  и  имеющими   приоритет   перед
   законодательством   Санкт-Петербурга,   установлено,    что    днем
   окончания  срока,  на  который  избираются  органы  государственной
   власти  субъектов Российской Федерации, является второе воскресенье
   марта  года, в котором истекает срок полномочий указанных  органов,
   а  в  случае,  предусмотренном пунктом  8  статьи  81.1  указанного
   Федерального закона, - второе воскресенье октября года,  в  котором
   истекает  срок  полномочий  указанных  органов  (в  год  проведения
   выборов   депутатов  Государственной  Думы  Федерального   Собрания
   Российской  Федерации  очередного  созыва  -  день  голосования  на
   указанных выборах).
       Таким  образом,  положения Федерального закона,  связывая  день
   проведения  голосования  по выборам в орган государственной  власти
   субъекта  Российской  Федерации  с  моментом  истечения  срока,  на
   который  избран  орган государственной власти  субъекта  Российской
   Федерации,  устанавливают,  что днем окончания  срока,  на  который
   избирается   орган   государственной  власти  субъекта   Российской
   Федерации,  является конкретная дата выборов, а  не  предшествующий
   или последующий ей день.
       Федеральный законодатель, устанавливая день окончания срока, на
   который   избираются   органы   государственной   власти   субъекта
   Российской  Федерации, предоставил законодателю субъекта Российской
   Федерации,  в частности, Законодательному Собранию Санкт-Петербурга
   свободу воли в рамках вышеуказанного Федерального закона.
       Поскольку  законодатель Санкт-Петербурга положениями  пункта  1
   статьи  80  Устава Санкт-Петербурга установил, что  голосование  по
   выборам   в  Законодательное  Собрание  Санкт-Петербурга   третьего
   созыва  проводится в первое воскресенье апреля 2007 года, а  первым
   воскресеньем  апреля 2007 года является 1 апреля 2007  года,  то  1
   апреля  2007  года  и  является днем окончания  срока,  на  который
   избрано Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
24.04.2015
USD
51.6
EUR
55.13
CNY
8.33
JPY
0.43
GBP
77.37
TRY
18.89
PLN
13.78
Разное