Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
10.09.2016
USD
64.16
EUR
72.34
CNY
9.61
JPY
0.63
GBP
85.26
TRY
21.66
PLN
16.71
 

РЕШЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 10.11.2005 ПО ДЕЛУ N 3-268/05 О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТПЕТЕРБУРГА ОТ 01.03.2005 N 217 "ОБ УМЕНЬШЕНИИ РАЗМЕРА СРЕДСТВ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ВОССТАНОВИТЕЛЬНУЮ СТОИМОСТЬ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ", ОТ ...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                   САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                    от 10 ноября 2005 г. N 3-268/05
                                   
                      Именем Российской Федерации
   
       10 ноября 2005 года Санкт-Петербургский городской суд в составе
   судьи  Масоловой  С.Н.,  с участием прокурора  Тарасовой  А.Ю.  при
   секретаре Птоховой З.Ю.,
       рассмотрел  в  открытом судебном заседании  дело  по  заявлению
   Тимофеева   Георгия   Сергеевича,  Рыбкиной   Елены   Владимировны,
   Бабанина    Игоря    Валентиновича   и   отделения    международной
   неправительственной некоммерческой организации "Совет  Гринпис"  об
   оспаривании  постановлений  Правительства  Санкт-Петербурга  от   1
   марта  2005  года  N 217, от 1 марта 2005 года  N  218  и  частично
   Положения,   утвержденного  постановлением   Правительства   Санкт-
   Петербурга от 4 октября 2004 года N 1641, установил:
   
       Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от  01.03.2005  N
   217  "Об уменьшении размера средств, составляющих восстановительную
   стоимость зеленых насаждений в Санкт-Петербурге" было установлено:
       что  при реализации проектов строительства объектов газификации
   и  теплоэнергетики,  включая подземные и  наземные  газопроводы,  а
   также  сооружения  и технические устройства на них,  на  территории
   Санкт-Петербурга,   осуществляемых  за   счет   средств   открытого
   акционерного   общества  "Газпром",  размер  средств,  составляющих
   восстановительную  стоимость зеленых насаждений в  Санкт-Петербурге
   (далее   -  размер  восстановительной  стоимости),  составляет   10
   процентов  от размера восстановительной стоимости, определяемого  в
   соответствии  с  постановлением Правительства  Санкт-Петербурга  от
   04.10.2004   N   1641   "О  размере  и  порядке   оплаты   средств,
   составляющих  восстановительную  стоимость  зеленых  насаждений   в
   Санкт-Петербурге и других объектов благоустройства, находящихся  на
   территории  парков, садов, скверов, бульваров, детских и спортивных
   площадок  в  Санкт-Петербурге (далее - постановление  Правительства
   Санкт-Петербурга от 04.10.2004 N 1641) (пункт 1 постановления).
       Пунктом  2  этого  постановления было установлено,  что  размер
   восстановительной    стоимости   при   осуществлении    работ    по
   строительству  объектов инженерно-энергетической инфраструктуры  за
   счет  средств  бюджета Санкт-Петербурга составляет 10 процентов  от
   размера  восстановительной стоимости, определяемого в  соответствии
   с  постановлением Правительства Санкт-Петербурга  от  04.10.2004  N
   1641 (л.д. 97).
       Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от  01.03.2005  N
   218  "О  внесении  изменения в постановление  Правительства  Санкт-
   Петербурга от 04.10.2004 N 1641" было постановлено:
       внести  изменение  в  Положение  о  размере  и  порядке  оплаты
   средств,    составляющих   восстановительную   стоимость    зеленых
   насаждений  в  Санкт-Петербурге и других объектов  благоустройства,
   находящихся  на  территории  парков,  садов,  скверов,   бульваров,
   детских  и  спортивных  площадок  в Санкт-Петербурге,  утвержденное
   постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.10.2004 N  1641
   "О    размере    и    порядке    оплаты    средств,    составляющих
   восстановительную  стоимость зеленых насаждений в  Санкт-Петербурге
   и   других  объектов  благоустройства,  находящихся  на  территории
   парков, садов, скверов, бульваров, детских и спортивных площадок  в
   Санкт-Петербурге",    дополнив   пункт   10   абзацем    следующего
   содержания:   "В   случае  проведения  отдельных   работ,   имеющих
   повышенную  социальную  значимость  для  жителей  Санкт-Петербурга,
   размер  восстановительной стоимости зеленых насаждений  может  быть
   уменьшен   на   основании   постановления   Правительства    Санкт-
   Петербурга" (пункт 1 постановления) (л.д. 133).
       Тимофеев   Г.С.,  Рыбкина  Е.В.,  Бабанин  И.В.   и   отделение
   международной   неправительственной   некоммерческой    организации
   "Совет Гринпис" (далее - ОМННО "Совет Гринпис") обратились в Санкт-
   Петербургский  городской  суд  с  заявлением  (л.д.  2-6),  уточнив
   требования   по   которому   (л.д.   175-176)   просили    признать
   недействующими  постановления  Правительства  Санкт-Петербурга   от
   01.03.2005  N  217  и N 218 со дня их принятия,  а  также  абзац  2
   пункта  10  Положения,  утвержденного постановлением  Правительства
   Санкт-Петербурга от 04.10.2004 N 1641 с 1 марта 2005 года (л.д.)  с
   01.03.2005.
       В  обоснование своих требований заявители ссылались на то,  что
   оспариваемые  ими положения нормативных правовых актов противоречат
   федеральному законодательству, Закону Санкт-Петербурга  "Об  охране
   зеленых  насаждений" от 12 мая 2004 года N 254-38,  нарушают  права
   заявителей  Тимофеева Г.С., Рыбкиной Е.В., Бабанина И.В.,  а  также
   других граждан, в том числе на благоприятную окружающую среду.
       Представитель    Правительства   Санкт-Петербурга    заявленные
   требования   не   признал,  ссылаясь  на   то,   что   оспариваемые
   заявителями  положения нормативных правовых актов  не  противоречат
   федеральному законодательству, Закону Санкт-Петербурга  "Об  охране
   зеленых  насаждений"  и  не  нарушают  права  и  законные  интересы
   граждан.
       Суд, выслушав объяснения заявителя Рыбкиной Е.В., представителя
   заявителей,    представителей    Правительства    Санкт-Петербурга,
   Комитета  по  энергетике  и  инженерному обеспечению  Правительства
   Санкт-Петербурга,   Комитета   по   благоустройству   и   дорожному
   хозяйству Правительства Санкт-Петербурга, Комитета финансов  Санкт-
   Петербурга,   заключение   прокурора,   полагавшего   удовлетворить
   требования  заявителей  в  полном объеме, находит,  что  заявленные
   требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
       Согласно  положениям статьи 72 Конституции Российской Федерации
   в  совместном  ведении Российской Федерации и субъектов  Российской
   Федерации,   в  частности,  находятся  природопользование,   охрана
   окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
       Статьей 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по
   предметам  совместного  ведения Российской  Федерации  и  субъектов
   Российской  Федерации издаются федеральные законы и  принимаемые  в
   соответствии  с  ними  законы  и  иные  нормативные  правовые  акты
   субъектов Российской Федерации (часть вторая статьи 76).
       Законы  и  иные нормативные правовые акты субъектов  Российской
   Федерации  не могут противоречить федеральным законам,  принятым  в
   соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.  В  случае
   противоречия  между федеральным законом и иным  актом,  изданным  в
   Российской Федерации, действует федеральный закон (часть  5  статьи
   76).
       Как   видно   из  преамбулы  Федерального  закона  "Об   охране
   окружающей   среды",  данный  закон  определяет   правовые   основы
   государственной   политики  в  области  охраны  окружающей   среды,
   обеспечивающие   сбалансированное  решение  социально-экономических
   задач,  сохранение  благоприятной окружающей среды,  биологического
   разнообразия   и   природных  ресурсов   в   целях   удовлетворения
   потребностей    нынешнего   и   будущих    поколений,    укрепления
   правопорядка  в  области  охраны  окружающей  среды  и  обеспечения
   экологической безопасности.
       Этот Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества
   и  природы,  возникающие  при осуществлении  хозяйственной  и  иной
   деятельности,  связанной  с воздействием  на  природную  среду  как
   важнейшую  составляющую окружающей среды, являющуюся основой  жизни
   на Земле, в пределах территории Российской Федерации.
       Статьей  3 названного Федерального закона установлены  основные
   принципы   охраны  окружающей  среды,  на  основе  которых   должна
   осуществляться   хозяйственная   и   иная   деятельность    органов
   государственной     власти    Российской     Федерации,     органов
   государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  органов
   местного  самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая
   воздействие на окружающую среду.
       К ним, в частности, отнесены:
       соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
       обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
       научно  обоснованное сочетание экологических,  экономических  и
   социальных  интересов  человека, общества  и  государства  в  целях
   обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
       охрана,  воспроизводство и рациональное использование природных
   ресурсов   как   необходимые   условия  обеспечения   благоприятной
   окружающей среды и экологической безопасности;
       ответственность   органов  государственной  власти   Российской
   Федерации,  органов  государственной  власти  субъектов  Российской
   Федерации,   органов   местного   самоуправления   за   обеспечение
   благоприятной  окружающей  среды и  экологической  безопасности  на
   соответствующих территориях;
       платность  природопользования  и  возмещение  вреда  окружающей
   среде;
       презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной  и
   иной деятельности;
       обязательность  оценки  воздействия  на  окружающую  среду  при
   принятии   решений   об   осуществлении   хозяйственной   и    иной
   деятельности;
       допустимость  воздействия хозяйственной и иной деятельности  на
   природную  среду  исходя из требований в области охраны  окружающей
   среды.
       12 мая 2004 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга был
   принят Закон Санкт-Петербурга "Об охране зеленых насаждений" N 254-
   38 (л.д. 48-52).
       Пунктами  1,  3  статьи  6 этого Закона было  установлено,  что
   средства,   составляющие   восстановительную   стоимость    зеленых
   насаждений,  выплачиваются  в случаях повреждения  или  уничтожения
   зеленых    насаждений,    за   исключением    отдельных    случаев,
   предусмотренных  подпунктами 2, 3, 4 пункта 1 статьи  5  указанного
   Закона  Санкт-Петербурга  (в  случае проведения  санитарных  рубок,
   чрезвычайных  ситуаций  и т.д.). Размер и порядок  оплаты  средств,
   составляющих восстановительную стоимость, определяются  в  порядке,
   установленном  Правительством  Санкт-Петербурга.  Размер   средств,
   составляющих  восстановительную стоимость,  не  может  быть  меньше
   цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно оплачивается  за
   аналогичные по качеству и объему услуги озеленения.
       Во   исполнение   указанной   нормы   Закона   Санкт-Петербурга
   04.10.2004    Правительством    Санкт-Петербурга    было    принято
   постановление   N  1641  "О  размере  и  порядке  оплаты   средств,
   составляющих  восстановительную  стоимость  зеленых  насаждений   в
   Санкт-Петербурге и других объектов благоустройства, находящихся  на
   территории  парков, садов, скверов, бульваров, детских и спортивных
   площадок  в  Санкт-Петербурге", пунктом 1 которого было  утверждено
   Положение   о   размере  и  порядке  оплаты  средств,  составляющих
   восстановительную  стоимость зеленых насаждений в  Санкт-Петербурге
   и   других  объектов  благоустройства,  находящихся  на  территории
   парков, садов, скверов, бульваров, детских и спортивных площадок  в
   Санкт-Петербурге (далее - Положение) (л.д. 54, 55-57, 58-62).
       Названным  выше  Законом Санкт-Петербурга были  непосредственно
   определены  плательщики, объект обложения платежом и его предельный
   минимальный  размер.  Этим  Законом Правительство  Санкт-Петербурга
   было  наделено лишь полномочием по установлению предельного размера
   и  порядка оплаты средств, составляющих восстановительную стоимость
   зеленых   насаждений   в  Санкт-Петербурге,  а   необходимость   их
   применения  в  рассматриваемом вопросе определена как  в  названном
   выше  Законе  Санкт-Петербурга, так  и  в  Федеральном  законе  "Об
   охране окружающей среды".
       Согласно пунктам 2, 3 статьи 77 Федерального закона "Об  охране
   окружающей  среды"  вред  окружающей среде,  причиненный  субъектом
   хозяйственной  и иной деятельности, в том числе на  проект  которой
   имеется   положительное  заключение  государственной  экологической
   экспертизы,  включая деятельность по изъятию компонентов  природной
   среды,    подлежит    возмещению   заказчиком   и(или)    субъектом
   хозяйственной и иной деятельности.
       Вред  окружающей  среде, причиненный субъектом хозяйственной  и
   иной  деятельности, возмещается в соответствии  с  утвержденными  в
   установленном  порядке  таксами  и  методиками  исчисления  размера
   вреда  окружающей среде, а при их отсутствии исходя из  фактических
   затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды,  с
   учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
       Уничтожение   зеленых  насаждений  является  деятельностью   по
   изъятию компонентов окружающей среды.
       В  силу  статьи  1 Закона Санкт-Петербурга "Об  охране  зеленых
   насаждений"  уничтожение  зеленых  насаждений  -  повреждение   или
   выкапывание  зеленых  насаждений, которое повлекло  их  гибель  или
   утрату в качестве элемента ландшафта.
       Согласно  пункту  1  статьи  56 Налогового  кодекса  Российской
   Федерации  льготами по налогам и сборам признаются  предоставляемые
   отдельным  категориям  налогоплательщиков  и  плательщиков   сборов
   предусмотренные  законодательством о налогах и сборах  преимущества
   по  сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов,
   включая  возможность не уплачивать налог или сбор  либо  уплачивать
   их в меньшем размере.
       Нормы   законодательства  о  налогах  и  сборах,   определяющие
   основания, порядок и условия применения льгот по налогам и  сборам,
   не могут носить индивидуального характера.
       Установление   Правительством   Санкт-Петербурга   оспариваемым
   постановлением  от  01.03.2005  N  217  льгот  по  оплате  средств,
   составляющих  восстановительную  стоимость  зеленых  насаждений   в
   Санкт-Петербурге,  путем  ее снижения на 90  процентов  от  размера
   восстановительной  стоимости,  определенного   в   соответствии   с
   постановлением  Правительства  Санкт-Петербурга  от  04.10.2004   N
   1641,   а   также   установление  Правительством   Санкт-Петербурга
   оспариваемым  постановлением от 01.03.2005 N 218  своего  права  на
   определение  оснований,  порядка  и  условий  применения  льгот  по
   оплате    установленного   законом   платежа    не    соответствует
   Федеральному  закону  "Об охране окружающей среды",  Закону  Санкт-
   Петербурга   "Об   охране  зеленых  насаждений",  общим   принципам
   налогообложения и сборов.
       Указанные льготы по названному платежу не могут устанавливаться
   постановлениями     Правительства     Санкт-Петербурга,      носить
   индивидуальный характер.
       Данный    вывод   суда   не   противоречит   правовой   позиции
   Конституционного  Суда  Российской  Федерации,  сформулированной  в
   определении  от  10  декабря 2002 года N 284-О,  о  конституционно-
   правовом  смысле  постановления Правительства Российской  Федерации
   от  28  августа 1992 года N 632 "Об утверждении Порядка определения
   платы  и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной
   среды,  размещение  отходов, другие виды вредного  воздействия"  (в
   редакции  постановления Правительства Российской  Федерации  от  14
   июня  2001  года N 463), что оно принято Правительством  Российской
   Федерации    во   исполнение   полномочий,   предоставленных    ему
   федеральным   законом,   и   предусматривает   взимание    платежей
   неналогового  характера,  сохраняет  силу  и  подлежит   применению
   судами,   другими   органами   и   должностными   лицами   как   не
   противоречащее  Конституции Российской  Федерации  с  точки  зрения
   разграничения   компетенции   между   Федеральным    Собранием    и
   Правительством   Российской   Федерации,   на   которую    ссылался
   представитель Правительства Санкт-Петербурга.
       В  соответствии  со  статьями  42,  58  Конституции  Российской
   Федерации  каждый  имеет право на благоприятную  окружающую  среду,
   каждый   обязан  сохранять  природу  и  окружающую  среду,  бережно
   относиться к природным богатствам.
       Статьей  12  Федерального закона "Об охране  окружающей  среды"
   установлено,  что  общественные и иные некоммерческие  объединения,
   осуществляющие  деятельность  в области  охраны  окружающей  среды,
   имеют  право защищать права и законные интересы граждан  в  области
   охраны окружающей среды.
       Право  и обязанность по обращению в суд заявителя ОМННО  "Совет
   Гринпис"  по указанному вопросу предусмотрены и пунктом 2.3  Устава
   этой организации.
       В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга
   "О    защите    зеленых    насаждений"    средства,    составляющие
   восстановительную   стоимость,  перечисляются   в   соответствующий
   бюджет в зависимости от вида зеленых насаждений.
       Согласно  пункту 1 статьи 10 этого Закона средства, поступающие
   в  качестве оплаты восстановительной стоимости, подлежат отдельному
   учету в доходной части бюджета Санкт-Петербурга.
       В  целях  реализации  статьи 6 названного  выше  Закона  Санкт-
   Петербурга  30  декабря  2004 года Комитет  финансов  Правительства
   Санкт-Петербурга  издал  распоряжение  N  218-р   "Об   утверждении
   Положения  о порядке зачисления в бюджет Санкт-Петербурга  средств,
   составляющих  восстановительную стоимость  зеленых  насаждений".  В
   силу  пункта  2  этого  Положения начиная с  2005  года,  средства,
   составляющие   восстановительную  стоимость   зеленых   насаждений,
   отражаются   в   бюджете   Санкт-Петербурга   по   коду   бюджетной
   классификации   811  11303020020300130  "Средства   на   возмещение
   ущерба, наносимого зеленому фонду".
       Утверждения  заявителей  о том, что установление  оспариваемыми
   нормативными  правовыми  актами льгот по  оплате  восстановительной
   стоимости  зеленых насаждений (при отсутствии расчетов  по  объемам
   недополученных  доходов Санкт-Петербурга в  связи  с  установлением
   таких  льгот  и отсутствием компенсационного источника) значительно
   уменьшило запланированные доходную и расчетную части бюджета Санкт-
   Петербурга  на  2005 год от средств, составляющих восстановительную
   стоимость  зеленых  насаждений, что привело к неполному  возмещению
   вреда  окружающей  среде, нарушило права заявителей  и  граждан,  в
   защиту  прав и интересов которых обратилась ОМННО "Совет  Гринпис",
   на    благоприятную   окружающую   среду,   материалами   дела   не
   опровергнуто.
       Не   представлено   каких-либо   убедительных   данных   в   их
   опровержение и представителем Правительства Санкт-Петербурга.
       Поскольку оспариваемые положения обжалуемых нормативно-правовых
   актов  до вынесения настоящего решения суда в течение определенного
   времени   применялись,   суд   считает   возможным   признать    их
   недействующими,  не  подлежащими применению  с  момента  вступления
   решения в законную силу.
       Исходя  из  изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 245,  246,
   251-253 ГПК РФ, суд решил:
   
       Заявление   Тимофеева   Георгия  Сергеевича,   Рыбкиной   Елены
   Владимировны,    Бабанина   Игоря   Валентиновича    и    отделения
   международной   неправительственной   некоммерческой    организации
   "Совет Гринпис" удовлетворить.
       Признать  недействующими с момента вступления  решения  суда  в
   законную  силу  постановление Правительства Санкт-Петербурга  от  1
   марта  2005 года N 217 "Об уменьшении размера средств, составляющих
   восстановительную  стоимость зеленых насаждений в Санкт-Петербурге"
   постановление Правительства Санкт-Петербурга от 1 марта  2005  года
   N  218  "О внесении изменения в постановление Правительства  Санкт-
   Петербурга  от  04.10.2004 N 1641", абзац 2 пункта 10  Положения  о
   размере  и  порядке  оплаты средств, составляющих восстановительную
   стоимость  зеленых насаждений в Санкт-Петербурге и других  объектов
   благоустройства, находящихся на территории парков, садов,  скверов,
   бульваров,   детских  и  спортивных  площадок  в  Санкт-Петербурге,
   утвержденного  постановлением Правительства Санкт-Петербурга  от  4
   октября  2004  года  N  1641 "О размере и порядке  оплаты  средств,
   составляющих  восстановительную  стоимость  зеленых  насаждений   в
   Санкт-Петербурге и других объектов благоустройства, находящихся  на
   территории  парков, садов, скверов, бульваров, детских и спортивных
   площадок  в  Санкт-Петербурге" в части слов  "В  случае  проведения
   отдельных  работ,  имеющих  повышенную  социальную  значимость  для
   жителей   Санкт-Петербурга,   размер  восстановительной   стоимости
   зеленых  насаждений может быть уменьшен на основании  постановления
   Правительства Санкт-Петербурга".
       Сообщение  о  данном решении подлежит опубликованию  в  журнале
   "Вестник  Администрации Санкт-Петербурга" после вступления  решения
   в законную силу.
       Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Верховный Суд
   Российской Федерации.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
10.09.2016
USD
64.16
EUR
72.34
CNY
9.61
JPY
0.63
GBP
85.26
TRY
21.66
PLN
16.71
Разное