САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 10 ноября 2005 г. N 3-268/05
Именем Российской Федерации
10 ноября 2005 года Санкт-Петербургский городской суд в составе
судьи Масоловой С.Н., с участием прокурора Тарасовой А.Ю. при
секретаре Птоховой З.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Тимофеева Георгия Сергеевича, Рыбкиной Елены Владимировны,
Бабанина Игоря Валентиновича и отделения международной
неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" об
оспаривании постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 1
марта 2005 года N 217, от 1 марта 2005 года N 218 и частично
Положения, утвержденного постановлением Правительства Санкт-
Петербурга от 4 октября 2004 года N 1641, установил:
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.03.2005 N
217 "Об уменьшении размера средств, составляющих восстановительную
стоимость зеленых насаждений в Санкт-Петербурге" было установлено:
что при реализации проектов строительства объектов газификации
и теплоэнергетики, включая подземные и наземные газопроводы, а
также сооружения и технические устройства на них, на территории
Санкт-Петербурга, осуществляемых за счет средств открытого
акционерного общества "Газпром", размер средств, составляющих
восстановительную стоимость зеленых насаждений в Санкт-Петербурге
(далее - размер восстановительной стоимости), составляет 10
процентов от размера восстановительной стоимости, определяемого в
соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от
04.10.2004 N 1641 "О размере и порядке оплаты средств,
составляющих восстановительную стоимость зеленых насаждений в
Санкт-Петербурге и других объектов благоустройства, находящихся на
территории парков, садов, скверов, бульваров, детских и спортивных
площадок в Санкт-Петербурге (далее - постановление Правительства
Санкт-Петербурга от 04.10.2004 N 1641) (пункт 1 постановления).
Пунктом 2 этого постановления было установлено, что размер
восстановительной стоимости при осуществлении работ по
строительству объектов инженерно-энергетической инфраструктуры за
счет средств бюджета Санкт-Петербурга составляет 10 процентов от
размера восстановительной стоимости, определяемого в соответствии
с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.10.2004 N
1641 (л.д. 97).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.03.2005 N
218 "О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-
Петербурга от 04.10.2004 N 1641" было постановлено:
внести изменение в Положение о размере и порядке оплаты
средств, составляющих восстановительную стоимость зеленых
насаждений в Санкт-Петербурге и других объектов благоустройства,
находящихся на территории парков, садов, скверов, бульваров,
детских и спортивных площадок в Санкт-Петербурге, утвержденное
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.10.2004 N 1641
"О размере и порядке оплаты средств, составляющих
восстановительную стоимость зеленых насаждений в Санкт-Петербурге
и других объектов благоустройства, находящихся на территории
парков, садов, скверов, бульваров, детских и спортивных площадок в
Санкт-Петербурге", дополнив пункт 10 абзацем следующего
содержания: "В случае проведения отдельных работ, имеющих
повышенную социальную значимость для жителей Санкт-Петербурга,
размер восстановительной стоимости зеленых насаждений может быть
уменьшен на основании постановления Правительства Санкт-
Петербурга" (пункт 1 постановления) (л.д. 133).
Тимофеев Г.С., Рыбкина Е.В., Бабанин И.В. и отделение
международной неправительственной некоммерческой организации
"Совет Гринпис" (далее - ОМННО "Совет Гринпис") обратились в Санкт-
Петербургский городской суд с заявлением (л.д. 2-6), уточнив
требования по которому (л.д. 175-176) просили признать
недействующими постановления Правительства Санкт-Петербурга от
01.03.2005 N 217 и N 218 со дня их принятия, а также абзац 2
пункта 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства
Санкт-Петербурга от 04.10.2004 N 1641 с 1 марта 2005 года (л.д.) с
01.03.2005.
В обоснование своих требований заявители ссылались на то, что
оспариваемые ими положения нормативных правовых актов противоречат
федеральному законодательству, Закону Санкт-Петербурга "Об охране
зеленых насаждений" от 12 мая 2004 года N 254-38, нарушают права
заявителей Тимофеева Г.С., Рыбкиной Е.В., Бабанина И.В., а также
других граждан, в том числе на благоприятную окружающую среду.
Представитель Правительства Санкт-Петербурга заявленные
требования не признал, ссылаясь на то, что оспариваемые
заявителями положения нормативных правовых актов не противоречат
федеральному законодательству, Закону Санкт-Петербурга "Об охране
зеленых насаждений" и не нарушают права и законные интересы
граждан.
Суд, выслушав объяснения заявителя Рыбкиной Е.В., представителя
заявителей, представителей Правительства Санкт-Петербурга,
Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства
Санкт-Петербурга, Комитета по благоустройству и дорожному
хозяйству Правительства Санкт-Петербурга, Комитета финансов Санкт-
Петербурга, заключение прокурора, полагавшего удовлетворить
требования заявителей в полном объеме, находит, что заявленные
требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 72 Конституции Российской Федерации
в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации, в частности, находятся природопользование, охрана
окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Статьей 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в
соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации (часть вторая статьи 76).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в
соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае
противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в
Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи
76).
Как видно из преамбулы Федерального закона "Об охране
окружающей среды", данный закон определяет правовые основы
государственной политики в области охраны окружающей среды,
обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических
задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического
разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения
потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления
правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности.
Этот Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества
и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной
деятельности, связанной с воздействием на природную среду как
важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни
на Земле, в пределах территории Российской Федерации.
Статьей 3 названного Федерального закона установлены основные
принципы охраны окружающей среды, на основе которых должна
осуществляться хозяйственная и иная деятельность органов
государственной власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая
воздействие на окружающую среду.
К ним, в частности, отнесены:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и
социальных интересов человека, общества и государства в целях
обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных
ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной
окружающей среды и экологической безопасности;
ответственность органов государственной власти Российской
Федерации, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение
благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на
соответствующих территориях;
платность природопользования и возмещение вреда окружающей
среде;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и
иной деятельности;
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при
принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной
деятельности;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на
природную среду исходя из требований в области охраны окружающей
среды.
12 мая 2004 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга был
принят Закон Санкт-Петербурга "Об охране зеленых насаждений" N 254-
38 (л.д. 48-52).
Пунктами 1, 3 статьи 6 этого Закона было установлено, что
средства, составляющие восстановительную стоимость зеленых
насаждений, выплачиваются в случаях повреждения или уничтожения
зеленых насаждений, за исключением отдельных случаев,
предусмотренных подпунктами 2, 3, 4 пункта 1 статьи 5 указанного
Закона Санкт-Петербурга (в случае проведения санитарных рубок,
чрезвычайных ситуаций и т.д.). Размер и порядок оплаты средств,
составляющих восстановительную стоимость, определяются в порядке,
установленном Правительством Санкт-Петербурга. Размер средств,
составляющих восстановительную стоимость, не может быть меньше
цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно оплачивается за
аналогичные по качеству и объему услуги озеленения.
Во исполнение указанной нормы Закона Санкт-Петербурга
04.10.2004 Правительством Санкт-Петербурга было принято
постановление N 1641 "О размере и порядке оплаты средств,
составляющих восстановительную стоимость зеленых насаждений в
Санкт-Петербурге и других объектов благоустройства, находящихся на
территории парков, садов, скверов, бульваров, детских и спортивных
площадок в Санкт-Петербурге", пунктом 1 которого было утверждено
Положение о размере и порядке оплаты средств, составляющих
восстановительную стоимость зеленых насаждений в Санкт-Петербурге
и других объектов благоустройства, находящихся на территории
парков, садов, скверов, бульваров, детских и спортивных площадок в
Санкт-Петербурге (далее - Положение) (л.д. 54, 55-57, 58-62).
Названным выше Законом Санкт-Петербурга были непосредственно
определены плательщики, объект обложения платежом и его предельный
минимальный размер. Этим Законом Правительство Санкт-Петербурга
было наделено лишь полномочием по установлению предельного размера
и порядка оплаты средств, составляющих восстановительную стоимость
зеленых насаждений в Санкт-Петербурге, а необходимость их
применения в рассматриваемом вопросе определена как в названном
выше Законе Санкт-Петербурга, так и в Федеральном законе "Об
охране окружающей среды".
Согласно пунктам 2, 3 статьи 77 Федерального закона "Об охране
окружающей среды" вред окружающей среде, причиненный субъектом
хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой
имеется положительное заключение государственной экологической
экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной
среды, подлежит возмещению заказчиком и(или) субъектом
хозяйственной и иной деятельности.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и
иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в
установленном порядке таксами и методиками исчисления размера
вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических
затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с
учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Уничтожение зеленых насаждений является деятельностью по
изъятию компонентов окружающей среды.
В силу статьи 1 Закона Санкт-Петербурга "Об охране зеленых
насаждений" уничтожение зеленых насаждений - повреждение или
выкапывание зеленых насаждений, которое повлекло их гибель или
утрату в качестве элемента ландшафта.
Согласно пункту 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской
Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые
отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов
предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества
по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов,
включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать
их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие
основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам,
не могут носить индивидуального характера.
Установление Правительством Санкт-Петербурга оспариваемым
постановлением от 01.03.2005 N 217 льгот по оплате средств,
составляющих восстановительную стоимость зеленых насаждений в
Санкт-Петербурге, путем ее снижения на 90 процентов от размера
восстановительной стоимости, определенного в соответствии с
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.10.2004 N
1641, а также установление Правительством Санкт-Петербурга
оспариваемым постановлением от 01.03.2005 N 218 своего права на
определение оснований, порядка и условий применения льгот по
оплате установленного законом платежа не соответствует
Федеральному закону "Об охране окружающей среды", Закону Санкт-
Петербурга "Об охране зеленых насаждений", общим принципам
налогообложения и сборов.
Указанные льготы по названному платежу не могут устанавливаться
постановлениями Правительства Санкт-Петербурга, носить
индивидуальный характер.
Данный вывод суда не противоречит правовой позиции
Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в
определении от 10 декабря 2002 года N 284-О, о конституционно-
правовом смысле постановления Правительства Российской Федерации
от 28 августа 1992 года N 632 "Об утверждении Порядка определения
платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной
среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (в
редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14
июня 2001 года N 463), что оно принято Правительством Российской
Федерации во исполнение полномочий, предоставленных ему
федеральным законом, и предусматривает взимание платежей
неналогового характера, сохраняет силу и подлежит применению
судами, другими органами и должностными лицами как не
противоречащее Конституции Российской Федерации с точки зрения
разграничения компетенции между Федеральным Собранием и
Правительством Российской Федерации, на которую ссылался
представитель Правительства Санкт-Петербурга.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской
Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду,
каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно
относиться к природным богатствам.
Статьей 12 Федерального закона "Об охране окружающей среды"
установлено, что общественные и иные некоммерческие объединения,
осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды,
имеют право защищать права и законные интересы граждан в области
охраны окружающей среды.
Право и обязанность по обращению в суд заявителя ОМННО "Совет
Гринпис" по указанному вопросу предусмотрены и пунктом 2.3 Устава
этой организации.
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга
"О защите зеленых насаждений" средства, составляющие
восстановительную стоимость, перечисляются в соответствующий
бюджет в зависимости от вида зеленых насаждений.
Согласно пункту 1 статьи 10 этого Закона средства, поступающие
в качестве оплаты восстановительной стоимости, подлежат отдельному
учету в доходной части бюджета Санкт-Петербурга.
В целях реализации статьи 6 названного выше Закона Санкт-
Петербурга 30 декабря 2004 года Комитет финансов Правительства
Санкт-Петербурга издал распоряжение N 218-р "Об утверждении
Положения о порядке зачисления в бюджет Санкт-Петербурга средств,
составляющих восстановительную стоимость зеленых насаждений". В
силу пункта 2 этого Положения начиная с 2005 года, средства,
составляющие восстановительную стоимость зеленых насаждений,
отражаются в бюджете Санкт-Петербурга по коду бюджетной
классификации 811 11303020020300130 "Средства на возмещение
ущерба, наносимого зеленому фонду".
Утверждения заявителей о том, что установление оспариваемыми
нормативными правовыми актами льгот по оплате восстановительной
стоимости зеленых насаждений (при отсутствии расчетов по объемам
недополученных доходов Санкт-Петербурга в связи с установлением
таких льгот и отсутствием компенсационного источника) значительно
уменьшило запланированные доходную и расчетную части бюджета Санкт-
Петербурга на 2005 год от средств, составляющих восстановительную
стоимость зеленых насаждений, что привело к неполному возмещению
вреда окружающей среде, нарушило права заявителей и граждан, в
защиту прав и интересов которых обратилась ОМННО "Совет Гринпис",
на благоприятную окружающую среду, материалами дела не
опровергнуто.
Не представлено каких-либо убедительных данных в их
опровержение и представителем Правительства Санкт-Петербурга.
Поскольку оспариваемые положения обжалуемых нормативно-правовых
актов до вынесения настоящего решения суда в течение определенного
времени применялись, суд считает возможным признать их
недействующими, не подлежащими применению с момента вступления
решения в законную силу.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 245, 246,
251-253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление Тимофеева Георгия Сергеевича, Рыбкиной Елены
Владимировны, Бабанина Игоря Валентиновича и отделения
международной неправительственной некоммерческой организации
"Совет Гринпис" удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления решения суда в
законную силу постановление Правительства Санкт-Петербурга от 1
марта 2005 года N 217 "Об уменьшении размера средств, составляющих
восстановительную стоимость зеленых насаждений в Санкт-Петербурге"
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 1 марта 2005 года
N 218 "О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-
Петербурга от 04.10.2004 N 1641", абзац 2 пункта 10 Положения о
размере и порядке оплаты средств, составляющих восстановительную
стоимость зеленых насаждений в Санкт-Петербурге и других объектов
благоустройства, находящихся на территории парков, садов, скверов,
бульваров, детских и спортивных площадок в Санкт-Петербурге,
утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 4
октября 2004 года N 1641 "О размере и порядке оплаты средств,
составляющих восстановительную стоимость зеленых насаждений в
Санкт-Петербурге и других объектов благоустройства, находящихся на
территории парков, садов, скверов, бульваров, детских и спортивных
площадок в Санкт-Петербурге" в части слов "В случае проведения
отдельных работ, имеющих повышенную социальную значимость для
жителей Санкт-Петербурга, размер восстановительной стоимости
зеленых насаждений может быть уменьшен на основании постановления
Правительства Санкт-Петербурга".
Сообщение о данном решении подлежит опубликованию в журнале
"Вестник Администрации Санкт-Петербурга" после вступления решения
в законную силу.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Верховный Суд
Российской Федерации.
|