Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 05.09.2000 N ГКПИ00-882 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННОЙ (НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ) Ч. 5 "ПЕРЕЧНЯ ПРОДУКЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННО ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ И УСЛУГ, НА КОТОРЫЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН (ТАРИФОВ) НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ РФ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ" ОТКАЗАНО, ТАК КАК НАЗВАННАЯ ЧАСТЬ ПЕРЕЧНЯ НЕ ОГРАНИЧИВАЕТ ПРАВА...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                  от 5 сентября 2000 г. N ГКПИ00-882
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Редченко Ю.Д.,
       при секретаре                                   Шведове Ю.А.,
       с участием прокурора                          Гончаровой Н.Ю.
   
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   жалобе   Дьякова   Дмитрия  Викторовича  о   признании   незаконной
   (недействующей)   ч.   5  "Перечня  продукции   производственно   -
   технического назначения, товаров народного потребления и услуг,  на
   которые  государственное регулирование цен (тарифов) на  внутреннем
   рынке   РФ  осуществляют  органы  исполнительной  власти  субъектов
   Российской  Федерации", утвержденного Постановлением  Правительства
   РФ от 7 марта 1995 года N 239,
   
                              установил:
   
       Дьяков  Д.В.  обратился в Верховный Суд Российской Федерации  с
   вышеуказанным требованием, сославшись на то, что оспариваемая ч.  5
   Перечня  не  соответствует требованиям Конституции РФ, Гражданского
   кодекса  РФ  и  Федерального  закона "О конкуренции  и  ограничении
   монополистической деятельности на товарных рынках" и  необоснованно
   свободное  использование  гражданами своих  способностей,  а  также
   имущества  для  предпринимательской и иной не  запрещенной  законом
   экономической деятельности.
       В связи с этим считает, что оспариваемая часть Перечня не может
   являться законной.
       В  судебном  заседании представители заявителя по  доверенности
   Глисков  А.А.  и  Рыков  С.А. заявленное  требование  поддержали  и
   дополнительно  пояснили,  что  Правительство  РФ  не  вправе   было
   передавать  свои полномочия по регулированию тарифов  на  перевозки
   пассажиров    и    багажа    общественным    транспортом    органам
   исполнительной  власти  субъектов федерации  РФ,  поскольку  Указом
   Президента    РФ   решение   вопроса   об   установлении    порядка
   государственного регулирования цен (тарифов) на услуги  отнесено  к
   полномочиям  Правительства РФ и именно оно должно  было  установить
   единый порядок в этом вопросе.
       Представители Правительства РФ Комаров С.П. и Калмыкова Е.В.  с
   предъявленными требованиями не согласились и просили об  оставлении
   его   без   удовлетворения,  сославшись  на  то,  что  оспариваемое
   заявителем  Постановление  принято  Правительством  РФ  в  пределах
   своей компетенции и с соблюдением требований закона.
       Выслушав  объяснения  представителей заявителя,  представителей
   заинтересованного  лица,  исследовав  материалы  дела  и   заслушав
   заключение  прокурора Генеральной прокуратуры РФ  Гончаровой  Н.Ю.,
   полагавшей   в   удовлетворении  жалобы  отказать,  Верховный   Суд
   Российской  Федерации  находит ее не подлежащей  удовлетворению  по
   следующим основаниям.
       В  соответствии со ст. 23 Федерального конституционного  закона
   "О   Правительстве  Российской  Федерации"  Правительство   РФ   на
   основании  и  во исполнение Конституции РФ, федеральных  законов  и
   нормативных   указов   Президента   РФ   издает   постановления   и
   распоряжения.
       Как установлено судом, во исполнение Указа Президента РФ от  28
   февраля  1995  г.  N 221 "О мерах по упорядочению  государственного
   регулирования цен (тарифов)" и Постановлением Правительства  РФ  от
   7   марта   1995  г.  N  239  был  утвержден  "Перечень   продукции
   производственно   -  технического  назначения,  товаров   народного
   потребления  и услуг, на которые государственное регулирование  цен
   (тарифов)    на    внутреннем   рынке   РФ   осуществляют    органы
   исполнительной власти субъектов Российской Федерации", согласно  ч.
   5   которого   этим   органам   власти   передано   на   разрешение
   государственное   регулирование   цен   (тарифов)   на    перевозки
   пассажиров  и  багажа  всеми  видами  общественного  транспорта   в
   городском,  включая  метрополитен, и пригородном  сообщении  (кроме
   железнодорожного транспорта).
       По  утверждению представителей Правительства РФ, указанное выше
   Постановление  принято  Правительством РФ в соответствии  с  Указом
   Президента  РФ от 28 февраля 1995 г. N 221, согласно п. 2  которого
   Правительству  РФ  получено устанавливать порядок  государственного
   регулирования   цен   (тарифов)  на  продукцию  производственно   -
   технического назначения, товары народного потребления и услуги.
       Установленный  оспариваемым  Постановлением  Правительства   РФ
   порядок  государственного регулирования цен (тарифов) на услуги  по
   перевозке   пассажиров   и   багажа  всеми   видами   общественного
   транспорта  в  городском и пригородном сообщении с передачей  этого
   вопроса  на  разрешение  органам  исполнительной  власти  субъектов
   Российской   Федерации   действующему   законодательству   РФ    не
   противоречит  и  ничьих  прав  на  свободное  использование   своих
   способностей  и  имущества для предпринимательской деятельности  не
   ограничивает.
       Эти  утверждения  представителей Правительства  РФ  материалами
   дела  не опровергнуты. Не представлено в их опровержение каких-либо
   убедительных   данных,  кроме  рассуждений  общего   характера,   и
   представителями заявителя.
       Кроме  того, анализ содержания оспариваемой части утвержденного
   Правительством  Перечня  также свидетельствует  о  ее  соответствии
   требованиям действующего законодательства РФ.
       Того    обстоятельства,   что   гражданское    законодательство
   предусматривает  государственное  регулирование  цен  (тарифов)   в
   сфере услуг, не оспаривали в суде и сами представители заявителя.
       При таких данных Верховный Суд Российской Федерации приходит  к
   выводу  о  том,  что  каких-либо правовых оснований  для  признания
   незаконной ч. 5 оспариваемого Перечня не имеется.
       Довод  заявителя  о том, что Правительство РФ  не  вправе  было
   устанавливать  предусмотренный Перечнем порядок решения  вопроса  о
   государственном регулировании цен (тарифов) на транспортные  услуги
   с  передачей  своих  полномочий  по этому  вопросу  органам  власти
   субъектов  Российской Федерации, не может быть принят во  внимание,
   поскольку  он  ни на чем не основан и противоречит названному  выше
   Указу Президента РФ и ст. 78 Конституции РФ.
       В   частности,   согласно  названной   норме   Конституции   РФ
   федеральные органы исполнительной власти по соглашению  с  органами
   исполнительной   власти   субъектов   РФ   могут   передавать    им
   осуществление  части  своих полномочий, если  это  не  противоречит
   Конституции и федеральным законам.
       Каких-либо данных об отсутствии соглашения между Правительством
   РФ  и  органами  власти  субъектов РФ  в  отношении  установленного
   государственного  регулирования  цен  (тарифов)   на   транспортные
   услуги,  утвержденного  оспариваемым  Постановлением  Правительства
   РФ,  заявителем суду не представлено. Не приведено им и  каких-либо
   убедительных  данных  о  противоречии принятого  Правительством  РФ
   Постановления  по  этому  вопросу Конституции  РФ  или  федеральным
   законам.
       Ссылка  заявителя и его представителей при этом на противоречие
   принятого   Постановления  требованиям  ст.  1   ГК   РФ,   ст.   7
   Федерального  закона "О конкуренции и ограничении монополистической
   деятельности  на  товарных  рынках",  а  также  ст.  ст.  8  и   55
   Конституции  РФ  не  может  быть  признана  обоснованной,  так  как
   оспариваемое  положение Перечня приведенным выше  нормам  закона  и
   Конституции  РФ  не  противоречит и непосредственного  отношения  к
   регулируемым этими нормами правоотношениям не имеет.
       То  обстоятельство, что установленные органами власти субъектов
   РФ  цены  (тарифы)  на  перевозки пассажиров и багажа  общественным
   транспортом  в городском и пригородном сообщении не в  полной  мере
   учитывают интересы предпринимателей в этой сфере, к чему по сути  и
   сводится требование заявителя, также не может служить основанием  к
   признанию    незаконным   оспариваемого   Перечня,    утвержденного
   Правительством   РФ,  поскольку  в  случае  нарушения   прав   этих
   предпринимателей,   в  частности  и  заявителя,   они   не   лишены
   возможности  обратиться  за  защитой  своего  нарушенного  права  в
   соответствующий суд по месту нахождения органа власти субъекта  РФ,
   решением которого нарушены их права.
       Не  может  суд  согласиться и с утверждением  заявителя  и  его
   представителей  в  той части, что оспариваемым  в  указанной  части
   Постановлением Правительства РФ ограничиваются права  заявителя  на
   свободное   использование  своих  способностей  и   имущества   для
   предпринимательской деятельности, поскольку в данном  Постановлении
   никаких ограничений на занятие предпринимательской деятельностью  в
   названной сфере не содержится.
       Установленные же органами власти субъекта РФ цены  (тарифы)  на
   перевозки   пассажиров   и   багажа  в   случае   их   противоречия
   действующему      законодательству     могут     быть      оспорены
   заинтересованными  лицами,  в  том  числе  и  заявителем,  как  уже
   отмечалось  выше, в соответствующем суде по месту нахождения  этого
   органа власти.
       Другие  доводы, на которые ссылались представители заявителя  в
   суде, также не могут служить основанием к удовлетворению жалобы.
       На  основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197  и
   239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       жалобу  Дьякова  Дмитрия  Викторовича  о  признании  незаконной
   (недействующей)   ч.   5  "Перечня  продукции   производственно   -
   технического назначения, товаров народного потребления и услуг,  на
   которые  государственное регулирование цен (тарифов) на  внутреннем
   рынке   РФ  осуществляют  органы  исполнительной  власти  субъектов
   Российской  Федерации", утвержденного Постановлением  Правительства
   РФ от 7 марта 1995 г. N 239, оставить без удовлетворения.
       Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
   Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со  дня  его
   вынесения в окончательной форме.
   
                                                Председательствующий -
                                                 судья Верховного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                          Ю.Д.РЕДЧЕНКО
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
Разное