ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 октября 2006 г. N КАС06-344
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Толчеева Н.К.,
Хомчика В.В.,
с участием прокурора Багателии В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 октября 2006 года
гражданское дело по заявлению Т. о признании не действующим с
момента издания подпункта "в" пункта 26 Правил учета
военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан,
уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах
внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников
Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении
жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном
постоянном месте жительства (далее - Правила), утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября
1998 года N 1054,
по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда
Российской Федерации от 26 июля 2006 года, которым в
удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Хомчика В.В., выступление заявителя Т., поддержавшего доводы
кассационной жалобы, объяснения представителей Правительства
Российской Федерации Чарыева М.Р. и Чурикова С.В., возражавших
против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора
Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателии В.И.,
полагавшего решение законным и обоснованным, Кассационная коллегия
установила:
Т. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с названным
заявлением, считая, что установленное этой нормой основание снятия
с очереди на получение жилых помещений за счет средств
федерального бюджета ограничивает его право на выбор места
жительства до получения жилья в избранном постоянном месте
жительства.
В обоснование требования он указал, что 27 января 1994 года был
поставлен на учет нуждающихся в получении жилых помещений в
избранном после увольнения с военной службы постоянном месте
жительства - городе Рязани. В 1996 году он убыл в город Королев
Московской области, где в августе того же года получил жилое
помещение, в связи с чем 27 октября 2005 года решением комиссии
города Рязани по жилищным вопросам, со ссылкой на подпункт "в"
пункта 26 Правил, он снят с указанного учета.
В заявлении Т. пришел к выводу, что данный пункт Правил
нарушает права военнослужащих и граждан, уволенных с военной
службы, на избрание и смену места жительства, а также право на
постановку и снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных
условий в избранном постоянном месте жительства.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 июля 2006
года в удовлетворении заявления Т. отказано.
В кассационной жалобе, выражая несогласие с решением, заявитель
просит его отменить и признать оспоренную норму Правил
недействующей с момента издания.
При этом он указывает, что суд пришел к ошибочному выводу о
том, что подпункт "в" пункта 26 Правил не ограничивает граждан,
уволенных с военной службы, в праве выбора места жительства при
увольнении с военной службы и изменения своего решения после
увольнения с таковой.
Заявитель полагает, что оспариваемый им подпункт Правил
противоречит статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N
76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не
находит оснований для ее удовлетворения.
Анализ положений пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О
статусе военнослужащих" и части 4 статьи 5 Жилищного кодекса
Российской Федерации позволил суду прийти к обоснованному выводу о
том, что Правительство Российской Федерации обладает полномочиями
по установлению порядка предоставления жилых помещений гражданам,
нуждающимся в улучшении жилищных условий, и в том числе гражданам,
уволенным с военной службы.
Действуя в пределах предоставленных полномочий, Правительство
Российской Федерации Постановлением от 6 сентября 1998 года N 1054
утвердило Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с
военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или
в отставку и службы в органах внутренних дел, а также
военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной
службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении
жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Правилами установлен порядок постановки на очередь нуждающихся
в получении жилых помещений в избранном постоянном месте
жительства указанной категории лиц, предоставления им жилья, а
также определены случаи, при которых эти лица снимаются с очереди
на получение жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
Так, согласно подпункту "в" пункта 26 Правил снятие с воинского
учета в данном населенном пункте и выезд на другое постоянное
место жительства является основанием и для снятия военнослужащих и
граждан, уволенных с военной службы, с очереди на получение жилых
помещений за счет средств федерального бюджета.
При этом данная норма, вопреки утверждению Т., никоим образом
не ограничивает граждан, уволенных с военной службы, в праве
выбора места жительства при увольнении, а также изменения этого
места непосредственно после увольнения с военной службы. Это
утверждение заявителя опровергается положениями пункта 22 Правил,
который предусматривает, что в случае если гражданин, уволенный с
военной службы, изъявит желание изменить постоянное место
жительства после увольнения со службы и встать на очередь на
получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом
населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его
заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному
постоянному месту жительства.
Что же касается обязанности в постановке на воинский учет, то,
как правильно указано в решении, она предусмотрена статьями 8 и 10
Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской
обязанности и военной службе" и обусловлена как увольнением с
военной службы, так и сменой места жительства при увольнении либо
после увольнения.
Содержание заявления, адресованного в суд первой инстанции,
опровергает мнение заявителя в кассационной жалобе о том, что им
не противопоставлялись такие понятия, как "постоянное место
жительства" и "место жительства".
Беспредметна и ссылка Т. на то, что законность подпункта "в"
пункта 26 Правил проверялась судом лишь на его соответствие статье
15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Из решения
следует, что суд пришел к выводу о том, что оспариваемая норма не
противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую
юридическую силу.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что
обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и
обоснованным, а кассационная жалоба заявителя удовлетворению не
подлежит.
Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия
Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 июля 2006
года оставить без изменения, а кассационную жалобу Т. - без
удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Н.К.ТОЛЧЕЕВ
В.В.ХОМЧИК
|