КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 30 декабря 2005 г. N 3931-06/19
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской
области сообщает, что в адрес комитета поступило представление
прокуратуры Ленинградской области "Об устранении нарушений
законодательства об усыновлении детей в деятельности органов и
учреждений образования, опеки и попечительства" N 21-04-05 от
07.12.2005.
Из представления следует, что прокуратурой Ленинградской
области проведена проверка исполнения органами и учреждениями
образования, опеки и попечительства законодательства об
усыновлении детей, в том числе выполнение требований ст. 124
Семейного кодекса РФ о приоритете российских граждан при
усыновлении.
Основанием для проведения данной проверки явились
информационные письма и запросы из Генеральной прокуратуры РФ о
проблемах, связанных с процессом усыновления детей российскими и
иностранными гражданами, в том числе в связи с участившимися
фактами насилия над российскими детьми, усыновленными иностранными
гражданами.
В ходе проверки в деятельности органов опеки и попечительства,
учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, выявлены нарушения законодательства по данному вопросу.
Имеются факты нарушений должностными лицами районных органов
опеки и попечительства требований ч. 3 ст. 122 Семейного кодекса
РФ и ФЗ РФ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без
попечения родителей", в соответствии с которыми орган опеки и
попечительства в течение месяца со дня поступления сведений о
ребенке, оставшемся без попечения родителей, а также подлежащем
передаче на воспитание в семью, обеспечивает его устройство и при
невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет
сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в
соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ для учета
в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения
родителей.
Кроме того, в указанных анкетах должностными лицами органов
опеки и попечительства не всегда указываются необходимые данные в
отношении ребенка либо не соблюдается форма предоставления
информации о состоянии здоровья детей: в отношении родителей
подчас отсутствуют имеющие значение данные, например, не
указывается дата лишения родительских прав; либо отсутствуют
сведения о том, какие меры приняты районными органами опеки и
попечительства по устройству ребенка в семью. Подобные факты
выявлены, в частности, в Выборгском, Ломоносовском, Лужском,
Приозерском районах.
В целях соблюдения прав и законных интересов усыновленных детей
необходима тщательная подготовка со стороны органов опеки и
попечительства к процессу усыновления. Однако имеют место случаи,
когда должностные лица названных органов и детских учреждений для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не
предпринимают мер для сбора всей требующейся информации в
отношении усыновляемого ребенка, которая имеет значение для
усыновителей.
В соответствии с требованиями, установленными постановлением
Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 "Об утверждении правил
передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления
контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей
на территории РФ..." (абзац 2 п. 2 ст. 125 СК РФ), органами опеки
и попечительства надлежащим образом должен осуществляться контроль
за условиями жизни и воспитания детей в семьях российских
усыновителей.
Однако в некоторых районах (например в Лужском) проверкой
установлено отсутствие названного контроля со стороны должностных
лиц органов опеки и попечительства: нет актов обследования,
отчетов об условиях жизни и воспитания усыновленных детей.
С учетом замечаний, указанных в представлении прокуратуры
Ленинградской области, Комитет общего и профессионального
образования рекомендует:
1. Принять меры к устранению выявленных нарушений закона в
деятельности органов опеки и попечительства, учреждений
образования и усилить ведомственный контроль по указанному
направлению.
Председатель комитета общего
и профессионального образования
Ленинградской области
З.Г.Найденова
|