ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ОПЕРАТИВНАЯ ТАМОЖНЯ
ПИСЬМО
от 28 декабря 2005 г. N 08-22/8288
О ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ СТАТЬИ 15.25 КОАП РОССИИ
28.11.2005 в Северо-Западном таможенном управлении (далее -
СЗТУ) состоялась рабочая встреча должностных лиц службы
федеральных таможенных доходов СЗТУ и должностных лиц таможенных
органов Санкт-Петербурга и Ленинградской области с представителями
Территориального управления Федеральной службы финансово-
бюджетного надзора (далее - ФС ФБН РФ) по Санкт-Петербургу и
Ленинградской области по практическому применению статьи 15.25
КоАП России.
Согласно позиции ФС ФБН РФ - административное правонарушение,
ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 15.25 КоАП
России, относится к длящимся правонарушениям.
При вынесении постановлений о прекращении производства по делам
об АП должностное лицо ФС ФБН РК руководствуется Методическими
рекомендациями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по
производству по делам об АП в сфере валютного законодательства
Российской Федерации и актов органов валютного регулирования ФС
ФБН РФ.
В соответствии с Методическими рекомендациями ФС ФБН РК данное
правонарушение является длящимся, а привлечение к административной
ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП России может осуществляться
только в случае если валютная выручка (полностью или частично) не
была зачислена на момент вынесения постановления по делу об АП.
Согласно санкции ч. 4 ст. 15.25 КоАП России совершение данного
правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере
от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не
зачисленных на счета в уполномоченных банках.
Основываясь на формулировке санкции статьи, при вынесении
решения по делу об АП должностным лицом сделан вывод, что
ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок
обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных
банках иностранной валюты и валюты РФ наступает только в случае
зачисления на банковские счета денежных средств на момент
рассмотрения дела.
На основании изложенного следует, что при исчислении сроков,
установленных ст. 4.5 КоАП России, и отнесении административных
правонарушений к длящимся, ФС ФБН РФ при решении вопроса об
административной ответственности не руководствуется разъяснением,
данным в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 24.03.2005 N 5.
Таможенным органам при исчислении сроков, установленных статьей
4.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, и отнесении административных правонарушений к
длящимся необходимо руководствоваться пунктом 14 постановления
Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О
некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях".
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации длящимся
является такое административное правонарушение (действие или
бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся
невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных
на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным
правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не
является длящимся административным правонарушением. При этом
необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося
административного правонарушения считается день, когда должностное
лицо, уполномоченное составлять протокол об административном
правонарушении, выявило факт его совершения. Срок давности
привлечения к административной ответственности за правонарушения,
по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность
не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с
момента наступления указанного срока.
В соответствии с письмом ФТС России от 17.03.2005 N 01-06/8229
"О направлении Методических рекомендаций по квалификации нарушений
валютного законодательства" - "...за невыполнение в установленный
срок обязанности по получению на свои банковские счета в
уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской
Федерации, причитающиеся за переданные нерезидентом товары,
резидент подлежит привлечению к административной ответственности,
независимо обеспечил ли он возврат валюты после совершения
административного правонарушения либо нет".
Таким образом, согласно разъяснениям, данным в п. 14
постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, данное
правонарушение является оконченным.
Исходя из смысла ч. 4 ст. 15.25 КоАП России ответственность за
невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по
получению на свои банковские счета в уполномоченных банках
иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные
нерезидентам товары, наступает на следующий день после данного
срока.
Следовательно, поступление валютной выручки после истечения
установленного срока не может являться обстоятельством,
исключающим производство по делу об АП. Считаем, что Методические
рекомендации ФС ФБН РК противоречат разъяснениям, данным
постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5.
По мнению СЗОТ ответственность за "невыполнение... в
установленный срок обязанности..." наступает на следующий день
после истечения указанного срока.
Поступление валютной выручки согласно п. 4 ст. 4.2 КоАП России
может быть признано только обстоятельством, смягчающим
административную ответственность.
В настоящее время УТРД ФТС России разработаны новые
Методические рекомендации по квалификации административных
правонарушений, предусмотренных ст. 15.25 КоАП России, которые в
ближайшее время будут направлены в таможенные органы.
Начальник
Северо-Западной оперативной таможни
полковник таможенной службы
С.В.Паддубский
СОГЛАСОВАНО
Начальник отдела контроля за соблюдением
законности при привлечении к административной
ответственности правовой службы СЗТУ
подполковник таможенной службы
А.П.Васильев
|