Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
27.06.2015
USD
54.81
EUR
61.41
CNY
8.83
JPY
0.44
GBP
86.35
TRY
20.6
PLN
14.72
 

РЕШЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 22.09.2005 ПО ДЕЛУ N 3-279/05 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ СТАТЬИ 6 ЗАКОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТ 08.02.2000 N 194 "О НАЗЕМНОМ ПАССАЖИРСКОМ МАРШРУТНОМ ТРАНСПОРТЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                   САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                   от 22 сентября 2005 г. N 3-279/05
                                   
                      Именем Российской Федерации
   
       Санкт-Петербургский  городской суд в  составе  судьи  Антоневич
   Н.Я.,  с  участием прокурора Бутковой Н.А., при секретаре Кашириной
   У.В.,
       рассмотрел  в открытом судебном заседании дело по заявлению  Б.
   об  оспаривании ст. 6 Закона Санкт-Петербурга N 19-4 от  08.02.2000
   "О  наземном  пассажирском маршрутном транспорте общего пользования
   в Санкт-Петербурге". Установлено:
   
       19  января 2000 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
   был  принят и 8 февраля 2000 года Губернатором Санкт-Петербурга был
   подписан  Закон  Санкт-Петербурга N 19-4 "О  наземном  пассажирском
   маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге".
       В  соответствии со ст. 3 указанного Закона Администрация Санкт-
   Петербурга  устанавливает маршруты движения наземного пассажирского
   маршрутного  транспорта  общего пользования  на  территории  Санкт-
   Петербурга  с  определением начальных и конечных пунктов  маршрута,
   утверждает расписание движения транспорта по маршрутам.
       Администрация   Санкт-Петербурга  при  установлении   маршрутов
   движения  наземного  пассажирского  маршрутного  транспорта  общего
   пользования  учитывает  предложения  муниципальных  образований  по
   оптимальному   и  наиболее  безопасному  для  граждан   прохождению
   маршрута  и  развитию инфраструктуры, необходимой  для  организации
   движения    по   данному   маршруту,   и   несет   ответственность,
   предусмотренную   законодательством   Российской   Федерации,    за
   состояние проезжей части на установленных маршрутах перевозок.
       Согласно ст. 6 указанного Закона Санкт-Петербурга Администрация
   Санкт-Петербурга  организует для маршрутных  перевозчиков  конкурс,
   по  результатам  которого  им предоставляется  право  осуществления
   перевозок  по  каждому  установленному в соответствии  с  настоящим
   Законом коммерческому маршруту.
       Порядок   организации   и   проведения   конкурсов   на   право
   осуществления  пассажирских перевозок по маршрутам  устанавливается
   Администрацией Санкт-Петербурга.
       Б.  обратился в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением,
   в  котором  просил  признать  недействующей  ст.  6  Закона  Санкт-
   Петербурга  "О  наземном пассажирском маршрутном транспорте  общего
   пользования в Санкт-Петербурге".
       В  обоснование  своего  заявления Б. указал,  что  он  является
   индивидуальным      предпринимателем,     зарегистрированным      в
   установленном  порядке  и  имеющим  надлежащую  лицензию  на  право
   осуществления пассажирских перевозок.
       На  основании договоров N К-444-308 и N К-445-288,  заключенных
   им   с   Администрацией  Санкт-Петербурга  14  марта   2002   года,
   вступивших  в силу 19 марта 2002 года и действующих три календарных
   года, он осуществлял перевозки на коммерческих маршрутах N К-308  и
   N  К-288. Статья 6 Закона Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском
   маршрутном  транспорте  общего пользования в Санкт-Петербурге",  по
   утверждению  Б., противоречит федеральному законодательству  -  ст.
   447  ГК РФ, ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, ст. 7-8 ФЗ "О конкуренции
   и  ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и
   нарушает  его  права на занятие предпринимательской  деятельностью,
   гарантированные  ст.  34  Конституции  РФ,  так  как  создает   ему
   препятствия в дальнейшем работать на маршрутах N К-308 и  N  К-288,
   а   также  на  других  коммерческих  маршрутах,  возлагая  на  него
   обязанность   участвовать  в  конкурсе   на   право   осуществления
   перевозок по каждому коммерческому маршруту (л.д. 9, 15-17).
       В  судебном  заседании  заявитель Б.,  представители  заявителя
   Лысенко  В.В.,  Колосов  А.А. и Юрепин С.А.  поддержали  заявленные
   требования.
       Законодательное  Собрание Санкт-Петербурга и Губернатор  Санкт-
   Петербурга  в  письменных  отзывах  на  заявление  Б.  просили  суд
   отказать Б. в удовлетворении его требований (л.д. 24-26, 28-33).
       Представитель    Законодательного   Собрания   Санкт-Петербурга
   Гринева  В.М.  и представитель Губернатора Санкт-Петербурга  Смелов
   С.А.  в  судебном  заседании поддержали указанные  выше  письменные
   отзывы.  В обоснование своих доводов они указали, что ст. 6  Закона
   Санкт-Петербурга  "О  наземном пассажирском  маршрутном  транспорте
   общего    пользования   в   Санкт-Петербурге"    не    противоречит
   федеральному  законодательству, поскольку  указанный  Закон  Санкт-
   Петербурга   принят   в   пределах  ведения   субъекта   Российской
   Федерации.  Данный Закон не регулирует гражданские  правоотношения,
   а  носит  административно-правовой характер,  в  силу  чего  ссылки
   заявителя  на  противоречие оспоренной  им  нормы  ст.  7-8  ФЗ  "О
   конкуренции   и   ограничении  монополистической  деятельности   на
   товарных  рынках" нормам гражданского и бюджетного законодательства
   являются   необоснованными.  Указанная  норма  не  нарушает   права
   заявителя,  поскольку  из  ее содержания следует,  что  в  открытом
   конкурсе на равных условиях вправе добровольно принять участие  все
   желающие лица, имеющие лицензию на право пассажирских перевозок.
       Выслушав   объяснения  лиц,  участвующих  в  деле,   исследовав
   представленные   сторонами  доказательства,   заслушав   заключение
   прокурора   Бутковой   Н.А.,  полагавшей,  что   в   удовлетворении
   заявления Б. должно быть отказано, суд считает, что заявление Б.  о
   признании  недействующей ст. 6 Закона Санкт-Петербурга  N  19-4  от
   08.02.2000  "О  наземном пассажирском маршрутном транспорте  общего
   пользования  в  Санкт-Петербурге"  не  подлежит  удовлетворению  по
   следующим основаниям.
       В  соответствии  с  подп.  "б" ст.  72  Конституции  Российской
   Федерации  к  совместному ведению Российской Федерации  и  субъекта
   Российской  Федерации  относятся  вопросы  защиты  прав  и   свобод
   человека  и  гражданина,  обеспечение  законности,  правопорядка  и
   общественной безопасности.
       В силу ст. 1 и ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ
   "О   безопасности  дорожного  движения"  регулирование  в   области
   безопасности  дорожного  движения  является  одной  из  мер  защиты
   жизни,  здоровья  и  имущества граждан, их законных  интересов,  то
   есть  указанное  регулирование относится  к  вопросам  защиты  прав
   человека и общественной безопасности.
       Таким  образом, регулирование в области безопасности  дорожного
   движения  в  соответствии  со  ст. 72 Конституции  РФ  относится  к
   совместному  ведению  Российской Федерации  и  субъекта  Российской
   Федерации.
       Согласно   ст.   4  ФЗ  "О  безопасности  дорожного   движения"
   законодательство  Российской  Федерации  о  безопасности  дорожного
   движения  состоит  из  настоящего  Федерального  закона  и   других
   федеральных  законов,  принимаемых  в  соответствии  с  ними   иных
   нормативных  правовых актов Российской Федерации,  законов  и  иных
   нормативных актов субъектов Российской Федерации.
       Как  следует  из  п.  1  ст.  6  ФЗ "О  безопасности  дорожного
   движения",    вопросы   организации   транспортного    обслуживания
   населения  не отнесены к предметам ведения Российской Федерации.  В
   соответствии  с п. 2 ст. 6 указанного Федерального закона  субъекты
   Российской  Федерации  вне  пределов ведения  Российской  Федерации
   самостоятельно  решают  вопросы обеспечения безопасности  дорожного
   движения.
       В  соответствии  с подп. 20 п. 2 ст. 6 Федерального  закона  от
   28.08.1995  N  154-ФЗ  "Об  общих  принципах  организации  местного
   самоуправления   в   Российской  Федерации"   (с   изменениями   на
   08.12.2003)   организация  транспортного   обслуживания   населения
   находится в ведении органов местного самоуправления.
       Однако  в  силу  части 2 пункта 3 ст. 6 этого  же  Федерального
   закона  в  субъектах  Российской Федерации -  городах  федерального
   значения  Москве  и  Санкт-Петербурге в целях  сохранения  единства
   городского   хозяйства   предметы   ведения   находящихся   на   их
   территориях  муниципальных образований, в том  числе  установленные
   федеральным    законом,   объекты   муниципальной    собственности,
   источники  доходов местных бюджетов определяются законами субъектов
   Российской  Федерации  -  городов федерального  значения  Москвы  и
   Санкт-Петербурга.
       Как  следует  из ст. 8 Закона Санкт-Петербурга от 18.06.1997  N
   111-35  "О  местном  самоуправлении  в  Санкт-Петербурге",  вопросы
   организации   транспортного  обслуживания  населения  не   отнесены
   законом Санкт-Петербурга к вопросам местного значения.
       Следовательно,  в  силу  ст.  6 ФЗ  "О  безопасности  дорожного
   движения",  подпункта 20 пункта 2 и части 2 пункта 3  статьи  6  ФЗ
   "Об   общих   принципах  организации  местного   самоуправления   в
   Российской Федерации", статьи 8 Закона Санкт-Петербурга "О  местном
   самоуправлении    в    Санкт-Петербурге"    вопросы     организации
   транспортного  обслуживания населения в Санкт-Петербурге  относятся
   к  компетенции субъекта Российской Федерации - города  федерального
   значения Санкт-Петербурга.
       Согласно ст. 1 Закона Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском
   маршрутном   транспорте  общего  пользования  в   Санкт-Петербурге"
   предметом   регулирования   данного  Закона   являются   отношения,
   связанные   с   организацией  обслуживания   пассажиров   наземного
   пассажирского маршрутного транспорта общего пользования.
       Таким  образом, Закон Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском
   маршрутном   транспорте  общего  пользования  в   Санкт-Петербурге"
   принят  в  пределах  компетенции субъекта  Российской  Федерации  -
   города федерального значения Санкт-Петербурга.
       Как следует из ст. 1 указанного Закона Санкт-Петербурга, данный
   закон  регулирует отношения, связанные с организацией  обслуживания
   пассажиров  наземного пассажирского маршрутного  транспорта  общего
   пользования,  то есть отношения, возникающие между государственными
   органами    и   перевозчиками   при   осуществлении   транспортного
   обслуживания   населения   по  вопросам  технического   обеспечения
   безопасности   движения,   соблюдения   технических,    санитарных,
   кадровых  и иных требований к перевозчикам, которые не охватываются
   действием гражданского законодательства, не относятся к гражданско-
   правовым  отношениям,  так  как не могут регулироваться  на  основе
   равноправия  сторон,  а подразумевают отношения  на  уровне  власти
   (подчинения), характерные для административных правоотношений.
       Проведение  конкурса на право осуществлять перевозки пассажиров
   по  установленным  в  соответствии с  Законом  Санкт-Петербурга  "О
   наземном  пассажирском маршрутном транспорте общего  пользования  в
   Санкт-Петербурге"   коммерческим   маршрутам   в   данном    случае
   производится    в    рамках    указанных   выше    административных
   правоотношений, возникающих между государственными органами  Санкт-
   Петербурга   и   перевозчиками   при  реализации   государственными
   органами   Санкт-Петербурга   своих   полномочий   по   организации
   обслуживания   пассажиров   наземного   пассажирского   маршрутного
   транспорта  общего пользования. Проведение конкурса в  соответствии
   с   требованиями   ст.  6  Закона  Санкт-Петербурга   "О   наземном
   пассажирском  маршрутном  транспорте общего  пользования  в  Санкт-
   Петербурге"   направлено   на  выявление   наиболее   ответственных
   перевозчиков,   способных   обеспечить   соблюдение    технических,
   санитарных,   кадровых   и   иных   требований,   предъявляемых   к
   перевозчикам  в целях обеспечения безопасности дорожного  движения,
   обеспечения  мер  защиты жизни, здоровья и  имущества  граждан,  их
   законных интересов.
       В  связи с изложенным суд находит несостоятельными доводы Б.  о
   том,  что  оспоренная им норма Закона Санкт-Петербурга противоречит
   ст.  447  ГК РФ, ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, поскольку  указанные
   выше  правоотношения,  возникающие между  органами  государственной
   власти  Санкт-Петербурга и перевозчиками, не  регулируются  данными
   нормами гражданского и бюджетного законодательства.
       Суд   также   находит,  что  проведение   конкурса   на   право
   осуществлять  перевозки пассажиров по установленным в  соответствии
   с    указанным   выше   Законом   Санкт-Петербурга   маршрутам   не
   противоречит  ст.  7, 8 Закона РСФСР "О конкуренции  и  ограничении
   монополистической  деятельности на товарных рынках".  Установленные
   ст.  6  Закона Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском маршрутном
   транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" правила в  равной
   мере  распространяются на всех перевозчиков, желающих  осуществлять
   перевозки  пассажиров по коммерческим маршрутам в Санкт-Петербурге.
   Указанный  выше  конкурс  носит открытый  характер,  в  нем  вправе
   принять  участие на добровольной основе каждый перевозчик,  имеющий
   лицензию  на  право осуществления перевозки пассажиров,  никому  из
   претендентов  статьей  6  оспоренного  Закона  Санкт-Петербурга  не
   предоставляется каких-либо преимуществ и никому из претендентов  не
   устанавливается  каких-либо  ограничений  для  участия   в   данном
   конкурсе.
       Анализ    ст.   9   Закона   "О   конкуренции   и   ограничении
   монополистической   деятельности  на   товарных   рынках",   письма
   Министерства   РФ   по   антимонопольной   политике   и   поддержке
   предпринимательства  от 28 февраля 2003 г.  N  ИЮ/2272  "О  порядке
   применения  статьи  9  Закона РСФСР "О  конкуренции  и  ограничении
   монополистической деятельности на товарных рынках" также  позволяет
   суду  сделать  вывод  о  том, что антимонопольное  законодательство
   предъявляет  определенные  антимонопольные  требования  к  условиям
   проведения  конкурса, однако не рассматривает сам по  себе  конкурс
   как ограничение конкуренции.
       Суд  также  находит  несостоятельными  доводы  Б.  о  том,  что
   оспоренная   им   норма  Закона  Санкт-Петербурга  нарушает   права
   заявителя,   предоставленные  ему  ст.  34  Конституции  Российской
   Федерации, поскольку проведение конкурса не препятствует  заявителю
   свободно   использовать   свое   имущество   и   способности    для
   предпринимательской   деятельности   -   осуществление   маршрутных
   перевозок пассажиров, а лишь обеспечивает равные условия  для  всех
   претендентов    на    получение   права   осуществлять    указанную
   деятельность.
       Вывод суда о том, что проведение конкурса на право осуществлять
   перевозки  пассажиров по установленным в соответствии  с  указанным
   выше  Законом Санкт-Петербурга коммерческим маршрутам  не  нарушает
   права   заявителя,  установленные  ст.  34  Конституции  Российской
   Федерации,    суд    также   основывает   на    правовой    позиции
   Конституционного   Суда   Российской   Федерации,   изложенной    в
   Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14  марта
   2001  г.  N  55-О  "Об  отказе  в принятии  к  рассмотрению  жалобы
   гражданина  Гурбанова  Керима  Мухтара  Оглы  и  Штинникова  Андрея
   Валентиновича на нарушение их конституционных прав положениями  ст.
   2    Закона   Архангельской   области   "О   порядке   обслуживания
   перевозчиками    автобусных   маршрутов   общего   пользования    в
   Архангельской области", содержащей вывод о том, что  само  по  себе
   установление   конкурса   на  перевозку  пассажиров   не   нарушает
   конституционные права заявителей.
       Доводы  Б.  о  том,  что  во исполнение  ст.  6  Закона  Санкт-
   Петербурга  "О  наземном пассажирском маршрутном транспорте  общего
   пользования  в  Санкт-Петербурге"  Комитетом  по  транспорту   были
   незаконно  выставлены на конкурс маршруты N К-288  и  N  К-308,  на
   которых  он  работал  и  которые были,  по  утверждению  заявителя,
   разработаны  и  обустроены  им лично,  в  данном  случае  не  имеют
   правового  значения,  поскольку относятся не  к  содержанию  ст.  6
   указанного  Закона  Санкт-Петербурга, оспоренной  заявителем,  а  к
   порядку  исполнения  указанного Закона, что не  является  предметом
   настоящего судебного разбирательства.
       На  основании изложенного, руководствуясь ст. 197, 253 ГПК  РФ,
   суд решил:
   
       Заявление  Б.  о  признании недействующей ст. 6  Закона  Санкт-
   Петербурга  N  19-4 "О наземном пассажирском маршрутном  транспорте
   общего    пользования    в    Санкт-Петербурге"    оставить     без
   удовлетворения.
       На решение суда может быть подана сторонами кассационная жалоба
   или принесено кассационное представление прокурором, участвующим  в
   деле,   в   Верховный   Суд  Российской  Федерации   через   Санкт-
   Петербургский городской суд в течение 10 дней.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
27.06.2015
USD
54.81
EUR
61.41
CNY
8.83
JPY
0.44
GBP
86.35
TRY
20.6
PLN
14.72
Разное