ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 августа 2006 года
Дело N 47-Г06-284
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Емышевой В.А.,
судей Харланова А.В.,
Маслова А.М.
рассмотрела в судебном заседании 23 августа 2006 г. гражданское
дело по кассационным жалобам Законодательного Собрания
Оренбургской области и Правительства Оренбургской области на
решение Оренбургского областного суда от 13 марта 2006 г., которым
удовлетворено заявление заместителя прокурора Оренбургской области
о признании противоречащими федеральному законодательству,
недействующими и не подлежащими применению отдельных положений
Закона Оренбургской области от 12 января 2005 г. "О мерах
социальной поддержки отдельных квалифицированных работников
областных государственных учреждений, работающих и проживающих в
сельской местности на территории Оренбургской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Харланова А.В., объяснения представителей Правительства
Оренбургской области Пикалова В.А. и Коротыч Т.А., заключение
прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной
Н.Я., полагавшей решение суда подлежащим отмене в части, Судебная
коллегия
установила:
Законом Оренбургской области "О мерах социальной поддержки
отдельных категорий квалифицированных работников областных
государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской
местности на территории Оренбургской области" от 12.01.2005 N
1772/301-111-ОЗ установлена в качестве меры социальной поддержки
отдельным категориям квалифицированных работников областных
государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской
местности на территории Оренбургской области выплата ежемесячной
денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за
наем жилого помещения, отопления и освещения в размере 120 рублей
в месяц (ст. ст. 1 и 2).
Право на получение компенсации в соответствии с данным Законом
имеют следующие квалифицированные работники областных
государственных учреждений: педагогические работники; врачи,
провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал;
социальные работники с высшим и средним профессиональным
(профильным) образованием; ветеринарные врачи, ветеринарные
фельдшеры (ветеринарные техники) (ст. 3).
Заместитель прокурора Оренбургской области обратился в суд с
заявлением о признании ст. ст. 1, 2 Закона недействующими и не
подлежащими применению, так как, по его мнению, они противоречат
Федеральному закону, а именно п. 2 ст. 153 ФЗ N 122-ФЗ от
22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской
Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных
актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" и "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", согласно которого при
изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат,
представляющихся: педагогическим работникам; врачам, провизорам,
среднему медицинскому и фармацевтическому персоналу; социальным
работникам с высшим и средним профессиональным образованием;
ветеринарным врачам, ветеринарным фельдшерам (ветеринарным
техникам), - до указанной даты в натуральной форме, совокупный
объем финансирования соответствующих льгот и выплат не сможет быть
уменьшен, а его условия ухудшены.
Решением Оренбургского областного суда от 13 марта 2006 г.
заявление прокурора удовлетворено.
В кассационных жалобах Законодательного Собрания Оренбургской
области и Правительства Оренбургской области поставлен вопрос об
отмене решения суда по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб,
Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части.
В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании"
педагогические работники образовательных учреждений в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, пользуются
правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в
сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на
первоочередное предоставление жилой площади.
Федеральным законом N 122 от 22.08.2004 "О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи
с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" ст. 16 п. 30 абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об
образовании" дополнен предложением: "размер, условия и порядок
возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер
социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами
субъекта Российской Федерации".
То есть, как правильно указал суд, Федеральным законом не
отменено предоставление льгот для педагогических работников, а
лишь предложено субъектам установить размер, условия и порядок
возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением
указанных мер социальной поддержки.
Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с
отоплением и освещением в сельской местности является федеральной
нормой социальной поддержки и должна предоставляться в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с
предоставлением указанных мер социальной поддержки для
педагогических работников, в силу ст. 55 Закона РФ "Об
образовании" устанавливается нормативными актами субъектов
Российской Федерации, но учитывается в данном случае в
межбюджетных отношениях.
При таких обстоятельствах оспариваемые ст. 1 и ст. 2 Закона
Оренбургской области в части замены натуральных льгот
педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской
местности, денежной компенсации обоснованно признаны
противоречащими нормам федерального законодательства и признаны в
этой части недействующими и не подлежащими применению.
Вывод суда в этой части мотивирован, соответствует требованиям
закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не
имеется.
Доводы кассационных жалоб в этой части по существу сводятся к
нарушению судом норм материального права, с чем нельзя согласиться
по изложенным в решении суда основаниям.
Что касается решения суда в остальной части, то оно подлежит
отмене по следующим основаниям.
Право на выплату ежемесячной денежной компенсации на частичное
возмещение расходов в размере 120 рублей по оплате за наем жилого
помещения, отопление и освещение, кроме педагогических работников,
установлено оспариваемым Законом Оренбургской области врачам,
провизорам, среднему медицинскому и фармацевтическому персоналу;
социальным работникам с высшим и средним профессиональным
образованием; ветеринарным врачам, ветеринарным фельдшерам
(техникам).
Удовлетворяя заявление прокурора в этой части суд также
сослался в решении на положения ФЗ N 122 от 22.08.2004, в
частности его ст. 153 и указал, что установленная в качестве меры
социальной поддержки указанной категории квалифицированных
специалистов выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное
возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопления
и освещение в размере 120 рублей не компенсирует совокупный объем
соответствующих льгот, имевшихся у данной категории работников.
Однако с выводом суда в этой части согласиться нельзя.
Суд не учел, что в связи с принятием ФЗ N 122 от 22.08.2004, в
отношении данной категории работников на федеральном уровне
изменилось правовое регулирование и по существу установленный
объем и порядок предоставления льгот.
Положения Федеральных законов, на которые суд сослался в своем
решении, устанавливавшие льготы отдельным специалистам,
проживающим в сельской местности, с 1 января 2005 г. утратили
силу, за исключением льгот педагогических работников
образовательных учреждений, находящихся в сельской местности,
которые на основании ст. 55 Закона РФ "Об образовании" пользуются
правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, при
этом размер общей площади жилья на федеральном уровне не
ограничен, а потому данная категория граждан освобождена от оплаты
за отопление и освещение независимо от размера жилого помещения и
нормативов потребления.
Статья 63 Закона РСФСР "Основы законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан" (в редакции ФЗ N 122 от
22.08.2004) предусматривает, что меры социальной поддержки
медицинских, фармацевтических работников организаций
здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ,
устанавливаются органами государственной власти субъектов
Российской Федерации.
Таким образом, ФЗ N 122 от 22.08.2004 установлены нормы, дающие
право субъектам Российской Федерации самостоятельно определять
меры социальной поддержки данным категориям граждан.
Статьей 6 Закона РФ "О ветеринарии" (в редакции ФЗ от
22.08.2004 N 122) также определено, что специалистам
государственной ветеринарной службы РФ могут устанавливаться меры
социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, то
есть, самостоятельно субъект РФ определяет меры социальной
поддержки данной категории граждан.
Об этом же свидетельствует и ст. 36 Федерального закона от 2
августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого
возраста и инвалидов" (в редакции ФЗ N 122 от 22.08.2004).
Таким образом, каких-либо норм, устанавливающих бесплатное
предоставление квартир с отоплением и освещением указанным выше
категориям работников, Федеральными законами не предусмотрено, а
поэтому оспариваемые положения в отношении этих работников, нельзя
рассматривать как ограничивающие права на социальную поддержку
установленные федеральным законодательством.
С учетом изложенного нельзя согласиться с выводом суда о том,
что оспариваемые прокурором положения Закона области в отношении
названной категории работников противоречат федеральному
законодательству.
Руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
решение Оренбургского областного суда от 13 марта 2006 г. в
части признания противоречащими федеральному законодательству,
недействующими и не подлежащими применению статей 1 и 2 Закона
Оренбургской области "О мерах социальной поддержки отдельных
категорий квалифицированных работников областных государственных
учреждений, работающих и проживающих на территории Оренбургской
области" от 12 января 2005 г. N 1772/301-111-ОЗ об установлении в
качестве меры социальной поддержки частичного возмещения расходов
по оплате за наем жилого помещения, отопления, освещения и
установлении предельного размера компенсации в сумме 120 рублей в
отношении врачей, провизоров, среднего медицинского и
фармацевтического персонала, социальных работников с высшим и
средним профессиональным (профильным) образованием, ветеринарных
врачей, ветеринарных фельдшеров (ветеринарных техников) отменить.
Принять в этой части новое решение об отказе заместителю прокурора
Оренбургской области в удовлетворении заявления.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а
кассационные жалобы Законодательного Собрания Оренбургской области
и Правительства Оренбургской области - без удовлетворения.
|